Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела, Страница 24

Порецкий Александр Устинович - Наши домашние дела


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

тъ, что тутъ было два свидѣтеля, и называетъ ихъ по именамъ. Слѣдователь вызываетъ свидѣтелей; являются два какихъ-то господина, готовые за цѣлковый и полштофа водки принять присягу въ чемъ угодно... Слѣдователь, видя, что В. выгораживаетъ себя свидѣтелями такъ, что остается предъ судомъ даже и не въ подозрѣнiи, догадался употребить тотъ же способъ, которымъ была доказана невинность Сусанны: спрашиваетъ одного свидѣтеля, при немъ ли В. купилъ у Б. лошадь? Тотъ отвѣчаетъ: при немъ. - Гдѣ? - На базарѣ. - Можешь указать мѣсто покупки? - Свидѣтель сначала замѣшался, потомъ отвѣтилъ, что можетъ. Слѣдователь идетъ вмѣстѣ съ свидѣтелемъ на базаръ, и тотъ указываетъ на мѣсто купли лошади. Слѣдователь, недавая ему возможности видѣться съ товарищемъ, вызываетъ другого свидѣтеля, и съ тѣмъ повторяетъ туже исторiю; но мѣсто, указаное этимъ свидѣтелемъ, находится отъ мѣста перваго свидѣтеля въ разстоянiи покрайней-мѣрѣ саженъ на двѣсти. Послѣ того онъ даетъ имъ очной сводъ; на сводѣ оба свидѣтеля сначала страшно смѣшались, но потомъ одинъ поправился и говоритъ, что забылъ гдѣ видѣлъ, какъ В. покупалъ лошадь у Б., а теперь, припомнивши, онъ согласенъ съ показанiемъ своего товарища; слѣдователь потомъ даетъ имъ по одиночкѣ своды съ В., который показалъ третье мѣсто купли. В., видя, что въ подговорѣ забылъ одну статью, остается на своемъ показанiи, и несмотря на всѣ убѣжденiя своихъ свидѣтелей, утверждаетъ, что купилъ лошадь вовсе не на томъ мѣстѣ, гдѣ показываютъ свидѣтели, а на томъ, гдѣ онъ показываетъ... Такимъ образомъ безпрерывными очными ставками слѣдователю удалось спутать противорѣчiями В., но тѣмъ неменѣе, имѣя за собой въ резервѣ росписку, полученную въ полицiи, В. все-таки не сознался, что подговаривалъ Б. красть лошадь и служилъ прiемщикомъ и переводчикомъ ея."
   Читая такiе чудные примѣры, какъ не одушевиться на покорнѣйшую просьбу къ представителямъ полицейской власти, чтобы не становились они поперегъ горла судебнымъ слѣдователямъ? Но чтò наши мольбы! Онѣ не помогутъ, онѣ не могутъ помочь, да и тѣ, къ кому мы обращаемся, не въ силахъ исполнить нашу непрактичную просьбу. Тутъ уже не въ томъ дѣло... "Главной причиной того (сказано въ цитируемой нами статьѣ), что наказъ судебнымъ слѣдователямъ не удовлетворилъ ни ту, ни другую сторону, - то-есть ни общество, ни тѣхъ, кто долженъ былъ проводить учрежденiе въ общество, была по нашему мнѣнiю его одиночность. Входя въ жизнь и въ тоже время оставляя за собой и передъ собой городскiя и земскiя полицiи, уѣздные суды, городовые магистраты и уголовныя палаты, въ прежнемъ ихъ составѣ и съ прежними принципами, учрежденiе судебныхъ слѣдователей было уже парализовано въ самомъ зародышѣ" и проч. Такъ вотъ какой хвостъ еще тянется за нами въ новое тысячелѣтiе, и скоро ли отрубятъ его у насъ - мы навѣрное незнаемъ.
   Но если оказывается жестокимъ наше общее требованiе отъ всѣхъ представителей полицейской власти; если исполненiе его повлекло бы за собой для нихъ тяжкiя жертвы, самоотреченiе и вообще непосильный подвигъ; если наконецъ оно въ настоящее время еще непрактично по существующему общему строю дѣлъ, - то покрайней-мѣрѣ г. рязанскiй полицмейстеръ вѣроятно не отказалъ бы намъ въ просьбѣ утѣшить г. Метелькова для начала тысячелѣтiя, покончивъ съ нимъ расчетъ на той сторонѣ, т. е. уплативъ ему тамъ долги по документамъ. Посудите сами: г. Метельковъ еще въ 1850 и 1851 г. (вѣдь это очень давно!) представилъ ко взысканiю въ рязанскую полицiю долговые акты, и успокоился, надѣясь, что долги его рано ли, поздно ли будутъ взысканы. Но вотъ въ концѣ тысячелѣтiя узнаетъ онъ, что дѣла его давнымъ-давно рѣшены и сданы въ архивъ, документы возвращены должникамъ, а деньги... денегъ нѣтъ, и гдѣ онѣ - неизвѣстно. Г. полицмейстеръ объяснилъ очень резонно, что "о причинахъ зачисленiя дѣлъ рѣшоными, безъ дѣйствительнаго по нимъ удовлетворенiя, за выбытiемъ производителей самыхъ дѣлъ, объяснить невозможно". Видите ли какъ это ясно! Но чтó вы будете дѣлать съ г. Метельковымъ, если онъ и засимъ еще считаетъ себя неудовлетвореннымъ и все ждетъ какого-то отвѣта отъ полицiи, опираясь на то, что самъ-то г. полицмейстеръ остается изъ полицiи невыбывшимъ? ("Моск. Вѣд." No 169.) Въ виду такого упрямства г. Метелькова можно предполагать, что онъ способенъ втеченiе всего наступившаго тысячелѣтiя не измѣнить своего горькаго убѣжденiя, что рязанская полицiя должна выдать ему деньги по его долговымъ актамъ; а потому и желательно было бы, чтобы г. полицмейстеръ расчитался съ нимъ какъ-нибудь, неперенося съ того берега дѣлъ, уже тамъ рѣшоныхъ и въ архивъ сданныхъ.
   Да внушитъ провидѣнiе распорядителямъ московско-коломенской желѣзной дороги благую мысль оставить въ достоянiе прошлому тысячелѣтiю ихъ небрежно-презрительные взгляды на публику вообще и на публику третьяго класса въ особенности и по преимуществу! Воззванiе это мы дѣлаемъ на основанiи извѣстiй, сообщаемыхъ гг. А. Мансуровымъ (въ 169 No "Моск. Вѣд.") и нѣкiимъ Философомъ Гороховымъ (въ 68 No "Совр. Слова"). Первый размышляетъ, что на коломенской дорогѣ мѣста очень дороги: третiй классъ стоитъ 1 р. 36 к.; что рабочему человѣку платить 1 р. 36 к. тяжело, даже очень тяжело. Вотъ какой представляется тутъ расчетъ:
   Пѣшкомъ мужикъ дойдетъ до Коломны въ два дня; въ дорогѣ истратитъ на харчи 30 к. Проѣдетъ на облучкѣ у ямщика одинъ день и проѣстъ 15 к. Въ первомъ случаѣ два рабочихъ дня стоятъ лѣтомъ 1 руб., стало-быть дорога обойдется въ 1 р. 30 к.; а заплативъ ямщику полтинникъ и потерявъ одинъ день, рабочiй человѣкъ истратитъ 1 р. 15 к. Теперь на желѣзной дорогѣ: употребитъ полсутокъ - 25 к., проѣстъ 10 к., заплатитъ за мѣсто 1 р. 36 к., всего стало-быть потеряетъ 1 р. 71 к. При этомъ является еще слѣдующее соображенiе: пѣшкомъ рабочiй безъ крайней нужды не пойдетъ, - онъ измучается дорогой, а за 50 к. теперь ямщикъ не повезетъ, такъ какъ прежде онъ возилъ за эту цѣну мужиковъ, сажая внутрь тарантаса достаточныхъ людей по 3 руб., съ человѣка. Теперь никто не поѣдетъ въ тарантасѣ за 3 руб. а посадить однихъ мужиковъ по полтиннику - ямщику невыгодно."
   Зачто же, милостивые государи, такая немилость къ бѣдной третьеклассной публикѣ, что нѣтъ ей ни малѣйшей льготы отъ существованiя коломенской желѣзной дороги? "Желательно - возглашаемъ мы словами возродившагося "Дня", - чтобы господа учредители частныхъ компанiй, которыхъ предпрiимчивости желѣзныя дороги и пароходы обязаны своимъ существованiемъ, устроили, по примѣру николаевской желѣзной дороги, дешовые, хотя и не столь скорые поѣзды, и вообще обратили бы вниманiе на удобства пасажировъ третьяго класса, съ которыми иногда обращаются слишкомъ нецеремонно и запросто."
   О нецеремонности и о самой крайней степени ея стóитъ прочитать расказъ г. Философа Горохова...
   "30 iюля въ 12 часовъ дня - говоритъ онъ - я обратился на московской станцiи саратовской желѣзной дороги къ кассиру съ просьбою выдать мнѣ два билета до Либерцовъ (первой станцiи въ девятнадцати верстахъ отъ Москвы), куда мнѣ нужно было по дѣлу съѣздить. Кассиръ, несоблюдая очереди въ выдачѣ билетовъ, подалъ таковые четыремъ лицамъ, послѣ меня пришедшимъ, а я остался у окна кассы въ ожиданiи, что и моя просьба будетъ удовлетворена; потомъ онъ во второй разъ меня спросилъ, чтó мнѣ нужно? Я повторилъ мою просьбу о двухъ билетахъ до Либерцовъ. Тогда онъ мнѣ сказалъ, что у нихъ въ конторѣ нѣтъ билетовъ напечатаныхъ до Либерцовъ, а подалъ мнѣ билеты на первый поѣздъ до станцiи Роменской, пространствомъ на 60 верстъ отъ Москвы, съ поясненiемъ именно такими словами, что я могу слѣзть въ Либерцахъ, а билеты долженъ взять до Роменскаго, ибо у нихъ нѣтъ билетовъ до другихъ станцiй. Я ему еще отвѣтилъ, что желаю сойти въ Либерцахъ, и что будетъ ли справедливо брать съ меня деньги за разстоянiе на 60 верстъ, когда я ѣду только на 19, и по крайней необходимости взялъ билеты. Когда всѣ другiе ѣдущiе пасажиры усѣлись въ вагоны, то оказалось, что многiе, которымъ слѣдовало ѣхать до станцiи Фаустовой, на 75 верстъ, уступая также необходимости поѣздки и прiѣзда на московскую станцiю, получили билеты на 106 верстъ, до самаго Коломенскаго, что въ кассѣ будто только и имѣются напечатаные билеты до пунктовъ Ромны и Коломны. При выходѣ въ Либерцахъ я встрѣтилъ мужичка, уже немолодого, утомившагося, прошедшаго пѣшкомъ изъ Москвы, неуспѣвшаго съ петербургской машины пересѣсть вó-время на коломенскую и послѣ желавшаго уже соблюсти экономiю проходомъ въ Либерцы, гдѣ онъ намѣревался сѣсть на машину до Коломны. И надобно было видѣть его отчаянiе, когда съ него взяли тѣже деньги, чтó заплачено и ѣдущими изъ Москвы! Онъ горько жаловался всѣмъ на такую несправедливость... Пришолъ поѣздъ и коломенскiй, и съ насъ, ѣхавшихъ изъ Либерцовъ обратно въ Москву, взяли деньги не за 19, а за 60 верстъ, какъ-будтобы мы ѣхали отъ Роменскаго. Билетовъ на проѣздъ здѣсь не выдавали, а деньги сбиралъ одинъ кондукторъ прямо себѣ въ мѣшокъ, и весьма любопытно послѣ этого знать, какъ повѣряетъ его въ такомъ сборѣ доходовъ контора?.. Кто не платилъ за разстоянiе, на билетахъ напечатаное, того не садили."
   Такъ кáкъ же, гг. распорядители: нѣтъ билетовъ до Либерцовъ? и достать ихъ стало-быть вы не имѣете возможности... даже въ текущемъ тысячелѣтiи? Достаньте, хоть ради его и вашего добраго имени, какъ-нибудь и гдѣ-нибудь, а распоряженiе - брать за 60 вмѣсто 19 верстъ, распоряженiе, имѣющее такое разительное сходство съ маклачествомъ, оставьте на той сторонѣ!
   Затѣмъ посовѣтовали бы мы г. Зрителю-Колошину бросить на той сторонѣ свою скверную зрительную трубку съ предательскими стеклами, показывающими ему бóльшую часть предметовъ навыворотъ и вверхъ ногами, а нѣкоторыя очень серьозныя и нравственныя вещи - въ такомъ грязномъ и непристойномъ видѣ, что человѣку съ чистыми мыслями и чувствами совсѣмъ смотрѣть нельзя. Можете вообразить напримѣръ: слiянiе сословiй представляется въ этой трубкѣ какимъ-то "скрещенiемъ породъ". Г. Колошинъ, довѣрившись трубкѣ, такъ и понялъ слiянiе сословiй, и потому на 277 страницѣ "Зрителя" нарисовалъ неприличнѣйшую картинку, изображающую толстую крестьянку на колѣняхъ у франтовски-одѣтаго господина и элегантную барышню на колѣняхъ у кучера. Незадолго передъ тѣмъ было напечатано въ "Зрителѣ" письмо какого-то наивнаго подписчика, расказавшаго, что въ Петровскомъ-Разумовскомъ былъ дешовый концертъ любителей, а послѣ концерта танцы, причемъ произошла попытка сближенiя сословiй, состоявшая въ томъ, что кавалеры вздумали выбрать себѣ дамъ изъ бывшихъ въ концертѣ поселянокъ, а къ дамамъ распорядители праздника подвели поселянъ, и составившiяся такимъ образомъ пары ходили польскiй... Наивный авторъ отъ души восхищается этой увеселительной попыткой; а г. Зритель-Колошинъ, нагло обманутый тѣми же предательскими стеклами своей трубки, тиснулъ при этомъ слѣдующее подстрочное примѣчанiе:
   "Помѣщая письмо нашего почтеннаго подписчика, мы дѣлаемъ это въ полной увѣренности, что онъ шутитъ. Можно ли допустить и въ одномъ благоразумномъ человѣкѣ желанiе сближенiя кучеровъ съ благовоспитанными женщинами и крестьянскихъ дѣвокъ съ приличными мужчинами?.. Чтобы могли когда-нибудь смѣшаться выростковые сапоги съ брюками и ситцевые сарафаны съ фраками, объ этомъ дозволено мечтать только дѣтямъ, да и то несовсѣмъ хорошо воспитаннымъ."
   Какъ хорошо воспитанъ Зритель, это показываетъ вамъ его затхлая мысль о "скрещенiи породъ", дальше которой ужь онъ не пойдетъ.
   Далѣе, совѣтовали бы мы господамъ Новотору и новоторжскому градскому головѣ Луковникову оставить на той сторонѣ свои оправданiя противъ статьи г. Шишмарева о бывшемъ съ нимъ случаѣ въ Торжкѣ на пожарѣ, потомучто оправданiя эти такъ слабы и такъ мало измѣняютъ сущность дѣла, что благороднѣе было бы со стороны оправдывающихся принять совершившiйся фактъ безъ измѣненiй, тѣмъ болѣе что онъ на массу новоторжскихъ гражданъ никакого пятна и безчестья не кладетъ, ибо объясняется существовавшимъ общимъ настроенiемъ умовъ, имѣвшимъ свои источники; понятiя же о г. Вавулинѣ, составившагося у читающей публики, уже ничто не измѣнитъ, если только онъ не докажетъ положительно, что все расказанное о немъ г. Шишмаревымъ - неправда; также и фразу, произнесенную толпой новоторжскихъ гражданъ, выразившихъ въ ней свое мнѣнiе о г. мѣстномъ городничемъ, уже ничѣмъ не сотрешь съ газетныхъ столбцовъ. О чемъ же больше хлопотать?..
   Но съ чѣмъ весьма надлежало бы разстаться навсегда при вступленiи въ новое тысячелѣтiе, это съ повторенiями исторiи Мортары, подобными тому, о которомъ повѣствуетъ г. И. Герцманъ въ "Одесскомъ Вѣстникѣ". Вотъ сiе повѣствованiе:
   "Нѣкто еврей Кайфманъ, изъ Аннополя, избралъ себѣ супругу изъ извѣстнаго въ Острогѣ семейства - Соскисъ. Послѣ семилѣтней супружеской жизни, во время которой Кайфманъ прижилъ двухъ дѣтей - дочь и сына, онъ влюбился въ какую-то дѣвицу-христiанку, и какъ водится, возненавидѣлъ свою жену. Однажды онъ предложилъ своей супругѣ разводъ. Поражонная неожиданнымъ ударомъ, она не согласилась однако на разводъ, потомучто уважала Кайфмана какъ отца семейства и любила его какъ мужа. Тщетны были всѣ усилiя Кайфмана къ расторженiю брака. Но какъ ни горько было супругѣ видѣть явную измѣну мужа, она рѣшилась покориться своей участи, и живя одна въ своемъ домѣ, приобрѣтала собственными трудами пропитанiе для себя и своихъ дѣтей. Наконецъ, видя, что нѣтъ никакого средства избавиться отъ жены, Кайфманъ принялъ христiанскую вѣру, въ полной надеждѣ достигнуть своей цѣли. Послѣ этого прошло около двухъ лѣтъ, и слѣдъ его простылъ. Оставшаяся супруга, послѣ долгихъ страданiй, наконецъ утѣшилась, забыла о мужѣ и поселилась съ своими дѣтьми въ Славитѣ.
   "Нѣсколько недѣль тому назадъ въ г. Острогъ неожиданно привели въ оковахъ жену Кайфмана, державшую на рукахъ трехлѣтняго сына. Ихъ отправили въ тюрьму, а потомъ препроводили къ городничему, который съ угрозою потребовалъ отъ нея ребенка, чтобы обратить его въ христiанскую вѣру, согласно желанiю родителя. Со слезами на глазахъ бѣдная женщина объяснила при этомъ, что два года прошло уже съ тѣхъ поръ, какъ мужъ ея оставилъ семью, неизвѣстно гдѣ поселился и предоставилъ участь ребенка материнскому ея попеченiю. "Почему же, прибавила она, хотите вы отнять у меня мою кровь, мое утѣшенiе?.." Она крѣпко обняла своего ребенка, какбы недопуская насильственнаго захвата. Ее вторично отправили съ ребенкомъ въ тюрьму, куда не допустили ни одного изъ ея родственниковъ для поданiя ей пищи. Три дня провела она тамъ, неѣвши, непивши. "Умру, говорила она, но не хочу видѣть моего младенца въ чужихъ рукахъ." Послѣ того ее опять привели съ ребенкомъ къ городничему. Но такъ какъ и послѣ настоятельныхъ требованiй она не согласилась отдать своего сына, то ее возвратили въ тюрьму и посадили на хлѣбъ и на воду. Въ такомъ положенiи она находилась съ сыномъ цѣлый мѣсяцъ. Однажды для осмотра тюремнаго замка прибылъ начальникъ, которому пришлось навѣстить и камеру, гдѣ находилась эта женщина. На вопросъ его, по какому преступленiю она содержится, смотритель объяснилъ всѣ подробности дѣла. "Чтоже вамъ до этой женщины? Возьмите у ней ребенка, а ее освободите." Рѣшено - сдѣлано. 27 мая текущаго года городничiй привелъ въ тюрьму нѣсколько человѣкъ нижнихъ полицейскихъ чиновъ и началъ съ узницей самый мягкiй и прiятный разговоръ. Онъ увѣрялъ ее, будто мужъ ея желаетъ видѣть ребенка, поцѣловать его и возвратить потомъ къ матери. Она вышла на улицу, держа ребенка на рукахъ, но тутъ нѣсколько человѣкъ взяли у ней насильно младенца и вручили его какой-то служанкѣ, чтобы отнести на мѣсто крещенiя. Между тѣмъ въ церкви собралось довольно прихожанъ, которыхъ пригласили избрать изъ среды своей воспрiемнаго отца. Всѣ въ одинъ голосъ порѣшили: отдать ребенка въ руки какого-то десятскаго, съ платежомъ ему по девяти рублей въ годъ!"
   Странное происшествiе, даже очень странное! Намъ даже незнаю почему кажется, что тутъ должно-быть что-нибудь не такъ; а впрочемъ можетъ-быть это только такъ кажется. Во всякомъ случаѣ разбирать это дѣло, впредь до объясненiя съ другой стороны, страшно. Мы можемъ только желать, чтобы ни этого, ни другихъ подобныхъ ему происшествiй не было на Руси.
   Наконецъ, хорошо еслибъ не было впредь на Руси Владимiровъ Владимiровичей Трушинскихъ... Это что еще такое? спросите вы. Да вотъ что. Въ пронскомъ уѣздѣ рязанской губернiи есть село Панкино, а въ томъ селѣ Панкинѣ помѣщица Екатерина Павловна Трушинская; у ней супругъ Владимiръ Ивановичъ и сынокъ Владимiръ Владимiровичъ. Однажды временно-обязанная дворовая дѣвица сихъ помѣщиковъ Евфимiя Савельева явилась къ мировому посреднику г. Федюкину и жалобилась, что Владимiръ Владимiровичъ избилъ ее безъ всякой причины. Пожаловавшись, она пояснила, что Владимiръ Владимiровичъ постоянно пребываетъ въ нетрезвомъ видѣ, бьетъ всѣхъ, кто попадаетъ ему на глаза, и часто гоняется съ ножомъ, угрожая зарѣзать. Поэтому - избавьте дескать меня, г. посредникъ, отъ столь мучительной жизни; а сама-де помѣщица Екатерина Павловна имѣетъ доброе сердце, и любя безъ мѣры сына, всегда ему потворствуетъ и не останавливаетъ его отъ неприличныхъ поступковъ. Надо же было случиться такъ, что при жалобѣ Савельевой лично присутствовалъ самъ помѣщикъ-родитель, Владимiръ Ивановичъ, и вообразите - онъ со всею искренностью подтверждаетъ справедливость всѣхъ словъ просительницы, прибавляя, что сынокъ его, отъ потворства маменьки, отбился отъ рукъ; что самъ онъ, родитель, ничего съ нимъ сдѣлать не можетъ, и что нетолько дворовымъ людямъ, но и ему скоро придется уйти изъ дома. Послѣ такого откровеннаго и нелицепрiятнаго заявленiя посредникъ написалъ письмо Екатеринѣ Павловнѣ, прося ее убѣдить сынка вести себя приличнѣе и не драться. Получивъ и прочитавъ письмо, Екатерина Павловна позвала сотника и приказала ему выгнать Евфимью Савельеву съ двумя ея дочерьми - пяти и двухъ лѣть - изъ дома и изъ села. Приходитъ Евфимья опять къ посреднику и говоритъ, что незнаетъ теперь, гдѣ ей съ дѣвочками приклонить голову. Посредникъ выдаетъ ей увольнительный актъ, а съ г-жи Трушинской взыскиваетъ на двухъ малолѣтнихъ, за десять мѣсяцевъ, восемь рублей. Конечно это распоряженiе г. Федюкина утверждено губернскимъ присутствiемъ.
   Итакъ Владимiръ Владимiровичъ Трушинскiй по всей справедливости долженъ былъ бы подлежать къ сдачѣ въ архивъ прошлаго тысячелѣтiя, ибо онъ скорѣе можетъ служить любопытнымъ экземпляромъ въ какомъ-либо археологическомъ музеѣ, нежели сноснымъ членомъ въ живомъ, современномъ намъ обществѣ.
   Еслибы однако все вышеисчисленное въ самомъ дѣлѣ осталось назади и не потянулось за нами, - чтоже бы мы взяли съ собою въ дальнѣйшiй путь? Найдется, милостивые государи, найдется кое-что и захватить; а въ случаѣ чего недостанетъ - наживемъ! Мы не наслѣдники богачей, праздно пользующiеся накопленными прежде насъ сокровищами; мы не избалованы никакой нравственной и умственной роскошью; мы пока еще сыны нужды, живемъ крохами и жаждемъ приобрѣтать собственнымъ трудомъ; у насъ очень много желанiй и надеждъ; въ воображенiи мы ворочаемъ горами и можетъ-быть будемъ ворочать ими на дѣлѣ, если окажется у насъ столько же силы воли и доброкачественной сердечной закалки, сколько имѣется теплыхъ желанiй и надеждъ.
   Мы живемъ пока крохами, но эти крохи относительныя: для насъ собственно онѣ - сокровища, солидный фондъ, на которомъ мы основываемъ наши будущiя приобрѣтенiя. Напримѣръ недавно напечатанъ въ газетахъ "Краткiй очеркъ главныхъ распоряженiй по министерству народнаго просвѣщенiя за послѣднiя семь лѣтъ". Тутъ почти каждое распоряженiе - сумма, которая, будучи пущена въ оборотъ, принесетъ намъ большiе проценты... Припомнимте же эти главнѣйшiя распоряженiя:
   Въ ноябрѣ 1855 г. разрѣшонъ неограниченный прiемъ студентовъ въ университеты, въ отмѣну постановленiя 1849 г., ограничивавшаго число студентовъ въ каждомъ университетѣ (кромѣ медицинскаго факультета) комплектомъ трехсотъ человѣкъ.
   Возстановлены упраздненныя прежде кафедры: въ 1857 г. государственнаго права европейскихъ державъ, а въ 1860 году - исторiи философiи, съ логикой и психологiей.
   Въ 1859 году возвращено университетамъ принадлежавшее имъ по уставу 1835 г. право выписывать изъ-заграницы книги и перiодическiя сочиненiя ученаго содержанiя - безъ цензурнаго разсмотрѣнiя.
   Съ 1856 г. обращено вниманiе на недостатокъ способныхъ професоровъ. Въ томъ же году послѣдовало высочайшее повелѣнiе, чтобы университеты посылали отличнѣйшихъ изъ окончившихъ курсъ молодыхъ людей заграницу для усовершенствованiя и приготовленiя себя къ професорскому званiю. Съ той поры университеты посылали избранныхъ заграницу, но въ небольшомъ числѣ, по недостатку своихъ средствъ. Въ нынѣшнемъ 1862 г. эти мѣры повторились въ большихъ размѣрахъ, потомучто министерствомъ испрошено разрѣшенiе отчислять на это сто тысячъ рублей изъ суммы, назначенной на усиленiе средствъ министерства. Теперь находятся заграницей двадцать три человѣка, готовящихся къ професорскимъ и учительскимъ должностямъ, да втеченiи наступившей осени предполагается отправить еще двадцать-семь человѣкъ.
   Ришельевскiй (одесскiй) лицей, какъ уже извѣстно нашимъ читателямъ, преобразовывается въ университетъ. Кромѣ того остальные два существующiе у насъ лицея: демидовскiй (въ Ярославлѣ) и князя Безбородко (въ Нѣжинѣ) министерство предполагаетъ преобразовать въ высшiя реальныя училища.
   Мысль о пересмотрѣ университетскаго устава возникла съ 1856 года. Читатели знаютъ настоящее положенiе этого дѣла: новый уставъ окончательно редактируется въ ученомъ комитетѣ. Въ "Очеркѣ распоряженiй" говорится: "Непредрѣшая вопроса о тѣхъ началахъ, которыя будутъ руководствовать при окончательной редакцiи новаго университетскаго устава, можно однако сказать, что онъ будетъ основанъ на большемъ развитiи автономiи университетовъ... Въ полученныхъ на проектъ устава замѣчанiяхъ бóльшей автономiи университетовъ придается особенное значенiе, и полное принятiе этого начала признается всѣми спецiалистами за единственное условiе, при которомъ предоставляется въ будущемъ прочное обезпеченiе достоинства науки и спокойной, правильной дѣятельности университетовъ."
   Въ томъ же 1856 году было приступлено къ составленiю новаго проекта устава гимназiй и училищъ. Этотъ трудъ оконченъ въ 1860 году, напечатанъ подъ названiемъ: "Проектъ устава низшихъ и среднихъ учебныхъ заведенiй" и подвергнутъ общему обсужденiю. По полученнымъ на этотъ проектъ замѣчанiямъ онъ передѣланъ, вновь напечатанъ подъ названiемъ "Устава общественныхъ учебныхъ заведенiй" и въ началѣ нынѣшняго года препровожденъ къ попечителямъ учебныхъ округовъ. Замѣчанiя, сдѣланныя на этотъ послѣднiй проектъ, составили шесть объемистыхъ томовъ. Разработка этихъ обильныхъ матерьяловъ и затѣмъ окончательная редакцiя устава возложены также на ученый комитетъ. "Чѣмъ бы ни кончились труды комитета (говоритъ "Очеркъ"), матерьялы, собранные для работъ его вышеозначеннымъ путемъ, заключаютъ въ себѣ высокiй интересъ, какъ живое выраженiе современнаго взгляда нашихъ ученыхъ и педагоговъ на цѣль и устройство разныхъ учебныхъ заведенiй и на тѣ воспитательныя начала, которыя по ихъ мнѣнiю должны быть положены въ основанiе нашей педагогической дѣятельности. Главными началами при устройствѣ гимназiй и училищъ здѣсь служатъ: сообщенiе этимъ учебнымъ заведенiямъ характера общеобразовательнаго, а не спецiальнаго, необходимость приготовлять для нихъ способныхъ преподавателей, бòльшая самодѣятельность самихъ учебныхъ заведенiй и стремленiе къ сближенiю ихъ съ обществомъ введенiемъ большаго участiя его въ дѣлахъ училищъ."
   Для послѣдней цѣли, т. е. для усиленiя участiя обществъ и частныхъ лицъ въ дѣлѣ образованiя гимназическаго и элементарнаго, употреблялись частныя мѣры, къ которымъ принадлежатъ:
   а) учрежденiе частныхъ гимназiй;
   б) отмѣна ограниченiя числа частныхъ пансiоновъ и школъ въ С. Петербургѣ и Москвѣ;
   в) предоставленiе права учреждать должности почетныхъ блюстителей при всѣхъ приходскихъ училищахъ;
   г) учрежденiе воскресныхъ школъ;
   д) устройство женскихъ училищъ, съ предоставленiемъ управленiя ими попечительнымъ совѣтамъ.
   По первому пункту, т. е. относительно частныхъ гимназiй? недавно послѣдовали два высочайшiя разрѣшенiя. Вопервыхъ надворному совѣтнику Келлеру разрѣшено содержимое имъ учебное заведенiе въ С. Петербургѣ переименовать въ частную гимназiю, вслѣдствiе чего заведенiе это, до сихъ поръ закрытое, дѣлается открытымъ. Вовторыхъ учителю третьяго рода по русскому языку и словесности въ первомъ кадетскомъ корпусѣ, колежскому совѣтнику Цынкаловскому дозволено учредить въ С. Петербургѣ частную общеобразовательную и реальную гимназiю.
   Насчетъ отмѣны ограниченiя числа частныхъ пансiоновъ въ "Очеркѣ распоряженiй" есть слѣдующiя замѣчательныя слова:
   "Ограниченiе числа частныхъ пансiоновъ въ С. Петербургѣ и Москвѣ сдѣлано было въ 1833 году въ тѣхъ видахъ, чтобы доставить существующимъ пансiонамъ возможность улучшаться. Между тѣмъ на дѣлѣ вышло не то: какъ установленiе таксы на съѣстные припасы не содѣйствуетъ нисколько къ удешевленiю ихъ, такъ и здѣсь постановленiе опредѣленнаго комплекта пансiоновъ и школъ, уничтоживъ свободную конкуренцiю, послужило напротивъ къ ихъ упадку, а потому высочайшимъ повелѣнiемъ 17 января 1857 года ограниченiе это было отмѣнено, и такимъ образомъ частнымъ содержателямъ пансiоновъ и школъ открыта широкая дорога прилагать свои знанiя и умѣнье къ учебному и воспитательному дѣлу."
   Исторiю воскресныхъ школъ читатели наши безъ сомнѣнiя знаютъ, также какъ и начало открытiя разныхъ женскихъ училищъ. Послѣднихъ, по словамъ "Очерка", въ настоящее время считается всего 62, въ томъ числѣ 19 перваго и 43 второго разряда.
   Въ заключенiе "Очеркъ" упоминаетъ о существующей въ настоящее время особой комиссiи для пересмотра, дополненiя и измѣненiя постановленiй по дѣламъ книгопечатанiя, и о томъ, что комиссiя эта надѣется окончить возложенное на нее порученiе къ концу нынѣшняго года. О предметѣ занятiй комиссiи между прочимъ сказано:
   "Министерство народнаго просвѣщенiя не можетъ не желать возможно большаго простора къ печатному слову, но съ тѣмъ непремѣннымъ условiемъ, чтобы каждый случай злоупотребленiя свободой слова подвергалъ виновнаго законному взысканiю, по суду. Достигнуть этого разомъ, вдругъ - невозможно, и по этому предмету, какъ по другимъ отраслямъ законодательства и администрацiи, постепенность составляетъ такое же неизбѣжное условiе, какъ и при развитiи цѣлыхъ обществъ и отдѣльныхъ лицъ. По мѣрѣ развитiя образованiя въ обществѣ и большаго участiя образованныхъ лицъ въ дѣлахъ общественныхъ, предварительная цензура становится болѣе затруднительною и менѣе соотвѣтствующею цѣли своего первоначальнаго назначенiя. Система карательной цензуры, при которой менѣе стѣсняется свобода каждаго члена общества, но зато каждый случай злоупотребленiя этой свободой подвергаетъ виновнаго взысканiю, должна неминуемо, при большемъ развитiи общества, замѣнить предупредительную цензуру...
   "Комиссiи по дѣламъ книгопечатанiя поручено составить постановленiя, необходимыя для введенiя карательной цензуры, и въ тоже время упростить нынѣшнiй цензурный уставъ, дабы тѣмъ самымъ доставить правительству возможность мало-помалу, безъ потрясенiй, перейти отъ одной системы къ другой."
   11-го прошедшаго августа послѣдовало высочайшее повелѣнiе объ учрежденiи вновь трехъ гимназiй, на суммы министерствъ - морского и народнаго просвѣщенiя, съ тѣмъ чтобы онѣ состояли въ вѣдѣнiи послѣдняго и были помѣщены въ зданiяхъ уступаемыхъ ему морскимъ министерствомъ. Изъ этихъ гимназiй одна учреждается въ Николаевѣ, другая въ Петербургѣ (седьмая), съ пансiономъ для воспитанниковъ, которые будутъ переданы изъ морского вѣдомства, а третья въ Кронштатѣ, для проходящихъ.
   Это повелѣнiе безъ сомнѣнiя имѣетъ связь съ другимъ, послѣдовавшимъ 6 августа, именно: въ видѣ временной мѣры, впредь до окончательнаго преобразованiя морскихъ учебныхъ заведенiй, повелѣно открыть въ С. Петербургѣ академическiй курсъ морскихъ наукъ. Курсъ этотъ будетъ состоять изъ трехъ отдѣленiй: гидрографическаго, кораблестроительнаго и механическаго. Съ открытiемъ его упраздняется существующiй нынѣ при морскомъ корпусѣ офицерскiй классъ. Къ слушанiю лекцiй этого курса допускаются офицеры всѣхъ корпусовъ морского вѣдомства, если они находились неменѣе двухъ лѣтъ на дѣйствительной службѣ, включая впрочемъ сюда гардемаринскую и кондукторскую. Права окончившихъ академическiй курсъ соотвѣтствуютъ общему положенiю для академiи военнаго вѣдомства.
   Слѣдующiя статистическiя свѣдѣнiя касаются самой прочной части нашего нравственнаго основного фонда, на которомъ покоятся наши лучшiя надежды. "Сѣверная Почта" сообщаетъ о числѣ сельскихъ школъ для временно-обязанныхъ крестьянъ по одинадцати губернiямъ: вятской, оренбургской, казанской, пензенской, курской, ярославской, новгородской, псковской, смоленской, ковенской и екатеринославской. Въ этихъ губернiяхъ, до обнародованiя Положенiя 19 февраля 1861 г., было сельскихъ школъ 353, а послѣ обнародованiя открыто 1095. Во всѣхъ нихъ находится въ настоящее время учащихся: 23,179 мальчиковъ и 1,807 дѣвочекъ. По числу школъ и учащихся первое мѣсто занимаетъ губернiя смоленская; затѣмъ слѣдуютъ: пензенская, новгородская, екатеринославская, псковская и пр. Меньше всего въ оренбургской.
   Больше всего открыто школъ духовенствомъ (921), потомъ крестьянами (295) и помѣщиками (64); нѣсколько - совокупными силами посредниковъ, духовенства и крестьянъ; три школы - писарями, одна волостнымъ старшиной, одна солдатомъ.
   Оставивъ въ прошломъ тысячелѣтiи крѣпостныхъ, мы вступаемъ въ новое съ временно-обязанными, унося съ собою великое дѣло устройства ихъ новаго быта. По этому дѣлу ограничиваемся цифрами уставныхъ грамотъ, все еще составляющихъ главную часть дѣла. По 1-е августа все число представленныхъ грамотъ было 57,395 (но въ томъ числѣ въ одномъ iюлѣ представлено 10,781); введено въ дѣйствiе всего 27,378 грамотъ. Введенныя въ дѣйствiе грамоты относятся къ имѣнiямъ, въ которыхъ водворено 27,97,550 душъ крестьянъ, чтó составляетъ около 27,5% общаго населенiя. Изъ числа введенныхъ грамотъ подписано крестьянами 14,122, не подписано 13,256.
   Если уже выбирать все лучшее, чтó слѣдовало бы захватить намъ съ собою въ дальнѣйшiй жизненный путь, то нельзя пропустить слѣдующее проявленiе "христiанской любви", извѣстiе о которомъ "Сѣв. Пчела" нашла въ газетѣ "Гакармель". 23 iюня (говорится въ извѣстiи) прiѣхалъ въ г. Ошмяны, виленской губернiи, епископъ виленскiй Станиславъ Красинскiй. Все мѣстное духовенство и много народа пошло ему навстрѣчу. На другой день пришли къ нему съ привѣтствiемъ и хлѣбомъ-солью мѣстный раввинъ и почетнѣйшiе члены еврейскаго общества. Епископъ принялъ ихъ съ сiяющимъ лицомъ, подалъ руку раввину и здоровался со всѣми весьма привѣтливо. "Одинъ Богъ сотворилъ насъ, мы дѣти одного отца", повторилъ онъ нѣсколько разъ съ чувствомъ. Потомъ благословилъ онъ именемъ Бога Авраама, Исаака и Iакова своихъ гостей, ихъ согорожанъ и всего Израиля. При разставаньѣ онъ вручилъ раввину денежное пожертвованiе въ пользу нищихъ евреевъ. Кореспондентъ газеты "Гакармель" заключаетъ свой разсказъ такъ: "Дай-богъ побольше такихъ примѣровъ, которые убѣдили бы насъ, что повѣялъ на землѣ духъ истиннаго человѣколюбiя, что уже нѣтъ больше между людьми непрiязни за различiе вѣроисповѣданiй, что для каждаго изъ насъ требуется преданность своей вѣрѣ и теплое сердце, любящее и милующее ближняго, къ какому бы толку онъ ни принадлежалъ."
   Заключаемъ нашу статью новостью весьма важною въ быту нашего народа. Это - послѣдовавшiй 1-го сентября высочайшiй манифестъ о производствѣ въ 1863 г. рекрутскаго набора съ обѣихъ полосъ имперiи, по пяти человѣкъ съ каждой тысячи душъ. Въ манифестѣ есть между прочимъ двѣ статьи, составляющiя непривычное нововведенiе: параграфъ 4-й повелѣваетъ рекрутъ вводить въ рекрутское присутствiе не обнажонными, а въ сорочкѣ; параграфъ 5-й отмѣняетъ прежде существовавшее воспрещенiе дворянамъ и лицамъ, достигшимъ офицерскихъ и классныхъ чиновъ, поступать въ рекруты по найму, оставляя въ своей силѣ это воспрещенiе только въ отношенiи лицъ, приобрѣтшихъ военные офицерскiе чины.

"Эпоха", No 6, 1864

Наши домашнIя дѢла

_______

   Уставъ земскихъ учрежденiй. - Привилегiи остзейскихъ губернiй. - Налогъ на соль. - Законъ о печати въ Финляндiи. - Положенiе 19 февраля 1864 года - Государственный бюджетъ 1864 года.
   Въ первыхъ книжкахъ нашего журнала намъ не случилось побесѣдовать съ читателемъ о нашихъ внутреннихъ дѣлахъ, и потому онъ вправѣ ожидать отъ насъ обозрѣнiя не только за послѣднiй мѣсяцъ, но сначала нынѣшняго года. Хотя мы и не отказываемся удовлетворить этому справедливому ожиданiю, но во всякомъ случаѣ попросимъ читателя извинить насъ, если въ этомъ обозрѣнiи нашемъ онъ не встрѣтитъ всѣхъ заслуживающихъ вниманiя событiй изъ нашей общественной жизни. Предѣлы статьи не позволяютъ этого. На этомъ основанiи мы остановимся теперь только на нѣкоторыхъ явленiяхъ нашей общественной жизни въ нынѣшнемъ году.
   Самое первое, въ хронологическомъ порядкѣ, явленiе такого рода - и едва ли не самое важное - составляетъ уставъ земскихъ учрежденiй - предметъ столькихъ ожиданiй, столькихъ толковъ въ прошедшемъ. Страннымъ показалось намъ, что, не смотря на весь интересъ, который былъ въ прежнее время возбужденъ толками о предстоящей реформѣ, не смотря на совершенную необходимость этой реформы, появленiе самаго устава вызвало очень мало въ литературѣ толковъ. Такое настроенiе литературы должно было невольно остановить вниманiе человѣка, который несовсѣмъ равнодушенъ къ тому что совершается вокругъ него. Намъ понятно то время, когда разрѣшался крестьянскiй вопросъ и когда вводились мировыя учрежденiя: въ то время наша журналистика слѣдила съ какимъ-то напряжоннымъ вниманiемъ за всѣми вопросами подобнаго рода. Въ настоящее время, не смотря на важность закона о земскихъ учрежденiяхъ, которымъ вводится соединенiе сословiй въ одномъ общемъ собранiи, о немъ говорили очень мало. Конечно это можетъ быть отчасти объяснено громаднымъ значенiемъ экономическихъ интересовъ, затронутыхъ крестьянской реформой. Но неужели наша перiодическая литература совершенно равнодушна къ вопросамъ общественнаго управленiя? И развѣ правильное разрѣшенiе этихъ вопросовъ не будетъ тоже имѣть прямого, непосредственнаго влiянiя на наши экономическiе, чисто матерiальные вопросы? Неужели наша размашистая натура, о которой столько кричали, изчерпала всю свою энергiю на крестьянскомъ вопросѣ и на нѣсколькихъ акцiонерныхъ компанiяхъ, которыя явно оказались несостоятельными? Нѣтъ, намъ кажется, что это не такъ. По видимому наше общество, въ которомъ такъ тихо и мирно совершилась такая громадная реформа какъ освобожденiе цѣлой трети народонаселенiя отъ крепостной зависимости, - общество, давшее столькихъ дѣятелей на этомъ поприщѣ, вполнѣ доказываетъ, что оно имѣетъ ту долю самообладенiя, которая нужна чтобы вполнѣ понять и оцѣнить какое важное значенiе имѣетъ вопросъ о земскихъ учрежденiяхъ. Это начало новой эпохи въ нашемъ экономическомъ управленiи, начало той самостоятельной дѣятельности народа, котрую желаетъ вызвать наше правительство. Чѣмъ болѣе будетъ развиваться такая дѣятельность въ нашемъ отечествѣ, тѣмъ большее значенiе будутъ имѣть эти учрежденiя. Стало быть этотъ вопросъ не есть временной, но постоянный. Не понимать этого наше общество не можетъ и мы утверждаемся въ этой мысли тѣмъ болѣе, что въ другихъ сферахъ общественной жизни мы не замѣчаемъ равнодушiя. Укажемъ напримѣръ на развитiе нашихъ средствъ къ образованiю. Почти нѣтъ ни одного номера газетъ, въ которомъ бы не было извѣстiя объ учрежденiи новыхъ народныхъ школъ или училищъ. Какъ общества такъ и частные люди жертвуютъ для этой цѣли и своими средствами и своими трудами; хоть и очень не помногу, но жертвуютъ. Можно утвердительно сказать, что образованiе у насъ становится не средствомъ для достиженiя какихъ нибудь служебныхъ выгодъ, какъ было прежде, но необходимой потребностiю. Нельзя отрицать, что жажда дѣйствительныхъ знанiй развивается въ нашемъ обществѣ. Огромное количество книгъ, въ сравненiи съ прежнимъ временемъ, и въ особенности по части наукъ естественныхъ, раскупается у насъ очень быстро; стало быть общество вполнѣ понимаетъ чего ему недостаетъ въ настоящее время; а если оно сознаетъ значенiе этихъ свѣденiй и стремится къ ихъ прiобрѣтенiю, то нельзя думать, что оно равнодушно къ формамъ общественнаго управленiя. Но отчего же мы не видимъ того напряжоннаго вниманiя, съ которымъ общество слѣдило прежде за всѣми законодательными вопросами? Такое явленiе не можетъ быть безъ причинъ и мы постараемся вникнуть въ эти причины на сколько это будетъ возможно.
   Въ прежнее время насъ поражала самая новизна нашего положенiя. Мы наслаждались самою мыслiю о реформахъ и, высказывая слово о ихъ необходимости, мы увлекались иллюзiями, создаваемыми нашимъ воображенiемъ. Общество бывало много разъ сбито съ толку своими учителями литературными и нелитературными. Недавно только получалась возможность обществу выйти изъ прежней отвычки отъ дѣйствительности вслѣдствiе долгаго и совершеннаго неучастiя въ общихъ дѣлахъ. Многiе досадовали, да и теперь досадуютъ, на чрезвычайный теоретизмъ, развившiйся въ эти годы въ литературѣ и въ обществѣ. Но что-же дѣлать, и это должно было случиться и произошло опять таки отъ той-же первоначальной причины, т. е. отъ полнѣйшаго предварительнаго раззнакомленiя съ дѣйствительной жизнью и неучастiя въ собственныхъ дѣлахъ. Послѣ такой долгой предварительной инерцiи, - естественное дѣло что, почти у всѣхъ способныхъ мыслить людей, должны были сложиться въ головахъ странные взгляды и выводы. Мы вынесли теперь опытомъ убѣжденiе, что ничто такъ не вредитъ обществу, какъ подобные, ненормальные, долгiе застои въ его жизни. И вотъ когда начались благодѣтельныя реформы правительства, когда по многимъ изъ нихъ само правительство, потребовало мнѣнiй и участiя общества, - ясное дѣло, что должно было начаться прежде всего съ теорiй. Надо было сговориться, согласиться, такъ сказать друг съ другомъ познакомиться, высказаться другъ передъ другомъ во всѣхъ тѣхъ убѣжденiяхъ, которыя мы вычитали, или до которыхъ своимъ умомъ дошли въ своихъ углахъ. Но мало по малу этотъ необходимый и неминуемый теоретизмъ, сталъ переходить въ иныхъ случаяхъ въ крайность. Явились даже такiе публицисты, котрые проповѣдывали самое полное распаденiе съ дѣйствительностью и со всякой практической дѣятельностью, приняли это себѣ за принципъ, за ученiе, за нормальное положенiе. Мало по малу они дошли до отрицанiя всего насущнаго въ жизни общества, всего текущаго, на которомъ они застали его, всякой зависимости и послѣдовательности съ преданiями, съ почвой, съ исторiей; закоренѣли въ этихъ убѣжденiяхъ, и даже теперь, когда уже общество давно опередило и переросло ихъ, требуя дѣла, а не словъ, - даже теперь многiе изъ нихъ увѣрены, что никогда они не имѣли столько силы и влiянiя на общество, какъ именно въ настоящiй моментъ. Они даже забыли понять, что многiя изъ ихъ отвлеченiй и собственныхъ ихъ теорiй - въ сущности только результаты практическихъ выводовъ запада, - результаты, сами за себя свидѣтельствующiе, что всякое мировоззрѣнiе, всякая общественная идея, чтобъ быть нормальной, должна не иначе произойти на свѣтъ, какъ прямымъ, обыкновеннымъ путемъ исторической жизни того народа, въ которомъ сложилась она вслѣдствiе строгой, домашней, почвенной необходимости. Многiя выходки нашихъ теоретиковъ и ихъ литературныя заявленiя мало-по-малу стали приводить общество въ рѣшительное недоумѣнiе. И потому понятно, что всѣ почти оживились и переродились, когда всѣмъ пришлось заявить себя въ польскомъ вопросѣ. Тутъ мы всѣ неожиданно, вдругъ поставлены были лицомъ къ лицу уже не съ теорiями, а съ ясной, насущной дѣятельностью, вызвавшей наши основныя, народныя, непосредственныя, живительныя, вѣчноприсущiя намъ чувства. Вообще все это стремленiе было какъ-бы лекарствомъ нашему обществу. Непосредственное соприкосновенiе съ дѣйствительностью ободрило всѣхъ. И понятно, что теперь уже общество относится ко многимъ изъ такъ называемыхъ прежнихъ "новыхъ идей" съ большою острожностью и даже скептически. Разумѣется и тутъ не безъ крайностей. Но вѣдь только долгимъ опытомъ въ практической, непосредственной жизни общество можетъ избавиться отъ увлеченiй и крайностей. Этотъ первый опытъ, это первый шагъ нашего общества къ самостоятельной жизни чрезвычайно замѣчателенъ; - онъ принадлежитъ нашей начинающейся новой исторiи. Мы сознали ясно, - и уже кажется безъ колебанiй и поворотовъ назадъ, - необходимость непосредственной общественной дѣятельности и хоть нѣкотораго участiя въ своихъ собственныхъ экономическихъ дѣлахъ. Сознали мы тоже, что очень много не понимаемъ не только въ текущихъ дѣлахъ своихъ, но даже въ самихъ себѣ, въ нашей почвѣ и народности, - а потому ищемъ опыта и жаждемъ его. Теперь мы вглядываемся серьезнѣе въ каждое нововведенiе и внимательнѣе разсчитываемъ тѣ послѣдствiя, которыхъ можно отъ него ожидать. Теперь мы очень хорошо сознаемъ, что послѣдствiя какого-либо нововведенiя зависятъ не только отъ тѣхъ началъ, которыя положены въ его основанiе, но и отъ тѣхъ общественныхъ элементовъ, которые еще остаются и въ средѣ которыхъ новое учрежденiе должно дѣйствовать.
   Но есть еще другая, не менѣе важная причина равнодушiя нашей журналистики собственно къ вопросу о земскихъ учрежденiяхъ: это - непониманiе многими истиннаго значенiя и цѣли этихъ учрежденiй. Въ самомъ дѣлѣ, можно ли предположить, что цѣль новыхъ учрежденiй такъ ничтожна и кругъ ихъ дѣятельности такъ тѣсенъ, какъ многiе предполагаютъ и какъ кажется съ перваго взгляда? На этотъ вопросъ мы смѣло отвѣчаемъ отрицательно. (Ужь одна мысль о соединенiй сословiй въ единое общее земство - громадна). Если изъ вѣденiя земства и выходитъ большая часть расходовъ, то это лишь по отношенiю къ составленiю смѣтъ, но нигдѣ нѣтъ указанiя, чтобъ раскладка и исполненiе были также изъяты. Кромѣ того, съ открытiемъ земскихъ учрежденiй имъ передается завѣдыванiе капиталами общественнаго призр&

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа