Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела, Страница 25

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

#1123;нiя и народнаго продовольствiя. При этомъ должно замѣтить, что подобный результатъ можетъ быть достигнутъ только тогда, когда вновь избранныя лица будутъ пользоваться дѣйствительнмъ довѣрiемъ правительства и когда поводы къ столкновенiю съ мѣстными властями будутъ по возможности устраняемы. Мы не имѣемъ никакихъ причинъ думать, что это будетъ иначе, поомучто въ противномъ случаѣ люди, заслуживающiе уваженiя, не пойдутъ на службу и должности, не смотря на выборное начало, и мѣста будутъ заняты лицами, отъ которыхъ не будетъ никакой пользы ни правительству, ни обществу, которые будутъ биться лишь изъ насущнаго хлѣба и потому станутъ подслуживать или своимъ избирателямъ или мѣстной администрацiи, смотря по обстоятельствамъ. Но развѣ можно представить себѣ, что правительство, которому принадлежитъ великолѣпная иницiатива настоящаго учрежденiя, сознательно допуститъ такое положенiе дѣлъ? Нѣтъ, мы твердо убѣждены, что всѣ страхи, о которыхъ мы говорили выше, совершенно неосновательны.
   Мы сказали, что въ завѣдыванiе земскихъ учрежденiй предоставляются капиталы общественнаго призрѣнiя и народнаго продовольствiя. Эти капиталы оборачиваются въ мѣстныхъ кредитныхъ учреджденiяхъ, а потому ясно, что вопросъ о развитiи мѣстнаго кредита относится прямо къ вѣденiю новыхъ учрежденiй. Такимъ образомъ, уже одно это обстоятельство придаетъ большое значенiе земскимъ учрежденiямъ. Потребность кредита становится ощутительнѣе съ каждымъ днемъ и безъ удовлетворенiя этой потребности немыслимо ни какое усовершенствованiе нашей промышленности, а слѣдовательно немыслимо и поправленiе нашихъ денежныхъ обстоятельствъ. Настоящее положенiе нашихъ приказовъ общественнаго призрѣнiя вовсе не соотвѣтствуетъ какъ потребностямъ нашей промышленности, такъ и положенiю вопроса о кредитѣ: - всѣ операцiи ихъ производятся чрезвычайно вяло. Придать этимъ учрежденiямъ болѣе энергическую дѣятельность необходимо. Правительство безъ опасенiя можетъ ввѣрить управленiе этими капиталами выборнымъ лицамъ отъ земства, возложивъ отвѣтственность на имущества всѣхъ сословiй цѣлой губернiи. Мы не входимъ въ подробное разсмотрѣнiе тѣхъ послѣдствiй, которыя могутъ произойти отъ учрежденiя въ губернiи мѣстнаго банка, принаровленнаго къ мѣстнымъ потребностямъ и управляемаго выборными лицами, и подъ контролемъ цѣлаго общества. Всякiй можетъ хорошо оцѣнить ту пользу, которую можно извлечь изъ подобнаго учрежденiя.
   Но главное значенiе имѣютъ въ нашихъ глазахъ земскiя учрежденiя не въ томъ, что онѣ будутъ распоряжаться нѣкоторыми денежными дѣлами губернiи, но въ томъ, что онѣ должны будутъ давать отвѣты на вопросы правительства о нуждахъ и пользахъ ихъ края. Вотъ существенное и главное, по нашему мнѣнiю, назначенiе земскихъ учрежденiй. Право дворянскихъ собранiй входить по этому предмету съ представленiями теперь не можетъ уже считаться вполнѣ удовлетворительнымъ. Дворянскiя собранiя были собранiями сословными, а потому всегда могли увлекать и принимать нужды своего сословiя за нужды цѣлаго края. На этомъ основанiи ихъ представленiя не могли имѣть за себя сочувствiя остальныхъ сословiй. Въ настоящее время правительству необходимы свѣденiя о нуждахъ и пользахъ различныхъ мѣстностей Россiи и органами для доставленiя этихъ свѣденiй, оно считаетъ земскiя учрежденiя. Что можетъ быть правильнѣе и благотворнѣе подобной мысли? По крайней мѣрѣ мы съ своей точки зрѣнiя ожидаемъ отъ подобной мѣры много хорошаго, если только общество будетъ вполнѣ содѣйствовать цѣлямъ правительства.
   Но грустно думать, что въ нашемъ обществѣ могутъ встрѣтиться люди, и люди очень хорошiе, которые уклонятся отъ участiя въ собранiяхъ земства, единственно вслѣдствiе недоразумѣнiй, вслѣдствiе мысли о томъ, что кругъ дѣятельности земства ограниченъ. Намъ кажется, что такой взглядъ на вещи совершенно несостоятеленъ, что каждый добросовѣстный человѣкъ долженъ принять участiе въ собранiяхъ земства и содѣйствовать избранiю такихъ лицъ, которые могли бы вполнѣ понять не только интересы своего края, но и цѣлой Россiи, и притомъ съумѣли бы подчинить первые - послѣднимъ.
   Мы говоримъ это потому, что намъ часто случалось видѣть лицъ избранныхъ отъ какой либо мѣстности, которые не могли отрѣшиться отъ той мысли, что они обязаны защищать интересы своихъ избирателей, хотя бы и во вредъ общему дѣлу. Вмѣстѣ избранныя лица должны вполнѣ понимать какую важную отвѣтственность они на себя принимаютъ, и потому должны высказывать свои мысли съ полнымъ довѣрiемъ къ правительству и съ полной откровенностью. Только въ такомъ случаѣ собранiя земства могутъ принести всю ожидаемую отъ нихъ пользу. Еслиже люди самостоятельные будутъ уклоняться отъ участiя въ собранiяхъ земства и уступятъ свои мѣста людямъ бездарнымъ, тогда новыя учрежденiя далеко не достигнутъ всего, что можно отъ нихъ ожидать.
   Мы считали необходимымъ высказать это въ виду будущей дѣятельности земскихъ учрежденiй. Мы ожидаемъ отъ нихъ полезныхъ результатовъ, если только устранены будутъ всѣ поводы къ тѣмъ недоразумѣнiямъ, о которыхъ мы говорили выше. Вспомнимъ какъ благотворна была дѣятельность губернскихъ комитетовъ по крестьянскому дѣлу, хотя кругъ ихъ дѣятельности и былъ ограниченъ. Большинство этихъ собранiй опасалось за свои интересы, и потому не могло вполнѣ сочувствовать дѣлу освобожденiя крестьянъ; но утвердительно можно сказать, что члены комитетовъ, окончивъ свои занятiя, были совершенно другими людьми. Шестимѣсячное занятiе такимъ важнымъ вопросомъ было для нихъ чистою школою. Но учась сами, они вмѣстѣ съ тѣмъ учили и другихъ. Съ одной стороны выработанные здѣсь взгляды были перенесены въ массу дворянства, съ другой - губернскiй комитеты поставили на видъ слѣдовавшимъ за ними дѣятелямъ всѣ вопросы, требовавшiе дальнѣйшей разработки и рѣшенiя. Если рѣшенiе вопроса имѣетъ важность, то не меньшее значенiе принадлежитъ и правильной его постановкѣ. Вотъ почему мы думаемъ, что въ земскихъ учрежденiяхъ необходимо принять участiе каждому человѣку, для котораго дорого будущее развитiе его отечества. Природа въ сферѣ органической жизни должна быть постепенность; необходимо производить мелкую работу, чтобъ изъ этого возникли благотворныя послѣдствiя. Правительство ясно говоритъ, что эти учрежденiя будутъ завѣдывать и тѣми дѣлами, которыя впослѣдствiи могутъ быть на нихъ возложены.
   Мы не имѣемъ никакого сомнѣнiя, что дѣятельность общества на каждомъ шагу можетъ принести громадную пользу, и явный примѣръ этого находимъ въ дѣйствiяхъ Астраханскаго городскаго общества на отдачу въ арендное содержанiе тамошнихъ рыбныхъ ловель. Прежде эти рыбныя ловли отдавались въ содержанiе одному лицу, и цѣны на нихъ постоянно понижались, такъ что въ настоящемъ году онѣ были отданы за 146 т. руб. серебромъ. Но на будущiй годъ предоставлено было этимъ дѣломъ распорядиться обществу. Оно раздѣлило ихъ на мелкiе учстки и цѣны на произведенныхъ торгахъ дошли до 388 т. рублей. Эти цифры говорятъ сами за себя безъ всякихъ поясненiй. Другой почти такой же примѣръ былъ при отдѣлкѣ дома для Тверской гимназiи. Смѣты составлены были на основанiи урочнаго положенiя и доходили до 131 т. руб. Такъ какъ по существующимъ правиламъ общества могутъ производить постройки безъ особенныхъ формальностей и безъ участiя строительной и дорожной коммисiи, то при вызовѣ къ торгамъ въ публикацiяхъ было заявлено объ этомъ и торги назначены безъ переторжки. Послѣдствiемъ такого распоряженiя было то, что на торги явилось до 17 оптовыхъ подрядчиковъ и цѣна на отдѣлку зданiя состоялась въ 60 т. руб. Такого огромнаго пониженiя противъ смѣтъ и урочнаго положнiя конечно не было въ лѣтописяхъ торговъ и этотъ результатъ былъ достигунтъ единственно уничтоженiемъ различныхъ формальностей, чрезвычайно стѣснительныхъ для торговцевъ, и дающихъ поводъ къ стачкамъ, натяжкамъ и различнаго рода вымогательствамъ. Изъ этихъ двухъ примѣровъ каждый можетъ убѣдиться, что при участiи къ дѣлу со стороны общества и при выборѣ добросовѣстныхъ людей, наши земскiя учрежденiя могутъ принести громадную пользу не только хозяйству, потомучто примѣръ выгоднаго исполненiя различныхъ потребностей будетъ передъ глазами у всѣхъ и каждаго, и слѣдовательно сдѣлается невозможными безпечность и злоупотребленiя по всѣмъ другимъ управленiямъ.
   Насъ можетъ назовутъ оптимистами и скажутъ, что мы изъ мухи слона дѣлаемъ; пусть говорятъ: мы этимъ нисколько не смущаемся, хотя и знаемъ что ожидаемые результаты явятся не вдругъ. Ходъ крестьянской реформы въ нашемъ отечествѣ достаточно показалъ, что не только наше образованное общество, но и самый народъ обладаетъ достаточнымъ тактомъ и смысломъ, и что онъ въ состоянiи управлять своими дѣлами. Чего намъ недостаетъ, такъ это привычки управлять общественными дѣлами; но эта привычка не дается въ школѣ, а прiобрѣтается одною практикою. Само собою разумѣется, что не спускаясь въ воду нельзя выучиться плавать. Быть можетъ, многiе убѣдятся, что для успѣха въ развитiи нашихъ матерiальныхъ и нравственныхъ силъ необходимо вызвать къ дѣятельности до сихъ поръ дремлющiя способности нашего народа. Мы увѣрены, что въ этихъ способностяхъ кроется огромный запасъ свѣжихъ силъ, пренебрегать которыми грѣшно. Западныя государства по возможности пользуются всѣми своими силами, тогда какъ мы хотимъ догнать ихъ на пути развитiя съ помощiю одного бюрократическаго механизма. Сила эта въ извѣстное время можетъ сдѣлать многое, но время идетъ, и потому необходимо вызывать другiя условiя народной жизни, если мы не хотимъ остаться далеко назади Европы. Московскiя вѣдомости чуть не въ каждомъ номерѣ заявляютъ намъ факты очень и очень прискорбные для нашего самолюбiя. Полонизацiя западнаго края, сепаратистскiя стремленiя въ Финляндiи, германизацiя Эстовъ и Латышей въ остзейскихъ провинцiяхъ, - все это порожденiя одной и той же ошибки - дремлющаго состоянiя русской народности.
   Вообще въ Остзейскихъ провинцiяхъ существуютъ еще нѣкоторыя привилегiи, которыя вредятъ не только интересамъ мѣстныхъ низшихъ классовъ, но и цѣлому краю, прилегающему къ остзейскимъ провинцiямъ. Такъ мы видимъ, что реформы по крестьянскому дѣлу не коснулись только остзейскаго края, тогда какъ въ качествѣ русскихъ подданныхъ Эсты и Латыши могли бы ожидать, что начала, принятыя при освобожденiи крестьянъ во всей Россiи, должны также примѣниться и къ нимъ. Намъ скажутъ, что освобожденiе крестьянъ въ остзейскихъ провинцiяхъ произведено уже давно и что тамъ должны оставаться тѣ правила, которыя приняты тогда. Но это будетъ неосновательно. Неизмѣнныхъ законовъ нѣтъ ни въ одномъ государствѣ Европы; всякiй законъ есть только правило болѣе или менѣе временное, и съ измѣненiемъ обстоятельствъ не только можетъ, но и долженъ быть измѣненъ. Что было хорошо для начала нынѣшняго столѣтiя, то не годится теперь, когда во всей Россiи и даже въ царствѣ польскомъ приняты другiя начала освобожденiя крестьянъ. Намъ говорятъ, что остзейскiе Эсты и Латыши гордятся именемъ нѣмцевъ. Совершенно соглашаемся съ Московскими вѣдомостями, что это печальный фактъ и можетъ быть онъ принесетъ очень грустныя послѣдствiя, если эти племена не будутъ пользоваться тѣми же правилами, которыя предоставлены другимъ подданнымъ государства.
   Вообще остзейскiя провинцiи (мы говоримъ о высшихъ классахъ этихъ провинцiй) пользовались и пользуются многими правами, которыхъ не было предоставлено другимъ губернiямъ. Такъ въ Ригѣ существовало и быть можетъ и до сихъ поръ существуетъ правило, что доставившiй въ Ригу свои товары не можетъ ихъ продать никому другому, кромѣ рижскаго купца, и не имѣетъ права и купить товаръ иначе какъ у рижскаго купца. Что можетъ быть несправедливѣе этого правила, которое необходимо должно имѣть самое невыгодное влiянiе на развитiе торговли и промышленности. Это - монополiя, неимѣющая никакихъ оправданiй, ни даже выгоды самихъ монополистовъ, потомучто стѣсняетъ торговлю, а извѣстно что большiе барыши никогда не могли доставить столько выгодъ, сколько быстрота оборотовъ и количество ихъ.
   Въ февралѣ мѣсяцѣ нынѣшняго года было опубликовано росписанiе о количествѣ налога на соль. Что до насъ касается, то мы считаемъ налогъ на соль самымъ труднымъ изъ всѣхъ прочихъ налоговъ. Соль есть предметъ первой необходимости и ограниченiе ея потребленiя дѣйствуетъ чрезвычайно вредно на здоровье человѣка. А между тѣмъ всякiй налогъ на предметы потребленiя возвышаетъ ихъ цѣну и тѣмъ разумѣется ограничиваетъ самое потребленiе. Но безъ извѣстнаго количества соли затрудняются всѣ отправленiя нашего организма. Природа ничего не дѣлаетъ даромъ; она одарила насъ особеннымъ инстинктомъ, вслѣдствiе котораго всѣ люди имѣютъ невольное отвращенiе отъ пищи приготовленной безъ соли. Такой законъ природы указываетъ прямо на необходимость соли для отправленiй нашего организма. Конечно для людей достаточныхъ и даже для такихъ, которые имѣютъ возможность заработать копѣйку, существующiй у насъ налогъ необременителенъ; но говоря о тягости налога на соль, мы имѣемъ въ виду не этихъ людей. Въ нашемъ отечествѣ существуетъ много такихъ мѣстностей, въ которыхъ деньги добываются очень трудно. Въ этихъ мѣстностяхъ крестьянинъ имѣетъ пищу и одежду приготовленную его руками; но соль надо купить, а денегъ достать часто негдѣ и вотъ онъ по необходимости ограничиваетъ потребленiе соли, даже совершенно понимая, что это можетъ дѣйствовать гибельно на его здоровье. Не думаемъ, чтобъ факты подобнаго рода могли дѣйствовать производительно въ общей экономiи государства, а что такiе факты существуютъ, то мы могли въ этомъ убѣдиться во время пребыванiя нашего въ Малороссiи. Вся Малороссiя снабжается солью изъ крымскихъ озеръ развозкою сухимъ путемъ. Люди, занимающiеся этимъ промысломъ принадлежатъ къ крестьянскому сословiю и извѣстны подъ именемъ чумаковъ. Этотъ промыселъ до сихъ поръ не требовалъ значительныхъ денежныхъ затратъ и потому онъ былъ доступенъ для всякаго крестьянина, который могъ имѣть пару воловъ, прочный возъ и кожу для предохраненiя соли отъ подмочки. Съ ничтожными денежными средствами чумаки съ начала весны отправляются въ Крымъ, накладываютъ тамъ соль и везутъ ее на ближайшую отъ ихъ мѣста жительства ярмарку. Цѣна соли въ Крыму въ прежнее время была отъ 3-4 коп. за пудъ, стало быть такой товаръ приходился чумаку по деньгамъ; содержанiе въ пути воловъ ничего не стоитъ, потомучто они идутъ на подножномъ корму, за что въ степяхъ денегъ не платится; самому же ему нуженъ одинъ хлѣбъ: крупу и сало онъ беретъ изъ дому. Итакъ, расходы его не велики и чумакъ очень доволенъ если выручитъ порядочную цѣну за провозъ: здѣсь нѣтъ рѣчи о барышахъ. Въ продолженiи двухлѣтняго нашего пребыванiя въ Малороссiи мы не замѣтили, чтобы этимъ промысломъ занимались люди съ капиталами, кромѣ развѣ розничнаго торга по городамъ. Цѣны, вслѣдствiе такого способа торговли, до того понижены, что люди съ деньгами не находятъ для себя выгоднымъ заниматься доставкой соли на свой счетъ. До сихъ поръ цѣны на соль колебались, смотря по количеству привоза, отъ 70 до 90 коп. Но съ введенiемъ новаго устава, по которому крымская соль при провозѣ ее черезъ Перекопъ облогается акцизной пошлиной въ 30 коп. серебромъ, цѣны должны значительно повыситься. Дѣло въ томъ, что при такихъ обстоятельствахъ чумацкiй промыселъ дѣлается невозможнымъ для многихъ. Въ Перекопѣ надо будетъ заплатить акцизной пошлины отъ 18 до 21 руб. съ каждаго воза, тогда какъ прежде чумакъ отправлялся въ Крымъ съ какими нибудь 4 или 5 рублями. За невозможностiю заниматься этимъ промысломъ каждому бѣдняку за него возьмутся промышленники съ капиталами и преимущественно евреи, въ рукахъ которыхъ находится вся мелкая торговля края. Само собою разумѣется, что эти люди не могутъ довольствоваться тѣмъ же барышомъ, которымъ довольствовались чумаки, и слѣдовательно цѣна на соль увеличится не только всею суммою акциза, но также и цифрою барышей, которые пойдутъ на долю торговцевъ. Барыши эти будутъ тѣмъ значительнѣе, чѣмъ болѣе будетъ ограниченъ кругъ людей, которые пойдутъ на долю торговцевъ. Барыши эти будутъ тѣмъ значительнѣе, чѣмъ болѣе будетъ ограниченъ кругъ людей, которые въ состоянiи будутъ заниматься торговлею соли. Мы нисколько не удивимся, если вслѣдствiе введенiя новаго устава цѣна на соль въ Малороссiи удвоится. По бѣдности жителей потребленiе соли въ Малороссiи, даже при цѣнахъ  прежнихъ, было ограничено, но теперь оно будетъ конечно еще менѣе. Намъ не рѣдко случалось слышать въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ заработковъ мало, что соли нѣтъ въ хатѣ. Очень часто про одинокаго, но бѣднаго крестьянина вамъ скажутъ, что онъ безъ соли ѣстъ. Возвышенiе налога на соль, гдѣ есть водяныя сообщенiя, не можетъ имѣть тѣхъ послѣдствiй какъ въ Малороссiи, гдѣ дешевизна ея зависитъ отъ большой конкуренцiи мелкихъ промышленниковъ. Но ограничьте эту конкуренцiю и цѣна возрастетъ сильно. Быть можетъ многiе, имѣя въ виду незначительность расхода на соль, не повѣрятъ намъ, что есть бѣдняки, которые отказываютъ себѣ въ этой роскоши; но таковыхъ мы попросимъ поѣздить по проселочнымъ дорогамъ Малороссiи и посмотрѣть лично, если имъ наши слова покажутся невѣроятными. Но чтобъ понять всю необходимость поваренной соли для человѣческаго организма, мы замѣтимъ, что она составляетъ 1/200 часть нашей крови; слѣдовательно соли находится въ нашей крови въ 2 1/2 раза болѣе, нежели желѣза, отъ присутствiя котораго зависитъ цвѣтъ нашей крови. Уменьшенiе количества желѣза въ крови обнаруживается тотчасъ самыми ясными признаками, ощутительными даже для обыкновеннаго наблюдателя: блѣдность лица, упадокъ силъ и наконецъ смерть. Если недостатокъ одной составной части имѣетъ такiя послѣдствiя, то мы вправѣ заключить, что недостатокъ другой можетъ имѣть не менѣе вредныя послѣдствiя, хотя они и не обнаруживаются очень яркими признаками, тѣмъ болѣе что поваренная соль находится въ крови въ количествѣ въ 21/2 раза большемъ нежели желѣзо. Уменьшенiе поваренной соли въ крови человѣка ослабляетъ дѣятельность пищеварительныхъ органовъ, а это ослабленiе влечетъ также за собою упадокъ силъ и преждевременную смерть. Теперь посмотримъ на сколько полезна соль въ отношенiи экономическомъ. Мы знаемъ, что скотъ очень любитъ кормъ, приправленный солью, что при этомъ онъ гораздо скорѣе тучнѣетъ и гораздо менѣе подверженъ эпидемическимъ заразамъ. Скотоводство же между прочимъ для всей Россiи есть единственное средство пользоваться поземельной собственностью, - на югѣ Россiи, вслѣдствiе дешевизны хлѣба, на сѣверѣ же потому, что здѣсь безъ удобренiя немыслимо хозяйство. Но скотоводство не можетъ быть ведено съ успѣхомъ, если не употребляется при этомъ соль и въ довольно значительномъ количествѣ. А возможно ли ея употребленiе, когда цѣна ея постоянно возрастаетъ? Даже и при цѣнѣ въ 80 или 90 копѣекъ это составитъ значительный расходъ; что же будетъ, если эта цѣна возвысится до 1 р. 50 коп. и притомъ въ Малороссiи, гдѣ денегъ очень мало. Чтобъ поднять нашу сельскую промышленность, намъ необходимо удешевить соль, какъ одно изъ средствъ необходимыхъ для ея развитiя. Мы могли бы сказать еще много въ пользу мнѣнiя о необходимости поваренной соли въ сельскомъ хозяйствѣ, какъ составной части растенiй; но и этого достаточно, чтобъ судить о томъ вредѣ, который является слѣдствiемъ дороговизны этого предмета. Намъ кажется, что налогъ на соль ни сколько не увеличиваетъ государственныхъ доходовъ а, напротивъ, уменьшаетъ ихъ. Мы того мнѣнiя что это налогъ на источники  государственныхъ доходовъ, или лучше сказать, - это есть средство уменьшить государственные доходы по другимъ статьямъ. Мы твердо убѣждены, что даже уничтоженiе его нисколько не понизитъ общей суммы доходовъ а, напротивъ, возвыситъ значительно, на томъ основанiи, что ближайшимъ послѣдствiемъ такой мѣры должно быть улучшенiе сельскаго хозяйства, а съ нимъ и развитiе матерiальнаго благосостоянiя; не говоря уже объ уменьшенiи смертности, объ улучшенiи народнаго здоровья и объ увеличенiи процента возрастанiя народонаселенiя. Въ пополненiе того убытка, который можетъ быть понесенъ при этомъ въ первое время, можно бы смѣло отнести всѣ правительственные расходы на улучшенiе сельскаго хозяйства и скотоводства, потомучто мы не можемъ себѣ представить болѣе полезной мѣры для развитiя сельскаго хозяйства, какъ уничтоженiе налога на соль. Если этотъ налогъ насъ не поражаетъ, то это потому только, что онъ существуетъ давно, къ нему привыкли, для насъ, людей достаточныхъ онъ не такъ ощутителенъ, а слѣдственно и не такъ намъ примѣтенъ, и наконецъ, потомучто естествознанiе въ обществѣ нашемъ слишкомъ мало развито: мы не можемъ еще вполнѣ оцѣнить ту выгоду, которую можетъ извлечь хозяйство изъ дешевой соли. Будемъ ожидать, что министерство финансовъ обратитъ вниманiе на это обстоятельство и найдетъ возможнымъ приступить къ этой реформѣ. Изслѣдованiе вопроса въ гигiеническомъ и экономическомъ отношенiи конечно не оставило бы ни малѣйшаго сомнѣнiя насчетъ невыгодности этого налога и возможности его уничтоженiя.
   Отъ налога на соль перейдемъ къ вопросу о печати въ великомъ княжествѣ финляндскомъ. Въ январѣ мѣсяцѣ правительство предложило финляндскому сейму законъ о печати, которымъ въ Финляндiи система предупрежденiя замѣнена карательными мѣрами. Подобная же мѣра ожидается и для всей Россiи. По этому поводу въ 27 No Московскихъ вѣдомостей была напечатана прекрасная статья, котрая какъ нельзя лучше выразила общественное мнѣнiе по дѣлу печати, и мы не можемъ сдѣлать ничего лучше, какъ просить нашихъ читателей обратить вниманiе на эту статью. Дѣйствительно, обстоятельства въ нашемъ отечествѣ сложились такъ, что подданные одного и того же государства пользуются, смотря по мѣсту своего жительства, не одинаковыми правами. Такъ было въ Финляндiи, въ остзейскихъ провинцiяхъ и въ Польшѣ. Если какiя либо особыя привилегiи становятся возможны для какой либо мѣстности, то отсюда является, какъ прямое и необходимое послѣдствiе, желанiе обособить свой край, выхлопотать для него еще большiя льготы, которыхъ не существуетъ въ остальномъ государствѣ, что переходитъ наконецъ въ явное сепаративное стремленiе. Много вредныхъ послѣдствiй имѣлъ подобный порядокъ вещей и мы надѣемся что правительство даруетъ дѣлу другой исходъ. Россiя, освобожденiемъ крестьянъ съ правомъ на землю, создала у себя такой прочный консервативный элементъ, который можетъ устранить всякiя опасенiя насчетъ ея будущности. Въ особенности это замѣченiе вѣрно по отношенiю къ большей самостоятельности слова. Противоположный порядокъ вещей съ одной стороны придаетъ какую то привлекательность не ясно высказанной мысли, какъ запрещенному плоду, съ другой - отнимаетъ у противной стороны возможность высказать свои убѣжденiя и ясно поставить спорные вопросы, а слѣдовательно воспользоваться тѣми выгодами, котрыя имѣетъ за себя истина. Вмѣсто добросовѣстнаго изслѣдованiя является какое то неловкое положенiе, какая то безцвѣтность и даже шаткость въ сужденiяхъ. Дѣйствительную опасность становится труднымъ отличить отъ призраковъ, которые пугаютъ только одно больное воображенiе. При новомъ порядкѣ люди робкiе увидятъ, что опасенiя ихъ были напрасны и что если русская печать будетъ призвана къ болѣе самостоятельной дѣятельности, то непремѣнно доставитъ своему правительству новыя силы. Указать на эти силы есть задача литературы, а исполнить эту задачу послѣдняя можетъ только тогда, когда получитъ нѣсколько болѣе самостоятельности.
   19 Февраля есть день особенно многозначительный въ исторiи народа Русскаго; съ этого дня начинается для него новая эпоха; въ этотъ день совершилось событiе безпримѣрное въ лѣтописяхъ исторiи: освобожденiе цѣлой трети народонаселенiя земли русской. Проходитъ три года, и новое великое дѣло совершается въ тотъ же день. 19 Февраля 1864 года полагаетъ конецъ тѣмъ смутамъ, которыя тревожили перiодически не только наше отечество, но и цѣлую Европу. Всѣ прежде бывшiе безпорядки въ Польшѣ должны, необходимо, прекратиться, вслѣдствiе экономической реформы, въ силу которой низшiй классъ польскаго народа получаетъ экономическую независимость. Отнынѣ польскiй холопъ, получивъ въ собственность землю, на которой онъ живетъ, прiобрѣтаетъ не мнимую, но дѣйствительную свободу труда и образуетъ новый, не существовавшiй прежде элементъ польскаго народа, - элементъ вполнѣ консервативный, обезпечивающiй обществу не смуты и безпорядки, но дѣйствительное развитiе и постепенный прогрессъ. Крестьянскiй вопросъ въ Польшѣ рѣшонъ окончательно и въ этомъ способѣ его рѣшенiя, мы всегда видѣли единственное средство къ благополучному исходу.
   Другое отрадное явленiе, замѣченное нами въ рѣшенiи польскаго крестьянскаго вопроса, есть общiе выборы для всѣхъ сословiй владѣющихъ землею и право выбирать войтовъ гмины также изъ всѣхъ сословiй. Что касается до нашего отечества, то случалось, что крестьяне выбирали въ старшины своихъ помѣщиковъ, но эти выборы не были утверждаемы; помѣщики также не имѣютъ у насъ голоса на волостныхъ и сельскихъ сходахъ, хотя часто вопросы обсуждаемые на этихъ сходахъ во многомъ касаются ихъ интересовъ. Намъ неизвѣстно на какихъ соображенiяхъ считается это невозможнымъ въ нашемъ отечествѣ, тогда какъ явленiе у насъ дворянства на сельскихъ сходахъ могло бы имѣть только одни благодѣтельныя послѣдствiя, во 1-хъ, какъ влiянiе образованнаго класса на необразованный, во 2-хъ, какъ ознакомленiе образованнаго класса съ народнымъ духомъ, съ его началами и упованiями, чего все болѣе и болѣе недостаетъ нашему образованному классу, и въ 3-хъ, какъ сближенiе обоихъ классовъ, до сихъ поръ разъединенныхъ, посредствомъ общности ихъ интересовъ. Соединенiе въ однѣ общiя волости всѣхъ сельскихъ обывателей также не мало бы способствовало единству управленiя и сокращенiю издержекъ на мѣстные расходы.
   Что касается вопроса о вознагражденiи помѣщиковъ въ Польшѣ, то рѣшенiе его предоставлено повѣрочнымъ коммисiямъ, разумѣется въ извѣстныхъ предѣлахъ. По незнакомству съ мѣстными условiями, мы не можемъ судить объ этомъ предметѣ, и сверхъ того для нашихъ русскихъ читателей этотъ вопросъ имѣетъ не такъ много значенiя.
   И такъ борьба въ Польшѣ кончилась, это можно сказать положительно. Польская аристократiя, стремившаяся ополячить малоруссовъ и бѣлоруссовъ забыла одно: сдѣлать что нибудь для крестьянъ польскихъ. Правительство наше, обезпечивъ польскихъ крестьянъ землею, прiобрѣло симпатiи народа, и тѣмъ уничтожило всякое вредное для него влiянiе польской аристократiи. Но тѣмъ не менѣе въ Польшѣ предстоитъ сдѣлать многое. До насъ доходятъ слухи, что надежды польскихъ крестьянъ очень преувеличены, что они думаютъ получить значительную часть помѣщичьихъ земель. Мы не знаемъ какъ могли возникнуть и распространиться эти надежды, но если справедливо, что онѣ существуютъ, то удовлетворить ихъ невозможно. По этому коммисiямъ, которыя будутъ приводить въ исполненiе положенiе 19 февраля, предстоитъ трудная задача. Съ одной стороны, онѣ должны будутъ исполнять положенiе во всей точности, съ другой, имъ необходимо прiобрѣсти довѣрiе крестьянъ, несбыточныя надежды которыхъ должны быть разрушены.
   Переходимъ къ одному изъ самыхъ важныхъ фактовъ за послѣднее время; это опубликованiе Государственной росписи дохода и расхода на 1864-й годъ. Признаемся мы съ невольнымъ волненiемъ развернули номеръ газеты, замѣтивъ, что роспись опубликована. Первымъ дѣломъ нашимъ было взглянуть на цифру экстраординарныхъ ресурсовъ, потомучто дѣйствительно положенiе наше въ прошедшемъ году и вначалѣ настоящаго года было затруднительно. Но мы были очень удивлены, что цифра дефицита нашего простирается только до 461/2 мил. руб. серебромъ; мы предполагали что она будетъ гораздо выше. Причина такой небольшой, говоря сравнительно, цифры есть значительное увеличенiе обыкновенныхъ государственныхъ доходовъ: они возрасли въ сравненiи съ доходами 1863 года на 32 миллiона рублей, а въ сравненiи съ 1862 годомъ на 61 миллiонъ. Изъ этого видно, что сумма Государственныхъ доходовъ постоянно съ каждымъ годомъ увеличивается, хотя сумма расходовъ увеличивается еще въ большей степени; но это увеличенiе лишь временное, вслѣдствiе чрезвычайныхъ обстоятельствъ. Производимыя реформы въ управленiи, приведенiе армiи на военное положенiе и смуты въ западномъ краѣ требовали и будутъ требовать значительныхъ издержекъ, жалѣть о которыхъ невозможно. За исключенiемъ обратныхъ поступленiй, цыфры обыкновеннаго дохода и расхода за три послѣднiе года представляются въ слѣдующемъ видѣ:
   1862.            1863.            1864.
   Доходъ.....284 774 107 р. /   318 830 644 р. /     346 241 813 р.
   Расходъ...299 532 007 р./   334 538 413 р./     393 327 941 р.
   По различнымъ статьямъ эти цыфры распредѣляются слѣдующимъ образомъ.
      Винный доходъ ............................ 36,9%
      Съ Государствен. имущ. ........  15,3 (въ томъ числѣ съ
      Подати ............................................. 10,4 Ник. желѣз. дор. 2,4%)
      Таможенный доходъ ..................  9,4
      Пособiй Госуд. Казн. изъ
      земск. сбор. и город. дох. ......   6,2
         Правительственныя регалiи ................... 4,2
         Акцизъ съ соли .......................................... 2,5
         Остальные и случайные ...................... 15,1
               ___________________________
                  Всего ....................... 100
   Замѣчательно, что содержанiе почтъ обходится у насъ противъ назначенiя слишкомъ въ 3 мил. рублей. Отчасти причинъ такого явленiя слѣдуетъ искать въ географическомъ положенiи страны: наши пространства заставляютъ выдавать пособiе лицамъ принимающимъ на себя обязанности почтъ-содержателей; но нельзя полагать, что этотъ порядокъ дѣлъ зависитъ совершенно отъ одного географическаго положенiя. Намъ кажется, что въ настоящее время можно было бы измѣнить у насъ условiя содержанiя почтъ, тѣмъ болѣе, что на нѣкоторыхъ трактахъ у насъ существуетъ уже порядокъ, который могъ бы совершенно замѣнить теперешнiй способъ почтовой гоньбы. Мы говоримъ о вольныхъ почтахъ, существующихъ на нѣкоторыхъ трактахъ. Сборъ на содержанiе почтовыхъ лошадей для проѣзда по подорожнымъ преимущественно падаетъ нынѣ на крестьянъ въ видѣ государственныхъ земскихъ повинностей, между тѣмъ какъ крестьяне никогда не пользуются почтовыми лошадьми. Намъ возразятъ, что учрежденiе вольныхъ почтъ не вездѣ возможно, потомучто проѣздъ бываетъ не вездѣ постоянный. Разумѣется если окажется, что въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ нельзя будетъ ввести такой порядокъ почтовой гоньбы, то конечно необходимо будетъ оставить прежнiй порядокъ, но при этомъ и полезно ввести опять систему отдачи содержанiя почтовыхъ лошадей съ торговъ, какъ было прежде; извѣстно, что сумма, выплачиваемая нынѣ изъ земскихъ сборовъ, за содержанiе почтовыхъ лошадей, увеличилась слишкомъ вдвое со времени отдачи почтовой гоньбы благонадежнымъ лицамъ, по выбору почтоваго вѣдомства. Полезно-бы было наблюсти также, чтобъ къ торгамъ вызывались крестьянскiя общества за взаимнымъ ручательствомъ. Тогда устранились бы всѣ аферисты, которые нынѣ становятся посредниками между почтовымъ вѣдомствомъ и лицами дѣйствительно исправляющими почтовую гоньбу.
   Что касается расходовъ, то вышеозначенныя цыфры распредѣляются по различнымъ вѣдомствамъ слѣдующимъ образомъ:
      Расходы по военному вѣдомству:
   -   сухопутному 38,8%
                  ..........................45,5%
   -   морскому ..........6,7
   -   по государственнымъ долгамъ ..............1,5
   -   по министерству финансовъ ....................14-8%
   -   по вѣдомству путей сообщенiя ..............6,4.
   -   по министерству внутреннихъ дѣлъ ..3,1
   -   по почтовому вѣдомству ............................3,-
   -   по министерству госуд. имуществъ ....2,3
   -   по минист. императорскаго двора..........2,-
   -   по министерству юстицiи ...........................1,6
   -   по министерству народ. просвѣщенiя 1,5
   -   по остальнымъ вѣдомствамъ недо-
         боръ въ доходахъ ................................4,8
                  _____________
                     100
   Расходы на содержанiе центральной администрацiи распредѣляются по вѣдомствамъ въ слѣдующемъ порядкѣ:
      Министерство военное ................................... 1 726 167
      Морское министерство ................................... 1 623 622
      Министерство финансовъ ............................. 1 506 147
      Высшiя государственныя учрежденiя ........ 1 203 454
      Министерство государ. имуществъ ................ 807 915
      Главное управленiе путей сообщенiя ............ 784 366
      Министерство внутреннихъ дѣлъ ................... 593 787
      Почтовое вѣдомство .............................................. 325 525
      Государственный контроль ................................. 326 258
      Министерство народнаго просвѣщенiя ........... 161 157
      Министерство юстицiи ......................................... 143 783
   Общiй взглядъ на нашъ бюджетъ указываетъ, что приведенiе нашихъ финансовъ въ лучшее положенiе было-бы возможно, еслибъ не временныя затрудненiя, вслѣдствiе военныхъ обстоятельствъ и предпринятыхъ реформъ. Дѣйствительно обыкновенные государственные доходы возрасли значительно и могли-бы покрыть обыкновенные государственные расходы. Мы не скрываемъ однакожъ отъ себя тѣхъ затрудненiй, которыя должно преодолѣть наше министерство финансовъ, чтобъ удовлетворить необходимымъ потребностямъ государства, въ особенности при осуществленiи реформъ, вызванныхъ временемъ и обстоятельствами. При такомъ положенiи государства, въ которомъ находится наше отечество, каждое вѣдомство нуждается въ средствахъ для осуществленiя необходимыхъ нововведенiй. Старый порядокъ, совмѣстный только съ крѣпостнымъ правомъ долженъ быть значительно измѣненъ, а первое условiе этого измѣненiя есть необходимость въ денежныхъ средствахъ, между тѣмъ создавать новые источники государственнхъ доходовъ затруднительно, точно также какъ и возвышать налоги. Невсегда возвышенiе налога возвышаетъ количество дохода; часто бываетъ на оборотъ. Въ настоящее время сумма всѣхъ доходовъ, получаемыхъ государствомъ заисключенiемъ оборотныхъ суммъ, простирается до 346 миллiоновъ рублей. Считая, что Россiя имѣетъ до 30 мил. мужескаго населенiя и что число способныхъ платить подати и повинности простирается до 40 проц. это составитъ 12 мил. Такимъ образомъ на каждаго взрослаго мужчину приходится по 28 руб. 85 коп, кромѣ земскихъ сборовъ, городскихъ и сословныхъ расходовъ. Чтоже касается до изысканiя новыхъ источниковъ, то оно становится еще затруднительнѣе. Никто не станетъ отрицать того влiянiя, которое оказываютъ установленiя новыхъ источниковъ государственнаго дохода на развитiе и успѣхъ промышленности и торговли, и также на успѣшное поступленiе прежнихъ статей дохода. Всѣ отрасли доходовъ, какъ частныхъ такъ и государственныхъ, находятся въ тѣсной связи между собою и опредѣлить влiянiе однихъ на другiя почти нѣтъ никакой возможности. Это замѣчанiе въ особенности можетъ быть справедливо по отношенiю къ нашему отечеству, въ которомъ обширное географическое протяженiе, рѣдкость населенiя и низкiй уровень образованiя полагаютъ важныя препятствiя для собиранiя вѣрныхъ статистическихъ данныхъ, на основанiи которыхъ можно-бы было составить какое-нибудь заключенiе. При такихъ обстоятельствахъ, предположенiе повидимому самое основательное можетъ не имѣть на практикѣ тѣхъ результатовъ, которыхъ отъ него ожидали. Собиранiе необходимыхъ свѣденiй для всякаго офицiальнаго лица представляетъ громадныя трудности и, въ особенности, для министерства финансовъ, которому необходимы самыя вѣрныя и положительныя данныя. Не имѣя же вѣрной точки опоры министерство финансовъ должно отыскивать само средства для удовлетворенiя потребностямъ по всѣмъ отраслямъ управленiя; къ этимъ трудностямъ по управленiю нашими финансами присоединяются еще другiя, созданныя предшествовавшими событiями, а именно упадокъ цѣнности монетной единицы, низкое положенiе вексельнаго курса и застой въ промышленной и торговой дѣятельности. Наконецъ, къ числу этихъ же трудностей относится и система нашихъ косвенныхъ налоговъ, изъ которыхъ акцизъ съ хлѣбнаго вина есть самая главная статья государственныхъ доходовъ. Въ суммѣ всѣхъ доходовъ эта статья составляетъ почти 37 проп. Отсюда понятно сколько необходимо вниманiя и бдительности, чтобъ въ этой статьѣ непроизошло значительнаго пониженiя.
   Въ послѣднее время въ газетахъ являются жалобы на развитiе у насъ пьянства и на увеличиванiе числа мѣстъ для распивочной продажи вина. Эти жалобы сопровождаются предположенiями, что для уменьшенiя пьянства необходимо возвысить патентный сборъ съ розничной продажи и тѣмъ уменьшить количество этихъ мѣстъ. Дѣйствительно нельзя не согласиться, что большое количество хлѣбнаго вина потребляется именно потому, что число мѣстъ раздробительной продажи увеличивается съ каждымъ днемъ.
   Изъ всего сказаннаго очевидно сколько нужно преодолѣть затрудненiй, чтобы установить равновѣсiе между обыкновенными доходами и расходами, а такъ какъ настоящее время не можетъ считаться нормальнымъ, то мы не могли обойтись безъ займа въ 46 мил. руб. серебромъ. Мы сожалѣемъ только о томъ, что эти займы дѣлаются билетами государственнаго казначейства и металлическими билетами государственнаго банка: тѣ и другiе имѣютъ свойство обращаться какъ деньги, стало быть выпускъ ихъ равнозначителенъ выпуску кредитныхъ билетовъ. Бумаги эти увеличиваютъ собою массу денежныхъ знаковъ, находящихся въ обращенiи и такимъ образомъ то, что сдѣлано уменьшенiемъ кредитныхъ билетовъ уничтожается выпускомъ серiй и металлическихъ билетовъ. Хотя мы и не считаемъ необходимымъ возстановленiе цѣнности кредитнаго рубля и съ этою цѣлiю извлеченiе изъ обращенiя кредитныхъ билетовъ; даже напротивъ считаемъ это вреднымъ для большинства, - но тѣмъ не менѣе увеличенiе денежныхъ знаковъ приноситъ вредъ, возвышая цѣнность всѣхъ предметовъ потребленiя, а это не можетъ быть выгодно ни для общества, ни для правительства.
   Сравнивая нашъ бюджетъ съ бюджетомъ Англiи, мы видимъ, что доходы Англiи простираются до 416 мил. а расходы до 401 мил. рублей серебромъ; поэтому нашъ расходъ только на 8 м. менѣе расхода Англiи, доходъ же на 60 м. менѣе. Въ нашемъ бюджетѣ значится 37 м. расхода по военнымъ обстоятельствамъ, и слѣдовательно излишне издерживается только 54 м., не смотря на пространство и двойное количество народонаселенiя. При этомъ надо замѣтить, что въ Англiи военная служба отправляется по найму и всѣ служащiе въ гражданской службѣ получаютъ громадное содержанiе, которое ихъ обезпечиваетъ вполнѣ. Въ англiйскомъ бюджетѣ есть особенность которая отличаетъ его отъ всѣхъ европейскихъ бюджетовъ, а именно, что доходы государства постоянно превышаютъ расходы. Этотъ излишекъ идетъ на постоянное пониженiе налоговъ. Не смотря на это, доходы государства постоянно возвышаются и всегда дѣйствительный доходъ превышаетъ смѣтное исчисленiе. Такое превосходное состоянiе государственныхъ финансовъ зависитъ отъ многихъ причинъ. Богатство страны и громадное развитiе торговли конечно имѣютъ здѣсь значенiе, но только потому, что и правительство, и парламентъ держатся правильной экономической системы и дѣйствуютъ въ одномъ и томъ же направленiи со верменъ Роберта Пиля. Опытъ вполнѣ подтверждаетъ идеи великаго человѣка и въ Англiи, вслѣдствiе принятой системы, уменьшаются не только налоги, но вмѣстѣ съ тѣмъ и цифра государственнаго долга и количество бѣдныхъ, получающихъ содержанiе отъ приходовъ. Кому же преимущественно принадлежитъ эта заслуга: учрежденiямъ ли Англiи или ея государственнымъ людямъ? Конечно нельзя не признать въ извѣстной мѣрѣ заслугу англiйскихъ государственныхъ людей, но, какъ бы ни былъ генiаленъ канцлеръ казначейства, безъ содѣйствiя парламента онъ никогда бы не могъ достигнуть тѣхъ результатовъ, которые мы видимъ въ настоящее время. Но... до другого раза, а теперь просимъ читателя извинить насъ, если лѣтопись наша не заинтересуетъ его.

"Время", No 7, 1864

НАШИ ДОМАШНIЯ ДѢЛА

_______

   Нѣчто о кругѣ "домашнихъ дѣлъ". - Недостаточность содержанiя духовно-учебныхъ заведенiй и мысли, къ которымъ неизбѣжно ведетъ это обстоятельство. - Постановленiе вятскихъ крестьянъ объ улучшенiи быта ихъ духовенства. - Будущее рѣшенiе вопроса о крестьянскомъ самоуправленiи. - Начатiе работъ южной желѣзной дороги. - Нѣмая мольба косарскихъ ногъ. - Подарокъ крестьянина Волкова его односельцамъ.
   Обозрѣвая ходъ нашихъ домашнихъ дѣлъ, мы не считаемъ себя въ правѣ дѣлать строгiй выборъ предметовъ, къ которымъ относятся замѣчаемыя явленiя, - обходить умышленно одни и сильнѣе напирать на другiе по своему одиночному разумѣнiю: въ домашней жизни общества, какъ во внутренней жизни отдѣльнаго человѣка, всякое явленiе дорого и важно, и - кто знаетъ, которое изъ нихъ, въ своемъ дальнѣйшемъ развитiи, сильнѣе отразится на организмѣ и поведетъ къ болѣе важнымъ результатамъ?.. Сидя въ четырехъ стѣнахъ и предаваясь чистому умозрѣнiю, можно изобрѣсть много прелестнѣйшихъ мыслей, составить стройную систему домашней жизни и по этой системѣ начать сортировать явленiя. Но можетъ также въ окно къ уединенному мыслителю подуть вольный воздухъ съ полей и разнести въ прахъ стройную систему, такъ что подъ его влiянiемъ мыслитель, сбиравшiйся говорить о воздушныхъ замкахъ, вдругъ, самъ того не замѣчая, заговоритъ о черноземѣ или о чемъ нибудь подобномъ. Бываютъ такiя вещи, что какой-нибудь журналъ, долго усиливавшiйся всячески тѣшиться и глумиться надъ тѣми, кто звалъ къ землѣ людей, уносящихся въ океанъ воздушный, вдругъ, по неотразимому велѣнiю текущей своимъ путемъ жизни, остановится напримѣръ на средствахъ къ устроенiю нашего матерiальнаго общественнаго благосостоянiя и скажетъ такiя слова:
   "...Пока силы наши слабы и средства наши не велики, намъ надо стремиться къ общественнымъ цѣлямъ не врознь, не въ разбивку, а пос

Другие авторы
  • Плевако Федор Никифорович
  • Крузенштерн Иван Федорович
  • Булгарин Фаддей Венедиктович
  • Фукс Георг
  • Ознобишин Дмитрий Петрович
  • Журавская Зинаида Николаевна
  • Макаров И.
  • Кудряшов Петр Михайлович
  • Христиан Фон Гамле
  • Адикаевский Василий Васильевич
  • Другие произведения
  • Ободовский Платон Григорьевич - Эрминия
  • Семенов Леонид Дмитриевич - Городовые
  • Батеньков Гавриил Степанович - Развитие свободных идей
  • Сальгари Эмилио - Смертельные враги
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Современные исторические труды в России... Письма А. В. Александрова к издателю "Маяка"
  • Морозов Михаил Михайлович - Кристофер Марло
  • Тумповская Маргарита Мариановна - Избранные стихотворения
  • Полонский Яков Петрович - В засуху
  • Гольц-Миллер Иван Иванович - И. И. Гольц-Миллер: биобиблиографическая справка
  • Позняков Николай Иванович - Две милостыни
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа