еевна
вышла из кожуха, как из пропасти; тут же к ним ко столу пришла, молоду
Касьяну поклоняется без стыда, без сорому, а грех свой на уме держит. Калики
с Касьяном собрались и в путь пошли до своего монастыря Боголюбова и до
пустыни Ефимьевы.
---
Эта поэма носит на себе характер легенды и замечательна по противоречию
тона первой ее половины с тоном последней: там калики - сущие сорванцы,
"орут, рявкают, прошают милостыню"; тут они - если не грациозны, мужиковаты,
зато кротки и очестливы. В Касьяне выражена идея человека, освятившегося
страданием от неправого наказания; в его великодушном поступке с
Апраксеевною есть что-то умиряющее душу. Только одна Апраксеевна осталась в
своем прежнем характере: молоду Касьяну поклоняется без стыда, без сорому, а
грех свой на уме держит...
---
По саду, саду, по зеленому, ходила, гуляла молода княжна Марфа
Всеславьевна, она с камени скочила на лютого на змея; обвивается лютый змей
около чебота зелен сафьян, около чулочика шелкова, _хоботом_ бьет по белу
стегну. А втапоры княгиня понос понесла, а понос понесла и дитя родила; (а)
и на небе просвети светел месяц, а в Киеве родился могуч богатырь, как бы
молодой Волх Всеславьевич: подрожала сыра земля, сотряслося славно царство
Индийское, а и сине море сколебалося для ради рожденья богатырского, молода
Волха Всеславьевича; рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в
небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки,
медведи по ельникам, соболи и куницы по островам...
Это начало поэмы есть высочайший зенит, крайняя апогея, до какой только
достигает наша народная поэзия; это апофеоза богатырского рождения, полная
величия, силы и того размашистого чувства, которому море по колено и которое
есть исключительное достояние русского народа {152}. Мы не будем
пересказывать всей этой поэмы, потому что не найдем в ней, как и в прежних,
никакого определенного идеала народной фантазии. По-прежнему это - _что-то_
силящееся стать образом и все остающееся символом; сквозь произвольную и
узорочную ткань этого "что-то" брезжится, как искра во тьме, призрак мысли,
но никак не может разгореться в светлое пламя. Волх - и богатырь и колдун;
оборотившись горностаем, он сбегал в царство Индийское, "у тугих луков
тетивки накусывал, у каленых стрел железны повынимал, у того ружья, ведь у
огненного кременья и шомполы повыдергал, и все он в землю закопывал"
{Позднейшая прибавка и, вероятно, самого собирателя, то есть Кирши
Данилова.}. Обернувшись ясным соколом, полетел к своей дружине хорабрыя,
повел ее в царство Индийское - стена стоит; Волх оборотил своих молодцов
мурашиками, велел им всех поголовно бить в царстве Индийском, и только на
семя оставить по выбору семь тысячей душечки красны девицы. Пришедши к царю
индийскому, Салтыку Ставрульевичу, говорил ему таково слово: "А и вас-то,
царей, не бьют, не казнят"; ухватя его, ударил о кирпищат пол, расшиб его в
крохи... И тут Волх сам царем насел, взявши царицу Азвяковну, молоду Елену
Александровну, а и то его дружина хорабрая на тех девицах переженилися.
Вообще, идеал русского богатыря - физическая сила, торжествующая над
всеми препятствиями - даже над здравым "смыслом. Коли уж богатырь - ему все
возможно, и против него никто не устоит; об стену лбом ударится - стена
валится, а на лбу и шишки нет. Героизм есть первый момент пробуждающегося
народного сознания жизни, а дикая животная сила, сила железного кулака и
чугунного черепа - первый момент народного сознания героизма. Оттого у всех
народов богатыри целых быков съедают, баранами закусывают, а бочками
сороковыми запивают. Но народ, в жизни которого развивается общее, идет
далее, - и просветление животной силы чувством долга, правды и доблести
бывает вторым моментом его сознания героизма. Наши народные песнопения
остановились пока на первом моменте и дальше не пошли. И потому наши
богатыри - тени, призраки, миражи, а не образы, не характеры, не идеалы
определенные. У них нет никаких понятий о доблести и долге, им всякая служба
хороша, для них всякая удаль - подвиг: и целое войско побить, конем
потоптать, и единым духом выпить полтора ведра зелена вина и турий рог меду
сладкого в полтретья ведра, и настрелять к княженецкому столу гусей, белых
лебедей, перелетных малых серых уточек, и стольничать, и приворотничать... А
между тем в этих неопределенных, диких и безобразных образах есть уже начало
духовности, которой недоставало только исторической жизни, идеального
развития, чтоб возвыситься до мысли и возрасти до определенных образов, до
полных и прозрачных идеалов: мы разумеем эту отвагу, эту удаль, этот широкий
размет души, которому море по колено, для которого и радость и горе - равно
торжество, которое на огне не горит, в воде не тонет, - этот убийственный
сарказм, эту простодушно-язвительную иронию над жпзнию, над собственною и
чужою удалью, над собственною и чужою бедою, эту способность не торопясь, не
задыхаясь, воспользоваться удачею и так же точно поплатиться счастием и
жизнию, эту несокрушимую мощь и крепость духа, которые - повторяем - есть
как бы исключительное достоинство русской натуры... {153} Русская поэзия,
как и русская жизнь (ибо в народе Жизнь и поэзия - одно), до Петра Великого
есть тело, полное избытком органической жизни, крепкое, здоровое, могучее,
великое, вполне способное, вполне достойное быть сосудом необъятно великой
души, но - тело, лишенное этой души и только ожидающее, ищущее ее... Петр
вдунул в него душу живу - п замирает дух при мысли о необъятно великой
судьбе, ожидающей народ Петра...
---
Собирался царь Саул Леонидович за сине море, в дальню орду, в половецку
землю - брать дани и невыплаты; прощался он с царицей на двенадцать лет,
оставлял ее черевасту и наказывал: буде дочь родится - воспоить, воскормить,
замуж отдать, а любимого зятя за ним послать; а буде сын родится - воспоить,
воскормить и за ним послать. Родился у царицы сын Константинушко, растет не
по дням, по часам, а который _ребенок двадцати годов_, он, Константинушко,
семи годов. Присадила его матушка учиться, скоро ему грамота далася и писать
научился. Стал он, Константинушко, по улицам похаживати, стал с ребятами
шутку шутить с усатыми, бородатыми, он шутку шутит не но-ребячью, а творки
творил не по маленьким: которого возьмет за руку, из плеча тому руку
выломит; и которого заденет за ногу, по ... ногу оторвет прочь; и которого
хватит поперек хребта, тот кричит, ревет, окарачь ползет, без головы домой
придет. Князи, бояра дивуются, и все купцы богатые: а что это у нас за урод
растет?.. {154} Стали на него царице жалобу творить, а царица стала его
журить, бранить, а журить, бранить - на ум учить смиренно жить.
(Он спрашивает у матери, есть ли у него батюшка; мать рассказывает ему
все дело; много царевич не спрашивает: вышел на крылечко, закричал коня
оседлать - да и был таков. На пути он перебил войско татарское - царя
Кунгура Самородовича.)
И поехал Константинушко ко городу Угличу; он бегает, скачет по чисту
полю, _хоботы_ метает по темным лесам, спрашивает себе сопротивника, сильна,
могуча богатыря, с кем побиться, подраться и поратиться. А углицки мужики
были лукавые: город Углич крепко заперли, а сами со стены Константинушку
обманывают: "Гой еси, удалой молодец! поезжай ты под стену белокаменну, а и
нету у нас царя в Орде, короля в Литве, мы тебя поставим царем в Орду,
королем в Литву". У Константинушки умок молодешенек, зеленешенек - сдавался
на их слова прелестные: подъезжал он под стену, а мужики углицки крюки да
багры закинули и его, молодца, и с конем подымали на стену высокую; связали
да и засадили в погреба глубокие, запирали дверями железными, засыпали
хрящом, пески мелкими. Царь Саул воротился в свое царство Алыберское, узнал,
в чем дело, поскакал в Углич, а те же мужики-угличи, _извозчики_, с ним
ехавши, рассказывают, какого молодца засадили, и приметки его поведают. Царь
упрекает их, что не спросили ни дядины, ни отчины и посадили в подвалы
глубокие - а он-де у Кунгура немало силы перебил - можно за то вам его
благодарити и пожаловати. Когда Саулу выдали его сына, он спросил заплечного
мастера и приказал главных мужиков в Угличе казнити и вешати. Приехал Саул с
сыном домой - не пива у царя варить, не вина курить, пир пошел на радостях.
---
Следующая песня отличается каким-то поэтически унылым тоном. Содержание
ее состоит в том, что добрый молодец, переехав через реку Сомородину, похаял
ее; река провещала ему человеческим голосом, как бы душою красной девицей,
что он забыл на том берегу два ножа булатные; когда он вновь переправлялся,
река Сомородина потопила его, отвечая на его мольбы, что не она топит его,
_молодца безвременного_, а топит-де тебя похвальба твоя, пагуба. Вот начало
этой наивной и грустной песни:
Когда было молодцу пора, время великое, честь-хвала молодецкая: господь
бог миловал, государь-царь жаловал, отец, мать молодца у себя во любви
держат, а и род, племя на молодца не могут насмотретися; соседи ближние
почитают и жалуют; друзья и товарищи на советы съезжаются, совету
советывать, крепку думушку думати они про службу царскую и службу воинскую.
Скатилась ягодка с сахарного деревца, отломилась веточка от кудрявыя от
яблони; отстает добрый молодец от отца, сын от матери; а ныне уж молодцу
безвременье великое: господь бог прогневался, государь-царь гнев возложил,
отец и мать молодца у себя не в любви держат, а и род, племя молодца не
могут и видети; соседи ближние не чтут, не жалуют, а друзья и товарищи на
совет не съезжаются, {155}. А ныне уж молодцу кручина великая и печаль
немалая. Со кручины-до молодец, со печали великий, пошел он на свой на
конюшенный двор, брал добрый молодец он добра коня стоялого, поехал добрый
молодец на чужу, дальню сторону.
Как гармонирует грустное окончание этой поэмы с ее грустным началом!..
И вот мы кончили весь цикл собственно богатырских сказок, чуждых
всякого исторического значения. Теперь нам следует приступить к лучшему,
благоуханнейшему цвету народных поэм - поэм Великого Новагорода, этого
источника русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни.
Новогородских поэм немного - всего четыре; но эти четыре стоят всех, как по
преимущественно поэтическому достоинству, так и по субстанциальности своего
содержания. Они - ключ к объяснению всей народной русской поэзии, равно как
и к объяснению характера быта русского. После них мы приступим к обозрению
сказок собственно так называемых, потом к песням историческим, казацким
{156}, разбойничьим, а наконец уже к семейным и обрядным; все это сделаем мы
в четвертой и последней нашей статье, которую, по недостатку места и
значительной величине настоящей статьи, отлагаем до следующей книжки
"Отечественных записок". Мы уверены, что высокий интерес предмета нашей
статьи -русская народная поэзия, на которую доселе еще не обращалось
должного внимания, - извинит в глазах читателей нашу невольную отсрочку
окончания статьи.
СТАТЬЯ IV-Я И ПОСЛЕДНЯЯ
Цикл новогородских поэм очень не обширен: их всего четыре. Две из них
посвящены одному герою, другие две - другому герою; следовательно, четыре
поэмы воспевают только двух героев. Бедность поразительная! Но, вникнув в их
дух и содержание, мы увидим, что перед ними бедна вся остальная сказочная
поэзия русская; увидим мир новый и особый, служивший источником форм и
самого духа русской жизни, а следовательно, и русской поэзии. Новгород был
прототипом русской цивилизации и вообще форм общественной и семейной жизни
древней Руси. Все это яснее можно видеть из новогородских поэм; почему и
приступаем немедленно к изложению их содержания, которое должно снабдить нас
данными для суждений и выводов.
---
Во славном Великом Новеграде, а и жил Буслай до девяноста лет, _с Новым
городом жил, не перечился, со мужики новогородскими поперек словечка не
говаривал_. Живучи Буслай состарелся, состарелся и переставился; после его
веку долгого оставалося его житье-бытье и все имение дворянское; оставалася
матера вдова Амелфа Тимофеевна и оставалося чадо милое - молодой сын Василий
Буслаевич. Будет Васинька семи годов, отдавала матушка родимая учить его во
грамоте, а грамота ему в наук пошла; присадила пером его писать, письмо
Василью в наук пошло; отдавала петью учить церковному, - петье Василью в
наук пошло. А и нет у нас такого певца во славном Новегороде супротив
Василья Буслаева. Повадился ведь Васька Буслаевич со пьяницы, со безумницы,
с веселыми удалыми добры молодцы, допьяна уж стал напиватися, а и ходя в
городе уродует: которого возьмет он за руку, из плеча тому руку выдернет;
которого заденет за ногу, то из ... ногу выломит; которого хватит поперек
хребта, тот кричит, ревет, окарачь ползет. Пошла-то жалоба великая: а и
мужики новогородские, _посадские, богатые_, приносили жалобу великую матерой
вдове Амелфе Тимофеевне на того на Василья Буслаева. А и мать-то стала его
журить, бранить, журить, бранить, его на ум учить, - журьба Ваське не
взлюбилася; пошел он, Васька, во высок терем, садился на ременчат стул,
писал ярлыки скорописчаты - от мудрости слово поставлено: "Кто хощет пить и
есть из готового, валися к Ваське на широкий двор - пей и ешь готовое и носи
платье разноцветное". А втапоры поставил Васька чан середи двора, наливал
чан полон зелена вина, опущал он чару в полтора ведра. Во славном было во
Новеграде, грамотны люди шли, прочитали те ярлыки скорописчаты, пошли к
Ваське на широкий двор, к тому чану, зелену вину. Вначале был Костя
Новоторженин: Василий тут его опробовал - стал его бити по буйной голове
червленым вязом во двенадцать пуд: _стоит тут Костя не шевельнется, и на
буйной голове кудри не тряхнутся_. И назвал Васька его, Костю, своим братом
названыим - паче брата родимого. А и мало время позамешкавши, пришли Лука и
Моисей - дети боярские, а Василий молодой сын Буслаевич тем молодцам стал
радошен и веселешенек. Пришли тут мужики _Залешана_ (?) - и _не смел Васька
показатися к ним_. Еще тут пришло _семь братов Сбродовичи_ - собиралися,
сходилися тридцать молодцов без единого, - он сам Василий тридцатый стал.
Какой зайдет - убьют его, убьют его, за ворота бросят. Послышал Васинька: у
мужиков новогородскиих _канун варен, пива ячные_; пошел Василий с дружиною,
пришел во _братчину в Никольщину_. "Не малу мы тебе сыпь {157} (?) платим:
за всякого брата по пяти рублев" {158}. А и тот-то _староста церковный_
принимает их во братчину в Никольщину; а и зачали они тут канун варен пить,
а и те-то пива ячные.
(Васька и его молодцы бросаются на _царев кабак_, - и все они
возвращаются в Никольщину _добре пьяны_.)
А и будет день к вечеру; от малого до старого начали уж ребята
боротися, а в ином кругу в кулаки бьются; от тое борьбы от ребячия, от того
бою от кулачного началася драка великая; молодой Василий стал драку
разнимать, а иной дурак зашел с носка, его по уху оплел; а и тут Василий
закричал громким голосом: "Гой еси ты, Костя Новоторженин, и Лука, Моисей,
дети боярские! уже Ваську меня бьют".
Васькины молодцы пошли на выручку: много народу перебили до смерти,
больше того переуродовали. Тогда Васька вызывает новогородских мужиков на
великий заклад: "Напущаюсь-де я на весь Новгород битися, дратися, со всею
дружиною хораброю"; если возьмет сторона мужицкая, - Васька платит мужикам
дани, выходы по смерть свою, на всякий год по три тысячи; буде же его
сторона одолеет, - мужики платят ему такую же дань. И в том договоре руки
они подписали. Василий Буслаев начал с своими молодцами одолевать
противников; тогда мужики новогородские бросились с дорогими подарками к
Васькиной матушке: "Уйми-де свое чадо милое, Василья Буслаевича". Тут
является на сцену совершенно новое и до крайности странное лицо -
_девушка-чернавушка_; по приказанию Амелфы Тимофеевны, прибежала
_девушка-чернавушка_, сохватала Ваську за белы руки, _притащила_ его к
матушке на широкий двор; а и та старуха неразмышлена посадила его в погреба
глубокие, затворяла дверьми железными, запирала замки булатными. Между тем
дружина Васькина бьется с утра до вечера - и ей становится уж невмочь;
увидев _девушку-чернавушку_, пошедшую на Волхов за водой, молодцы взмолились
ей: "Не подай нас у дела ратного, у того часу смертного". И тут
_девушка-чернавушка_ бросала она ведро _кленовое_, брала коромысло
_кипарисово_, коромыслом тем стала она помахивати по тем мужикам
новогородскиим; перебила уж много до смерти; и тут девка запыхалася,
побежала к Василью Буслаеву, срывала замки булатные, отворяла двери
железные: "А и спишь ли, Василий, или так лежишь? твою дружину хорабрую
мужики новогородские всех перебили, переранили, булавами буйны головы
пробиваны". Ото сна Василий пробуждается, он выскочил на широкий двор, - не
попала палица железная, что попала ось тележная, - побежал Василий по
Новугороду, по тем по широким улицам;, стоит тут _старец-пилигримища_, на
могучих плечах держит колокол, а весом тот колокол во триста пуд; кричит тот
старец-пилигримища: "А стой ты, Васька, не попархивай, молодой глуздырь, не
полетывай: из Волхова воды не выпити, в Новеграде людей не выбити; есть
молодцов супротив тебя, стоим мы, молодцы, не хвастаем". Говорил Василий
таково слово: "А и гой еси, старец-пилигримища! а и бился я о велик заклад
со мужики новогородскими, _опричь почестного монастыря, опричь тебя,
старца-пилигримища; во задор войду - тебя убью_!" Ударил он старца в колокол
а и той-то осью тележною, - качается старец, не шевельнется; заглянул он,
Василий, старца под колокол, _а и во лбе глаз - уж веку нету_! Пошел
<молодец> по Волх-реке, завидели добрые молодцы молода Василья Буслаева, - у
ясных соколов крылья отросли, у них-то, молодцов, думушки прибыло.
Мужики новогородские побиты - они покорилися и помирилися; насыпали
чашу чистого серебра, а другую чистого золота; пошли ко двору дворянскому, к
матерой вдове Амелфе Тимофеевне, бьют челом, поклоняются: "О сударыня
матушка, принимай ты дороги подарочки, а уйми свое чадо милое, молода
Василья со дружиною; а и рады мы платить на всякий год по три тысячи, на
всякой год будем носить: с хлебников по хлебину, с калачников - по калачику,
с молодиц - повенечное, с девиц - повалешное, со всех людей со ремесленных,
_опричь попов и дьяконов_..."
Амелфа Тимофеевна посылает девушку-чернавушку привести Василья с
дружиною; бежавши та девка запыхалася, нельзя пройти девке по улице, что
_полтеи_ {159} (?) по улице валяются тех мужиков новогородскиих. Прибежала
девушка-чернавушка, сохватила Василья за белы руки, а стала ему
рассказывати, что-де мужики новогородские принесли к его матушке дороги
подарочки и записки крепкие. Повела девка Василья со дружиною на тот на
широкий двор, привела-то их к зелену вину, а сели они, молодцы, во един
круг, выпили ведь по чарочке зелена вина, со того уразу молодецкого от
мужиков новогородскиих. Вскричат тут ребята зычным голосом: "_У мота и у
пьяницы_, у молода Василья Буслаевича, не упито, не уедено, вкрасне хорошо
не ухожено, а цветного платья не уношено, а увечье навек залечено". И повел
их Василий обедати к матерой вдове Амелфе Тимофеевне; втапоры мужики
новогородские - приносили Василью подарочки, вдруг _сто тысячей_, - и затем
у них мирова пошла; а и мужики новогородские покорилися и сами поклонилися.
---
Не говоря уже о том, что в этой поэме очень много - по крайней мере
сравнительно с прежними - поэзии и силы в выражении, - в ней есть еще не
только мысль, но и что-то похожее на идею. Эту поэму должно понимать как
мифическое выражение исторического значения и гражданственности Новагорода.
История Новагорода не могла дать содержания для чисто исторической поэмы;
или, лучше сказать, государственная идея Новагорода не могла выразиться в
историческо-поэтической форме и по необходимости должна была ограничиться
смутными, неопределенными и дикими мифическими полуобразами, очерками и
намеками. Точность и определенность - одни из главнейших и необходимейших
качеств и условий истинной поэзии; но эти качества зависят от одного
содержания: чем содержание существеннее, действительнее, субстанциальнее,
тем и форма точнее и определеннее, образы яснее, живее и полнее. Всякая
народная поэзия начинается мифами; но и мифы могут иметь свою ясность,
определенность и, так сказать, прозрачность: только для этого необходимо,
чтоб выражаемое ими содержание было общечеловеческое и заключало в себе
возможность дальнейшего диалектического развития, а следовательно, и
возможность служить содержанием для поэзии, развившейся и возросшей до своей
апогеи - до художественности. Новогородская жизнь была _каким-то_ зародышем
_чего-то_, по-видимому, важного; но она и осталась зародышем _чего-то_:
чуждая движения и развития, она кончилась тем же, чем и началась - _чем-то_,
а _что-то_ никогда не может дать определенного содержания для поэзии и по
необходимости должно ограничиться мифическими и аллегорическими полуобразами
и намеками. Новгород, вероятно, был колониею Южной Руси, которая была
первоначальною и коренною Русью {160}. Колонии народов, находящиеся на
низкой степени гражданственности, всегда бывают цивилизованнее своих
метрополий: они составляются из самой предприимчивой части народа, которая,
переселившись на новую почву и под новое небо, поневоле отрешается от
ограниченности прежнего быта, открывает новые источники жизни, указываемые
новою страною, и, удерживая много от духа прежней родины, много и изменяет в
своем характере. Почва Новагорода бедная, болотистая, климат холодный; это
обстоятельство, в соединении с соседством немцев, и направило поневоле
деятельность новогородцев на торговлю: по невозможности быть земледельцами,
они оторвались от общего славянского быта и сделались купцами; соседство же
с немцами еще более способствовало развитию их предприимчивости. Но,
сделавшись купеческим городом, Новгород отнюдь не сделался {161}
муниципальным городом, - и новогородцы, сделавшись купцами, отнюдь не
сделались гражданами торговой республики: у них не было цехов, не было
определенного разделения классов, которые составляют основание торговых
государств, не было ни малейшего понятия о праве личном, общественном,
торговом. Там все были купцами случайно и торговали на авось да наудачу,
по-азиатски. Дух европеизма всему определял значение, всему указывал место,
все силился освободить от случайности и подвести под общие, неизменные и
определенные условия необходимости; все подчинял системе, ремесло возвышал
до искусства, из искусства делал науку. Ничего этого не было и тени в
основах новогородской гражданственности. Внешние обстоятельства были
причиною ее возникновения: внешние обстоятельства и докончили ее. Бессилие
разъединенной Руси дало Новугороду укрепиться, а соединение Руси в одну
державу, без борьбы и особенных усилий {162}, ниспровергло его. И если б
Москва допустила существование Новагорода, - он пал бы сам собою и стал бы
легкою добычею Польши или Швеции. Что не развивается, то не живет, а что не
продолжает жить, то умирает: таков мировой {163} закон всех гражданских
обществ. В Новегороде не было зерна жизни, не было развития, а потому,
повторяем, из него ничего не могло выйти, и он никогда не был
органически-историческим {164} обществом, у которого бы могла быть история,
а следовательно, и поэзия.
Но, с другой стороны, нельзя не признать Новагорода весьма
примечательным явлением, имевшим важное влияние даже на Московское царство.
Торговля родила в Новегороде богатство, а богатство породило дух какого-то
самодовольствия, приволья, удальства, отваги, молодечества. Вследствие этого
в Новегороде образовался род какой-то странной и оригинальной
гражданственности; явилась аристократия богатства, с особенными формами
жизни, своим церемониалом, своими общественными нравами и обычаями, своею
общественною исемейною нравственностию. Все это, вместе взятое, сделалось
типом русского быта. Новгород был богат, силен и славен на Руси, в то время
когда Русь была бедна и бессильна, когда в ней не было никакой
общественности, никакой гражданственности, когда в ней было не до прохлады,
не до роскоши, не до удальства и разгула: ее терзали сперва междоусобия,
потом татары. Теперь очень понятно, что Новгород для тогдашней Руси был тем
же, чем теперь Париж для Европы. Новгород был городом аристократии, в смысле
сословия, которое, много имея денег, много и тратило их на свои прихоти:
аристократия без денег нигде и никогда не бывала, и если выскочек называют
мещанами в дворянстве, то бедных аристократов должно называть дворянами в
мещанстве. Богатство родит множество нужд и прихотей, страсть к удобству и
уважение к приличию, и если оно не в состоянии возвысить душу, от природы
низкую, то всегда может смягчить внешнюю грубость, дать душе больший простор
и полет в сфере житейского и общественного образования, потому что богатство
освобождает человека от низких нужд, забот и работ жизни. И потому мы
думаем, что русский этикет, свадебные и другие обряды образовались
первоначально в Новегороде и оттуда, вместе с венецианскими и немецкими
товарами, разлились и распространились по всей Руси. Мы здесь разумеем
собственно Северную Русь, бедную и грубую, центром которой был сперва
Владимир на Клязьме, а после Москва. Северная Русь резко отделилась от
Южной, превратившейся впоследствии в Малороссию; Червонная Русь, более
близкая к Киевско-Нерниговской, также не имела ничего общего с Северною.
Явно, что тип общественного быта Северной Руси образовался и развился в
Новегороде. Лучшим доказательством этому могут служить все поэмы, в которых
упоминается о великом князе Владимире и которые мы разбирали в предыдущей
статье: в них нет ничего, принадлежащего и свойственного южнорусской поэзии,
в них нет ничего общего ни в изобретении, ни в колорите с "Словом о полку
Игореве". Напротив, в них все новогородское: и изобретение, и выражение, и
тон, и колорит, и замашка, и, наконец, эти герои-богатыри из _купцов_, как
Иван Гостиный сын и другие. "Василий Буслаев" явно новогородская поэма - в
этом не может быть ни малейшего сомнения; но сличите эту поэму со всем
циклом богатырских сказок времен Владимира, - и увидите, что как та, так и
другие как будто сочинены одним и тем же лицом. Это показывает, что они все
действительно сложены в Новегороде, - и богатырские сказки о Владимире
Красном солнышке были не чем иным, как воспоминанием новогородца о своей
прежней родине. Изменившись и выродившись, из земледельца или ратника Южной
Руси, став новогородским купчиною, новогородец воскресил смутные предания о
первобытной родине по идеалу современного ему быта своей новой и настоящей
отчизны. И потому из предания он взял одни имена и некоторые смутные образы,
- и Владимир Красно солнышко является у него таким же смутным воспоминанием,
как и Дунай сын Иванович, берега которого тоже были некогда его отчизною. Но
Дунай и остался в его песнях мифическим воспоминанием; а Владимир великий
князь киевский стольный превратился в поэмах новогородца в какого-то
купчину, гостя богатого, и по речам, и по манерам, и по складу ума. Оттого
же и княгиня Апраксеевна, равно как и все героини киршевых поэм, так похожи
на купчих: их иначе и нельзя представить, как в жемчугах, с повязанными
головами, разбеленных, нарумяненных, с черными зубами и с чарами зелена вина
в руках; _они по двору идут - будто уточки плывут, а по горенке идут -
частенько ступают, а на лавицу садятся - коленцо жмут, - а и ручки беленьки,
пальчики тоненьки, дюжина из перстов не вышли все_...
Но не по одному этому влиянию на Русь замечателен Новгород: он и сам по
себе есть интересное явление с своим меньшим братом, Псковом. Это какой-то
неразвившийся, но большой зародыш чего-то, какая-то неудавшаяся, но
размашистая попытка на что-то. По преобладанию восточного элемента, все
славянские народы являли собою одни зачатки жизни, которым не суждено было
развиться во что-нибудь действительное и определенное из самих себя,
собственною самодеятельностию, не приняв в себя общечеловеческих элементов
европейского духа. Повторяем: Новгород был не республикою, как думают
некоторые из наших так называемых историков, а скорее карикатурою на
республику. Ничем нельзя так хорошо охарактеризовать Новагорода, как его же
собственным прозванием, простодушным и бессознательным, но метким и верным:
_новогородская вольница_. Где нет права и закона, нет развившихся из жизни
государственных постановлений, там пет и свободы, нет граждан, а есть
вольность и _вольница_, которые, в отношении к личной безопасности и
независимости индивидуумов, ничем не лучше азиатского деспотизма, если еще
не хуже: известно, что вече великого господина Новгорода часто оканчивалось
кровавым самоуправством невежественной черни, а спокойствие города нередко
нарушалось самыми бессмысленными мятежами. В Новгороде не было
представительности: толпа невежественная и дикая безусловно владычествовала
на вече. Но Новгород был богат и знал это; новогородцы были полны отваги и
удали и говорили: "Кто против бога и великого Новагорода!" Святая София была
его покровительницею, и в ее храме хранилась грамота Ярослава. Новогородцы
по-своему любили Новгород и гордились им. Вечевой колокол - символ их
политического значения, был для них дорог, и, рыдая, провожали они его в
Москву... Новгород не был государством, но в нем были зачатки
государственной жизни, - и потому он был явлением неопределенным, странным
_чем-то_ и в то же время _ничем_; это был инфузорий государственной жизни,
но не государство. Проблескивало в его жизни что-то и размашистое и
грандиозное, но только проблескивало и, мгновенно поразив зрение, тотчас же
исчезало, подобно миражам и блуждающим огням...
Такова была историческая действительность Новагорода; такова и его
поэзия: никакие летописи, никакие исторические изыскания не могут так верно
выразить смутного его существования, как его поэзия. Начнем с "Василья
Буслаева": это - апофеоза Новагорода, столь же поэтическая, удалая,
размашистая, сильная, могучая и столь же неопределенная, дикая, безобразная,
как и он сам. С самого начала поэмы вы видите существование в Новегороде
двух сословий - аристократии и черни, которые не совсем в ладу между собою.
Как бы в похвалу Буслаю, отцу Василья, говорится, что он "с Новым городом
жил, не перечился, со мужики новогородскими поперек словечка не говаривал".
Да и как не хвалить за это: из чего же и ссориться было сему благородному
дворянину со мужики новогородскими? В Риме вражда между патрициями и
плебеями имела свои важные причины: {165} первые возникли и образовались из
племени завоевателей, вторые - из племени побежденного и завоеванного: {166}
вот первый исходный пункт вражды двух сословий. Далее: патриции образовывали
собою правительственную корпорацию; в их руках была высшая государственная
власть; они были полководцами и сенаторами, из них преимущественно
выбирались консулы и диктаторы; вообще, сословие патрициев пользовалось
большими правами, которые составляли часть коренных государственных законов,
владели большими имениями: а народ был беден и правами и полями, ему
предоставлено было только лить кровь за отечество и повиноваться его
законам. Наконец, патриций считал себя существом высшим плебея и гнушался
вступить с ним в родство или допустить его в свое общество. Патриций
оскорблял плебея и самым превосходством своим в образовании. Все это
поддерживало борьбу, бывшую источником римской истории и причиною ее
колоссального развития. Но в Новегороде дворянам и боярам не из чего было
перечиться с мужиками, а мужикам не из чего было враждовать против дворян и
бояр: при равенстве прав, или совершенном отсутствии прав с той и другой
стороны, и при равенстве образования, или при совершенном отсутствии всякого
образования с той и другой стороны, там только бедный мог завидовать
богатому, а не мужик дворянину, ибо там и мужик мог быть богаче боярина и
потому больше его иметь весу на вольном вече. Но тут была боярская
бессмысленная спесь, которая основывалась не на превосходстве образования,
общественного или умственного, не на праве заслуги, а на пергаментных
грамотах; спесь с одной стороны вызывала вражду с другой; а как неважные
причины родят неважные следствия, то вражда и разрешалась кулачными боями и
телесным увечьем. Василий Буслаев есть представитель аристократической
партии в Новегороде: он человек превосходно образованный - умеет читать,
писать и петь: чего же больше?.. Повадился он со пьяницы, со безумницы; но
быль молодцу не укора, тем более что общественная нравственность Новагорода
отнюдь не презирала этих господ, потому что они были не только пьяницы,
безумницы, но и "веселые, удалые _добры молодцы_". Костя Новоторженин должен
быть не из дворян, а из купчин; выдержав экзамен Васьки, то есть удар по
голове червленым вязом во двенадцать пуд, он делается его братом названыим:
вот вам и символ единства и родства высшего и низшего сословий в
политической организации Новагорода! Лука и Моисей - два боярченка; Василий
особенно "стал радошен и веселешенек" их приходу: это своя братия -
аристократы... Но что за мужики Залешана, не раз упоминаемые в киршевых
поэмах, - неизвестно; и почему Васька, никого не трусивший, не посмел им
показаться, хоть они и пришли к нему на двор, где он беседовал за чаном
зелена вина с своею ватагою, - тоже темно и неопределенно. Не менее
загадочны и братья Сбродовичи, не раз упоминавшиеся и в прежних поэмах: о
них, как и о мужиках залешанах, можно сказать с достоверностию только, что
они - новогородцы. Что за братчина Никольщина, где на складчину пьют канун
варен и пива ячные, - тоже загадка {167}. Драка началась не из ссоры:
побывав в кабаке, молодцы Василья начали "боротися, а в ином кругу в кулаки
битися"; начали за здравие, а свели за упокой, по русской пословице;
следовательно, не вражда между сословиями, а то, что руки расчесались и
плечи расходились - произвело нецивилизованную драку. Вызов Васьки мужиков
новогородских на бой с его дружиною о велик заклад прекрасно характеризует
новогородскую удаль и молодечество; в его условии с ними, к которому были
"подписаны руки" с обеих сторон, промелькивает коммерческая цивилизация
Новагорода. В жалобе мужиков, приносимой к матери Васьки, и скорой расправе
матери с сыном вполне выражается патриархально-семейное основание
гражданского быта того времени; а "дороги подарочки", представленные матерой
вдове Амелфе Тимофеевне при жалобе на сына, показывают ясно, что и в
новогородской республике без "подарочков" никакая просьба не обходилась.
_Девушка-чернавушка_ упоминается и в некоторых других русских сказках;
следовательно, она должна иметь какое-нибудь значение, но какое именно -
нельзя понять. Для нас эта _девушка-чернавушка_, которая хватает Ваську за
белы руки и, как ребенка, тащит в погреба глубокие, а потом кипарисовым
коромыслом побивает мужиков новогородских, сшибает замки булатные, ломает
двери железные и освобождает Василья, - для нас она не имеет никакого
смысла. Замечательно, что эта _девушка-чернавушка_ явно держит сторону
Василья и его молодцов, и только в качестве служанки его матери, обязанной
повиноваться своей госпоже, действует она против Василья. Встреча
освобожденного из подвала Василья с старцем-пилигримищем есть лучшее место в
поэме. Этот старец-пилигримище есть поэтическая апофеоза Новагорода,
поэтический символ его государственности. Старец держит на могучих плечах
колокол в триста пуд; он холодно и спокойно, как голос уверенного в себе
государственного достоинства, останавливает рьяность Буслаева: "Из Волхова
воды не выпити, в Новегороде людей не выбити: есть молодцов супротив тебя,
стоим мы, молодцы, не хвастаем". В ответе Василья видны привилегии духовного
сословия и уважение Буслаева к идее Новагорода, однако же побеждаемое
неукротимостию его молодечества: "Бился я о велик заклад со мужики
новогородскими, _опричь
почестного
монастыря,
опричь
тебя
старца-пилигримища; во задор войду - и тебя убью_!" Васька ударяет тележною
осью по голове старца: _качается {168} старец, не шевельнется; заглянул он,
Василий, старца под колокол: а и во лбе глаз - уж веку нету_... Хоть слова
_качается_ и _не шевельнется_ и кажутся противоречием друг другу, однако в
них нет противоречия, а только неточность выражения: слово _качается_ должно
относить к колоколу, а _не шевельнется_ - к старцу, образу Новагорода. _А и
во лбе глаз - уж веку нету_ - указывает на мистическую древность
исторического существования Новагорода. Вообще, этот образ Новагорода дышит
какою-то грандиозностию, силою и поэзиею; но в то же время он странен, дик,
неопределен, - словом: самый верный портрет исторического Новагорода,
поэтический инфузорий, огромный взмах без удара...
Теперь мы докончим историю _мота_ и _пьяницы_, молода Василья
Буслаевича, пересказав содержание другой новогородской поэмы, представляющей
Буслаева в новом положении.
---
Под _славным, великим_ Новым городом, по славному озеру по Ильменю
плавает, поплавает сер селезень, как бы ярый гоголь поныривает: а плавает,
поплавает червлен корабль как бы молода Василья Буслаевича со его дружиною
хораброю: Костя Никитин корму держит, маленький Потаня на носу стоит, а
Василий-то по кораблю похаживает, таковы слова поговаривает: "Свет, моя
дружина хорабрая, тридцать удалых добрых молодцов! ставьте корабль поперек
Ильменя, приставайте, молодцы, ко Новугороду!"
Вышед из корабля, Василий идет к своей матушке, матерой вдове Амелфе
Тимофеевне, просит у нее благословения великого "идти в Ерусалим-град,
господу помолитися, святой святыне приложитися, во Ердане-реке искупатися".
Мать отвечает: "Коли ты пойдешь на добрые дела, тебе дам благословение
великое; коли ты, дитя, на разбой пойдешь, я не дам благословения великого,
а и не носи Василья сыра земля". Камень от огня разгорается, а булат от жару
растопляется, материно сердце распущается; и дает она много свинцу, пороху,
и дает Василью запасы хлебные, и дает оружье долгомерное. "Побереги ты,
Василий, буйну голову свою".
Поехал Буслай со дружиною по Ильменю-озеру во Ерусалимград; плывут они
уже другую неделю (_какое огромное озеро_!); встречу им гости корабельщики:
"Здравствуй, Василий Буслаевич! куда, молодец, поизводил погулять?" Отвечает
Василий Буслаевич: "Гой еси вы, гости корабельщики! А мое-то ведь гулянье
неохотное: _смолоду бито много, граблено, под старость надо душа спасти_; а
скажите вы, молодцы, мне прямого путя ко святому граду Иерусалиму".
Корабельщики отвечают, что если ехать прямым путем - то семь недель, а если
окольною дорогою - полтора года; и что на славном Каспийском море, на
Куминском острову стоит застава крепкая - атаманы казачие, не много не мало
их - три тысячи, грабят бусы, _галеры_ (?), разбивают червлены корабли. "А
не верую я, Васинька, ни в сон, ни в чох, а и верую в свой червленый вяз; а
бегите вы, ребята, прямым путем". И завидя Буслай гору высокую, скоро
приставал ко круту бережку и походил на ту гору Сорочинскую, а за ним летит
дружина хорабрая. Будет Василий в полугоре, попадается ему пуста голова,
человеческая кость; пнул Василий тое голову с дороги прочь; провещится пуста
голова человеческая: "Гой еси, Василий Буслаевич! ты к чему меня, голову,
побрасываешь? Я молодец не хуже тебя был; умею я, молодец, валятися, - и где
лежит пуста голова молодецкая, и будет лежать голове Васильевой". Плюнул
Василий, прочь пошел: "Али, голова, в тебе враг говорит, али нечистый дух?"
На вершине горы, _на самой сопке_, стоит камень, а на нем написано,
что-де кто у каменя станет тешиться, забавлятися, вдоль скакать по каменю -
сломить буйну голову. Василий тому не верует и стал с молодцами тешиться,
забавлятися, поперек того каменю поскакивати, _а вдоль-то его не смеют
скакать_.
Наскакавшись вдоволь, молодцы едут далее и достигают заставы казачьей;
и скочил-то Буслай на крут бережок, червленым вязом подпирается. Атаманы
сидят, не дивуются, сами говорят таково слово: "Стоим мы на острову тридцать
лет, не видали страху великого: это-де идет Василий Буслаевич; знать-де
полетка соколиная, видеть-де поступка молодецкая". Василий спрашивает их о
пути в Иерусалим, а они просят его "за единый стол хлеба кушати". Втапоры
Василий не ослушался, садился с нидш за единый стол, наливали ему чару
зелена вина в полтора ведра, принимает Василий единой рукой и выпил чару
единым духом, и только атаманы тому дивуются: а сами не могут и по полуведру
пить. Когда Василий собрался в путь, атаманы казачие дали подарки свои:
перву мису чиста серебра и другу красна золота, третью скатного жемчуга.
Просит он у них до Иерусалима провожатого; тут атаманы Василью не отказали,
дали ему молодца провожатого. По Каспийскому морю молодцы прибежали прямо во
Ердань-реку и пошли в Ерусалим-город. Пришел Василий во церкву соборную,
служил обедню за здравие матушки и за себя, Василья Буслаевича; и обедню с
панихидою служил по родимом своем батюшке и по всему роду своему, на другой
день служил обедни с молебнами про удалых добрых молодцов, _что смолоду бито
много, граблено_. И ко святой святыне приложился он, и во Ердане-реке
искупался. И расплатился Василий с попами, с дьяконами, и которые старцы при
церкви живут, дает золотой казны не считаючи. Пошел он на червлен корабль, а
дружина его хорабрая купалася во Ердане-реке; приходила к ним _баба
залесная_ (?!), говорила таково слово: "Почто вы купаетесь во Ердане-реке? А
некому купатися, опричь Василья Буслаевича, - во Ердане крестился сам
господь Иисус Христос; потерять его вам будет большого атамана Василья
Буслаевича". И они говорят таково слово: "Наш Василий тому не верует ни в
сон, ни в чох". И мало времени поизойдучи, пришел Василий ко дружине своей;
выводили корабли из Ердань-реки, подняли тонки парусы полотняны, побежали по
морю Каспийскому. У острова Куминского атаманы казачие Василью кланялись и
"здорово ли съездил во Ерусалим-град?" его спрашивали. Много Василий не байт
с ними, подал Василий письмо в руку им, что много трудов за них положил,
служил обедни с молебнами за них молодцов. Едут молодцы неделю-другую,
доехали до горы Сорочинской, и Василью вздумалось опять потешиться,
позабавиться, несмотря на вторичное зловещее предсказание головы. Только на
этот раз ему вздумалось поскакать _вдоль камени_; разбежался, скочил вдоль
по каменю, и не доскочил только четверти, и тут убился под каменем. Где
лежит пуста голова, там Василья схоронили. Приехав в Новгород, молодцы пошли
к матерой вдове Амелфе Тимофеевне, пришли и поклонилися все, письмо в руки
подали; прочитала письмо матера вдова, сама заплакала, говорила таковы
слова: "Гой вы еси, удалы добры молодцы! у меня ныне вам делать нечего;
подите в подвалы глубокие, берите золотой казны не считаючи".
Девушка-чернавушка сводила их в подвалы глубокие, брали они казны _по малу
числу_, кланялись матерой вдове, что "поила, кормила, обувала и одевала
добрых молодцов". Затем матер_а_ вдова велела девушке-чернавушке наливать по
чарке зелена вина, подносить удалым добрым молодцам: они выпили, сами
поклонилися и _пошли, кому куда захотелося_.
---
Отпуская Буслаева, мать дает ему благословение только на добрые дела, а
за разбой заклинает землю не носить его. Когда Василья корабельщики
спрашивают о цели поездки, он отвечает: "А мне-то ведь гулянье неохотное:
_смолоду бито много, граблено, под старость надо душа спасти_". Оставляя в
стороне странное понятие возможности так легко сложить с себя кровавые
преступления, обратим внимание на самые преступления. Это не был разбой в
прямом смысле: разбойник тот, кого отвергло общество, или кто сам отвергся
общества и принялся за нож, как за средство к существованию, кто режет и
грабит с полным сознанием преступности подобного промысла. Не таков наш
Василий Буслаевич: как ни важны его преступления, но они только шалости,
плод невежественного понятия о молодецкой удали и широком размете души.
Такое дурное проявление бурного бушевания крови и неукротимой рьяности души
есть порождение полудикой гражданственности, лишенной всякого духовного
движения и развития. Сильная натура непременно требует для себя широкого,
размашистого круга деятельности. И потому, лишенная нравственной сферы, она
бешено и дико бросается в безумное упоение удалой жизни, разрывает, подобно
паутине, слабую ткань общественной морали. В Риме сильная натура являлась в
колоссальных образах Коклесов, Сцевол, Кориоланов, Гракхов; в Новегороде она
могла являться только в образе буйных и диких Буслаевичей и Костей
Никитичей. Сама общественная нравственность того времени видела только
молодечество и удальство в том, что в других стра