Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела, Страница 3

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела



ръ изъ такого рабочаго сельскаго общества, гдѣ нѣтъ дѣйствительной нищеты, порожденной мѣстными или временными неблагопрiятными условiями.
   Мы говоримъ о нищенскихъ артеляхъ. Слово артель, какъ вы знаете, очень важно для насъ; въ послѣднее время оно особенно какъ-то часто слышится и наводитъ экономистовъ на многiя мысли. Можетъ-быть оно же приведетъ и къ мѣрамъ для устраненiя нищеты и нищенства, мѣрамъ болѣе кореннымъ и разумнымъ, нежели "бóльшая дѣятельность полицiи", на которую возлагаетъ надежды г. Арлевъ, а вмѣстѣ съ нимъ вѣроятно и "Русскiй Вѣстникъ", помѣстившiй статью его. "Духъ ассоцiацiи (говоритъ напримѣръ одинъ экономистъ) вообще силенъ въ русскомъ народѣ, чтó доказывается сохранившимися до сихъ поръ формами экономической ассоцiацiи - артелью и общиной; уцѣлѣли также формы гражданской ассоцiацiи - мiрская сходка и громада. Мы думаемъ, что въ возможномъ будущемъ развитiи этихъ народныхъ формъ заключается великое будущее Россiи. Но это развитiе возможно только тогда, когда образованныя сословiя внесутъ въ эти формы просвѣщенное сознанiе и высшiя цѣли, сдѣлавшiяся обязательными вслѣдствiе самой силы вещей, т. е. современнаго историческаго движенiя. Отсюда для образованныхъ сословiй становится обязательнымъ воспитанiе въ себѣ духа ассоцiацiи, если онъ утратился вслѣдствiе долгой разобщенности съ живымъ источникомъ - народомъ. А гдѣ же и воспитать его, какъ не въ единственно-возможной для образованныхъ сословiй формѣ экономическихъ ассоцiацiй, изъ которыхъ всѣхъ легче для осуществленiя - ассоцiацiя капиталовъ? Мы крѣпко убѣждены, что если члены русскаго общества будутъ слѣдовать девизу: "плыви, кто можетъ", которому они до сихъ поръ слѣдовали, то никогда не избавятся отъ того историческаго фатума, который втѣсняетъ насъ въ мiръ восточный. Въ отреченiи отъ восточной лѣни и мелкаго эгоизма, въ стремленiи къ общенiю интересовъ духовныхъ и матерiальныхъ, въ солидарномъ ихъ сплоченiи, лежитъ возможность спасенiя отъ тяжкаго кризиснаго времени." (М. Вѣд. No 132).
   Таково въ самомъ дѣлѣ значенiе нашей артели и таковы мысли, на которыя она естественно наводитъ. Но вотъ что нѣсколько ближе къ тому, о чемъ говорили мы выше. Въ журналѣ "Промышленность" прочли мы замѣтки, въ которыхъ, говоря о давно-распространившемся на западѣ пауперизмѣ между рабочимъ классомъ и о томъ, что тамъ издавна принимаемы были разныя мѣры для улучшенiя быта работниковъ и для облегченiя участи обѣднѣвшихъ, приходятъ къ заключенiю, что изъ подобныхъ мѣръ "тѣ только дѣйствительно благотворны, въ которыхъ есть личное участiе, личная забота, личная иницiатива со стороны рабочихъ, въ пользу которыхъ мѣры эти направлены. Къ числу такихъ дѣйствительно благодѣтельныхъ мѣръ относятся ассоцiацiи работниковъ."
   Затѣмъ представивъ формы такихъ ассоцiацiй, развившiяся въ Англiи, Францiи и Германiи, преимущественно же въ первой, замѣтка говоритъ:
   "Въ средѣ русскаго народа очень развиты ассоцiацiи, называемыя артелями. Гдѣ соберутся нѣсколько человѣкъ работниковъ, тотчасъ между ними устроивается артель. Нѣкоторыя изъ этихъ артелей имѣютъ въ виду только общее продовольствiе, другiя составляются для общей работы и раздѣла общей выручки поровну, безъ соразмѣрности съ качествомъ работы. Эта коммунистическая примѣсь къ экономическому элементу ассоцiацiи объясняется отчасти простотою самой работы, отчасти существованiемъ денежныхъ штрафовъ между членами артели за неисправности и упущенiя. У насъ можно найти артели при всякомъ промышленномъ предпрiятiи"...
   Далѣе исчисляются нѣкоторыя изъ существующихъ у насъ артелей: бурлацкiя, рыбачьи, торговыя артели на Украинѣ, наконецъ самыя богатыя и развитыя - биржевыя артели.
   "Подъ влiянiемъ крѣпостного права и тягостной системы паспортовъ (говоритъ потомъ авторъ замѣтокъ), когда свобода труда, передвиженiе и развитiе работника были стѣснены, не могли сознательно выработаться въ Россiи ассоцiацiи работниковъ и достигнуть того широкаго развитiя, которое встрѣчаемъ въ другихъ странахъ и особенно въ Англiи".
   Въ Англiи, видите-ли, огромное число фабричныхъ работниковъ, а у насъ ихъ немного; въ Англiи городская жизнь развита чрезвычайно сильно, а у насъ очень слабо; въ Англiи существуютъ работничьи дома, т. е. построенные нарочно для рабочихъ, съ цѣлью доставить имъ удобныя и дешовыя квартиры, у насъ съ этою цѣлью только недавно составились два акцiонерныя общества - одно въ Ригѣ, другое въ Петербургѣ; въ Англiи всюду распространены сберегательныя кассы, у насъ о нихъ недавно заговорили, и онѣ только что возникаютъ, да и то еще не между рабочими. - Онѣ возникаютъ между чиновниками. Такъ въ Петербургѣ вышла брошюра: "Предположенiя объ устройствѣ санктпетербургскаго общества взаимнаго вспоможенiя лицъ гражданской службы"; она вышла въ видѣ предварительнаго проекта, съ цѣлью вызвать замѣчанiя, которыя уже и сдѣланы въ нѣкоторыхъ журналахъ. Предположенiе вообще признается дѣльнымъ, и слѣдовательно осуществленiе общества вѣроятно. Между тѣмъ въ Могилевѣ также составилось нѣчто подобное: чиновники губернскаго правленiя согласились образовать у себя ссудно-сберегательную кассу, чтобы имѣть возможность получать въ крайнихъ случаяхъ взаймы небольшiя суммы за незначительные проценты, и кромѣ того положили вносить изъ получаемаго ими содержанiя 3%, чтобы въ теченiе службы составить какой-нибудь запасный капиталъ...
   Читая о формахъ ассоцiацiи, развившихся въ разныхъ странахъ, въ томъ числѣ и въ Германiи, мы вспомнили встрѣтившееся намъ недавно извѣстiе изъ Риги, бросающееся въ глаза по своей нацiональной характерности. Извѣстiе говоритъ, что учреждается рижское общество любителей литературы, цѣль котораго состоитъ въ совокупныхъ занятiяхъ нѣмецкою поэтическою литературою и во взаимномъ поощренiи членовъ къ самостоятельному поэтическому творчеству. Желающiй вступить въ общество обязанъ просить чрезъ одного изъ членовъ о принятiи его и представить свое стихотворенiе. Члены общества (прозаически) вносятъ по три руб. сер... Это уже не ассоцiацiя капиталовъ или матерiальнаго труда, о которой мы хлопочемъ, это ассоцiацiя поэтическихъ талантовъ!.. Предлагаемъ вопросъ: существуетъ ли между нашими, русскими поэтами потребность во "взаимномъ поощренiи къ самостоятельному поэтическому творчеству"?
   Мы незамѣтно пришли къ нѣмецкимъ и русскимъ поэтамъ отъ нашихъ рабочихъ классовъ и выходящаго изъ ихъ среды нищенства. Но предметъ, который мы оставили-было такимъ образомъ - народъ; его судьбы выдвигаются теперь на переднiй планъ русской жизни; онъ становится дѣйствующимъ лицомъ, какимъ очень долго не былъ, и въ теченiи этого долгаго времени глохъ въ неизвѣстности и заросталъ разными сорными травами. Одинъ изъ родовъ этихъ травъ замѣтилъ г. Арлевъ, изобразилъ его въ сильной степени, и мы хотѣли говорить объ указываемомъ имъ средствѣ къ его истребленiю. Только если уже говорить объ этихъ травахъ, о народныхъ недостаткахъ, то говорить все, о чемъ ходятъ толки, тѣмъ болѣе, что средство г. Арлева лечитъ не одинъ недугъ, а многiе разомъ.
   Говорятъ напримѣръ о невыразимомъ равнодушiи народа къ его общественнымъ дѣламъ. "Общество, привыкшее въ мельчайшихъ отправленiяхъ своей жизни возлагать всю заботу на правительство, теряетъ съ теченiемъ времени не только способность, но какъ-бы и самую охоту самолично, помимо правительства, входить въ свои собственныя, исключительно до него самого относящiяся дѣла. Лучшимъ подтвержденiемъ этого могутъ служить тѣ случаи, въ которыхъ такому обществу предоставлена полная самостоятельность: какое безсилiе, какая неспособность, а главное - чтó за равнодушiе ко всему, чтó выходитъ за тѣсные предѣлы личныхъ интересовъ каждаго лица въ отдѣльности!.." Такъ разсуждаетъ нѣкто Г-цкiй въ письмѣ къ издателю "Русскаго Вѣстника", и въ подтвержденiе этого разсужденiя разсказываетъ о порядкахъ, существующихъ въ русскихъ тоговыхъ селахъ, о томъ, какъ какой-нибудь помѣщикъ-кулакъ, становой приставъ да съемщикъ торговыхъ мѣстъ, взявшiй ихъ какъ будто съ торговъ, а въ сущности вовсе безъ торговъ, - потомучто торги бываютъ только номинальные, - какъ этотъ трiумвиратъ нещадно обираетъ торгующихъ, ничего не удѣляя на общественную пользу; какъ это всѣ знаютъ и понимаютъ, всѣ - и сельское общество, и другiе, не вступающiеся въ дѣло помѣщики, если они есть въ селѣ, - всѣ знаютъ и всѣ молчатъ, непроходимо молчатъ, позволяя расхищать общественное достоянiе, т. е. ихъ самихъ, безпрепятственно и безнаказанно... Этотъ разсказъ очень интересенъ въ своихъ подробностяхъ. Можете, если угодно, прочесть его въ 23 No "Современ. Лѣтописи".
   Нѣкто г. Б., путешествуя въ тверскую Карелiю, на пространствѣ около трехъ сотъ верстъ постоянно слышалъ отъ благомыслящихъ крестьянъ жалобы, которыя и передаетъ отъ лица ихъ слѣдующими словами:
   "Точно какая-то страшная язва, разливается въ народѣ пьянство. Бывало, да и не такъ чтобы давно, о водкѣ, кромѣ великихъ праздниковъ, и въ голову не войдетъ; да и въ праздники-то больше пробавлялись домашнею брагой; а вотъ теперь ребята, праздникъ не праздникъ, только того и норовятъ, какъ бы улизнуть въ кабакъ да нарѣзаться до упаду. Бывало, о масленицѣ возьмешь четвертушку и угостишь всѣхъ добрыхъ людей, а тамъ и самъ поѣдешь къ добрымъ людямъ - разгуляешься; теперь-же вонъ молодые-то возьмутъ ведро, на брагу ужь и не смотрятъ, да и то ненадолго хватаетъ. И ужь хоть пили-то бы дома, а то съ утра уйдутъ изъ дому, и поминай какъ звали. Иной такъ сутокъ по двое, по трое и глазъ не кажетъ. И ужь явится чистехонекъ: окромѣ того, чтò стащитъ деньгами, - шуба, поддевка, все пропало; въ грошовомъ кафтанѣ вернется домой. На нашу бѣду и разоренье шинки развелись въ каждой деревнѣ. Да и господа, суди ихъ Богъ, польстились на грѣшные алтыны и въ своихъ деревняхъ открыли кабаки, да еще лучшiя избы отбили для нихъ у мужиковъ. И ужь разбойники всѣ эти кабачники и шинкари: кто бы что ни притащилъ имъ, все берутъ, разумѣется только-что не даромъ. Послѣ иной-бы и выкупилъ, такъ и концовъ не наѣдетъ: "не знаемъ, не брали", да и въ шею добраго молодца. И до чего дошло! молодыя бабы стали шляться по кабакамъ, дѣвки навѣдываться къ шинкаркамъ. А прежде, и лѣтъ за десять не больше, и дома-то срамно было напиться молодой бабѣ, о дѣвкахъ и говорить нéчего. И вотъ что завели: хоть-бы теперь, о масляницѣ, днемъ покружатся по улицамъ, покатаются по деревнямъ, этого мало, - завели ночныя гулянки. А тамъ, посмотришь, и ребенокъ очутится гдѣ-нибудь въ рѣкѣ или въ лѣсу; и найдетъ полицiя, и раздѣлывайся вся деревня. Вотъ въ Кесовѣ (село кашинскаго уѣзда) году не проходитъ безъ этого, и теперь идетъ слѣдствiе: задушоннаго ребенка нашли въ суметѣ. А спившаяся съ кругу молодежь и пошаливать начинаетъ. Въ позапрошлую ночь совсѣмъ-было уходили нашего крестьянина, съ деньгами возвращавшагося съ ярмарки; отбили наѣхавшiе обозники. А по клѣтямъ-то, и говорить нечего: ночи не проходитъ, чтобы не подломили то тамъ, то здѣсь. Вотъ до чего дошло, а чтó будетъ дальше?"
   Предположимъ, читатель, что въ этихъ словахъ есть какая-нибудь доля естественныхъ, во всѣ времена бывающихъ жалобъ старости на новыя времена; но все же, слушая ихъ, нельзя не ощутить значительнаго опасенiя за народную нравственность, особенно если знаешь, что есть враги этой нравственности, имѣющiе свои временныя выгоды душить ее нещадно, всѣми возможными средствами. Объ этихъ врагахъ мы намѣрены сейчасъ привести одинъ любопытный и важный документъ, стоющiй быть напечатаннымъ и оглашоннымъ всюду, гдѣ только можно. Это письмо одного сельскаго священника, помѣщенное въ "Херсонскихъ Епархiяльныхъ Вѣдомостяхъ". Вотъ оно:
   "При исполненiи христiанскихъ требъ, я старался внушать моимъ прихожанамъ, какъ вредно излишнее употребленiе горячаго вина. Неоднократныя внушенiя мои увѣнчались наконецъ полнымъ успѣхомъ. Однажды приходятъ ко мнѣ три почетнѣйшiе прихожанина и просятъ, отъ имени всего общества, придти въ сельскую расправу. Немедленно прихожу и спрашиваю о причинѣ ихъ собранiя. Мнѣ отвѣчаютъ: "Благодаримъ васъ, батюшка, за неоднократныя убѣжденiя ваши о прекращенiи въ нашемъ обществѣ пьянства. Мы наконецъ убѣдились, что все зло между нами происходитъ отъ излишняго употребленiя водки, а потому и рѣшились совершенно оставить пить ее. Но чтобы наша общая, добровольная рѣшимость была ненарушима, то мы покорнѣйше просимъ васъ, батюшка, въ слѣдующiй воскресный день привести насъ всѣхъ къ присягѣ и отслужить Господу Богу молебствiе." Я объяснилъ имъ, что къ присягѣ приводить ихъ по этому дѣлу совершенно излишне, и притомъ просилъ ихъ поусерднѣе помолиться Господу Богу о томъ, чтобы Онъ оградилъ ихъ от нападенiя врага, который, сказалъ я имъ, немедленно начнетъ ратовать противъ нихъ за это доброе, истинно-христiанское ихъ намѣренiе. И не замедлилъ врагъ начать свои дѣйствiя.
   "Черезъ два или три часа послѣ свиданiя моего съ прихожанами, прiѣзжаетъ ко мнѣ главноуправляющiй питейною конторой и объявляетъ, что прихожане мои бунтовщики (собственныя слова его), а я ихъ предводитель. При этомъ онъ не преминулъ замѣтить мнѣ, что если мои прихожане перестанутъ пить водку, то этимъ сдѣлаютъ великiй подрывъ государственнымъ доходамъ, взносимымъ откупщикомъ, а такъ какъ я внушалъ имъ прекратить пьянство, то, говорилъ онъ, васъ будутъ судить, какъ государственнаго преступника.
   "Терпѣливо выслушавъ приговоръ, я пригласилъ главноуправляющаго конторою выдти изъ моего дома. Послѣ сего онъ вдругъ перемѣнилъ тактику, предлагая мнѣ 100 руб. сер. и безденежный отпускъ вина изъ конторы за то только, что я не буду слѣдить за исполненiемъ даннаго моими прихожанами обѣта. Услышавъ въ другой разъ то же требованiе оставить меня, онъ удалился. Вскорости послѣ него прiѣзжаетъ ко мнѣ начальникъ волости, благодаритъ меня (искренно повидимому) за мои заботы о нравственности моихъ прихожанъ, восхваляетъ ихъ доброе намѣренiе, и тутъ же приказываетъ сельскому старшинѣ немедленно выслать въ волостную расправу двѣнадцать человѣкъ, первѣе рѣшившихся оставить пьянство, для выслушанiя за то особенной благодарности. Но мужички заблагоразсудили, что лучше выслушать особенную благодарность отъ волостного начальства не двѣнадцати только человѣкамъ, а всему обществу, рѣшившемуся изгнать изъ среды себя нестерпимѣйшiй порокъ; и такъ къ волостному начальнику отправилось болѣе четырехсотъ человѣкъ. Видя такое множество жаждущихъ благодарности, волостной начальникъ приказалъ двѣнадцать человѣкъ изъ этой массы за карауломъ отправить въ окружное управленiе.
   "Устрашонные этимъ приказомъ, прихожане мои приходятъ ко мнѣ за совѣтомъ. Я сказалъ имъ, что сдѣлавъ доброе дѣло, они не должны бояться, а напротивъ, явившись начальству и обстоятельно разсказавъ ходъ дѣла, они должны ожидать непремѣнно благодарности. На другой день семь человѣкъ почетнѣйшихъ здѣшнихъ жителей рѣшились явиться въ окружное управленiе, гдѣ немедленно, по приказанiю г. окружнаго командира, были посажены за рѣшотку, какъ преступники. Извѣстiе объ арестованiи этихъ почетнѣйшихъ семи прихожанъ немедленно разнеслось въ селѣ, и прихожане мои, а наипаче семейства заключенныхъ въ тюрьму, рѣшительно упали духомъ; кромѣ того, и здѣсь почти ежедневно требовалось въ волостную расправу не менѣе двѣнадцати человѣкъ, которымъ волостной голова и писарь, конечно подкупленные уже конторой, объясняли, какъ велико ихъ преступленiе и какому они современемъ подвергнутся наказанiю. Неизлишнимъ считаю замѣтить, что волостной начальникъ при подобныхъ увѣщанiяхъ лично не присутствовалъ, а дѣйствовалъ чрезъ вышеозначенныхъ голову и писаря, чтò и видно изъ его форменнаго ко мнѣ отношенiя.
   "Ежедневно получая отъ моихъ прихожанъ свѣдѣнiя о безсовѣстныхъ дѣйствiяхъ волостнаго головы и писаря, я обратился къ начальнику волости съ покорнѣйшею просьбой о томъ, чтобъ онъ прекратилъ такое дѣйствiе подчиненныхъ. Формальною бумагой онъ не замедлилъ извѣстить меня между прочимъ и о томъ, что на основанiи 2025 ст. закона, за то что назвалъ я дѣйствiя головы и писаря безсовѣстными, подлежу заключенiю въ тюрьму отъ трехъ мѣсяцевъ до одного года; послѣ заключенiя я обязанъ испросить у обиженныхъ прощенiе, а буде пожелаютъ, то уплатить имъ безчестiе.
   "Таковъ результатъ заботъ моихъ объ искорененiи въ приходѣ самаго нестерпимаго порока!
   "Какое послѣ этого нравственное наставленiе могу я преподать моимъ прихожанамъ, знающимъ по опыту, что наставленiя волостнаго головы и писаря дѣйствительнѣе и справедливѣе моихъ?
   "Прихожане мои, послѣ вышеописанныхъ испытанiй, начинаютъ опять употреблять горячее вино - и, къ прискорбiю, въ большей прежняго мѣрѣ. Теперь, какъ ни стараюсь внушать имъ, чтобы воздерживались отъ излишняго употребленiя водки, но вижу, что всѣ мои убѣжденiя - гласъ вопiющаго въ пустынѣ."
   Этотъ документъ гласитъ только о той неотрицаемой правдѣ, что огромная половина сорныхъ травъ, которыми заросъ нашъ народъ, тѣхъ недостатковъ и пороковъ, которыми теперь корятъ его люди, оплакивающiе его "нравственное растлѣнiе", падетъ тяжолымъ грузомъ на совѣсть и отвѣтственность личностей подобныхъ тѣмъ, которыя были дѣйствующими лицами въ приведенномъ разсказѣ. Мы не фанатики-проповѣдники, мы не призовемъ на ихъ голову ни катаклизма, ни иныхъ стихiйныхъ бѣдъ; потомучто они, какъ все сущее на землѣ, порожденiе времени, и имѣютъ свое право на временное существованiе; придетъ время, и они исчезнутъ, исчезнутъ тогда, когда будетъ у насъ столько людей, чтобъ можно было замѣнить ими этихъ не-людей. Теперь же, говорятъ, у насъ нѣтъ людей, или есть, но очень мало...
   Въ самомъ дѣлѣ, между множествомъ разныхъ спорныхъ пунктовъ, недавно выступилъ вопросъ и о томъ: есть ли у насъ люди, или нѣтъ?.. Такъ какъ мы уже разъ попали въ непрошенные посредники спора, то почему жъ намъ еще и еще не облечься въ эту должностную мантiю собственнаго приготовленiя?.. Вопросъ зашолъ по поводу назначенiя лицъ во вновь учрежденную должность судебныхъ слѣдователей. Вамъ уже извѣстно, что правительствомъ изъявлено желанiе, чтобъ въ эту должность назначаемы были преимущественно люди, т. е. лица, болѣе или менѣе просвѣщенные. "Московскiя Вѣдомости", слыша толки о томъ, что это желанiе не вездѣ исполняется, сказали какъ-то, что причина этому - недостатокъ людей: "кому неизвѣстно (сказали Вѣдомости), что у насъ вообще мало людей? Чтó было тому причиной, это уже другой вопросъ; но что людей мало, это несомнѣнный фактъ, неоднократно подтверждавшiйся."
   Съ этимъ несомнѣннымъ фактомъ "осмѣлился" не согласиться г. Z. Онъ говоритъ: нѣтъ! люди есть: я самъ знаю въ нашемъ уѣздѣ 4-5 человѣкъ... людей; причина - не недостатокъ ихъ, а слой старыхъ (отсталыхъ) чиновниковъ, занимающихъ мѣста болѣе или менѣе начальственныя (совѣтниковъ, ассесоровъ, правителей канцелярiй и пр.). Сквозь этотъ слой, видите ли, люди-то и не могутъ никакъ пробиться... Чтожъ? это можетъ-быть и правда, даже очень и очень можетъ быть, что правда. Только вѣдь это почти то же, чтó сказали "Московскiя Вѣдомости". Если бы людей, т. е. настоящихъ людей, и просвѣщенныхъ, и проникнутыхъ чистыми, свойственными такимъ людямъ стремленiями, съ достаточнымъ количествомъ энергiи и воли, - если бы такихъ людей было много, а слой, ихъ заграждающiй, былъ бы слабъ и тонокъ, то они конечно пробились бы сквозь него и тотчасъ же сами образовали бы верхнiй слой. Тутъ не было бы даже необходимости въ количественномъ равенствѣ, людей могло-бы быть и меньше, потомучто на ихъ сторонѣ была-бы свѣжесть и нравственная сила, а въ заграждающемъ слоѣ - ветхость, гнилость, червоточина. Какъ же могъ-бы этотъ дряхлѣющiй слой удержать стремленiе мощныхъ молодыхъ силъ? А вотъ онъ держитъ! Чтожъ тутъ дѣлать? Поднять развѣ иконы, идти на ниву и молить о катаклизмѣ? Или ужь не лучше ли подождать? Время совершаетъ чудеса: подъ его дыханiемъ сами собою падутъ стѣны Iерихона... Какъ-бы то ни было, но мы видимъ ясно, что масса истинныхъ людей у насъ еще мала и слаба, и этого не могутъ опровергнуть ни оказавшiеся въ нѣкоторомъ уѣздѣ четыре-пять человѣкъ, немогшiе пробиться на поприще, ни даже приводимая г-мъ Z. цифра, означающая количество существъ, ежегодно образующихся въ нашихъ высшихъ учебныхъ заведенiяхъ. Ихъ легко пересчитать, пока они сидятъ на студенческихъ скамьяхъ; но куда улетаютъ они съ этихъ скамей, во чтó и во чтó превращаетъ ихъ потомъ жизнь, подвержены ли они значительнымъ превращенiямъ, какимъ и въ какой мѣрѣ - это тоже все вопросы, и вопросы достойные глубокихъ статистическихъ изслѣдованiй.
   Мы слышали еще одинъ споръ, и сильно подмываетъ насъ... не то-что вмѣшаться, а такъ, слегка коснуться его. Этотъ споръ, происшедшiй предъ лицомъ издателя "Сѣверной Пчелы", заключался въ томъ: слѣдуетъ ли ходебщиковъ по чужимъ дѣламъ и карманамъ посыпать персидскимъ порошкомъ, или не слѣдуетъ? Г. Кресинъ и редакцiя "Свѣточа" говорятъ, что слѣдуетъ, а г. Лѣсковъ, отведя почтительно въ сторону редакцiю "Отечественныхъ Записокъ", которую хотѣли-было вызвать на словесный поединокъ, и выступивъ самъ на арену, утверждаетъ, что не слѣдуетъ. Говоря не шутя, вотъ въ чемъ было дѣло. Г. Кресинъ, въ заключенiе своей (помѣщенной въ "Свѣточѣ") статьи о ходебщикахъ, подъ которыми разумѣются частные стряпчiе, ходатаи по дѣламъ, составляющiе, какъ извѣстно, преимущественно въ Москвѣ, особый плодовитый типъ, сказалъ: "Желательно было-бы, чтобъ человѣкъ, болѣе меня опытный, придумалъ какiя-нибудь средства къ уничтоженiю этихъ ходебщиковъ силою закона, какъ людей вредныхъ обществу, или хоть какимъ-нибудь порошкомъ, въ родѣ персидской ромашки отъ таракановъ и клоповъ, потомучто ходебщики для общества вреднѣе, чѣмъ самыя вредныя насѣкомыя".
   Г. Лѣсковъ, разбирая (въ "Отечественныхъ Запискахъ") статью и одобряя ее вообще, не одобрилъ мысли, замѣченной имъ въ вышеприведенныхъ словахъ, не одобрилъ убѣжденiя относительно необходимости уничтожить ихъ (ходебщиковъ) правительственными мѣрами. "Виноватъ самъ народъ", прибавилъ онъ, и потомъ уже вступивъ въ споръ, объяснился такимъ образомъ:
   "Существованiе ходебщиковъ поддерживается, безъ всякаго сомнѣнiя, самимъ обществомъ, которое въ нихъ нуждается частiю по неумѣнью справиться съ своими тяжебными дѣлами, производящимися въ нашихъ присутственныхъ мѣстахъ, а частiю потомучто не всякiй сроденъ самолично угощать извѣстныхъ господъ въ Новомосковскомъ трактирѣ, гдѣ, по выраженiю г. Кресина, падаетъ канцелярская тайна..." Далѣе, г. Лѣсковъ заключаетъ: "Гораздо лучше, по моему, вмѣсто того чтобы кусаться, изобличать обманщиковъ путемъ печатной гласности: оно и гуманнѣе, и дѣйствительнѣе, какъ въ видахъ предупрежденiя неосторожныхъ довѣрителей, такъ и съ цѣлью уничтоженiя неблагонамѣренныхъ стряпчихъ, безъ посыпки ихъ персидскимъ порошкомъ".
   Редакцiя "Свѣточа" вступилась за народъ, и вступилась со всѣмъ жаромъ ревностнаго защитника. Зачѣмъ сказали, что "виноватъ самъ народъ"!.. Это-то и послужило источникомъ и сущностью спора, который заключился тѣмъ, что обѣ стороны, каждая произнесши свою рѣчь, обратились къ публикѣ, предлагая на ея разрѣшенiе одинъ и тотъ же вопросъ: "всякiй ли журналъ у насъ, оставивъ личные счеты и крайнее увлеченiе, служитъ истинѣ честно, разумно и безо всякой задней мысли?.."
   Не намъ предложили этотъ вопросъ, не намъ его и разрѣшать. Посыпать ли ходебщиковъ персидскимъ порошкомъ или не посыпать; кто долженъ производить эту операцiю - правительство или сама публика, и наконецъ, одни ли собственно ходебщики могутъ быть подвергнуты дѣйствiю порошка, или не мѣшаетъ, по прикосновенности къ дѣлу, прихватить тутъ же и еще кого-нибудь - все это будутъ разрѣшать патентованные судьи. Мы же хотѣли собственно коснуться слегка только того существеннаго пункта, гдѣ говорится, что въ существованiи ходебщиковъ виноватъ самъ народъ. Тутъ кажется произошла маленькая недомолвка. Видите ли: если вы знаете о существованiи "канцелярской тайны" и если признаете "необходимость угощать извѣстныхъ господъ въ Новомосковскомъ трактирѣ", - то какъ же вы рѣшитесь обвинять прямо одно только общество за то именно, что въ немъ есть много неумѣющихъ справиться съ своими тяжебными дѣлами и несродныхъ производить самолично сказанное угощенiе?.. Виноватъ ли въ самомъ дѣлѣ народъ, что не было у него силъ справиться съ тяжебными дѣлами? виноватъ ли тотъ, кто не могъ сродниться съ самоличнымъ трактирнымъ угощенiемъ?.. Намъ кажется, что ужь если "служить истинѣ честно", то говорить все, или если находишь это неудобнымъ, по крайней мѣрѣ воздержаться отъ тяжкаго обвиненiя того, кто... безъ вины виноватъ.
   "Всякое учрежденiе или правило (говоритъ одинъ благомыслящiй псевдонимъ), предназначенное ко всеобщему руководству, конечно только тогда можетъ-быть полезнымъ или умѣстнымъ, когда появленiе его вызвано дѣйствительной потребностью, или оправдывается вѣроятностью пользы. Въ противномъ случаѣ оно очевидно становится безполезнымъ. Согласившись съ такимъ выводомъ, нельзя не стать въ противорѣчiе съ однимъ изъ практическихъ началъ нашего судопроизводства, - тайною, которою облекаются дѣйствiя судебныхъ инстанцiй отъ публики и даже причастныхъ къ дѣлу лицъ. Многiе, я полагаю, сѣтовали и сѣтуютъ на то, что многiя обстоятельства дѣлъ осуждены не выходить изъ предѣловъ зданiя суда: какъ они ни бываютъ интересны для участниковъ дѣла, но этому интересу служитъ преградою - бюрократическая тайна"... "Исчислять всѣ случаи, гдѣ бюрократическая тайна безполезна, нѣтъ надобности: они хорошо извѣстны на практикѣ своимъ многообразiемъ"... "Тайна эта могла бы еще, пожалуй, быть безвредною, еслибъ всѣ безъ исключенiя служащiя лица были люди вполнѣ преданные справедливости и свободные отъ разныхъ эгоистическихъ побужденiй"... "Наконецъ дѣйствительно ли тайна такъ свято соблюдается? Практическiе примѣры показываютъ, что въ извѣстныхъ случаяхъ эта тайна для нѣкоторыхъ не существуетъ, вполнѣ однакожъ сохраняя силу для ихъ противниковъ. И такъ, въ этомъ случаѣ правило о тайнѣ только предоставляетъ одной сторонѣ очевидныя преимущества предъ другою, не успѣвшею возбудить къ себѣ сочувствiе... Тутъ правосудiе не можетъ не страдать, и правило о тайнѣ становится не только мертвою буквою, но часто и довольно сильнымъ орудiемъ, употребляемымъ по произволу въ пользу одной изъ сторонъ". (Од. Вѣстн. No 58)
   Не дивитесь же, что не всякiй съумѣетъ, безъ провожатаго-ходебщика, не заблудиться и не завязнуть въ этомъ окружонномъ тайною лѣсу!
   Кстати примолвимъ, что недавно поднялся-было новѣйшiй вопросъ: объ отвѣтственности мировыхъ посредниковъ. Но поднявшiй его М. Е. Салтыковъ вскорѣ потерпѣлъ сильное пораженiе за нѣкоторыя бюрократическiя тенденцiи, которыя, правду сказать, нельзя считать теперь вполнѣ своевременными.
   Мы обѣщались однако говорить о средствѣ, долженствующемъ исцѣлить нравственные недуги нашего народа. Это средство давно извѣстно и давно признано единственнымъ, всеисцѣляющимъ; это средство - образованiе. Оттого-то такъ много говорятъ и пишутъ о распространенiи грамотности; оттого-то всѣ, сколько ни есть у насъ повременныхъ изданiй, такъ зорко, неустанно и съ такимъ теплымъ участiемъ слѣдятъ за ходомъ воскресныхъ и другихъ народныхъ школъ и училищъ; оттого-то всякое вновь учрежденное народное училище заносится въ современныя лѣтописи, какъ замѣтное событiе, какъ новый шагъ къ цѣли, какъ новое подспорье общему важному дѣлу; оттого наконецъ всякiй дѣятельный, чистосердечный начинатель въ этомъ дѣлѣ считается благодѣтелемъ, истиннымъ человѣкомъ... Но г. Арлевъ говоритъ, что тутъ неизбѣжно правительственное содѣйствiе; онъ соглашается, что "литература справедливо обвиняетъ помѣстныхъ дворянъ въ равнодушiи къ общественнымъ интересамъ, въ глубокомъ снѣ, въ который погружено дворянство"; но затѣмъ говоритъ, ссылаясь на свидѣтельство исторiи, что "дворянство наше никогда не оставалось глухо и невнимательно къ призывамъ правительства", и что потому "если и теперь правительство выразитъ ясно свое желанiе, дворянство отзовется..." Вслѣдъ за этимъ онъ прибавляетъ: "Не худо бы нашему дворянству брать примѣръ съ Англiи: тамъ лорды, богатые помѣщики, считаютъ своимъ долгомъ употреблять свои капиталы на дѣло народнаго образованiя и удѣлять народу часть своего времени, посвященнаго государственнымъ заботамъ".
   Все это добрыя рѣчи; только вотъ чтò странно: неужели наше дворянство еще сомнѣвается въ томъ, что правительство желаетъ распространенiя народнаго образованiя? Какого же еще нужно яснаго выраженiя этаго желанiя - воззванiй, указовъ или циркулярныхъ предписанiй? Неужели это неизбѣжно?.. Ну, а для того чтобы, по примѣру англiйскихъ лордовъ, употребить собственный, частный капиталъ на дѣло народнаго образованiя, - для этого чтó нужно? разрѣшенiе правительства, или другое болѣе сильное содѣйствiе?
   Если мы позволимъ себѣ усомниться въ неизбѣжности правительственнаго содѣйствiя въ распространенiи народнаго образованiя, то не иначе, какъ представивъ примѣръ, могущiй сколько-нибудь подкрѣпить наше сомнѣнiе. Вотъ этотъ примѣръ:
   Г. Богдановъ, изъ кузнецкаго уѣзда, саратовской губернiи, пишетъ въ редакцiю "Московскихъ Вѣдомостей", что вслѣдствiе освобожденiя крестьянъ, тамошнiй уѣздный предводитель дворянства, Д. И. Хардинъ, предложилъ дворянамъ содѣйствовать распространенiю грамотности въ низшемъ классѣ, и на обѣдѣ, данномъ имъ поэтому случаю (куда приглашены были дворяне, чиновники и крестьяне), сказалъ между прочимъ слѣдующее:
   "Чтó касается до меня, то я считаю заботу о распространенiи грамотности въ кузнецкомъ уѣздѣ своею обязанностiю, и чтобы доказать, что я говорю не пустыя слова, я жертвую три тысячи руб. сер. на открытiе школъ грамотности въ помѣщичьихъ селахъ, преимущественно въ тѣхъ, гдѣ будутъ открыты волости. Кромѣ того, беру на себя открыть въ моемъ селѣ Невѣркинѣ, на свой счетъ, независимо отъ этой суммы, такую же школу. Призываю васъ, господа дворяне, къ пожертвованiямъ на это благое дѣло. А вы, крестьяне, разскажите вашимъ односельцамъ, чтó слышали здѣсь, и пригласите ихъ удѣлить лепту изъ своихъ достатковъ для той же цѣли, для вашей же пользы".
   Г. Богдановъ тутъ же прибавляетъ, что уже собрано денегъ до шести тысячъ рублей, и что нѣкоторые помѣщики теперь же открыли въ своихъ домахъ школы для крестьянскихъ мальчиковъ и сами занимаются ихъ обученiемъ, а жоны и дочери ихъ учатъ крестьянскихъ дѣвочекъ.
   Надо думать, что г. Хардинъ поступилъ прямо по примѣру англiйскихъ лордовъ; а можетъ-быть и то, что поступая такъ, онъ и не помнилъ о существованiи англiйскихъ лордовъ и только слѣдовалъ своему сердечному порыву. И отозвались же дворяне кузнецкаго уѣзда на этотъ порывъ, не ожидая правительственнаго вызова или предписанiя! И обошлись же они безъ всякаго правительственнаго содѣйствiя! Тутъ остается только желать, чтобы чувство, вызвавшее это движенiе, усвоилось и укрѣпилось въ сердцахъ дворянъ, перешло въ сознательный, ненарушимый долгъ, а не осталось однимъ мгновеннымъ порывомъ, - и тогда, вмѣсто того чтобы отправляться за примѣромъ въ Англiю, къ тамошнимъ лордамъ, можно будетъ за тѣмъ же самымъ отправляться въ кузнецкiй уѣздъ саратовской губернiи. Лишь бы только была охота слѣдовать хорошимъ примѣрамъ! Лишь бы только была охота начинать и довершать добрыя дѣла, не ожидая и не требуя ни особыхъ приглашенiй, ни поощрительныхъ толчковъ!
   Вотъ еще примѣръ частнаго, такъ-сказать домашняго, но весьма своеобразнаго начинанiя. Разсказываютъ, что графъ Кушелевъ-Безбородко въ своемъ имѣнiи, бобровскаго уѣзда, платитъ всякому желающему обучать грамотѣ больше 1 руб. въ мѣсяцъ за каждаго мальчика. Всѣ грамотные крестьяне принялись учить своихъ дѣтей. Графъ прислалъ въ имѣнье 2000 азбукъ.
   Г. Арлевъ находитъ необходимымъ во всѣхъ столичныхъ, областныхъ и губернскихъ городахъ устроить комитеты для народнаго образованiя, которые бы состояли изъ предсѣдателя и десяти членовъ (непремѣнно десяти), въ томъ числѣ: шесть изъ дворянъ, владѣющихъ не менѣе 1000 десятинъ земли и избранныхъ на общихъ дворянскихъ выборахъ, два имѣющихъ ученую степень и два изъ достаточныхъ обывателей города. Чтожь? дай Богъ добраго здоровья комитетамъ, если они устроятся! Правда, люди, у которыхъ желанiе дѣйствовать такъ сильнó и искренне, что имъ не терпится, - тѣ, не ожидая осуществленiя проекта о губернскихъ комитетахъ, уже составили и составляютъ частныя общества грамотности, безъ ограниченiя числа своихъ членовъ и безъ раздѣленiя ихъ на категорiи, и дѣйствуютъ по крайнему разумѣнiю. Мы видѣли обширную программу комитета грамотности (тоже комитеты, но иного устройства), образовавшагося при вольномъ экономическомъ обществѣ, слышали о составлявшихся въ разныхъ городахъ обществахъ грамотности, и вотъ теперь слышимъ о такомъ же обществѣ въ Харьковѣ, гдѣ, какъ разсказываютъ, на призывъ преподавателей и преподавательницъ воскресныхъ школъ, въ нѣсколько дней откликнулось до сотни человѣкъ желающихъ быть членами, такъ что существованiе общества матерiальными средствами уже теперь оказывается вполнѣ обезпеченнымъ; проектъ устава составленъ и теперь вѣроятно уже представленъ на утвержденiе, а можетъ-быть даже и утвержденъ.
   Это такъ; но конечно губернскiе комитеты, распоряжаясь ежегодно ассигнуемыми дворянствомъ суммами и находясь подъ нѣкоторымъ контролемъ посылаемыхъ отъ министерства народнаго просвѣщенiя ревизоровъ (какъ предполагаетъ г. Арлевъ), будутъ дѣйствовать сильнѣе и успѣшнѣе, какъ облеченные авторитетомъ. Авторитетъ - великое дѣло! Притомъ въ нихъ и порядка будетъ больше: и переписка правильнѣе, и годовые отчеты интереснѣе. Хорошо было бы еще, еслибъ они изобрѣли средство не придавать учреждаемымъ сельскимъ школамъ излишне-школьнаго характера: мы слышали, - не знаемъ правда ли, - что крестьяне почему-то робѣютъ предъ дисциплированными казенными училищами и боятся отдавать въ нихъ своихъ дѣтей. Объясняютъ наблюдатели, что воскресныя школы оттого и привлекли такъ много учащихся, оттого и приохотили ихъ такъ ревностно учиться, что въ нихъ совершенно отброшена всякая школьная формальность, а вмѣсто нея существуетъ простота и свобода отношенiй...
   Къ слову: не замѣтили ли вы въ "Московскихъ Вѣдомостяхъ" (No 120), подъ рубрикою: черта нравовъ, слѣдующихъ строкъ: "На дняхъ мы получили письмо отъ старшаго ученика одной изъ провинцiальныхъ семинарiй. Письмо, само по себѣ, не представляетъ интереса, но намъ показалось весьма любопытнымъ то, что у нихъ запрещено не только писать что-нибудь для газетъ, но и посѣщать публичную библiотеку!"
   Для соображенiя о частныхъ и общественныхъ начинанiяхъ въ дѣлѣ народнаго образованiя, считаемъ полезнымъ указать на сообщаемую въ газетахъ поучительную исторiю несостоявшагося женскаго училища въ Сумахъ, харьковской губернiи. Дѣло было такъ: сумское городское общество изъявило желанiе открыть у себя женское училище, положило приговоромъ извѣстный сборъ съ купцовъ, мѣщанъ и цеховыхъ, собрало единовременно 1000 р., выбрало почетнаго блюстителя, обѣщавшаго жертвовать ежегодно по 400 р., предназначило извѣстное лицо въ начальницы и, обезпечивъ такимъ образомъ существованiе будущаго училища, просило думу о разрѣшенiи открыть его. Мѣстное дворянство во всемъ этомъ не принимало никакого участiя. Дѣло пошло форменнымъ порядкомъ и шло этимъ порядкомъ полтора года. Потомъ сумскiй предводитель дворянства неожиданно получаетъ предложенiе губернскаго начальства составить попечительный совѣтъ и открыть училище. Неожиданность эта произошла оттого, что пока шло дѣло, составлялось положенiе о женскихъ училищахъ, по которому ими долженъ управлять попечительный совѣтъ, состоящiй изъ предводителя и двухъ депутатовъ отъ дворянъ. Такъ какъ сумскiе дворяне въ настоящемъ случаѣ не участвовали, то городской голова отозвался, что не можетъ приступить къ открытiю училища на новыхъ основанiяхъ, безъ согласiя общества. Собралось общество и - отказалось передать свои пожертвованiя лицамъ, въ нихъ не участвовавшимъ. Вотъ и все! Сумы остались пока безъ училища.
   Чтò касается до воскресныхъ школъ, то о нихъ можно было бы уже и не распространяться, какъ о дѣлѣ вполнѣ опредѣлившемся, если бы не встрѣчались такiя невеселыя замѣтки, какая есть въ 61 No "Одесскаго Вѣстника". Довольно привести изъ него нѣсколько лаконическихъ фразъ: "Воскресныя школы въ Одессѣ приходятъ въ упадокъ... Воскресная школа при одесской 2-й гимназiи открыта въ концѣ прошлаго года. Сначала было много преподавателей, потомъ число ихъ уменьшилось, и наконецъ осталось всего только три - на 70 мальчиковъ"... Далѣе: "Я получилъ свѣденiе, что воскресныя школы, бывшiя при уѣздномъ училищѣ, нѣкоторыхъ приходскихъ училищахъ и проч., въ послѣднее время одна за другою закрыты. Почему? Первая причина - недостатокъ средствъ, а вторая, и самая главная, та, что со времени полученiя программы для воскресныхъ школъ, многiе преподаватели оставили это дѣло, и дальнѣйшее посѣщенiе школы мальчиками, уже знакомыми съ начальною грамотою, стало безполезнымъ. И такъ осталась одна только воскресная школа при 2-й гимназiи" (это съ тремя-то преподавателями!). - Выноска: "Намъ говорили, что и эта школа будетъ закрыта съ слѣдующаго воскресенья".
   Замѣтка, какъ видите, весьма скорбная, и наводимое ею унынiе можетъ сколько-нибудь умѣряться развѣ только тѣмъ, что видишь, какъ въ одномъ мѣстѣ падаютъ, а въ другихъ въ то же время возникаютъ, и возникаютъ не въ такихъ бойкихъ и многлюдныхъ мѣстахъ какъ Одесса, а въ болѣе скромныхъ и бѣдныхъ, какъ Вытегра, Балашовъ и т. п. Даже Березовъ, отдаленнѣйшiй, имѣющiй только одну тысячу жителей, - Березовъ охотно скоро снарядилъ себѣ женское училище... Относительно женскихъ училищъ случилось намъ услышать стороной одно такое комическое, но тѣмъ не менѣе докучное обстоятельство, которое и предусмотрѣть не вдругъ догадаешься. Видите ли, въ Кашинѣ (тверской губ.) существуетъ женское училище, въ которомъ учатся нѣсколько дочерей богатыхъ купцовъ и много дочерей самыхъ бѣдныхъ обывателей города. Вотъ эти бѣдные обыватели, или собственно обывательницы, матери учащихся дѣвочекъ, и жалуются своимъ знакомкамъ въ такихъ или подобныхъ выраженiяхъ:
   - Чтó, матушка! отдала я дочку въ училище, да ужь и сама не рада; право, хоть назадъ бери.
   - Это отчего?
   - Да взбѣленилась совсѣмъ дочка. Посылаю ее водицы принесть - куда тебѣ! Чтó ты, говоритъ, маменька! кàкъ пойду я за водой? увидитъ вотъ такая-то, чтó рядомъ со мной сидитъ, - засмѣетъ! А ты, говоритъ, маменька, шляпку мнѣ купи; вотъ та-то и эта въ шляпкахъ ходятъ въ училище, а я линючiй платчишко накину на голову, да такъ и иду - срамъ! Ну, чтó съ ней будешь дѣлать? Право, не знаю какъ и быть!
   О вы, скорбящiя родительницы! сказали бы мы имъ: - велика скорбь ваша, но не берите дочекъ изъ училища, а лучше излейте вашу скорбь предъ начальницей училища, и если она сколько-нибудь понимаетъ свое назначенiе, то непремѣнно заставитъ вашихъ дѣвочекъ понять и тщету шляпки и ложность стыда относительно хожденiя за водою. Отъ нея зависитъ устроить такъ, чтобы весь кругъ у ней учащихся проникся совсѣмъ другимъ духомъ, духомъ не равенства одежды, а равенства нравственнаго, не зависящаго ни отъ шляпокъ и платковъ, ни отъ рода домашняго труда. Этотъ-то вожделѣнный духъ и составляетъ существенное отличiе новыхъ училищъ, въ которыхъ дѣти учатся, не отторгаясь и не отчуждаясь отъ своихъ семей. Это безъ сомнѣнiя понимаетъ училищное начальство, - поймите же это и вы, и дѣйствуйте сообща, не унывая и не приходя въ отчаянiе отъ ребяческихъ желанiй вашей дѣвочки.
   Въ самомъ дѣлѣ, сколько бываетъ иногда нужно предусмотрительности и практическихъ знанiй при образованiи какого-нибудь учрежденiя, назначаемаго для народа, и для всѣхъ классовъ общества, не исключая и народа. Вотъ напримѣръ нѣкто г. Б., описывая (въ 22 No "Совр. Лѣтоп.") полноту и другiя несомнѣнныя достоинства тверской общественной библiотеки, остановился на маломъ числѣ подписчиковъ изъ мѣщанъ, которыхъ нашлось всего 18, не смотря на то, что подписная цѣна съ нихъ назначена въ годъ тридцать коп. (т. е. за право брать книги на домъ, независимо отъ дароваго чтенiя въ самой библiотекѣ). Остановившись на этомъ числѣ 18, г. Б. нашолъ объясненiе явленiя въ отзывѣ одного мѣщанина, съ которымъ ему случилось разговориться. "Много нашлось бы охотниковъ читать (говорилъ ему мѣщанинъ), которые бы заплатили трижды-тридцать и больше; да вотъ, извольте прислушать. Начать съ того, чтобы зайти въ библiотеку и читать. Ну, кому бъ не хотѣлось этого? А кàкъ зайдешь и разсядешься читать въ этомъ кафтанѣ? Не подъ-стать свѣтлымъ пуговицамъ да моднымъ сюртукамъ. Такъ и пройдешь мимо. Иное дѣло, кабы допускали утромъ пораньше, пока господъ нѣтъ: много бы нашлось охотниковъ. Да утромъ не пускаютъ. Вотъ и подписка! Заплатить рубля два-три - плевое дѣло. А чтó дадутъ читать? Спросишь четь-минею, говорятъ - нѣтъ; спросишь шестодневъ - тоже; исторiю тамъ какую-нибудь, говорятъ семинаристамъ отдана; по хозяйству что-нибудь попроще, все же нѣтъ; поучительное для жизни что-нибудь, и все и все нѣтъ. И пойдешь съ пустыми руками. Чтó говорить, журналовъ со всей охотой даютъ, сколько хочешь. Ну, да сами разсудите, идутъ ли намъ журналы? Хитро и мудрено пишутъ тамъ, все не про насъ. Да и толкуютъ о томъ, чтò неприкладно для насъ. Ученымъ людямъ идутъ они, а не намъ слѣпымъ. Ребята, подписавшись, носятъ вотъ сказки какiя-то; я прочиталъ двѣ, душу помутило. И полно, и въ домъ не надо задаромъ, а не то-что за деньги. Да ужь чтò? Русской псалтири, Iисуса Сирахова русскаго, говорятъ, не добьешься; такъ ужь чтó тутъ подписываться? Одно слово - не про насъ библiотека."
   Дѣйствительно ли проговорилъ все это самъ мѣщанинъ, дѣйствительно ли онъ, не читая журналовъ, узналъ, что въ нихъ все толкуютъ о томъ, чтó для него неприкладно, - за это мы не ручаемся, но во всякомъ случаѣ отзывъ очень вѣроятный и естественный, и малое число подписчиковъ-мѣщанъ очень понятно. Библiотека дѣйствительно должна быть не про нихъ; между тѣмъ учредители вѣроятно желали, чтобъ она была про всѣхъ, въ томъ числѣ и про нихъ. Такъ зачѣмъ же нѣтъ въ библiотекѣ Iисуса Сирахова русскаго? зачѣмъ нѣтъ и еще чего-нибудь... поучительнаго или по хозяйству попроще? Мало у насъ такихъ книгъ, а все-таки наберешь, если подумать... Если же и подумавши нельзя было бы составить удовлетворительнаго выбора, то "Общество распространенiя полезныхъ книгъ" должно скоро пополнить этотъ недостатокъ. Изъ начавшихся дѣйствiй этого общества можно указать на объявленный попечительнымъ совѣтомъ московскаго учебнаго округа (вслѣдствiе отзыва къ нему общества) конкурсъ для составленiя Руководства къ первоначальному обученiю грамотѣ, приспособленнаго къ понятiямъ и потребностямъ простого народа.
   Въ объявленiи объ этомъ конкурсѣ сказано, что "Руководство" должно состоять въ азбукѣ, гражданской и церковной, съ присовокупленiемъ молитвъ и самыхъ необходимыхъ для всякаго грамотнаго человѣка статей назидательнаго и практическаго содержанiя, каковы: о

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа