Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела, Страница 10

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

послышавшимся въ нашей литературѣ: это вопросъ вообще объ устройствѣ университетовъ. Его мы не тронемъ въ нашей статейкѣ, ему должно быть дано другое мѣсто.
   30 августа и 8 сентября послѣдовали два высочайшiя повелѣнiя о нѣкоторомъ измѣненiи въ положенiяхъ строительнаго училища и института путей сообщенiя. Вслѣдствiе этихъ измѣненiй, оба заведенiя, бывшiя закрытыми, дѣлаются теперь полуоткрытыми, потомучто въ строительномъ училищѣ полагаются экстерны - своекоштные, губернскiе и казенные стипендiаты, живущiе внѣ заведенiя, а въ институтѣ предоставлено начальству "дозволить жить на собственныхъ квартирахъ, у родителей или попечителей, тѣмъ изъ воспитанниковъ старшихъ четырехъ классовъ, которые пробывъ въ институтѣ неменѣе одного года, изъявятъ желанiе и предъявятъ согласiе своихъ родителей или попечителей, принимающихъ ихъ къ себѣ на жительство". Этимъ воспитанникамъ предоставляется, если пожелаютъ, довольствоваться отъ института одеждою, бѣльемъ, обѣденнымъ столомъ и учебными пособiями.
   Мысль объ открытiи этихъ заведенiй, говорятъ, давно возникла и выражена она была въ первый разъ, судя по носившимся слухамъ, самими воспитанниками строительнаго училища.
   Если вы, читатель, живете въ Петербургѣ, то можетъ-быть вамъ попадалось разосланое на этихъ дняхъ при афишкахъ объявленiе подъ заглавiемъ: Столярная артель въ С.-Петербургѣ, и вы безъ сомнѣнiя обратили на это вниманiе. Еслиже вы не въ Петербургѣ, то конечно не знаете о немъ; въ такомъ случаѣ мы выписываемъ его для васъ слово въ слово:
   "Мебельные мастера въ С. Петербергѣ составили между собою артель.
   "Цѣль устройства такой артели состоитъ въ томъ, что мебельные мастера желаютъ представлять прямо отъ себя на судъ публики свои работы и оцѣнку оныхъ, безъ всякаго посредства, а публикѣ дать возможность прiобрѣтать всѣ столярныя работы изъ первыхъ рукъ и по возможно-дешовымъ цѣнамъ.
   "Артель состоитъ изъ честныхъ и знающихъ въ совершенствѣ свое дѣло лицъ, но съ малыми достатками, и потому на первое время не можетъ предложить большого выбора готовыхъ вещей, а проситъ публику почтить артель заказами всякаго рода столярныхъ работъ съ полною отвѣтственностiю за добросовѣстное исполненiе.
   "Продажу готовыхъ вещей артель предоставила, въ русскомъ магазинѣ (у Казанскаго моста д. Ольхиной), купцу А. И. Мельникову; у него же въ конторѣ принимаются всѣ заказы и справки, адресуясь къ А. И. Мельникову.
   "Членъ артели, заявляя предъ публикою о своемъ добросовѣстномъ, честномъ и новомъ у насъ предпрiятiи, надѣются, что оно будетъ поддержано".
   По нѣкоторымъ выраженiямъ этого объявленiя, напечатанымъ у насъ курсивомъ, ы конечно догадаетесь, что поводомъ къ устройству артели послужило какое-нибудь особенное нудящее обстоятельство. Дѣйствительно, оно (т. е. устройство артели) вызвано, говорятъ, монополiей, уже давно тяготѣвшей надъ здѣшними небогатыми мебельными мастерами, и первую мысль объ артели приписываютъ одному изъ русскихъ купцовъ, торгующихъ въ русскомъ магазинѣ (можетъ-быть это тотъ же А. И. Мельниковъ, о которомъ упоминается въ объявленiи); онъ, говорятъ, соединилъ разрозненныя и слабыя поодиночкѣ силы мебельныхъ мастеровъ-хозяевъ, которые, въ числѣ двадцати пяти или около того, и сдѣлались членами вновь устроенной "Артели". Мы просимъ читателей обратить вниманiе на это явленiе, потомучто въ немъ заключается:
   для петербургскихъ мебельныхъ мастеровъ - вожделѣнное избавленiе отъ гнетущей монополiи;
   для потребляющей публики - пониженiе цѣнъ на столярныя издѣлiя, которыя монополiя возвышала иногда до неприличныхъ размѣровъ;
   для всего мыслящаго люда - новое примѣненiе артельнаго начала, составляющаго одну изъ надеждъ въ нашемъ будущемъ, и первый образчикъ ремесленной ассоцiацiи, развитiе которой также давно составляетъ у насъ предметъ ожиданiй.
   Ремесленная ассоцiацiя, принявшая форму артели, всего легче можетъ уничтожить монополiю и предать забвенiю эту фразу: "все нѣмцы мѣшаютъ!", которою такъ презрительно, съ мѣткаго слова Гоголя, колятъ глаза бѣдному и опустившемуся русскому ремесленнику. Артели, если она будетъ сильна тою вѣрностью и той честностью, какими въ самомъ дѣлѣ отличаются нѣкоторыя русскiя артели, - не помѣшаетъ никакой иностранный мастеръ и не ототретъ ея на заднiй планъ. Артель можетъ-быть будетъ нуждаться въ немъ и приметъ его къ себѣ, - но хозяиномъ будетъ она, а не онъ...
   Мы желаемъ полнаго благоденствiя и долгоденствiя столярной артели! Желаемъ также, чтобы съ ея легкой руки явились и другiя артели - портная, сапожная, слесарная и пр. и пр.

______

   Не помнимъ, случалось ли намъ хоть разъ заключить наше сказанiе грустной вѣстью, какъ приходится сдѣлать это теперь. Въ прошломъ мѣсяцѣ, именно 16 октября, въ Воронежѣ умеръ Иванъ Савичъ Никитинъ. Не долго было его литературное поприще, да и вся жизнь его была не долга: ему было всего тридцать шесть лѣтъ. Не здѣсь и не теперь опредѣлять его литературное значенiе; и это значенiе, и жизнь его запишутся впослѣдствiи, а теперь мы хотимъ только раздѣлить съ читателями нашу скорбь о человѣкѣ, загубленномъ и убитомъ мелкой житейской суетой и нечистой средой, съ которой онъ былъ такъ крѣпко связанъ, что разорвать эту связь было выше его человѣческихъ силъ. Воронежскiй житель, г. М. де-Пуле, поминая теплымъ словомъ И. С. Никитина (въ "Моск. Вѣд." No 241), приводитъ одно изъ его послѣднихъ стихотворенiй, которое говоритъ больше, нежели сколько мы можемъ сказать въ настоящую минуту. Оно говоритъ о чувствѣ, съ которымъ поэтъ покидалъ жизнь; оно говоритъ объ этой жизни и о всемъ, что она дала поэту; оно говоритъ о смерти... Вотъ эта предсмертная пѣсня:
  
   Вырыта заступомъ яма глубокая.
   Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
   Жизнь безпрiютная, жизнь терпѣливая,
   Жизнь, какъ осенняя ночь молчаливая, -
   Горько она, моя бѣдная, шла
   И какъ степной огонекъ замерла
  
   Чтоже? усни моя доля суровая!
   Крѣпко закроется крышка сосновая,
   Плотно сырою землею придавится,
   Только однимъ человѣкомъ убавится...
   Убыль его никому не больна,
   Память о немъ никому не нужна!..
  
   Вотъ она слышится, пѣснь беззаботная:
   Гостья погоста, пѣвунья залетная,
   Въ воздухѣ синемъ на волѣ купается;
   Звонкая пѣснь серебромъ разсыпается...
   Тише!.. о жизни поконченъ вопросъ:
   Больше ненужно ни пѣсенъ, ни слезъ!
  
   Послѣ этихъ, какъ-будто изъ-за могилы прилетающихъ къ намъ звуковъ, какъ-то уже и не произносятся собственныя слова, да и ненужны они: они ничего не прибавятъ къ этимъ выразительнымъ звукамъ.
   И. С. Никитинъ умеръ отъ чахотки; похороненъ рядомъ съ А. В. Кольцовымъ.

"Время", No 12, 1861

НАШИ ДОМАШНIЯ ДѢЛА

СОВРЕМЕННЫЯ ЗАМѢТКИ

   Нѣчто по предмету вѣдомостей о нерѣшоныхъ дѣлахъ. - Женское промышленое движенiе. - Одна черта, относящаяся къ безденежью. - Торговое движенiе въ Одессѣ. - Переселенцы. - Японская шхуна въ Николаевскѣ и русская азбука въ Хакодате. - Продолжающiяся внушенiя о воспитанiи народа. - "Опять объ уставныхъ грамотахъ!" - Кирсановскiя прижимки. - Мѣстныя и личныя черты: отрѣшенiе старшины; предложенiе о розгѣ; жестокiй помѣщикъ и жестокiй волостной судъ. - Кàкъ въ чигиринскомъ уѣздѣ читали Положенiе. - Взаимное страхованiе. - О балотировкѣ. - Предположенiя о московскомъ ремесленномъ заведенiи. - Что городъ, то норовъ. - Пироговская премiя. - Нѣчто о раскольникахъ и нѣчто о чиновникахъ. - Новыя, возобновленныя и преобразованныя газеты и одинъ журналъ прекращающiйся.

____

   Годъ истекаетъ. Въ присутственныхъ мѣстахъ господа чиновники всѣми силами и способами стараются зарѣшить наибольшее число дѣлъ, а въ случаѣ невозможности зарѣшенiя, по крайней мѣрѣ отписаться, чтобы такимъ образомъ въ годовыхъ отчетныхъ вѣдомостяхъ показать за собой наименьшее число дѣлъ нерѣшоныхъ и тѣмъ заслужить благосклонное вниманiе начальства, нерѣдко сопряжонное съ нѣкоторыми существенными благами, именуемыми "остаточными" и т. п.
   Чтò, еслибы мы и многiе другiе изъ числа пишущей братiи состояли подъ начальствомъ читающей публики на правахъ государственной службы, въ должности производителей "нашихъ домашнихъ дѣлъ"? Вѣдь едвали могли бы мы, съ окончанiемъ настоящаго года, расчитывать на ея благосклонное вниманiе, на "остаточныя" и иныя подобныя блага, потомучто дѣлъ окончательно рѣшоныхъ у насъ почти нѣтъ и къ новому году не предвидится... Положимъ, что въ такомъ случаѣ мы могли бы представить въ свое оправданiе то обсоятельство, что мы принимали всѣ зависящiя отъ насъ мѣры, "отписывались" сколько могли, употребляя при этомъ, кромѣ требуемаго по службѣ усердiя, еще самыя теплыя сердечныя желанiя; но эти оправданiя конечно признались бы "неумѣстными" и были бы "оставлены безъ послѣдствiй", хотя мы, какъ люди отписавшiеся и стало-быть чистые, не подверглись бы преслѣдованiю. А отписывались мы въ самомъ дѣлѣ съ полнымъ усердiемъ: сколько выпущено нами замѣчанiй, внушенiй, повторенiй!.. Надо замѣтить, что мы, состоящiе въ вѣдомствѣ читающей публики, ея служители и докладчики, въ дѣлѣ отписокъ несовсѣмъ слѣдуемъ обыкновенноу служебному порядку: тамъ дѣлаются сначала повторенiя, потомъ внушенiя и наконецъ замѣчанiя, простыя и строгiя; у насъ наоборотъ: прежде всего замѣчанiя, потомъ внушенiя, а наконецъ уже повторенiя. Вамъ, читатель, - вамъ, можетъ-быть непосвященному въ тайны механизма отписокъ, мы должны нѣсколько пояснить эти термины. Подъ замѣчанiями разумѣемъ мы ловлю безобразныхъ общественныхъ явленiй и всенародное обличенiе ихъ; съ этого именно мы и начали въ нынѣшнемъ году. Затѣмъ, какъ выводъ изъ достаточно-накопившагося числа такихъ явленiй, слѣдуетъ внушенiе современныхъ человѣческихъ понятiй, въ силу которыхъ замѣченныя явленiя необходимо должны быть признаны безобразными, а противоположныя имъ - "отрадными". И уже послѣ того мы начинаемъ повторенiя, т. е. начинаемъ повторять одно и тоже дважды, трижды и болѣе, для сильнѣйшаго вразумленiя и назиданiя. Если вы возьмете на себя трудъ послѣдить за нашей дѣятельностью, то непремѣнно замѣтите, что нѣкоторыя дѣла, относительно общихъ взглядовъ и мыслей, именно достигли теперь перiода повторенiй. Ниже можетъ-быть намъ случится привести на это какiе-нибудь примѣры...
   Дѣла, о которыхъ мы обязаны докладывать вамъ, читатель, обыкновенно начинаются общими вопросами, и пока они остаются въ видѣ вопросовъ, наша дѣятельность и наше усердiе выражаются одними восклицанiями и лирическими излiянiями; дѣятельность самая прiятная и самая легкая, которой мы, окрыленные надеждами, предаемся съ неудержимымъ жаромъ. Но потомъ, когда вопросамъ надлежитъ перейти въ дѣло, и дѣло дойдетъ до практическаго примѣненiя, до дѣйствительности, - она, эта суровая дѣйствительность, тотчасъ разбиваетъ ихъ на мелкiя части, которыя нескоро соберешь въ общiе выводы. Суровая дѣйствительность неумолимо начинаетъ усложнять и путать вопросы, прежде столь ясные; мутить наши надежды, прежде такiя чистыя, какъ прозрачная струя ключевой воды; концы вопросовъ, прежде столь видимые, почти руками осязаемые, туманятся и теряются изъ вида; одинъ вопросъ сцѣпляется съ другимъ, другой съ третьимъ, и оторопѣвшiе наблюдатели останавливаются въ раздумьѣ предъ этой неподдающейся ихъ надеждамъ дѣйствительностью... Вотъ отчего у насъ нѣтъ рѣшонныхъ дѣлъ, и вотъ гдѣ начинаются наши повторенiя, - поприще самое опасное, потомучто васъ ничто такъ не раздражаетъ какъ повторенiя, а между тѣмъ по поводу движущихся частей раздробленнаго и усложненнаго вопроса нерѣдко является у насъ поползновенiе повторить тѣже мысли, съ примѣсью лирическихъ излiянiй, которыя уже были неразъ высказаны при разработкѣ вопроса въ его цѣлости и чистомъ отвлеченiи. Чтобъ избѣжать опасности подобныхъ повторенiй, опасности притупить ими вашу впечатлительность, довести васъ до равнодушiя къ нашимъ восклицанiямъ, до сомнѣнiя въ неподдѣльности нашихъ лирическихъ излiянiй, - намъ остается одно средство: представлять одни частные факты, предоставляя вамъ самимъ дѣлать восклицанiя, какiя эти факты въ состоянiи будутъ внушить вамъ. Мы позволимъ себѣ общiя мысли и излiянiя только по поводу новыхъ вопросовъ, гдѣ нѣтъ опасности повториться, и то въ такомъ только случаѣ, если окажутся въ наличности вопросы близкiе, удоборазрѣшимые, осуществленiе которыхъ, по нашему скромному соображенiю, не застрянетъ среди суровой дѣйствительности.
   Но вотъ - при первомъ подмѣченномъ нами въ обществѣ фактѣ, о которомъ мы хотимъ сейчасъ довести до вашего свѣдѣнiя, намъ приходится сдѣлать оговорку въ свою пользу. Мы имѣемъ случай сказать, что нашу отписку, наши восклицанiя нельзя (и вамъ не совѣтуемъ) считать одними безплоднымъ "словоизверженiемъ" (слово недавно изобрѣтенное и введенное въ употребленiе не нами, а людьми, попреимуществу мрачнаго характера). Видите ли: передъ кончиною обязательнаго, дарового труда было много восклицанiй - если уже вамъ угодно будетъ называть ихъ таковыми - о трудѣ вообще, о великомъ значенiи труда, искони предписаннаго законамъ природы всякому человѣку, о томъ, что всякiй человѣкъ, живущiй въ обществѣ, право на пользованiе его благами долженъ заслужить собственнымъ трудомъ, о томъ наконецъ, что никакому званiю, ни при какомъ общественномъ положенiи честный трудъ въ хулу и осужденiе поставленъ быть не можетъ. Потомъ, по поводу шевельнувшагося у насъ вопроса о женщинахъ, было говорено о томъ, что имъ слѣдуетъ выработать независимость положенiя, обезпечить себѣ средства независимаго существованiя. И видимъ мы теперь, что эти восклицанiя раздались не гласомъ вопiющаго въ пустынѣ, что нашли они себѣ отголосокъ, и можетъ-быть при содѣйствiи настоящихъ финансовыхъ обстоятельствъ, въ виду растущаго безденежья и ратущей дороговизны, произвели въ большей или меньшей мѣрѣ требуемое дѣйствiе. Вамъ безъ сомнѣнiя уже извѣстно, что съ нѣкотораго времени стали выходить изъ среды нашего общества женщины, рѣшившiяся серьозно приняться за науку, не поженски, а помужски, съ цѣлью практическаго примѣненiя знанiй къ нуждамъ своей трудовой жизни. Теперь же слышимъ мы непосредственно, собственнымъ органомъ слуха, въ разныхъ углахъ толки тѣхъ женщинъ, которымъ или уже прошло время учиться, или жизненная обстановка мѣшаетъ не правиться по пути науки. Онѣ толкуютъ о предпрiятiяхъ, клонящихся къ обезпеченiю ихъ жизни. И эти толки не остаются одними излiянiями, а имѣютъ видъ дѣятельныхъ начинанiй. Слышимъ, что однѣ составили товарищество и сняли булочную, другiя организуютъ изъ себя компанiю женскихъ работъ, третьи... вѣрнѣе третья готовится вступить въ книжный магазинъ или библiотеку для чтенiя въ качествѣ главнаго приказчика или библiотекаря, съ обязанностью вести кореспонденцiю по дѣламъ магазина. И въ этомъ движенiи замѣчательно то, что званiе дѣйствующихъ лицъ оставляется въ сторонѣ; при выборѣ предпрiятiя оно нейдетъ ни въ какое соображенiе. Всѣ ли эти предположенiя приведутся въ исполненiе и будутъ имѣть успѣхъ - не знаемъ, но мы слышимъ о нихъ, и этого довольно. Мы заявляемъ фактъ, причисляя его къ разряду "отрадныхъ"; мы дѣлаемъ усилiе, возвращаемся къ перiоду внушенiй и громко выражаемъ желанiе, чтобы это движенiе шло дальше, разливаясь за предѣлы столицы, потомучто до сихъ поръ мы знаемъ о существованiи его только въ этихъ предѣлахъ. Мы желаемъ, чтобы новыя дѣятельницы устояли въ своемъ движенiи, запаслись твердою волею, не ослабѣли духомъ. Мы желаемъ, чтобы это движенiе не осталось зародышемъ, а развилось съ надлежащей широтой, потомучто оно обѣщаетъ... Но чтобы не впасть въ лиризмъ, въ излiянiя, не будемъ говорить о томъ, чтó оно обѣщаетъ.
   Мы упомянули о безденежьѣ. Предметъ извѣстный; но въ этомъ явленiи недавно случилось намъ замѣтить одну странную черту. Входитъ покупатель въ одинъ знакомый магазинъ, въ которомъ онъ давно не былъ, и видитъ, что въ магазинѣ произведены передѣлки; онъ обновленъ и расширенъ. Посѣтитель замѣчаетъ объ этомъ хозяину. "Да! отвѣчаетъ тотъ: - что дѣлать! денегъ ни у кого нѣтъ, всѣ толкуютъ о безденежьѣ и застоѣ, и въ тоже время всѣ повидимому идутъ впередъ, обязанностью считаютъ идти впередъ и ширитья. Ну, вотъ и мы - придрались къ тому, что въ магазинѣивъ самомъ дѣлѣ было немного тѣсно, и расширились, впередъ пошли." Чтоже это такое въ самомъ дѣлѣ - кажущаяся ли несообразность, или дѣйствительная? явленiе ли, имѣющее разумное значенiе, или безсмыслица? сила ли промышленаго духа, или лихорадочный жаръ? И къ чему ведетъ оно: къ рѣшительному ли исходу, или къ экономической кутерьмѣ? - это все вопросы, предлагаемые на ваше усмотрѣнiе.
   Давно слышали мы, и вамъ передавали, мнѣнiе знающихъ людей, что спасенiе отъ безденежья можетъ заключаться только въ усиленiи нашей отпускной торговли. Если вы убѣдились въ этой истинѣ, то вотъ капелька успокоивающаго средства, присланная изъ Одессы въ октябрѣ мѣсяцѣ. "Торговое оживленiе (сказано въ "Одесскомъ Вѣстникѣ"), которое господствовало на хлѣбномъ нашемъ рынкѣ втеченiи минувшаго сентября, было такъ значительно, что отпускъ изъ Одессы за сентябрь мѣсяцъ составилъ, по цѣнности, почти половину всего отпуска предыдущихъ восьми мѣсяцевъ. Такъ, съ 1 января числилось въ отпускѣ товаровъ на 19,765, 261 руб.; за одинъ же сентябрь отпущено на 9,028,674 руб., въ томъ числѣ одного хлѣба на 4,534,586 руб. и шерсти на 4,107,598 руб." Черезъ три дня оттуда же слышатся слѣдующiя соображенiя: "Виды на будущiй исходъ хлѣбной торговли начинаютъ нѣсколько проясняться. Францiя, привлекшая къ себѣ текущей осенью огромные запасы хлѣба и истощившая въ этихъ закупкахъ большiе капиталы, перестаетъ привлекать къ себѣ главныя усилiя частной спекуляцiи. Конечно трудно рѣшить вопросъ, достаточно ли подвезенное количество хлѣба для восьми-мѣсячнаго продовольствiя Францiи. Самъ по себѣ этотъ вопросъ уже въ состоянiи поддержать хлѣбныя цѣны; но къ тому присоединились еще слѣдующiя обстоятельства: болѣзнь картофеля поддерживаетъ сильное требованiе на хлѣбъ, особенно на рожь и пшеницу, въ балтiйскихъ портахъ Пруссiи и во всѣхъ портахъ сѣвернаго моря. Сверхъ того, неожиданно слабый привозъ хлѣба въ Англiю, оставшуюся позабытою среди безпокойствъ отъ неурожая во Францiи, слабый подвозъ изъ Америки и истощенiе наличныхъ запасовъ, вынуждаютъ предполагать, что Англiя займетъ теперь главное мѣсто въ ряду рынковъ для сбыта хлѣба" и пр.
   Только вы, читатель, пожалуста не поспѣшите воскликнуть: ну, вотъ наша торговля и поправилась! - Предупреждаемъ васъ вторично, что это неболѣе какъ капелька успокоивающаго средства, нѣчто вродѣ опiума, обманчивое дѣйствiе котораго вамъ безъ сомнѣнiя извѣстно. Одна чужая бѣда насъ окончательно не вывезетъ; вѣдь для усиленiя отпускной торговли нужно усиленiе внутренняго производства, а на этотъ счетъ ужь неугодно ли вамъ будетъ сдѣлать свои соображенiя.
   Чтобы однако этимъ вызовомъ на трудныя соображенiя не разстроить расположенiя нашего духа, мы готовы предложить вамъ еще другую капельку утоляющаго свойства. Мы не затрудняемся подливать эти капельки изъ участiя къ вамъ, читатель, предполагая, что и безъ насъ вы имѣете довольно случаевъ подвергаться дѣйствiю прiемовъ раздражающихъ, запинаясь о разныя неровности, представляемыя суровой дѣйствительностью. Эту вторую капельку доставилъ намъ тотъ же южный край Россiи. Въ Крыму совершается прекрасное движенiе: взамѣнъ ушедшихъ оттуда татаръ, къ намъ идутъ, партiя за партiей, изъ Турцiи и той части Бессарабiи, которая принадлежитъ теперь Молдавiи, болгары и другiе единоплеменные и единовѣрные переселенцы и начинаютъ понемногу занимать опустѣвшiя крымскiя поля. Въ этомъ движенiи конечно нѣтъ ничего удивительнаго; скорѣй можно было удивляться тому, что его не было до сихъ поръ. Мы слышали, что со стороны нашего правительства принимаются дѣятельныя мѣры и оказывается всякая помощь къ водворенiю этихъ переселенцевъ, и нельзя не желать, что бы они встрѣтили на новосельѣ всякое радушiе и гостепрiимство. Они стоютъ его за все, чтó суждено было имъ вынести и выстрадать. Стоитъ только показать одинъ уголокъ картины совершающагося переселенiя, чтобы понять, отчего, отъ какихъ бѣдъ бѣгутъ къ намъ эти люди, понять всю вопiющую потребность сдѣлать имъ самый радушный прiемъ. "Вчера (пишутъ напримѣръ изъ Одессы отъ 3 октября) на англiйскомъ пароходѣ Уампiонъ прибыли къ намъ изъ Судино 1200 человѣкъ болгаръ-переселенцевъ. Трудно представить себѣ все бѣдственное положенiе этихъ несчастныхъ; нищета ихъ превосходитъ всякое вѣроятiе: рубища составляютъ роскошь, дѣти едва прикрыты лохмотьями, и то не всѣ. Къ несчастiю, въ то время, когда они высаживались на пристань, дулъ пронзительный сѣверо-восточный вѣтеръ. Коченѣя отъ холода, они кое-какъ прiютились между грудами багажа, грызя какiя-то заплеснѣвшiя корки... На одной изъ лодокъ привезли трупы старика и восьми дѣтей, нагихъ, обезображенныхъ; ихъ обступила полунагая толпа съ тоскливыми, изстрадавшимися лицами. Число больныхъ очень значительно; между ними есть и тифозные. Трудность морского путешествiя, тѣснота помѣщенiя на пароходѣ - довершили то, чтó подготовили нищета и вѣковое угнетенiе. Нѣтъ ни одного здороваго лица: блѣдность, худоба, ввалившiеся глаза, съ какимъ-то апатичнымъ, безотраднымъ выраженiемъ - ясно говорятъ о физическомъ и нравственномъ истощенiи переселенцевъ... Положенiе несчастныхъ возбудило общее состраданiе въ жителяхъ: купцы снабдили ихъ мясомъ, хлѣбомъ, помѣщенiемъ и топливомъ; предводитель дворянства кн. М. Балатуковъ обратился къ дворянамъ съ предложенiемъ составить общiй сборъ на устройство больницы для первоначальнаго пособiя больнымъ и заболѣвающимъ; дамы заготовляютъ рубашки, чулки и теплую одежду для дѣтей..."
   Если вспомнить все чтó мы знаемъ о прежней жизни этихъ "изстрадавшихся", то можно ли не произнести: пусть это движенiе продолжается долго, до тѣхъ поръ, пока тамъ, за Дунаемъ, не останется ни одного гонимаго и забитаго!.. Одна эта сторона дѣла, сторона состраданiя и христiанскаго милосердiя, независимо отъ огромной пользы, которую обѣщаетъ краю приливъ новаго народонаселенiя, даетъ великое значенiе начавшемуся движенiю. Мы заранѣе рукоплещемъ всѣмъ мѣстнымъ жителямъ, хозяевамъ края, которые прiютятъ и приласкаютъ измученныхъ пришельцевъ.
   Успокоивши васъ этою "отрадною" вѣстью, просимъ перенестись совсѣмъ на противоположный конецъ... нашего отечества. - Это такъ далеко, что даже невдругъ назовешь отечествомъ такую страну, какъ приамурскiй край; а мы именно приглашаемъ васъ туда, въ Николаевскъ, чтобы раздѣлить съ туземцами ихъ прiятное изумленiе при видѣ впервые появившагося тамъ бѣлаго флага съ краснымъ кругомъ въ серединѣ: это японская шхуна, по имени "Камита-Мара"; капитанъ Мизунъ-Сiедай. Она пришла съ цѣлью "познакомиться съ нашей страной, узнать положенiе торговыхъ дѣлъ и вообще собрать всѣ свѣдѣнiя, которыя могутъ быть полезны для ихъ государства".
   Въ письмѣ, присланномъ изъ Николаевска въ газету "Амуръ" и переданномъ уже въ нѣкоторыхъ петербургскихъ газетахъ, подробно описано, изъ кого состоялъ экипажъ шхуны, какiе привезены на ней товары, для образца, и по какимъ дорогимъ цѣнамъ они продавались. Все это, если угодно, вы можете прочесть въ нѣсколькихъ газетахъ, а для насъ важно только то, что японцы прiѣхали къ намъ въ Николаевскъ, сдѣлали намъ визитъ, выражая этимъ желанiе быть нашими знакомыми, и даже заговорили о торговыхъ дѣлахъ. Это, какъ видите, тоже отрадная новость, а съ нею доволно тѣсно связана и другая, неменѣе отрадная, хотя по времени не очень новая, именно: подвигъ г. Махова... можетъ быть изволите знать. Не знаете? - хорошо! Г. Иванъ Маховъ, состоящiй при нашемъ консульствѣ въ Хакодате (что въ Японiи), составилъ и на собственный счетъ отпечаталъ русскую азбуку для японцевъ, подъ заглавiемъ на японскомъ языкѣ, означающемъ, говоря японской конструкцiей: "Русскаго чиновника подарокъ японскимъ дѣтямъ". Какъ г. Маховъ, въ новый японскiй годъ (29 января), представлялъ экземпляръ азбуки губернатору Хакодате и просилъ его другой наикрасивѣйшiй экземпляръ поднесть самому Сiогуну, въ какомъ восхищенiи были губернаторъ и другiе сановники - все это вы можете прочесть (а можетъ-быть уже и прочли) въ письмѣ жителя Хакодате, напечатанномъ въ "Сѣверной Пчелѣ". Для насъ же опять-таки важенъ только фактъ существованiя азбуки, да важна еще грустная замѣтка, вырвавшаяся у самого г. Ив. Махова въ письмѣ его отъ 24 iюня, напечатанномъ въ No 11 "Морского Сборника". Говоря о томъ, какъ быстро проникаетъ къ японцамъ европейкая жизнь, и о томъ, что они учатся съ успѣхомъ европейскимъ языкамъ, г. Маховъ прибавляетъ: "русскому... ну, тутъ приходится или молчать, или дѣлать замѣтки изъ своего дневника: тотъ, которому еще въ началѣ прошлаго года изъявлялась услуга - учить японцевъ порусски безвозмездно; тотъ, къ которому нынѣ сами японцы пристаютъ съ словами: "мы ближайшiе сосѣди съ Россiею, а у насъ по сiе время нѣтъ своего переводчика русскаго языка; дайте намъ учителя, а ученики и комнаты уже готовы!" тотъ, который, соревнуя англичанамъ и французамъ, самъ долженъ бы позаботиться объ этомъ дѣлѣ, медлитъ въ распоряженiи и отзывается лично изъявлявшему нѣкогда желанiе учить японцевъ порусски: "и, полноте! кто будетъ учиться русскому языку!" тотъ... На этомъ г. Маховъ прерываетъ свою рѣчь.
   Неправда ли, читатель, что въ этой фразѣ: "и, полноте!" уже пахнуло на васъ чѣмъ-то знакомымъ? Какъ она слышна, наша Русь православная, наше неколебимо-бюрократическое отечество! Ктоже онъ, этотъ "тотъ, который"? Дайте намъ его имя, достойное стоять въ ряду другихъ новѣйшихъ героевъ, представителей невозмутимо стоящей на мѣстѣ части Россiи! Записать бы на память, чтобы не забыли потомки помянуть его сострадательной улыбкой!.. Какова однако сила бюрократическаго духа: даже примѣръ японцевъ, быстро сдвигающихся съ мѣста, не броситъ краски въ лицо нашего героя!
   Воздавъ должную хвалу герою, мы оставляемъ японскiй мiръ и съ особеннымъ удовольствiемъ возвращаемся на наши родныя поля, теперь занесенныя снѣгомъ, и по нимъ, проселками, по чуть-видному слѣду однажды проѣхавшихъ саней, а мѣстами и просто цѣликомъ, пробираемся въ наши села и деревни, послушать думъ и говора ихъ обитателей... ("опять объ уставныхъ грамотахъ"! восклицаете вы при этомъ; но мы продолжаемъ, какъ-будто не слыхали) обитателей, о которыхъ заботы наши неистощаются, о судьбѣ и благоденствiи которыхъ все продолжаются усердные толки и сопровождаютъ насъ въ нашемъ воображаемомъ путешествiи по снѣжнымъ полямъ. "Повсемѣстный опытъ показалъ (слышится за нами), что самыя благопрiятныя условiя для улучшенiя быта низшихъ классовъ не ведутъ къ народному благосостоянiю, если увеличенiе заработковъ не сопровождается улучшенiемъ народной нравственности... "Теперь особенно (кричитъ черезъ минуту тотъ же голосъ) важно для Россiи, чтобы лучшiе инстинкты нашего простого народа находили себѣ поддержку въ образованномъ обществѣ..." "Мировые посредники (продолжаетъ голосъ съ усиленной звучностью) безъ сомнѣнiя воспользуются своимъ влiянiемъ на крестьянъ и своими близкими и частыми сношенiями съ ними, для того чтобы распространять между ними здравыя понятiя, от которыхъ зависитъ нравственное усовершенствованiе. Многiе, какъ извѣстно, содѣйствуютъ къ убѣжденiю крестьянъ въ пользѣ грамотности и трезвости: почему бы не быть имъ также распространителями въ сельскомъ населенiи неменѣе полезныхъ понятiй о бережливости?.." ("Соврем. лѣтоп." No 41).
   Вотъ тѣ письменныя внушенiя, которыя мы читали давно и теперь снова читаемъ. Чтоже дѣлать? По предмету внушенiй о воспитанiи народа дальше этого идти пока некуда, и вотъ, какъ видите, люди находятся вынужденными дѣлать повторенiя. Мы уже сказали, что будемъ съ своей стороны избѣгать повторенiй, и недаромъ: въ дѣлѣ народнаго воспитанiя они кажутся намъ особенно опасными, особенно способными притупить вашу воспрiимчивость, навести васъ на разныя сомнѣнiя. Скажите, знаете ли вы тѣхъ воспитателей, которые втолковали народу убѣжденiе въ неоходимости грамотности? А вѣдь оно разлилось; сторонниковъ обскурантизма между народомъ едвали осталось много. Мы думаемъ и вѣримъ, что скоро ихъ совсѣмъ не будетъ, и тогда... Видите ли? Естественно ждать и желать, чтобы окончательно опредѣлились и уяснились для народа условiя его экономическаго быта. Уяснятся они, эти условiя, будетъ онъ знать и понимать свое настоящее положенiе, - тогда сознаются потребности, для удовлетворенiя которыхъ нужна будетъ бережливость. А то вотъ теперь уставныя грамоты...
   "Опять объ уставныхъ грамотахъ!.."
   Не безпокойтесь! О нихъ на этотъ разъ не распространимся, потомучто новаго немного. По свѣдѣнiямъ, полученнымъ къ ноябрю, число представленныхъ грамотъ въ тридцати-пяти губернiяхъ только перешло за тысячу, и изъ нихъ введено въ дѣйствiе 831. - Это конечно не очень много. Замедляющiя причины тѣже; между ними упоминаются неразмежованныя дачи, неимѣнiе плановъ, недоразумѣнiя въ нѣкоторыхъ статьях Положенiй; но главною и всеобщею причиною остаются попрежнему - недовѣрчивость, предразсудки и "ложныя надежды" крестьянъ. Одинъ господинъ замѣчаетъ, что это дѣло "идетъ", какъ и разныя другiя русскiя дѣла, ни шатко, ни валко".
   Кстати: этотъ господинъ недавно возвратился изъ-заграницы въ деревню и сообщаетъ первыя впечатлѣнiя, которыя она произвела на него. "Сначала - говоритъ онъ - я не замѣтилъ никакой перемѣны въ отношенiяхъ крестьянъ къ помѣщикамъ. Казалось, какъ-будто ничего и не произошло: все тѣже господа и тѣже мужики... Но это поверхность озера; внутри, въ глубинѣ, успѣли произойти значительныя измѣненiя". Главное, чтó замѣтилъ вовзратившiйся господинъ въ глубинѣ озера, это - "обязательный трудъ становится тошнѣе и тошнѣе тѣмъ и другимъ; онъ - неправильное явленiе послѣ дарованiя свободы; барщина и воля вмѣстѣ не живутъ, не дышутъ".
   Насчетъ отношенiй крестьянъ къ помѣщикамъ встрѣтили мы одну немножко наивную кореспонденцiю изъ кирсановскаго уѣзда тамбовской губернiи. Авторъ разсказываетъ о трудности найма вольныхъ работниковъ въ ихъ краю, трудности, которая до 8 октября, когда онъ писалъ свою статью, увеличивалась съ каждымъ часомъ, и ему кажется, что тутъ есть какая-нибудь стачка. "Я слышалъ недавно (говоритъ онъ), что крестьяне будтобы согласились поприжать помѣщиковъ: не наниматься, ни въ какую силу, чтобы тѣ отдали имъ внаймы всю землю, какая есть. Иначе трудно объяснить такое положенiе дѣлъ: случись перевезти избу или что бы то нибыло своему брату мужичку, - сейчасъ является десятокъ-другой подводъ; а помѣщикъ бьется-бьется, посылаетъ туда-сюда, даетъ цѣну, какую назначаютъ сами крестьяне, а толку нѣтъ... Вообще видится во всѣхъ нашихъ условiяхъ съ крестьянами какая-то вялость и неохота послѣднихъ съ нами объяснится. Можетъ быть этому отчасти содѣйствуетъ то несчастное обстоятельство, что мысли крестьянъ находятся все еще въ необычайномъ броженiи... (будто это такъ!). Однако въ результатѣ всѣхъ этихъ броженiй, невѣроятныхъ и дикихъ надеждъ, стачекъ - или не стачекъ, а такъ чего-то непонятнаго, - выходятъ самыя безотрадныя и вредныя явленiя: напримѣръ въ одномъ имѣнiи, въ пяти верстахъ отъ меня, стоитъ до сихъ поръ (до 8-то октября!) на корню рожь въ значительномъ количествѣ десятинъ; а неубраной гречихи и овса не оберешься. О нихъ ужь и не говорятъ".
   Скажите пожалуста! какое явленiе! отзываемся мы автору съ полнымъ сочувствiемъ. Въ самомъ дѣлѣ мы ему вполнѣ сочувствуемъ, но удивляемся, что онъ говоритъ такимъ тономъ, какъ-будто это какая-то особенность, мѣстная черта, только имъ однимъ подмѣченная, и какъ-будто тутъ въ самомъ дѣлѣ есть что-нибудь "непонятное".
   Между тѣмъ въ ходѣ крестьянскаго дѣла встрѣчаютмя факты, которые дѣйствительно можно считать особенностями, частью мѣстными, частью личными. Мы приведемъ нѣсколько такого рода фактовъ, кажущихся намъ любопытными.
   Въ калужскомъ губернскомъ присутствiи разсматривалось представленiе одного изъ уѣздныхъ мировыхъ съѣздовъ объ удаленiи отъ должности волостного старшины. Вина старшины состояла въ томъ, что онъ "дозволилъ себѣ, во время разбора мировымъ посредникомъ дѣла, сѣсть на стулъ и вести постороннiй разговоръ съ присутствующими крестьянами"; а потомъ "дерзко и непочтительно отвѣчалъ на замѣчанiе посредника и на приказанiе его удалиться". Замѣчательно разсужденiе объ этомъ губернскаго присутствiя. Оно нашло, что "хотя съ одной стороны нельзя оставить безнаказанно выраженiя явнаго неуваженiя къ лицу и званiю мирового посредника, допущенныхъ при исполненiи имъ своихъ обязанностей, но съ другой стороны нельзя не признать, что для поддержанiя значенiя права выборовъ, дарованнаго кретьянамъ, въ дѣлахъ объ увольненiи отъ должностей лицъ, избранныхъ по собственному ихъ управленiю, должна быть соблюдаема особенная осмотрительность и осторожность. Слишкомъ поспѣшная смѣна такихъ лицъ уронитъ значенiе общественныхъ крестьянскихъ должнлстей въ глазахъ крестьянъ и избираемыхъ лицъ, а для успѣшнаго развитiя общественнаго управленiя необходимо, чтобы должности эти пользовались извѣстнымъ уваженiемъ". Затѣмъ, сообразивъ статьи Положенiя, по которымъ старшины за проступки подвергаются, по распоряженiю посредника, замѣчанiямъ, выговорамъ и штрафамъ, и только за важныя проступки и преступленiя предаются суду, присутствiе "не нашло достаточныхъ основанiй для утвержденiя представленiя мирового съѣзда объ отрѣшенiи волостного старшины отъ должности".
   Кiевскому присутствiю пришлось обсуждать представленiе сквирскаго предводителя дворянства, просившаго разрѣшенiя подвергать малолѣтнихъ крестьянъ до семнадцатилѣтняго возраста за маловажные проступки тѣлесному наказанiю до пятнадцати ударовъ розгою... Чѣмъ, кромѣ мѣстной или личной особенности, объяснить это представленiе? Зачѣмъ бы могли понадобиться начальству еще эти пятнадцать ударовъ розгою по спинѣ малолѣтнаго?.. И вотъ - губернское присутствiе, сообразивъ всѣ относящiяся къ этому предмету статьи закона, вывело заключенiе, что волостные старшины, сельскiе старосты и волостные суды не вправѣ подвергать малолѣтныхъ крестьянъ тѣлесному наказанiю, чтó предоставляется ихъ родителямъ и опекунамъ, которымъ старосты и старшины и должны внушать, чтобы они взыскивали съ дѣтей за непозволительные поступки, могущiе причинить кому-нибудь вредъ, а въ случаѣ замѣченнаго послабленiя, подвергать ихъ самихъ штрафу за причиненные ихъ дѣтьми убытки.
   Въ черниговской губернiи выдалась ужь очень крупная черта нравовъ, явленiе, какого теперь казалось бы и ожидать нельзя. Одинъ изъ посредниковъ конотопскаго уѣзда представилъ въ губернское присутствiе свой приговоръ объ увольненiи отъ обязательныхъ отношенiй къ помѣщику штабсъ-капитану Аристарху Давыдову, за жестокое обращенiе, нѣсколькихъ человѣкъ дворовыхъ людей. Присутствiе нашло, что "дѣйствiя помѣщика Давыдова представляютъ случай весьма значительнаго злоупотребленiя помѣщичьей власти, злоупотребленiя, которое и при существованiи крѣпостного права подлежало строгому преслѣдованiю"; а потому опредѣлило: "приговоръ посредника утвердить; злоупотребленiя же со стороны г. Давыдова помѣщичьей власти предоставить усмотрѣнiю предсѣдателя, какъ начальника губернiи."
   Если уже говорить о чертахъ нравовъ, то вотъ кстати: въ "Москов. Вѣд." помѣщенъ отрывокъ изъ письма нѣкоего г. П. Буракова, подъ заглавiемъ: "Черта нравовъ". Въ этомъ отрывкѣ всего замѣчательнѣе то, что г. Бураковъ явилъ невѣроятную степень скромности и облекъ свое извѣстiе не знаю зачѣмъ понадобившеюся тутъ тайною. Пишетъ онъ изъ губернiи Т., изъ уѣзда З., о крестьянинѣ помѣщика Н. и о волостномъ правленiи Д. Въ чемъ же дѣло? Въ томъ, что крестьянинъ пожаловался, что отъ него самовольно ушла жена; а волостной судъ присудилъ: жену наказать розгами, потомъ сковать ей руки и ноги, и такъ провести ее по селу. При этомъ односелкамъ ея приказано было пѣть пѣсни, а когда тѣ стали-было отговариваться отъ такого невиданнаго поруганiя женщины, то имъ пригрозили, что "шкуры сдерутъ". Ну онѣ и запѣли, и шествiе совершилось. Такъ чтóже тутъ секретничать-то? Вѣдь оглашаются же жестокости г. Аристарха Давыдова; почему же не огласить и жестокости одного изъ волостныхъ судовъ... положимъ зубцовскаго уѣзда? Да еще поступокъ г. Давыдова клеймитъ его позоромъ, а волостному суду и въ вину-то нельзя ставить свойственную ему грубость нравовъ, которая должна подлежать постепенному смягченiю. Еще много можетъ-быть явится подобныхъ фактовъ, - пусть же слухъ о нихъ будетъ носиться въ обществѣ, доходить до сельскаго мiра, пусть будуть они обсуждаться, измѣняться и исчезать постепенно...
   Все это такiя мрачныя и или жостокiя черты, что наслушавшись ихъ, какъ-то невольно почувствуешь желанiе отдохнуть на чемъ-нибудь, улыбнуться чему-нибудь, засмѣяться добрымъ смѣхомъ. А ужь по части добраго смѣха всего вѣрнѣе обратиться къ типу малороссiйкаго крестьянина; въ этомъ отношенiи куда до него нашему москалю! Удивительный источникъ юмора лежитъ въ природѣ этого народа! Послушайте напримѣръ разсказъ о томъ, какъ въ чигиринскомъ уѣздѣ, въ с. Трилѣсахъ, читали Положенiе. Созвалъ помѣщикъ нѣсколько человѣкъ крестьянъ, и показывая имъ книгу "Положенiй", сказалъ, что она прислана для нихъ, что въ ней написано все - какъ выкупать усадьбы и землю, какъ выходить на оброкъ и пр.; потомъ подходитъ къ первому крестьянину и подавая книгу, говоритъ: "возьми", но тотъ пятится назадъ и отвѣчаетъ: "ненадо, я неграмотный"; такъ же поступаютъ другой, третiй и т. д. Наконецъ послѣднiй осмѣлился, храбро взялъ книгу, произнесъ: ходiмъ, и всѣ пошли за нимъ.
   "Пришедши домой (продолжаетъ разсказчикъ), онъ позвалъ двухъ ближайшихъ сосѣдей, показалъ имъ книгу, разсказалъ, чтó помѣщикъ о ней говорилъ, и прибавилъ: "треба прочитать ii; наймымъ въ Чигрынi писаря?" Тѣ согласились нанять на общiй счетъ, съ тѣмъ чтобъ никому объ этомъ не говорить. На другой день рано утромъ поѣхалъ мужикъ въ Чигиринъ и нашолъ чтеца. Это былъ исключенный изъ духовнаго званiя дьячекъ; его наняли читать по пяти коп. за листъ и обязались по окончанiи чтенiя дать двѣ кварты горилки. Для такой важной оказiи мужикъ купилъ тамъ и свѣчу. Какъ только стемнѣло, собралось товарищество, зажгли огонь и началось чтенiе; не прошло минуты, отворилась дверь, вошолъ односелецъ Семенъ Романенко; нечего дѣлать, - его пригласили сѣсть и слушать; только-что тотъ сѣлъ, вошолъ Яковъ Диденко, и того пригласили сѣсть; послѣ начали являться гости по два и по три разомъ, вскорѣ набилась цѣлая хата, отворили дверь, а ночь была холодная, - настудили хату, началась давка; между тѣмъ понемногу вокругъ хаты собралась вся деревня; хозяинъ растерялся, пришолъ въ азартъ; незная что дѣлать, просилъ, чтобъ разошлись, но ему кричали: "нихай читае!" Въ такомъ затруднительномъ положенiи онъ съ досады затушилъ свѣчу и закричалъ старшему сыну: "Бери табулу (т. е. табель, - такъ называютъ они Положенiя), замкни въ скриню и заразъ закопай на огородi!" Громада пошумѣла и разошлась, а сынъ буквально исполнилъ волю отца, и только недавно откопаны "Положенiя" волостнымъ старшиною."
   Вспомните, читатель, что это истинное происшествiе, вспомните типы, созданные Гоголемъ, - и васъ поразитъ ихъ вѣрность. Вѣдь никто не сдѣлаетъ такой штуки кромѣ малоросса; есть у него какая-то особенность въ умственныхъ прiемахъ: и этотъ хитренькiй замыселъ - нанять украдкой чтеца и втихомолку прочесть "Положенiя", и противопоставленная этой хитрости - хитрость односельцевъ, провѣдавшихъ замыселъ и начинающихъ сходиться съ простодушнымъ видомъ, какъ-будто случайно, и наконецъ этотъ азартъ и рѣшительная мѣра - закопать въ землю "Положенiя", - все это такъ знакомо намъ по гоголевскимъ óбразамъ и непереносимо ни на какой другой народъ.
   Вотъ что еще должны мы замѣтить: рядомъ съ уставными грамотами и вообще дѣлами, относящимися до устройства экономическихъ отношенiй между крестьянами и помѣщиками, начинаются въ мировыхъ учрежденiяхъ общественныя дѣла собственно крестьянскiя, исключительно до общественныхъ крестьянскихъ интересовъ относящiяся. Такъ въ калужскомъ губернскомъ присутствiи разсуждали о пользѣ введенiя между крестьянами взаимнаго страхованiя ихъ строенiй отъ пожаровъ. Между тѣмъ пока тамъ шли разсужденiя, въ ярославской губернiи ростовскiй мировой съѣздъ уже порѣшилъ это дѣло для своей мѣстности. Одинъ изъ посредниковъ, г. Ошанинъ, сообщилъ съѣзду, что желающихъ участвовать во взаимномъ страхованiи строенiй нашлось: въ первомъ участкѣ 3130 домохозяевъ, во второмъ 2542, въ третьемъ 1669, всего 7341. Съѣздъ опредѣлилъ: число домохозяевъ, желающихъ участвовать во взаимномъ страхованiи, весьма значительно, такъ что по средней оцѣнкѣ кретьянскаго двора въ 200 руб., составится капиталъ въ 1,468,200 р., и полагая страховую сумму въ 2/3 цѣнности строенiя, составится капиталъ въ 978,800 р.; премiи по среднему расчету 1% въ годъ, придется 9,788 р. По свѣдѣнiямъ земскаго суда, сгорѣвшихъ крестьянскихъ домовъ втеченiе 8 лѣтъ было 418, среднимъ числомъ въ годъ 521/4, а считая сумму вознагражденiя въ 1331/4 руб., придется всего уплатить 6,759 руб. Принимая въ соображенiе эти данныя, легко убѣдиться, что взаимное страхованiе можетъ осуществиться безъ всякаго посторонняго пособiя, а изъ остающихся денегъ можно будетъ образовать капиталъ, достаточный для пополненiя случайныхъ недочетовъ. Поэтому мировой съѣздъ счелъ обязанностью просить губернское присутствiе ходатайствовать о дозволенiи образовать общество взаимнаго страхованiя въ ростовскомъ уѣздѣ.
   Видите ли: мы говорили какъ-то о деревенскихъ пожарахъ и о томъ, до какой непостижимой степени доходитъ безпечность крестьянъ въ охраненiи своихъ строенiй отъ огня. Откуда же взялась въ ростовскомъ уѣздѣ такая ходкая готовность участвовать въ обществѣ взаимнаго страхованiя и платить премiю? А вѣдь

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа