Главная » Книги

Сухотина-Толстая Татьяна Львовна - Воспоминания, Страница 19

Сухотина-Толстая Татьяна Львовна - Воспоминания


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

t;Повинен смерти".
   69 ПСС, т. 67, с. 150-151.
   70 Современные Толстому западноевропейские художники Ф. Уде и Ж. Беро в своих картинах на евангельские темы изображали Христа в нарочито сниженной, бытовой обстановке.
   71 Толстой имел в виду росписи В. М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе.
   72 Толстого посетили воронежские крестьяне Е. М. Ещенко и М. П. Тарабарин.
   73 ПСС, т. 67, с. 153-155.
   74 В ответ на письма П. М. Третьякова, отвергавшего картины Н. Н. Ге ссылкой на зрителей, не принимающих толкования художником образа Христа, Толстой писал ему 14 июля 1894 г.: "Лет через 100 иностранцы попадут, наконец, на ту простую, ясную и гениальную точку зрения, на которой стоял Ге, и тоже задним числом какой-нибудь русский критик догадается, что то, что кажется таким новым и гениальным, уже 100 лет было показано людям нашим художником Ге, которого мы не поняли" (ПСС, т. 67, с. 175).
   75 Имеется в виду фривольная по содержанию картина Е. И. Лемана "Дама времен Директории".
   76 ПСС, т. 67, с. 176-177.
   77 Замысел не был осуществлен. Картины Н. Н. Ге хранятся и экспонируются в Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее (Ленинград) и других музеях СССР.
   78 ПСС, т. 67, с. 189.
   79 Письмо от 6 июня 1894 г. (ЛИГ).
   80 В письме к Л. Н. Толстому от 9 июля 1894 г. В. В. Стасов писал: "Почти постоянно вы опираетесь на мысли о Христе, о боге. На что это? На что нам тот и другой, когда так легко и разумно вовсе обойтись без них?.. Я желаю и чувствую себя способным быть самостоятельным и идти к добру и правде без "высших" фантастических, выдуманных существ" (ГМТ).
   81 ПСС, т. 67, с. 147-148.
   82 Из письма от 7 октября 1894 г. (см. кн.: "И. Е. Репин и Л. Н. Толстой. I. Переписка с Л. Н. Толстым и его семьей", М. - Л., 1949, с. 87).
   83 Из письма от 30 октября 1894 г. (там же, с. 89).
   84 Ответ на письма И. И. Горбунова-Посадова от 27 мая и 5 июня 1894 г. Письма хранятся в Отделе рукописей ГМТ.
   85 ПСС, т. 67, с. 144-145.
   86 Из письма к Н. С. Лескову от 14 августа 1894 г. (ПСС, т. 67, с. 192).
   87 Из письма к Л. Ф. Анненковой от 13 июня 1894 г, (ПСС, т. 67, с. 149-150).
   88 "Journal de Geneve", 1908, No 290.
  

Л. А. Сулержицкий

   1 Л. А. Сулержицкий учился в Школе живописи, ваяния и зодчества с 1890 по 1894 г.
   2 Перу Л. А. Сулержицкого принадлежит много повестей и рассказов ("В песках", "Дневник матроса", "Путь" и др.), а также статьи и заметки о театре ("О критике", "Кому нужны театральные рецензии?", "О взаимоотношениях актера и режиссера" и др). Сочинения Сулержицкого, а также его переписку см. в сб. "Леопольд Антонович Сулержицкий". М., "Искусство", 1970.
   3 Местонахождение этой картины неизвестно. Другие живописные работы и рисунки Сулержицкого хранятся в его семье.
   4 Об участии Т. Л. Толстой в издательстве "Посредник" см. во вступительной статье.
   5 Формальным поводом для исключения Сулержицкого было его якобы "дурное поведение и неприличное отношение к преподавателю" ("Доклады секретаря Московского Художественного общества", ЦГАЛИ, ф. 680, оп. 3, ед. хр. 46), В действительности, как свидетельствуют товарищи Сулержицкого по училищу (С. Т. Коненков, Е. Д. Россинская и др.), он был исключен по настоянию директора училища князя А. Львова за смелое выступление на студенческом собрании против начальства.
   6 Сулержицкий искренне разделял гуманистические воззрения Толстого, но от религиозной толстовской доктрины непротивления был далек. Как свидетельствует близкая знакомая Сулержицкого А. Сац, "от толстовца в нем была только внешняя простота костюма и глубоко религиозное желание добра людям, но в нем не было тишины и еще меньше непротивленчества. В нем воля преобладала над чувством, организатор был на первом плане... Он твердо верил, что человек может все - надо только уметь хотеть" (А. Сац. О Сулержицком. - "Огонек", 1927, 16 января). Толстой горячо полюбил Сулержицкого. "Вот Сулер, - сказал он А. П. Чехову, - он обладает драгоценной способностью бескорыстной любви к людям. В этом - он гениален" (М. Горький. А. П. Чехов. - Собр. соч. в 30-ти томах, т. 5, с. 434).
   7 Сулержицкий был помещен на испытание в отделение для душевнобольных Московского военного госпиталя. Л. Н. Толстой принял участие в его судьбе. 16 декабря 1895 г. он писал австрийскому врачу А. А. Шкарвану, тоже отказавшемуся от военной службы и издавшему книгу "Мой отказ от военной службы. Записки военного врача": "Ваши записки еще особенно тронули меня потому, что теперь в Москве сидит в военном госпитале, в отделении душевнобольных, наш молодой друг Сулержицкий, бывший художник, так же, как вы, отказавшийся от военной службы. Замечательно, что отношение к нему властей, и его к ним, почти то же в России, как и в Австрии" (ПСС, т. 68, с. 278).
   8 Кроме Татьяны Львовны, Сулержицкого в госпитале навещали Л. Н. и С. А. Толстые. 30 ноября 1895 г. Толстой писал Е. И. Попову: "Я на днях был у него и был тронут и поражен его простотой, спокойствием и благодушием. У него настоящий внутренний переворот, ему хорошо везде" (ПСС, т. 68, с. 268). После посещения Л. Н. Толстого Сулержицкого посадили в одиночку, под замок, и запретили ему всякие свидания.
   9 Военные власти специально привезли из Киева отца Сулержицкого - Антона Матвеевича, и тот, под угрозой репрессий, умолял сына взять назад отказ от военной службы.
   10 Письмо Сулержицкого неизвестно.
   11 Письмо между 15 января и 18 февраля 1896 г. (ПСС, т. 69, с. 41-42). История неудавшегося отказа Сулержицкого от военной службы и его тяжелых переживаний впоследствии нашла отражение в незаконченной пьесе Толстого "И свет во тьме светит" (Сообщение Л. М. Фрейдкиной. - См. сб. "Леопольд Антонович Сулержицкий", с. 36).
   12 Неточно. Сулержицкий не "выбрал морскую службу", а был сослан для несения военной службы в самый южный гарнизон России - селение Кушка, на границе с Афганистаном, где он находился до 1897 г. Свою тяжелую жизнь этой поры он описал в повести "В песках". По окончании службы Сулержицкий нанялся матросом на пароход "Святой Николай" Черноморского торгового флота и объездил на нем многие страны Востока (см. его "Дневник матроса" в названном выше сборнике).
   13 Духоборы - секта в России, отрицавшая обрядность православной церкви и ее догматы. Духоборы отказывались подчиняться властям и нести военную службу, за что преследовались царским правительством. В 1898 г., при содействии Толстого, около восьми тысяч крестьян-духоборов переселилось в Канаду.
   14 Узнав о предстоящем переселении духоборов, Сулержицкий сам предложил Толстому свои услуги. В ответ на его письмо Толстой писал 13 июля 1898 г.: "Милый Сулер, очень рад был получить Ваше письмо. Сердце сердцу весть подает. Я Вас тоже очень люблю. Я бы очень рад был, если бы Вы пристроились к духоборам. Я думаю, что Вы были бы им полезны" (ПСС, т. 71, с. 404).
   15 В декабре 1898 г. Сулержицкий организовал переселение в Канаду двух тысяч духоборов и в течение двух лет жил среди них, помогая им устроиться на новом месте. В это время он находился в интенсивной переписке с Толстым. См. письма Толстого к нему (ПСС, т. 72). См. также кн.: Л. А. Сулержицкий. В Америку с духоборами. М., "Посредник", 1905.
   16 Сулержицкий был связан с Художественным театром с 1900 г. Режиссером МХАТа стал с осени 1906 г. Вместе с К. С. Станиславским он поставил "Драму жизни" Кнута Гамсуна, "Жизнь человека" Леонида Андреева, "Синюю птицу" Метерлинка и "Гамлета" Шекспира. В 1911 г. он намеревался поставить "Живой труп" Толстого. По этому поводу он писал Т. Л. Толстой: "Читал на днях "Труп" - это одна из самых изумительных пьес, какие когда бы то ни было бывали написаны. Мы все в бесконечном восхищении. Дай только бог найти манеру играть ее. Я знаю, вы думаете, именно надо играть ее без всякой манеры, но в нашем деле это и есть самая трудная манера. Я так счастлив, что пьеса в нашем театре, что ее касаются любящими, осторожными руками" (ГМТ). О деятельности Сулержицкого в театре см. вступительную статью Е. Поляковой "Жизнь и творчество Л. А. Сулержицкого" в названном выше сборнике.
   17 Неточно. Сулержицкий не "завозил" духоборов на Кипр, а вывозил ранее поселившихся там духоборов в Канаду.
   18 Л. А. Сулержицкий скончался 17 декабря 1916 г.
  

Швед Абраам фон Бунде

  
   1 Письмо от 28 апреля 1892 г. (ПСС, т. 84, с. 145).
   2 В письме к В. Г. Черткову от 28 апреля 1892 г. Толстой сочувственно излагал убеждения фон Бунде: "Самому нужно работать, чтоб кормиться от земли без рабочего скота, не иметь денег, ничего не продавать, ничего не иметь лишнего, всем делиться. Он, разумеется, строгий вегетарианец, говорит хорошо, а главное, более чем искренен, фанатик своей идеи" (ПСС, т. 87, с. 145).
   3 Письмо к С. А. Толстой от 1 мая 1892 г. (ПСС, т. 84, с. 146). Толстой был серьезно заинтересован личностью и мировоззрением фон Бунде. В письме к Н. Н. Ге от 12 мая 1892 г. он писал: "На днях явился к нам швед, 70 лет, жил 30 лет в Америке, был в Китае, Японии и Индии и везде работал среди народа и проповедовал работу для прокормления себя, без помощи скота, лопатой, и воздержание от роскоши... Много очень хорошего он говорит - он европейский Сютаев, Бондарев, - неверующий - но едва ли практический человек, наводит на мысли" (ПСС, т. 66, с. 214-215).
   4 Письмо к С. А. Толстой от 2 мая 1892 г. (ПСС, т. 84, с. 148).
   5 Письмо от 4 мая 1892 г. (ПСС, т. 84, с. 148).
   6 Имеются в виду активная помощница Толстого на голоде Наталья Николаевна Философова и ее мать - родственница Толстых Софья Алексеевна Философова. Их имение Паники находилось в Данковском уезде, вблизи Бегичевки, где в это время работал Толстой со своими помощниками.
   7 Письмо от 6 мая 1892 г. (ГМТ).
   8 Письмо от 7 мая 1892 г. (ГМТ).
   9 Из письма от 12 мая 1892 г. (ПСС, т. 84, с. 150).
   10 ПСС, т. 84, с. 152.
   11 Вместе с Татьяной Львовной Абраама фон Бунде встречал и Толстой. Об этом он записал в дневнике: "Нынче поехал к нему с Таней, а он идет" (ПСС, т. 52, с. 66).
   12 26 мая 1892 г. в день приезда фон Бунде в Ясную Поляну Толстой записал в дневнике: "Явился швед Абрагам. Моя тень. Те же мысли, то же настроение, минус чуткость. Много хорошего говорит и пишет" (ПСС, т. 52, с. 66).
   13 Имеется в виду роман Марии Львовны Толстой с П. И. Раевским, вызывавший неодобрение Л. Н. и С. А. Толстых.
   14 Письмо С. А. Толстой к Т. А. Кузминской от 24 июля 1892 г. (ГМТ).
   13 Л. Н. Толстой принял меры, чтобы помочь Абрааму фон Бунде поселиться на земле. Он просил своего знакомого врача А. И. Алмазова, владевшего землей в Воронежской губернии, бесплатно предоставить шведу "кусок земли" для обработки. В письме к А. И. Алмазову от 16 июня 1892 г. Толстой писал о фон Бунде: "Человек он очень сильный, духовный, умный и по призванию, как мне кажется, проповедник своих идей упрощения жизни..." (ПСС, т. 66, с. 227). А. И. Алмазов изъявил согласие "принять старика" и безвозмездно предоставить ему землю. Однако это нельзя было осуществить, так как беспаспортный Абраам фон Бунде, не считавший себя подданным какого-либо государства, не имел, по законам Российской империи, права жительства в центральных губерниях России.
   Абраам фон Бунде послужил Толстому прототипом для образа беспаспортного старика-сектанта в романе "Воскресение" (ч. 3, гл. XXI),
  

"Старушка Шмидт"

   1 М. А. Шмидт и О. А. Баршева впервые посетили Толстого 20 апреля 1884 г. Толстой записал в дневнике: "Две классные дамы - просить Евангелие" (ПСС, т. 49, с. 84). Позднее в письме к М. А. Шмидт от 20 февраля 1893 г. Толстой вспоминал: "Как теперь, вижу вас двух в зале утром, когда вы пришли ко мне и я в первый раз увидал вас обоих" (ПСС, т. 66, с. 298).
   2 Из письма от 8 ноября 1894 г. (ГМТ).
   3 М. А. Шмидт и О. А. Баршева поселились в урочище Уч-Дере, близ Сочи, и занялись садоводством.
   4 Из письма к М. А. Шмидт от 9 августа 1890 г. (ПСС, т. 65, с. 145).
   5 Имеется в виду сборник статей английского писателя Мэтью Арнольда "Задачи критики", в двух томах (Лондон, 1865 и 1888). Предлагая этот труд В. И. Алексееву для перевода на русский язык, Толстой писал ему 13 декабря 1890 г.: "Это ряд критических статей о малоизвестных писателях и статья о том, что есть критика. Это замечательно умно и хорошо - полезно и я уверен, что помещу это в журнале каком-нибудь" (ПСС, т. 65, с. 203). В 1902 г., по рекомендации Толстого, сокращенный перевод этой книги был издан "Посредником" под заглавием "Задачи современной критики".
   6 Из письма к О. А. Баршевой от 13 декабря 1890 г. (ПСС, т. 85, с. 203).
   7 Из письма к М. А. Шмидт от 30 июня 1890 г. (ПСС, т. 65, с. 126).
   8 Из письма к М. А. Шмидт от 9 августа 1890 г, (ПСС, т. 65, с. 144).
   9 Имеется в виду швед Старк, управляющий имением в Уч-Дере.
   10 Письмо к М. А. Шмидт от 23 июня 1889 г. (ПСС, т. 64, с. 279-280).
   11 ПСС, т. 65, с. 234.
   12 Толстой в это время работал над повестью "Отец Сергий" и над статьей, позднее озаглавленной "Царство божие внутри вас".
   13 ПСС, т. 65, с. 304.
   14 Толстой отозвался на смерть О. А. Баршевой письмом, полным печали: "Милое, тихое, смиренное и серьезное было существо, как я ее вспоминаю, - писал он М. А. Шмидт 20 февраля 1893 г. - Удивительно, каким светом освещает смерть умерших. Как вспомню теперь про Ольгу Алексеевну, так слезы навертываются от умиления. Вспоминаю ее шутки, ее отношение к вам, ее покорность, ее тихую ласковость, и совсем яснее, лучше понимаю ту самую внутреннюю ее душу" (ПСС, т. 66, с. 298).
   15 Письмо от 3 июня 1893 г. (ГМТ),
   16 Из письма к Л. Л. и М. Л. Толстым от 3 июня 1893 г. (ПСС, т. 66, с. 347).
   17 Из письма от 10 июня 1893 г. (ПСС, т. 66, с. 351).
   18 Ошибка памяти Т. Л. Толстой. 21 мая 1883 г. Толстой выдал жене доверенность на ведение его имущественных дел. Согласно этому документу, С. А. Толстая получила право от имени мужа распоряжаться как имениями и землей, так и изданием сочинений Толстого (см. ПСС, т. 83, с. 579-580). Однако это не было разделом имущества. Семейный раздел состоялся в июле 1892 г.
   19 Из письма от 13 декабря 1907 г. (ГМТ).
   20 ГМТ.
   21 ГМТ.
   22 Многие правоверные последователи учения Толстого были недовольны гневным тоном статьи "Не могу молчать". Они считали, что ее остро обличительный характер противоречит христианской доктрине смирения и непротивления. Так, В. Г. Чертков в двух письмах побуждал Толстого смягчить резкие выражения. Статьей была недовольна и С. А. Толстая, опасавшаяся, что обличения властей навлекут на Толстого и его семью репрессии. Однако Толстой сохранил непримиримо резкий тон своей статьи.
   23 Из письма от 10 августа 1910 г. (ГМТ).
   24 Из письма от 12 февраля 1900 г. (ГМТ).
   25 Письмо неизвестно.
   26 Письмо без даты (ГМТ). "Религия" - статья "Религия и нравственность", написанная Толстым в 1908 г. (ПСС, т. 37).
   27 Из письма от 2 сентября 1910 г. (ГМТ).
   28 Из письма от 12 февраля 1900 г. (ГМТ). Упоминаемое "письмо папа о воспитании" - обширное письмо к молодому учителю А. И. Дворянскому от 13 декабря 1899 г., в котором Толстой излагает свои принципы нравственного воспитания детей. Он резко осуждает "религиозную ложь", которая внушается людям с детства, и считает ее первопричиной раннего развращения души. С горечью пишет он об "иконах, чудесах, безнравственных рассказах Библии", губительно разрушающих цельность детской натуры. "Всякий искренний человек, - заключает Толстой, - знает то хорошее, во имя чего он живет. Пускай он скажет это ребенку, или пусть покажет это ему, и он сделает добро и наверное не повредит ребенку" (ПСС, т. 72, с. 263-267). М. А. Шмидт переписала письмо для Татьяны Львовны, имея в виду ее обязанности по воспитанию младших детей своего мужа М. С. Сухотина от первого брака.
   29 ГМТ.
   30 Из письма от 15 октября 1894 г. (ГМТ).
   31 Из письма от 8 ноября 1894 г. (ГМТ).
   32 Из письма от 11 марта 1894 г. (ГМТ).
   33 Из письма от 26 апреля 1911 г, (ГМТ).
   34 ГМТ.
   35 Из письма от 26 мая 1905 г. (ГМТ).
   36 Из письма от 6 июля 1907 г. (ГМТ).
   37 Из письма от 2 сентября 1908 г. (ГМТ).
   38 ПСС, т. 76, с. 92.
   39 Из письма от 11 марта 1894 г. (ГМТ).
   40 Крестьянин Сергей Блохин.
   41 ГМТ.
   42 Письмо без даты (ГМТ).
   43 Письмо без даты (ГМТ).
   44 Д. П. Маковицкий.
   45 См. очерк "Швед Абраам фон Бунде".
   46 Из письма от 4 июня 1902 г. (ПСС, т. 73, с. 253).
   47 Письмо без даты (ГМТ).
   48 Из письма от 3 ноября 1908 г. (ГМТ).
   49 Из письма от 20 декабря 1893 г. (ГМТ).
   50 Это и следующее цитируемое письмо неизвестны.
   51 Из письма от 12 января 1902 г. (ГМТ).
   52 Письмо от 4 октября 1897 г.
   53 Имеется в виду "Сказка об Иване-дураке и его двух братьях" (ПСС, т. 25). При пожаре сгорела копия рукописи, сделанная рукой М. А. Шмидт. Подлинная рукопись "Сказки" сохранилась (ГМТ).
   54 "Соединение и перевод четырех Евангелий" (ПСС, т. 24).
   55 Имеется в виду список с рукописи, сделанный рукой М. А. Шмидт. Подлинная рукопись статьи "Так что же нам делать?" сохранилась (ГМТ).
   56 ГМТ.
   57 Письмо без даты (ГМТ).
   58 Из письма от 8 апреля 1911 г. (ГМТ).
   59 Из письма от 28 мая 1911 г. (ГМТ).
   60 Из письма от 19 июня 1911 г. (ГМТ).
   61 Из письма от 18 августа 1911 г. (ГМТ).
   62 Из письма от 16 октября 1911 г. (ГМТ).
   63 Письмо без даты (ГМТ).
   64 15 августа 1910 г. Толстой поехал в имение М. С. Сухотина - деревню Кочеты, Новосильского уезда, Тульской губернии.
   65 ПСС, т. 82, с. 144.
   66 ПСС, т. 82, с. 220. Полное содержание письма см. в очерке "О смерти моего отца и об отдаленных причинах его ухода".
   67 Из письма от 20 июля 1911 г. (ГМТ).
   68 Из письма от 20 июля 1911 г. (ГМТ). "Путь жизни" - сборник мыслей и изречений разных авторов, в том числе Л. Н. Толстого, на житейские и религиозно-нравственные темы. Над его составлением Толстой работал с 30 января 1910 г. до ухода из Ясной Поляны - 28 октября 1910 г. Сборник "Путь жизни" публиковался издательством "Посредник" отдельными выпусками со значительными цензурными изъятиями. В полном виде - см. ПСС, т. 45.
  

О том, как мы с отцом решали земельный вопрос

  
   Впервые опубликовано в сб. "Толстой и о Толстом. Новые материалы". Ред. Н. Н. Гусев. М, 1924.
  
   1 ПСС, т. 47, с. 38.
   2 "Записки сумасшедшего" - рассказ о пережитом Толстым в 1869 г. в Арзамасе приступе тоски и страха. Написан в 1884 г. Главная мысль рассказа - "жестокий, зверский, оправдываемый людьми небратский склад жизни неизбежно приводит к признанию сумасшедшим себя или всего мира" (ПСС, т. 53, с. 129).
   3 Здесь и ниже ошибка памяти Т. Л. Толстой. Съезд детей и раздел имущества происходил не в мае 1890 г., а в июле 1892 г. За год до этого, 8 июня 1891 г., в Ясную Поляну приезжали для переговоров о разделе Сергей и Илья Львовичи, но раздел в это время произведен не был.
   4 5 июля 1892 г. Толстой записал в дневнике: "Тяжело, мучительно ужасно... Вчера поразительный разговор детей. Таня и Лева внушают Маше, что она делает подлость, отказываясь от имения. Ее поступок заставляет их чувствовать неправду своего, а им надо быть правыми, и вот они стараются придумывать, почему поступок нехорош и подлость. Ужасно. Не могу писать. Уж я плакал, и опять плакать хочется. Они говорят: мы сами бы хотели это сделать, да это было бы дурно. Жена говорит им: оставьте у меня. Они молчат. Ужасно! Никогда не видал такой очевидности лжи и мотивов ее. Грустно, грустно, тяжело мучительно" (ПСС, т. 52, с. 67).
   5 Н. Н. Гусев. Два года с Л. Н. Толстым. М, 1973, с. 206.
   6 ПСС, т. 67, с. 209.
   7 Письмо от 30 августа 1894 г. (ПСС, т, 67, с. 211).
   8 См. разговор Нехлюдова с крестьянами деревень Кузминское Паново ("Воскресение", ч. 2, гл. I-IX).
   9 Письмо от 22 сентября 1894 г. (ГМТ).
   10 Написанный рукой Толстого черновик "Условия между Т. Л. Толстой и крестьянами деревень Скуратово и Овсянниково" опубликован (ПСС, т. 90, с. 348-349). "Условие" предусматривает передачу крестьянам в аренду на девять лет 135 десятин "пахотной, покосной и лесной" земли с выплатой за нее по 425 руб. в год. Эти деньги крестьяне обязаны употребить на свои общественные нужды, "как-то: содержание сирот, убогих и старых".
   11 Т. Л. Толстая дает здесь субъективную и неверную оценку учения Генри Джорджа. Г. Джордж считал экспроприацию земли у народных масс единственной причиной разделения людей на богатых и бедных и делал неверный вывод, будто не пролетарская революция и национализация всех средств производства, а высокий "единый" государственный налог на частную земельную собственность может положить конец обнищанию масс в буржуазном обществе. Основной причиной народной бедности он считал не эксплуатацию трудящихся капиталистами и помещиками, а высокую земельную ренту. Он выступал за национализацию земли государством без ликвидации частного землевладения.
   К. Маркс и Ф. Энгельс считали учение Г. Джорджа одной из разновидностей буржуазной экономической науки. Об утверждении Г. Джорджа, будто с превращением земельной ренты в государственный налог исчезнут все беды капитализма, Маркс писал, что это "не что иное, как скрытая под маской социализма попытка спасти господство капиталистов и фактически заново укрепить его на еще более широком, чем теперь, базисе" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2-е, т. 35, с. 164). В. И. Ленин указывал, что характерной ошибкой Г. Джорджа и других буржуазных национализаторов земли является смешение частной собственности на землю с господством капитала в земледелии (см. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, с. 382). В конце жизни и сам Толстой высказал сомнение в эффективности и применимости учения Генри Джорджа к русским условиям.
   12 По настоянию и при содействии Толстого были переведены и изданы в "Посреднике" работы Генри Джорджа: "Равные права и общие права", "Прогресс и бедность", "Земельный вопрос" и др.
   13 Письмо и рукопись, подписанные "П. Полилов", сохранились в Отделе рукописей ГМТ. Толстой записал в дневнике: "Вчера утром получил прекрасное письмо от Полилова о Г. Джордже и отвечал ему" (запись от 7 ноября 1909 г. - ПСС, т. 57, с. 167).
   14 Этот сон Толстой видел 21 октября 1909 г., о чем на другой день записал в дневнике: "Теперь 12-й час. Видел прекрасный сон о том, как я горячо говорил о Г. Джордже. Хочу записать" (ПСС, т. 57, с. 157). В этот же день Толстой сделал первый набросок очерка на эту тему, а в последующие дни дорабатывал его. В окончательном виде очерк "Сон" вошел в трилогию "Три дня в деревне" (см. ПСС, т. 38).
   15 Толстой имеет в виду насильно насаждавшуюся в России "столыпинскую реформу", ставившую целью разрушить крестьянскую общину, выделить из нее - в качестве опоры царизма - класс кулаков и этим ослабить аграрную революцию в деревне. Царское правительство, по мнению В. И. Ленина, стремилось "ускорить полное разорение крестьян, сохранить помещичьи земли, помочь ничтожной кучке богатых крестьян "выйти на хутора", оттягать как можно больше общинной земли" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 77). Толстого эти действия правительства глубоко возмущали. Он говорил: "Это верх легкомыслия и наглости, с которым позволяют себе ворочать народные уставы, установленные веками... Ведь одно это чего стоит, что все дела решает мир - не один я, а мир - и какие дела! Самые для них важные" (цит. по кн.: Н. Н. Гусев. Два года с Л. Н. Толстым. М., 1973, с. 243).
   16 Толстой говорил об этом с посетившими его в августе 1909 г. видными членами Государственной думы третьего созыва В. В. Тенишевым и В. А. Маклаковым, но от постановки этого вопроса в Думе они отказались (см. письмо Л. Н. Толстого к Н. Н. Гусеву от 27 августа 1909 г. - ПСС, т. 80, с. 73-74).
   17 ПСС, т. 80, с. 117-179.
  

О смерти моего отца

и об отдаленных причинах его ухода

  
   Воспоминания впервые опубликованы на французском языке в журн. "Europe", 1928, No 67, 15 июля. Отдельным изданием на французском языке вышли в Париже в 1960 г. На русском языке впервые напечатаны в "Литературном наследстве", т. 69, кн. 2. М., 1961, с. 244-285. (Перевод Е. В. Толстой.) Этот текст воспроизводится в настоящем издании.
   Нет сомнений, что существовал русский текст воспоминаний и что они написаны до отъезда Т. Л. Сухотиной-Толстой за границу (1925 г.). Это видно по тому, что мемуары содержат многочисленные документальные материалы, которые автор мог почерпнуть только из семейного архива Толстых, хранящегося в Москве. Несомненно также, что очерк предназначался прежде всего для русского читателя, перед которым дочь Толстого хотела опровергнуть неумолкавшую ложь и клевету на ее родителей. Однако последующее пребывание автора вдали от родины было, вероятно, причиной того, что воспоминания увидели свет впервые за рубежом. В настоящее время местонахождение русского оригинала неизвестно.
   По выходе в свет воспоминания Т. Л. Сухотиной-Толстой вызвали за рубежом ряд одобрительных откликов. Ромен Роллан писал автору 23 июля 1928 г.: "Дорогой друг! Я только что прочитал и перечитал Ваши прекрасные страницы, простые, правдивые, полные человеческого понимания и любви - о смерти Вашего отца, и хочу сказать Вам, как они мне полюбились, как мы были ими взволнованы, моя сестра и я.
   Наши мысли идут навстречу Вашим в эти дни благоговейных воспоминаний. Как мне странно, что я никогда не видел Вашего отца! Всегда, начиная с моей молодости, он был для меня присутствующим и живым - больше, чем все живые. Теперь, по мере того как старею, я еще больше сожалею, что не могу поговорить с ним. Когда я был молод, я бы на это не осмелился, я мало что мог дать ему. А теперь... теперь... О, как мне его недостает. В нынешней Европе - нравственно столь ограниченной - есть у меня слова, которые я мог бы сказать только ему. - И я говорю их ему" (ГМТ. Перевод Т. М. Альбертини).
   Горячее одобрение автору воспоминаний высказал и французский писатель Андре Моруа. "Дорогая сударыня, - писал он Татьяне Львовне 18 сентября 1928 г. - вернувшись с каникул, я нашел у себя Ваш рассказ о смерти Вашего отца. Он прекрасен, и я прочитал его с глубоким волнением. Когда-нибудь скажу Вам об этом на словах" (ГМТ. Перевод Т. М. Альбертини).
   Высокую оценку воспоминания получили и в нашей стране. Публикуя их, Б. С. Мейлах писал: "...Воспоминания старшей дочери Толстого Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой выделяются стремлением объективно воссоздать семейную обстановку, которая явилась одной из причин ухода отца. Эти воспоминания представляют для нас огромный интерес; перед нами попытка разобраться в обстоятельствах "яснополянской трагедии". Попытка эта сделана непосредственной ее наблюдательницей, которая, в отличие от ряда других лиц, занимала тогда позицию наиболее объективную" (ЛН, т. 69, кн. 2, с. 239).
   Для впервые публикуемого в СССР перевода редакция "Литературного наследства" восстановила подлинный текст цитируемых документов и уточнила их даты. В издании 1976 г. они вторично сверены и уточнены.
   Очерк печатается без купюр. Из французского текста исключено лишь несколько фраз, обращенных специально к зарубежному читателю, разъясняющих такие слова, как "телега", "юродивый" и т. п.
  
   1 К этому времени появились следующие книги и статьи о семейной драме Толстого: В. Г. Чертков. Уход Толстого. М., 1922; А. Б. Гольденвейзер. Вблизи Толстого. Том II. Дневник 1910 г. М. - Пг., 1923; П. И. Бирюков. Биография Льва Николаевича Толстого, т. 4, М. - Пг., 1923; О. Волжанин. Правда о С. А. Толстой ("Вестник литературы", 1921, NoNo 6-8); Н. А. Соколов. С. А. Толстая (там же, No 1) и др. Появление этих публикаций, искажающих обстоятельства ухода Л. Н. Толстого из Ясной Поляны и несправедливо набрасывающих тень на облик С. А. Толстой, вызвало протест со стороны ряда деятелей культуры, в том числе А. М. Горького. См. его статью "О С. А. Толстой", опубликованную в журн. "Русский современник", 1924, No 4 (М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 14. М., 1951, с. 301-316).
   2 Л. Н. Толстой скончался в доме начальника станции Астапово, Рязано-Уральской ж. д. (ныне ст. Лев Толстой) И. И. Озолина.
   3 Дневники Л. Н. Толстого опубликованы в его Полном собрании сочинений, тома 46-58. Избранные дневники см.: Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20-ти томах. М., ГИХЛ, 1965, тт. 19-20.
   4 Позднее дневники были изданы. См. "Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1860-1891". М., изд-во М. и С. Сабашниковых, 1928; "Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1891-1897", ч. II. М., изд-во М. и С. Сабашниковых, 1929; "Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1897-1909", ч. III. M., изд-во "Север", 1932; "Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1910". М., "Советский писатель", 1936.
   6 Дн., 2 и 22 июля 1852 г. (ПСС, т. 46, с. 131, 136).
   6 ПСС, т. 46, с. 15.
   7 ПСС, т. 46, с. 29.
   8 Дн., 17 апреля 1847 г. (ПСС, т. 46, с. 31).
   9 ПСС, т. 46, с. 32.
   10 Дн., 18 апреля 1847 г. (ПСС, т. 46, с. 32).
   11 Дн., 16 июня 1847 г. (ПСС, т. 46, с. 32).
   12 ПСС, т. 47, с. 5.
   13 Дн., 29 июля 1854 г. (ПСС, т. 47, с. 18).
   14 Дн., 4 января 1857 г. (ПСС, т. 47, с. 109).
   15 Дн., 8 августа 1857 г. (ПСС, т. 47, с. 151).
   16 Дн., 15 июня 1854 г. (ЯСС, т. 47, с. 4).
   17 Дн. 1 августа 1854 г. (ПСС, т. 47, с. 19).
   18 "Исповедь" (ПСС, т. 23, с. 4).
   19 ПСС, т. 48, с. 44.
   20 В письме к С. А. Берс от 14 сентября 1862 г. Толстой писал: "Скажите, как честный человек, - хотите ли вы быть моей женой? Только ежели от всей души, смело вы можете сказать да, а то лучше скажите нет, ежели есть в вас тень сомнения в себе. Ради бога, спросите себя хорошо. Мне страшно будет услышать нет, но я его предвижу и найду в себе силы снести; но ежели никогда мужем я не буду любимым так, как я люблю, это будет ужасней" (ПСС, т. 83, с. 17).
   21 ПСС, т. 48, с. 45.
   22 Дн., 25 сентября 1862 г. (ПСС, т. 48, с. 46).
   23 ПСС, т. 48, с. 54.
   24 ДСТ, I, с. 51, 52, 53. Запись от 8 октября 1862 г.
   25 Там же, с. 55-56. Запись от 13 ноября 1862 г.
   26 Там же, с. 57. Запись от 23 ноября 1862 г.
   27 Там же, с. 59. Запись от 16 декабря 1862 г.
   28 К концу 1870-х годов завершился давно назревавший перелом в мировоззрении Толстого. В. И. Ленин писал в статье "Л. Н. Толстой и современное рабочее движение": "Острая ломка всех "старых устоев" деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 39). Толстой духовно порвал со своим классом, к которому принадлежал по рождению, и полностью перешел на позиции трудового народа. С этих пор он все острее нападал на существующий строй, обличая, вместе с его экономическими основами, все его политические, моральные и правовые надстройки. В своих последних произведениях Толстой "обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь" (там же, с. 40).
   29 Т. А. Ергольская.
   30 Имеются в виду подруга Т. А. Ергольской - Наталья Петровна Охотницкая и горничные - Аксинья Максимовна и Агафья Михайловна.
   31 Дн., 24 марта 1862 г. (ПСС, т. 48, с. 53).
   32 С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 14. Авторизованная машинопись (ГМТ).
   33 См. об этом в очерке "Детство Тани..." и примеч. 51 к нему.
   34 Одна из первых размолвок в семейной жизни Толстых была вызвана требованием Толстого к жене отказаться от услуг няни и кормилицы. 5 августа 1863 г. Толстой записал в дневнике: "С утра я прихожу счастливый, веселый, и вижу графиню, которая гневается и которой девка Душка расчесывает волосики... и все падает, и я как ошпаренный, боюсь всего и вижу, что только там, где я один, мне хорошо и поэтично... А малейший проблеск понимания и чувства, и я опять весь счастлив и верю, что она понимает вещи, как и я" (ПСС, т. 48, с. 57).
   35 С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 96.
   36 Письмо неизвестно. Цит. по машинописи: С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 161.
   37 Дн., 19 марта 1865 г. (ПСС, т. 48, с. 60).
   38 Неточно. Первые упоминания о замысле романа "Война и мир" относятся к 1863 г. (см. запись в дневнике Толстого от 23 февраля 1863 г. - ПСС, т. 48, с. 52).
   39 С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 242. Запись от января 1867 г.
   40 В это и последующее время Толстой охотно прислушивался к замечаниям жены, особенно в том, что касалось женского характера, женской души. Исследователями установлено, что в описаниях внешнего облика и внутреннего мира некоторых героинь Толстого (особенно Наташи Ростовой и Анны Карениной) имеются отдельные детали, подсказанные Софьей Андреевной.
   41 ПСС, т. 83, с. 86-87.
   42 С. А. Толстая писала сестре Т. А. Кузминской 27 июля 1866 г.: "Я то отсасываю, то кормлю, то прижигаю, то промываю, а кроме того - дети, варенья, соленья, грибы, пастилы, переписыванье для Левы, а для изящных искусств и чтения еле-еле минутку выберешь; и то если дождь идет" (ГМТ).
   43 А. Б. Гольденвейзер. Вблизи Толстого. М., 1959, с. 157.
   44 ДСТ, I, с. 96.
   45 Письмо неизвестно.
   46 С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 209.
   47 Из письма к Т. А. Кузминской от 23 февраля 1875 г. (ГМТ).
   48 Из письма от 7 декабря 1864 г. (ПСТ, с. 49).
   49 Из письма от 10 декабря 1864 г. (ПСС, т. 83, с. 91).
   50 ДСТ, I, с. 58. Запись от 23 ноября 1862 г.
   51 С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 65.
   52 Письмо от 13 июня 1871 г. (ПСТ, с. 91, 92).
   53 С. А. Толстая. Моя жизнь, кн. 2, с. 65.
   54 Из письма от 7 декабря 1864 г. (ПСТ, с. 49).
   55 Дн., 23 января 1863 г. (ПСС, т. 48, с. 51).
   56 Статья Толстого с изложением христианского учения осталась неоконченной. Сохранившийся отрывок см. ПСС, т. 17, с. 363- 368.
   57 Из письма от 6 ноября 1877 г. (ПСС, т. 62, с. 347-348).
   58 ПСС, т. 23, с. 10.
   59 Там же, с. 11.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа