Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела, Страница 23

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

м. Лѣтописи" статьи, въ которой между прочимъ сказано: "Пускай право обучать народъ будетъ предоставлено желающему; но духовенству поставьте это въ непремѣнную обязанность и облегчите ему средства къ исполненiю этой обязанности." На эти слова обозрѣнiе "Иллюстрацiи" замѣчаетъ:
   "Слова: "поставьте духовенству въ непремѣнную обязанность обучать народъ" имѣютъ такое значенiе, какъ-будто этой обязанности до настоящаго времени не лежало на духовенствѣ, а возложить ее надо особымъ закономъ или предписанiемъ. Между тѣмъ никогда ни одинъ пастырь церкви не отказывался отъ прямой и важнѣйшей своей обязанности - просвѣщать ввѣренную ему паству въ истинахъ вѣры, въ божественномъ ученiи Спасителя. И возможно ли быть истиннымъ пастыремъ церкви, незаботясь о томъ, умѣютъ ли его духовныя дѣти молиться, исповѣдывать догматы своей вѣры, искать свѣта и утѣшенiя въ божественномъ откровенiи? Можно оправдываться въ неисполненiи этой непремѣнной обязанности неохотою учениковъ, недостаткомъ времени и средствъ; но ожидать особаго предписанiя гражданскаго закона тамъ, гдѣ есть высшiй божественный законъ, для учителей вѣры - невозможно."
   Нельзя не чувствовать уваженiя къ такому свѣтлому, младенчески-чистому взгляду автора, недопускающаго даже возможности, чтобы хоть одинъ пастырь отказался отъ обязанности просвѣщать ввѣренную ему паству. Но что безъ исполненiя этой обязанности нельзя быть истиннымъ пастыремъ церкви, и что странно и неумѣстно было бы пастырю ждать въ такомъ дѣлѣ особаго предписанiя гражданскаго закона, - этого-то кажется уже никакъ нельзя оспаривать; а между тѣмъ люди, говорящiе о возложенiи на духовенство такихъ-то и такихъ то обязанностей, какъ-будто оставляютъ безъ вниманiя или совсѣмъ не сознаютъ этой простой и неоспоримой истины. Но мысль обозрѣвателя вполнѣ заканчивается слѣдующими словами:
   "По нашему мнѣнiю вопросъ о народномъ образованiи чрезъ духовенство, при несомнѣнной его правильности, получитъ ложное направленiе, если духовенство, видя стремленiе народа къ образованiю, будетъ ожидать особаго гражданскаго закона, который бы вмѣнилъ ему въ обязанность исполненiе закона о просвѣщенiи народа чрезъ учителей вѣры."
   Если уже зашла рѣчь объ исполненiи пастырями церкви обязанности просвѣщать паству, то мы, имѣя въ виду, что исполненiе этой обязанности обусловливается между прочимъ истинно и христiански-просвѣщеннымъ взглядомъ самого пастыря, не можемъ не привесть, въ примѣръ такого взгляда, статейки священника Цвѣткова, помѣщенной въ "Спб. Вѣд." въ опроверженiе того мнѣнiя, что въ тюрьмахъ слѣдуетъ давать арестантамъ читать книги только духовно-нравственнаго содержанiя.
   "Со дня поступленiя моего на службу въ исправительное заведенiе (пишетъ священникъ Цвѣтковъ) я замѣтилъ, что книги духовно-нравственнаго содержанiя нѣкоторыми арестантами вовсе не читаются, другими же читаются весьма мало и неохотно. Причина этого явленiя заключается отчасти въ томъ, что вообще въ нашемъ и образованномъ даже классѣ людей недостаточно развитъ вкусъ къ чтенiю духовно-литературныхъ произведенiй, частью же въ томъ обстоятельствѣ, что при крайней ограниченности средствъ для приобрѣтенiя книгъ въ арестантскую библiотеку не было и нѣтъ возможности правильно, соотвѣтственно разнымъ степенямъ умственнаго, нравственнаго и религiознаго развитiя арестантовъ, организовать эту библiотеку."
   Далѣе священникъ расказываетъ, что онъ докладывалъ попечителю заведенiя, не будетъ ли разрѣшено давать покрайней-мѣрѣ нѣкоторымъ арестантамъ и такъ-называемыя свѣтскiя книги, т. е. историческаго, литературно-ученаго содержанiя, особенно замѣчательныя журнальныя статьи и газеты. Попечитель отозвался съ сочувствiемъ на предложенiе и разрѣшилъ. Тогда просвѣщенный пастырь сталъ давать изъ собственной библiотеки избранныя свѣтскiя книги тѣмъ арестантамъ, которые ведутъ себя прилично и по правиламъ заведенiя.
   "Съ того времени (продолжаетъ авторъ), какъ стали даваться для чтенiя арестантамъ книги и недуховнаго только содержанiя, число непрiятныхъ происшествiй замѣтно стало уменьшаться, потомучто чтенiе интересныхъ по содержанiю сочиненiй служитъ для заключенныхъ съ одной стороны побужденiемъ вести себя какъ предписываетъ уставъ исправительнаго заведенiя, а съ другой - средствомъ къ предохраненiю себя отъ празднословiя, отъ запрещенныхъ правилами заведенiя разговоровъ, отъ разныхъ поступковъ и проступковъ, которые отнюдь не дозволяются въ стѣнахъ заведенiя. Занятый чтенiемъ хорошихъ книгъ, арестантъ болѣе сосредоточивается въ сѣбе самомъ, живетъ болѣе внутренней жизнью, получаетъ изъ книгъ живой матерьялъ, надъ которымъ спокойно и свободно работаетъ его мысль... Въ тоже время заключенный, отдѣленный судьбою и судомъ общества и правительства отъ жизни и людей, чрезъ чтенiе книгъ хотя нѣсколько соприкасается съ жизнью и обществомъ и слѣдовательно менѣе можетъ чувствовать тяжесть своего изолированнаго положенiя."
   Мы не сомнѣваемся, что пастырь, мыслящiй о ввѣренной ему паствѣ подобно автору приведеннаго письма, нетолько "не откажется отъ обязанности просвѣщать паству", но и не ослабѣетъ ни на минуту въ заботливости о точномъ исполненiи этой "возложенной на него божественнымъ закономъ обязанности", неожидая и несчитая нужнымъ ожидать предписанiя гражданскаго закона.
   Въ началѣ мы какъ-то намекнули, что настоящая статья въ нѣкоторыхъ частяхъ своихъ можетъ-быть послужитъ дополненiемъ статьи предыдущей. Чтобы не измѣнить этому предсказанiю, мы пропускаемъ нѣсколько отрывочныхъ свѣдѣнiй по разнымъ важнымъ предметамъ, въ надеждѣ, что черезъ мѣсяцъ они сдѣлаются значительно полнѣе, и переходимъ къ тому, чтó можетъ сколько-нибудь подходить къ нашему предсказанiю.
   Говорятъ, что обличительныя статьи читаютъ съ наслажденiемъ - одни обличаемые!
   Если это дѣйствительно вѣрно, то какая странная и смѣшная роль достается на долю бѣдной обличительной литературы! Подумайте: она смѣется и незнаетъ, что тѣмъ, надъ которыми она смѣется, кажется смѣшнымъ ея смѣхъ, и они смѣются надъ нею!.. Нѣтъ, лучше не думать объ этомъ явленiи, чтобы не нагнать на себя тучи непрiятныхъ и невеселыхъ мыслей; лучше повернуть дѣло такъ: мы льстимъ себя надеждою, что насъ читаютъ, хотя и безъ особаго наслажденiя, не одни обличаемые; а потому, имѣя въ виду этихъ необличаемыхъ, мы не находимъ для себя унизительнымъ и смѣшнымъ вставлять повременамъ въ свою лѣтопись разные курьозы и безобразiя. Вотъ на сей разъ небольшая кучка таковыхъ, раздѣленная на соотвѣтственныя рубрики:
   1) Историческiе остатки сатрапскихъ и баскакскихъ нравовъ. Ѣхалъ въ тарантасѣ чиновникъ почтоваго департамента по дорогѣ отъ Малоярославца къ Калугѣ, собирать справки о цѣнахъ на овесъ и сѣно. За тарантасомъ случилось слѣдовать одоевскому кореспонденту "Московскихъ Вѣдомостей". Ямщикъ кореспондента не смѣлъ обогнать тарантасъ чиновника, вслѣдствiе запрещенiя станцiоннаго смотрителя; но кореспондентъ подошолъ къ тарантасу и просилъ разрѣшенiя ѣхать впередъ. Чиновникъ разрѣшилъ.
   2) Тѣже нравы, но въ грацiозной формѣ ухорства. Г. Погоскiй выразительно и съ чувствомъ описываетъ опасности, представляемыя петергофскимъ англiйскимъ паркомъ для гуляющихъ дѣтей. Опасности происходятъ оттого, что въ паркѣ дорожки извилистыя, съ крутыми поворотами, идутъ они въ густыхъ аллеяхъ, и нѣтъ ни одной изъ нихъ, которая была бы предоставлена исключительно для пѣшеходовъ, такъ что безпрестанно нужно ждать нечаянно наткнуться на летящiй экипажъ. Дѣтей постоянно бываютъ тамъ цѣлыя толпы, а между тѣмъ по всѣмъ дорожкамъ парка съ утра до ночи летаютъ экипажи, гарцуютъ кавалькады, объѣзжаютъ фронтовыхъ лошадей...
   "Уваженiе къ дѣтямъ - говоритъ г. Погоскiй - есть свойство общества вполнѣ развитаго; поэтому мы и не осуждаемъ тѣ личности, которымъ удалось обзавестись колясками и скакунами раньше своего интелектуальнаго развитiя.
   "Крикъ кучеровъ на встрѣчныхъ и поперечныхъ: "эй, берегись!" - плохая гарантiя безопасности, когда господа катающiеся позволяютъ себѣ гнать лошадей какъ на пожаръ.
   "Неменѣе странны и нѣкоторые молодые люди, гарцующiе на своихъ жеребцахъ: чуть увидитъ такой молодецъ юпку да зонтикъ, сейчасъ коню шенкель - и пошолъ рисоваться въ курбетахъ своей скотины. Испугъ, крикъ дамъ для него забава: извѣстно, что хорошенькое личико въ испугѣ еще привлекательнѣе своей экспресiей; настолько-то каждый сѣдокъ развитъ, что это ему извѣстно. Онъ и потѣшается; а о дѣтяхъ, перепуганныхъ и путающихся въ травѣ, досугъ ли тутъ думать, когда человѣкъ занятъ картиннымъ избочениваньемъ, передергиваньемъ трензеля да наглымъ прищуриваньемъ глазъ на суетящихся женщинъ?
   "Но всего страннѣе амазонки наши, заразившiяся тоже такимъ безогляднымъ молодечествомъ. Въ женщинѣ неуваженiе къ дѣтямъ еще презрительнѣе, чѣмъ въ мужчинѣ."
   Много говоритъ еще г. Погоскiй о ѣздокахъ и скакунахъ петергофскихъ, а въ заключенiе прибавляетъ къ слову свѣдѣнiе о другой достопримѣчательности тамошняго парка. Эта достопримѣчательность - тропинки въ гору къ Фелейзеновой дачѣ, проторенныя идущими съ пароходовъ и на пароходы, для сокращенiя пути и во избѣжанiе горы съ ноголомной мостовой. Замѣчательны тропинки тѣмъ, что онѣ, будучи очень коротенькими, образовали, по весьма основательному предположенiю г. Погоскаго, нѣсколько худосочiй, болѣзней печени, развитiя жолчи, а можетъ-быть и аневризмовъ сердца. Онѣ, видите ли, незаконныя, не назначены по плану и нарушаютъ симетрiю. Поэтому при нихъ поставленъ сторожъ съ обязанностью не пускать никого ходить по нимъ и взыскивать. Вотъ онъ и стоитъ, бранясь съ утра до вечера съ мимоидущими и изнывая въ безсильной досадѣ, что не можетъ удержать ихъ. Г. Погоскiй вступилъ какъ-то съ однимъ изъ нихъ въ разговоръ.
   "- Тяжеленька твоя обязанность, сказалъ онъ сторожу.
   "- Не говорите, сударь! отвѣтилъ тотъ мрачно: - налаямшись съ разными подлецами съ восьмого часу утра до вечера, такая возьметъ тебя тоска и такъ прогорькнетъ въ глоткѣ, что и кусокъ хлѣба въ нее не лѣзетъ, - такъ нежрамши и сунешься ракомъ на койку.
   "- Да зачѣмъ же лаяться-то?
   "- Нельзя-съ; строжающе приказываютъ: не пущай, взыскивай! Вотъ и стоишь тутъ какъ идолъ облай!
   Бѣдный сторожъ! "Фатальныя" (какъ называетъ ихъ г. Погоскiй) тропинки! Злокачественная симетрiя!..
   3) Игривая шутка пивоваровъ съ ихъ кормильцами - пивопiйцами. Помните, поднялся какъ-то великiй шумъ о кукольванѣ? Тогда мы не трогали этого предмета, по пословицѣ: "не всякому слуху вѣрь" и изъ опасенiя обидѣть понапрасну ближняго, повторивъ клевету, - такъ какъ положительныхъ и авторитетныхъ доказательствъ въ подтвержденiе предполагаемой шалости пивоваровъ намъ не встрѣчалось. Но вотъ теперь 31 No "Медицинскаго Вѣстника" поражаетъ насъ слѣдующими строками:
   "Около полугода назадъ обращено было вниманiе петербургскихъ жителей на горечь здѣшняго пива и указаны вѣроятныя причины ея. Оставалось только убѣдиться, дѣйствительно ли эти вѣроятныя причины суть причины несомнѣнныя, и для этого указаны были способы, рекомендованные Мульдеромъ, для обнаруженiя разныхъ поддѣлокъ и подмѣсей пива, и между прочимъ способъ Гераната для открытiя въ пивѣ подмѣси кукольвана, чрезъ обнаруженiе въ немъ присутствiя пикротоксина. И дѣйствительно одинъ изъ петербургскихъ фармацевтовъ, г. Лешъ, воспользовался геранатовымъ способомъ анализа и въ двухъ сортахъ здѣшняго пива нашолъ пикротоксинъ ("Военно-мед. журн." 1862 г. ч. LXXXIV, отд. III, стр. 56). Такимъ образомъ прежняя догадка оправдалась, и петербургская публика будетъ имѣть несчастiе сознательно отравлять себя кукольваномъ. Правда, средняя продолжительность жизни въ Петербургѣ и безъ того очень невелика, и намъ безъ сомнѣнiя очень нежелательно еще болѣе укорачивать ее; но чтоже дѣлать, когда это выгодно для пивоваровъ, а г. Лешъ не нашолъ удобнымъ предостеречь насъ, обнародовавъ, въ чьемъ именно пивѣ найденъ имъ кукольванъ? А впрочемъ и то сказать, чтожъ бы мы сдѣлали, еслибъ и узнали, которое именно пиво предназначено для отравленiя петербургскаго населенiя? Ровно ничего. Пять, десять, сто человѣкъ, прочитавъ газетное остереженiе, приняли бы мѣры и даже отказались бы отъ туземнаго пива, предпочтя ему какую-нибудь баварскую бурду; но какъ же защитятъ себя отъ отравленiя тѣ, которые не читаютъ газетъ и ищутъ въ умѣренномъ употребленiи пива естественнаго дополненiя скудной пищѣ своей или даже прибѣгаютъ къ пиву съ спецiальною цѣлью подкрѣпленiя силъ и слабаго здоровья? Нѣтъ, противъ такого преступнаго посягательства на общественное здоровье и жизнь безплодны всякiя частныя мѣры."
   4) Разные роды находчивости. Расказываютъ, что одному нашему извѣстному минералогу понадобилось снять фотографическiй снимокъ съ кристаловъ мѣди. Обращался онъ въ разныя фотографическiя заведенiя, но ни одно изъ нихъ не взялось сдѣлать желаемый снимокъ. Заведенiе, бывшее Левицкаго, что нынѣ Кучаева, отвѣтило такъ: "Мы этимъ дѣломъ не занимаемся и снимаемъ только портреты съ лицъ, а не съ кристаловъ; обратитесь къ кому-нибудь другому..." Затѣмъ ученый обратился еще къ одному фотографу... къ кому именно - не сказано, и очень жаль, потомучто этотъ оказался самымъ замѣчательнымъ - по находчивости. Несоглашаясь дѣлать отдѣльно снимокъ съ кристала, онъ далъ ученому такой совѣтъ: "Снимите съ себя дюжину карточекъ и держите кристалъ въ рукахъ: тогда вы разомъ получите и вашъ портретъ и желаемый снимокъ съ мѣди." Минералогъ, нежелая вѣроятно изъ скромности совмѣщать на одной карточкѣ свой портретъ, и портретъ кристала, не принялъ просвѣщеннаго совѣта и - кристалъ остался неснятымъ... Мы прочитали эту исторiю въ газетахъ, но... право она намъ кажется анекдотомъ.
   Докторъ Чеховичъ расказываетъ въ "Кронштатскомъ Вѣстникѣ", что крестьянинъ-маляръ, работая въ одномъ домѣ въ Кронштатѣ, упалъ съ высоты двухъ саженъ на мостовую. Г. Чеховичъ, живущiй въ томъ же домѣ, былъ позванъ на помощь. Осмотрѣвъ больного, онъ нашолъ между прочимъ нужнымъ приказать снести его въ домъ и положить на постель. Снесли; но вдругъ является квартальный надзиратель и начинаетъ кричать на хозяина дома, утверждая, что тотъ не имѣлъ права безъ разрѣшенiя полицiи брать больного съ улицы. Сослались на приказанiе доктора. Надзирателю слѣдовало бы опѣшить, но - онъ нашолся, замѣтивъ тотчасъ доктору, что "военный врачъ не имѣетъ права подавать пособiе невоеннымъ людямъ". Къ счастiю г. Чеховичъ не повѣрилъ существованiю такого человѣколюбиваго и мудраго постановленiя: онъ сдѣлалъ свое дѣло, и больной маляръ, отправленный потомъ въ морской гошпиталь, теперь, говорятъ, выздоравливаетъ.
   Одно начальствующее лицо, ревизовавшее какой-то гошпиталь, заглянуло между прочимъ въ гошпитальную кухню и попробовало щи. Они показались ему невкусны и оказались свареными изъ баранины.
   - Почему не изъ говядины? спрашиваетъ начальникъ.
   - Контрактомъ дозволено, отвѣчаетъ смотритель, - въ случаѣ неимѣнiя въ продажѣ говядины, готовить пищу изъ баранины.
   - Но говядина въ продажѣ есть, возражаетъ начальникъ: - впрочемъ вы можетъ-быть кладете ее больше?
   - Никакъ нѣтъ: также по фунту на человѣка.
   - А какая разница въ цѣнѣ?
   - Баранина 31/2 к., говядина 5 к.
   - Чтоже вы выводите по отчетности?
   - Говядину.
   - Почему?
   - Для однообразiя, произноситъ съ изумительной находчивостью смотритель.
   Говорятъ, что на лицахъ присутствовавшихъ тутъ же мѣстныхъ чиновъ мгновенно выразился восторгъ при этомъ артистическомъ отвѣтѣ.
   5) Дикiя дебри среди просвѣщенныхъ столицъ.
   Въ "Московскихъ Вѣдомостяхъ" напечатанъ слѣдующiй приказъ по отдѣльному гренадерскому корпусу, расположонному гарнизономъ въ Москвѣ, отъ 9 iюля No 175:
   "Командиръ несвижскаго гренадерскаго князя Барклая-де-Толли полка, рапортомъ отъ 12 iюня за No 9,295 донесъ, что унтеръ-офицеръ ввѣреннаго ему полка Аполлонъ Корольковъ 9-го числа того мѣсяца въ шесть часовъ вечера, возвращаясь изъ Спасскихъ казармъ въ лагерь и проходя по Курбатовскому переулку, Прѣсненской части, увидѣлъ стоявшую посреди переулка карету, запряжонную парою лошадей, изъ которой былъ слышенъ крикъ женщины, призывавшей на помощь. Корольковъ тотчасъ подбѣжалъ къ каретѣ, и отворивъ дверцы, увидѣлъ въ ней извозчика и женщину, умолявшую спасти ее... отъ насильства. Корольковъ, связавъ извозчику руки, представилъ его, вмѣстѣ съ каретой и женщиной, въ контору 5-го квартала Прѣсненской части. Объ этомъ происшествiи подтверждено и московскимъ оберъ-полицмейстеромъ въ отзывѣ отъ 21 iюня за No 10,653."
   "Случай этотъ весьма обыкновенный", прибавляютъ "Московскiя Вѣдомости"... Какъ обыкновенный? Въ шесть часовъ iюньскаго вечера, среди улицы? Такъ это не улица и не переулокъ, а дикая, непроходимая дебрь, населенная хищными звѣрями!
   Полуевропейскiй Петербургъ также не чуждъ подобныхъ обыкновенностей, хотя въ нѣсколько болѣе обработанной формѣ. Г. Н. М-въ въ "С. Петербургскихъ Вѣдомостяхъ" заявилъ, что двѣ извѣстныя ему дамы проходили 23 iюля, около семи часовъ вечера, по Средней Подъяческой улицѣ. Недоходя угла этой улицы и Екатерингофскаго проспекта, онѣ были настигнуты неизвѣстнымъ господиномъ въ коричневомъ пальто, который обнялъ ихъ руками и схватилъ одну изъ нихъ за бурнусъ, а на движенiе послѣдней, старавшейся высвободить свое платье изъ его рукъ, разразился ругательствами, "едва терпимыми въ кабакахъ"... Ближайшiй городовой, стоявшiй у Харламова моста, къ которому обратились оскорбленныя, отозвался, что дѣло это до него не относится и что имъ слѣдуетъ обратиться къ другому городовому, стоящему на углу Екатерингофскаго проспекта и Большой Подъяческой. Послѣднему также была указана возможность задержать обидчика, проходившаго въ это время мимо его и въ виду его задѣвшаго еще одну даму, но и этотъ городовой отозвался, что "ничего не видѣлъ".
   Чрезъ нѣсколько дней послѣ прочтенiя этого заявленiя мы имѣли случай испытать чувство, нѣсколько похожее на то, какое производитъ развязка романа, гдѣ торжествуетъ добродѣтель и карается порокъ. Это чувство доставилъ намъ 179 No "Полицейскихъ Вѣдомостей", гдѣ напечатанъ приказъ с. петербургскаго оберъ-полицмейстера отъ 14 августа No 170. Въ немъ между прочимъ сказано: "Неоднократно подтверждалось гг. приставамъ исполнительныхъ дѣлъ постановить для нижнихъ полицейскихъ чиновъ правиломъ, чтобы они, находясь на улицахъ, площадяхъ, мостахъ, при исполненiи служебныхъ обязанностей, а равно на дежурствѣ въ будкахъ, ни подъ какимъ предлогомъ не позволяли себѣ уклоняться отъ справедливаго содѣйствiя просьбамъ, съ которыми обращаются къ нимъ обыватели" и пр. Далѣе: "Между тѣмъ изъ полученныхъ мною свѣдѣнiй видно, что нижнiе полицейскiе чины, вмѣсто должнаго содѣйствiя, или остаются совершенно равнодушными къ законнымъ требованiямъ обывателей, или отказываются отъ содѣйствiя, ссылаясь одинъ на другого подъ неосновательнымъ предлогомъ, что исполненiе требованiя относится до другого участка или квартала, и тѣмъ вызываютъ справедливое негодованiе публики. Вслѣдствiе чего вынужденнымъ нахожусь подтвердить" и пр.
   6) Новооткрытая область для обличенiя. Эту область открылъ нѣкто г. П. С-скiй и свѣдѣнiе о ней обнародовалъ въ 41 No "Современнаго Слова". Онъ расказываетъ, что нынѣшнимъ лѣтомъ ему пришлось въ Новосаратовской колонiи (недалеко отъ Петербурга) прослѣдить положенiе воспитанниковъ, отдаваемыхъ воспитательнымъ домомъ къ колонистамъ для обученiя хозяйству. Изъ воспитательнаго дома, какъ извѣстно, дѣти сначала отдаются для кормленiя грудью въ чухонскiя деревни; а когда они подростутъ, то ихъ отдаютъ въ качествѣ воспитанниковъ къ колонистамъ. "Большая часть колонистовъ, - говоритъ г. С-скiй, - за исключенiемъ весьма немногихъ, содержитъ этихъ круглыхъ сиротъ гораздо хуже, чѣмъ другой хозяинъ свой рабочiй скотъ. Эти несчастные не видятъ ласкъ нетолько своихъ родныхъ, но и ничьихъ. Хозяева и ихъ дѣти смотрятъ на нихъ съ какимъ-то пренебреженiемъ и даже отвращенiемъ, какъ-будто эти дѣти сами причиною своей горькой участи... Встаютъ они въ четыре часа утра и цѣлый день до поздней ночи, до одинадцати часовъ, работаютъ безъ отдыха. Спрашивается, достаточно ли дѣтямъ пяти часовъ сна въ сутки? Ихъ заставляютъ во всякую погоду и не по силамъ браться за самую черную и тяжолую работу. Маленькую дѣвушку заставляютъ тащить на спинѣ два ведра воды. Дѣвушка, правда уже девятнадцати лѣтъ, взваливала при насъ на себя и носила бревна, которыя едва можетъ поднять дюжiй парень. Работа не была бы еще такъ чувствительна, еслибы одежда и содержанiе дѣтей были удовлетворительны. А то невыносимо смотрѣть на лохмотья, которыми они прикрыты; ходятъ они часто безъ обуви въ самый страшный холодъ. О чистотѣ и опрятности и говорить нечего; нетолько бѣлье, но и они сами рѣдко бываютъ вымыты; а бани они никогда не видятъ. Обращенiе же съ ними превосходитъ всякое вѣроятiе. За малѣйшее упущенiе, происходящее чаще не отъ лѣности, а отъ безсилiя, отъ недоспанной ночи, наконецъ отъ непонятаго приказанiя хозяина, - слѣдуютъ толчки, пощечины, отъ которыхъ у дѣтей нерѣдко показывается кровь изъ носу и изъ горла. Пища дается самая скудная и вовсе не питательная, преимущественно нѣсколько картофелей безъ масла, настой изъ кофейной гущи, конечно безъ сахару, и хлѣбъ безъ приварка. О постели, о сухой и теплой комнатѣ они не имѣютъ понятiя...
   "Порусски они нетолько не выучиваются, но не знаютъ ровно никакого языка, потомучто сначала слышатъ постоянно чухонскую рѣчь, потомъ у колонистовъ забываютъ ее и не выучиваются понѣмецки...
   "Рождается вопросъ: достигаетъ ли цѣли помѣщенiе воспитанниковъ у колонистовъ?.."

"Время", No 9, 1862

НАШИ ДОМАШНIЯ ДѢЛА

СОВРЕМЕННЫЯ ЗАМѢТКИ

   Благополучно совершившееся празднество. - Тишина и всплески, производимые редакторами и сотрудниками. - Воинственный эпизодъ. - Явленiя, которымъ не слѣдовало бы переходить черезъ границу двухъ тысячелѣтiй. - Проектъ г. Федора Орлова. - Каша съ деревяннымъ масломъ. - Взгляды полицейскихъ властей на учрежденiе судебныхъ слѣдователей. - Исковыя дѣла, рѣшоныя безъ взысканiй. - Система сборовъ за проѣздъ по коломенской желѣзной дорогѣ. - Негодная зрительная трубка. - Оправданiя новоторовъ. - Новый Мортара. - Живой остатокъ древности. - Нашъ основной капиталъ. - Обзоръ распоряженiй по министерству народнаго просвѣщенiя. - Новыя гимназiи: двѣ частныя и три правительственныя. - Повелѣнiе объ открытiи морского академическаго курса. - Сельскiя школы въ одинадцати губернiяхъ. - Число уставныхъ грамотъ. - Христiанская благость. - Наборъ.

____

   Начинаемъ статью, только-что проснувшись послѣ праздника, отдѣлившаго насъ отъ минувшаго тысячелѣтiя... Тихо вкругъ насъ! Тихо было и вчера! Торжественной поступью, расхаживая въ развалъ по Марсову полю и Невскому проспекту, перешли мы черезъ границу, и какъ-будто неслышно для насъ погрузилось въ вѣчность цѣлое тысячелѣтiе. "Видишь: точно такъ нарисовано, какъ оно тамъ сдѣлано", говорили зрители, стоя передъ декорацiей у Казанскаго собора, изображавшею памятникъ тысячелѣтiю, пока еще было свѣтло и не зажглась илюминацiя. Кромѣ этого тонкаго и совершенно вѣрнаго замѣчанiя намъ неудалось послушать ничего относящагося къ памятнику и знаменуемой имъ эпохѣ... Какiя чувства и воспоминанiя пробудили въ мильонахъ прожитыя тысячу лѣтъ, представленныя въ лицахъ на мраморѣ и бронзѣ, - мы незнаемъ; незнаемъ даже, были ли тутъ какiя-либо чувства и воспоминанiя. Если не были, то это оттого, что мильоны нашей эпохи хотятъ и могутъ жить только настоящимъ и будущимъ, а о прошедшемъ вспомнятъ послѣ, когда немножко поживутъ.
   "Въ литературѣ господствуетъ полная тишина", говоритъ намъ одинъ чудкiй фельетонистъ. Не хотѣлось бы съ нимъ соглашаться, да нельзя: въ литературѣ точно тишина. Конечно, замѣчаются по временамъ всплески, подобные всплескамъ, производимымъ во время полнѣйшаго безвѣтрiя на гладкой поверхности воды метнувшеюся рыбой, - всплескамъ, единственнымъ послѣдствiемъ которыхъ бываютъ красиво-расходящiеся концентрическiе круги, постепенно слабѣющiе и исчезающiе впродолженiе минуты. Такъ мирная гладь нашего словеснаго моря возмутилась на дняхъ оттого, что метнулись два крупные редактора, - редакторы "Спб. Вѣд." - новый или наступающiй, и старый или истекающiй. Новый, какъ и слѣдуетъ всегда ожидать отъ свѣжихъ силъ, ударилъ бойчѣе и напалъ первый; старый уклонился отъ удара и сталъ въ оборонительное положенiе... Плеснули мирныя воды; концентрическiе круги понесли во всѣ стороны вѣсть, что истекающая редакцiя "Спб. Вѣд." прекратила телеграфическiя депеши. "Въ самомъ дѣлѣ! точно нѣтъ депешъ, а мы было и не замѣтили! Покорнѣйше благодаримъ, что сказали!" воскликнутъ конечно подписчики "Спб. Вѣд.", и затѣмъ все стихнетъ, круги улягутся и попрежнему сравняется поверхность словеснаго моря.
   Вокругъ акулъ и другихъ чудищъ водяного мiра ходятъ малыя рыбки, суетясь и гоняясь за своей мелкой добычкой - мошками и крошечками, и рискуя сами сдѣлаться добычей крупнаго собрата; онѣ ужасно безпокоятся о своихъ крошечкахъ, кажущихся имъ интересомъ первѣйшей важности, и недоумѣваютъ, отчего крупный собратъ не обращаетъ на нихъ никакого вниманiя. Вокругъ крупныхъ редакторовъ суетится мiръ маленькихъ сотрудниковъ, бѣгущихъ за маленькой добычкой и ужасно безпокоящихся о своихъ крошечкахъ: ненапечатанной въ обѣщаный срокъ статейкѣ, затерявшемся въ типографiи листкѣ рукописи, вычеркнутой строчкѣ, изуродованномъ наборщиками словѣ... Все это имъ кажется интересомъ первѣйшей важности, и они недоумѣваютъ, отчего редакторы слушаютъ ихъ безпокойства съ такимъ видимо искуственнымъ и исключительно наружнымъ участiемъ и вовсе не хлопочутъ о томъ, чтобы какъ-нибудь поправить дѣло, составляющее предметъ ихъ безпокойства. Рѣдко, очень рѣдко рѣшаются эти малютки шлепнуть по водѣ своимъ крошечнымъ хвостикомъ и произвесть на поверхности словеснаго моря миньятюрные концентрическiе круги. Это можетъ случиться напримѣръ въ такомъ случаѣ, когда крупный редакторъ, какъ нѣкiй жрецъ, затворяется въ капищѣ и остается незримымъ для суетящихся малютокъ-профановъ, несчитая нужнымъ удостоивать ихъ даже искуственнымъ и наружнымъ участiемъ. Тогда они проникаются негодованiемъ, глубоко оскорбляясь невниманiемъ къ ихъ интересамъ-крошечкамъ, а не думаютъ того, что до крошечекъ ли редактору, когда онъ можетъ-быть самъ подъ гнетомъ мысли о своихъ, болѣе широкихъ интересахъ; можетъ-быть онъ въ своемъ капищѣ цѣлый день провелъ въ глубокихъ дипломатическихъ соображенiяхъ о томъ, какiе надлежитъ ему употребить контрфорсы и подпорки, чтобы удержать занятую позицiю предъ лицомъ читающей публики, предъ очами общественнаго мнѣнiя, могущаго страшно наказать его своей холодностью за одну неловкую выходку; до крошечекъ ли, до объясненiй ли съ профанами, когда можетъ-быть въ то время какъ они взываютъ за дверями капища, онъ, утомленный дипломатическими соображенiями, уснулъ мучительнымъ сномъ и видитъ себя то несомымъ на рукахъ при громкихъ рукоплесканiяхъ, то летящимъ съ высоты, вмѣстѣ съ томами своего журнала, при оглушительномъ и раздирающемъ свистѣ!.. Не догадываются объ этомъ маленькiе сотрудники и шлепаютъ хвостиками по гладкой поверхности словеснаго моря...
   Подобные всплески очень недавно произведены господами Якушкинымъ и Мстиславскимъ, и вызваны они были, какъ надо предполагать, незримостью редактора "Русскаго Вѣстника".
   Г. Якушкинъ (какъ пишетъ онъ въ письмѣ, напечатанномъ въ 187 No "Моск. Вѣд.") въ началѣ нынѣшняго года отдалъ въ редакцiю "Вѣстника" свою статью (подъ заглавiемъ "Бывалое"), съ условiемъ, чтобы по напечатанiи была ему возвращена рукопись. Статья напечатана. Двадцать разъ приходилъ г. Якушкинъ за статьей къ секретарю редакцiи г. Васильеву, и двадцать разъ г. Васильевъ обѣщалъ отыскать и возвратить рукопись, а въ двадцать первый разъ объявилъ рѣшительно, что она возвращена не будетъ. Возымѣлъ было г. Якушкинъ дерзновенную мысль проникнуть во внутренность храмины, обитаемой верховнымъ жрецомъ - г. Катковымъ, но двери капища предъ нимъ затворились, и былъ слышенъ гласъ:

"Оставь надежду навсегда!.."

   Или нѣтъ, не такъ!
   "Они не могутъ принять васъ; подождите г. Васильева."
   Г. Мстиславскiй расказываетъ (въ тѣхъ же "Моск. Вѣд.") слѣдующiй казусъ. Редакцiя "Русскаго Вѣстника" заказала ему статью; онъ написалъ, редакцiя приняла. Потомъ явилась въ Современной Лѣтописи статья подъ тѣмъ самымъ заглавiемъ и съ подписью имени г. Мстиславскаго (съ подписью Мстиславскаго мы помнимъ въ Современной Лѣтописи статью: "Арсенiй Мацѣевичъ"). Но вотъ теперь г. Мстиславскiй эту напечатанную статью не признаетъ своею; говоритъ, что она съ его рукописью ни по содержанiю, ни по изложенiю ничего общаго не имѣетъ, что редакцiя всю ее измѣнила, "исказила", безъ его согласiя. Вы можетъ-быть при этомъ подумаете: да чтожъ тутъ согласiе? я заказалъ вещь и могу дѣлать съ ней что хочу. Оно конечно, редакцiя - ея дѣло хозяйское; но если я закажу столяру мебель, положимъ стулъ, потомъ обстругаю его собственноручно по своему, можетъ-быть немножко дикому вкусу, уничтоживъ сущность фасона, да и отдамъ стулъ на выставку мануфактурныхъ издѣлiй, привѣсивъ къ нему имя столяра, - полагаю, что столяръ мнѣ за это спасиба не скажетъ, а скажетъ что-нибудь нехорошее. "Имя-то мое зачѣмъ тутъ? спроситъ онъ: - кто вамъ позволилъ вѣшать его на всякую дрянь?" Чтоже я отвѣчу? Стыдно мнѣ будетъ, и больше ничего. А какъ же было бы мнѣ въ подобномъ случаѣ стыдно передъ писателемъ, можетъ-быть въ посильный трудъ частичку души своей положившимъ!..
   Поэтъ выразилъ удивленiе, что кáкъ это отцы наши сумѣли

такъ дивно сочетать

Европы лоскъ и варварство татарства!

   Но еще удивительнѣе то, что это воспринятое нами по наслѣдству умѣнье успѣло такъ глубоко войти въ плоть и кровъ нашу, что мы всѣ, служители человѣческихъ идей, всюду, неисключая и капищъ, обитаемыхъ верховными жрецами, провозглашая эти идеи, не чувствуемъ и не видимъ въ себѣ проявленiй татарства въ новой, улучшенной формѣ. Мы иногда умѣемъ и даже любимъ мысленно ставить себя въ положенiе ближняго, но только въ такомъ случаѣ, если это положенiе лучше нашего; а если хуже - никакъ, ни зачто не хотимъ и не умѣемъ: привычки не сдѣлали! "Г. Якушкинъ!" докладываетъ слуга. - "Скажи, что занятъ, не могу принять; пусть ждетъ Васильева." - Это говорится такъ легко, съ такимъ внутреннимъ спокойствiемъ, какъ будто что-то должное, совершенно согласное съ законами общежитiя. Подумайте же, скоро ли мы можемъ ожидать такого златого вѣка, когда подобный отвѣтъ будетъ каждому казаться грубѣйшимъ нарушенiемъ правилъ здравыхъ человѣческихъ и общественныхъ отношенiй! Долго ждать, милостивые государи, очень долго!..
   Спокойно и тихо совершилось празднованiе тысячелѣтiя. Торжественнымъ гуломъ принеслись отголоски изъ Новгорода. "Счастливый былъ день: все удалось", говорятъ газеты. Воинственный эпизодъ, расказанный въ 243 No "Сѣверной Пчелы", заключающiй въ себѣ геройскiй подвигъ г. Льва Камбека, взявшаго приступомъ пароходъ на Волховской пристани, принявшаго потомъ на себя его команду и благополучно совершившаго трiумфальное шествiе по Волхову, этотъ эпизодъ конечно нисколько не нарушаетъ мирнаго теченiя праздничныхъ событiй и только прибавилъ свѣжiй лавръ въ побѣдный вѣнокъ г. Льва Камбека.
   Итакъ - мы въ новомъ тысячелѣтiи! Зачѣмъ же, вступая въ него, потащили мы за собой вышеупомянутые всплески? Вѣдь они случились тамъ, въ тысячелѣтiи минувшемъ, тамъ бы ихъ и оставить! Да хорошо, еслибъ можно было это сдѣлать; но нѣтъ, они тянутся за нами неотвязнымъ хвостомъ!.. Еслибы можно-то было, многое бы мы оставили на томъ берегу, безъ грусти, безъ сожалѣнiя...
   Вопервыхъ попросили бы мы г. Федора Орлова оставить на томъ берегу свою удивительную мысль о преобразованiи семинарiй и гимназiй, состоящую въ томъ, чтобы въ семинарiи ввести гимназическiй курсъ свѣтскихъ наукъ, а въ гимназiи семинарскую програму богословiя, и уравнявши такимъ образомъ курсъ тѣхъ и другихъ заведенiй, сдѣлать его совершенно неудобовмѣстимымъ ни для какой - ни для дѣтской, ни для юношеской головы. Эта мысль принадлежитъ прошлому тысячелѣтiю и должна бы оставаться въ немъ всецѣло, ибо новому она ненужна даже въ качествѣ исторической рѣдкости.
   Вовторыхъ убѣдительно попросили бы мы г-жу Бидо, содержательницу пансiона благородныхъ дѣвицъ въ Москвѣ, въ случаѣ если она желаетъ и въ наступившемъ тысячелѣтiи продолжать содержанiе пансiона, оставить на томъ берегу обычай кормить дѣвочекъ деревяннымъ масломъ, а также и усвоенный ею взглядъ на ея обязанности въ отношенiи къ родителямъ этихъ дѣвочекъ. Просьбу нашу мы подкрѣпили бы документомъ, подписаннымъ г. Папкевичемъ изъ Тобольска и напечатаннымъ въ 184 No "С. Петербургскихъ Вѣдомостей". Тамъ говрится, что онъ, г. Папкевичъ, въ маѣ нынѣшняго года получилъ отъ своей дочери, воспитывавшейся въ пансiонѣ г-жи Бидо, письмо такого содержанiя: "Вы хотите взять меня изъ пансiона послѣ рождества христова, но я прошу васъ оставить меня до того лѣта, когда я совсѣмъ кончу курсъ, хотя мнѣ очень надоѣло въ пансiонѣ и я желаю съ вами поскорѣе увидѣться. Пансiонъ нашъ совсѣмъ не такъ хорошъ, какъ былъ прежде, и еслибы я могла заниматься дома, то съ удовольствiемъ вышла бы изъ пансiона. M-me Бидо не занимается такъ, какъ занималась m-me Севенарь  (прежняя содержательница); m-me Бидо занимается больше своимъ туалетомъ, нежели нашимъ ученьемъ. Пансiонъ надоѣлъ мнѣ хуже горькой рѣдьки; столъ у насъ самый нехорошiй; третьяго дня намъ подали кашу съ деревяннымъ масломъ и протухлую говядину; я постоянно голодна..." Черезъ мѣсяцъ или черезъ полтора послѣ этого письма г. Папкевичъ получилъ уже не отъ дочери и не отъ г-жи Бидо, а отъ постороннихъ лицъ, своихъ московскихъ знакомыхъ, извѣстiе, что дочь его послѣ семидневной болѣзни умерла. Вмѣстѣ съ извѣстiемъ присланъ счетъ издержкамъ на леченiе и погребенiе; въ счетѣ, кромѣ лекарствъ, значится между прочимъ: порцiи супу, фунтъ стеариновыхъ свѣчъ и фунтъ мыла, - "вѣроятно для вымытiя бѣлья", прибавляетъ г. Папкевичъ, и заключаетъ изъ этого счета, что дочь его во время предсмертной болѣзни оставалась у г-жи Бидо въ неосвѣщенной комнатѣ, безъ супу и безъ чистаго бѣлья.
   Читая вышеприведенное письмецо дѣвицы Папкевичъ, слушая этотъ замогильный, осуждающiй голосъ, мы чувствуемъ желанiе сдѣлать одинъ общiй вопросъ: намъ хотѣлось бы, чтобъ кто-нибудь объяснилъ одно странное явленiе изъ физiологiи нашего цивилизованнаго, живущаго на христiанскихъ началахъ общества. Скажите, какихъ сердечныхъ свойствъ должны быть тѣ люди, которые по собственной волѣ, можетъ-быть по призванiю, избираютъ себѣ поприщемъ воспитанiе и образованiе дѣтей, посвящаютъ жизнь свою дѣтямъ, безсильнымъ, безоружнымъ, малымъ симъ, такъ крѣпко нуждающимся, чтобы пригрѣло ихъ теплое сердце? Неправда ли, что люди, избравшiе это поприще, должны быть по сердцу лучшiе люди, съ самой чистой душой, съ самыми свѣжими чувствами? Отчего же, откуда же берутся эти почти повсюдныя жалобы молоденькихъ пансiонерокъ на затхлую кашу, горькое масло и тухлую говядину? Откуда, какими общественными началами порождаются эти испитыя, золотушныя и худосочныя питомицы воспитательныхъ заведенiй? Вѣдь къ жалобамъ ихъ дотого привыкли, что всякiй отдающiй дочь свою въ пансiонъ напередъ расчитываетъ, что она часто будетъ полуголодная, и потому считаетъ необходимымъ снабжать ее кой-какими копѣйками на приобрѣтенiе булокъ и другихъ прибавокъ къ пансiонской пищѣ. Этого страшнаго явленiя не объяснить даже и стихомъ, говорящимъ о свойствахъ общества,
   Умѣвшаго такъ дивно сочетать
   Европы лоскъ и варварство татарства, -
   потомучто напримѣръ г-жа Бидо, судя по имени, иностранка, да еще дщерь de la grande nation!.. Фуй! какъ возмутительно!
   Продолжаемъ начатое.
   Попросили бы мы еще почтенныхъ иногородныхъ представителей судебной и полицейской власти оставить на той сторонѣ и не брать въ новое тысячелѣтiе своихъ косыхъ и неблагосклонныхъ взглядовъ на учрежденiе слѣдователей и затѣмъ уже не становиться симъ послѣднимъ поперегъ горла, какъ изображено это въ любопытныхъ статьяхъ "Современнаго Слова" (см. No 56, 58 и др.), гдѣ между прочимъ говорится:
   "Если учрежденiе судебныхъ слѣдователей было встрѣчено единодушнымъ сочувствiемъ общества, то совершенно противоположное настроенiе духа возбудило оно въ представителяхъ городскихъ и земскихъ полицiй. Мы не говоримъ здѣсь о томъ исключенiи, которое можно встрѣтить всегда и вездѣ, но покрайней-мѣрѣ большинство изъ представителей полицейской власти, взглянувъ на судебныхъ слѣдователей какъ на нѣчто враждебное, принадлежащее къ противоположному лагерю, имѣющему другую цѣль, какъ на нѣчто введенное въ старой нашей жизни только для того, чтобы отбить у порядочныхъ людей кусокъ хлѣба. Понятно, что такого рода воззрѣнiе не могло переработаться въ убѣжденiе, что назначенiе какъ судебныхъ слѣдователей, такъ и полицейской власти одинаково: служенiе обществу, и что представители ихъ, для болѣе успѣшнаго выполненiя своего назначенiя, должны подать другъ другу руки. Чтобы доказать, что полицейская власть еще не утратила своего значенiя и въ дѣлахъ слѣдственныхъ, ея представители избрали два пути: 1) запрудить судебныхъ слѣдователей перепиской и производствомъ слѣдствiй, по дѣламъ до нихъ вовсе неотносящимся, и тѣмъ лишить ихъ возможности употребить все вниманiе на дѣла, настоятельно того требующiя, и 2) производить дознанiя (предписанныя §§ 2 и 3 наказа полицiямъ) такимъ образомъ, что производство дальнѣйшаго, формальнаго слѣдствiя и раскрытiе чрезъ него истины дѣлается несравненно труднѣе (а иногда и вовсе невозможно) послѣ полицейскаго дознанiя, чѣмъ оно было бы при его отсутствiи."
   Кàкъ приводится въ исполненiе этотъ планъ полицейскими властями, можно хорошо понять изъ слѣдующаго, безъ сомнѣнiя не фантастическаго примѣра:
   "Въ городѣ NN проживаетъ всѣмъ извѣстный отставной чиновникъ, доведшiй страсть свою писать прошенiя и всякаго рода бумаги почти до сумашествiя. Сей мужъ, - назовемъ его хоть Д. - положительно неимѣющiй ничего кромѣ носильнаго платья и прокармливающiйся собиранiемъ милостыни, проживалъ у матери своей покойной жены, женщины тоже очень бѣдной, квартировавшей въ домѣ мѣстнаго мѣщанина. Вслѣдствiе неспокойнаго характера Д. теща сгоняетъ его съ квартиры; чтобы насолить ей и доставить себѣ удовольствiе исписать страшное количество бумаги, Д. оставляетъ на квартирѣ свои негодные къ употребленiю штанишки и кузовокъ, а на другой день идетъ въ полицiю, гдѣ объявляетъ, что его обокрали на сумму ста рублей серебромъ, что въ кражѣ этой онъ подозрѣваетъ тещу свою, г-жу М., и хозяина дома N съ женой; въ доказательство же справедливости обвиненiя указываетъ на поличное, которое можно найти въ квартирѣ похитителей. Полицiя, непринимая въ расчетъ, что Д. вчера только былъ согнанъ съ квартиры, что еслибы похищенiе и было учинено, то откуда Д. знаетъ о поличномъ? что наконецъ у него и не было никогда, да и быть не могло имущества на сто рублей, - дѣлаетъ обыскъ, находитъ точно штанишки и кузовокъ Д., и недѣлая другого дознанiя, сообщаетъ о совершенiи преступленiя для изслѣдованiя судебному слѣдователю. Напрасно судебный слѣдователь входитъ съ представленiемъ въ уѣздный судъ, напрасно прописываетъ онъ всѣ обстоятельства, положительно доказывающiя, что подобное дознанiе полицiи не можетъ еще считаться за дознанiе, что оно должно быть произведено гораздо тщательнѣе: ему указываютъ на поличное и предписываютъ произвесть слѣдствiе."
   Это по первому пункту плана, а вотъ по второму примѣръ неменѣе занимательный и поучительный:
   "У крестьянина А. уведена съ подножнаго корма лошадь, и онъ объявилъ подозрѣнiе на своего односельца Б. Представитель полицiи дѣлаетъ дознанiе, и Б. сознается, что кража лошади - его работа, что онъ учинилъ ее вслѣдствiе подговора В. за десять рублей... Преступленiе стало-быть есть, характеръ факта уясненъ, и полицiя должна была тотчасъ передать дѣло къ судебному слѣдователю; но дѣло въ томъ, что В. связанъ тѣсными узами съ полицiей, а потому его предупреждаютъ о показанiи Б., на случай обыска даютъ спрятать все подозрительное, находящееся у него на квартирѣ (чего надо полагать было много, потомучто спецiальность Б. - переводъ краденыхъ вещей). Наконецъ, такъ какъ Б. показываетъ, что украденая лошадь передана В., то В. пишетъ въ полицiю формальную росписку о покупкѣ имъ лошади у Б.; заносятъ росписку въ книгу, словомъ ограждаютъ В. формальностями такимъ образомъ, чтобъ слѣдователю никакъ нельзя было запутать В., и потомъ уже передаютъ свое дознанiе. Слѣдователь, получивши такого рода дѣло и понимая очень хорошо истину, пришолъ въ совершенное недоумѣнiе, какимъ образомъ сдѣлать истину настолько ясной, чтобы судъ могъ произнести свое сужденiе? Онъ вытребовалъ изъ полицiи книгу для занесенiя росписокъ; росписка В. значилась тамъ подъ тѣмъ самымъ числомъ, когда уведена у А. лошадь; конечно, книга была не прошнурована и не скрѣплена, стало-быть въ нѣсколько часовъ такихъ книгъ можно было написать десять; но за несоблюденiе формальностей отвѣтитъ только полицiя, а В. остается правымъ; слѣдователь даетъ Б. съ В. очную ставку, но Б. напрасно уличаетъ В., какъ своего сообщника: наученный полицiею, В. стоялъ на одномъ, что купилъ лошадь у Б. Слѣдователь спрашиваетъ В., при комъ же онъ купилъ ту лошадь? В. сначала говоритъ, что съ глазу на глазъ; но на другой день, будучи заарестованымъ при полицiи, показывае

Другие авторы
  • Гофман Виктор Викторович
  • Ковалевский Максим Максимович
  • Достоевский Федор Михайлович
  • Хмельницкий Николай Иванович
  • Тютчев Федор Федорович
  • Мин Дмитрий Егорович
  • Барбе_д-Оревильи Жюль Амеде
  • Сафонов Сергей Александрович
  • Юшкевич Семен Соломонович
  • Пругавин Александр Степанович
  • Другие произведения
  • Чарская Лидия Алексеевна - Дели-акыз
  • Арцыбашев Михаил Петрович - У последней черты
  • Ильф Илья, Петров Евгений - Сборник воспоминаний об И. Ильфе и Е. Петрове
  • Ибсен Генрик - Стихотворения
  • Плетнев Петр Александрович - Стихотворения
  • Огарев Николай Платонович - Тюрьма
  • Байрон Джордж Гордон - Мрак
  • Леонтьев Константин Николаевич - Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря св. Пантелеймона на Горе Афонской
  • Николев Николай Петрович - Стихотворения
  • Толстой Лев Николаевич - Бирюков П.И. Биография Л.Н.Толстого (том 4, 2-я часть)
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа