низу
доверху. Особенное наслаждение доставляет такое исполнение публике свежей,
вкус которой еще не пресыщен и не забит разнообразием художественных
впечатлений сомнительного достоинства, и такое наслаждение не бесплодно, оно
действует на свежие души, улучшая их и облагораживая. Эту публику
преимущественно и должны иметь в виду императорские театры, они должны
привлечь эту публику, укрепить ее за собой, сделать свои спектакли для нее
необходимостью, так как главное назначение их воспитательное. Не для забавы
же и не для развлечения праздных людей существуют императорские театры,
только в видах нравственного преуспеяния можем не жалеть тех затрат, которые
падают на драматические театры".
СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ УСТРОЙСТВА В МОСКВЕ ТЕАТРА, НЕ ЗАВИСИМОГО
ОТ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДИРЕКЦИИ, И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ {*}
{* Печатается по черновому автографу - отдельной записи, хранящейся в
Центральном литературном архиве (Москва).}
До этого соединения московский театр постоянно находился в тесной связи
с образованным обществом Москвы. Директорами назначались лица из
представителей образованного класса, вокруг них группировались люди,
известные литературными трудами или изящным вкусом. Московские директора
знали потребности московского образованного общества и старались
удовлетворить их; таким образом, театр московский, держа высоко уровень
драматического искусства, удовлетворял развитым людям и развивал вкус
молодежи и остальных классов московского народонаселения, которое начинало
образовываться; драматическое искусство поднимало эстетический вкус в
обществе и не опускалось до бессмысленных требований невежественной толпы.
Когда московский театр стал управляться из Петербурга, связь между
образованным московским обществом и театром разорвалась, петербургские
директора не знали и не желали знать эстетических потребностей Москвы, и
распоряжения их уже не удовлетворяли московское общество.
КОММЕНТАРИИ
Вошедшие в настоящий том докладные записки, речи, заметки А. Н.
Островского по вопросам театра и драматургии представляют собой беловые и
черновые автографы и писарские авторизованные копии.
В фондах рукописей А. Н. Островского, кроме того, находится ряд копий
докладных записок и заметок Островского по вопросам театра и драматургии.
Эти копии были сделаны с беловых рукописей драматурга литературоведом П. О.
Морозовым, который в 90-х годах XIX века работал над монографией о жизни и
творчестве А. Н. Островского. Брат драматурга - М. Н. Островский предоставил
исследователю богатый архив писателя. Сделанные П. О. Морозовым копии
архивных материалов просматривались М. Н. Островским. Имеется черновая опись
рукописей (записок, заметок, писем), которые были обследованы и изучены
Морозовым. В настоящее время ряд этих крайне важных автографов Островского
утрачен; они сохранились лишь в копиях П. О. Морозова (рукописный отдел
Института русской литературы Академии наук СССР).
Некоторые театральные записки Островского, наличие которых
подтверждается его личными свидетельствами, до сих пор не разысканы. Таковы,
например, записки "О переводном репертуаре Малого театра" и "Действия
Общества русских драматических писателей по поводу новых положений и
распоряжений дирекции императорских театров". Не сохранились и записи
нескольких речей Островского.
Помимо статей, записок, заметок по вопросам театра, имеется также ряд
деловых документов, написанных драматургом (например, протоколы Общества
русских драматургических писателей). В настоящее издание эти материалы не
включены.
При публикации текста рукописей недописанные слова всюду
восстанавливаются полностью.
РЕЧЬ НА ОБЕДЕ В ЧЕСТЬ А. Е. МАРТЫНОВА
10 марта 1859 г.
Печатается по тексту газеты "Петербургские ведомости", 1859 58, 15
марта. Обед в честь А. Е. Мартынова, уезжавшего в длительный отпуск, был
организован литераторами и критиками. Артиста приветствовали А. Н.
Островский, Н. А. Некрасов и А. В. Дружинин.
А. Н. Островский всегда вспоминал А. Е. Мартынова с большой
благодарностью как одного из лучших воплотителей его драматургических
образов на сцене. А. Е. Мартынов исполнял в Александрийском театре роли:
Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Беневоленского ("Бедная
невеста"), Коршунова ("Бедность не порок"), Еремки ("Не так живи, как
хочется"), Брускова ("В чужом пиру похмелье"), Бальзаминова ("Праздничный
сон - до обеда"). В 1859 г. артист с огромным успехом выступил в роли Тихона
("Гроза").
Драматург был связан с А. Е. Мартыновым и личною дружбой. Весною 1860
г. тяжело больной артист вместе с Островским совершил поездку в Крым.
Выступая по дороге в ряде городов, Мартынов окончательно подорвал свое
здоровье. Он умер 16 августа 1860 г., на руках драматурга.
РЕЧЬ НА ПРОЩАЛЬНОМ ОБЕДЕ В ЧЕСТЬ А. Е. МАРТЫНОВА И А. Н. ОСТРОВСКОГО
2 июля 1860 г.
Печатается по тексту газеты "Одесский вестник", 1860, 72, 7 июля.
Гастроли Мартынова в Одессе сопровождались большим успехом. 2 июля 1860
г. местная интеллигенция устроила прощальный обед, на котором были
произнесены приветственные речи в честь "великого представителя
драматического искусства" - А. Е. Мартынова и "истинного таланта" - А. Н.
Островского.
РЕЧЬ НА ОБЕДЕ В ЧЕСТЬ АРТИСТА С. В. ВАСИЛЬЕВА
11 февраля 1861 г.
Печатается по тексту газеты "Московские ведомости", - 1861, 36, 14
февраля.
С. В. Васильев, выступивший в роли Бородкина в первой поставленной на
сцене пьесе Островского "Не в свои сани не садись", неизменно участвовал и в
последующих постановках пьес драматурга в Малом театре в ролях: Лисавского
("Утро молодого человека"), Милана ("Бедная невеста"), Разлюляева ("Бедность
не порок"), Васи ("Не так живи, как хочется"), Андрея ("В чужом пиру
похмелье"), Ширялова ("Семейная картина"), Балъзаминова ("Праздничный сон -
обеда"), кучера Серафимы ("Не сошлись характерами!"). В 1859 г. артист с
огромным успехом выступил в роли Тихона ("Гроза").
На обеде в Купеческом собрании С. В. Васильева, покидавшего сцену в
связи с обострившейся болезнью глаз, помимо А. Н. Островского, от лица
литераторов приветствовал также А. Н. Плещеев.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
Печатается по тексту гранок корректуры, хранящихся в Институте русской
литературы Академии наук СССР. С небольшими сокращениями и без "списка пьес"
статья была опубликована в газете "Северная пчела", 1863, 31, 1 февраля,
без подписи.
26 октября 1861 г. драматург писал по поводу запрещения
Театрально-литературным комитетом его пьесы "За чем пойдешь, то и найдешь"
начальнику репертуарной части петербургских театров П. С. Федорову: "По
моему собственному убеждению и по отзыву людей, наиболее заслуживающих
доверия, эта пьеса нисколько не хуже других моих пьес, пропущенных
Комитетом, не говоря уже о множестве переводных и оригинальных произведений
других авторов. Поверьте, что этот поступок Комитета оскорбителен не для
одного меня в русской литературе, не говоря уже о театре". Островский решил
бороться с подобными действиями Театрально-литературного комитета, о чем и
известил Федорова в том же письме: "Если бы я послал еще хоть одну пьесу в
Комитет, я бы тем самым признал его суд без всякого протеста, тогда как я
обязан протестовать всеми средствами!" Одним из средств борьбы и была данная
статья Островского, опубликованная драматургом после разрешения постановки
пьесы "За чем пойдешь, то и найдешь" в ноябре 1862 года.
ЗАПИСКА ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
Впервые печатается по рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Институте русской литературы Академии наук СССР.
Поводом для написания этой записки министру двора явилось запрещение в
феврале 1866 г. дирекцией императорских театров Артистическому кружку
ставить спектакли и публиковать в газетах объявления о своих
музыкально-литературных вечерах.
Записка Островского послужила затем основой для заявления старшин
Артистического кружка, посланного директору императорских театров А. М.
Борху 16 апреля 1866 г.
См. комментарий к записке [Об Артистическом кружке].
[ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ]
Впервые печатается полностью по рукописи А. Н. Островского хранящейся в
Институте русской литературы Академии наук СССР.
В прямых скобках восстанавливаются цитаты из Устава.
Записка об Артистическом кружке для представления министру внутренних
дел составлялась Островским по поручению членов кружка, но драматург,
видимо, нашел эту записку слишком обширной для официального обращения и
вслед за нею написал более короткую (см. стр. 35-36).
Артистический кружок, созданный по инициативе А. Н. Островского, Н. Г.
Рубинштейна, П. М. Садовского и В. Ф. Одоевского, был открыт 14 ноября 1865
г.
Устав Кружка, составленный при самом ближайшем участии Островского, был
утвержден в феврале 1865 г. министром внутренних дел Валуевым (Устав
Артистического кружка, М., 1866, 24 стр.). В первые годы существования
Кружка его старшинами были: писатели - А. Н. Островский, А. Н. Плещеев;
артисты - П. М. Садовский, В. И. Живокини; музыканты - К. А. Кламрот, Ю. Г.
Гербер. Действительными членами Кружка являлись деятели искусства -
литераторы, артисты, художники, музыканты; остальные постоянные посетители
Кружка зачислялись в члены-любители. В 1867 г. число членов Кружка достигло
700 человек, что ярко свидетельствовало об успехе организованного Островским
Артистического клуба.
Будучи идейным руководителем Кружка, Островский в то же время уделял
исключительное внимание его практической деятельности; он принимал ближайшее
участие во всех мероприятиях клуба, вовлекая в него новых членов и заботясь
о его материальном положении. В 1866 г. Островский прочитал в Артистическом
кружке свою пьесу "Пучина", а также начало драматической хроники "Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский".
Как представитель Артистического кружка, Островский часто выступал от
его имени на различных собраниях и юбилейных празднествах: 13 мая 1867 г. он
приветствовал артистов Н. М. Никифорова и П. Г. Степанова; 26 мая произнес
речь на обеде в честь гостей - славян, посетивших Москву в связи с открытием
этнографической выставки (текст этих речей не найден).
В 1867 г. Артистический кружок испытывал крайне острые материальные
затруднения. В результате хлопот Островского министр императорского двора
разрешил Кружку в апреле 1867 г. публичные платные спектакли. (В августе
была удовлетворена и просьба об организации лотереи, которая, однако, не
оправдала надежд старшин.) Спектакли Артистический кружок начал ставить с
осени 1867 г. В репертуаре преобладали пьесы русских драматургов, особенно
большое внимание было уделено произведениям Островского. На сцене
Артистического кружка выступали не только знаменитые артисты Малого театра,
но и начинающие актеры. Так, здесь обратили на себя внимание М. П. Садовский
и О. О. Садовская.
В 1879 г. при Артистическом кружке были организованы театральные курсы.
Они положили начало большой работе, предпринятой Островским для подготовки
артистов-профессионалов (см. записку "О театральных школах" и др.).
Островский придавал огромное значение деятельности Артистического
кружка. В автобиографической записи в альбоме М. И. Семевского (1885) он
писал: "Памятно мне и 14 ноября (1865), день открытия Артистического кружка,
об устройстве которого так деятельно хлопотали мы с покойным Н. Г.
Рубинштейном. Артистический кружок некоторым образом заменил театральную
школу..." (см. т. 13 наст, издания). Артистический кружок горячо
приветствовал Островского в день 25-летия его литературной деятельности 14
марта 1872 г. (см. ответную речь драматурга, стр. 86).
...отрицательное направление, требующее противодействия. - Под
"отрицательным направлением" Островский, видимо, подразумевает выступления
Д. И. Писарева по вопросам сценического искусства, живописи и музыки.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
Впервые печатается по писарской копии с поправками А. Н. Островского,
хранящейся в Институте русской литературы Академии наук СССР. записка
написана для представления министру внутренних дел.
ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ И ПОЛОЖЕНИИ АРТИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА
Речь на собрании 12 апреля 1867 г.
Впервые печатается по рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Институте русской литературы Академии наук СССР.
Речь, произнесенная А. Н. Островским на отчетном собрании
действительных членов Артистического кружка 12 апреля 1867 г., судя по
газетным отчетам, была более развернутой.
Артистический кружок испытывал большие материальные затруднения. Касса
Кружка на 1 апреля 1867 г. состояла всего из 400 руб., которыми невозможно
было покрыть его долги. Предложение Островского внести всем членам Кружка
дополнительный взнос встретило возражения (см. сообщение в газ. "Антракт",
1867, 18, 7 мая, стр. 8-9). 18 апреля этот вопрос подвергся баллотировке.
За предложение Островского проголосовало 24 человека, против 21.
3 мая Островский поставил на экстренном собрании членов Кружка вопрос о
его закрытии. Решено было, в связи с разрешением ставить платные спектакли,
не закрывать Кружка. В начале мая Кружок перевели в новое, более удобное
помещение - гостиницу Журнало.
РЕЧЬ В АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
Впервые печатается по рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.
Дата устанавливается по содержанию речи. В апреле 1867 г. Островский
внес предложение поддержать существование Кружка единовременным
пожертвованием "в размере 10 руб. обязательного взноса с каждого члена". С
осени 1867 г. Артистический кружок стал давать платные спектакли. Поэтому
Островский и отмечает, что Кружок теперь "держится единственно только теми
средствами, которые ему дает искусство".
...ему нельзя было показываться публике с открытым лицом. - Дирекция
императорских театров запрещала организацию частных театров в столицах,
вследствие этого широкое развитие получили клубные спектакли (см. записку
Островского "Клубные сцены, частные театры и любительские спектакли").
ЗАПИСКА ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Печатается по копии Морозова с исправлением явных описок по черновому
автографу.
Сохранилось два черновых автографа Записки (расширенный - Нейтральный
государственный литературный архив (Москва) и сокращенный - Институт русской
литературы Академии наук СССР) и копия, сделанная П. О. Морозовым с беловой
рукописи драматурга (Институт русской литературы Академии наук СССР).
Заглавие Записки принадлежит драматургу.
К работе над "Запиской об авторских правах драматических писателей"
Островский возвращался несколько раз. В сентябре 1867 г. он писал Ф- А.
Бурдину: "Я готовлю для Главного управления по делам печати Записку о правах
драматических писателей, где упомяну и о недостаточности вознаграждения,
которое нам дают императорские театры". Записка на эту же тему писалась
Островским в октябре 1869 г. для представления в дирекцию императорских
театров. Этот текст в 1871 г. был использован драматургом для новой Записки,
которую он представил в специально созданную Комиссию по вопросу о
литературно-художественной собственности.
Дополнения к Записке см. стр. 324.
ПРОЕКТ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЙ О ДРАМАТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Впервые печатается по копии П. О. Морозова, хранящейся в Институте
русской литературы Академии наук СССР.
Сохранился черновой автограф Островского (Центральный государственный
литературный архив, Москва) с многочисленными исправлениями. Островский
предполагал сократить число пунктов "Проекта" н начал вычеркивать их, но не
довел эту работу до конца. Записка датирована и подписана Островским. Копия
Морозова воспроизводит эту Записку в несколько видоизмененной окончательной
редакции. Заглавие принадлежит Островскому.
В 1871 г. Островский также представлял этот проект в Комиссию по
вопросу о литературно-художественной собственности. В письме от мая 1871 г.
драматург известил Ф. Бурдина, что он закончил Записку под заглавием
"Возражения, существующие в нашей печати против драматической собственности,
и опровержение их" (см. вторую Часть настоящего проекта).
[О ПОЛОЖЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПИСАТЕЛЯ]
Впервые печатается полностью по рукописи А. Н. Островского хранящейся б
Институте русской литературы Академии наук СССР Одна из утерянных страниц
восстанавливается по копии П. О. Морозова.
Записка о бедственном материальном положении драматических писателей в
России, необеспеченном положении самого Островского и упадке театрального
дела написана в виде письма к новому директору императорских театров С. А.
Гедеонову. В тексте рукописи имеется большое число вставок и вычеркнутых
мест. На обороте последнего листа рукописи Островский сделал надпись:
"Материалы для театра". Письмо писалось в течение августа - декабря 1869 г.
Судя по началу рукописи, Островский предполагал включить в свое письмо
вопрос об авторском праве драматических писателей в связи с "Положением 1827
года", но затем развернул свои высказывания по этому поводу в специальных
записках о театральном деле.
Письмо-записка, очевидно, в таком виде послано Гедеонову не было.
Островский в декабре 1869 г. писал Ф. Бурдину: "Я кончил Записку об
авторских правах и уж послал ее в Петербург, кончаю известное тебе письмо,
которое приняло совершенно новую форму".
Дополнения к Записке см. на стр. 326.
С просьбою похлопотать перед министром двора В. Ф. Адлербергом о
нормальном денежном вознаграждении своего труда Островский обращался к Н. А.
Некрасову в конце 1869 г. В одном из своих писем к поэту он называет свое
обращение к С. А. Гедеонову "Запискою". "Записки подавать Адлербергу, я
думаю, не надо, - писал он, - я уж послал подробную Записку Гедеонову. Вы
скажите Адлербергу, что я 20 лет работаю исключительно для театра,
отказавшись от всего, т. е. от службы и проч., что я написал более 30 пьес
(целый народный театр), что я доставил дирекции своими пьесами более
миллиона рублей, что я своим чтением и советами образовал многих артистов и
всю московскую труппу, - и что мне жить нечем, что я Прошу обеспеченного
содержания, такого, какое получают второстепенные артисты, т. е. 6000 руб. с
двух театров (по 3000 с театра)".
С. А. Гедеонов в январе 1872 г. ходатайствовал перед министром двора о
назначении Острозскому пенсии в связи с 25-летним юбилеем его литературной
деятельности, но получил отказ.
Проработав все лето над сказкой. - Островский работал над сказкой
"Иван-царевич".
...переводил с итальянского. - Островский имеет в виду пьесу Т. Чикони,
переведенную под заглавием "Заблудшие овцы". . '¿
Я написал даром четыре либретто. - Либретто "Воеводы" для П И.
Чайковского, либретто "Не так живи, как хочется" ("Вражья ила") для А. Н.
Серова, "Грозы" для В. Н. Кашперова и, очевидно, либретто пьесы Н. Чаева
"Сват Фадеич".
...две оригинальные пятиактные комедии - "На всякого мудреца довольно
простоты" и "Горячее сердце".
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УСТАВУ РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Впервые печатается по рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Центральном государственном литературном архиве (Москва). Заглавие
принадлежит драматургу. Записка не закончена.
В ноябре 1870 г. по инициативе А. Н. Островского и В. И. Родиславского
было организовано Общество русских драматических писателей, начавшее борьбу
за авторское право. В декабре 1870 г. группа драматургов опубликовала в ряде
газет извещение о запрещении ставить пьесы без разрешения их авторов.
Антрепренеры, отказывавшиеся от уплаты гонорара авторам за постановки пьес,
привлекались специальными агентами Общества драматических писателей к
судебной ответственности. Первый расчетный лист на поспектакльный гонорар
был выдан 17 марта 1871 г. Островскому за следующие постановки в течение
января - февраля: "Доходное место" - Артистический кружок (14 января),
Уфимский клуб (14 февраля); "На всякого мудреца" - Немецкий клуб (16
января); "Тяжелые дни" - Немецкий клуб (30 января); "Гроза" - Кременчуг (16
февраля); "На бойком месте" - Московское вспомогательное общество (7
февраля).
Проект Устава, написанный Островским, обсуждался членами Собрания
драматических писателей в Москве и Петербурге. 10 апреля Островский писал Ф.
А. Бурдину: "Проект Устава представлен генерал-губернатору; моя редакция, со
включением петербургских дополнений, принята почти целиком". Устав был
утвержден министерством внутренних дел 30 июля 1874 г.
О ПОЛОЖЕНИИ 13 НОЯБРЯ 1827 г.
Впервые печатается по беловому автографу 1881 г., хранящемуся в
Центральном государственном литературном архиве (Москва). о Институте
русской литературы Академии наук СССР имеется черновая рукопись 1871 г.,
текст которой был значительно сокращен А. Н. Островским при переработке
Записки в 1881 г. Заглавие взято из чернового автографа. В тексте Записки
использовано письмо С. А. Гедеонову (см. стр. 326-329, 350).
Дополнения к Записке см. на стр. 332.
"Положение о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических
пьес и опер, когда они будут приняты для представления на императорских
театрах" от 13 ноября 1827 г. было введено министерством двора в качестве
инструкции для императорских театров и не имело силы закона.
В 1871 г. была создана специальная комиссия под председательством кн.
Шаховского для разработки вопроса о литературно-художественной собственности
и выяснения возможности включить "Положение 13 ноября 1827 г." в Свод
законов.
26 апреля 1871 г. Ф. Бурдин известил драматурга: "Шаховской просил
написать тебе, не будешь ли ты так добр и не составишь ли им записку,
которую при обсуждении этого дела они могли бы принять к руководству, и не
можешь ли прислать материалов" (А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин. Неизданные
письма, М., 1923, стр. 131). 28 апреля Островский ответил Бурдину: "Ты
можешь сказать князю Шаховскому, что я берусь разобрать Положение 27 года
относительно его современности и написать записку о драматической
собственности". 3 мая 1871 г. Островский сообщил Бурдину, что только что
закончил свою Записку о драматической собственности (см. стр. 349) и
занимается разбором Положения от 13 ноября 1827 г.
Надежды Островского на изменение условий оплаты труда драматургов не
оправдались. В результате работы Комиссии министерству двора было лишь
предоставлено право "впредь до издания новых законов о драматической
собственности" делать в "Положении 1827 г." отдельные изменения и
дополнения. Это решение не улучшило ни положения драматургов, ни состояния
репертуара императорских театров.
В ноябре 1876 г. А. Н. Островский - председатель Общества русских
драматических писателей - снова возбудил перед министерством двора вопрос о
"Положении 1827 г.". Но и это ходатайство осталось без последствий.
Во второй половине 1881 г. Островский был привлечен к работе
организованной министерством двора Комиссии для пересмотра законоположений
по всем частям театрального ведомства.
Помимо Островского, новый директор императорских театров И. В.
Всеволожский привлекал в Комиссию драматургов Д. Аверкиева и А. Потехина. В
конце октября Островский приехал в Петербург и принял деятельное участие в
работе Комиссии. Для Комиссии драматург вновь переработал текст своей
Записки 1871 г., значительно сократив его и несколько дополнив новыми
данными (см. вставку 0 "Снегурочке"), а также представил в Комиссию еще
несколько докладных записок.
Новые правила о вознаграждении драматургов были утверждены 21 марта
1882 г.
Переводчик "Орфея в аду" - В. Крылов.
Maximum надо возвысить. - Maximum оплаты, установленный дирекцией
императорских театров за приобретаемые пьесы и оперы, был очень низок. Так,
по "Положению 1827 года" дирекция могла заплатить за оперу русского
композитора не более 1143 руб., Даргомыжский же, незадолго до своей смерти,
назначил за "Каменного гостя" 3000 руб. По инициативе В. Стасова была
произведена специальная подписка, и опера Даргомыжского приобретена для
казенных театров. Ее премьера состоялась 16 февраля 1872 г.
...если б музыку написал Направник - т. е. композитор, которому
дирекция императорских театров поручила бы сама написать музыку на слова
пьесы Островского.
Параграф 19 означал, что пьеса, отданная автором артисту для бенефиса,
не оплачивалась дирекцией императорских театров (см. пояснения Островского
на стр. 333-334).
РЕЧЬ НА ЮБИЛЕЙНОМ ОБЕДЕ, ОРГАНИЗОВАННОМ СОБРАНИЕМ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
14 марта 1872 г.
Печатается по тексту газеты "Русский мир", 1872, 71, 18 марта.
Литературная и театральная общественность широко отметили 25-летний
юбилей драматургической деятельности А. Н. Островского. На юбилейном обеде
Островскому был преподнесен альбом, посвященный его деятельности.
РЕЧЬ НА ПРАЗДНОВАНИИ ЮБИЛЕЯ А. Н. ОСТРОВСКОГО В АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
14 марта 1872 г.
Печатается по тексту газеты "Русские ведомости", 1872, 60, 17 марта.
ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ НА ПРИВЕТСТВИЕ ГРУППЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АРТИСТОВ
14 марта 1872 г.
Печатается по тексту газеты "Русский мир", 1872, 71, 18 марта.
На праздновании юбилея Островского в Артистическом кружке с
приветствием от группы провинциальных артистов выступил артист Чистяков.
РЕЧЬ НА УЖИНЕ, ОРГАНИЗОВАННОМ АРТИСТАМИ В ЧЕСТЬ А. Н. ОСТРОВСКОГО
Печатается по тексту журнала "Артист", 1892, 19, стр. 18.
ПИСЬМО РАСПОРЯДИТЕЛЯМ ПРАЗДНЕСТВА В ЧЕСТЬ А. Н. ОСТРОВСКОГО В СОБРАНИИ
ХУДОЖНИКОВ В ПЕТЕРБУРГЕ
Печатается по тексту газеты "Русский мир", 1872, 74, 21 марта.
На торжественном обеде 15 марта в честь юбиляра был начат по подписке
сбор средств на постройку народной школы имени А. Н. Островского. В феврале
1882 г. собранные деньги, по желанию драматурга, были переданы в Кинешемскую
земскую управу. Помимо обеда, Собрание петербургских художников организовало
художественно-музыкальный вечер "с живыми картинами на сюжеты пьес
Островского".
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
Печатается по изданию: А. Н. Островский. Драматические переводы. СПб.,
изд. С. В. Звонарева, 1872, стр. III-IV.
В книгу вошли следующие переводы: "Великий банкир", комедия в двух
частях Итало Франки; "Заблудшие овцы", комедия в четырех действиях (сюжет
заимствован из итальянской комедии Теобальдо Чикони "Le pecorelle smarite");
"Кофейная", комедия в трех актах Гольдони; "Рабство мужей", комедия в трех
картинах (сюжез заимствован из французской пьесы A. de Leris "Les maris sont
esclaves")" Семья преступника", драма в пяти действиях Джакометти.
РЕЧЬ В ОБЩЕСТВЕ РУССКИХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
29 марта 1875 г.
Впервые печатается по беловой рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Институте русской литературы Академии паук СССР.
В течение 1874-1886 гг. Островского 11 раз избирали председателем
Общества.
РЕЧЬ НА ОБЕДЕ В ЧЕСТЬ Э. РОССИ 12 апреля 1877 г.
Печатается по тексту "Театральной газеты", 1877, 55, 11 мая.
Э. Росси гастролировал в Москве с 29 марта по 3 мая 1877 г. 12 апреля в
честь Э. Росси, по инициативе А. Н. Островского и Н. Г. Рубинштейна, был дан
обед, на котором и оглашена речь драматурга (сам Островский по нездоровью на
обеде не присутствовал),
В день последнего спектакля Росси - 3 мая - речь драматурга была
поднесена артисту в виде адреса от Общества русских драматических писателей.
Э. Росси через печать поблагодарил русскую публику и А. Островского за
оказанный ему радушный прием. Он писал: "Когда в числе одобрительных
заявлений артист может указать на одобрение знаменитого виртуоза, которому
столица обязана своим музыкальным развитием [Н. Рубинштейна], вдохновенной
певицы, дарование которой создано для возбуждения общего восторга, плеяды
художников, составляющей гордость Москвы, писателя, составившего эпоху в
национальном театре, писателя, в котором воплотилось русское драматическое
искусство, - то сердце его не может не преисполниться чувством
признательности и гордости".
КЛУБНЫЕ СЦЕНЫ, ЧАСТНЫЕ ТЕАТРЫ И ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ
Впервые печатается по рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Центральном государственном литературном архиве (Москва). Заглавие
принадлежит Островскому.
Часть текста о клубных сценах была выделена драматургом в
самостоятельную записку "О театральных школах", поданную им в январе 1882 г.
в Комиссию для пересмотра законоположений по всем частям театрального
ведомства. В записи об Артистическом кружке отсутствует страница,
восстанавливаемая нами по копии, сделанной П. О. Морозовым (хранится в
Институте русской литературы Академии наук СССР).
Текст о любительских спектаклях в рукописи предшествовал "Записке о
причинах упадка драматического театра в Москве".
...прекрасное должно быть величаво - цитата из стихотворения А. Пушкина
"19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор").
...в продолжение двух лет оперетка была бичом русского искусства. - В
1868-1870 гг. оперетта стала одним из ведущих жанров в репертуаре
императорского театра. Процветанию оперетты на сцене усиленно содействовал
режиссер Александрийского театра А. А. Яблочкин.
Талантливый и ловкий антрепренер Буффа - М. В. Лентовский.
ЗАПИСКА О ПОЛОЖЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Печатается по писарской копии с поправками А. Н. Островского,
хранящейся в Институте русской литературы Академии наук СССР. Сохранилась
также черновая рукопись А. Н. Островского с следующим заглавием: "Записка о
настоящем положении русской сцены и о причинах ее упадка" (Центральный
государственный литературный архив, Москва).
В 1879 г. Островский согласился написать, по просьбе Ф. А. Бурдина,
докладную записку о необходимости разрешить частный театр. в Петербурге.
Текст этой записки не сохранился. Очевидно, в это же время драматург стал
собирать материалы и для настоящей статьи, в которой использованы также
некоторые записи, сделанные еще в 1869 г.
10 августа 1881 г. Островский писал Бурдину: "Я работаю день и ночь (но
не над пьесой). Я стараюсь выяснить и изложить театральное дело в России во
всех отношениях и во всех подробностях". 29 августа он вновь писал Бурдину:
"Занят очень важным, самым жизненным для меня делом... Я работаю день и
ночь, и, кажется, мой труд должен принести большую пользу драматическому
искусству в России". И ему же 17 сентября: "Цель моей записки... доказать
необходимость частных театров и показать, какими они должны быть, чтобы
русское драматическое искусство не глохло. Если я этого достигну, я буду
счастлив, тогда можно спокойно доживать свои последние дни, а на казенные
театры махнуть рукой".
В конце октября 1881 г. "Записка о положении драматического искусства в
России в настоящее время" была представлена Островским в Комиссию для
пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства. В ноябре
1881 г. настоящая Записка, но уже в сокращенном виде (с пропуском мест,
наиболее проникнутых демократическими тенденциями), была подана драматургом
министру внутренних дел Н. П. Игнатьеву, представившему ее Александру III. В
сокращенном варианте Островский говорил только о зрителе из среды: 1)
богатых и средних торговцев, 2) приезжего купечества и 3) мелких торговцев и
хозяев ремесленных заведений, не затрагивая вопроса о зрителе-труженике -
рабочем и ремесленнике. В феврале 1882 г. последовало разрешение Островскому
как председателю Общества русских драматических писателей организовать
частный театр в Москве. В связи с этим Островский опубликовал в
"Правительственном вестнике", 1882, 51, 9 марта, сокращенный текст своей
докладной записки под заглавием "Записка о неотложной потребности устройства
Русского театра в Москве". Этот же текст появился в виде литографированного
издания.
В марте 1882 г. театральная монополия императорских театров была
отменена. Возникшие частные театры помешали осуществить проект Островского
(см. его Автобиографическую заметку, стр. 246), и он вновь обратился к
проектам о реорганизации Малого театра.
[О ТЕАТРАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОМИТЕТЕ]
Впервые печатается по беловой рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Центральном государственном литературном архиве (Москва). На рукописи
надпись: "Записка эта получена от А. Н. Островского".
Эта записка, так же как и предшествующая, связана с работой миссии для
пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства. Возражения
Островского на выработанный членами миссии проект Театрально-литературного
комитета не были приняты во внимание. В новый состав
Театрально-литературного комитета в 1882 г. были привлечены: Д. В.
Григорович, П. Д. Воборыкин В Р. Зотов, А. Н. Плещеев, В. А. Крылов, А. И.
Неэеленов. Помимо писателей, в состав Театрально-литературного комитета
вошла группа артистов.
О ПРИЧИНАХ УПАДКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ
Печатается по копии Морозова, хранящейся в Институте русской литературы
Академии наук СССР, копия сверена с черновым автографом и отдельными
беловыми записями драматурга, хранящимися в Центральном государственном
литературном архиве (Москва). Заглавие принадлежит Островскому.
Часть текста настоящей записки, совпадающая с текстом "Записки о
положении драматического искусства в России", опущена, и в соответствующих
местах сделаны примечания.
Первоначально эту записку Островский предполагал представить новому
министру двора И. И. Воронцову-Дашкову. Однако в связи с привлечением
драматурга к участию в Комиссии для пересмотра законоположений по всем
частям театрального ведомства он вновь переработал свою записку для этой
Комиссии. В "Автобиографической заметке" (1884) Островский указывает
первоначальное заглавие записки: "О нуждах императорского театра".
Театральные реформы, которых добивался Островский, не были осуществлены
Комиссией. "Я, - писал Островский, - пробыл пять месяцев в Петербурге и,
кроме своего кабинета и комиссии, не видал ничего; сознание, что я работаю
для общего блага, для будущности русского театра, которому я посвятил всю
свою жизнь, не позволяло мне жалеть себя. - Я сеял доброе семя, но "ночью
пришел враг мой и посеял между пшеницею плевелы". Мои доклады слушались,
принимались единогласно, но уже было заметно, что им ходу не дадут".
...а кончат тем, что потащут на сцену живых слонов. - См. записку
Островского "Клубные сцены"... стр. 105.
...в первое представление оригинальной пьесы известного литератора. -
Островский имеет в виду отзывы газетных рецензентов на свои пьесы.
...пьесы ко дню 200-летнего юбилея Петра Великого - "Комик XVII
столетия". Премьера пьесы в Малом театре состоялась 26 октября 1872 г.
Разбор "Положения о вознаграждении" - см. записку "О положении 13
ноября 1827 года", стр. 81, 351.
...переводчик "Испанского дворянина" - К. Тарковский.
О ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Печатается по беловой рукописи А. Н. Островского, хранящейся Институте
русской литературы Академии наук СССР.
Записка была представлена драматургом в Комиссию для пересмотра
законоположений по всем частям театрального ведомства. На рукописи запись:
"Получено от А. Н. Островского в заседании Комиссии 27 января 1882 г.".
Текст настоящей записки ранее входил состав записки "Клубные сцены, частные
театры и любительские спектакли", см. стр. 355.
Драматическое отделение в Театральном училище императорских 1еатров
было закрыто в 1871 г.
Предложение Островского о профессиональной подготовке артистов
императорских театров встретило возражение со стороны А. Потехина,
поддержанное и другими членами Комиссии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА О ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛАХ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
ПРИГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Печатается по беловой рукописи А. Н. Островского, хранящейся в
Институте русской литературы Академии наук СССР.
Записка также адресована в Комиссию для пересмотра законоположений по
всем частям театрального ведомства. На рукописи запись: "Получено от А. Н.
Островского в заседании Комиссии 20 февраля 1882 г.".
К МОСКОВСКОМУ ОБЩЕСТВУ
Печатается по оттиску статьи, хранящейся в Институте русской литературы
Академии наук СССР. Цензурная дата: 19 января 1883 г. Черновой автограф
хранится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).
В бумагах Островского сохранились также "Списки лиц, изъявивших желание
образовать Товарищество для сооружения в Москве "Русского театра".
См. комментарий к "Записке о положении драматического искусства в
России в настоящее время", стр. 357.
ПРОЕКТ УСТАВА ТОВАРИЩЕСТВА ПО СОЗДАНИЮ "РУССКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ"
Печатается по оттиску статьи, хранящейся в Институте русской литературы
Академии наук СССР. Цензурная дата: 19 января 1883 г.
В черновой рукописи (Институт русской литературы Академии наук СССР)
указаны предполагаемые паи: 1500 по 500 руб., исправленные затем на 5000 по
150 руб.
В бумагах драматурга сохранился листок с расчетами расходов на
содержание драматической труппы проектируемого Русского театра (Центральный
государственный литературный архив):
"Трагик - 4200, драматический любовник - 4200, комик - 4200, 6
резонеров и комиков, 5 молодых людей, 6 бытовых актеров, всего = 37 800 руб.
на мужской персонал.
Из женщин: драматическая актриса, драматическая старуха, комических
актрисы - 4, ingenue - 1, grande dame - 1, 4 молодых актрисы, аксессуар - 3.
Женский персонал = 40 000.
2 суфлера.
Режиссер и 2 помощника.
Бутафор 3 помощника.
Машинист и помощник".
РЕЧЬ НА ВЕЧЕРЕ, ОРГАНИЗОВАННОМ В ЧЕСТЬ А. Н. ОСТРОВСКОГО ГРУЗИНСКОЙ
ТРУППОЙ В ТЕАТРЕ АРЦРУНИ В ТИФЛИСЕ
20 октября 1883 г.
Печатается по тексту газеты "Кавказ", 1883, 237, 22 октября.
В сентябре - октябре 1883 г. А. Н. Островский принял участие в поездке
своего брата, министра государственных имуществ М. Н. Островского, на
Кавказ. В письме к Ф. А. Бурдину драматург писал: "Поездка доставила мне
много удовольствия".
На вечере в честь Островского был исполнен на грузинском языке второй
акт "Доходного места". В дневниковой записи от 20 октября 1883 г. Островский
рассказывает о празднестве, организованном в его честь (см. т. 13 наст,
издания).
РЕЧЬ НА УЖИНЕ В ЧЕСТЬ А. Н. ОСТРОВСКОГО В ТИФЛИССКОМ КРУЖКЕ
Печатается по тексту газеты "Кавказ", 1883, 242, 28 октября.
О пребывании в Тифлисском кружке А. Н. Островский оставил дневниковую
запись от 26 октября 1883 г. В Кружке была исполнена на русском