bsp;
[ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ]
Причины основания Артистического кружка
Потребность изящного провождения времени, мирных удовольствий,
доставляемых искусством, и их благодетельного цивилизующего влияния для
общества, только наполовину развитого, чувствуется в Москве уже с давних пор
и очень осязательно. Приезжие знаменитости и дорогие выписные оркестры,
составляя роскошь жизни, доступны только немногим и то не часто, общество
смотрит на них как на праздничные удовольствия, интересные и дорогие только
по своей редкости; а между тем искусство, чтобы выполнять свое назначение,
должно постоянно сопровождать жизнь, быть дешево и доступно каждому члену
общества, во всякую минуту его досуга. Чтобы достигнуть этой цели, общество
должно само, у себя дома, найти и воспитать талантливых служителей искусства
и поддерживать их в жизни. Что Москва не оставалась равнодушной к
современным требованиям общественной жизни, свидетельствует учреждение Школы
живописи и ваяния, потом Музыкального общества и, наконец, в прошлом году
Консерватории. Но всех этих, поистине благодетельных, учреждений мало для
350 тысяч столичного населения: школы и консерватории только приготовляют
людей для общественного служения и прямого отношения к публике не имеют; а
Музыкальное общество имеет ограниченное число членов, исполняет
преимущественно строгие, классические пьесы, доступные только немногим
знатокам, и только значительным талантам дает возможность являться перед
публикой. Таким образом, и при существовании упомянутых учреждений искусство
в Москве не имело ни того объема, ни того значения, какое оно должно иметь,
а между тем, ввиду дружного движения всех классов общества по пути
нравственного развития, цивилизующая сила искусства становилась все нужнее и
нужнее. Московская публика состоит более чем наполовину из людей торговых, -
класса богатого и даровитого, но еще совершенно нового и не приготовленного
к общественной жизни: цивилизация коснулась его только вскользь, своей
внешней стороной; взамен неосмысленных, указанных грубыми природными
инстинктами удовольствий этот класс нуждается в удовольствиях более мирных и
облагораживающих. Кроме того, для художников, артистов-исполнителей, людей
большей частью необеспеченных, количество которых, сообразно потребностям
времени, увеличивается, требовалась новая арена, где бы они могли за
дарованные им богом способности и добытое трудом искусство приобретать себе
необходимое обеспечение для жизни. Но не одно только материальное
обеспечение, самая судьба даровитых личностей, их общественное и
нравственное положение вызывали попечительную заботливость как в людях,
принадлежащих к обществу, так и в лучших представителях артистического мира.
Приготовленные в школах не для жизни, а только для искусства, артисты
нуждаются в дальнейшем образовании и духовном развитии, манкированных при
усиленных специальных занятиях. Очень ощутительно сказывалась потребность
приподнять нравственный уровень артистов и уделить им между образованных
классов общества приличное и почетное положение, которым они, по
справедливости, должны пользоваться. К этим общественным нуждам, требующим
удовлетворения, присоединилось еще появившееся в последнее время в
литературе отрицательное направление, требующее противодействия. Вредные
следствия этого направления отразились и на публике, отвлекая некоторую
часть ее от возвышенных, облагораживающих удовольствий, и на артистах,
разрушая в них веру в святость их призвания и роняя почтенный и высоко
ценимый во всяком цивилизованном обществе класс даровитых личностей до
унизительного звания праздных потешников человечества. Все эти потребности и
нужды вызвали в людях, преданных искусству и сознающих его благодетельное
влияние, основание Артистического кружка.
Характер Артистического кружка
По Уставу Артистического кружка (статья 2-я) члены собираются ["a) для
исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а
равно и современных композиторов; b) для исполнения и обсуждения
произведений членов кружка; c) для чтения литературных произведений; d) для
обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и
практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью
приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой"], и на
основании статей 102-106 [организуется денежная помощь нуждающемуся и
требующему скорой помощи артисту, художнику или их семействам].
Этими статьями Устава прямо определяется характер учреждения.
Артистический кружок не имеет ничего общего с другими клубами в Москве,
характер которых исключительно игорный; он, с одной стороны, представляет
возможность публике (т. е. членам-любителям) два раза в неделю, а иногда и
более, проводить приятно время, пользуясь эстетическими удовольствиями; с
другой стороны, доставляет средства артистам (членам действительным) как
известным, так и начинающим заявлять себя перед публикою; кроме того,
артистам выступающим дает возможность развиваться и совершенствоваться под
руководством артистов опытных, а бедным, не имеющим определенного содержания
или получающим незначительное жалование, дает средства зарабатывать себе
значительную материальную поддержку и всем артистам в случае непредвиденных
потерь или несчастий подает срочное пособие посредством воспомоществований,
ссуд и подписок в пользу их. Таким образом, Артистический кружок, являясь
посредствующим звеном между обществом и артистами, приносит пользу
нравственную и материальную.
Нравственная польза
Учреждение Артистического кружка: а) членам любителям и их семействам
доставляет приятное семейное времяпровождение, знакомит их с артистами и
дает возможность выбирать музыкальных учителей, дает средства любителям и
любительницам исполнять музыкальные пьесы перед публикой наряду с артистами;
такие исполнения, льстя самолюбию исполнителей, развивают и поддерживают в
обществе любовь к искусству и возможны только при существовании такого
учреждения, как Артистический кружок, б) Для артистов нравственная польза от
учреждения Артистического кружка, и теперь уже значительная, может быть
огромна. Люди, одаренные талантами, составляют украшение всякого общества, а
личности гениальные, выращенные на родной почве, становясь в уровень с
европейскими знаменитостями, питают в нас национальную гордость: кто откажет
нам в богатстве духовных сил, если на неразработанном и почти еще нетронутом
поле нашего искусства вырастают соперники Тальма, Фредерику Леметру, Листу,
Марио, [не разб.] и Канове! Но, гордясь громкими именами родных артистов,
общество не должно оставаться равнодушным к их частной жизни и в рамках
получаемых от них духовных наслаждений обязано оказать им свое охраняющее,
воспитывающее влияние. Рановременные потери для искусства гениальных
личностей и трагическая судьба их считаются у нас чем-то роковым и
неизбежным, а между тем в этих утратах, по большей части, виновато само
общество. Артист уже по своей художественной природе мало способен к
семейной жизни, желает постоянно быть на виду и ищет общественных
удовольствий; не имея возможности сходиться с людьми деловыми, серьезными и
основательно образованными, артист невольно увлекается кружками праздной,
богатой, неразвитой и не совсем нравственной молодежи, которая ищет артистов
для того, чтобы разнообразить свои шумные удовольствия и меценатство которой
выражается только обильными трактирными угощениями. В таком обществе все
вредно, все гибельно для артиста: и праздное провождение дорогого для
артиста времени; и фамильярность с пустыми людьми, от которых ничему нельзя
научиться, кроме дурного, фамильярность, убивающая в артисте уважение к
самому себе и к своему делу; и преувеличенные, бессмысленные, лишенные
здравой критики восхваления, развивающие в артистах раннюю самонадеянность и
отучающие их от умственного труда и изучения; и нетрезвость (чувств),
ведущая к преувеличению в выражении чувства и вообще ко всякой утрировке; и
неуважение артистических исполнений, требующих строгой подготовки, до
трактирных экспромтов, приучающих их к распущенности; и, наконец, всякие
излишества, рано разбивающие жизнь. Так погибли лучшие наши драматические
таланты: в Петербурге - Мартынов и Максимов, в Москве - Мочалов, Васильев,
Полтавцев и десятки хотя второстепенных, но талантливых и полезных актеров.
В других отраслях искусства число жертв беспорядочной жизни еще
значительнее. Чем свежее, чем богаче молодой человек задатками и силами, тем
скорее он гибнет. В учрежденном Артистическом кружке артист ставится в новое
положение: здесь он постоянно может пользоваться радушной и назидательной
беседой и дельными указаниями специалистов, здесь он постоянно в хорошем
обществе и вследствие того приучается к порядочности в одежде и манерах,
здесь, в виду почетных семейств и под надзором уважаемых личностей, для него
невозможны излишества, - здесь же он сводит хорошие знакомства и получает
доступ в семейные дома людей образованных. Музыканты, чтобы исполнять
серьезные произведения в стенах Артистического кружка, обязаны
предварительно готовиться и репетировать и тем приучаются к строгости и
отчетливости в исполнении. Артисты театральные получают здесь возможность
наблюдать манеры хорошего общества и вносить на сцену ту порядочность,
которой ей недостает. Кроме того, Артистический кружок предлагает артистам
свою библиотеку, составленную из книг и журналов русских и иностранных и
приноровленную к развитию артиста.
Материальная польза
Артистический кружок талантливым, но неизвестным еще или молодым
артистам дает средства заявлять себя, находить частные уроки или постоянную
службу: молодой скрипач Шрадин, ознакомившись с публикой в Артистическом
кружке, поступил в Московскую консерваторию адъюнктом, молодой русский тенор
Николаев поступил в императорский театр. Артистический кружок за исполнения
на своих музыкальных собраниях платит своим действительным членам. Во всяком
другом клубе члены могут только проживать деньги, а в Артистическом могут и
приобретать их. Принимая с благодарностью даровые услуги известных и
обеспеченных исполнителей, Артистический кружок артистам, получающим мало
жалованья, обремененным семейством и вообще недостаточно обеспеченным, дает
возможность честного приобретения. Талантливый пианист Вивьен, не имеющий
других средств для поддержания очень большого семейства, кроме частных
уроков, вследствие тяжелой и продолжительной болезни потерпел большой ущерб
в средствах существования; едва оправившемуся артисту и не имеющему еще сил
приняться за свои обычные труды Артистический кружок назначил постоянную
плату за легкий труд аккомпанирования и тем дал ему возможность значительно
поправить свои дела. Для летних вечеров в саду Артистический кружок взамен
неизящных цыган и тирольцев пригласил петь беднейших театральных артистов,
получающих по 100 руб. годового жалованья, и, платя за исполнение хоровых
пьес, оказывал им истинное благодеяние. В случае если бы потребовалась
артисту или его семейству скорая денежная помощь, Артистический кружок
открывает с этой целью в стенах своих подписку, выдает из своей кассы (на
основании 102-105 статей Устава) единовременное пособие и (на основании 106
статьи) производит заимообразные ссуды. Несчастных случаев, лишающих артиста
или его семейства всех средств существования и вызывающих скорое
единовременное пособие, в прошлом году, благодаря бога, было только два:
продолжительная болезнь и смерть талантливого драматического артиста
Полтавцева поставила его семейство в затруднительное положение,
Артистический кружок выдал из своей кассы бедной вдове его 100 руб., открыл
подписку на памятник, а члены Артистического кружка, товарищи покойного,
устроили в пользу его семейства литературно-музыкальный вечер, доставивший
значительный сбор; внезапная смерть музыканта Сакса вызвала также в
Артистическом кружке подписку в пользу его матери.
Гораздо большее и важнейшее значение имеют выдачи заимообразные:
семейные нужды, неожиданные траты делают людей, получающих ограниченное
содержание, жертвою ростовщиков. Класс артистов более других страдает от
этой общественной язвы: ростовщики, обеспеченные в получении долга вычетом
из жалованья, охотно предлагают бедным артистам мелкие суммы за 10% в месяц;
чем нужнее артисту деньги, тем выше беззаконные проценты, и артист,
переплатив из своего трудового жалованья вдвое или втрое занятую сумму, все
еще остается в долгу, гнетущем его нравственно и материально. Надобность в
деньгах, хотя и кратковременная, может привести в неловкое и затруднительное
положение не только бедного, но артиста и со средствами. Негласные выдачи
ссуды, по распоряжению и под поручительством старшин, принесли много пользы
и доставили Артистическому кружку искреннюю благодарность. Кроме того,
Артистический кружок, с целью поощрения талантливых артистов, открывал
подписку для поднесения им довольно ценных подарков. Такие подарки,
предложенные публично, от знатоков искусства, ценятся артистами высоко и
служат для них сильным побуждающим средством для дальнейшего
усовершенствования. В прошлом году Артистическим кружком были предложены
подарки: Рубинштейну в день его именин; в дни бенефисов - Садовскому,
Васильевой и Гранцевой и на музыкально-литературном вечере Горбунову за
участие его в артистических собраниях кружка.
Имея в виду, что в летнее время многие члены обязаны по службе в
продолжение целого дня оставаться в Москве (утром на репетициях, а вечером в
спектаклях), тогда как семейства их живут на дачах, отдаленных от города,
старшины сделали предложение, которое и было выбаллотировано: открывать
Артистический кружок в 12 часов дня и иметь в нем каждодневные дешевые обеды
по 75 коп., а потом и по 50 коп. Таким образом Артистический кружок сделался
для многих вторым домом.
Средства Артистического кружка
Открывая Артистический кружок, учредители мистическою рассчитывали на
следующие средства, исчисленные в Уставе (статьи 81, 85, 87, 95):
1) Годовая плата членов за билеты; она не могла быть значительна,
во-первых, потому, что сама по себе невелика (для действительных членов 10,
а для любителей 15 руб.), во-вторых, потому, что число членов не
представляет еще желаемой цифры. Всех членов... Общество не успело еще
достаточно взвесить и оценить всех благих последствий нового учреждения
(только довольно продолжительное время упрочивает постоянных членов). Ни
одно общество в первые годы своего существования не может рассчитывать, что
оно сохранит и на будущее время весь свой первоначальный состав: много лиц,
нисколько не сочувствующих делу, увлекаясь только новизной и удовлетворив
свое любопытство, на будущий год не возобновит билетов.
2) Плата с посетителей не может быть велика, потому что помещения едва
достаточно для членов.
3) Штрафные деньги. Штраф в Артистическом кружке невелик, от 25 коп. до
2-х руб., и берется только за время от 2 до 4 часов, когда Артистический
кружок закрывается,
Только люди, затянувшиеся в большую игру, охотно платят штраф, а так
как в Артистическом кружке большой игры нет, то члены и гости обыкновенно
удаляются при первой повестке о штрафе, не желая заплатить даже и 25 коп.
4) Три публичных концерта и столько же спектаклей для поддержки и
средств Артистического кружка, дозволенные нам по Уставу (статья 85),
несмотря на наши ходатайства, не дозволены и^ам театральным начальством.
5) Доход с карт и прочих игр сравнительно с другими клубами ничтожен.
Артистические исполнения занимают большую часть вечера и продолжаются почти
всегда до 1 часу пополуночи, а с 2 часов уже начинается штраф, так Что члены
и гости до штрафа только успевают поужинать.
6) Издание журнала могло бы увеличить средства Артистического кружка. В
Артистическом кружке было выбаллотировано предложение об издании
художественного журнала с целью противодействовать нелепым и вредным толкам
о нужности и ненужности искусства и для утверждения в обществе истинных и
прочных понятий по этому предмету. Предполагаемая редакция, оставя в стороне
отвлеченные вопросы, хотела заняться исключительно практическими указаниями
и советами по различным отраслям искусства и поручить отделы журнала каждый
особому специалисту. Критика художественных произведений и исполнения их
имела бы также здоровый практический характер; основанная на строгом
изучении искусства, она могла бы принести действительную пользу. Отсутствие
такого руководящего и критического журнала по части искусств очень
ощутительно. Для наших поверхностно образованных артистов необходимы дельные
указания; фельетонным критикам, произвольно пристрастным и часто совершенно
невежественным, артисты давно не доверяют и доверять не могут. Притом же
фельетоны, писанные людьми, не коротко знакомыми с искусством, бывают
большею частью наполнены высшими взглядами и тенденциями, не понятными для
артистов, и лишены практических указаний, самых нужных для них. Но
Артистический кружок, при недостаточности средств, даже ввиду несомненной
выгоды и пользы от издания журнала, не считал себя вправе рисковать
значительной суммой, которая могла бы понадобиться на более насущные
потребности. Притом считаем необходимым заметить, что при учреждении
Артистического кружка первоначальные учредители, состоя из артистов - людей
недостаточных, не могли назначить дополнительных взносов за билеты и все
необходимое заведение кружка приобрели в кредит.
Деятельность Артистического кружка
Несмотря на такие ограниченные средства, Артистический кружок успел в
продолжение года дать 86 музыкальных и музыкально-литературных вечеров, на
которых исполнено 232 пьесы классической и легкой оперной музыки. Прочитано
31 литературное произведение, преимущественно из драматических, до появления
их на сцене; дал занятие значительному количеству артистов и успел выдать им
только из своей кассы, не считая значительной подписной суммы, 3327 руб. 50
коп., то в виде платы за исполнение, то в виде пособия. Кроме того,
Артистический кружок успел заплатить весь долг своего первоначального
обзаведения [13 569 руб.]. Но этой последней уплатою Артистический кружок
значительно ослабил свою кассу, и средства дальнейшего существования его
колеблются. Причины этому - частью несбывшиеся предположения, частью
обстоятельства, которых предвидеть было невозможно.
Несбывшиеся предположения
1) Недозволение публичных концертов и спектаклей, которые разрешены нам
по Уставу, лишили кассу Артистического кружка по меньшей мере 5000 руб.
серебром. До сих пор нам не разрешено печатать программы даже наших семейных
вечеров.
2) Невозможность при бедности кассы издавать журнал.
Непредвиденные обстоятельства
1)Учреждение Консерватории отняло у Артистического кружка много
талантов. Управление Консерватории, желая придать больший интерес своему
заведению, при заключении контрактов с своими профессорами обязало их не
участвовать ни в каких музыкальных собраниях без разрешения Совета. Хотя и
затем осталось много талантливых исполнителей, но молва о таком разделении
сил много повредила Артистическому кружку. Кроме того, каждый замечательный
артист имеет своих приверженцев, которые постоянно окружают его и ходят за
ним; удаление трех или четырех артистов из кружка удалило и их приверженцев.
2) Артистический кружок не мог предвидеть запрещение игры в
домино-лото. В Артистическом кружке эта игра не имела и тени того вредного
развития, какое она приняла в других клубах - ограниченная и временем, и
числом столов (4), и самою незначительною ставкою, она представляла более
забаву и была для артистов развлечением после трудов. А с закрытием ее
сократились и другие доходы Артистического кружка: плата с гостей в те дни,
когда нет музыкальных собраний, уменьшилась с... на... в месяц, штрафы
уменьшились с... на... в месяц. Колебание средств, пугая возможностью войти
в долги и подвергнуться нареканиям, может принудить нас заблаговременно
закрыть Артистический кружок и ликвидировать имущество.
С чувством искреннего и глубокого соболезнования доводим мы до сведения
вашего высокопревосходительства о нашем настоящем положении. Прошел только
год, а добрые плоды учреждения Артистического кружка уже сказались; закрыв
его, мы можем погубить начинание, обильное благодетельными последствиями.
Тяжело думать, что, закрывая Артистический кружок, мы опять разобщаем
общество с артистами, лишаем его приятного провождения времени (86 вечеров в
год), лишаем артистов приюта, в котором они получали нравственное
воспитание, добрый совет и помощь, отнимаем у них возможность честного
заработка и осуждаем их в случае нужды прибегать к необразованным разгульным
меценатам или к ростовщикам, - мы опять отчуждаем артистов от хорошего
общества и осуждаем их проводить свои досуги без попечительного надзора в
табачном дыму трактиров и бир-галле.
Изложив с полным беспристрастием наши надежды, ту долю пользы, которую
мы успели принести, и наши настоящие нужды, мы прибегаем к вашему
высокопревосходительству с покорнейшею просьбой оказать нам поддержку и тем
спасти столь полезное существование нашего учреждения. Мы не просим у вашего
высокопревосходительства материального пособия, а только дозволения
прибегнуть к тем средствам, какими держатся и другие благотворительные
учреждения, каковым, по всей справедливости, может считаться и наше. Мы,
нижеподписавшиеся старшины Артистического кружка, от лица всех членов,
покорнейше просим ваше высокопревосходительство исходатайствовать нам
разрешение лотереи. Это разрешение, взамен предварительного взноса на
обзаведение не дозволенных нам концертов и спектаклей и запрещения
домино-лото, может поддержать и надолго упрочить наше существование.
Старшины
[1867]
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
Весьма ощутительный недостаток эстетических удовольствий и
необеспеченность положения представителей русского искусства давно вызывали
в Москве заботливость общества. Вследствие этих побуждений, с утверждения
его высокопревосходительства господина министра внутренних дел, в 1865 году
основан в Москве Артистический кружок. Цель учреждения: 1) доставлять
обществу эстетические удовольствия исполнением музыкальных произведений и
литературных чтений и 2) предлагать материальные пособия нуждающимся
артистам, художникам и их семействам.
В первый год существования (по 1-е января 1867 г.) Артистический кружок
1) успел дать 86 музыкально-литературных вечеров; на них исполнено 232 пьесы
классической и оперной музыки и прочитано 31 литературное произведение; 2)
начинающим артистам давал возможность познакомиться с публикой, вследствие
чего некоторые из них упрочили свое положение, приобретая казенные места, а
другие - частные уроки, 3) и в помощь нуждающимся артистам выдал то в виде
платы за исполнение музыкальных сочинений, то в виде пособия их семействам
около 3000 рублей.
Артистический кружок, не имея игорного характера, не имеет и тех выгод,
какими пользуются другие клубы, исключительно посвященные игре, и ему трудно
при своих ограниченных средствах стать сразу твердо и укрепиться в
материальном отношении. В первый же год своего существования Артистический
кружок уплатил долг первоначального обзаведения 13 569 руб., что значительно
ослабило его средства, и ему необходима в текущем году материальная
поддержка, без чего существование его невозможно.
Старшины Артистического кружка, озабочиваясь о том, чтобы спасти это
полезное учреждение, прибегают с покорнейшею просьбою оказать им поддержку
разрешением лотереи в 25 000 билетов по рублю серебром с тем, чтобы сумма
выигрышей составляла 10 000 руб. Таким образом Артистический кружок,
получивши до 15 000 руб. пользы от лотереи в текущем году, этим очень
незначительным пожертвованием со стороны общества может совершенно упрочить
свое существование и расширить круг своей цивилизующей и благотворительной
деятельности.
28 февраля 1867 г.
ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ И ПОЛОЖЕНИИ АРТИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА
Речь на собрании 12 апреля 1867 г.
Представив отчет о состоянии и положении кассы по 1 апреля сего года,
старшины считают необходимым изложить господам членам те непредвиденные и
неотвратимые обстоятельства, которые привели нашу кассу в такое положение.
Если б возможно было эти обстоятельства предвидеть, основатели не
решились бы открыть Артистический кружок, и он бы не существовал; если б
возможно было их отвратить, мы бы отвратили.
Обстоятельства эти следующие:
1) Неожиданное запрещение дозволенной прежде игры домино-лото, на доход
от которой преимущественно рассчитывали основатели, 2) неразрешение
дозволенных нам по Уставу (статья 85) для поддержания средств кружка трех
публичных спектаклей и стольких же публичных концертов и 3) неудобство
помещения, заявленное уже членами.
Вот, милостивые государи, те обстоятельства, которые довели до
настоящего положения нашу кассу. Вы сами можете видеть, что дальнейшее
существование при таких условиях невозможно. Теперь естественно
представляется вопрос, что делать в таком положении? Первый, самый простой,
не хитрый и не требующий большого соображения ответ на этот вопрос будет:
закрыть кружок и ликвидировать имущество. Так бы мы и поступили, если б нам
не жаль было погубить в самом зародыше учреждение, основанное нами же,
погубить дело, от которого все благомыслящие люди вправе ожидать добрых
результатов как для общества, так, в особенности, и для артистов. Прежде чем
приступить к такой решительной мере, старшины положили испробовать все
средства для поддержания и упрочения существования Артистического кружка и
приступить к закрытию его только тогда, когда все усилия их оказались бы
тщетны. Вследствие этого старшины положили ходатайствовать, во-первых, о
разрешении дозволенных Артистическому кружку по Уставу трех публичных
спектаклей и трех публичных концертов. Ходатайство свое мы начали еще в
ноябре прошлого года. После разных неудач и отказов и, наконец, вследствие
уже личного ходатайства [А. А. Рахманова и моего] публичные спектакли и
концерты нам дозволены. Разрешение получено в апреле за подписью директора
императорских театров графа Борха. Во-вторых, старшины в одном из своих
собраний положили ходатайствовать перед правительством о разрешении для
поддержания средств Артистического кружка лотереи, которая могла бы
доставить до 15 000 чистой прибыли. На меня возложено было составление для
г. министра внутренних дел подробной записки о положении дел Артистического
кружка, о благодетельных целях, с которыми он основан, о нравственной и
материальной пользе, которую он приносит и может приносить обществу и
артистам, и вообще о цивилизующем влиянии подобных учреждений, что и было
мною исполнено. По составлении записки некоторые старшины приняли на себя
труд личного ходатайства в Петербурге [по этому делу сначала отправился в
Петербург М. П., а потом А. А. Рахманов и я]. Теперь дело по нашему
ходатайству поступило уже в комитет министров. Хотя мы не осмеливаемся
ручаться за успех, но смеем уверить вас, господа, что все возможное для
получения успеха с нашей стороны сделано.
Вот, милостивые государи, наши действия для упрочения существования
Артистического кружка и для пополнения тех убытков, которые причинены нашему
обществу уже изложенными мною неблагоприятными обстоятельствами. Но каков бы
ни был успех наших ходатайств, они обеспечивают существование Артистического
кружка только в будущем; настоящее затруднительное положение наше требует
теперь же скорой и энергической меры. Наличная касса наша бедна деньгами, а
между тем домовладелец наш, не желая входить с нами ни в какие соглашения,
не желая даже воспользоваться штрафом, который назначен по условию,
предъявил на нас иск в 1150 руб., вслед за ним предъявил иск и г. Баскаков в
798 руб. 60 коп. Мы должны признаться, что наши переговоры по этому случаю с
домовладельцем, ведшиеся с весны прошлого года, не привели ни к какому
благоприятному результату. Как последнюю меру старшины предлагают господам
членам выбрать депутацию и отправиться к домовладельцу с тем, чтобы
убедительнейше просить его войти с нами в соглашение, пойти на условия.
Теперь мне остается сказать несколько слов о помещении. Как бы ни были
хороши наши средства, настоящее неудобное помещение всегда будет
препятствовать нашим успехам и поглощать бесплодно наши доходы. Наше
настоящее помещение неудобно и убыточно. Неудобство его уже давно заявлено
господами членами. Теснота залы только развивает неудовольствие в членах и
посетителях; кроме того, в тех случаях, когда артистические вечера нашего
Кружка представляют наибольший интерес, эта теснота лишает нас половины
дохода. Чем интереснее наши вечера, тем хуже для нас: наша зала обязывает
нас стараться, чтобы у нас было меньше посетителей. Таким образом, каковы бы
ни были наши усилия, доходы в этом помещении мы увеличить не можем, тогда
как в другом, более удобном при одинаковости расхода, доходы наши могли бы
возрастать вдвое и более.
Теперь единственное время спасать наше учреждение. Вследствие всех этих
соображений старшины Артистического кружка имеют честь предложить господам
членам следующее мнение.
Артистический кружок начал свое существование без добавочного взноса с
господ членов; основатели надеялись, что дозволенная в то время игра
домино-лото и разрешенные нам по Уставу публичные спектакли и концерты
покроют долг первоначального обзаведения. Когда эти главные источники дохода
Артистического кружка были неожиданно уничтожены, уплата долга
первоначального обзаведения, простирающегося до 13 тысяч, неминуемо должна
была произвести расстройство нашей кассы. В нынешнем году почти все клубы
увеличили плату за членские билеты, а некоторые даже назначили плату с
гостей. Артистический кружок этого делать не намерен, но взамен
первоначального дополнительного взноса старшины предлагают господам членам
сделать в пользу Кружка единовременное пожертвование в размере 10 руб.
обязательного взноса с каждого члена.
Милостивые государи, наше дело в таком положении, что если теперь
Кружок не получит вашей поддержки, то, несмотря на все гарантии, которые нам
дарованы и которых мы ожидаем, он неминуемо должен закрыться. А если Кружок
закроется, то он должен будет отказаться и от спектаклей, которые ему
разрешены, и от лотереи, разрешение которой мы ожидаем на-днях, т. е. от
всего того, что упрочивает его будущность.
[12 апреля 1867]
РЕЧЬ В АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
Милостивые государи!
Наш Кружок не много жил, но много пережил. Историю превратностей,
которые он испытал, мне кажется, можно изложить довольно просто. Основанный
с целью доставлять публике удовольствие, Кружок в самом начале для своего
существования должен был опереться на средства, посторонние искусству. Таким
образом, явилось сочетание довольно любопытное: искусство выступило в свет
под ручку с домино-лото. Можно ли винить искусство за выбор такого кавалера?
Могло ли оно существовать без поддержки? Оно было робко, испугано,
обижено, ему нельзя было показываться публике с открытым лицом. И вот оно,
стыдливое, сконфуженное и замаскированное, пошло под ручку с домино-лото. Но
вдруг могущественного покровителя сразил неожиданный удар. Домино-лото было
запрещено, и посторонние средства существования Артистического кружка были
подорваны, а своих средств он еще не испробовал и не нашел. Кружку грозило
распадение; для него из затруднительного положения было только два выхода:
или ликвидировать дела, или решиться на существование не только бедное, но и
на пожертвования, - для того, чтобы изыскать и испытать не посторонние, а
свои, художественные, средства для собственной поддержки. Надо сознаться,
что немногие члены отважились принять последнее решение, но зато ревность их
увенчалась успехом и существование Кружка было ими спасено. Теперь за Кружок
бояться нечего, он упрочил свое существование и держится единственно только
теми средствами, которые ему дает искусство. Ему остается только ликовать и
стараться употребить в дело все свои художественные силы, - успех-то им уже
обеспечен. Но в своем ликовании Кружок должен вспомнить тех, которые
оставались верны ему и в счастье и в несчастье. Господа, я предлагаю тост за
здоровье тех членов, которые не покидали Кружок с самого его основания.
[Конец 1867 г.]
ЗАПИСКА ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Особенность драматических произведений
Русское законодательство причисляет драматические произведения к
литературе вообще (ст. 282, т. XIV, Ценз, уст., изд. 1857 г.); но в ряду
всех прочих произведений литературы драматические имеют свою, весьма важную,
особенность. Особенность эта заключается в том, что драматические
произведения для своего обнародования и распространения, кроме общего всей
остальной литературе способа, т. е. печатания, имеют другой способ,
неотъемлемо им принадлежащий и прямо вытекающий из сущности этого рода
поэзии. Этот свойственный драматической литературе способ обнародования и
распространения есть сценическое исполнение. Только при сценическом
исполнении драматический вымысел автора получает вполне доконченную форму и
производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил
себе целью. Хотя драматические сочинения и печатаются как для выгоднейшего
размножения экземпляров, так и для того, чтобы увековечить произведение, но
печатное размножение не есть их окончательная цель, и драматические
произведения, хотя и печатные, должны считаться произведениями не
литературными, а сценическими.
В этом случае печатный текст драматических произведений имеет большое
сходство с издаваемыми партитурами опер, ораторий и пр.: как сим последним
для того, чтобы впечатление было полное, недостает музыкальных звуков, так и
Драматическим произведениям недостает живого человеческого голоса и жестов.
Ценность драматических произведений
Драматический вымысел, поступая в публику двояким образом - посредством
печати и посредством представления, - получает в том и другом случае
материальную ценность, далеко не одинаковую. Насколько потребность видеть
сценическое исполнение пьесы выше потребности простого ее чтения, настолько
же и ценность драматического вымысла, воспроизведенного на театре, выше
ценности того же самого вымысла, обнародованного посредством печати. Большая
часть драматических произведений не печатается из опасения, что продажею
печатных экземпляров не покроются издержки печатания. Выручка за
напечатанную пьесу, относительно суммы, вырученной за представление той же
пьесы на театрах, на которых она играна, так ничтожна, что не может итти в
сравнение. Пьеса, имеющая некоторые сценические достоинства, в короткое
время обойдет все театры; ее пересмотрят и заплатят деньги за нее сотни
тысяч человек; а той же пьесы напечатанной не разойдется и двух тысяч
экземпляров в течение четырех или пяти лет. Хорошую пьесу многие смотрят по
нескольку раз, каждый раз платя за место деньги; а печатные экземпляры
каждый покупает для себя только по одному.
Таким образом, действительную ценность драматическая пьеса имеет только
при исполнении на сцене; ценность эта, прямо завися от степени интереса
пьесы, привлекающего зрителей, выражается количеством сбора, получаемого при
ее представлениях.
Сбор за места в театре при представлении пьесы, служа меркою ее
сценического достоинства, служит и определением ее материальной ценности. Но
так как самое представление есть акт сложный, совершающийся при участии
различных деятелей, как-то: искусства и трудов артистов, затрат дирекции или
содержателей театров и пьесы, сочиненной автором, то требуется определить, в
какой степени интерес и успех представления и материальная его ценность, т.
е. сбор, зависят от каждого из этих трех деятелей.
Участие артистов в успехе представления
Прежде всего - без пьесы, как бы ни были талантливы актеры, играть им
нечего. Не подлежит никакому спору, что искусная игра артистов много
увеличивает интерес спектакля; но так же не подлежит спору и то, что
талантливая труппа требует непременно и талантливо написанных пьес, иначе ей
нечего было бы исполнять и не на чем показать свою талантливость. От
количества хорошо сыгранных известных ролей зависит и известность артиста, и
чем известнее становятся артисты, тем более они нуждаются в лучших
произведениях, чтобы развивать и показывать свои способности.
Публика смотрит, собственно, не артистов, а как артисты играют
известную пьесу, иначе, при игре любимых актеров, все пьесы имели бы
одинаковый успех; но известно, что при игре одних и тех же актеров одна
пьеса не выдерживает и двух представлений, а другая никогда не сходит с
репертуара.
Не все труппы заключают в себе хороших артистов; большинство состоит из
весьма посредственных; таким труппам, если принять, что успех сценического
исполнения зависит только от артистов, никогда бы и не видать успеха и
нельзя было бы даже и существовать. Между тем известно, что замечательные
пьесы, имея успех на театрах, богатых талантами, имеют свою долю успеха и в
труппах, дурно составленных. Если одинаково и при хорошем составе трупп и
при дурном некоторые пьесы не делают сборов, а другие держатся на сцене с
постоянным успехом, давая большие выгоды в продолжение нескольких лет, то
очевидно, что материальная ценность сценического представления не зависит
главным образом от артистов.
Участие постановки в успехе представления
Еще менее интерес и ценность представления зависят от затрат дирекции и
содержателей театров на постановку. Часто бывает, что пьеса с дорогими
декорациями и костюмами падает с первого представления, а другая держится на
репертуаре при бедной обстановке. "Ревизор" Гоголя, чтобы иметь тот успех,
которым он пользуется, немного требовал расходов от дирекции. Внутренние
достоинства пьесы всегда выкупают ее постановку, и чем выше пьеса по своему
внутреннему интересу, тем менее она требует расходов на свою внешность.
Автор, давший значительный интерес своему драматическому произведению, дает
значительные выгоды содержателю театра еще и тем, что уменьшает расходы с
его стороны. Ставить ценность сценического представления пьесы в зависимость
от постановки так же несправедливо, как несправедливо приписывать успех
книги - роскоши ее издания или искусству переплетчика.
Ценность представления зависит от представлявмой пьесы
Итак, интерес, успех, а следовательно, и ценность представления зависят
главным образом от представляемой пьесы. Артисты и дирекция только
способствуют успеху, а производит успех автор. Справедливость этого
положения очевидна уже и потому, что с увеличением известности автора
увеличивается и ценность представления его произведений. Бенефисные цены и
бенефисные сборы даже самых любимых публикою артистов весьма много зависят
от имени автора даваемой пьесы. Не только бенефисы, но и вообще первые
представления пьес известных авторов обходятся публике довольно дорого;
усиленное требование на места в театре возвышает их цену, вызывая известную
спекуляцию барышничества театральными билетами. В этих случаях только одно
имя автора, выставленное на афише, поднимает ценность спектакля - и здесь уж
автор является первым и главным производителем выгод, доставляемых
представлением.
Все вышесказанное приводит к следующему заключению: если материальная
ценность драматических представлений главным образом зависит от
представляемых пьес, то справедливость требует, чтобы авторам этих пьес дана
была возможность иметь свою долю участия и в выгодах, доставляемых
представлениями, и чтобы им было предоставлено право свободного распоряжения
сценическими представлениями их произведений. Такое отношение драматических
авторов к сценическим представлениям их пьес давно сознано в Европе и
выразилось в признанном за авторами праве представления (droit de
representation).
Ныне действующий в России цензурный устав, причисляя драматические
произведения к литературе вообще, наравне с прочими произведениями печати, о
другом способе обнародования их, т. е. о сценическом представлении, не
упоминает и как бы вовсе не признает его.
Отсутствие в нашем законодательстве отдела о драматической
собственности (droit de faire representor) особо от литературной (droit de
faire imprimer) ставило и до сих пор ставит драматических писателей в
особое, странное и исключительное положение: драматический автор перестает
быть хозяином своего произведения и теряет на него всякое право именно в ту
самую минуту, когда оно принимает свою окончательную форму и получает
значительную ценность.
Такая особенность в положении русских драматургов не могла обойтись без
последствий, неблагоприятных: а) для драматической литературы в России; Ь)
для развития театров и драматического искусства; с) для сценического
образования артистов.
Драматическая литература
а) Насколько справедливо, что сценическая литература находится в
упадке, настолько же справедливо и то, что труды по этой отрасли литературы
оплачиваются весьма скудно и нисколько не обеспечивают трудящихся.
Драматическая литература, как продукт умственного труда, подчиняется тем же
экономическим законам, как и всякая производительность. Может ли процветать
производство необеспеченное и безвыгодное? Много ли сил привлечет труд,
плоды которого не принадлежат трудящимся, а расхищаются всяким по произволу?
А условия драматической работы именно таковы: трудись, а плодами твоих
трудов пользуются другие. Работать для общей пользы или для общего
удовольствия, без надежды на достаточное вознаграждение за труд, есть более
или менее подвиг и во всяком случае - явление исключительное; законное
желание приобретения всегда было и будет главным двигателем людей
трудящихся. Поэтому писатели, одаренные талантами довольно разнообразными,
поневоле избирают другие, более прибыльные отрасли литературы, пренебрегая
безвыгодными трудами на драматическом поприще; те же писатели, которые,
вследствие особых условий своего таланта, поставлены в необходимость
трудиться исключительно для сцены, осуждены на беспрерывный и торопливый
труд, чтобы хоть количеством произведений возместить невыгодность своей
работы. Работая торопливо и, следовательно, в ущерб внутреннему достоинству
своих произведений, они, от постоянного умственного напряжения, или рано
изнуряют свои силы, или охладевают к своему делу и ищут средств для своего
существования в других, более выгодных занятиях. Удивительно не то, что
драматическая литература не процветает в России, а то, что она доселе еще
держится с некоторым значением и не падает совершенно. Появление изредка
пьес замечательных объясняется обстоятельствами чисто случайными: это
непременно или первое произведение человека молодого, для которого труды по
призванию и первая слава еще очень обольстительны, а материальная нужда
очень легко переносима, или произведение человека богатого, у которого много
свободного времени и которого нужда не торопит работать.
b) От неограждения авторских прав, казалось бы, должна происходить
польза для провинциальных театров, так как они тем самым освобождены от
лишних расходов; но выходит противное. Никогда и нигде даровое пользование
чужой собственностью не может приносить хороших плодов; эту истину как
нельзя более подтверждают провинциальные театры, развитию которых даровое
пользование пьесами не только не способствует, а даже мешает. Мешает,
во-первых, потому, что безвозмездное пользование разнообразным репертуаром,
при незначительности других издержек, и то выплачиваемых из сборов, делает
промысел антрепренеров очень легким и дает возможность браться за это дело
людям без образования и решительно без всяких средств. Поставлять
эстетические удовольствия в провинциальных городах берутся большею частью
такие люди, котор