>
47 Ошибка. Мария Львовна Толстая родилась в 1871 г.
48 И. Л. Толстой. Мои воспоминания, с. 89-90.
48 См. Л. Н. Толстой. Воспоминания (ПСС, т. 34, с. 367).
60 9 марта - весенний праздник, день прилета птиц.
61 Это произошло 22 декабря 1858 г. во время охоты под Вышним Волочком. Медведицу прогнал охотник Архип Осташков. Этот случай Толстой описал в детском рассказе "Охота пуще неволи" (см. ПСС, т. 21).
52 С. Ф. Сегюр. Приключения Сонечки. Париж, 1859 (русский перевод 1864 г.).
53 Письмо от 1...6? января 1871 г. (ПСС, т. 61, с. 247).
54 Толстой находился в состоянии острой депрессии, вследствие большого нервного переутомления. В письме к С. С. Урусову от апреля-мая 1871 г. он писал: "Мое здоровье все скверно. Никогда в жизни не испытывал такой тоски. Жить не хочется" (ПСС, т. 61, с. 253).
55 ПСС, с. 61, с. 255.
56 Из письма от 2(14) июля 1871 г. (Тургенев, Письма, т. 9, с. 110).
57 Из письма от 6(18) сентября (а не августа) 1871 г. (Тургенев, Письма, т. 9, с. 133).
58 А. А. Фет сообщил Тургеневу, что Толстой работает над "Азбукой".
59 Письмо от 24 ноября (6 декабря) 1871 г. (Тургенев, Письма, т. 9, с. 170).
60 Из письма от 16-17 июля 1871 г. (ПСС, т. 83, с. 199).
61 Из письма от 24 июля 1871 г. (ГМТ).
62 Приписка к письму, адресованному С. А. Толстой, от 23 июня 1871 г. (ПСС, т. 83, с. 183).
63 Письмо от 1 июля 1871 г. (ПСТ, с. 109).
64 Из письма от 30 июня 1871 г. (ПСТ, с. 107).
65 Из письма от 14 июля 1871 г. (ГМТ).
66 Толстой вернулся в Ясную Поляну 2 августа 1871 г.
67 Свою "Азбуку" и первую книгу для детского чтения Толстой задумал еще в 1868 г., во время работы над романом "Война и мир". К этому времени относится конспект "Первой книги для чтения и Азбуки для семьи и школы с наставлением учителю графа Л. Н. Толстого 1868 года". Однако тогда издание не было осуществлено (см. ПСС, т. 48, с. 167-169). Основная работа над этим замыслом шла с сентября 1871 г. по ноябрь 1872 г., когда "Азбука" вышла в свет (см. ПСС, т. 22).
68 ГМТ.
69 Вслед за "Азбукой" Толстой напряженно работал над составлением "Новой азбуки" и четырех "Русских книг для чтения". Она увидели свет в 1875 г. (см. ПСС, т. 21).
70 Для "Азбуки" Толстой начал большой очерк "Звезды, солнце, луна, планеты, кометы, затмения", но, написав восемь глав, остался недоволен ими и в текст "Азбуки" их не включил,
71 ГМТ.
72 ГМТ.
73 ПСС, т. 61, с. 269.
74 Из письма от 6...8? апреля 1872 г. (ПСС, т. 61, с. 283).
75 Толстой ездил в Москву, чтобы сдать в печать первую часть "Азбуки".
76 Сергей Петрович Арбузов, лакей в доме Толстых.
77 ГМТ.
78 Из письма от начала марта 1872 г. (ГМТ).
79 Из письма от 10 марта 1872 г. (ГМТ).
80 ПСС, т. 61, с. 271.
81 Из письма от 6 апреля 1872 г. (ГМТ).
82 Из писем от декабря 1871 г. по март 1872 г. (ГМТ).
83 Петр Львович Толстой родился 13 июня 1872 г.
84 Роман из эпохи Петра I был задуман Толстым в 1870 г. Над этим замыслом он с перерывами работал до начала 1880 г. Роман написан не был (см. ПСС, т. 17).
85 ПСС, т. 62, с. 3.
86 Из письма от 28 октября 1872 г. (ГМТ).
{Воспоминания "Детство..." и "Отрочество Тани..." Т. Л. Толстая начала после смерти Толстого и работала над ними до конца жизни.}
На русском языке опубликованы впервые в изд.: Т. Л. Сухотина-Толстая. Воспоминания. М., 1976, по машинописи (с собственноручными поправками автора), сохранившейся в семье Т. Л. Сухотиной-Толстой в Риме. Ксерокопия машинописи находится в Отделе рукописей ГМТ.
1 Николай Николаевич Толстой. О нем см. Л. Н. Толсто й. Воспоминания (ПСС, т. 34, с. 385-386).
2 В это время в Ясной Поляне гостил Степан Андреевич Берс.
3 Из письма от 26 октября 1872 г. (ПСС, т. 61, с. 333-335).
4 Из письма от 1-4 сентября 1872 г. (ПСС, т. 61, с. 311).
5 Из письма от 1 октября 1872 г. (ГМТ).
6 Из письма от 28 октября 1872 г. (ГМТ).
7 Там же.
8 Из письма от 30 ноября 1872 г. (ГМТ).
9 Письмо неизвестно.
10 ГМТ.
11 Письмо неизвестно.
12 Письмо от 4 февраля 1873 г. (ГМТ).
13 Из письма от 26 апреля 1873 г. (ГМТ).
14 Письмо неизвестно.
15 Из письма от 18 мая 1873 г. (ГМТ).
16 Из письма от 18 мая 1873 г. (ПСС, т. 62, с. 27-28).
17 ПСС, т. 62, с. 26.
18 Толстой учился в Казанском университете в 1844-1847 гг., сначала на философском, затем на юридическом факультете.
19 Эти слова Толстой впоследствии вложил в уста Первого мужика в комедии "Плоды просвещения".
20 Ошибка памяти автора. Описываемые ниже скачки состоялись не в этот, а в следующий приезд семьи Толстых в самарское имение, 6 августа 1875 г,
21 ГМТ.
22 Из письма от 24-25 августа 1873 г. (ПСС, т. 62, с. 46).
23 И. Н. Крамской приехал в Ясную Поляну 5 сентября 1873 г. Над портретами Толстого работал до середины октября. Толстой писал Н. Н. Страхову 23...24 сентября: "Уж давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня, особенно тем, что говорит: все равно ваш портрет будет, но скверный. Это бы еще меня не убедило, но убедила жена сделать не копию, а другой портрет для нее. И теперь он пишет, и отлично, по мнению жены и знакомых. Для меня же он интересен, как чистейший тип петербургского новейшего направления, как оно могло отразиться на очень хорошей и художнической натуре" (ПСС, т. 62, с. 50). Крамской написал два портрета Толстого. Один находится в Ясной Поляне, другой - в Третьяковской галерее. О портретах, написанных Крамским, В. В. Стасов писал: "Все те высокие и своеобразные элементы, которые образуют личность графа Толстого: оригинальность, глубина ума, феноменальная сила творческого дара, доброта, простота, непреклонность воли, - все это с великим талантом нарисовано Крамским на лице графа Толстого" (В. В. Стасов, Статьи и заметки, т. II. М., "Искусство", 1954, с. 123),
24 Петр Львович Толстой умер 9 ноября 1873 г,
25 Из письма от 18 ноября 1873 г, (ГМТ).
2S Из письма от 18 ноября 1873 г. (ПСС, т. 62, с. 55).,
27 Из письма к А. М. Кузминскому от 18...25 ноября 1873 г, (ПСС, т. 62, с. 56).
28 Из письма от 18 ноября 1873 г. (ГМТ).
29 Неточная цитата из романа "Анна Каренина", ч. 5, гл. XXVII, У Толстого (о Сереже): "Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу" (ПСС, т. 19, с. 97-98).
Друзья и гости Ясной Поляны
Впервые все очерки опубликованы в кн.: Т.Л. Сухотина-Толстая. Друзья и гости Ясной Поляны. М., 1923. Черновая рукопись находится в ГМТ. В настоящем издании воспроизводятся все мемуары, вошедшие в книгу, кроме очерка "Агафья Михайловна, который целиком вошел в текст "Детства Тани..." (гл. XII).
1 Д.П. Маковицкий находился в Ясной Поляне, вблизи Л.Н.Толстого, более шести лет, с 1904 по 1910г. В течение этого времени он вел ежедневные записи о происходящем в доме писателя. "В правом кармане его пиджака лежали маленькие листки толстой бумаги, на которой он незаметно для других и для самого Льва Николаевича записывал карандашом одному ему понятными знаками слова великого человека" (Н.Гусев. Из предисловия к первому выпуску "Яснополянских записок" Д.П. Маковицкого. М., 1922, с.9). После кончины Толстого Маковицкий оставался в Ясной Поляне до 1920г., занимаясь врачебной помощью крестьянам и приведением в порядок своих многочисленных записей.
"Яснополянские записки" увидели свет лишь частично. Их публикация в изд-ве "Задруга" (вып. 1 и 2, М., 1922-1923) была доведена до 9 марта 1905г. В более полном виде "Яснополянские записки" вышли в "Литературном наследстве", т. 90, кн. 1-4.
1 Толстой познакомился с Тургеневым 19 ноября 1855 г. в Петербурге. Этому предшествовало знакомство Тургенева с семьей Толстых, его дружба с сестрой Толстого - Марией Николаевной. По прочтении раннего рассказа Толстого "Рубка леса" Тургенев послал ему в Севастополь дружеское письмо. Однако в личном общении выявилась резкая противоположность натур и убеждений обоих писателей, что, по выражению Тургенева, образовало между ними "овраг".
Тургенев, воспитанный на традициях круга Белинского, не мог в первые годы общения с Толстым сочувствовать его необузданным нападкам на Чернышевского, на Жорж Сайд, его метаниям от литературы к педагогике, а позднее - его отрицанию лучших творений мировой литературы и искусства, как якобы не нужных народу. В свою очередь, Толстой не выносил либеральных тенденций в мировоззрении Тургенева, его склонности к компромиссам, к пышной фразе, считал его творческую манеру традиционной. Оба они в пылу споров бывали несправедливы друг к другу, и их частая полемика закончилась в 1861 г. резким разрывом.
Несмотря на периоды ссор и неприязни, между Толстым и Тургеневым существовало глубокое взаимное тяготение. "Тургенева я всегда любил", - сказал Толстой в конце жизни (ЯЗ, 27 мая 1905 г.). В свою очередь, Тургенев восхищался произведениями Толстого и много сделал для того, чтобы они стали известны европейской публике.
Ссора между Толстым и Тургеневым произошла 27 мая 1861 г. в имении А. А. Фета, Степановке. Непосредственным поводом к ней послужило ироническое замечание Толстого о благотворительной деятельности дочери Тургенева - Полины.
2 Сразу же после ссоры, поехав в имение своего знакомого И. П. Борисова - Новоселки, Толстой написал оттуда Тургеневу: "Надеюсь, что Ваша совесть Вам уже сказала, как вы неправы передо мной..." (ПСС, т. 60, с. 391). Толстой потребовал от Тургенева письменных извинений. Тургенев немедленно выполнил это требование, но его письмо, по ошибке, не было доставлено Толстому. Тогда Толстой послал Тургеневу резкое письмо с вызовом на дуэль (письмо не сохранилось). Позднее, получив извинительное письмо Тургенева, Толстой взял свой вызов обратно, и дуэль не состоялась.
3 Письмо неизвестно.
4 Имеется в виду письмо Толстого от 6 апреля 1878 г. "В последнее время, - писал он, - вспоминая о моих с Вами отношениях, я... почувствовал, что я к Вам никакой вражды не имею. Дай бог, чтобы в Вас было то же самое... Если так, то, пожалуйста, подадимте друг другу руку..." (ПСС, т. 62, с. 406). Тургенев ответил примирительным письмом, и отношения между писателями были восстановлены.
5 Письмо от 8 (20) мая 1878 г. (Тургенев, Письма, т. 12, с. 323).
6 Тургенев гостил в Ясной Поляне 8 и 9 августа 1878 г.
7 Письмо от 27 марта (8 апреля) 1858 г. (Тургенев, Письма, т. 3, с. 211).
8 Имеется в виду "Первое собрание писем И. С. Тургенева. 1840-1883", изд. Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. СПб., 1884. Позднее письма Тургенева к Толстому многократно публиковались.
9 Сергеем Львовичем.
10 Т. А. Кузминской.
11 У Пушкина:
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
(А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. III, ч. 1. М., Изд-во АН СССР, 1948, с. 381).
12 "La maison Tellier" ("Дом Телье") - сборник любовных новелл Мопассана, вышедший в Париже в 1881 г. с посвящением И. С. Тургеневу. В сборник вошли новеллы "Подруга Поля", "Поездка за город", "История одной батрачки", "Папа Симона", "На реке" и др. Чтение этой книги, по словам Толстого, оставило его "совершенно равнодушным к молодому сочинителю" ("Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана". - ПСС, т. 30, с. 6).
13 О романе "Une Vie" ("Жизнь") Толстой писал: "Эта книга сразу заставила меня переменить мнение о Мопассане, и с этих пор я уже с интересом читал все то, что было подписано этим именем. "Une Vie" - превосходный роман, не только несравненно лучший роман Мопассана, но едва ли не лучший французский роман после "Miserables" Гюго" ("Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана". - ПСС, т. 30, с. 7).
14 Роман Гюи де Мопассана "Жизнь" в переводе Л. П. Никифорова вышел в издании "Посредника" в 1900 г. под заглавием "Жизнь женщины".
15 В "Предисловии к сочинениям Гюи де Мопассана" Толстой вспоминает, как Тургенев обратил его внимание на рассказ Гаршина. "Прочтите как-нибудь", - сказал он как будто небрежно", передавая книжку "Русского богатства", в которой был рассказ начинающего Гаршина. "Очевидно... он боялся в ту или другую сторону повлиять на меня и хотел знать ничем не подготовленное мое мнение" (ПСС, т. 30, с 3).
16 Толстой неоднократно с похвалой отзывался о произведениях Гаршина и сожалел, что некоторые журналы не выделяют его из среды других литераторов. "Так и чуется, что редакция и не подозревает, что Гаршин и эти другие - совсем не одно и то же. Он положительно выделился, сразу выделился" (Г. А. Русанов, А. Г. Русанов. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. 1883-1901 гг. Воронеж, 1972, с. 50-51). Высокую оценку Толстой дал рассказам Гаршина "Художники", "Ночь", "Из записок рядового Иванова", "Четыре дня" и др.
17 В. М. Гаршин впервые посетил Ясную Поляну 16 марта 1880 г. Толстой принял его радушно и высказал ему свое восхищение рассказом "Четыре дня" ("Отечественные записки", 1877, No 10). Подробно об этом посещении см. И. Л. Толстой. Мои воспоминания. М., 1969, гл. XVIII, "Гаршин", с. 156-160. В 1881 г., когда Гаршин находился в Харьковской психиатрической больнице, Толстой собирался поехать к нему (см. письмо С. А. Толстой к Т. А. Кузминской от 8 февраля 1881 г. - ГМТ). В издании "Посредника" вышли рассказы Гаршина "Сигнал", "Сказание о гордом Аггее", "Медведи" и "Четыре дня". После смерти Гаршина Толстой писал П. И. Бирюкову (14 апреля 1888 г.) о своей "большой любви к Гаршину", которую он "желал бы выразить" (ПСС, т. 64, с. 161), но статьи о нем не написал.
18 Об этом приезде Гаршина в Ясную Поляну см. И. Л. Толстой. Мои воспоминания, с. 159.
19 Имеется в виду С. А. Миллер, с 1857 г. жена поэта А. К. Толстого. В изложении Т. Л. Толстой отзыв Тургенева о ней незаслуженно резок. В письме к ней от 12 октября 1853 г. Тургенев писал: "Я очень рад тому, что Вы меня не забываете, и одна из самых приятных моих надежд - встретиться когда-нибудь с Вами; я убежден, что мы сойдемся как старые друзья, - и мне очень будет весело узнавать Вас более и более..." (Тургенев, Письма, т. 2, с. 187).
20 То есть работа, выполненная крепкими руками.
21 Вероятно, 3 или 4 мая 1880 г.
22 Имеется в виду французская певица, композитор и педагог Мишель-Полина Виардо (рожд. Гарсиа). Тургенев познакомился с ней в 1843 г. во время ее оперных гастролей в Петербурге. С тех пор их связывала многолетняя глубокая дружба, носившая со стороны Тургенева характер безграничного обожания и продолжавшаяся до самой его смерти.
23 Тургенев приехал в Ясную Поляну 6 июня 1881 г.
24 В письме от 4(16) июля 1881 г. из Спасского Тургенев писал, что он рад доброму чувству, возникшему между ними. "Оно потому и хорошо, что общее, то есть одинаковое, и в Вас и во мне" (Тургенев, Письма, т. 13, с. 101).
25 Толстой писал Тургеневу 1-5 мая 1882 г.: "Дорогой Иван Сергеевич! Известия о Вашей болезни, о которой мне рассказывал Григорович и про которую потом стали писать, ужасно огорчили меня, когда я поверил, что это серьезная болезнь. Я почувствовал, как я Вас люблю. Я почувствовал, что если Вы умрете прежде меня, мне будет очень больно. Последние газетные известия утешительны. Может быть, еще и все это мнительность и вранье докторов, и мы с Вами опять увидимся в Ясной и в Спасском. Ах, дай бог!
В первую минуту, когда я поверил - надеюсь напрасно, - что Вы опасно больны, мне даже пришло в голову ехать в Париж, чтоб повидаться с Вами. Напишите или велите написать мне определительно и подробно о Вашей болезни. Я буду очень благодарен. Хочется знать верно.
Обнимаю Вас, старый, милый и очень дорогой мне человек и друг. Ваш Толстой" (ПСС, т. 63, с. 95-96).
26 Тургенев, Письма, т. 13. кн. 1, с. 256.
27 Имеется в виду статья "Исповедь", опубликованная в журн. "Русская мысль" (1882, май), в которой Толстой впервые рассказал о пережитом им идейном кризисе, об отречении от "господских" представлений и верований. Сообщение об уничтожении статьи цензурой было напечатано в газ. "Голос", 1882, No 198, 24 июня.
28 Тургенев, Письма, т. 13, кн. 2, с. 29.
29 Толстой послал Тургеневу "Исповедь" в октябре 1882 г. через свою знакомую А. Г. Олсуфьеву. Сопроводительное письмо Толстого неизвестно. Его содержание устанавливается по ответному письму Тургенева.
30 Письмо от 19(31) октября 1882 г. (Тургенев, Письма, т. 13, кн. 2, с. 74).
31 Письмо от 15(27) декабря 1882 г. (Тургенев, Письма, т. 13, кн. 2, с. 133). "Большое" письмо Тургенева об "Исповеди" Толстого написано не было.
32 Из письма к Д. В. Григоровичу от 31 октября (12 ноября) 1882 г. (Тургенев, Письма, т. 13, кн. 2, с. 89).
33 Из письма к Е. Я. Колбасину от 29 октября (10 ноября) 1854 г. (Тургенев, Письма, т. 2, с. 237).
34 Из письма к А. В. Дружинину от 5(17) декабря 1856 г. (Тургенев, Письма, т. 3, с. 52).
35 Из письма к Я. П. Полонскому от 17-22 февраля (1-6 марта) 1857 г. (Тургенев, Письма, т. 3, с. 94).
36 Письмо Толстого неизвестно. Его содержание раскрывается из ответного письма Тургенева от 13(25) сентября 1856 г.
37 Из письма от 13(25) сентября 1856 г. (Тургенев, Письма, т. 3, с, 13-14).
38 В письме от 21 октября (1 ноября) 1857 г., адресованном В. П. Боткину и И. С. Тургеневу во Францию, Толстой писал: "Слава богу, я не послушал Тургенева, который доказывал мне, что литератор должен быть только литератор. Это было не в моей натуре. Нельзя из литературы сделать костыль... Каково бы было мое положение, когда бы, как теперь, подшибли этот костыль. Наша литература, то есть поэзия, есть, если не противузаконное, то ненормальное явление... и поэтому построить на нем всю жизнь - противузаконно" (ПСС, т. 60, с. 234).
39 Из письма от 25 ноября (7 декабря) 1857 г. (Тургенев, Письма, т. 3, с. 170).
40 Эти суждения Т. Л. Толстой несправедливы. В "Литературных и житейских воспоминаниях" Тургенев так объясняет свое длительное пребывание за границей: "Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда. Я и на Запад ушел для того, чтобы лучше ее исполнить" (И. С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем. Сочинения, т. 14, с. 9). В доказательство своих слов Тургенев ссылается на "Записки охотника", которые он не написал бы, "если б остался в России" (там же, с. 10).
41 Это свое намерение Тургенев осуществил. 22 октября 1859 г. он писал И. С. Аксакову: "С крестьянами я почти везде благополучно размежевался (оставив, разумеется, старое количество земли), переселил их (с их согласия) - и с нынешней зимы они все поступают на оброк..." (Тургенев, Письма, т. 3, с. 357).
42 Там же, с. 170-171.
43 Имеются в виду рескрипты Александра II, положившие начало освобождению крестьян от крепостной зависимости.
44 Тургенев имеет в виду написанную им в Риме 9(21) января 1858 г. записку об издании журнала "Хозяйственный указатель", который должен был содействовать ликвидации крепостного права в России. Записка опубликована в журн. "Русская старина", 1858, No9.
45 Из письма от 17(29) января 1857 г. (Тургенев, Письма, т. 3, с. 187). Письмо Тургенева к орловскому губернскому предводителю дворянства неизвестно.
46 Из письма к Л. Н. Толстому от 2 февраля 1859 г. (Тургенев. Письма, т. 3, с. 267).
47 Письмо Толстого неизвестно.
48 Из письма от 10(22) марта 1861 г. (Тургенев, Письма, т. 4, с. 209).
49 Толстой в это время возобновил работу над повестью "Казаки" и продолжал работать над романом "Декабристы", начало которого он читал Тургеневу в Париже в феврале 1861 г.
50 Из письма от 14(26) марта 1861 г. (Тургенев, Письма, т. 4, с. 216). Тургенев имеет в виду созданную Толстым в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а также интерес Толстого к проблеме педагогики, который он проявлял, находясь за границей.
51 Письмо от 29 июня (11 июля) 1883 г.: "Милый и дорогой Лев Николаевич. Долго Вам не писал, ибо был и есмь, говоря прямо, на смертном одре. Выздороветь я не могу, - и думать об этом нечего. Пишу же я Вам, собственно, чтобы сказать Вам, как я был рад быть Вашим современником, и чтобы выразить Вам мою последнюю, искреннюю просьбу. Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар Вам оттуда же, откуда все другое. Ах, как я был бы счастлив, если б мог подумать, что просьба моя так на Вас подействует! Я же человек конченый, доктора даже не знают, как назвать мой недуг. Nevralgie stomacale goutteuse. Ни ходить, ни есть, ни спать, да что! Скучно даже повторять все это. Друг мой, великий писатель русской земли - внемлите моей просьбе! Дайте мне знать, если Вы получите эту бумажку, и позвольте еще раз крепко, крепко обнять Вас, Вашу жену, всех Ваших, не могу больше, устал" (Тургенев, Письма, т. 13, кн. 2, с. 180).
52 И. С. Тургенев скончался 22 августа 1883 г. После его смерти Толстой писал жене: "О Тургеневе все думаю и ужасно люблю его, жалею и все читаю. Я все с ним живу" (ПСС, т. 83, с. 397).
1 Л. Н. Толстой познакомился с Н. Н. Ге в Риме, в январе 1861 г., однако, вернувшись в Россию, не общался с ним до 8 марта 1882 г., когда тот посетил его в Москве. С этого времени их связывала глубокая дружба, длившаяся до самой кончины Ге (1894 г.). Толстой высоко ценил Н. Н. Ге, как художника, друга и единомышленника. Н. Н. Ге переписывался с Толстым, часто бывал у Толстого в Москве и в Ясной Поляне.
2 Н. Н. Ге жил на хуторе Плиски, Черниговской губернии, вблизи одноименной станции Киевско-Воронежской ж. д.
3 Неточно. Н. Н. Ге получил в 1857 г. большую золотую медаль и командировку в Италию за картину "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила", созданную им в 1856 г. За картину "Тайная вечеря" Ге было присвоено звание профессора Академии художеств.
4 Портрет С. А. Толстой находится в Музее-усадьбе "Ясная Поляна". Копия - в Доме-музее Л. Н. Толстого в Москве.
5 Статья "О переписи в Москве" написана в январе 1882 г. (напечатана в газ. "Современные известия", 1882, No 19, 20 января). Толстой призвал в ней "просвещенных людей" принять личное участие в предстоящей переписи населения, чтобы "устранить величайшее зло разобщения между нами и нищими и установить общение и дело исправления зла, несчастий, нищеты и невежества и еще большего нашего несчастия - равнодушия и бесцельности нашей жизни" (ПСС, т. 25, с. 176). Статья вызвала многочисленные отклики. Позднее Ге вспоминал: "Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло. Я еду в Москву обнять этого великого человека и работать ему" (цит. по ПТГ, с. 8).
6 Письмо от 24 ноября 1886 г. (ПТГ, с. 88),
7 Письмо от 3 июля 1887 г. (ПТГ, с. 103).
8 Письмо неизвестно.
9 ПТГ, с. 61.
10 Письмо от конца апреля 1887 г. (ПТГ, с. 98).
11 Письмо неизвестно. После смерти Н. Н. Ге Толстой передал В. В. Стасову, писавшему биографию Ге, письма художника к нему, к Т. Л. и М. Л. Толстым. Некоторые из этих писем не были возвращены, их местонахождение неизвестно. Отдельные письма известны только в отрывках, цитируемых Стасовым в его кн.: "Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка". М., "Посредник", 1904.
12 Письмо неизвестно.
13 Письмо от конца апреля 1877 г. (ПТГ, с. 99).
14 Письмо от 22 июля 1893 г. (цит. по кн.: В. Стасов. Н. Н. Ге, его жизнь, произведения и переписка, с. 296).
15 Картина "Тайная вечеря" создана Н. Н. Ге за границей в 1861-1863 гг. Толстой высоко ценил ее, относил к разряду истинного искусства. По просьбе В. Г. Черткова, задумавшего издать ее репродукцию большим тиражом, Толстой написал к ней пояснительный текст (ПСС, т. 25, с. 139-143). На вопрос В. Г. Черткова, "как удалось ему написать такой прекрасный текст", Толстой ответил, что "произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками, сложившееся к этому времени, как раз совпало с тем, что передал в своей картине Н. Н. Ге" (цит. по ПСС, т. 85, с. 319-320). Текст был запрещен цензурой. Картина находится в Третьяковской галерее.
16 Письмо от ноября 1886 г. (ПТГ, с. 85).
17 Жена Н. Н. Ге - Анна Петровна Ге (рожд. Забелло) скончалась 4 ноября 1891 г.
18 Из письма к М. Л. Толстой от 18 декабря 1893 г. (ПТГ, с. 172).
19 Письмо неизвестно.
20 Письмо от сентября 1886 г. (ПТГ, с. 75-76).
21 Письмо от 21 сентября 1886 г. (ПТГ, с. 77).
22 Письмо от 6 ноября 1892 г. (ПТГ, с. 153).
23 Н. Н. Ге встречался с Герценом во Флоренции в феврале - марте 1867 г., когда писал его портрет (находится в Третьяковской галерее). Мысль Н. Н. Ге написать воспоминания о Герцене одобрил Л. Н. Толстой. "Только не торопитесь; а постарайтесь поподробнее, то есть ничего не забыть и посжатее написать", - напутствовал его Толстой (ПСС, т. 66, с. 365). Воспоминания написаны в 1893-1894 гг. Напечатаны с сокращениями под заглавием "Встречи" в журн. "Северный вестник", 1894, No 3, Последняя публикация: Н. Н. Г е. Встречи. - "Герцен в воспоминаниях современников". М., ГИХЛ, 1956, с. 296-298.
24 Картина "Милосердие" была написана зимой 1879/80 г. Экспонировалась на выставке передвижников в 1880 г. Толстой относил ее к тому направлению в искусстве, когда художники сделали попытки "свести Христа с неба, как бога, и с пьедестала исторического лица на почву простой обыденной жизни" (из письма к П. М. Третьякову от 30 июня 1890 г. - ПСС, т. 65, с. 124),
25 Эта мысль содержится в книге английского писателя, публициста и историка Т. Карлейля "Герои и героическое в истории", перевод В. И. Яковенко, СПб., 1891. О мыслях Карлейля Н. Н. Ге с одобрением писал М. Л. Толстой 16 октября 1893 г. (см. ПТГ, с. 168).
26 Письмо неизвестно.
27 По распоряжению властей с художественных выставок были сняты картины Ге "Что есть истина?", "Повинен смерти" ("Суд Синедриона") и "Распятие".
28 Письмо от марта 1894 г. (ПТГ, с. 183-184).
29 Серия картин "Нагорная проповедь" была задумана Н. Н. Ге летом 1886 г. Толстой в нескольких письмах поддержал замысел художника. "Главное, - писал он, - Ваша работа. Как Вы это сделаете - через Вас сделается - я не знаю, знаю только, что если выйдет, то будет настоящее" (ПСС, т. 63, с. 377). Из задуманных Н. Н. Ге картин Толстому более всего понравились сюжеты "Искушение" и "Вот спаситель мира". Однако серия в задуманном виде не была завершена.
30 Письмо неизвестно.
31 Л. Н. Толстой. Чем люди живы. В рисунках Н. Н. Ге. Фотографии М. Панова. М., 1886.
32 Портрет находится в Доме-музее Л. Н. Толстого в Москве.
33 Портрет "Толстой за работой" Н. Н. Ге написал в свой приезд к Толстым в январе 1884 г. Был экспонирован на XII выставке передвижников 1883-1884 гг. Впоследствии приобретен П. М. Третьяковым. Авторское повторение - в ГМТ.
34 Над бюстом Толстого Н. Н. Ге работал, гостя в Ясной Поляне осенью 1890 г. В письме к Н. Н. Ге от 30 июля 1891 г. Толстой, сравнивая этот бюст с работами И. Гинцбурга и И. Репина, писал: "Ваш лучше всего" (ПСС, т. 66, с. 24). Бюст находится в ГМТ.
35 Картину "Что есть истина?" Ге написал в течение трех месяцев - с октября 1889 по январь 1890 г. Толстой проявлял к ней огромный интерес. "Все думаю о Вас и о Вашей картине, - писал он художнику 10 февраля 1890 г. - Очень хочется знать, как к ней отнесутся и кто как? Меня мучает, что фигура Пилата мне как-то с этой рукой представляется неправильной. Я ведь не утверждаю, а спрашиваю; и если знатоки скажут про эту фигуру, что правильна, то я успокоюсь. Об остальном я знаю и спрашивать ничьего мнения не желаю" (ПСС, т. 65, с. 19-20). 11 февраля 1890 г. картина была экспонирована на XVIII выставке передвижников, но через несколько дней снята по распоряжению властей.
36 Из письма Толстого к американской переводчице Изабелле Гапгуд от 11 июня 1890 г. (ПСС, т. 65, с. 333-334).
37 Статья Д. Л. Мордовцева "Что есть истина?" (цит. по кн.: В. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка, с. 325-327).
38 Литератор и присяжный поверенный Николай Дмитриевич Ильин в письме от 20 апреля 1890 г. предложил Н. Н. Ге выставить картину "Что есть истина?" за границей. С согласия П. М. Третьякова, купившего ее, картина выставлялась в Германии, затем в США (см. об этом: В. В. Стасов. Николай Николаевич Ге, с. 331-346, 355-366).
39 Под диктовку Толстого Татьяна Львовна написала о картине "Что есть истина?" в США: сыну известного борца за отмену рабства Вильяма Гаррисона - Венделю Гаррисону, писателю Натану Доулу и пастору В. Ньютону (см. "Письма по поручению". - ПСС, т. 65, с. 334).
40 Американский публицист и общественный деятель Джордж Кеннан совершил в 1885-1886 гг. путешествие по Сибири с целью изучить систему тюрем и ссылок в России. Перу Кеннана принадлежит книга "Сибирь и система ссылки" (1891). Толстой позднее пользовался материалами Кеннана для описания сибирских тюрем в романе "Воскресение".
41 Из письма от 8 августа 1890 г. (ПСС, т. 65, с. 139-141).
42 Н. Д. Ильин. Дневник толстовца. СПб., 1892. Книга полна лжи и вздорных обвинений по адресу Толстого и Ге. Позднее, запутавшись в уголовных преступлениях, Ильин бежал за границу.
43 Над картиной "Суд Синедриона" ("Повинен смерти") Н. Н. Ге работал в 1892 г. Толстой очень одобрил этот замысел, но, увидев картину, посоветовал автору "переписать Христа: сделать его с простым, добрым лицом и с выражением сострадания - таким, какое бывает на лице доброго человека, когда он знакомого, доброго, старого человека видит мертвецки пьяным, или что-нибудь в этом роде. Мне представляется, что, будь лицо Христа простое, доброе, сострадающее, все всё поймут" (ПСС, т. 65, с, 258-259). Картина была запрещена и снята с выставки передвижников.
44 Картину "Совесть" (первоначальные названия: "Иуда", "Предатель") Н. Н. Ге написал в 1890-1891 гг. Отзыв Толстого: "Хорошо, задушевно, но не так сильно и важно, как "Что есть Истина?" (ПСС, т. 65, с. 255). Картина находится в Третьяковской галерее.
45 Из писем к М. Л. и С. А. Толстым от января 1891 г. Местонахождение писем неизвестно.
46 В статье "Об Иуде-предателе и о XIX передвижной выставке" И. К. Михайловский утверждал, что изображенная на холсте Ге фигура Иуды не раскрывает идеи картины, озаглавленной "Совесть", "Почему это "совесть"? Угрызения совести, этот драгоценнейший для нас момент во всей истории Иуды... этот момент художник отваживается изобразить спиной предателя... Закройте правую сторону картины, сотрите подпись, и иной подумает, что перед ним просто человек, которому вздумалось выкупаться в лунную ночь и который теперь дрожит от холода и кутается в какую-то хламиду. А меж тем это Иуда, страшная история которого занимает умы миллионов людей в продолжение целого ряда веков. Замысел картины г. Ге очень смел, но смелость, не всегда города берет" (Н. К. Михайловский. Полн. собр. соч., т. 6. СПб., 1909, с. 939-940).
47 Цитируется статья А. С. Рождествина "Иуда-предатель", содержащая полемику со статьей Н. К. Михайловского (см. об этом: А. С. Рождествин. Страница из истории русской живописи. - "Казанский музейный вестник", 1921, No 3-6).
48 Картина "Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад" закончена в 1889 г. Отзыв Толстого: "Настоящая картина, то есть она дает то, что должно давать искусство. И как радостно, что она пробрала всех, самых чуждых ее смыслу людей" (ПСС, т. 64, с. 249).
49 Картина находится в настоящее время в Государственном Русском музее (Ленинград).
50 Неточно. Картина "Распятие" была начата в 1884 г. Ее замысел был тогда же одобрен Толстым. "По всему мне кажется, - писал он Н. Н. Ге 11 августа 1884 г., - что "Распятие" будет настоящая вещь" (ПСС, т. 63, с. 185). В последующие годы Толстой внимательно следил за работой художника и давал ему ценные советы. Картина была завершена в двух композициях. Вариант 1892 г. находится в Люксембургском музее в Париже. Местонахождение картины 1894 г. неизвестно.
51 Из письма Л. Н. Толстому от 17 января 1890 г. (ПТГ, с. 120).
52 22 сентября 1892 г. Л. Н. Толстой писал Н. Н. Ге: "У меня есть картинка шведского художника, где Христос и разбойники распяты так, что ноги стоят на земле. Я скажу Маше прислать вам" (ПСС, т. 66, с. 259). О какой "картинке" идет речь, выяснить не удалось.
53 Имеется в виду словарь латинских и греческих произведений и предметов искусств, составленный А. Риччем. Лондон, 1849 (на английском языке).
54 Ж-Э. Ренан. Жизнь Иисуса.
55 Письмо от 6 ноября 1892 г. (ПТГ, с. 152-153).
56 Письмо от 15 декабря 1892 г. (ПТГ, с. 154-155).
57 Письмо неизвестно.
58 См. "Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге". М.-СПб., 1903.
59 ПТГ, с. 166.
60 В Петербурге, после снятия с выставки, картина "Распятие" была экспонирована в частном доме друга Н. Н. Ге - Н. А. Страннолюбского.
61 Первый съезд художников состоялся в Москве в конце апреля - начале мая 1894 г. Н. Н. Ге выступил на съезде 1 мая 1894 г.
62 Ошибка памяти Т. Л. Толстой. Картина "Распятие" была выставлена в Москве в частной мастерской на Долгоруковской улице не весной, а зимой 1894 г., до отправки картины на выставку в Петербург. Толстой смотрел ее 12 февраля.
63 Н. Н. Ге находился в Ясной Поляне с 2 по 8 мая 1894 г.
64 Письмо Н. Н. Страхова по поводу смерти Н. Н. Ге не сохранилось.
65 Толстой имеет в виду письмо Н. С. Лескова к Т. Л. Толстой от 8 июня 1894 г. Оно приводится ниже.
66 В письме к Толстому от 9 июня 1894 г. В. В. Стасов выразил свою скорбь по поводу кончины Н. Н. Ге и сообщил о намерении написать биографию художника.
67 Письмо Л. И. Веселитской неизвестно.
68 В Ясную Поляну были посланы картины "Распятие" и &quo