Главная » Книги

Ходасевич Владислав Фелицианович - Литературная критика 1922-1939, Страница 10

Ходасевич Владислав Фелицианович - Литературная критика 1922-1939


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

военные годы - основное помещение для литературных вечеров русского Парижа. Видимо, Ходасевич имеет в виду выступление Д. С. Мережковского на обсуждении доклада Г. В. Адамовича "Русская литература за 20 лет (советская и эмигрантская)", прочитанного в зале Лас-Каз 2 декабря 1937 г. (см. аннотацию доклада - ПН. 1937. 30 ноября).
   ...подвергнуть ее смертной казни молчанием... - Ср. в одной из рецензий на книгу Иванова: "Книга, вероятно, найдет свой заслуженный интерес в качестве клинико-патологического случая для опытного психиатра. В острой форме негодования возникает вопрос о цели и назначении подобного не произведения, а просто странного литературного преступления" (Иегулов С. // Грань. 1939. No 2. С. 80).
   ...сто восемь лет тому назад сказано, что литература существует не для пятнадцатилетних девиц и не для тринадцатилетних мальчиков... - Из статьи А. С. Пушкина "Опровержение на критики" (1830).
   С. 415. ..."за голубым голубком розовый летит голубок"... - Из ст-ния "Облако свернулось клубком..." (Иванов Георгий. Отплытие на остров Цитеру. Париж, 1937. С. 103).
   С. 416. Пшибышевский Станислав (1868-1927) - польский поэт, романист и драматург, один из самых влиятельных и популярных писателей европейского "модерна" в России 1900-х годов.
   С. 417. "Есть люди, способные до сих пор плакать над судьбой Анны Карениной... Они еще стоят на исчезающей вместе с ними почве". - Иванов Георгий. Распад атома // ЛО. 1991. No 2. С. 88.
   С. 418. ..."Пушкинская Россия, зачем ты нас обманула? Пушкинская Россия, зачем ты нас предала?"... - Там же. С. 93.
   ..."танцы, мороженое, прогулки, шелковые банты, праздники, именины"... "из трехсот шестидесяти пяти праздников"... "из тридцати именин". - Там же. С. 92.
  
   О советской литературе. - В. 1938. 20 мая.
   В одной из первых эмигрантских статей, посвященных советской литературе, Ходасевич писал: "Подчинение литературы большевицким надобностям, цензурные неистовства, изъятие старой литературы, намеренное понижение культурного уровня, шпионство, доносы, прислужничество, - вот очень сокращенный список того, что отравляет жизнь советской литературы, одних развращая морально и художнически, других выводя из строя. И если не все еще там задушено, то это свидетельствует лишь о чудесной выносливости, присущей русской литературе всегда и везде. И она еще там жива, опять-таки, не благодаря тому, что находится в СССР, а несмотря на то" (Там или здесь? // Д. 1925. 18 сентября). Ходасевич, в разное время посвятивший отдельные статьи А. Н. Толстому, Ю. К. Олеше (которого выделял среди нового поколения советских писателей), М. М. Зощенко, М. А. Булгакову, Д. А. Фурманову и другим писателям, живущим в Советском Союзе, выступал и с общими обзорами положения дел в советской литературе (см., напр.: Письмо // B. 1927. 29 сентября; Литература и власть в сов. России // В. 1931. 10, 15, 17, 22 декабря; Литературная резолюция ЦК // В. 1932. 2 мая; Съезд советских писателей // В. 1934. 13 сентября; Литературные вредители // В. 1937. 6 августа; Право на конфликт // В. 1938. 30 сентября; Орденоносцы // В. 1939. 17 февраля).
  
   С. 419. "Понял. Мы в раю". - Из ст-ния В. Я. Брюсова "Два голоса" (1905).
   Гулливер - общий псевдоним Ходасевича и Н. Н. Берберовой, которым они, начиная с 5 января 1928 г., подписывали еженедельную "Литературную летопись", посвященную в основном новинкам советской литературы, которую они вели совместно вплоть до 1939 г. Об истории этого псевдонима и степени участия Ходасевича в создании "Литературной летописи" см. обоснованную гипотезу Д. Малмстада (Малмстад Д. Единство противоположностей: История взаимоотношений Ходасевича и Пастернака // ЛО. 1990. No 2. С. 58).
   С. 420. Нам, всегда стоявшим за право художника иметь любое представление о мире... по коренным вопросам. - Ср. с написанной в 1921 г. во многом с противоположных политических позиций, но с точки зрения того же эстетического императива рец. Ходасевича на книгу кн. Ф. Н. Касаткина-Ростовского "Голгофа России" (Ростов-на-Дону, 1919): "Эта книга - один из отголосков нашей белой эмиграции. Рецензенту легко было бы привести из "Голгофы России" несколько отрывков и обрушиться на автора за его беспросветно золотопогонную идеологию. Но это значило бы ломиться в открытую дверь. Предоставим князю быть каким ему угодно гражданином и только посмотрим, каков он поэт... Оговариваюсь: я не мыслю поэта, не приемлющего революции, - но хорошего стихотворца мыслю" (Книга и революция. 1921. No 7. С. 59).
   С. 421. "Недоуменье, принуждены..." - Из ст-ния Е. А. Баратынского "Смерть" (1828). У Баратынского - "условье".
   ...рассказ молодого автора А. Кучерова "Потерянная любовь". - Рассказ будущего автора повести "Служили два товарища..." - Анатолия Яковлевича Кучерова (1907-1968) - появился в No 3 за 1938 г. ленинградского литературно-общественного ежемесячника "Литературный современник" (1933-1941).
  
   "Тайна Императора Александра I". - В. 1938. 5 августа.
   Лев Дмитриевич Любимов (1902-1976), по поводу книги которого написана статья, - журналист, искусствовед, историк, мемуарист, впоследствии (1948) - репатриант, автор книги воспоминаний "На чужбине" (1957).
  
   С. 426. ...гроб одного из них... вознесенный на катафалк рядом с гробом неверной его жены... - Торжественное перезахоронение Петра III, произведенное Павлом I при его вступлении на престол; гроб Петра III был перенесен из Александро-Невского монастыря в Петропавловский собор и 18 декабря 1796 г. предан там почетному погребению вместе с гробом Екатерины II, свергнувшей своего мужа в 1762 г. (см.: Шумигорский Е. С. Император Павел I. СПб., 1907. С. 89; кн. Шумигорского, по заключению А. Л. Зорина, была основным источником для работы Ходасевича над темой Павла I. - См. ниже, ел. примеч.; см. также письмо Б. А. Садовскому от 2 мая 1913 г. в т. 4 наст. изд.).
   С. 428. ...всю трагедию можно было бы назвать "Павел". - К Павлу I как ключевой фигуре "художественного замысла" русской истории у Ходасевича с молодости был повышенный интерес. В 1913 г. он начал работу над книгой о Павле; фрагмент ее опубликован А. Л. Зориным в кн.: Ходасевич В. Державин. М., 1988. С. 233-249; см. там же об этой работе Ходасевича во вступ. статье и примеч. А. Л. Зорина (С. 8-10, 321-324).
   С. 430. Самая мысль - искать новых сведений об Александре I и Федоре Кузьмиче в эмиграции... - Л. Д. Любимов во многом построил свое исследование проблемы Федора Кузьмича на сведениях, собранных им в эмиграции от многих лиц, принадлежавших в прежней России к придворным кругам: он ссылается как на печатные материалы, так и на неопубликованные воспоминания (генерал-майора свиты П. А. Княжевича), а также на беседы с вел. князьями Борисом Владимировичем, Андреем Владимировичем, Дмитрием Павловичем, княгиней Надеждой Петровной, графиней А. И. Шуваловой и на собранные по переписке свидетельства проф. И. А. Стратонова, Н. Н. Шебеко, В. С. Арсеньева, графини М. А. Келлер и других лиц (см.: Любимов Лев. Тайна Императора Александра I. Париж, 1938. С. 173-214).
  
   "Наедине" (с. 433). - В. 1938. 8 июля.
   Смоленский Владимир Алексеевич (1901-1961) - один из самых известных поэтов русского Монпарнаса, "любимец публики, посещающий вечера поэзии" (Шаховская З. Отражения. С. 55), считался и сам считал себя учеником Ходасевича (см.: Смоленский В. Мысли о Владиславе Ходасевиче // В. 1955. No 41. С. 99-102); посвятил Ходасевичу ст-ние "Все глуше сон, все тише голос..." (Смоленский В. Наедине. Париж, 1939. С. 52). Входил в группу "Перекресток". Верный своим антибольшевистским убеждениям, после оккупации обвинялся в коллаборационизме. Умер от тяжелой болезни горла. О первой поэтической книге Смоленского "Закат" (Париж, 1932) Ходасевич писал: "Можно сказать, что Смоленскому посчастливилось написать книжку, чрезвычайно показательную для его поэтической эпохи. Но сама эта эпоха представляется мне глубоко несчастной. <...> "У Смоленского нет идеала", - сказал бы старинный критик - и был бы, к несчастию, прав. Без любви, без веры, без надежды, Смоленский, в числе многих других молодых поэтов, обречен не злобе, не гневу, не отвращению <...>, но страшной опустошенности и подавляющей скуке. <...> Стихи Смоленского очень умелы, изящны, тонки, - по нынешним временам даже на редкость. Вкус никогда (или почти никогда) не изменяет ему. Вся его поэтика мне, пожалуй, особенно близка и понятна по многим причинам. Но все-таки и она закатная, отраженная. Смоленский принимает ее готовой от поэтов самого недавнего прошлого, но от людей совершенно иного душевного строя и иных мыслей" ("Закат" // В. 1932. 7 января). Ср. позднейшие отзывы Ходасевича о поэзии Смоленского: в рец. на No 7/8 "Чисел": "...тончайшие, исполненные подлинного чувства, умно-сдержанные стихи В. Смоленского" (В. 1933. 5 января); в рец. на кн. LI СЗ Ходасевич, одобряя в новых стихах Смоленского "волю к развитию", отмечал: "...он, видимо, ищет освободиться от некоторых влияний, которыми отмечено большинство его прежних пьес" (В. 1933. 6 апреля). В 1935 г. Ходасевич писал о Смоленском: "За четыре года со времени выхода его первого сборника "Закат" Смоленский значительно вырос поэтически, стал зрелее и серьезнее. Почти отделался он от старых своих недостатков - излишнего пафоса и самоупоения. Отошел он и от декоративного реквизита, от "выдуманных миров". Теперь Смоленский пишет о жизни, простой, грубой, горькой, но живой. Сами стихи его стали суше и горше, но во многом пронзительнее, формально же разнообразнее и попросту своеобразнее" (Вечер В. Смоленского // В. 1935. 5 декабря).
  
   С. 433. ...статье о "Двадцати двух" поэтах... - Двадцать два // В. 1938. 17 июня.
   ...о новой книге Ладинского... писал Ю. В. Мандельштам... - Мандельштам Ю. Стихи о Европе // В. 1937. 2 июля.
   С. 434. "Уходи навсегда, исчезай без следа в темноте..." - Смоленский В. Наедине. Париж, 1939. С. 51.
   С. 435. ...Г. В. Адамович меня обвинял... - См. коммент. к статье "Новые стихи".
   С. 436. ...некоторая напрасная красивость его стихов... Эту черту заметил в нем Адамович... - См.: "Стихи Смоленского до крайности меланхоличны. Они действительно "закатны". Поэт не живет, поэт "перманентно" умирает. <...> Правда, все это похоже на какие-то искусные, романтически-померкшие, театральные декорации" (Адамович Георгий. Стихи В. Смоленского // ПН. 1932. 21 января). Сам Ходасевич позже писал о "смеси трагизма с самолюбованием" в стихах Смоленского ("Современные записки", кн. 63 // В. 1939. 24 марта). О патетичности, декламативности, "благополучности" трагизма Смоленского см. также: Гомолицкий Л. Арион. Париж, 1939. С. 15, 19.
  
   "Умирание искусства". - В. 1938. 18 ноября.
   "Умирание искусства" - первая книга художественного и литературного критика и эссеиста Владимира Васильевича Вейдле (1895-1979); французский перевод книги вышел раньше русского издания: Weidlê W. Les abeilles d'Aristêe: Essai sur le destin actuel des lettres et des arts (Пчелы Аристея: Очерк современных судеб литературы и искусства). Paris, 1936; Вейдле В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. Париж, 1937; новое отечественное издание книги: СПб.: Axiôma, 1996.
   С. 447. "И одной пятой своею..." - Из ст-ния Е. А. Баратынского "Ахилл" (1841).
   С. 448. ..."средний европеец" нашего времени. - См. вступительную статью к наст. изд. (т. 1). "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения" - историко-философское сочинение Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891), писавшееся в 70-80-е годы и оставшееся после автора в рукописи; напечатано в 1912 г. в т. 6 Собр. соч. К. Н. Леонтьева.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа