Главная » Книги

Веселовский Александр Николаевич - Три главы из исторической поэтики, Страница 12

Веселовский Александр Николаевич - Три главы из исторической поэтики


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

и попытаться представить, как шел процесс такого преломления. - См.: Путилов Б.Н. Эпос и обряд // Фольклор и этнография. С. 76, 81.
   128 См.; Добрыня Никитич и Алеша Попович / Изд. подгот. Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. М., 1974. (ЛП); Пропп В.Я. Русский героический эпос. С. 277-286; Левинтон Г.А, Славянские эпические формулы и былинные имена. Добрыня // Структура текста-81. С. 89-92; Топоров ВМ. О диахронической связи "богатырских" триад русского эпоса // Этнолингвистика текста. Ii С. 5 -6.
   129 Современные исследования погребального обряда тяготеют к синтезирующему подходу к предмету, учитывающему данные археологии, этнографии, этнолингвистики, фольклора и др. - См.: Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. М., 1985. См. также примеч. 16 к ст. 4.
   130 Ахилл (или Ахиллес) - герой Троянской войны, сын морской богини Фетиды, сделавшей его тело неуязвимым, за исключением пятки (откуда пошло выражение "ахиллесова пята"); это обстоятельство стало причиной гибели Ахилла от стрелы Париса, направленной Аполлоном. В течение 17 дней Фетида с нереидами и музы оплакивали Ахилла - его гибель и погребение описаны в "Одиссее" (XXIV, 37-84) - См.: Ярхо В.Н. Ахилл // Мифы народов мира. Т. 1. С. 137-140.
   131 Патрокл - в греческой мифологии герой, соратник Ахилла в Троянской войне, погибший в ней от руки Гектора (Гомер. Илиада. XVI, 818-828). Погребальный обряд в честь Патрокла описан в "Илиаде" (XXIII).
   132 Веспасиан (9-79) - римский император (с. 69), основатель династии Флавиев. С. 185
   133 "Стоглав" - сборник постановлений из 100 глав церковного Собора в Москве (1551), именуемого Стоглавым.
   134 Козьма Пражский (ок. 1045-1125) - автор первой чешской хроники "Chronica Bohemiae", ставшей ярким образцом латинской хроники, популярной в средневековой Европе. Она обладает не только исторической, но и художественной ценностью, включает также изложение легенд, народных преданий. - Козьма Пражский. Чешская хроника. Вступ. ст., пер., коммент. Г.Э. Санчука. М., 1962.
   135 Беовульф - легендарный герой англосаксонского эпоса VII-VIII вв. (сохранилась рукопись Х в.), храбрый и великодушный витязь, позже - король скандинавского племени геатов (гаутов), победитель чудовищ, дракона. - См.: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975; Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М., 1968.
   136 Иордан (VI в.) - знатный гот, переработавший историю готского народа, написанную Кассиодором (ок. 487 - ок. 578) и включавшую события до 551 г. - Иордан, О происхождении и деяниях готов / Вступ. ст., пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. М., 1962.
   137 Приск (VI в.) - византийский ритор, ездивший в 587 г. с посольством к гуннам и оставивший описание этой поездки.
   138 Атилла (? - 453) - предводитель гуннов (с 434); при нем гуннский союз племен достиг наивысшего могущества.
   139 Трены (или френы; гр. θρηνος - вопль, рыдание, плач) - один из жанров древнегреческой погребальной поэзии, скорбная песнь, выражающая печаль по поводу чьей-либо смерти, содержащая описание его мыслей и поступков, похвалы его добродетелям и заслугам. Авторами тренов были, в частности, Симонид Кеосский, Пиндар; нэнии (лат. nenia - погребальная песнь) - аналогичный жанр в латинской народной поэзии, оказавший влияние на жанры эпитафий, элегии; приводимые далее термины обозначают сходные жанры в средневековой латинской и французской литературах.
   140 Теодорих (ок. 454-526) - король остготов с 493 г., когда было основано их королевство. При Теодорихе остготы завоевали Италию.
   141 Имеется в виду анонимная поэма - плач о маркграфе Фриульском Эрихе, победителе аваров, - отразившая борьбу каролингской империи с аварским нашествием (VIII в.).
   142 "Плач о Карле Великом" - надгробная песнь, созданная в VIII или IX в. в Италии, написанная так называемыми "каролингскими ритмами", относящимися к низовой поэзии. Традиция античной хоровой лирики сплетается здесь с особенностями народной поэзии. - См. рус. пер. Б.И. Ярхо в: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. С. 404-405.
   143 Фулькон Реймский (840-900) - архиепископ реймский, советник короля Карла III Простоватого, правившего Францией с 898 по 923 г. Архиепископы Реймса традиционно владели правом коронования французских королей.
   144 Вильгельм Longue-Épêe (Гильом I Длинная Шпага) - герцог Нормандский с 927 по 942 г. Некоторые исследователи не исключают его из списка возможных или частичных прототипов образа эпического героя "Жесты Гильома". - См.: Михайлов А.Д. Жеста Гильома // Песни о Гильоме Оранжском. С. 493-495.
   145 Рютбёф (ок. 1230-1285) - французский поэт и драматург, творивший почти во всех жанрах своего времени. Его миракль "Чудо о Теофиле" ("Действо о Теофиле") перевел на русский язык А. Блок. - См.: Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т, М., Л., 1961. Т. 4. С. 267-191.
   146 "Песнь о Роланде". CLXVI. С. 94: Пер. Ю. Корнеева. С. 187
   147 См.: Одиссея, XXIV, 60-63
  
   Музы - все девять - сменяяся, голосом сладостным пели
   Гимн похоронный; никто из аргивян с сухими глазами
   Слушать не мог сладкопения Муз, врачевательниц сердца.
   - Гомер. Одиссея / Вступ. ст. А. Тахо-Годи; Примеч. С. Ошерова. М., 1981. С. 350: Пер. В. Жуковского.
   148 Вопленицы (или причетницы, плакальщицы, плачеи) - исполнительницы причитаний, особого жанра народнопоэтического творчества, относящегося к древнейшим. - См., например: Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. М., 1872-1875. Ч. 1-4; Причитания / Вступ. ст. К.В.Чистова. 2-е изд. Л., I960; Русская народно-бытовая лирика. Причитания Севера в записях В.Г. Базанова и А.П. Разумовой. М.; Л., 1962; Чистов К.В. Народная поэтесса И.А. Федосова. Петрозаводск, 1955.
   149 Ср.; Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. С. 5-9.
   150...Цветущие юноши, в легкой искусные пляске,
   Топали в меру ногами под песню они; с наслажденьем
   Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился.
   Лирой гремя сладкозвучною, пел Демодок вдохновенный
   Песнь о прекраснокудрявой Киприде и боге Арее...
   - Гомер. Одиссея. С. 129: Пер. В. А. Жуковского.
   151 О фарейских островах см. примеч. 5 к ст. 4; Нифлунги - скандинавская транскрипция имени Нибелунги, этимология которого спорна. По одной из версий - "подземные хранители клада". - См.: Песнь о Нибелунгах / Изд. подгот. В.Г. Адмони. Л., 1972. (ЛП).
   152 Вильгельм I Завоеватель (ок. 1027-1087) - герцог Нормандии (с 1035), завоевавший Англию и ставший ее королем (с 1066).
   153 См. примеч. 9 к ст. 4. С. 188
   154 Юдифь - героиня апокрифической легенды, иудейская красавица, спасшая свой город, осажденный ассирийцами: очаровав их полководца Олоферна, она провела с ним ночь в шатре, а под утро отрубила ему голову.
   С. 189
   155 Элегия (гр. ελεγεία от ελεγος - жалобная песня) - лирический жанр, возникший в Греции в VII в. до н. э. А.Н. Веселовский здесь придерживается взгляда на происхождение элегии из похоронного обряда. В науке существует и иное мнение: отличительным признаком этого жанра служили не его характер, содержание, а форма - элегический дистих, или двустишие, соединяющее гекзаметр и пентаметр. - См.: Радциг С.И. История древнегреческой литературы. С. 112-113; Гаспаров М.Л. Элегия // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 508.
   156 См. примеч. 46 к ст. 4.
   157 См. примеч. 63.
   158 Ателланы - итальянские народные комедии (название происходит от названия города Ателла), одноактные пьесы с устойчивым набором персонажей, с заимствуемой из повседневной жизни фабулой, В конце II в. до н. э. ателланы получили литературную обработку, игрались после трагедий или отдельно. Их отголоски можно видеть в итальянской комедии дель арте (см. примеч. 215). В последнее время высказывается предположение об этрусском происхождении ателлан, как и (Некоторых других римских театральных форм (особенно комических). В свете новых исследований о значении этрусского театра для римского возникает два решения проблемы: одно намечено А.Н. Веселовским, другое же предполагает первичность книжного этрусского, а не устно-народного источника. - См.: Иванов Вяч. Вс. О возможности реконструкции литературы как совокупности текстов // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 72-76.
   159 Относительно греческой трагедии и культа см.: Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 403-440; соотношение же культовой драмы средневековой Европы - мистерии - с народной обрядностью понимается в настоящее время в свете исследований М.М. Бахтина и ряда других ученых о взаимодействии народной карнавальной и церковной культур.
   60 Это положение нуждается в уточнении: драму и сам Веселовский выводил не из хоровой поэзии, а из "культа", из культовых мистерий (эта точка зрения является в науке общепринятой); что же касается эпоса, то ряд современных ученых (О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинский) видит его источник в архаической повествовательной (прозаической) традиции, сказании, предании.
   161 А.Н. Веселовский здесь критически излагает "философию литературы" Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), содержащуюся в его "Лекциях по эстетике" (См.: Гегель. Соч. М., 1938-1958. Т. 12-14; Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968-1973. Т. 1-4), где прослеживалась смена форм (символическая - классическая - романтическая) в мировом искусстве и соотношение литературных родов - эпоса, лирики и драмы. Возражения Веселовского вызывает распространение эстетических норм, сформированных античностью, на литературное развитие вообще. Следует отметить неоднозначность отношения русского ученого к Гегелю: склоняясь к его диалектике, вынашивая замысел создания "исторической эстетики" в процессе размышлений над концепцией ученика Гегеля Г. Штейнталя (см.: Академические школы в русском литературоведении. С. 214-215), он был решительно чужд идеям классического идеализма. Учение Веселовского, отмечает И.К. Горский, связано с особенностями переходного периода русской истории между 1861 и 1905 гг., которые обусловили разные стороны его мировоззрения. Отчасти из-за резко отрицательного отношения к идеализму Гегеля он непроизвольно тяготел к недооценке его диалектики. При этом Веселовскому нельзя отказать в сильно развитых элементах диалектического мышления, однако последовательным диалектиком он не был (см.: Горский И.K. Александр Веселовский и современность. С. 198-199).
   162 Жан-Поль - псевдоним немецкого писателя И. П. Ф. Рихтера (1763-1825); таким образом, А.Н. Веселовский объединяет псевдоним и настоящее имя. Цитата дана в сокращении, в новейшем русском переводе она читается так: "...драма гораздо объективнее эпоса, личность поэта вытесняется за самое полотно его картины, и драма должна выговориться в эпической цепочке лирических моментов <...>. Странно, но органично смешение и взаимопроникновение объективного и лирического в драме. Ведь даже ни одно из действующих лиц не может описывать трагического героя, - ибо покажется, что поэт суфлирует душам <...>. Что присутствует здесь и лирика, об этом, кроме характеров, каждый из которых - сам объективный лирик, заявляют прежде всего хоры древних, эти праотцы драмы, пылающие лирическим огнем у Эсхила и Софокла; сентенции Шиллера и многих других - это маленькие хоры, это как бы народные пословицы на более высоком уровне" (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. Ал. В. Михайлова. М., 1981. С. 243-244).
   163 Каррьер Филипп Мориц (1817-1895) - немецкий философ и эстетик, испытавший влияние Гегеля. Здесь А.Н. Веселовский упоминает и цитирует его труд: Carrière М. Das Wesen und die Formen der Poesie. Leipzig, 1894. S. 172, 225.
   164 Carrière M. Die Kunst im Zusammenhang dei Kulturentwicklung und die Ideale der Menschheit. B. I-V. Leipzig, 1863-1873. B. II. S. 108, 227; Каррьер М. Искусство в связи с культурным развитием и идеалы человечества / Пер. Е. Корша. М., 1874.
   165 Ионийский, дорийский, эолийский - диалекты древнегреческого языка, каждый из которых преимущественно соответствовал отдельным видам и родам поэзии.
   166 В лекциях В. Ваккернагеля по поэтике (Wackernagel W. Poetik, Rhetorik und Stilistik. Akademische Vorlesungen. Halle, 1873) система литературных жанров рассматривалась в сравнительно-историческом аспекте.
   167 Benloew L. Les lois de l'histoire. Paris, 1881.
   168 Lacombe P. Introduction a l'histoire litteraire. Paris, 1898.
   169 "Лирика, по существу, предшествует всем поэтическим формам, потому что вообще чувство рождает поэзию, в нем искра, ее зажигающая; поэзия предшествует всем поэтическим формам как лишенный облика огонь Прометея, членящий и одушевляющий облики, фигуры, формы" (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. С. 276).
   170 Переводчик эстетических трудов Г.В. Гегеля на французский язык сопроводил их издание (Hegel G.W. Esthetique / Trad. pax Benard. Paris, 1840-1841, 5 v.) своим аналитико-критическим разбором курса эстетики немецкого философа, включенным позднее и в его русское издание (М., 1859-1860).
   171 См.: Talvy. Versuch einer geschichtlichen Charakteristik der Volkslieder germanischer Nation. Leipzig, 1840; Schipper J. Altenglische Metrik. Bonn, 1881; Westphal R., Rossbach A. Metrik der Griechen. 2 Aufl. 1868. B. II; Croiset A. La poesie de Pindar et les lois du lyrisme grec. Paris, 1895.
   172 Gautier L. Les êpopêes franèaises. Paris, 1878. 2. ed. V. 5. P. 3-5.
   173 См. Mullenhof K. De antiquissima Germanorum poesi chorica. 1845; Wackernagel W. Altfranzцsische Lieder und Leiche. Basel, 1846. S. 180; Litiencron R. von. Die historische Völkslieder der Deutschen vom XIII bis XVI Jahrhundert. Leipzig, 1865. B. I. S. 70-72; Uhland L. Abhandlung über die deutschen Volkslieder // Uhlandsschriften zur Geschichte der Dichtung und Sage. Stuttgart, 1866; Geijer E.G. Altschwedische Balladen, Märchen und Schwдnke samt einigen dänischen Volksliedern / Übers. von G. Monike. Stuttgart, 1836. Работы немецкого поэта и одного из создателей германистики Людвига Уланда (1787-1862) сыграли значительную роль в выработке концепции А.Н. Веселовского. См.: Жирмунский В.М. Историческая поэтика А.Н. Веселовского и ее источники // Записки / ЛГУ. Сер. филол. науки. 1939. Вып. 3.
   174 См.: Lazarus M., Steinthal H. Einleitende Gedanken tiber Volkerpsychologie, als Einleitung zu einer Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenscpaft // Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft. 1860. B. 1. S. 49.
   175 См.: Paris G. Histoire poêtique de Charlemagne. Paris, 1865. P. l-2j
   176 Краткий обзор существующих разногласий см.: Маркевич Щ. Основные проблемы науки о литературе. С. 169-201: Литературные роды и жанры (здесь же приведена библиография).
   177 См. примеч. 8 к ст. 1; примеч. 5 к ст. 2. С. 195
   178 Речь идет о: Werner R.M. Lyrik und Lyriker. Hamburg u. Leipzig, 1890.
   179 Имеется в виду акт. I, сцена 2. - См.: Шекспир У. Полн. собр. соч. М., 1960. Т. 6. С. 61: Пер. М. Лозинского.
   180 Валентин В. (Valentin V. 1842-1900) - немецкий историк и теоретик литературы, автор трудов: Rhytmus als Grundlage einer wissenschaftliche Poetik (1870), Über Kunst, Kьnstler und Kunstwerke (1889).
   181 Проза Жан-Поля (см. примеч. 162) весьма своеобразна: обширные языковые периоды совмещают в себе самый разнородный семантико-стилистический материал, жесткая противоположность между языком прозы и поэзии как бы снимается.
   182 Lacombe P. Introduction a l'histoire litteraire. P. 7, 318 след., 341. С. 197
   183 См.: Jakobowski L. Die Anfänge der Poesie. Grundlegung zu einer realistischen Entwicklungsgeschichte der Poesie. Dresden u. Leipzig, 1891. Представитель натуралистической школы в поэзии, Якобовский был последователем Ч. Дарвина в науке, что отразилось в его попытке объяснить происхождение поэзии биологическими потребностями и законами (голод, половое влечение).
   184 См.: Letourneau Ch. L'evolution litteraire dans les diverses races humaines. Paris, 1894.
   185 См.: Матов Д. Епосьть ли е най-старият родъ въ поезията? // Български Пръгледъ. София, 1895. Год II. Кн. 3. С. 77
   186 См.: Borinski K. Deutsche Poetik. Leipzig, 1895.
   187 См.: Bruchmann К. Poetik. Naturlehre der Dichtung. Berlin, 1898. С. 201
   188 См. примеч. 43.
   189 См. примеч. 42.
   190 Архилох (2-я пол. VII в. до н. э.) - древнегреческий поэт-лирик, зачинатель ямбической поэзии с присущей ей простотой языка и обличительным пафосом; до нас дошли лишь фрагменты его произведений. - См.: Античная лирика. С. 114-120 (упоминаемый А.Н. Веселовским "Гимн Гераклу" см.: С. 120: Пер. В. Нилендера); Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С. 205-230.
   191 Теренций Публий (ок. 195 - 159 до н. э.) - римский комедиограф, использовавший традиции новоаттической комедии, создавший комедию масок. - См.: Теренций. Комедии / Пер. В. Артюшкова; Вступ. ст. В. Ярхо. М., 1985.
   С. 202 192 Источником светской комедии во Франции XIII в. стало народное искусство жонглеров, выступавших с монологами-сказами, каков, например, упоминаемый А.Н. Веселовским "Сказ о травах" Рютбёфа (см. примеч. 145), пародирующий речь торгующего травами на ярмарке. "Вольный стрелок из Баньоле" - анонимный комический монолог этого же типа.
   193 См. примеч. 47 к ст. 4.
   194 Rote (фр.) - средневековый музыкальный инструмент типа арфы, сопровождавший исполнение лэ.
   195 Понтано Джованни (ок. 1422 или 1426-1503) - итальянский писатель-гуманист, Основатель Понтановой Академии, одного из центров итальянского Возрождения. Помимо стихотворных произведений, он писал диалоги сатирического характера.
   196 Гиларод, симод, магод, дизиод - участники возникновения драмы, весельчаки, шуты, создатели гиларотрагедии (γιλαροτραγοεδια) - "веселой трагедии", подобной фарсу, или трагикомедии.
   197 Ливий Андроник из Тарента - римский поэт III в. до н. з. Дату первой постановки его пьесы на "Римских играх" (240 до н. э.) принято считать началом римской художественной литературы. Его пьесы - вольный перевод греческих комедий и трагедий.
   198 Агон (гр. αγων - борьба, соревнование) - состязание поэтов, жанр спора, в котором ощутимы отголоски переклички фольклорных хоров. Об агоне как споре героев трагедии О.М. Фрейденберг, в частности, пишет в связи с трагедиями Эсхила: основной конфликт "Прикованного Прометея" заключается в агоне Зевса и Прометея, сохранившем форму борьбы "нового" и "старого" начал. В мифолого-образном плане, из которого возникает этот понятийный план, "агон двух противников всегда носил характер единоборства старого года с новым, старого солнца с новым, старой смерти с новой жизнью. В мире мифологических образов такая семантика воплощалась в старцах, в старческих хорах, в старых отцах и одряхлевших героях, в заклании детей и юношей, в конфликтах детей и отцов" (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 351). Некоторые исследователи возводят к "агоничности" основные черты древнегреческой культуры (см.: Зайцев А.И. Культурный перевороте Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985), при этом в современной науке существует тенденция отодвигания "агонистичности" к более раннему, общеиндоевропейскому этапу развития культуры (см.: Иванов Вяч. Вс. О возможности реконструкции литературы как совокупности текстов // Исследования по структуре текста. С. 66).
   199 Имеется в виду, в частности, миф о победе Аполлона (см. примеч. 101), игравшего на кифаре, над сатиром Марсием, игравшим на флейте. Среди многочисленных функций Аполлона есть и покровительство музыкантам и певцам; один из эпитетов Аполлона - Мусагет, т.е. предводитель муз. - См.: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. С. 295-299.
   200 Имеется в виду состязание шутов из 5-й сатиры I книги (ок. 35 - 34 до н. э.) Горация (см. примеч. 23 к ст. 4), где описывается его поездка в свите Мецената в Брундизий в 37 г. до н. э. - См.: Квинт Гораций флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. С. 262-263: Пер. М. Дмитриева.
   201 Плавт Тит Макций (ок. 254 - ок. 184 до н. э.) - римский комедиограф, обращавшийся к традиции греческой комедии, новой аттической комедии IV-III вв. до н. э. Имеются в виду буффонадные перебранки таких комических персонажей Плавта, как Палестрион и Скеледр ("Хвастливый воин"), Грумион и Транион ("Привидение"), Либан и Леонид ("Ослы"). - См.: Тит Макций Плавт. Избранные комедии / Вступ. ст. и коммент. С. Ошерова. М., 1967.
   202 См. примеч. 42 к ст. 4.
   203 Бхарата - в индийской мифологии и эпической литературе племя, род, к которому принадлежали герои "Махабхараты" - кауравы и пандавы. В их честь Индия в древности называлась "страной бхаратов". Бхараты упоминаются в "Ригведе", "Рамаяне". - См.: Гринцер П.А. Бхарата // Мифы народов мира. Т.Д. С. 201. См. также литературу в примеч. 42 к ст. 4.
   204 Пандавы - главные герои древнеиндийского эпоса "Махабхарата", пять названных сыновей царя Панду. - См.: Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975. См. также литературу к примеч. 42 к ст. 4.
   205 "Махабхарата" - "Сказание о великих Бхарата" - древнеиндийский эпос. - См.: Махабхарата. М.; Л., 1950-1976. Кн. 1-2, 4-5; Махабхарата. Рамаяна / Пер. С. Липкина, В. Потаповой; Вступ. ст. П. Гринцера; Примеч. А. Ибрагимова и др. М., 1974.
   206 Солон (между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.) - древнегреческий государственный деятель и поэт, первым установил порядок в исполнении поэм Гомера.
   207 Гиппарх - афинский тиран VI в. до н. э. (527-514 г. до н. э.), сын Писистрата, известный также как поэт. Уже при Писистрате поэмы Гомера вошли в обиход греческой культуры и исполнялись рапсодами.
   208 О состязании Гомера и Гесиода см., например: Плутарх. Пир семи мудрецов // Плутарх. Сочинения / Сост. С. Аверинцева; Вступ. ст. А. Лосева; Коммент. А. Столярова. М., 1983. С. 360-388.
   Адриан (76-138) - римский император (с 117) из династии Антонинов. С. 205
   209 См. примеч. 49 к ст. 4.
   210 Ном (гр. νόμος - мелодия, песня) - лирический жанр античной поэзии, песнь в честь Аполлона. Типичным представителем жанра был Тимофей Милетский (ум. в 357).
   211 См. примеч. 24 к ст. 1. С. 207
   212 См. примеч. 11. С. 209 213См. примеч. 151. С. 210
   214 "Домострой" - древнерусский сборник начала XVI в., нормирующий отношение к религии, государству, семье, домашнему хозяйству, содержащий правила социального поведения и жесткие бытовые нормы (здесь: строгий порядок).
   215 Commedia dell'arte, комедия дель арте, или комедия масок, - итальянская комедия XVT-XVTII вв., отличавшаяся импровизационным характером (причем в основе импровизации лежала краткая сюжетная схема-сценарий, либретто), постоянным набором персонажей-масок (господ, слуг, влюбленных), наделенных и неизменными именами. - См.: Сценарии "Комедии дель арте" // Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Под ред. С. С. Мокульского. М., 1953. Т. 1; Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. 2-е изд. М., 1962.
   216 См. примеч. 29 к ст. 1.
   217 Имеются в виду несоответствия, содержащиеся в "Песни о Роланде": Карл Великий стал императором в 800 г., события же, описанные в "Песни", относятся к 778 г., когда 36-летний Карл был франкским королем; его войны с саксами и нападение на его войско в Ронсевальском ущелье басков превращены в "Песни" в битвы с сарацинами.
   218 Марсилий - правитель Сарагосы; Балаган - египетский эмир - персонажи "Песни о Роланде", мусульмане, враги Карла. Современные ученые считают эпизод сражения Карла с мусульманским воинством Балигана - идейно-художественную дань первому крестовому походу - позднейшей вставкой в текст поэмы. - Мелетинский Е.М. Героический эпос // ИВЛ. М., 1984. Т. 2. С. 519.
   219 См. примеч. 11 к ст. 2.
   220 См. примеч. 33 к ст. 4. С.
   221 См.: Voretsch С. Die französische Heldensage. Heidelberg, 1894. S. 7. Ср. новейшие исследования в этой области: Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд. М.; Л., 1958; Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962; Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса // Ранние формы и архаические памятники. М., 1963; Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М, Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 447-483; Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. М., 1988.
   222 См. примеч. 214.
   223 См. примеч. 77 к ст. 5. Это утверждение А.Н. Веселовского В.Н. Перетц интерпретирует как свидетельство отхода ученого от "предвзятых идей юности" в сторону признания поэта "исполнительным органом", т.е. как его приход к пониманию, "что в литературе, в поэзии, как и вообще в искусстве, важно не что, а как, и что история литературы имеет своим предметом изучение не этого что (мысли, содержания), а как (форм). С этого времени, с 1890-х годов, Веселовский выдвигает новые задачи истории литературы - изучение эволюции стиля как поэтического приема, свидетельствующей об эволюции поэтического сознания" (Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. С. 265).
   224 Александрийская эпоха - период в развитии греческой литературы, охватывающий III-I вв. до н. э., в настоящее время чаще именуемый эллинистическим. Название связано с тем, что в это время греческий язык и культура получили распространение в Египте, центром которого была Александрия, где и сосредоточилась основная масса литераторов эпохи. Возможно, А.Н. Веселовский имеет здесь в виду любовную эпиграмму Асклепиада:
  
   Прежде, бывало, в объятиях душил Археад меня. Нынче
   К бедной ко мне и шутя не обращается он.
   Но не всегда и медовый Эрот нам бывает приятен,
   Часто, лишь боль причинив, сладок становится бог.
   - Александрийская поэзия. С. 305: Пер. Л. Блуменау.
  
   225 Гетера (гр. γεταιρα - подруга, любовница) - в Древней Греции образованные женщины, искушенные в литературе, искусстве, философии, не состоящие в браке, и ведущие свободный образ жизни. Существовала и иная разновидность гетер, сочетающих эротическую свободу со свободой от высоких интеллектуальных притязаний. - Ср.: Лукиан из Самосаты. Разговоры гетер // Лукиан из Самосаты. Избранное / Сост. и коммент. И. Нахова, Ю. Шульца; Вступ, ст. И. Нахова. М., 1962. С. 342-369.
   226 См. примеч. 42.
   227 Ксенофан (ок. 565 - после 478) - странствующий древнегреческий философ и поэт, излагавший свои взгляды в эпических поэмах, один из родоначальников философской поэзии, а также автор поэм исторического содержания, элегий и др.
   228 Комос - праздничное шествие, сопровождаемое пением, танцами, шутками, связанное с греческой аграрной обрядностью. Распространение традиции этих веселых процессий, связанной с культом Диониса, относят к VI в. до н. э. Вероятно, с комосом связано название комедии.
   229 Алкей (конец VII - 1-я пол. VI в. до н. э.) - греческий поэт, создатель так называемой алкеевой строфы; Анакреон (или Анакреонт; ок. 570-478 до н. э.) - см. примеч. 47 к ст. 5.
   230 Стесихор (ок. 630 - 550 до н. э.; наст, имя - Тисий) - прозвище древнегреческого поэта, означающее "устроитель хоров". Хоровые лиро-эпические поэмы Стесихора дошли до нас лишь в нескольких отрывках. - См.: Античная лирика. С. 86-87.
   231 Арион (VII - VI вв. до н. э.) - греческий поэт, считавшийся в древности создателем трагедийного стиля, литературного жанра дифирамба, который до Ариона существовал только в устной традиции. Его произведения не сохранились, одна из легенд об Арионе отражена в стихотворении А.С. Пушкина "Арион".
   232 Имеется в виду платоновское разделение лирики (как выступления поэта от собственного лица, в частности, в дифирамбе) и драматической поэзии (трагедии, комедии), основанной на мимезисе, подражании, в его сочинении "Государство" (III 394 с.) - См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 89-454: Пер. А.Н. Егунова.
   233 Здесь необходимо уточнение: Аристотель все виды искусства слова изначально сводил к подражанию: "Сочинение эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов, равно как и большая часть авлетики с кифаристикой, - все это в целом не что иное, как подражания (мимезис); различаются же они между собою трояко: или разными средствами подражания, или разными его предметами, или разными, нетождественными способами" ("Поэтика". 1447 а 13-17). Повествовательную поэзию, (т.е. не драматическую) Аристотель называет "подражающей посредством метра", хотя это и не совсем ясно ("Поэтика". 1459а18-19). - См.: Аристотель и античная литература. С. 112,152. О противоречиях концепции Аристотеля см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С-418-423.
   234 Сеида (или Суда) - памятник византийской литературы приблизительно X в., толковый словарь, включающий статьи по истории античной литературы.
   235 Эолийский - относящийся к греческому племени золийцев; монодизм - солирование, в противоположность хоризму. См. примеч. 165.
   236 А.Н. Веселовский цитирует здесь "Политику" Аристотеля; в новейшем русском переводе цитируемое место звучит так: "А когда нашлось много людей, одинаково доблестных, то, отказавшись подчиняться власти одного человека, они стали изыскивать какой-нибудь общий вид правления и установили политию" (Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 479: Пер. С.А. Жебелева).
   237 Панафинеи - основной афинский праздник, посвященный рождению Афины (июль-август), отмечавшийся либо ежегодно в течение двух дней (малые Панафинеи), либо раз в четыре года (на третий год олимпиады) в течение четырех дней (большие Панафинеи), когда к Акрополю двигалась торжественная процессия (помпа), старейшины несли оливковые ветви, статуе Афины преподносилось новое платье.
   238 Партийная - здесь и далее: от лат. pars - часть, т.е. отвечающая интересам не всего общества в целом, как это было в эпоху архаической эпики, а какой-то его сословной части.
   Феогнид - греческий поэт VI в. до н. э., автор многочисленных дошедших до нас элегий назидательно-нравоучительного, автобиографического и любовного содержания. А.В. Веселовский упоминает следующий его текст:
  
   Ни гиацинтов, ни роз не дождешься от лука морского;
   Также свободных детей не ожидай от рабынь.
   - Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С. 312.
  
   240 Ср. иной пер.: "Войди: из благородных ты". - Там же. С- 225.
   241 Имеется в виду следующее место из Алкея (см. примеч. 229):
  
   Царь сказал: "Человек - богатство".
   Нет бедному славы, чести - нищему.
   - Античная лирика. С. 54: Пер. Вяч. Иванова.
  
   242 Имеется в виду фрагмент:
  
   Предоставь все божьей воле - боги часто горемык,
   После бед к земле приникших, ставят на ноги опять,
   А стоящих низвергают и лицом склоняют ниц.
   - Античная лирика. С. 118: Пер. Г. Церетели.
  
   243 Эти места в новейшем переводе:
  
   Как же, Кронид, допускает душа твоя, чтоб нечестивцы
   Участь имели одну с теми, кто правду блюдет,
   Чтобы равны тебе были разумный душой и надменный,
   В несправедливых делах жизнь проводящий свою?
   - Античная лирика. С. 149: Пер. В. Вересаева.
  
   Людям одно божество благое осталось - надежда.
   Прочие все на Олимп, смертных покинув, ушли.
   - Там же. С. 171: Пер. С. Апта.
  
   244 Симонид Кеосский (ок. 556-468 до н. э.) - древнегреческий поэт, особенно прославившийся своими плачами - тренами (у древних выражение "симонидовы слезы" вошло в поговорку). - См.: Поэты-лирики древней Эллады и Рима в переводах Я. Голосовкера. М., 1955; Античная лирика. С. 175-184.
   245 Деметра - в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. - См.: Тахо-Годи А. А. Деметра // Мифы народов мира. Т. 2. С. 364-366.
   246 Симонид (или Семонид) Аморгский - древнегреческий поэт VII в. до н. э. Здесь имеется в виду его обширное произведение "Различно женщин нрав сложил вначале Зевс". - См.: Античная лирика. С. 122-124: Пер. Я. Голосовкера.
   247 См. примеч. 13 к ст. 4. А.Н. Веселовский говорит здесь о сосуществовании в поэзии одной и той же эпохи тенденций антифеминистического характера и пафоса прославления и воспевания женщины, ее красоты, возвышенности и изысканности ее чувств, чем отмечена поэзия Сапфо.
   248 Палинодия (гр. πάλι(ν) - наоборот, ωδη - песнь) - песнь отречения. Имеется в виду отрывок (целиком "Палинодия" не сохранилась):
  
   Не по правде гласит преданье:
   Не взошла ты на палубу судна,
   Не плыла ты в Пергам троянский.
   - Античная лирика. С. 86: Пер. Я. Голосовкера.
  
   В предшествующем "Палинодии" произведении - "Елена", о котором выше упоминает А.Н. Веселовский, Стесихор-Тисий излагал миф о Елене в том виде, в каком он отражен в эпосе, изображающем Елену преступницей. Однако в ряде греческих местностей Елена почиталась как богиня красоты. Разгневанная на Стесихора за его стихотворение, Елена, согласно преданию, ослепляет его, и, чтобы смягчить ее гнев и загладить свою вину, Стесихор пишет свою покаянную песнь - "Палинодию", где Елена изображается уже в виде верной жены, в то время как в Трою увозится лишь ее призрак.
   249 Речь идет о формальном усовершенствовании хоровой песни, введенном Стесихором и подхваченном впоследствии другими поэтами, - о трехчастной композиции, или триадической структуре: песня строилась не из одиночных строф, как ранее, а из двух симметричных строф, замыкаемых третьей, именуемой эподом, или припевом. Поэмы Стесихора "Герионеида" и "Фиваида" построены таким образом. См.: Ярхо В.Н. Греческая литература архаического периода // ИВЛ. Т. 1. С. 340.
   250 Имеется в виду "Лето" Алкея:
  
   Сохнет, други, гортань -
   Дайте вина!
   Звездный ярится Пес.
   Пекла летнего жар
   Тяжек и лют;
   Жаждет, горит земля...
   - Античная лирика. С. 51-52: Пер. Вяч. Иванова.
  
   251 ... как осла хребет,
   Заросший диким лесом, он вздымается.
   Невзрачный край, немилый и нерадостный,
   Не то, что край, где плещут волны Сириса.
   ... От страсти трепыхаясь, как ворона
   - Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С 210, 214.
  
   252 "Музы мне почет принесли, к искусствам // Приобщив своим"; "И не забудут об нас, говорю я, и в будущем" (См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 243). В настоящее время принадлежность этих строк Сапфо отрицается.
   253 См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 300, 307.
   254 Алкей. "К Сапфо":
  
   Сапфо фиалкокудрая, чистая,
   С улыбкой нежной! Очень мне хочется
   Сказать тебе кой-что тихонько,
   Только не смею: мне стыд мешает.
   - Античная лирика. С. 36: Пер. В. Вересаева.
  
   Сапфо. "К Алкею":
  
   Когда б твой тайный помысл невинен был,
   Язык не прятал слова постыдного,
   Тогда бы прямо с уст свободных
   Речь полилась о святом и правом.
   - Там же. С. 70: Пер. В. Вересаева.
  
   256 См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 254; "Carmina Burana" - см. примеч. 112.
   257 Эпиталама (гр. επιταλαμιος - свадебный) - свадебная лирическая песня в Древней Греции, приветствие новобрачным.
   258 Эй, потолок поднимайте, -
   О Гименей! -
   Выше, плотники, выше!
   О Гименей!
   Входит жених, подобный Арею,
   Выше самых высоких мужей!
   - Античная лирика. С. 68: Пер. В. Вересаева.
  
   259 "Невинность моя, невинность моя,
   Куда от меня уходишь?"
   "Теперь никогда, теперь никогда
   К тебе не вернусь обратно".
   - Там же. С. 68: Пер. В. Вересаева.
  
   260 Эфебы - в Древней Греции свободнорожденные юноши, обучавшиеся военному искусству и посещавшие школы риторов, философов.

Другие авторы
  • Мельников-Печерский Павел Иванович
  • Рунеберг Йохан Людвиг
  • Ежов Николай Михайлович
  • Беляев Тимофей Савельевич
  • Тихонов Владимир Алексеевич
  • Бакст Леон Николаевич
  • Адамович Ю. А.
  • Ишимова Александра Осиповна
  • Полетаев Николай Гаврилович
  • Семевский Василий Иванович
  • Другие произведения
  • Грамматин Николай Федорович - Песенка ("Лиза, Бог на радость...")
  • Тихомиров Павел Васильевич - Несколько критических замечаний на кн.: Чичерин. Основания логики и метафизики
  • Фукс Георг - Революция театра: История Мюнхенского Художественного театра
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Г-нъ. Беседа с К. Д. Бальмонтом
  • Омулевский Иннокентий Васильевич - М.Е. Салтыков-Щедрин. Светлов, его взгляды, характер и деятельность
  • Чулков Георгий Иванович - Новый путь
  • Сухово-Кобылин Александр Васильевич - Философия духа или социология (учение Всемира)
  • Тредиаковский Василий Кириллович - Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий
  • Маяковский Владимир Владимирович - Во весь голос
  • Панаев Иван Иванович - Петербургский фельетонист
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа