пнигоса - завершения первого отдела парабазы, строфы - лирической песни хора, эпирремы - декламации-дополнения к строфе, антистрофы - песни, соответствующей строфе, и антиэпирремы - декламации-дополнения к антистрофе, параллели к эпирреме. - См.: Радциг С.И. История древнегреческой литературы. С. 281-282.
378 Имеется в виду агон (см. примеч. 176), содержащийся в парабазе комедии Аристофана "Облака", отражающей непонимание и конфликт между крестьянином Стрепсиадом и философом Сократом. Здесь, как и вообще в древней аттической комедии, агон составляет центр комического действия. - См.: Аристофан. Облака // Аристофан. Комедии. Т. 1. С. 205-212: Пер. А. Пиотровского.
379 Иначе у Фрейденберг: "Мифотворческое сознание имеет цельный характер, нерасчлененный. Если приходится говорить о его словесных, вещных, действенных оформлениях, то это не значит, что каждая из таких форм циркулирует разобщенно от другой. Напротив, они параллельны. Словесные мифы инсценируются, действенные "ословесняются". <...> Все эти формы мифа настолько семантически едины, что производят впечатление неразрывных. Веселовский принимал этот кажущийся их характер за присущий им синкретизм. Но все их своеобразие в том, что они совершенно различны и генетически независимы. Основная их черта объясняется тем, что первобытное мышление отождествляло все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу формах. Генезис из одного комкообразного синкретического действа противоречил бы характеру мифотворческого сознания, которое повторяло одно и то же в различных формах, не связывая их причинной связью" (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 75-76).
380 Вергилий - см. примеч. 28, 50 к ст. 4.
381 Пиндар - см. примеч. 29 к ст. 3.
382 Сенека Младший Луций Анней (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) - римский писатель, философ, драматург. - См.: Сенека. Трагедии / Изд. подгот. С.А. Ошеров, Е.Г. Рабинович. М., 1983. (ЛП).
383 Корнель Пьер (1606 - 1684) - французский драматург, представитель классицизма, автор многочисленных трагедий на сюжеты, заимствованные из античности ("Медея", "Эдип" и др.) - См.: Театр французского классицизма / Вступ. ст. А. Адана; Примеч. А. Адана, Е. Сапрыкиной. М., 1970. (БВЛ).
384 Осмысляя необходимость и пути создания "поэтики будущего", А.Н. Веселовский и в ряде других своих работ отмечал ограниченность учения о красоте как о единственном содержании искусства, формулируя более широкую эстетическую концепцию, чем предлагалось классическим немецким идеализмом (см. также примеч. 161). Ее обоснованию служат и приведенные им выше примеры - Шекспир, романтики, народное искусство, - выходящие далеко за рамки классической эстетики прекрасного. Если последняя ориентировалась на филологическое исследование письменного текста, относящегося к далекому прошлому, то романтический перелом в науке о литературе был отмечен интересом к устному народному творчеству, многочисленными попытками собирания и издания соответствующих произведений (см., например: Wettek R. A History of Modern Criticism from 1750 to 1950. New Haven, 1955-1965.4 vol.). Понимая литературу как живой органический процесс, Веселовский подчеркивал неудовлетворительность "поэтики старого стиля", оставшейся в основе своей классической, построенной на материале греческих и римских классиков, и неизбежность построения "нового здания - новой поэтики", ибо "едва ли старых мехов хватит на новое, постоянно бьющее вино". - См.: Неизданная глава из "Исторической поэтики" Веселовского // Русская литература. 1959. No 2. С. 180-181.
385 Гномика - ср. примеч. 29 к ст. 4. Имеются в виду идейно-смысловые клише, стереотипы обрядово-поэтического мышления, относящиеся к сфере типового, а не индивидуального, и подлежащие по возможности точному воспроизведению в словесном фольклорном творчестве, - Ср.: Богатырев П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. С. 369-383; Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки: Заметки по общей теории клише. М., 1970; Иванов Вяч. Вс. О взаимоотношении динамического исследования эволюции языка, текста и культуры // Исследования по структуре текста. С. 5-26.
386 Представление о вещем поэте, обладающем пророческим даром, часто связывалось в древности с образом слепого певца: его способность "зрить" и постигать скрытое, тайное, спрятанное в глубине веков объяснялось отсутствием физиологического зрения, фиксирующего внешнее, временное, поверхность вещей. Слепота певца - "интересная подробность, которая встречается у разных народов, в частности в русском народном эпосе. У южных славян за певцами так называемых "юнацких" песен закрепилось даже название "слепачей", что прямо указывает на происхождение этого понятия. Ведь и самого Гомера традиция представляла слепым певцом" (Радциг С.И. История древнегреческой литературы. С. 38), что согласуется также и "с обычаями Древней Месопотамии, где певцы и музыканты часто бывали слепыми" (Иванов Вяч. Вс. Хеттская и хурритская литературы // ИВ Л. Т. 1. С. 121). Ср. также: Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. С. 100-102.
387 Ашуги (от араб, и тюрк, ашик - влюбленный) - кавказский, тюркский поэт-певец, исполняющий эпические сказания, песни.
388 Кар-Оглы, Кёр-Оглы - герой фольклорно-эпического памятника, известного как кавказским (здесь его имя понимается как "сын слепого"), так и среднеазиатским литературам (здесь это имя означает "сын могилы") и сложившегося не ранее XVII в. В так называемой западной версии (армянской, грузинской, турецкой, восходящих к азербайджанскому эпосу "Кёр-Оглы") герой является народным мстителем и поэтом-импровизатором, чьи песни включены в прозаическое повествование о его подвигах. Восточные (узбекский, туркменский, казахский, таджикский) варианты в значительной части написаны стихами; есть отличия и в образе героя - он является здесь знатным монархом. - См.: Короглы X. Текстологическая характеристика публикаций эпоса "Гёроглы" и "Гуругли" // Фольклор. Издание эпоса. М., 1977.
Гонгури, чонгури - кавказский музыкальный инструмент, использовавшийся и для сопровождения пения.
389 Ср. рассмотрение этих вопросов в лекциях А.Н. Веселовского по истории эпоса. - ИП. С. 476-492. С. 247
390 См.: Руна I. С. 35-43 "Калевала": Пер. Л. Вельского.
391 См.: "Старшая Эдда". С. 9-15, 35-40,45-49: Пер. А.И. Корсуна.
392 Демодок - знаменитый певец, персонаж "Одиссеи" Гомера: неслучаен факт слепоты певца, явно связанной с его даром; Гомер говорит, что "дар песней принял от богов он // Дивный, чтоб все воспевать, что в его пробуждается сердце"; "Муза его при рождении злом и добром одарила: // Очи затмила его, даровала за то сладкопенье" (Гомер. Одиссея. VIII, 44-45, 63-64 / Пер. В.Жуковского. С. 123-124). См. также примеч. 386.
393 См. примеч. 28 к ст. 1. С. 248
394 См.: Гомер. Одиссея. С. 124, 134-135.
395 Ямиды - жрецы Олимпии, ведущие свой род от мифического прорицателя Яма (Ямоса), сына Аполлона (см. примеч. 101), внука Посейдона.
396 Косская школа - в эллинистической поэзии объединение поэтов, живших на острове Кос и уделявших в своем творчестве особое внимание эротической теме. Главой этого кружка считается Филет (ок. 340 - 280 до н. э.), в котором поэтический талант сочетался с ученостью. Филет оказывал заметное влияние на современных ему поэтов. На острове Кос в эту эпоху творили Гермесианакт, Асклепиад, Леонид Тарентский, вероятно, здесь же родился и Феокрит.
397 Гомериды Хиоса - родовое объединение рапсодов на острова Хиос, профессионально исполнявших поэмы Гомера; известны с VI в. до н. э.
398 См. примеч. 29 к ст. 1.
399 Полития - государственное устройство, совокупность гражданских прав, иногда античные теоретики называли политией строй, тяготеющий к демократии. Так, Аристотель считал политик" как бы смешением олигархии и демократии: "Те виды государственного строя, которые имеют уклон в сторону демократии, обычно называются политиями, а те, которые склоняются скорее в сторону олигархии, обыкновению именуются аристократиями" (Аристотель. Политика. 1293b 35// Аристотель. Соч. Т. 4. С. 502).
400 Фемий - "славный песнями" певец, персонаж "Одиссеи" Гомера, веселивший на пирах женихов Пенелопы, но сохранивший свою жизнь после их избиения Одиссеем (XXII, 330-353).
401 Филы (или филиды) - кельтские прорицатели и поэты, хранители эпического наследия, совмещавшие в себе также магические функции, функции историка и знатока традиций племени. Ср. примеч. 414, 415.
402 См. примеч. 203.
403 См. примеч. 135.
404 "Видсид" - древнейший памятник германской поэзии, возникший не позже VII в., его заглавный герой - певец, носитель предания (буквально Видсид - Широкостранствующий).
405 Эрманарих (или Эорманрик, Эрманарик) - готский король IV в., изображаемый в сказаниях как тиран, ставший причиной гибели своей жены Эальххильд. В "Видсиде" "владетель готский" выступает как даритель и покровитель певца. - См.: Видсид // Древнеанглийская поэзия / Изд. подгот. О.А. Смирницкая, В.Г.Тихомиров. М., 1982. С. 19, 22: Пер. В.Г. Тихомирова.
406 Агамемнон - царь Микен и Аргоса, верховный вождь ахейцев во время Троянской войны; вернувшись с войны, он был убит своей женой и ее любовником.
407 Клитемнестра - жена Агамемнона. Придворный песнопевец, которому было поручено присматривать за Клитемнестрой, был сослан коварным Эгисфом, соблазнившим ее. Убив Агамемнона, Клитемнестра и Эгисф правили в Микенах 7 лет. См. также примеч. 341.
408 Фризские - относящиеся к фризам, германскому народу, населяющему Фризские острова, Нидерланды.
409 Гродгар (или Хротгар) - датский король, чье королевство Беовульф избавил от опасности, победив чудовище Гренделя.
410 См.: Деор / Древнеанглийская поэзия. С. 11-14: Пер. В.Г. Тихомирова.
411 Хлодвиг I (ок. 466-511) - король франков (с 481), чьи завоевания Галлии положили начало Франкскому государству.
412 Теодорих (ок. 454-526) - король остготов (с 493), завоевавший Италию.
413 Павел Диакон (ок. 720-799) - автор "Истории лангобардов" (до 744), использовавший устную традицию. Фрагменты этого сочинения см.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. С. 245-256: Пер. Т.И. Кузнецовой.
414 Друидическое предание - мифология индоевропейских племен, кельтов, населивших во второй половине I тысячелетия до н. э. Британские острова, центральную и западную части территорий современной Европы, создавших один из трех значительных культурных кругов - кельтскую культуру, которая существовала в Европе на протяжении последних пяти веков до нашей эры, наряду с греческой и скифской. Друиды - кельтские жрецы, в функции которых входили жертвоприношения, прорицания, врачевание и др. Согласно греческому историку Страбону, жреческое сословие кельтов подразделялось на три категории или прослойки - барды (см. примеч. 415), филиды (см. примеч. 401) и друиды, причем последние окружались наиболее высоким почетом, пользовались непререкаемым нравственным авторитетом, обладали большой ученостью (занимались изучением природы, философией). Новейшая этимология связывает название друидов с понятием "наимудрейшие". Начавшаяся в 432 г. христианизация Ирландии неизбежно вступила в конфликт с друидизмом, окончательная победа над которым (во всяком случае в его прежних институциональных формах) относится к 560-561 гг. - См.: Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина / Изд. подгот. А.С Бобович, А.Д. Михайлов, С. А. Ошеров. М., 1984; Vries J. de. La religion des Celtes. Paris, 1963; Pigott S. The Druids. London, 1968.
415 Барды - носители кельтской эпической традиции, народные исполнители эпических произведений, непременные участники пиршественного застолья при дворах королей и феодалов. Поскольку барды были не пророками и поэтами, а лишь исполнителями, их место в кельтском жреческом сословии довольно скромное. В средние века профессиональные барды обычно жили при дворах ирландских, шотландских, уэльсских феодалов. Их существование не вступало в коллизию с начавшейся в V в. христианизацией Ирландии; с этого времени складываются школы бардов, сохранявшиеся до XVII в. Традиции поэзии бардов вызывали интерес поэтов предромантизма и романтизма, что отразилось в многочисленных подделках и подражаниях. - См. примеч. 62 к ст. 5; а также: Калыгин В. П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986; Ср. примеч. 401, 414.
416 Викинги - скандинавы, именовавшиеся в Западной Европе норманнами, на Руси - варягами, в конце VIII - середине XI вв. осуществлявшие завоевательные походы на европейские страны (в IX в. захватили северо-восточную Англию, в X в. - северную Францию).
417 См. примеч. 152.
418 Гемар - автор хроники (ок. 1150) "Histoire des Angles" - "История англов".
419 Вас - французский поэт XII в., хронист, автор стихотворного "Романа о Бруте" (1155) - переложения латинской хроники Гальфрида Монмутского (см. примеч. 414). - См.: Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. С. 15-16, 29, 38-42 и др.
420 Москолудить (уст.) - шутить. Скиники (от гр. ακηνή - сцена) - актеры.
421 Давид - иудейский царь (XI-X вв. до н. э.), библейский автор Псалтыри, неоднократно упоминается в Библии как играющий на струнных инструментах (1 Цар. 18:10; 19:9), певец (2 Цар. 23: 1).
422 "Сказание о Соломоне и Морольфе" - древнееврейский апокриф, в средние века подвергавшийся церковному осуждению. А.Н. Веселовский тщательно изучил западноевропейские и славянские варианты этого сказания, и в 1872 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Славянские сказания о Соломоне и Китов расе и западные легенды о Морольфе и Мерлине", - См.: Веселовский А.Н. Собр. соч Т. 8. Вып. 2. Спб., 1921 (см. рец. Ф.И. Буслаева в: Отчет о XVI присуждении наград графа Уварова. Спб., 1874. С. 24-66).
423 См.: Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975 (здесь же приводится библиография).
424 См.: Ирландские легенды и сказки / Пер. Н. Шерешевской, М., 1960; Ирландские саги / Пер., вступ. ст., коммент. А.А. Смирнова. М.; Л-, 1961.
С. 254
425 Бугге принадлежит теория, согласно которой древнескандинавская поэзия возникла из античных и христианских источников. - См.: Bugge S. Studien ьber Entstehung der nordischen Gцtter und Heldensagen. Mьnchen, 1889.
426 См. примеч. 30 к ст. 1.
427 Как указывает М.И. Стеблин-Каменский, слово "скальд" употреблялось в древнеисландском языке совершенно не так, как слово "поэт" употребляется в современных языках: оно означало лишь "автор данных стихов". Примечательно, что слов со значением "автор" или "сочинять" в древнеисландском не было, т.е. авторство осознавалось только в отношении поэзии (притом скальдической) , но не прозы. - См.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 90-91.
428 См. примеч. 28, 29 к ст. 3.
429 Как раз поэзия скальдов знаменует собой "начальный этап в развитии осознанного авторства в поэзии, тот этап, который А.Н. Веселовским был назван "переходом от певца к поэту" и который обычно ускользает от наблюдения историка литературы, поскольку относится к дописьменной эпохе. В этом смысле скальдическая поэзия весьма ценна для исследователя - она личная и дописьменная (древнейшие стихи сочинены в первой половине IX в., т.е. за четыре века до записи). Сущность же этапа перехода "от певца к поэту" в том, что "авторское самосознание еще не распространяется на произведение в целом", но только на его форму. Отсюда ее гипертрофия, свидетельствующая об освобождении поэта от обязующей традиции, что в итоге приводит к скачку из неосознанного авторства в осознанное. - См.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 78-80. С. 255
430 Руническая азбука - совокупность графических изображений букв в древней Скандинавии, возникшая не позднее II в. до н. э. у какого-то германского племени на основе одного из южноевропейских алфавитов. В науке нет единства мнений по поводу места и времени возникновения рунического алфавита, а также его основы. Различается старший рунический алфавит, состоящий из 24 рун (футарк), и младший - 16 рун, пришедший ему на смену в IX в. - См.: Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979. С. 9-21.
431 Кобольд - в германской мифологии гном, домовой. С. 257
432 Миф о божественном происхождении поэзии А.Н. Веселовский пересказывает по прозаической, или Снорриевой, Эдде. - См.: Младшая Эдда. С. 56-98. См. также: Мелетинский Е.М. Мед поэзии // Мифы народов мира. Т. 2. С. 127-128.
433 Этимология имени Бодн неясна, этимология имени Сон - кровь. - См.: Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов. С. 87.
434 В настоящее время общепринято объяснение латинского vates (прорицатель, пророк, вдохновенный певец, поэт) от того же корня, который обозначал в древнеиндийском "вдохновение поэта" и дал начало древнегерманскому имени бога Одина (ср. рус. вития - поэт).
435 См.: Гомер. Одиссея. XI, 263-265.
436 Об этом повествует Пиндар в "Пифийских одах" (IV, 176), Эсхил в "Агамемноне" (1629-1630), Еврипид в "Вакханках" (561 - след.) и др.
437 Никандр (III-II вв. до н. э.) - греческий поэт, грамматик и врач, автор не сохранившихся до наших дней историко-мифологических поэм, возможно, послуживших образцами для Вергилия и Овидия. Прозаические фрагменты-пересказы его поэмы "Метаморфозы" сохранились у грамматика Антонина Либерала (II в.)
438 Пиэрий (или Пиер) - отец девяти Пиерид, дерзнувших, согласно греческому мифу, соревноваться с музами в пении и превращенных за это в сорок. - См.: Овидий. Метаморфозы. V, 294-678.
Геликон - гора в Греции, на которой, согласно греческим мифам, жили музы. Посейдон - в греческой мифологии бог моря, брат Зевса, господствовавшего над небом, и Аида, владевшего подземным царством.
Пегас - в греческой мифологии крылатый конь, сын Посейдона и Медузы Горгоны
439 Изгнание сыновей Уснеха // Похищение быка из Куальнге / Изд. подгот. Т.А. Михайлова, С.В. Шкунаев. М., 1985. (ЛП). С. 19: Пер. Т. Михайловой.
440 Кудруна / Изд. подгот. Р.В. Френкель. М., 1983. (ЛП). С. 68: Пер. Р.В. Френкель. Имя заглавной героини этой "немецкой Одиссеи" (В. Гримм) XIII в. существует в нескольких вариантах: исследователи, считающие местом возникновения поэмы северную Германию, - к ним, очевидно, относятся А.Н. Веселовский - пишут Гудруна, другие, полагающие, что она создана на австро-баварских территориях, предпочитают форму Кудруна. Это же касается и имени упоминаемого Веселовским певца Гаранта - в новейшем русском переводе этот "воитель датский, прославленный герой" называется Хорант.
441 Здесь имеется в виду исландская "Сага о Боен" XIII в., относящаяся к группе "саг давних времен", имеющих общие мотивы с фольклором и литературой других народов. Так, данная сага имеет параллели с русской былиной про Василия Буслаева. - См.: Исландские саги. Ирландский эпос / Вступ. ст. М.И. Стеблина-Каменского, А.А. Смирнова. М., 1973. (БВЛ); Мелетинский Е.М. Исландские саги // ИВЛ. Т. 2. С. 477; Пропп В.Я. Русский героический эпос. С. 442-465, 590-592.
442 См.: Шкунаев С.В. Дагда; его же. Кельтская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 346, 633-637.
443 Випунен - песнопевец-великан, лежащий в земле, лучший знаток заклинаний, один из персонажей карело-финского эпоса "Калевала".
444 Вейнемейнен - главный герой рун "Калевалы", певец и заклинатель; Похьола - мрачная северная страна. См. также: Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского эпоса. М.; Л., 1957-1960. Кн. 1-2; Пропп В.Я. "Калевала" в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. С. 303-317.
445 См.: Калевипоэг. Таллинн, 1961; Эстонский фольклор. Таллинн, 1980.
446 Лейх - жанр немецкой средневековой песенной лирики, часто исполнявшийся в процессе танца. Для лейха характерна ритмическая асимметрия, стремление к оригинальности и нешаблонности (см. примеч. 17 к ст. 2). Эльфы - в германской мифологии духи, иногда делятся на светлых (духи воздуха) и темных (гномы). Согласно средневековой демонологии, музыка эльфов зачаровывает слушателей, заставляет плясать все живое и неживое.
447 Каллиопа - в греческой мифологии одна из девяти муз, дочь Зевса и Мнемозины. Считается матерью Орфея и Лина (см. примеч. 36) от Аполлона (см. примеч. 101). 448
448 Сома - в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка. - См.: Топоров В.Н. Сома // Мифы народов мира. Т. 2. С. 462-463.
449 В индуистской мифологии боги: огня - Агни (см. примеч. 18 к ст. 3), хмельного напитка - Сура, грома и молнии - Индра (см. примеч. 7 к ст. 3). Вишну - один из высших богов, наряду с Брахмой и Шивой. - См.: Эрмин В.Г. Индуистская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 535-543; Топоров В.Н. Ведийская мифология // Там же. С. 220-226.
450 Иппокрена (или Гиппокрена) - источник, возникший в обители муз -на горе Геликон - от удара копыта мифического коня Пегаса; на горе Парнас, где обитали Аполлон (см. примеч. 101) и музы, также существовал источник поэтического вдохновения - Кастальский источник.
451 Роман Сладкопевец (конец V в. - ок. 560) - византийский церковный поэт, автор гимнов. - См. о нем: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 210-220, 232-234 и др.
452 Кэдмон - англосаксонский поэт VII в., писавший стихи на религиозные темы. Подробный рассказ об этом первом английском христианском поэте содержится в 24 главе IV книги "Церковной истории народа Англов" Беды Достопочтенного (674-734), первого английского историка. Го глипт имевшимся сведениям (возможно, легендарным), в монастыре в Уитби был неграмотный монах Кэдмон, "особо отмеченный милостью Божьей, так как он имел обыкновение очень складно сочинять религиозные и благочестивые стихи <...> на английском языке <...> он познал искусство слагать стихи не от людей и не человеком был обучен, но получил он этот дар с помощью божьей как милость". - См. изложение легендарной истории о том, как Кэдмон стал поэтом в: Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. С. 217-219: Пер. И. П. Стрельниковой. См. "Гимн Кэдмона" в: Древнеанглийская поэзия. С. 27-28: Пер. В. Г. Тихомирова (см. также примеч. С. 265-268).
453 Евфимий Ибер (мы) (955-1028) - грузинский книжник.
454 Махдун-Кули (или Махтум-Кули) (ок. 1730 - конец XVIII в.) - основоположник туркменской классической литературы. - См.: Жирмунский В.М. Легенда о призвании певца // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. С. 397-407.
455 Вилы - в южнославянской мифологии женские духи; они обладают крыльями и копытами, стремятся помочь нуждающимся, способны излечивать от болезни, но и убить, если вызвать их гнев.
456 Корибанты - в греческой мифологии спутники матери богов Реи-Кибелы.
457 См. в новейшем русском переводе А.Н. Егунова: "Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых" (Платон. Федр. 245b // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2 С. 180.
458 Платон. Ион. 533d - 534d Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 138-139: Пер. Я.М. Боровского.
459 Толстой А.К. Слепой // Полн. собр. соч. 2-е изд. Л., 1984. Т. 1. С. 217 С. 265
460 Пушкин А.С. Возражение на статьи Кюхельбекера в "Мнемозине" // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 7. С. 29-30.
461 Пушкин А.С. Наброски предисловия к "Борису Годунову" // Там же. С. 114. С. 269
462 Crooke W. The waving of Penelope // Folk-Lore, IX. 1898. N 2. P. 97 passim. C. 270
463 Ср.: Потебня А.А. Эстетика и поэтика. С. 364-375. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 23-33.
464 Уитмен Уолт (1819-1892) - американский поэт, мастер свободного стиха, лишенного рифмы и размера. - См.: Уитмен У. Избранные произведения. Листья травы. Проза / Вступ. ст. М.О. Мендельсона. М., 1970.
465 См. примеч. 8 к ст. 1; примеч. 5 к ст. 2.
466 Парнасцы - члены поэтической школы во Франции последней трети XIX в. (Ж.М. Эредиа, Сюлли-Прюдом, в начальном периоде своего творчества - П. Верлен, С. Малларме), придерживавшиеся принципа "искусство для искусства", его самоценности, а не подчиненности буржуазным вкусам и представлениям об утилитарности. С этим связано стремление парнасцев к выработке особого языка словесного искусства, сопоставимого с языком изобразительных искусств. Согласно их концепции, абсолют красоты искусства препятствует приданию ему прикладного характера, а также выражению субъективных чувств художника. - См.: Эредиа Ж.М. де. Трофеи / Изд. подгот. И.С. Поступальский, Н.И. Балашов. М., 1973. (ЛП).
467 Бурже Поль Шарль Жозеф (1852-1935) - французский писатель, автор поэтических произведений в духе парнасской школы, критических эссе ("Очерки современной психологии", 1883; "Новые очерки современной психологии", 1885), романов. С. 272
468 Gerber G. Die Sprache als Kunst. Bromberg. 1871-1874. B. 2.
469 См.: Zeitschrift fьr Vцlkerpsychoiogie. 1866. B. IV. S. 465-480; Ibid. 1869. B. VI. S. 285-352.
470 О Спенсере см. примеч. 16 к ст. 3. В данном случае цитируется его работа: Spenser H. The philosophy of style // Spenser H. Essays scientific, political and speculative. London, 1891. V. II. 3 issue.
471 О перенесении принципа экономии из практического языка на поэтический см.: Шкловский В.Б. Искусство как прием // Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1917. Вып. 2; его же. Теория прозы. С. 7-23. Критика концепции Спенсера проводилась еще в работах З. Фрейда, считавшего его понимание экономии сил наивным и мелочным (см.: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1925. С. 210-211). Близок к этой оценке и Л.С. Выготский, когда пишет: "Нам покажется мелочной та экономия, которую, по мнению Веселовского, совершает поэт, когда в возможно меньшем количестве слов он сообщает нам возможно большее количество мыслей. Можно было бы показать, что дело происходит как раз обратным образом: если пересказать возможно экономичнее и короче, как это делает театральное либретто, содержание какой-нибудь трагедии, мы получим неизмеримо большую экономию в том наивном смысле, о котором говорит Веселовский. Мы увидим, что поэт, наоборот, прибегает к крайне неэкономному расходованию наших сил, когда искусственно затрудняет течение действия, возбуждает наше любопытство, играет на наших догадках, заставляет раздваиваться наше внимание и т.п." (Выготский Л.С. Психология искусства. С. 256-257).
472 Ономатопея (гр. ονοματοποια - словотворчество) - имитация средствами поэтического языка звуков реальности, звукоподражание, служащее обыгрыванию связи звука и смысла (типа кукарекать, мяукать).
С. 275
473 Синекдоха (гр. συνεκδοχή - соотнесение) - троп, словесный прием изображения, обозначения большего через меньшее, целого через часть, разновидность метонимии.
474 Метонимия (гр. μετωνυμία - переименование) - троп, основанный на принципе смежности (например, "шляпа" вместо - "человек в шляпе" и др.).
475 Сравнение - словесное уподобление одного предмета другому с целью обнаружить его новые свойства.
476 Метафора (гр. μεταφορα - перенос) - троп, сводящийся к перенесению свойств одного предмета на другой, скрытое сравнение; один из наиболее выразительных поэтических приемов, возникающих в процессе распада мифологического сознания с его не расчлененностью познаваемого мира и познающего человека.
477 Элизия (лат. elisio - выталкивание) - выпадение одного из двух гласных звуков при встрече на стыке слов.
478 Каданс (фр. cadence, ит. cadenza) - гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть, либо пассаж, вставка импровизационного характера, представляющая собой свободную фантазию на главную тему произведения, обычно исполняемую солистом без аккомпанемента оркестра.
479 См.: Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.; Л., 1959; Жирмунский В.М. Теории стиха. Л., 1975; Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.
480 Инверсия (лат. invcrsio) - перестановка, переворот наизнанку, обратный порядок.
481 Кардуччи - см. примеч. 12 к ст. 3.
482 Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90т. М., 1951. Т. 30. С. 27-195.
483 Ср. учение А. А. Потебни о внутренней форме слова. Ученый различал в слове два содержания - объективное, ближайшее этимологическое, всегда заключающее в себе только один признак, и субъективное, в котором признаков может быть множество. "Первое есть знак, символ, заменяющий для нас второе. Можно убедиться на опыте, что, произнося в разговоре слово с ясным этимологическим значением, мы обыкновенно не имеем в мысли ничего, кроме этого значения: облако, положим, для нас только "покрывающее". Первое содержание слова есть та форма, в которой нашему сознанию представляется содержание мысли. Поэтому, если исключить второе, субъективное, и, как увидим сейчас, единственное содержание, то в слове останется только звук, то есть внешняя форма и этимологическое значение, которое тоже есть форма, но только внутренняя. Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль" (Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика, С. 114-115).
484 Фехнер Густав Теодор (1801-1887) - немецкий физик, психолог, философ-идеалист, писатель; рассматривал материю как оборотную сторону психического, считал Вселенную одушевленной. Зависимость между психическими и физическими явлениями Фехнер полагал математически исчисляемой и выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотношении между ними. Его работы легли в основу экспериментальной психологии.
485 См. примеч. 29 к ст. 4, 385.
486 Койне (или койнэ; гр. κοινή - общегреческий литературный язык, сложившийся с IV в. до н. э. на базе аттического диалекта (разговорного языка Афин) с примесью других диалектов; позднее этим термином стали называть всякий общий язык, образованный по такому типу. - См.: Типы наддиалектных форм языка. М., 1981; Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987, С. 189.
487 Гримм Якоб (1785-1863) - немецкий филолог, один из основоположников мифологической школы в фольклористике; Гофман фон Фаллерслебен Август Генрих (1798-1874) - немецкий поэт и ученый, исследовавший историю немецкой песни; Гебель (Хебель) Иоганн Петер (1760 - 1826) - немецкий писатель, чье творчество питалось фольклорными источниками, носило демократический, просветительский характер.
488 См.: Böckel О. Deutsche Volkslieder aus Oberhessen. Marburg, 1885. S. CXVIII passim. Гауфен Адольф фон (1863-1930) - германист, исследователь этнографии Богемии. -
См.: Haufen A. Beitrдge zum deutsch-bцhemischen Volkskunde. 1896.
489 Шанфлёри (наст. имя - Юссон Жюль Франсуа Феликс; 1821-1889) - французский писатель, считавший задачей литературы изображение низших классов общества.
490 А.Н. Веселовский опирается на выводы исследования выдающихся лингвистов-младограмматиков А. Лескина и К. Бругмана: Brugmann К., Leskien A. lithaunische Volkslieder und Mдrchen aus dem preussischen und russischcn Litauen. Strassburg, 1882. S. 84.
491 C. 282 Ср.: Арним Людвиг Ахим фон. О народных песнях // Эстетика немецких романтиков / Сост., пер., вступ. ст., коммент. А.В. Михайлова. М., 1987. С. 376-406; Поэзия немецких романтиков / Сост., предисл., коммент. А.В. Михайлова. М., 1985.
492 См. примеч. 24 к ст. 2. С. 283
493 Нарцисс - символ самовлюбленности, в греческой мифологии сын речного бога и нимфы, умер от любви к себе, любуясь своим отражением; на месте его гибели вырос цветок - нарцисс (Овидий. "Метаморфозы". III, 341-510): Пелей в греческой мифологии отец Ахилла (см. примеч. 130), связанные с ним мифологические сюжеты излагаются, в частности, в "Андромахе" (545-765) и "Троянках" Еврипида.
494 Сидел я, брови сдвинув
И ногу на ногу закинув.
А щеку подперев рукой.
И обсуждал вопрос такой:
Как надо жить на свете?
Но кто решит задачи эти?
Нам надобно достичь трех благ.
И ни одно не обойти никак.
Два первые - богатство и почет.
Они друг другу часто портят счет.
А третье - божья благодать, -
Ее Превыше тех должны мы почитать.
Все три хотел бы я собрать в одно,
Но, к сожаленью, людям не дано,
Чтобы почета, божьей благодати
Да и богатства, кстати,
Один был удостоен в полной мере.
- Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. С. 84: Пер. В. Левина. С. 284
495 Бернард (Бернарт) де Вентадорн - провансальский поэт XII в., чье творчество - один из наиболее верных образцов трубадурской поэтики. - См.: Бернарт де Вентадорн. Песни / Изд. подгот. В. Дынник. М., 1979. (ЛП).
С. 285
496 Лохвицкая Мирра Александровна (1869-1905) - русская поэтесса. Упоминаемое стихотворение см.: Русская поэзия XIX в. М., 1974. Т. 2. С. 634.
497 См. примеч. 24 к ст. 4.
498 См. примеч. 98.
499 Птенчик, радость моей подруги милой,
С кем играет она, на лоне держит,
Кончик пальца дает, когда попросит,
Побуждая его клевать смелее,
В час, когда красоте моей желанной
С чем-нибудь дорогим развлечься надо.
Чтоб немножко тоску свою рассеять,
А вернее - свой пыл унять тяжелый, -
Если б так же я мог, с тобой играя,
Удрученной души смирить тревогу!
- Катулл. Книга стихотворений. С. 5: Пер. С.В. Шервинского. С. 286
500 См. примеч. 287.
501 Мицкевич Адам (1798-1855) - польский поэт-романтик. - См.: Мицкевич А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1948-1954; Мицкевич А. Стихотворения. Поэмы / Вступ. ст., сост., примеч. Б.Ф. Стахеева. М., 1979.
502 См. примеч. 269.
503 Ср. пародийно-ироническое обыгрывание этой темы у русского поэта Саши Черного (1880-1932) в стихотворении "Медичка". - Саша Черный. Стихотворения / Предисл. К. Чуковского; Крит.-биогр. очерк Л.А. Евстигнеевой. Л., 1960.
504 См. примеч. 272.
505 Марциал Марк Валерий (ок.40 - ок. 104) - римский поэт. - См.: Марциал Марк Валерий. Эпиграммы / Пер., вступ. ст., коммент. Ф. Петровского. М., 1968.
506 Фрейданк - псевдоним (означающий "свободомыслящий") немецкого странствующего поэта-миннезингера XIII в. См. примеч. 17 к ст. 2; 37 к ст. 5.
507 KöhlerR. Kleineie Schriften. 3 vol. Weimar, 1896-1900. S. 293 passim.
508 Гейне Г. Признание // Гейне Г. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 190-191: Пер. М.Л. Михайлова.
509 Проперций Секст (ок. 50 - ок. 15 до н. э.) - римский поэт, автор четырех книг элегий.
- См.: Катулл. Тибулл. Проперций / Предисл. Ф. Петровского; Коммент. Е. Берковой. М., 1963. С. 247-456: Пер. Л. Остроумова.
510 Ср.: Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер, под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова. М., 1985. С. 201 и след.; Мелетинский ЕМ. Ворон // Мифы народов мира. Т. 1. С. 245-247 (приведена библиография).
511 Тангейзер (ок. 1205-1270) - немецкий поэт-миннезингер (см. примеч. 17 к ст. 2). В XIV в. сложилась легенда о его пребывании в волшебном гроте германской богини Хольды, о его участии в состязании певцов ("Вартбургская война"). Особый интерес вызвали эти легенды у немецких романтиков - Тика (рассказ "Верный Эккарт и Тангейзер", 1799), Новалиса (роман "Генрих фон Офтердинген", 1802), Гофмана (новелла "Состязание певцов", 1821), известна опера Р. Вагнера "Тангейзер, или Состязание песенников в Вартбурге" (1845).
512 См. примеч. 82.
513 Царица Савская - библейский персонаж; легендарная правительница царства Саба, прибывшая в Иерусалим для испытания мудрости царя Соломона (3 Пар. 10:1; 2 Пар. 9:1).
514 См.: Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929. С. 290
515 Вернер фон Тегернзее (или Брат Вернер; 1190-1250) - немецкий поэт, ученик Вальтера фон дер Фогельвейде, автор шпрухов политического, религиозного и нравственного содержания. Мейстерзингеры причисляли его к 12 мастерам.
516 Пьер дела Винья - советник императора Фридриха II (1194-1250), упоминается в "Божественной Комедии" Данте Алигьери:
Я тот, кто оба сберегал ключа
От сердца Федерика и вращал их
К затвору и к отвору... (Ад. XIII, 58-60)
- Данте Алигьери. Божественная Комедия. С. 60: Пер. М. Лозинского. Образ, заимствованный из Книги пророка Исайи (22: 22), служит у Данте выражению того влияния, которое имел на императора его канцлер, способный настроить его на гнев и на милость.
517 См. примеч. 279. Ср. работу ученика А.Н. Веселовского: Шишмарев В.Ф. Этюды по истории поэтического стиля и форм. 3. Альба // Известия Академии наук. ОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 3. С. 257-296.
518 См. примеч. 37. С. 292
519 См. примеч. 275, 279.
520 Чосер Джеффри (1340? - 1400) - английский поэт. - См.: Чосер Д. Кентерберийские рассказы / Пер. И. Кашкина, О. Румера; Вступ. ст., примеч. И. Кашкина. М., 1973; Алексеев М.П. Пушкин и Чосер // Алексеев М.П. Пушкин. Л., 1972.
521 См.: Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1958. Т. 3. С. 87-88: Пер. Т. Щепкиной-Куперник.
522 См.: Там же. С. 261: Пер. Т. Щепкиной-Куперник.
523 Элиан Клавдий (ок. 170 - ок. 230) - римский писатель (писал по-гречески), как фило