Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела, Страница 11

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

это тоже согласно съ принципомъ "бережливости". Ктоже успѣлъ воспитать крестьянъ ростовскаго уѣзда до этого принципа, до степени сознанiя пользы платить страховую премiю? Кто - г. Ошанинъ, или само теченiе событiй, сама жизнь?
   Вотъ еще насчетъ бережливости. Изъ тульскихъ губернскихъ вѣдомостей узнаемъ, что крестьяне нѣкоторыхъ имѣнiй обращались къ чернскому мировому посреднику Зыбину съ просьбами содѣйствовать имъ въ выкупѣ ихъ усадебной осѣдлости; они желали, чтобы деньги, слѣдующiя съ нихъ въ уплату помѣщиками, были теперь же приняты отъ нихъ. Полагая, что до введенiя уставныхъ грамотъ, въ случаѣ несогласiя помѣщика, нельзя произвесть выкупъ, но что просимый крестьянами прiемъ отъ нихъ денегъ много облегчитъ ихъ, обезпечитъ ихъ со стороны храненiя денегъ, что деньги такимъ образомъ не затратятся для другихъ дѣлъ, а пойдутъ по назначенiю, для упроченiя ихъ благосостоянiя, - г. Зыбинъ представлялъ объ этомъ начальнику губернiи; отъ него передавался вопросъ въ губернское присутствiе, которое признало мѣру полезною, и потому разрѣшено принимать отъ крестьянъ деньги въ казначейства, для храненiя, въ приблизительномъ или произвольномъ размѣрѣ, съ тѣмъ, что послѣ будетъ или доплата недостающаго, или возвратъ излишка.
   Конечно деньги въ казначействахъ будудъ лежать безъ процентовъ; выгоднѣе было бы положить ихъ въ сберегательныя кассы; но вѣдь потребность въ храненiи явилось, а отъ нея недалеко и до мысли о кассахъ. Ктоже породилъ эту потребность - г. Зыбинъ или сама жизнь? Полагаемъ, что не г. Зыбинъ, потомучто къ нему сами крестьяне "обращались съ просьбами". Его же надо только благодарить за то, что онъ принялъ участiе и хлопоталъ по этимъ просьбамъ. Нѣтъ сомнѣнiя, что онъ приметъ такое же дѣятельное участiе и явится такимъ же доброхотнымъ человѣкомъ, когда к нему обратятся съ просьбами о содѣйствiи къ учрежденiю сберегательной кассы.
   Не слѣдуетъ ли той же жизни предоставить и разрѣшенiе вопроса, надъ которымъ недавно въ костромской губернiи, въ ветлужскомъ уѣздѣ задумался г. В. Лугининъ? Вопросъ относится къ крестьянскому общественному управленiю и состоитъ въ томъ: какая въ крестьянскихъ выборахъ и рѣшенiи подлежащихъ имъ дѣлъ должна быть балотировка - открытая или тайная? Мужички наши наклонны больше къ открытой балотировкѣ, она оказывается согласною съ ихъ нравами и обычаями; но г. Лугининъ, неосуждая этого порядка балотировки, много говорящаго въ пользу прямизны народнаго нрава, находятъ однако, что въ извѣстныхъ случаяхъ и извѣстнаго рода дѣлахъ была бы полезнѣе балотировка тайная. Мы не будемъ разбирать этотъ вопросъ, предоставляя разрѣшенiе его, какъ сказали выше, уже зародившейся въ народѣ общественной жизни; но еслибы что-нибудь заставило насъ войти въ такой разборъ, то поддерживать мысль г. Лугинина кажется недостало бы у насъ духу... Если уже начала выработываться открытая балотировка, то она и должна выработаться, и нѣкоторыя неудобства ея, какъ временныя, должны, съ дальнѣйшимъ развитiемъ общественнаго управленiя, устраниться. Вѣдь и въ независимости волостного суда, какъ мы сейчасъ видѣли, встрѣтилось неудобство; однако изъ этого не слѣдуетъ, что нужно ограничить эту независимость, подчинивъ напримѣръ судъ надзору мирового посредника или кого другого, кто бы смягчалъ его жосткiе приговоры.
   Чтобы кончить на этотъ разъ съ крестьянскими дѣлами, упомянемъ, что 27 октября открылись засѣданiя главнаго выкупного учрежденiя для производства ссудъ подъ залогъ прiобрѣтаемыхъ крестьянами у помѣщиковъ въ собственность земель, вмѣстѣ съ усадебной осѣдлостью.

______

   Есть нѣсколько новостей по предмету народнаго образованiя, которыя заслуживаютъ полнаго вашего сочувствiя, читатель. Извѣстны ли уже онѣ вамъ, или нѣтъ, но мы во всякомъ случаѣ обязаны упомянуть о нихъ.
   Первая и важнѣйшая - это предположенiе о преобразованiи московскаго ремесленнаго учебнаго заведенiя, составляющее предметъ сужденiй учебнаго комитета при IV отдѣленiя собственной его императорскаго величества канцелярiи. Это заведенiе прежде назначено было для приготовленiя ремесленниковъ изъ мало-способныхъ питомцевъ воспитательнаго дома, а теперь приготовляетъ ученыхъ техниковъ и принимаетъ воспитанниковъ и изъ разныхъ званiй; оно - закрытое. На него издерживается больше ста тысячъ руб., а пользы, соотвѣтсвующей этимъ издержкамъ, какъ оказывается, оно не приноситъ. Туда поступаютъ воспитанники безъ всякой подготовки, большею частью прямо изъ деревень, и стало-быть научная сторона идетъ худо; а закрытый характеръ заведенiя невыгодно дѣйствуетъ на здоровье и развитiе воспитанниковъ. Все это изложено въ отчетѣ самимъ директоромъ заведенiя. Теперь учебный комитетъ полагаетъ учредить, взамѣнъ этого обветшалаго заведенiя, два: реальную гимназiю, какъ заведенiе подготовительное, и высшее техническое училище, какъ спецiальное заведенiе, назначенное для болѣе взрослыхъ и подготовленныхъ молодыхъ людей. Заведенiя эти будутъ открытыми; въ высшемъ техническомъ училищѣ казеннокоштные воспитанники будутъ получать стипендiи, въ реальной гимназiи - содержаться групами въ 10-15 человѣкъ у наставниковъ заведенiя. Кромѣ этого, для первоначальнаго образованiя питомцевъ воспитательныхъ домовъ предполагается основать по деревнямъ, гдѣ есть эти питомцы, начальныя училища, которыя дозволено будетъ посѣщать и вообще дѣтямъ сельскихъ обывателей. Чтобы имѣть хорошихъ наставниковъ въ этихъ училищахъ, предполагается плата учителю до 400 р., а его помощнику до 200 руб. Наконецъ комитетъ находитъ полезнымъ учредить учительскую семинарiю, въ которую, по его мнѣнiю, могъ бы быть обращенъ гатчинскiй сиротскiй институтъ.
   Нисколько некасаясь сущности этихъ разумныхъ предположенiй, мы хотѣли бы сказать два слова по поводу гатчинскаго института. Это заведенiе имѣло нѣкогда исключительное назначенiе и только съ нѣкотораго времени, сколько извѣстно, стало освобождаться отъ него. Кто имѣлъ случай сталкиваться съ воспитанниками института за прежнее и за послѣднее время, тотъ не могъ не замѣтить происшедшей перемѣны: бѣдные сироты ожили, какъ будто отъ свѣжаго воздуха; физiономiи одешевились; развилось во многихъ прекрасное стремленiе къ дальнѣйшему самоусовершенствованiю; университетскiй курсъ сдѣлался ихъ любимою мечтою, къ осуществленiю которой теперь кажется имъ открыта дорога. Мы не знаемъ коротко внутренней жизни института, не знаемъ въ подробности хода перемѣнъ, произведшихъ тѣ результаты, о которыхъ говоримъ мы; но - вотъ общее замѣчанiе: если прiемъ въ заведенiе ограниченъ извѣстнымъ классомъ и извѣстными условiями (въ гатчинскiй институтъ принимаются сироты, преимущественно круглые, изъ дѣтей чиновниковъ), то ограниченiе воспитанiя въ немъ извѣстнымъ исключительнымъ назначенiемъ - дѣлается уже какбы двойною исключительностью, которая должна производить несовсѣмъ благотворное влiянiе на духъ учащагося сословiя. Особенно если еще при этомъ замѣшается съ одной стороны сознанiе сиротства, а съ другой - неприглядность предназначеннаго поприща, каково напримѣръ поприще канцелярскаго служителя, - то чѣмъ же тутъ согрѣться юношеской фантазiи и чѣмъ оживиться молодому духу?.. Конечно, поприще сельскаго учителя привлекатѣльнѣе поприща канцелярскаго служителя, и... дай-богъ, чтобы предполагаемая перемѣна въ назначенiи гатчинскаго института пошла ему во благо, котораго онъ стоитъ, судя по результатамъ его нынѣшняго состоянiя.
   Женскiя народныя училища продолжаютъ понемногу открываться. На этотъ разъ мы встрѣтили извѣстiя объ открытiи женскихъ безплатныхъ школъ въ городахъ: Бобровѣ (воронежской губернiи) и Ядринѣ (казанской губернiи). Въ томъ и другомъ школы образовались преимущественно старанiемъ и средствами частныхъ лицъ. Въ Бобровѣ купецъ П. И. Гарденинъ пожертвовалъ подъ школу свой домъ съ отопленiемъ; въ Ядринѣ художникъ Шлецовъ обязался вносить въ пользу школы ежегодно по двадцати пяти руб., впродолженiе десяти лѣтъ.
   Но... пословица говоритъ: чтó городъ, тó норовъ. Вотъ что разсказываютъ о норовѣ города Старой-Русы (новгородской губернiи). Ремесленный голова Овсянкинъ вздумалъ открыть тамъ воскресную ремесленную школу, на свой счетъ, а помѣстилъ ее въ свободныхъ комнатахъ ремесленной управы. Началось преподаванiе, но - ненадолго. Голова Овсянкинъ смѣщенъ, на мѣсто его избранъ Балохонцевъ. Съ этой перемѣной начались гоненiя со стороны городского общества на школу, - гоненiя, вызвавшiя со стороны мѣстнаго губернатора и директора училищъ распоряженiя о разборѣ дѣла чрезъ особаго чиновника. Чиновникъ открылъ, что поводомъ къ противодѣйствiю школѣ была вражда и недоброжелательство гражданъ къ Овсянкину, потомучто они видѣли въ его заботахъ объ этой школѣ опасное намѣренiе прiобрѣсть влiянiе надъ ремеслениками, которые весьма плохо содержатъ и одѣваютъ своихъ учениковъ и въ праздничные дни употребляютъ ихъ на работы". Таковъ норовъ старо-русскiй!
   Въ нынѣшнiй разъ намъ какъ-то особенно часто приходится переходить отъ "дикихъ" явленiй къ "отраднымъ", и обратно. Вотъ какое извѣстiе изъ Бердичева помѣщено въ "Кiевскомъ Телеграфѣ". Бердичевскiй уѣздный стряпчiй Яниковскiй устроилъ при городской тюрьмѣ школу для молодыхъ арестантовъ. Отдѣлены три довольно чистыя комнаты; изъ нихъ двѣ - молитвенныя, для христiянъ и для евреевъ особо; въ третьей - скамьи, доски, кафедра, маленькая библiотека. Нѣкоторые изъ арестантовъ, болѣе приготовленные, т. е. болѣе образованные, вызвались быть преподавателями. Учиться по собственному желанiю вызвалось до сорока человѣкъ; въ школу приглашены священникъ и раввинъ. Дальше говорится, что "все это сдѣлано исключительно трудами и издержками стряпчаго, который каждый день прiѣзжаетъ въ школу, и ученiе идетъ подъ его присмотромъ".
   Все чтó говорили мы до сихъ поръ, касается заботъ о меньшей братiи; теперь просимъ подняться выше. Когда уѣзжалъ изъ Кiева бывшiй попечитель тамошняго округа Пироговъ, - на обѣдѣ, данномъ ему учебнымъ сословiемъ, положено было составить подписку на пожертвованiя для ученой цѣли, которую укажетъ самъ Пироговъ. Подписка состоялась; собралась сумма до тысячи рублей и продолжаетъ увеличиваться. Пирогов назначилъ употребить эту сумму въ видѣ премiи за сочиненiе на слѣдующую тему: Изложить сравнительно-историческiй ходъ университетскаго образованiя въ западной Европѣ и въ Россiи, и въ особенности составить подробную документальную исторiю трехъ высшихъ учебныхъ заведенiй кiевскаго и одесскаго учебныхъ округовъ, т. е. университета св. Владимiра и лицеевъ князя Безбородко и ришельевскаго.
   На объявленiе этой темы для соисканiя премiи испрашивается разрѣшенiе. Тема, какъ видитъ читатель, въ высшей степени современна, или лучше - является какъ нельзя болѣе вовремя. Неизлагая всей програмы, разъясняющей тему, мы приведемъ изъ нея только нѣсколько словъ. Ею между прочимъ требуется въ первой части сочиненiя "изобразить влiянiе на университеты окружающаго ихъ общества и наоборотъ, - влiянiя университетовъ на общество, и въ особенности опредѣлить различiе въ ходѣ и значенiи университетскаго образованiя и во влiянiи гуманизма и реализма на просвѣщенiе въ Европѣ и у насъ". Нѣтъ сомнѣнiя, что найдутся люди, которые предадутся разработкѣ этой темы съ полнымъ одушевленiемъ.
   Тема эта заставила насъ прикоснуться къ одному изъ новѣйшихъ вопросовъ, который съ такимъ жаромъ поднялся въ нашей литературѣ и ходъ котораго уже обозрѣнъ у насъ въ особомъ отдѣлѣ. Поэтому, обходя его, мы остановимся на нѣкоторыхъ другихъ, также новѣйшихъ вопросахъ, т. е. такихъ, по которымъ еще мало было внушенiй и еще менѣе повторенiй. Они не возбудили еще надлежащаго литературнаго одушевленiя, - потому ли, что не представляютъ поводовъ къ сильнымъ разнорѣчiямъ, или потому, что касаются отдѣльныхъ мiровъ, не для каждаго изъ насъ близкихъ. Мы подслушали въ литературѣ два такихъ вопроса: въ одномъ изъ нихъ являются героями раскольники, въ другомъ - чиновники... Странное сближенiе двухъ мiровъ, совершенно противоположныхъ одинъ другому.
   О раскольникахъ только-что заговорили... Мы здѣсь разумѣемъ не сущность ихъ ученiй и религiозныхъ вѣрованiй: объ этомъ есть обширныя сочиненiя, восходящiя къ отдаленной старинѣ; мы разумѣемъ ихъ общественное и политическое положенiе, которое только теперь внезапно удостоилось нѣкотораго вниманiя со стороны литературы... Отчего это случилось?
   Можетъ-быть вы замѣтили въ газетахъ небольшой циркуляръ управляющаго министерствомъ внутреннихъ дѣлъ къ начальникамъ губернiй, въ которомъ сказано, что "начальникъ саратовской губернiи, во всеподданнѣйшемъ отчетѣ о состоянiи ввѣренной ему губернiи за 1860 годъ, изложилъ: "съ распространенiемъ народнаго образованiя можно ожидать, что ложныя вѣрованiя должны пасть безъ всякаго преслѣдованiя, а въ настоящее время остается желать, чтобы молодые раскольники получали воспитанiе, вмѣстѣ съ православными, въ однихъ учебныхъ заведенiяхъ", и что "государь императоръ высочайше соизволилъ одобрить это предположенiе и повелѣлъ принять оное къ исполненiю."
   Затѣмъ въ "Харьковскихъ губернскихъ вѣдомостяхъ" явилась статья объ украинскихъ сектахъ; она перепечатана въ "Сѣверной Пчелѣ" 20 ноября, гдѣ вы, если угодно, и можете прочесть ее. Въ 43 No Современной Лѣтописи г. Ф. Воропановъ, на четырехъ столбцахъ плотнѣйшей печати, доказываетъ, что преслѣдованiе раскольниковъ не достигаетъ цѣли, что и вообще религiозныя преслѣдованiя никогда не имѣли успѣха, что преслѣдованiе убѣжденiй только усиливаетъ ихъ и возбуждаетъ фанатизмъ и пр. и пр.
   Вы видите, читатель, что тутъ нетолько не о чемъ спорить, но и сомнѣваться ни въ одномъ словѣ нельзя: все это истина, несомнѣнная и давно уже извѣстная. Однако могутъ сказать, что есть раскольническiя секты вредныя, которымъ нельзя давать свободно распространяться. Такъ; но вредная секта есть ложное ученiе, ложь, и если она дѣйствительно ложь логическая, то жить ей возможно только въ мракѣ тайны, куда именно и загоняетъ ее преслѣдованiе. Дайте же ей открыться, обнаружить себя, - свѣтъ правды очень скоро зальетъ ее и уничтожитъ. Если раскольническiя секты прiобрѣтаютъ себѣ новыхъ послѣдователей, то этихъ послѣднихъ привлекаетъ частiю таинственность, вообще привлекательная, частiю то обстоятельство, что въ бытѣ и нравахъ нѣкоторыхъ сектъ есть въ самомъ дѣлѣ довольно сильныя черты, можетъ-быть именно развившiяся подъ влiянiемъ исключительнаго положенiя ихъ, какъ гонимыхъ.
   Говоря о толкахъ про раскольниковъ, мы почли бы пропускомъ съ своей стороны, еслибы не упомянули еще объ одномъ маленькомъ разсказѣ, помѣщенномъ въ No 194 "Иллюстрацiи". Авторъ ѣхалъ изъ Баку въ Шемаху; станцiя была длинная и скучная, да ямщикъ ему попался молоканъ. Зашолъ разговоръ; на вопросъ объ ихъ вѣрѣ ямщикъ сказалъ: "Вѣруемъ, все равно какъ и православные въ Бога, вѣруемъ и въ Господа Iисуса Христа, и въ святого Духа вѣруемъ, образовъ не имѣемъ, святыхъ не знаемъ, крестовъ не кладемъ и на груди не носимъ, а вѣруемъ въ Бога-Духа и ему поклоняемся".
   "- А церкви есть у васъ?
   "- Церквей и поповъ у насъ нѣтъ, а всякiй грамотный у насъ учителемъ прозывается и можетъ обѣдню служить гдѣ хочетъ.
   "- Отчего вы оружiе при себѣ не носите? кругомъ живутъ татары, всѣ ходятъ вооружонные, часто бываютъ разбои... или васъ не трогаютъ?
   "- Нехристу-татарину все равно кого убить, такъ и нашему брату отъ нихъ достается; убьютъ, такъ на то воля божья. Оружiя не носимъ по закону, потомучто мы всѣ братья и предъ Богомъ всѣ равны: такъ Богъ велѣлъ.
   "- Обращаютъ ли васъ здѣсь въ православiе?
   "- Какже, обращаютъ. Кто разъ окрестился, тотъ нами наказанъ быть не можетъ. А ты, баринъ, изъ какихъ? не изъ молоканъ ли?
   "- А почему ты думаешь, что я изъ молоканъ?
   "- Да такъ; вотъ мы съ тобой часа три ѣдемъ, а ты не бранишься, да и на станцiю прiехалъ, хоть и съ курьерской подорожной, но насъ не ругалъ; а по-нашему ругаться большой грѣхъ: такъ и вздумалось, что не молоканъ ли ты... Я давно живу на станцiи, много видѣлъ проѣзжающихъ, а вотъ впервой везу барина, который бы нашего брата не обругалъ; а то кажинной день, нетолько православные обругаютъ, но и татаръ выучили ругаться порусски.
   "- Ну чтó толковать!.. разскажи лучше, какъ справляютъ у васъ свадьбы, похороны, крестины...
   "- Придетъ невѣста въ домъ жениха, станутъ лицомъ къ лицу у стола, старшой прочтетъ чтò надо изъ евангелiя, - вотъ и вся недолга, и повѣнчали. Хоронятъ такъ же: умретъ кто, - положатъ во гробъ да и снесутъ на кладбище.
   "- Какъ! даже и не отпѣваютъ?
   "- Такъ чтожъ? все едино - отпѣвать, либо нѣтъ; Богъ лучше знаетъ, чего человѣкъ достоинъ; тамъ будетъ ему по жизни его на землѣ...
   ..............................................
   "Лошади у содержателей станцiй молоканъ (прибавляетъ потомъ авторъ) рослыя, сытыя; въ домахъ чистота; неслышно ни ссоръ, ни брани, да и грамотность развита больше чѣмъ въ Россiи... Нерѣдко мнѣ случалось заходить въ избы молоканъ: вездѣ я находилъ церковныя книги, старики читали вслухъ, молодые слушали; дѣтей находилъ за азбуками."
   О раскольникахъ все, читатель; больше ничего нѣтъ. Теперь позвольте... о чиновникахъ. Надо сказать, что большая часть нашихъ вопросовъ (невключая раскольничiй) можетъ начинаться одними и тѣми же словами: "устройство быта"... Устройство быта крестьянъ, мѣщанъ, купцовъ... ну, и чиновниковъ тоже. А въ самомъ дѣлѣ, бытъ чиновниковъ нельзя-таки назвать хорошо и прочно устроеннымъ. Вотъ хоть бы теперь: дороговизна, увеличивающая количество необходимыхъ расходовъ, при неизмѣнной цыфрѣ прихода, и зловѣщiе для героевъ нашего вопроса слухи о сокращенiи штатовъ и цѣлыхъ административныхъ учрежденiй, - эти обстоятельства ставятъ ихъ въ такое положенiе, которое способно вызвать человѣка на размышленiе. Нѣсколько времени тому назадъ заговорили было господа писатели о томъ, куда бы лучше дѣвать заштатныхъ; поговорили да и замолчали, порѣшивши кажется, что "не знаемъ дескать куда дѣвать ихъ". Между тѣмъ и сами чиновники зашевелились съ своими "обществами вспомоществованiя", "сберегательными кассами" и пр. Началось конечно съ Петербурга, а потомъ пошло дальше, и движенiе это продолжается до сего дня. Послѣднее проявленiе его совершилось въ Орлѣ, гдѣ составился проектъ устава "общества взаимнаго вспомоществованiя чиновниковъ". По поводу этого проекта нѣкто сказалъ (въ 42 No "Современной Лѣтописи") нѣсколько словъ. Въ этихъ нѣсколькихъ словахъ мы услышали нѣсколько жалобъ - на апатiю, на умственный сонъ вообще чиновнаго люда, на равнодушiе и даже недоброжелательство нѣкоторыхъ къ начинанiямъ и начинателямъ, составителямъ проектовъ, обществъ и пр. Услышали мы нѣсколько вопросовъ, о томъ напримѣръ, "откуда распространилось убѣжденiе, что сынъ чиновника долженъ непремѣнно дѣлаться чиновникомъ? откуда невыгодный взглядъ на честный трудъ ремесленника, купца, земледѣльца?" Услышали мы нѣсколько здравыхъ мыслей, какъ напримѣръ, что чиновникамъ надобно расширить свою дѣятельность.
   Мы съ своей стороны хотѣли сказать: общества вспомоществованiя, кассы и пр. - хороши, но одни они не устроютъ быта чиновниковъ и не обезпечатъ вполнѣ ихъ будущности. Стало-быть хорошо было бы запастись имъ на всякiй случай подготовкою къ другому поприщу, т. е. тоже что "расширить свою дѣятелность". Но этого нельзя ожидать при существованiи апатiи, умственнаго сна и невыгодныхъ взглядовъ на честный трудъ ремеслинника, купца и пр. Значитъ нужно дознаться, откуда взялись этотъ сонъ и эти взгляды? Боже мой! да вѣдь тутъ ничего удивительнаго. Въ прошедшiй разъ какъ-то сорвалось у насъ съ языка восклицанье о томъ, чтó можетъ сдѣлать изъ человѣка исключительно служебное поприще; потомъ въ журналѣ "Вѣкъ" встрѣтилось намъ размышленiе о вечернихъ занятiяхъ чиновниковъ въ присутственныхъ мѣстахъ. Авторъ размышляетъ, что эти вечернiя занятiя пользы существенной не приносятъ, потомучто чиновники дѣла почти не дѣлаютъ въ вечернiя засѣданiя, а проводятъ ихъ большею частью въ пустѣйшей болтовнѣ; между тѣмъ обязательное посѣщенiе должности вечеромъ отбиваетъ ихъ отъ дома, отъ семьи, отъ частной жизни, не даетъ имъ ни на чемъ остановиться и отдохнуть внѣ служебной сферы, не даетъ ни къ чему приспособить себя, превращаетъ ихъ въ ходячiя дѣловыя бумаги...
   Все это авторъ говоритъ собственно о провинцiальныхъ порядкахъ и тамошнихъ чиновникахъ, прибавляя, что въ Петребургѣ этого уже нѣтъ. Съ провинцiальнымъ чиновничьимъ бытомъ мы знакомы издали, по воспоминанiямъ и слухамъ; но вотъ - неугодно ли взглянуть на особенный образчикъ петербургскаго чиновника.
   Жилъ-былъ чиновникъ, уже немолодыхъ лѣтъ и немалыхъ чиновъ. Смолоду началъ онъ служить при особѣ однаго сторогаго, крутого начальника, неотличавшагося особенной ровностью характера; начальникъ не стѣснялся въ муштрованiи чиновника, но и награждалъ его щедро; муштрованье заставляло чиновника усилинно суетиться; награды окрыляли его надеждами; онъ завелся семействомъ и размыслилъ, что начальникъ его - лицо немаловажное, сильное, что служа при немъ усердно, можно достигнуть и выиграть, - и размысливъ такимъ образомъ, предался со всѣмъ жаромъ усердiя своимъ обязанностямъ, точное исполненiе которыхъ требовало всегдашней готовности и служебнаго бодрствованiя во всякiй часъ дня и ночи. Вечернiя занятiя были тутъ непремѣннымъ условiемъ. Много лѣтъ усердствовалъ чиновникъ и - вотъ что вышло изъ него чрезъ эти много лѣтъ. Станъ его наклонился впередъ и немного сгорбился; образовалась постоянная хлопотливо-ускоренная походка; лицо получило способность только къ двумъ выраженiямъ: выраженiю озабоченности, смѣшанной съ нѣкоторымъ испугомъ, и - къ кроткой улыбкѣ, съ примѣсью сердечнаго умиленiя. Онъ семьянинъ и чадолюбивый отецъ; онъ уже при особѣ другого начальника, менѣе строгаго и отличающагося большей ровностью характера, но страшная, непостижимо-сильная привычка сдѣлала для него необходимымъ какъ воздухъ, пища и всякая жизненная потребность, слѣдующiй ежедневный образъ жизни. Утромъ въ десятомъ часу торопливо шолъ онъ въ свою канцелярiю и оставался тамъ до пяти часовъ; потомъ торопливо возвращался домой, торопливо обѣдалъ и торопливо предавался подкрѣпляющему силы сну. Въ десятомъ часу торопливо выхлебывалъ чашечку чаю и такъ же торопливо шолъ въ канцелярiю, гдѣ оставался до перваго часа ночи. Случалось, что въ эти часы вечерняго бдѣнiя не было совсѣмъ дѣлъ, на которыхъ бы онъ могъ утолить жажду служебной дѣятельности; тогда онъ открывалъ особый картонъ, наполненный черновыми и другими бумагами, съ помѣтками: "выждать", "къ храненiю", "для памяти". Онъ перебиралъ эти бумаги съ умышленной медленностью, нѣкоторыя освѣжалъ новыми отмѣтками, другiя, которыя "по измѣнившимся обстоятельствамъ" оказывались уже не нужными, тщательно рвалъ и бросалъ въ стоявшiй у него подъ столомъ деревянный ящикъ. Иногда заходилъ къ нему, въ его уединенную лабораторiю, сверстникъ; онъ встрѣчалъ его съ своей кроткой улыбкой и бесѣдовалъ съ нимъ... Надо замѣтить при этомъ, что вообще когда кто-нибудь заговаривалъ съ нимъ о предметахъ до государственной службы неотносящихся, то онъ слушалъ собесѣдника точно такъ, какъ еслибы ему разсказывали о вчера открытыхъ невѣдомыхъ странахъ, наполненныхъ всякими чудесами природы: одно наивное, дѣтское любопытство - и никакого сочувствiя!.. Поэтому бесѣда съ сверстникомъ обыкновенно шла о службѣ и о служащихъ, по ихъ отношенiямъ къ службѣ. Иногда нашъ герой предавался воспоминанiямъ, но и воспоминанiя его были исключительно служебныя: онъ воспоминалъ о прежнемъ начальникѣ, о бывшихъ сослуживцахъ, изъ которыхъ
   Однихъ ужь нѣтъ, а тѣ далече,
   Какъ Сади нѣкогда сказалъ;
   вспоминалъ о минувшихъ служебныхъ треволненiяхъ, передрягахъ и буряхъ, - тутъ его кроткая улыбка выражала наибольшее сердечное умиленiе. "Боже мой! какое время было! какъ все это измѣнилось!" говорилъ онъ съ грустнымъ качаньемъ головой.
   Бывали такiе дни въ году, когда къ нему, - не въ канцелярiю, а въ квартиру, - собирались гости. Соберутся и въ карты играютъ, дамы въ гостиной засѣдаютъ или парами по залѣ ходятъ; а онъ хозяинъ, какъ-будто ошибкой, некстати забѣжавшiй незваный гость, переходитъ съ мѣста на мѣсто, незная гдѣ прiютиться и куда приткнуться; пытается заговорить и конфузится, и вдругъ - исчезаетъ. - Гдѣ онъ? спросили бы вы. - "Его потребовали", отвѣтилъ бы вамъ шопотомъ кто-нибудь изъ домашнихъ; но его никто не требовалъ: онъ самъ убѣжалъ въ канцелярiю. Потомъ онъ возвращается... въ первомъ часу, къ ужину.
   Такъ бѣгалъ онъ отъ жизни, и жизнь сама отъ него убѣжала вдаль, невозвратно, оставивъ его съ одними мертвыми бумажными грудами. И кончилъ, чуть не въ самой канцелярiи, свою рабочую жизнь усерный, дѣятельный, неглупый и отъ природы одаренный теплымъ сердцемъ человѣкъ, и не осталось никакихъ живучихъ слѣдовъ его дѣятельности, кромѣ мертвой груды бумагъ, оказавшихся ненужными "по измѣнившимся обстоятельствамъ"...
   Такъ вотъ видите ли, какъ иногда можетъ быть удобоисполнимо требованiе, чтобы чиновникъ расширилъ свою дѣятельность или приспособилъ себя къ другому поприщу! Видите ли, какую неизмѣнную формулу (какъ сказали мы въ прошедшемъ мѣсяцѣ) можетъ сдѣлать изъ человѣка исключительно-бумажное поприще, если оно, по силѣ обстоятельствъ и волѣ судебъ, поглотитъ его всецѣло!

_____

   "Годъ истекаетъ!" говоримъ мы, читатель. Нельзя, чтобъ съ истеченiемъ года не готовилось новостей по части перiодическихъ изданiй. Было время сильныхъ неурожаевъ на новости этого рода, но оно давно прошло; теперь мы уже привыкли въ послѣднихъ мѣсяцахъ года ожидать интересныхъ объявленiй. Есть они и на этотъ разъ, и немало, и въ нихъ всего замѣчательнѣе, всего знаменательнѣе то, что у насъ наконецъ возрастаетъ число ежедневныхъ газетъ. Кромѣ существующихъ и продолжающихся изданiй этого рода, кромѣ "Сына Отечества", уже давно заявившаго о своемъ превращенiи изъ еженедѣльной газеты въ ежедневную, передъ нами еще два замѣчательныя объявленiя: одно - объ изданiи "Сѣверной Почты", ежедневной газеты министерства внутреннихъ дѣлъ, имѣющей замѣнить нынѣшнiй ежемѣсячный журналъ этого министерства; другое - о превращенiи московской недѣльной газеты "Наше Время" въ ежедневную.
   Въ объявленiи о "Сѣверной Почтѣ" сказано: "Въ настоящее время, при быстромъ развитiи общественной дѣятельности во всѣхъ ея отрасляхъ и при вниманiи, обращаемомъ всѣми образованными людьми на разнообразныя явленiя нашего общественнаго и государственнаго быта, обнаруживается потребность въ усиленiи тѣхъ источниковъ, изъ которыхъ могутъ быть почерпаемы вѣрныя данныя. Министерство внутреннихъ дѣлъ, находя нынѣ издаваемый имъ ежемѣсячный журналъ неудобнымъ для удовлетворенiя этой потребности, рѣшилось замѣнить его газетою, которая будетъ выходить въ свѣтъ ежедневно" и пр. Програма газеты полна: она состоитъ, кромѣ перваго, офицiальнаго, изъ пяти другихъ отдѣловъ, изъ которыхъ одинъ назначается для "части учено-литературной" и критической, потому что въ него между прочимъ будутъ входить "критическiе разборы замѣчательнѣйшихъ книгъ и обозрѣнiе статей, помѣщенныхъ въ другихъ журналахъ". Основываясь на этомъ, мы рѣшаемся сдѣлать заключенiе, что "Сѣверная Почта", стараясь жить своею офицiальною жизнью, въ тоже время не хочетъ отказываться и отъ участiя въ общей жизни нашей перiодической литературы, и откликнется на раздающiеся въ ней голоса.
   Что касается до объявленiя объ изданiи въ 1862 году газеты "Наше Время", то мы къ сожалѣнiю ничего не можемъ сказать о немъ. Нашъ странный прiятель, котораго мы однажды рекомендовали вамъ, читатель, - тотъ, если помните, оригинальный любитель знатокъ и цѣнитель журнальныхъ объявленiй, - молчитъ, и о впечатлѣнiи, произведенномъ на него этимъ объявленiемъ, мы не могли ничего добиться, кромѣ безмолвнаго качанья головой. Вообще онъ, бѣдный, съ нѣкотораго времени сталъ какъ-то менѣе сообщителенъ и... чуть ли не сбитъ чѣмъ-то съ толку. Между тѣмъ, въ экземплярѣ объявленiя "Нашего Времени", назначенномъ для его колекцiи (вы можетъ-быть помните, что онъ ежегодно собираетъ колекцiи журнальныхъ объявленiй), намъ удалось подсмотрѣть нѣсколько словъ, подчеркнутыхъ краснымъ карандашомъ; мы едва успѣли прочесть надъ красными чертами слова: "безплодная фантазiя", "ребяческое легкомыслiе", "роковая сила вещей". Чтó онъ заключаетъ по этимъ словамъ, мы право не знаемъ, а сами ужь и подавно не хотимъ ничего заключать.
   Съ превращенiемъ недѣльныхъ газетъ въ ежедневныя не уменьшается однако количество первыхъ: на вакансiю выбывающихъ поступаютъ новыя; такъ напримѣръ будетъ издаваться "Русскiй Листокъ", подъ редакцiею г. Ю. Волкова (онъ же Печерскiй подписчикъ, онъ же Гымалэ и пр.), газета еженедѣльная, имѣющая цѣлiю "доставить за дешовую цѣну такого рода чтенiе, которое знакомило бы читателей одного края Россiи съ тѣмъ, чтó дѣлается на другомъ ея концѣ". Цѣна дѣйствительно дешовая: два съ полтиной, съ пересылкой 4 рубля.
   Съ особеннымъ радушiемъ ожидаемъ встрѣтить газету, слухъ о которой уже заявляли нѣсколько времени назадъ, - слухъ, теперь подтвердившiйся объявленiемъ. Это "Мировой Посредникъ", газета двухнедѣльная, издаваемая съ 15 января 1862 г. подъ редакцiею г. Е. Карновича. Объявленiе говоритъ: "У лицъ, принявшихъ на себя званiе мировыхъ посредниковъ, нѣтъ органа, исключительно посвященнаго для обмѣна ихъ мыслей, для выраженiя ими своихъ недоумѣнiй и для передачи того, чтó выработывается на мировыхъ съѣздахъ въ цѣлой Россiи. Сосредоточить въ одномъ изданiи свѣдѣнiя о трудахъ мировыхъ съѣздовъ и мнѣнiя по разнымъ неизбѣжнымъ вопросамъ со стороны лицъ, занимающихъ должности мировыхъ посредниковъ - будутъ задачею нашей газеты." Вотъ этихъ словъ кажется уже и довольно для того, чтобы понять то любопытство и радушiе, съ которыми мы ожидаемъ встрѣчи съ газетою "Мировой Посредникъ": это пойметъ всякiй, кто уважаетъ дѣло, которому она намѣрена служить.
   Затѣмъ помянемъ добрымъ словомъ журналъ, оканчивающiй свое существованiе. Это "Вѣстникъ Промышлености", издаваемый гг. Чижовымъ и Бабстомъ, журналъ полезный, достойный всякаго уваженiя. Но вѣдь не всѣмъ достойнымъ уваженiя удается въ жизни. Говорятъ, что онъ не нашолъ достаточной поддержки въ читающей публикѣ, - чтò должно относиться къ нашему промышленому классу, для котораго журналъ этотъ преимущественно былъ назначенъ.

________

Список опечаток

   Стр. 88. "мы обязаны" вместо: "мы обазаны"
   Стр. 97. "объ удаленiи" вместо: "объ удалелiи"

"Время", No 1, 1862

НАШИ ДОМАШНIЯ ДѢЛА

СОВРЕМЕННЫЯ ЗАМѢТКИ

   Наслѣдство стараго года: задачи и "День". - Образчики его рѣчи и размышленiй. - Офицiальное заявленiе. - Вопросъ о гласности сужденiй мирового съѣзда и слухъ объ одномъ случайномъ послѣдствiи подобнаго вопроса. - Открытый мировой съѣздъ и его влiянiе. - Еще образчикъ недовѣрiя. - Вопросъ о томъ, говоритъ ли правду. - Живописная группа. - Желанiя, и надежды на ихъ исполнимость, основанныя на нашей измѣняемости. - Метаморфозы и смотръ знаменъ. - Извѣщенiе о предстоящихъ преобразованiй. - Вкладчики въ пользу народнаго образованiя. - Жалобы изъ Орла и утѣшенiе негодующимъ. - Проектъ "общаго поземельнаго банка". - Общества вспомоществованiя: новгородскихъ чиновниковъ и московскихъ приказчиковъ. - Пушкинская стипендiя. - Закрытiе петербургскаго университета. - Кончина Остроградскаго. - Подписка на памятникъ Никитину.
   Много нерѣшоныхъ дѣлъ и вопросовъ оставилъ своему наслѣднику старый годъ. Чего стоитъ уже одно начало избавленiя насъ отъ крепостного права! Говоримъ: начало, потомучто дѣлъ окончательно рѣшоныхъ у насъ нѣтъ, - всѣ они въ производствѣ; но подвигъ прошлаго года состоитъ въ томъ, что актъ полнаго освобожденiя онъ сдѣлалъ несомнѣннымъ; онъ сдалъ это дѣло новому году въ такомъ видѣ, что залежаться гдѣ-нибудь подъ сукномъ оно уже никоимъ образомъ не можетъ; онъ, положенiями 19 февраля, положилъ фундаментъ новому зданiю, заготовилъ для него матерьялы, собралъ рабочiя силы, и сооруженiе началось; въ старой стройкѣ, мѣшающей производству работъ, онъ расшаталъ связи и отмѣтилъ ее къ сносу; для новаго зданiя начертилъ общiй планъ, но нѣкоторыхъ деталей опредѣлить не успѣлъ, передавъ эту обязанность преемнику, въ видѣ нѣсколькихъ задачъ, надъ которыми надо подумать. Эти задачи уже доказываютъ, что его триста шестьдесятъ пять дней прошли не праздно и что не оставилъ онъ преемника безъ наслѣдства. Одно только дѣло можно бы пожалуй почесть окончательно рѣшонымъ за 1861 годъ: это - вопросъ о гласности, да и то вотъ макарьевскiй мировой съѣздъ... Впрочемъ о макарьевскомъ мировомъ съѣздѣ скажемъ послѣ какъ-нибудь: не объ немъ же говорить въ прощальной рѣчи 1861 году!...
   Поговоримъ лучше о газетѣ "День". Наша скорая, горячая, гордая своимъ внутреннимъ жаромъ, но необдуманная критика встрѣтила это изданiе площадною бранью, чуть не похоронила его въ самый день рожденiя, даже придумала для него извѣстныя отдѣленiя... и ошиблась. "День" съ каждымъ нумеромъ своимъ обращаетъ на себя все болѣе и болѣе вниманiя. Мы намѣрены поговорить и поспорить съ нимъ в особой статьѣ въ отдѣлѣ "критики", а теперь приведемъ нѣсколько образчиковъ его мнѣнiй, которыя вмѣстѣ съ тѣмъ и очень кстати представятъ тѣ задачи, которыя прошедшiй годъ оставилъ для будущаго разрѣшенiя, а также представятъ то положенiе, въ которомъ нѣкоторыя дѣла сданы старымъ годомъ новому, т. е. до чего мы по этимъ дѣламъ додумались... Начнемъ съ того мѣста, гдѣ духъ нетерпимости, о чемъ мы уже говорили въ одной изъ статей нашихъ еще слышится въ этой газетѣ, но изъ-за него уже поднимается твердый голосъ, одушевленный здоровой мыслью. Это-то мѣсто, гдѣ говорится о нѣкоторыхъ доктринахъ, выработанныхъ и "отшлифованыхъ" по европейскимъ началамъ, доктринахъ, которыя, замкнувшись въ данной теорiи, не хотятъ признавать требованiя жизни и духа, тѣхъ требованiй, которыхъ не вмѣщаетъ въ себѣ ихъ отшлифованая теорiя. Рѣчь такимъ образомъ идетъ въ защиту жизни, въ защиту живого народнаго духа.
   "Какъ бы ни продолжали - заключаетъ одну изъ статей своихъ "День" - закупориваться отъ свѣжаго воздуха, вѣющаго отъ жизни, пробудившейся въ русскомъ народѣ, свѣжiй воздухъ возьметъ свое и вывѣтритъ залежалыя, затхлыя, отвлеченныя доктрины. Остается надѣяться, что тѣ изъ нашихъ "жрецовъ науки", которые уже умиротворились и успокоились въ своемъ жреческомъ званiи, высвободятъ наконецъ сами науку на вольный божiй свѣтъ, пустятъ свѣжiй, вольный воздухъ въ свой душный и тѣсный храмъ, растворятъ настежъ окна и двери; раздвинутъ, если нужно, и самыя стѣны храма, и поймутъ, что только освободясь от всякаго духовнаго и умственнаго рабства предъ послѣднимъ словомъ науки вообще и западной науки въ особенности, только признавъ за русской народностью право на самостоятельную духовную и умственную дѣятельность, только проповѣдью духовной свободы, живого знанiя и любвеобильной мысли - будутъ они въ состоянiи направить къ плодотворной работѣ молодыя русскiя силы." ("День" No 5)
   Нельзя не согласиться, что въ этихъ словахъ больше фразъ, чѣмъ дѣла, но и въ этихъ фразахъ видно какое-то раздражонное, непрiятное и непрямое отношенiе къ дѣйствительности. Все здѣсь, если хотите, правда. Кто не сочувствуетъ желанiю дышать свѣжимъ воздухомъ, желанiю освободиться отъ рабства даже предъ послѣднимъ словомъ науки? - потомучто послѣднее слово науки невсегда будетъ послѣднимъ словомъ... Впрочемъ рабство предъ послѣднимъ словомъ гораздо яснѣе можетъ быть въ примѣненiи къ той или другой доктринѣ; но свежiй воздухъ!.. Люди просятъ и желаютъ свѣжаго воздуха, и чтò можетъ быть скромнѣе и законнѣе этого желанiя? Они желаютъ его и ждутъ отъ будущаго, отъ расчистки почвы, еще запятой кой-какимъ старымъ хламомъ и нужной для безпрепятственнаго возведенiя новаго зданiя.
   Все это прекрасно, и мы первые сочувствуемъ этому; но вѣдь нельзя же одной строкой похерить то, чтó созидала жизнь втеченiе полутора вѣка? Но переходимъ къ исчисленiю задачъ, которыя прошедшiй годъ, устами "Дня", передаетъ къ будущему разрѣшенiю:
   "Вопервыхъ вопросъ крестьянскiй... О необходимости его развязки настоятельно свидѣтельствуетъ современное положенiе дѣлъ въ Россiи.
   "Вовторыхъ вопросъ дворянскiй... (разумѣется тѣсно связанный съ первымъ).
   "Втретьихъ вопросъ объ отношенiяхъ государства къ правиламъ самой жизни общественной, и дѣятельности государственной - къ самодѣятельности общественной...
   "Вчетвертыхъ вопросъ о свободѣ совѣсти и ея выраженiи въ словѣ...
   "Впятыхъ вопросъ о народномъ образованiи. Народъ жаждетъ знанiя; потребность грамоты проснулась въ немъ съ необъятною силою. Чтó въ состоянiи предложить мы ему изъ нашего темнаго хаоса противорѣчивыхъ, невыработанныхъ доктринъ, теорiй и отрывочныхъ понятiй? Какихъ учителей дастъ ему среда, давно отъ него оторвавшаяся, чуждая ему по новымъ преданiямъ и по развитiю? Этотъ вопросъ тѣсно связанъ съ вопросомъ:
   "объ отношенiи нашего образованнаго общества и нашей положтельной дѣятельности къ нашей народности и къ пробуждающейся дѣятельности самого народа. Здѣсь намъ грозитъ новое, страшное зло: лженародности..." ("День" No 12).
   О лженародности "День" обѣщаетъ поговорить особо. Значитъ - чтó ни говорилось у насъ о ложно-понятой или совсѣмъ не понятой народности, - все это не то, чтó думаетъ "День". Вообще замѣтно, что порыванье его къ свѣжему воздуху такъ сильно, что все кажется ему душащимъ, заслоняющимъ этотъ воздухъ, - въ томъ числѣ и наша литература: въ ней онъ слышитъ однѣ доктрины и теорiи, и изъ-за нихъ нисколько не слышитъ вѣянiя свѣжаго воздуха. Всѣ литературные дѣятели, массою, рисуются предъ нимъ въ видѣ существъ, оторвавшихся отъ народа, непонимающихъ народа, неимѣющихъ понятiя какъ приступить къ народу, и для него во всей этой массѣ уже нѣтъ никакого различiя... Это немножко слишкомъ, это немножко смѣшно, но "День" въ самомъ дѣлѣ такъ думаетъ, чтó сейчасъ увидимъ, когда заговоритъ онъ о первомъ изъ предложенныхъ къ разрѣшенiю вопросовъ.
   "Совершаясь въ дѣйствительной, а не въ отвлеченной средѣ - начинаетъ "День" - охватывая сѣтью своихъ могучихъ корней всѣ слои нашей исторической почвы, проинкая во всѣ изгибы нашего общественнаго бытья, - онъ (крестьянскiй вопросъ) тѣмъ неменѣе въ области тѣхъ отвлеченныхъ, досужихъ, призрачныхъ интересовъ, которыми по большей части живетъ и пробавляется наше столичное общество, а съ нимъ и наша литература, - представляется какимъ-то жестокимъ постороннимъ тѣломъ, упорно неразлагающимся, неуступающимъ никакимъ усилiямъ химиковъ-теоретиковъ, неподающимъ даже и надежды составить съ прочими химическими ингредiентами какое-нибудь искуственное химическое третье. Въ немъ, въ этомъ крестьянскомъ вопросѣ, есть та грубость дѣйствительности, та дикость и сырость самородка, полнаго внутренней органической силы, которыя ставятъ въ неловкое къ нему отношенiе нашихъ прогресистовъ, доктринеровъ и либераловъ"...
   "... нетолько въ крестьянскомъ, - во всякомъ дѣлѣ, касающемся нашего общественнаго бытiя, являются и сталкиваются два начала, два созерцанiя, двѣ точки отправленiя и дѣйствованiя: начало бытовое и начало, которое въ большей части случаевъ можетъ быть названо юридическимъ, начало внѣшняго, формальнаго права; оба разнаго происхожденiя.
   "Но нигдѣ, ни въ какомъ другомъ государственномъ вопросѣ эта противоположность двухъ точекъ зрѣнiя - бытовой и юридической - не имѣетъ такой важности, какъ въ крестьянскомъ дѣлѣ, по его бытовому, земскому значенiю. Здѣсь она немедленно отражается въ самой жизни, въ крестьянскомъ и дворянскомъ быту; здѣсь теорiя сталкивается непосредственно съ упорнымъ бытомъ народа...
   "Прежде всего представляется вопросъ: можетъ ли быть и могутъ ил требованiя, органически изъ него вытекшiя, нераздѣльно съ нимъ связанныя, - быть подчинены началу юридическому, на которомъ основываются и держатся интересы помѣщичьяго сословiя? Очевидно нѣтъ: вопервыхъ потому, что задачею всего совершающагося переворота есть улучшенiе, а не искаженiе быта; вовторыхъ потому, что положенiе 19 февраля 1861 года признало, вопреки ученiю иностранныхъ экономистовъ и юристовъ, законность бытового народнаго воззрѣнiя, ограничивъ безусловное право собственности правомъ крестьянъ на вѣчное пользованiе; втретьихъ потому, что при всей, достойной истинной похвалы, покорности нашего народа внѣшнему закону, все противорѣчащее требованiямъ его быта - неминуемо породитъ безобразiе...
   "Затѣмъ представляется другой вопросъ: можетъ ли быть принесено въ жертву воззрѣнiямъ народнымъ, можетъ ли быть отвергнуто то право, которое основывается на началѣ юридическомъ? Мы отвѣчаемъ положительно, что отвергнуть его нельзя безъ нарушенiя справедливости, потомучто оно уже само жило жизнью историческою, было признано законодательствомъ, выразилось законно во внѣшнихъ явленiяхъ... Мы говоримъ не о самомъ началѣ, но о правѣ, возникшемъ изъ начала, однажды допущеннаго нашею общественною жизнью. Нарушенiе этого права привело бы къ разоренiю цѣлаго сословiя и пало бы всею своею тяжестью на невинныхъ, на тѣхъ, которые были вовсе непричастны первоначальному допущенiю неправды и только унаслѣдовали положенiе, измѣнить которое сами были невластны. Слѣдовательно необходимо соблюсти всѣ требованiя справедливости относительно матерьяльныхъ интересовъ помѣщичьяго сословiя.
   "Разрѣшается ли эта трудная задача современною дѣйствительностью? Едвали. Съ одной стороны крестьяне отказываются входить въ добровольныя соглашенiя и продолжаютъ пребывать въ какомъ-то смутномъ ожиданiи, весьма невыгодномъ для нихъ самихъ и для всего государства въ отношенiи экономическомъ. Съ другой стороны помѣщики... Если многiе, предпочитая скорѣйшую развязку дѣла, охотно жертвуютъ и въ состоянiи жертвовать значительною частью своихъ настоящихъ матерьяльныхъ выг

Другие авторы
  • Полевой Ксенофонт Алексеевич
  • Омулевский Иннокентий Васильевич
  • Толстой Илья Львович
  • Нарбут Владимир Иванович
  • Федоров Павел Степанович
  • Воейков Александр Федорович
  • Погорельский Антоний
  • Нахимов Аким Николаевич
  • Дранмор Фердинанд
  • Сырокомля Владислав
  • Другие произведения
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Критические этюды (Мережковский, Гиппиус)
  • Розанов Василий Васильевич - К началу учебных занятий. 1909
  • Байрон Джордж Гордон - Тьма
  • Короленко Владимир Галактионович - Голоса отрезвления
  • Фриче Владимир Максимович - От войны к революции
  • Куницын Александр Петрович - Рассмотрение книги "Опыт теории налогов", сочиненной Николаем Тургеневым
  • Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна - 12-й час
  • Крылов Виктор Александрович - Из воспоминаний о H. А. Белоголовом
  • Горький Максим - М. Горький: Биобиблиографическая справка
  • Толстой Лев Николаевич - Бирюков П. И. Биография Л.Н.Толстого (том 2, 1-я часть)
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа