Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - Статьи о театре. Записки. Речи, Страница 14

Островский Александр Николаевич - Статьи о театре. Записки. Речи


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

няли его и смотрели сквозь пальцы, что автор пьесы противозаконно ходит по сцене.
  Другой и едва ли не главной причиной упадка московского театра было оскудение сцены артистами, что, в свою очередь, произошло от упразднения в школе драматических Классов и от прекращения контроля над исполнением пьес.
  а) Драматическая школа уничтожена не потому, что она была не нужна, - необходимость ее все сознавали и сознают до сих пор, и более всех публика, - а потому, что не было уже для нее компетентных руководителей. Под руководством перечисленных мною чиновников существование драматического обучения было немыслимо.
  б) Контроль над исполнением для развития талантов артистов так же важен, как и школа. Школа только дает годный материал, она подготовляет молодых людей для сцены, а артистами они делаются на сцене под надзором специалистов.
  Наша бывшая несравненная труппа своим блеском обязана деятельному художественному контролю над исполнением. Верстовский каждый день бывал в театре, в ложе: артисты мало обращали внимания на рукоплескания публики, они с трепетом ожидали, что скажет об их игре Алексей Николаевич, придя в антракт на сцену. За неимением специалистов прекратился и художественный контроль над исполнением. Управляющие художественной частью чиновники при встрече с артистами, чтобы не обнаружить своего незнания, всячески старались не заводить никакого разговора об исполнении. Все эти явления публика очень хорошо знает. Упадок театра совершился на ее глазах, и она ясно понимает причины этого упадка.
  Московская публика, посещающая русские спектакли, несравненно интеллигентнее петербургской. В Москве было много весьма серьезных литературных кружков, были постоянные литературные вечера и собрания, в интересах этих кружков и собраний театр всегда играл очень важную роль. Хотя в литературных мнениях кружки значительно расходились и нередко враждовали, но интерес к театру и симпатии у всех были одинаковы. [Славянофилы приглашали к себе западника Щепкина, западники - руссофила и горячего поборника Москвы Садовского.] Не было почти ни одного литературного вечера, в котором бы не участвовали артисты. У Вельтмана, Шевырева, Погодина, Грановского и других профессоров, Аксакова, Кошелева, графини Ростопчиной (субботы), графа Сальяс и многих других постоянно шла речь о театре, и артисты были постоянными гостями. Я не говорю уже о нас, тогда еще молодых писателях, артисты с нами не разлучались. [Ни одна пьеса наша или чужая не ставились без нашего участия. Да и] не только литераторы, но вся публика сверху и донизу интересовалась театром и откосилась к артистам и драматическим писателям сочувственно. Тогда еще гордый своим аристократизмом Английский клуб, в который доступ был очень труден, избрал своими членами Щепкина, Садовского и меня. Все другие клубы и общества считали артистов самыми почетными гостями и чествовали их обедами и овациями. [В Купеческом клубе Живокини был по своему положению старшиною над старшинами; Васильев, Шуйский и я были там всегда почетными гостями. То же и в Дворянском клубе. А как чествовала вся публика покойного Васильева при прощании с ним! В мой 25-летний юбилей члены Купеческого клуба делали мне обед и поднесли изящную серебряную вазу с бюстами Пушкина и Гоголя! На последнем юбилее Самарина была вся интеллигенция Москвы.] Теперь московская публика значительно охладела к театру, многие образованные люди перестали совсем посещать его; ложи и партер наполняет купеческая публика; но и она не мирится с настоящим положением театра; обломки старых литературных кружков еще остались руководителями вкуса. И кроме этих обломков, в Москве не переводятся люди со вкусом. В Москве еще эстетика не в загоне, как в Петербурге; она еще живет и в университете. Профессор Тихонравов написал большую книгу о начале русского театра, Стороженко посвятил свою деятельность изучению Шекспира, Веселовский писал о Мольере. Все эти профессора читали и в настоящем сезоне будут читать публичные лекции. Будет читать также Юрьев историю драматургии у всех народов. Эстетическая Москва нетерпеливо ждет возрождения своего театра. Против неурядиц начинают появляться довольно громкие протесты. Теперь, ввиду возбужденных ожиданий в московской публике, положение новой дирекции будет очень рискованно, если она не обопрется на что-нибудь авторитетное.
  Такой авторитетной опорой могла бы быть комиссия для устройства школы и управления художественной частью в имп. московском театре под моим председательством, так как я уже состою председателем Общества российских драматических писателей и притом Москва меня знает и любит.
  Московская публика имеет свои особенности, она отличается ревнивой любовью к своим родным талантам; Москва строго относится к людям новым, чужим и особенно к навязанным ей из Петербурга; когда же во главе какого-нибудь управления свой москвич, любимец, - тогда уж нет места неудовольствию, нет места критике; тогда уж только непрестанные овации. Московская консерватория и Музыкальное общество процветали не потому, что Москва любит музыку, а потому, что во главе этих учреждений стоял* москвич - Н. Рубинштейн. [Теперь Консерватория и Музыкальное общество управляются не хуже прежнего, а Москва к ним охладела. Поклонники Самарина, к которым я не принадлежу, боялись, что его юбилейный спектакль большого успеха (иметь не будет. - К. М.), если устройство его не приму на себя я, и пришли кланяться ко мне. Они не ошиблись в своем расчете. Московский театр был полон, и публика была отборная, сбор с призами дошел до 9 тысяч рублей; за бельэтажи и бенуары платили по 100 рублей, за кресла - по 10 рублей и более. Этот спектакль ясно показал, как московская публика любит и ценит меня: когда после пятиактной моей пьесы "Лес" я вышел на сцену, вся публика в театре встала; этой чести из всех русских литераторов удостоился только один я.] Назначение Майкова директором театра Москва встретит равнодушно; она знает его за хорошего и честного человека, но он не имеет никакого значения как художественный авторитет. Если же устройство художественной части в театре будет поручено мне как председателю комиссии, московская публика возликует, она будет говорить: "Теперь все части театрального управления в хороших руках, теперь в театре хозяйничают наши москвичи", - и будет чествовать овациями и меня, и Майкова. Тогда материальный успех театра обеспечен, тогда возвратится к театру значительная часть публики, уже отшатнувшаяся от него. Это одна сторона, а есть и другая.
  Комиссия необходима еще для того, чтобы оградить новое управление от нареканий и ненависти петербургской дирекции. Как бы ни были необходимы и благодетельны перемены, которые сделает новое управление, петербургская дирекция будет говорить, что все это делается с злым умыслом: опорочить или осмеять ее прежние распоряжения. При существовании комиссии это крайне неприятное неудобство устранится; тогда все новые распоряжения будут" во-первых, не единоличными и, во-вторых, будут контролироваться и утверждаться министерством; на министерские распоряжения петербургская дирекция претендовать не посмеет. Эти доводы в пользу комиссии, конечно, не очень значительны; но есть и другие, более важные. Комиссия необходима и по самому существу дела. Московская дирекция ни под каким видом не должна быть сколком с петербургской. В петербургской дирекции театральная реформа производилась наскоро, в несколько недель: еще до утверждения комиссии все главные положения об управлении театром решены были интимно по личному соглашению между Потехиным и дирекцией. Это бы не беда, если б сделанное таким образом оказалось хорошо, а вот в чем беда: господа реформаторы не дали себе труда разработать хорошенько прежних положений об управлении театром, не дали себе труда понять всю их мудрость и практическую приложимость; да им было не до того, им нужно было поскорее устроить реформу по чисто личным соображениям. Делалось наскоро то. что нужно было тому или другому лицу, а не то, что нужно театру; об этом и не думали. Когда учрежденная для реформы комиссия приступила к разбору старых законоположений о театре, она уж ничего сделать не могла; новые положения по управлению театром создавались и представлялись на утверждение министру помимо ее и уже утвержденные объявлялись ей к сведению. Для обсуждения комиссии предоставлялись только детали: литературные и оперные комитеты, устав о режиссерском управлении, поспектакльная плата авторам, жалованье артистам всех трупп и проч. От торопливости уладить дело до комиссии и от необдуманности много было наделано ошибок, много было и греха. Зачем же Москве брать на свою шею ответственность за ошибки и грехи Петербурга? Новые положения, основанные на эгоистических соображениях, придется переделывать и в Петербурге, когда состав нынешнего управления изменится. Для нового управления они будут не пригодны, и тогда-то окажется вся их безосновательность. В Москве неудобство положений о новом управлении скажется сразу, и она должна будет терпеть эти неудобства, пока они не обнаружатся в Петербурге. Зачем же Москве переносить такое испытание? Теперь самое удобное время установить в Москве разумные, прочные, сообразные с потребностями императорского театра правила об управлении. Без комиссии этого сделать нельзя. Новая комиссия должна главным образом рассуждать не о том, что изломать, уничтожить и переделать, а о том, что надо непременно сохранить из доброго и умного старого, созданного просвещенными деятелями, патриотами, умными, руководившимися только государственными соображениями и обсуждавшими дело тщательно, предусмотрительно, навек. Я думаю, что мне как председателю комиссии до окончания трудов ее можно будет поручить управление школой и всей художественной частью в императорских театрах - и потом оставить его за мной пожизненно. Этим устранилось бы еще одно маленькое неудобство. Когда я прочел в газетах, что Майков назначается директором, а мне назначается существовавшая прежде должность инспектора репертуара, я ощутил некоторую неловкость. Должность инспектора репертуара я исполнить могу и возьмусь с удовольствием; но мне, по моему положению в литературе и обществе, неловко быть в прямом подчинении у Майкова. Ту же неловкость почувствовал и Майков, что он и выразил мне; он меня очень уважает, считает единственным знатоком театрального дела и притом одиннадцать лет находился в некотором подчинении у меня как казначей учреждения, которого я состою председателем. Если же я буду управлять художественной частью как председатель комиссии, тогда подчиненность моя Майкову сгладится тем, что мои распоряжения будут утверждаться министерством, да и после комиссии я все-таки стану действовать на основании правил, мною же выработанных и утвержденных министром, и в глазах публики буду скорее товарищем директора, чем его подчиненным.
  Теперь для меня важны два вопроса: 1-й) основательны ли мои соображения сами по себе и 2-й) если основательны, то желательно ли осуществление их? Первый вопрос для меня важнее, мне нужно убедиться, согласно ли с намерениями министерства я смотрю на дело; а второе для меня менее важно потому, что я с радостью и благодарностью займу всякую должность при театре, лишь бы мне работать и приносить пользу.
  Возвращение московскому театру самостоятельности есть факт исторический; это дело первостепенной важности в истории русского драматического искусства, его надо производить с большой оглядкой.
  [14 сентября 1885 г.]
  ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО РЕПЕРТУАРНОЙ ЧАСТЬЮ И УЧИЛИЩЕМ ИМПЕРАТОРСКИХ
  
  
  
   МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ
  Заведующему репертуарного частью в московских императорских театрах подчинены все труппы, оркестры и хоры и все, что касается постановки спектаклей со стороны художественной. Распоряжения свои, требующие денежных расходов, заведующий репертуарного частью представляет на утверждение г. управляющего театрами.
  На обязанности заведующего репертуарного частью лежат:
  1) Распоряжения по принятию и увольнению артистов всех трупп, музыкантов, хористов и всех лиц, находящихся под его заведыванием, - по переводу артистов в высшие разряды и по увеличению положенных окладов жалованья артистам и всем служащим по репертуарной части. Все означенные распоряжения представляются на утверждение г. управляющего императорскими театрами.
  2) Наблюдение, чтобы спектакли в определенное для них время назначались безостановочно и исполнялись в строгом порядке при полной исправности, сообразно отпускаемым на то дирекцией средствам; чтобы при составлении спектаклей обращалось внимание как на художественное достоинство пьес, так и на степень их интереса для публики, т. е. на выгодность для театра относительно сбора; чтобы не было бесполезных расходов в спектаклях и чтобы необходимые расходы производились по потребностям целой пьесы, а не в виде изъятия для некоторых только лиц.
  3) Для удобнейшего исполнения вышеизложенного заведующий репертуарною частью еженедельно, в постоянно установленный день, в присутствии режиссеров всех трупп, дирижеров оркестров, хормейстеров, машинистов и декораторов и при их участии составляет и утверждает на всю следующую неделю подробный репертуар, который режиссеры и обязаны исполнять во всей точности, не дозволяя себе, без особого каждый раз на то разрешения заведующего репертуарною частью, делать в нем какие бы то ни было изменения.
  Заведующий репертуарною частью утверждает по представлению режиссеров порядок репетиций.
  4) Рассмотрение составляемых режиссерами монтировок для вновь ставящихся пьес и требований для пьес старых и возобновляемых.
  В пьесах, требующих особой художественности в постановке или исторической точности, заведующий репертуарною частью дает декораторам и костюмерам указания, которым они обязаны подчиняться. Заведующий репертуарною частью непосредственно или через режиссеров наблюдает, чтобы все вещи были исполняемы своевременно и точно по указаниям.
  В случае же негодности изготовленных вещей или медленности их исполнения заведующий репертуарною частью представляет о том управляющему театрами для должного взыскания с виновных.
  5) Распределение ролей в пьесах, сообразно способностям артистов и занимаемым ими амплуа; наблюдение за исполнением на репетициях и в спектаклях артистами всех трупп порученных им ролей и вообще за порядком и благоустройством на сцене, на репетициях и в спектаклях.
  О нарушении артистами своих обязанностей заведующий репертуарною частью по рапортам режиссеров, дирижеров и хормейстеров доводит до сведения управляющего театрами для наложения штрафов и взысканий.
  6) Непосредственное заведывание Театральным училищем и всеми лицами, составляющими его штат; наблюдение за порядком в училище, за распределением уроков и преподаванием, сообразно установленным для того правилам; наблюдение за успехами учеников в классах и на экзаменах, перевод из одного класса в другой и назначение окончивших курс к выпуску на сцену императорских театров.
  Заведующий Театральным училищем рассматривает представления инспектора училища о всех потребных для училища расходах и по соображении их с бюджетом училища представляет их на утверждение управляющему театрами.
  О всех нарушениях служащими их обязанностей заведующий училищем доводит до сведения управляющего театрами для наложения взыскания.
  [1885 г.]
  
  
   РЕЧЬ АРТИСТАМ 4 ЯНВАРЯ 1886 Г.
  От вас, артистов, не потребуется таланта больше того, что вы имеете. От вас потребуется, чтобы вы употребляли его весь и чтобы употребляли на доброе и честное дело; а доброе и честное не такие большие требования, которые было бы трудно исполнить. Итак, начнем служить великому искусству... ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Г-НУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ ИМПЕРАТОРСКИМИ МОСКОВСКИМИ ТЕАТРАМИ
  По драматической труппе прежде всего дает себя чувствовать весьма ощутительный недостаток режиссерского персонала. В Московском Малом театре режиссерские обязанности исполняют двое: режиссер Черневский и помощник его Кондратьев, тогда как в Петербурге за этим делом ходят пять человек. Двух режиссеров вообще едва достаточно и для постановки самой несложной пьесы с малым числом действующих лиц. Но условия сцены московского драматического театра таковы, что и в несложных пьесах двум режиссерам управляться затруднительно.
  Сцена московского театра не глубока и часто открывается во всю длину, а бока заставлены декорациями, для которых другого помещения не имеется, так как кругом сцены проходу нет, и режиссер, правящий пьесу, чтобы выпускать артистов то с одной, то с другой стороны, должен опускаться в люк и пробегать под сценой с одной стороны на другую и обратно. Когда же приходится выпускать единовременно с двух сторон, то режиссер должен подавать артистам, находящимся на противоположной стороне, телеграфические знаки, которых артисты иногда могут и не заметить. Понятно, что при постановке пьес сложных, с большим персоналом, с народными сценами, как бы ни трудились два режиссера. Дело вполне удовлетворительно итти не может, и строгих требований к режиссерам, не нарушая справедливости, предъявлять нельзя. Если же (как было два года тому назад при постановке "Орлеанской девы") один из режиссеров захворает, тогда уже театральное начальство должно будет довольствоваться и тем, что пьеса во время представления не останавливается, а идет хоть как-нибудь.
  Но искусство, как все высокое, требует строгого служения. Порядок - не роскошь дорого стоящая; напротив, он очень дешев, и императорский театр, в силу своего высокого титула, воспитательного значения и огромных затрат, должен быть учреждением образцовым, то есть таким, в котором прежде всего обязателен порядок. При двух лицах - режиссер и помощник режиссера - некому исполнять должность режиссера-сценариуса, а это недостаток весьма важный, много вредящий правильному ходу представлений. На сценариусе лежит обязанность заботиться о внешней стороне постановки; он должен наблюдать, чтобы заблаговременно, до начала представления, на сцене все было готово к поднятию занавеса: декорации, мебель и мелкие аксессуарные вещи; чтобы до прибытия артистов к спектаклю у каждого в уборной было готово все, что ему необходимо по его роли: костюм, обувь, оружие и проч.
  При настоящем ведении дела, за отсутствием режиссера-сценариуса, часто должны происходить и происходят беспорядки, каким вовсе не место в образцовом императорском театре: или новые костюмы к первому представлению пьесы приносятся в театр пред самым началом спектакля и, по примеривании их, наполовину оказываются негодными и сейчас же отправляются в гардероб, чтобы висеть там без употребления, а актеры должны наскоро подбирать подходящие костюмы из старых; или же прислуга перепутает обувь, и актер, измученный, после нескольких напрасных примеривании, все-таки играет в обуви, которая ему не по ноге, раздражается и теряет спокойствие духа, необходимое ему для успешного исполнения роли; или прибранный актерами для роли какого-нибудь бедного старика характерный, старый, поношенный костюм вдруг, без справки и без спросу, уничтожается за ветхостью или переделывается гардеробным начальством, и взамен его подают актеру новый, щеголеватый, с иголочки. Сверх того, много препятствует правильному ходу театрального дела незначительное образование и незнание иностранных языков лицами, служащими по режиссерской части, так как все образование их по большей части ограничивается курсом театральной школы.
  На основании вышеизложенных соображений, чтобы по возможности улучшить режиссерскую часть в императорском московском драматическом театре, я имею честь предложить пока следующие меры:
  1) Помощника режиссера Кондратьева назначить вторым режиссером, причем должность сценариуса должна будет исполняться одним из режиссеров или обоими поочередно (это покажет опыт). Уже и в настоящее время, при двух лицах режиссерского персонала, строгого разграничения обязанностей между ними нет: и режиссеру приходится исполнять должность помощника, и помощнику - должность режиссера. Когда же на них будет возложена еще должность сценариуса, то обязанности их совершенно сравняются, а следовательно, должны быть сравнены и звания, ими носимые. Назначение второго режиссера не будет новостью; за эту меру есть опыт: во время процветания императорского Малого театра, при Верстовском, в драматической труппе было два режиссера: Соловьев и Акимов.
  2) В помощь режиссерам назначить исправляющим должность помощника режиссера вновь принятого актера Дубровина (Ватсона) без вознаграждения, так как при определении его к театру ему, против других, вновь вступающих, назначен высший оклад с тем именно, чтобы он постоянно был в театре на репетициях и в спектаклях и приглядывался к обязанностям режиссера, исполняя притом все роли, которые ему будут поручены. Ватсон - человек образованный, энергический, горячо любящий драматическое искусство, владеет иностранными языками: английским, немецким и французским, и может быть командирован для изучения постановки классических пьес, в особенности Шекспира, за границу.
  Таким образом, императорский Малый театр может войти в общение с заграничными театрами, и при посредстве Ватсона и при наших опытных и энергических режиссерах режиссерское управление в нем может быть поставлено на ту высоту, на какой оно стоит в лучших театрах Европы и на какой ему следует стоять в русском образцовом театре.
  3) В пьесах сложных для исправления должности второго помощника режиссера следует приглашать кого-нибудь из более опытных и расторопных выходных актеров, например Адамова, с платой от 1 р. до 1 руб. 50 коп. за спектакль, что большого расхода не составит, так как спектаклей с очень сложною постановкой более 10-15 в год не представится. Представляя означенные соображения, я покорнейше прошу ваше превосходительство о назначении в московской драматической труппе должности второго режиссера представить на утверждение его сиятельства г. министра императорского двора.
  5 февраля 1886
  
  
   ЗАПИСКА О ТЕАТРАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
  Целью учреждения при императорских театрах училища было образование постоянного запаса артистических сил для пополнения всех трупп. Училище поставляло для всех трупп театра молодых артистов, ловких, вполне готовых для сцены и воспитанных в известных, установившихся в московском императорском театре, традициях. Своим, недавним процветанием московский императорский театр обязан был преимущественно своему училищу. Стройный ансамбль, живость и изящество исполнения только и возможны были при той богатой сценической технике, которою обладали бывшие ученики театрального училища.
  Впоследствии, по экономическим соображениям, преподавание в театральном училище было сужено, уничтожены были классы драматические, обязательным оставлен только танцевальный класс, а театральное училище было приспособлено специально для балета. Неудобство этой меры сказалось скоро: когда открылась надобность пополнять драматическую труппу молодыми силами, то за неимением артистов, обладающих сценическою техникой и подготовленных правильным обучением, пришлось довольствоваться неловкими и неумелыми, но уже имеющими некоторую известность и дорого себя ценящими актерами провинциальных и любительских сцен.
  Вновь вступающие неподготовленные и неумелые актеры, внося в оживленную труппу чуждую московской сцене вялость и постепенно понижая уровень исполнения, уронили его довольно низко; с этим стал падать и интерес спектаклей, и последовало заметное охлаждение публики к театру.
  Не оправдались и экономические соображения: неумелые и приносящие мало пользы театру актеры потребовали большое жалованье; имеющий хоть какую-нибудь известность провинциальный или клубный актер при вступлении в театр сразу требовал maximum вознаграждения по тому амплуа, на котором его принимали и на котором он считал себя уже готовым артистом, завершившим свое сценическое образование. Дирекция за неимением запаса артистов, доставляемого театральным училищем, должна была принимать тяжелые условия актеров частных сцен и платить им очень большое жалованье, тогда как прежде талантливые и хорошо подготовленные ученики училища обязаны были за даровое обучение служить на жалованье, назначаемом им по усмотрению дирекции, обыкновенно очень небольшом.
  Таким образом, неумелые и мало полезные театру актеры обходятся теперь дирекции во много раз дороже, чем обходились прежние талантливые и отлично подготовленные артисты.
  Прежде из училища выпускали учеников всех одинаково на самый низший оклад, и это была очень умная мера. Училище не поставляло готовых дорогих актеров, да и не могло поставлять; оно выпускало из своих стен только талантливых учеников, вполне подготовленных к сцене, которыми вся техника сценического искусства была усвоена в совершенстве; актерами эти ученики делались на сцене. Они наперерыв друг перед другом старались постоянно совершенствоваться; к этому побуждало их желание выбиться поскорее из необеспеченного и приниженного положения артистов последнего разряда, получать постепенно прибавки к жалованью и занять соответствующее их способностям видное место между известными уже артистами труппы.
  Таким образом, на московской сцене был постоянный прогресс исполнения пьес, происходил рост талантов. Эстетическое наслаждение, доставляемое сценой, не ослабевало, а усиливалось; молодые, талантливые школьники, выпущенные на 300 руб. жалованья, вырастали на глазах публики в великих артистов; публика привязывалась к ним, гордилась ими и горячо им сочувствовала.
  Следя все с б_о_льшим наслаждением за возрастающими успехами своих актеров, публика связывалась и с театрами узами прочной симпатии. Актеры, вступившие с воли, ни интересовать, ни привлекать публику в такой степени не могут. Они сначала производят даже своею неловкостью и однообразием неприятное действие; прогресса, за весьма малыми исключениями, в их исполнении нет; впоследствии публика привыкает к этим актерам - и только; сочувствия они не вызывают. Равнодушие к актерам порождает и равнодушие к театру.
  В настоящее время уже сознана настоятельная необходимость вновь расширить программу преподавания в театральном училище и учредить при нем классы, подготовляющие артистов для драматической сцены, для чего требуется сделать в Положении об училище некоторые перемены и увеличить состав служащих лиц.
  В существующем теперь (1886 г.) театральном училище числится: 1) живущих в училище штатных воспитанниц - 15 казенных и 25 своекоштных; 2) экстернов штатных - 30 воспитанниц и 30 воспитанников; налицо 51 воспитанница и 33 воспитанника, всех воспитанников обоего пола налицо 120. Существование сверхштатных воспитанниц вызвано необходимостью: обширность сцены московского Большого театра требует постоянно, при балетах и оперных спектаклях, большого числа малолетних разного возраста; кроме того, нередко, единовременно с Большим театром, малолетние исполнители требуются для некоторых пьес и на Малый.
  Я полагаю, что вместо принятия сверх штата воспитанниц-экстерн было бы полезно увеличить штат пансионерок (платящих по 250 р. в год) 10-ю воспитанницами. Пансионерки платящие, принадлежа к семействам более достаточным, грамотнее и развитее других; из числа 50 воспитанниц, живущих в школе с малолетства, будет хороший выбор Для классов драматических. Воспитанницы, прошедшие балетную школу и уже освоившиеся со сценой, гораздо способнее принимаемых с воли. Почти все лучшие наши актрисы, бывшие и настоящие, вышли из балета. И в материальном отношении такая мера была бы небезвыгодна. Помещения и мебели для десяти лишних в училище достаточно. На прибавку платья, белья и обуви потребуется лишь единовременно не более 540 руб. Платы с 10 пансионерок будет получаться 2500 руб. в год; за расходом на содержание их из этих денег будет ежегодно оставляться сумма, достаточная на плату одной лишней надзирательнице и двум учителям.
  Затем, и при существовании вновь учреждаемого драматического отделения все ныне существующие классы в училище должны быть сохранены под названием "приготовительных", как балетная школа, необходимая императорским театрам: 1-е) для пополнения балетной труппы; 2-е) на удовлетворение потребности в малолетних исполнителях для сцен балетной, оперной и частию драматической; 3-е) для более солидной подготовки учеников для драматических классов.
  Но, сохраняя под названием приготовительного отделения Театральное училище в его настоящем виде, необходимо увеличить несколько бюджет его. Штаты Театрального училища, составленные в 1827 году, уже не соответствуют современным потребностям жизни; так, например, надзирательницы, говорящие по-французски, по штату 1827 года получали 400 р. ассигнациями в год, что было достаточно; они и теперь (1886 г.) получают то же содержание, что по переводе на серебро составляет только 114 р. 30 к. в год., а в месяц - 9 р. 52 1/2 к.
  Драматические классы должны служить для развития в учениках техники сценического искусства. Техническая подготовка артиста состоит во всестороннем развитии жеста и произношения. А так как произношение и жест прежде всего должны быть правильными, потом выразительными и, наконец, естественными, правдивыми для данного лица, характерными, то и преподавание само собою распадается на три курса. В 1-м курсе, имеющем открыться в сентябре текущего (1886) года, предполагается обучение всех учеников: 1) чтению отчетливому, звучному и грамматически правильному; 2) хоровому пению; 3) правильному жесту (па, позы, исправление походки, уменье держаться, бальные танцы); 4) фехтованию и дополнительным предметам, имеющим связь с искусством; 5) французскому языку; 6) истории театра и сценического искусства; 7) истории драматической литературы.
  Преподавание 1-го курса предполагается разделить на следующие уроки: 1) чтение учениками (поодиночке) описаний и повествований из хрестоматий, чтение описательных и повествовательных монологов из пьес, чтение совместное диалогов и сцен по книге и наизусть, причем главное внимание будет обращено на ясность и отчетливость произношения и логическую и грамматическую правильность выражения (акцентировка), - 2 учителя, 6 уроков в неделю; 2) пение - 1 учитель, 2 урока; 3) танцование - учитель и учительница, 4 урока; 4) фехтование - 1 учитель, 2 урока;
  5) французский язык - учитель и учительница, 4 урока;
  6) история театра и история драматической литературы - 1 учитель, 2 урока.
  Для наблюдения за преподаванием и воспитанниками предполагается иметь классного наставника, на обязанности которого будет также - вести списки ученикам и урокам, сопровождать воспитанников в театр, когда они будут требоваться на драматическую сцену для исполнения мелких ролей, предварительно подготовлять с ними роли и репетировать с учениками заданные им уроки чтения со сцены, исполнять должность режиссера при сценических упражнениях учеников и школьных спектаклях, а главное, наблюдать постоянно за исполнением учениками их обязанностей и побуждать их строго относиться к искусству, без чего невозможны успех и дальнейшее усовершенствование.
  При экстернах драматических классов полагается один надзиратель, на обязанность которого, кроме надзора за учениками, возлагается приспособлять сцену училища для ученических упражнений и школьных спектаклей, заботиться о декорациях, мебели, бутафорских вещах и костюмах и следить за выходами в исполняемых сценах и пьесах.
  В драматические классы театрального училища принимаются ученики - экстерны обоего пола, имеющие достаточное образование, в возрасте от 14 до 20 лет.
  Комплект учеников 1-го курса состоит из 40 учеников обоего пола, по 20 каждого. При переходе учеников в следующий курс этот комплект пополняется приемом новых и переводом наиболее способных из приготовительных классов.
  Продолжительность пребывания учеников в каждом из курсов зависит от их способностей и успехов. Ученики, не оказывающие способностей к сценическому искусству, а также старания и успехов, увольняются.
  Обучение в драматических классах бесплатное.
  Ученикам, окончившим курс в драматических классах, оказавшим, при хорошем поведении, успехи, выдается диплом и предоставляется звание [свободного художника].
  Ученики, окончившие курс и, по распоряжению дирекции, зачисленные в драматическую труппу императорских театров, несут за даровое обучение обязательную пятилетнюю службу без контракта, с жалованием по усмотрению театрального начальства.
  [Февраль 1886]
  [РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ, БЫВШИХ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА В МАРТЕ 1886 Г.]
  
  
  
  
  ПРОТОКОЛ
  На бывших в императорском Московском Малом театре 10, 13, 15, 19, 26 и 29 марта сего года пробных испытаниях из числа 54-х лиц (34 женщин, 20 мужчин), подвергшихся испытанию, оказались с несомненными признаками таланта (ingenue): 1) Александрова и Семенова, обе исполнявшие роль Полиньки в "Доходном месте", первая 13-го, а вторая 19-го марта; 2) заявившими некоторые сценические способности с задатками дальнейшего развития их оказались: Ильина в роли царицы Анны, Степанова в роли Василисы Мелентьевой и Наташи в Неклюжеве, Чистякова в роли Отрадиной в пьесе "Без вины виноватые" и Алексинская в ролях Ольги в пьесе "Соль супружества" и Юлии в пьесе "Доходное место". Из всех помянутых ни одну нельзя считать вполне готовой для сцены, все они представляют только более или менее пригодный материал; при видимой талантливости у всех заметен недостаток правильного чтения ролей и свободы в жестах, т. е. отсутствие школы. 3) Более сценической развязности заметно было у г. Трофименко в роли Жанетты в водевиле "Не бывать бы счастью" и у подвергшихся испытанию на амплуа старух Добровой в роли Гурмыжской в пьесе "Лес" (13 марта), Лукерьи Дементьевны в пьесе "Быль молодцу не укор" (13 марта), а преимущественно Цирес в ролях Галчихи в пьесе "Без вины виноватые" (10 марта), Улиты в пьесе "Лес" (13 марта), Жмигулиной в пьесе "Грех да беда" (15 марта), ключницы в пьесе "Трудовой хлеб" (19 марта). Цирес, несмотря на довольно заметную неопытность, обнаруживает энергию и значительную долю экспрессивности на основании чего можно положительно заключить, что из нее в будущем образуется полезная для сцены драматическая актриса. 4) Готовою актрисой явилась на испытания г-жа Горбунова, но в игре ее сказываются как достоинства, так и недостатки уже сформировавшейся провинциальной актрисы. Достоинства не особенно талантливых провинциальных актрис невелики: развязность, уменье держаться и одушевление. Недостатки - неосмысленное, торопливое чтение роли, манерность, не всегда изящные жесты и неискренность в одушевлении, сделавшиеся привычными и укоренившиеся, - трудно поддаются исправлению.
  Из подвергшихся испытанию артистов 1) более Есех выдавался обдуманностью исполнения и разнообразием и хорошими задатками г. Дмитриев-Сабуров в ролях Вышневского в пьесе "Доходное место" (15 марта) и Чацкого в "Горе от ума" (19 марта). Хотя в игре г. Дмитриева-Сабурова и заметно отсутствие школы, но при его способностях, при достаточном понимании роли, умении прилично держать себя этот артист дает возможность несомненно предполагать, что в хорошо сформированной и имеющей предания среде артистов он в скором времени подравняется до полной ассимиляции с труппой. 2) Опытным и свободно владеющим жестом оказался бывший в театральной школе артист Кузнецов в ролях Карпа в пьесе "Лес" и Тихона в пьесе "Гроза" (13 марта); он несомненно может быть полезен на небольшие роли. 3) С хорошими задатками оказались: на водевильные роли Грессер, подвергшийся испытанию в водевиле "Не бывать бы счастью" (19 марта) в роли Жано, и на роли простаков очень молодой артист Орлов в роли Капитоши в пьесе "Наш друг Неклюжев" (10 марта). Оба эти артиста недостаточно подготовлены.
  
  
  
  
  ---
  Игра артистов, уже служащих в театре, Геннерта, Панова, Александрова, Арбенина, Мясищева и Левитского (Вронченко), обсуждению не подлежит, так как они играли роли по назначению репертуарного начальства.
  На последнем испытании (29 марта) в роли Саши в пьесе "Искорки" отличилась от других бойкостью исполнения г-жа Новская, но о ней надо сказать то же, что уже сказано о г-же Горбуновой.
  
  
  ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ОПЕРНАЯ ТРУППА
  В прошедший сезон, и особенно в первую половину его, средний сбор с оперных спектаклей был невысок. Равнодушие публики к опере произошло, во-первых, от однообразия репертуара; в прошлый сезон не было поставлено ни одной новой оперы; пять-шесть старых, заигранных с одним и тем же персоналом, постоянно чередуясь перед публикой, привлекать ее не могли; во-вторых - от состава персонала.
  Приступить к улучшениям того и другого было весьма затруднительно. Превышение расходов в прошлом году, сделанное прежним управлением, вызвало еще гораздо большее превышение и в нынешнем. Если бы настоящее управление оставило без изменения прежний персонал, то по контрактам, заключенным прежним управлением, оно должно бы было к 1 января 1887 года израсходовать 170 833 руб. 16 коп. на персонал, 87 240 руб. на хор, что составило бы сумму 258 073 руб. 16 коп., превышающую бюджет на 26 473 руб. 16 коп. При сем прилагается и список окладов по опере.
  Сокращения расходов для настоящего управления были затруднительны тем, что с артистами, ненужными и неприятными для зрителей, были заключены предварительно долгосрочные контракты. Увольнять же артистов хороших и любимых публикой значило бы действовать в ущерб сборам и без того невысоким. Оперная труппа состоит из артистов, далеко не равных ни по качеству голоса, ни по уменью петь: очень немногие певцы пользуются симпатией публики; к остальным публика равнодушна, а к некоторым относится с видимым неудовольствием. Нельзя составить почти ни одного спектакля, который бы производил полное, цельное впечатление. Труппа составлена без выбора, случайно; в нее вошли: теряющие или потерявшие голоса петербургской оперы певцы и певицы: Крутикова, Макарова, Корсов, Барцал, оставлены бесполезные остатки бывшей московской оперы Махина и Фюрези и приняты вновь ненужные и возбуждающие неудовольствие такие певцы, как Василевский.
  Чтобы поднять интерес оперных спектаклей, надо принять решительные и быстрые меры и по репертуару, и по составу персонала. Ни полумеры, ни постепенные улучшения желанной пользы не принесут. Чтобы публика сразу могла почувствовать улучшения - нужна перемена резкая.
  Для успеха, для решительного поворота мнения публики в пользу оперы нужно, чтобы оперные спектакли производили полное, цельное художественное впечатление; чтобы постановка была тщательная; чтобы подбором исполнителей достигался ансамбль.
  Новая дирекция, вступив в управление театрами среди сезона, была стеснена в своих действиях. Начинать постановку новой оперы в январе было неудобно и невыгодно: вопервых, репетициям на сцене мешала бы постановка нового балета; во-вторых, новая опера, которую успели бы поставить только к масленице, когда сборы и на старые оперы хороши, потеряла бы интерес новизны для будущего сезона. Оставалось возобновлять старые оперы с новым персоналом, что и имело успех: старые, заигранные плохими исполнителями и не дававшие сборов оперы "Руслан" и "Русалка", при новом персонале, смотрелись публикой с большим интересом, имели успех и давали большие сборы. Обновление репертуара было отложено до будущего сезона, и с этой целью заготовлены уже постановкой две новые оперы: "Корделия" Соловьева и "Черевички" Чайковского, готовится третья - "Мефистофель" Бойто и предполагаются к возобновлению с новым персоналом "Роберт-Дьявол" и "Дон Жуан".
  Введением в репертуар трех новых опер и двух возобновляемых достаточно обеспечивается интерес оперных спектаклей в продолжение всего будущего сезона.
  Но чтобы новые оперы возбуждали интерес и имели успех, требуется и обновление состава исполнителей, что сопряжено с некоторыми затруднениями. Во-первых, с ненужными артистами, возбуждающими неудовольствие в публике, заключены долгосрочные контракты; уволить их в настоящее время можно, только заплатив неустойку. Например с басом Василевским, который имел в репертуаре только две оперы: "Руслан" и "Фауст", и который исполнением своих партий в этих операх Фарлафа и Мефистофеля возбуждал единодушный ропот, заключен был в прошлом году новый контракт на три года, с жалованием по 5000 руб. В настоящее время г. Василевский совсем не нужен: "Фауст" не пойдет, а в "Руслане" роль Фарлафа необходимо было отдать Матчинскому, певцу, потерявшему голос, но ропота не возбуждающему; в новых операх, предназначенных к постановке, г. Василевского придется по возможности избегать.
  Другой пример: с г-жою Махиной, певицей незначительной, получавшей 2 000 руб. в год жалованья, заключен был (долгосрочный) контракт на 6 000 руб. в год; в прошлый сезон ей были заплачены 6 000 руб. даром, и в будущий сезон тоже нужно будет платить даром. Выпускать ее на сцену без ущерба для сборов нельзя: она, при небольшом голосе, очень некрасива и до крайности мала ростом, что при нашем крупном оперном персонале представляет некоторое уродство. А между тем на вторые партии сильный бас и сильное сопрано, по размерам Большого театра и для ансамбля с прочим персоналом, необходимы.
  По счастливой случайности, в настоящем году были выпущены из Московской консерватории отличный молодой бас Антоновский, сразу обративший на себя внимание публики на публичном экзамене в Консерватории и вслед за тем в концерте Музыкального общества, и сильная, но еще малоопытная молодая певица Рубинская; не принять их было нельзя (Антоновский - 1800 руб. в год, Рубинская - 2000 руб.).
  Дознано опытом, что молодые сильные таланты очень выгодны для театра; ничто так прочно не связывает публику с театром, ничто не вызывает более теплых симпатий ее, как молодые таланты, которые на глазах зрителей развиваются, делают успехи и становятся знаменитостями и которые из школьников делаются большими артистами. Пример тому мы видим в Коровиной и Хохлове и во множестве Других случаев по драматической труппе. Кроме того, молодые артисты охотно идут на небольшое жалованье, так как императорский театр есть для них продолжение школы: из Консерватории они поступают в театр только певцами, а артистами делаются уже в театре. Таким образом, принятие молодых талантов для театра вдвойне выгодно: в одно время и завоевываются симпатии публики, и хорошими дешевыми артистами заменяются дорогие плохие.
  Осязательный пример тому представляет настоящий состав Московской оперной труппы: любимейшая молодая певица - soprano - Коровина, постоянно привлекающая публику и делающая сборы, получает в год 3 000 руб., тогда как другие певицы, далеко не пользующиеся таким расположением публики, получают от 8 000 до 9 000 руб. Любимец московской публики молодой баритон Хохлов получает 6 000 руб., а потерявший голос Корсов - 9 000 руб.; недавно принятый на московскую сцену бас Бутенко, ставший сразу знаменитостью и оказавшийся едва ли не лучшим певцом в России, получал в год 4 000 руб., а Василевский, неприятный публике и отталкивающий ее, - 5 000 руб.
  Императорский театр, как всякое императорское учреждение, уже по самому своему титулу имеет благодетельное значение и потому охотно открывает свои двери сильным молодым талантам, чтобы дать им возможность совершенствоваться и спасти их от гибели. Не принятые в императорские театры молодые певцы должны поступать в провинциальные театры и там, не имея руководства и ради барышей антрепренера, без отдыха и надлежащей подготовки исполняя одну за другою разные подходящ

Другие авторы
  • Зилов Лев Николаевич
  • Лопатин Герман Александрович
  • Якобовский Людвиг
  • Языков Д. Д.
  • Дельвиг Антон Антонович
  • Меньшиков Михаил Осипович
  • Ольденбург Сергей Фёдорович
  • Барро Михаил Владиславович
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
  • Гнедич Николай Иванович
  • Другие произведения
  • Радищев Александр Николаевич - Стихотворения
  • Дживелегов Алексей Карпович - Добролюбов и идея революции
  • Голдобин Анатолий Владимирович - Верхняя палата
  • Моисеенко Петр Анисимович - Я хочу вам рассказать...
  • Семенов Сергей Терентьевич - К. Н. Ломунов. Сергей Терентьевич Семенов
  • Богданович Ангел Иванович - Юродствующая литература: "О любви", М. О. Меньшикова; "Сумерки просвещен³я", В. В. Розанова
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Путеводитель в пустыне, или Озеро-море. Роман Джемса-Фенимора Купера...
  • Метерлинк Морис - Ариана и Синяя Борода, или Тщетное избавление
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич - Ю. Д. Левин. Д. Л. Михаловский
  • Анненков Павел Васильевич - Анненков П. В.: биобиблиографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 403 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа