Главная » Книги

Шевырев Степан Петрович - Лекции о русской литературе, Страница 2

Шевырев Степан Петрович - Лекции о русской литературе


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

p; Народъ, какъ и человѣкъ, начинаетъ съ божественнаго. Если мы вѣруемъ въ Бога, какъ создателя человѣка, то необходимо должны призвать вѣру откровенную. Мы не можемъ допустить нелѣпости, чтобы Богъ, создавъ человѣка, не далъ ему первой возможности стремиться къ Нему и не открыть ему Себя. Иначе мы должны принять, что Богъ, при создан³и человѣка, завязалъ ему глаза и сказалъ ему: "ищи меня". Слѣды первоначальнаго откровен³я видны во всѣхъ религ³яхъ м³ра, какъ бы мы помрачена была въ нихъ истина Божества. Религ³озный пер³одъ бываетъ вездѣ первоначальнымъ, и чѣмъ серьезнѣе, чѣмъ благонадежнѣе народъ, тѣмъ долѣе онъ обдумываетъ свою вѣру. Есть и своя слабая сторона въ этомъ пер³одѣ, когда религ³я переходитъ въ обрядность и въ ѳеократ³ю. Такая участь постигла всѣ религ³и Востока. Истинная же религ³я христ³анская перешла изъ него въ Европу и двинула въ ней просвѣщен³е.
   Противъ обрядности и ѳеократ³и дѣйствуетъ лично человѣческое начало, поскольку оно является сосудомъ истины и правды, добра и красоты. Но личность человѣческая, лишенная этихъ идей, впадаетъ въ эгоизмъ, который есть слабая сторона лично человѣческаго элемента.
   Противъ эгоизма воздѣйствуетъ элементъ народный. Человѣкъ безъ народа становится отрѣшенною единицею, ни на что не годною. Въ ваше время, когда народный элементъ начинаетъ быть господствующимъ, весьма важно опредѣлить, какъ можно точнѣе, понят³е о народѣ. У Французовъ есть два слова для выражен³я этого понят³я. Недавно члены сената Франц³и подняли было вопросъ о различ³и этихъ двухъ понят³й. Подъ именемъ peuple Французы разумѣютъ что-то низшее, подъ именемъ Nation - что-то высшее. Peuple есть какъ бы стих³я, изъ которой выработывается нац³я посредствомъ человѣческаго элемента, проникающаго каждую личность въ народѣ. Французы не назовутъ нац³ею ни Калмыковъ, ни Киргизовъ, а даютъ это имя только народамъ, причастнымъ образован³ю человѣческому.
   Мы не имѣемъ двухъ словъ для выражен³я одного понят³я. У насъ есть одно только слово: народъ. Но употребляя его, мы нерѣдко относимъ это понят³е къ одному простому народу, и тѣмъ сами себя отъ него отторгаемъ. Это неправильно. Всѣ сослов³я въ народѣ необходимы, и всѣ вмѣстѣ должны составлять одно нераздѣльное органическое цѣлое.
   Есть и въ народномъ элементѣ своя слабая сторона. На Западѣ она называется массою, а у насъ чернью. Это есть отсѣлъ отъ народа, отрѣшен³е неправильное отъ народной жизни, вредное благу общества и страшное государствамъ во время ихъ переворотовъ. Сюда входитъ все то, что отрицаетъ божественное начало, что коснѣетъ въ эгоизмѣ и что отсѣдаетъ отъ народа, какъ органическаго цѣлаго.
   Уяснивъ основную мысль нашу, мы бодрѣе приступимъ къ самой истор³и. Сегодня быстрымъ полетомъ мы обозримъ религ³озную словесность древняго пер³ода. Онъ объемлетъ семь съ половиною вѣковъ, кромѣ которыхъ ему предшествуетъ цѣлый вѣкъ религ³озной словесности внѣ вашего отечества. Чтобы не потеряться въ этомъ лабиринтѣ, раздѣлимъ весь пер³одъ на три отдѣла. Къ первому относятся: вторая половина Х-го, XI и XII вѣка; ихъ можно назвать вѣками яснаго и разумнаго пониман³я истинъ вѣры. За тѣмъ слѣдуетъ второй отдѣлъ: вѣка скорби и туги народной - XIII, XIV и первая половина ХѴ-го. Когда окрѣпла и сосредоточилась Русь въ одно государство, за вѣками скорби послѣдовали вѣка борьбы внутренней и внѣшней: вторая половина ХѴ-го, ХѴ²-й и XVII-й до конца его.
   Чтобы сократить очеркъ, возьмемъ изъ всякаго вѣка по отголоску, и всѣ они сольются въ одинъ согласный хоръ, который выразитъ одну мысль отъ начала до конца.
   Я сказалъ, что наша словесность начинается не у насъ, а въ соплеменномъ вамъ народѣ - Болгарахъ. Для нихъ была изобрѣтена св. Кирилломъ славянская грамота, чему, по мнѣн³ямъ ученыхъ, въ нынѣшнемъ году исполнится тысячелѣт³е. Для Болгаръ же первоначально переведены были Священное писан³е и богослужебныя книги тѣмъ же Кирилломъ и оконченъ переводъ въ Морав³и братомъ его, св. Меѳод³емъ. Въ Римѣ, на пути отъ Колизея къ церкви Святаго ²оанна Латеразскаго, на лѣвой рукѣ, стоитъ весьма древняя церковь св. Климента; въ ней покоятся мощи Кирилла, которому мы обязаны грамотою и христ³анскимъ просвѣщен³емъ.
   Когда за литург³ею вы слышите чтен³е Евангел³я, вспомните, что это были первыя слова, написанныя на славянскомъ языкѣ. Первыя слова Евангел³я были: "Искони бѣ Слово, и Слово бѣ отъ Бога, и Богъ бѣ Слово: ее бѣ искони у Бога". Самыя древн³я рукописи Евангел³я располагались по праздникамъ, а такъ какъ первый праздникъ христ³анск³й - Пасха, то съ этого Пасхальнаго Евангел³я рукопись и начиналась. Когда вы слушаете Божественную литург³ю, вспомните, что это одинъ изъ первыхъ памятниковъ вашей христ³анской словесности.
   Не очень давно была открыта рукопись Евангел³я съ предислов³емъ самого первоучителя Кирилла. Вотъ что мы въ немъ читаемъ:
   "Прогласъ Святого Евангел³я: Христосъ грядетъ собрать народы: свѣтъ бо есть всему м³ру. Итакъ услышите Словяне всѣ: даръ сей давъ отъ Бога.... Слышите весь Словянск³й народъ, слышите: слово отъ Бога пришло, слово, питающее души человѣческ³я, слово, укрѣпляющее сердца и умы, слово уготовляющее къ Богопознан³ю. Безъ свѣта не будетъ радости оку видѣть творен³е Бож³е: такъ и всякой души безсловесной, не видящей Бож³я законы. Душа безъдуховная (безъграмотная) мертва является въ человѣкахъ... Кто на чужемъ языкѣ слышитъ слово, какъ будто мѣднаго звона голосъ ему слышится; ибо св. Павелъ сказалъ: "молитву свою воздавая Богу, хочу лучше пятъ словъ сказать разумныхъ, чтобы и проч³е разумѣли, нежели тьму словесъ неразумныхъ, которыхъ человѣкъ не понимаетъ.... Всякая душа отпадаетъ отъ жизни Бож³ей, когда слова Бож³я не слышитъ... Наги всѣ языки безъ книгъ, безъ оруж³я сражаться не могутъ съ противникомъ душъ вашихъ, готовы въ плѣнъ мукѣ вѣчной"...
   Въ этомъ предислов³и разумно сознано дѣло, совершенное Кирилломъ. Безъ него мы не разумѣли бы ни Писан³я, ни литург³и, а чрезъ него церковь сдѣлалась для насъ постояннымъ живымъ училищемъ, въ которомъ мы черезъ Богослужен³е на понятномъ языкѣ принимали истину вѣры.
   Ученики Кирилла и Мѳеод³я продолжали ихъ дѣятельность въ Болгар³и. Десятый вѣкъ былъ золотымъ вѣкомъ болгарской словесности при царѣ Симеонѣ. Тогда переведены были на славянск³й языкъ мног³я творен³я отцовъ церкви и совершены новыя самими Болгарами; эти переводы и сочинен³я пр³обрѣла и сохранила Росс³я. Въ вѣка скорби мы еще увидимъ, сколько Болгар³я оказала услугъ вашему отечеству.
   Отъ X вѣка, вѣка крещен³я Росс³и, дошло до насъ Исповѣдан³е вѣры Владим³ромъ. Нельзя точнѣе и полнѣе изложить его и теперь.
   Отъ XI вѣка мы имѣемъ сочинен³я Илар³она, перваго митрополита, выбраннаго изъ Русскихъ. Изъ глубокихъ мыслей, проникающихъ его творен³я, я приведу изображен³е двоякаго естества въ Спасителѣ: Божественнаго и человѣческаго: "Какъ человѣкъ, Онъ принялъ молоко Матери, и какъ Богъ, внушилъ Ангеламъ и пастухамъ пѣсню: "Слава въ вышнихъ Богу!... Какъ человѣкъ, лежалъ Онъ въ ясляхъ, и какъ Богъ, принялъ дары и поклонен³е отъ волхвовъ. Какъ человѣкъ, бѣжалъ въ Египетъ, и какъ Богу поклонились Ему рукотворенные кумиры Египетск³е... Какъ человѣкъ, обнаженный вошелъ въ воды ²ордана, и какъ Богъ, получилъ отъ Отца свидѣтельство: "ее Сынъ мой возлюбленный!" Какъ человѣкъ, постился сорокъ дней и взалкалъ, и какъ Богъ, побѣдилъ искушающаго. Какъ человѣкъ, пришелъ на бракъ въ Кану Галилейскую, и какъ Богъ, воду въ вино преложилъ... Какъ человѣкъ, прослезился по Лазарѣ, и какъ Богъ, воскресилъ его изъ мертвыхъ... Какъ человѣкъ, былъ распять, и какъ Богъ, Своею властью пропятаго съ Нимъ впустилъ въ рай... Какъ человѣкъ, запечатавъ былъ во гробѣ, и какъ Богъ изшелъ, сохранивъ печати цѣлыми. Какъ человѣка, старались ²удеи утаить воскресен³е, подкупая стражей, но какъ Богъ былъ увѣданъ и познанъ всѣми концами земли".
   Ясно, просто и глубоко слиты здѣсь оба естества въ Спасителѣ, которыя современный анализъ хочетъ разорвать пополамъ. Все Евангел³е такъ проникнуто тѣмъ и другимъ, что разорвать ихъ невозможно, не нарушивъ Евангельской жизни и истины. Хотятъ совлечь Божественность съ Христа и оставить въ Немъ только человѣка. Но на этомъ самомъ покушен³и безпрерывно совершается то, что совершилось разъ въ жизни Спасителя.
   Дѣло въ томъ, что фактъ христ³анства, разъ на землѣ исторически совершивш³йся, вѣченъ и повторяется безпрерывно въ каждую минуту быт³я человѣческаго. Христосъ рождается, проповѣдуетъ, терпитъ мукя, распинается на крестѣ, умираетъ, воскресаетъ и возносится на небо безпрерывно. Въ наше же время матер³альный анализъ совлекаетъ съ Него Божество, и вмѣстѣ съ Иродомъ и Пилатомъ, не познавши въ Немъ истины, гонитъ и преслѣдуетъ Его за имя сына Бож³я.
   Въ XII вѣкѣ, недалеко отъ города Турова, при дорожномъ столбѣ, спасался инокъ; но добровольная тюрьма не отдѣляла его отъ народа. Напротивъ, онъ излагалъ ему Божественное писан³е и привлекалъ къ себѣ всѣхъ, которые въ страдан³яхъ жизни искали врача душевнаго, Когда умеръ епископъ Туринск³й, народъ и князь Турова обратились съ просьбою къ К³евскому митрополиту поставить имъ въ епископы столпника (въ то время епископы назначались еще избран³емъ народнымъ и волею князя). Это былъ Кириллъ, епископъ Туровск³й, котораго не даромъ называли русскимъ Златоустомъ или Златословеснымъ учителемъ.
   Онъ сочинилъ повседневныя молитвы на всю недѣлю а оставилъ прекрасныя слова, разсѣянныя по древнимъ рукописямъ. Можно утвердительно сказать, что западная литература не представила въ XII вѣкѣ проповѣдника, равнаго въ глубокомысл³и и краснорѣч³и нашему Кириллу. Его одушевляли древн³е отцы церкви и церковная пѣсня. Изъ многихъ его словъ я приведу два: первое о разслабленномъ.
   У общей купели Спаситель видитъ разслабленнаго и спрашиваетъ: "Хочешь ли здоровъ быть?" Хотѣлъ бы, отвѣчаетъ разслабленный, да не имѣю человѣка, который ввергнулъ бы меня въ купель. - Тогда Спаситель отвѣчаетъ ему:
   "Что глаголеши: человѣка не имашь? Азъ, тебе ради, человѣкъ быхъ, щедръ и милостивъ, не солгавъ обѣта моего вочеловѣчен³я... Тебе ради, безплотенъ сый, обложился Я плот³ю. Тебе ради, невидимый силамъ Ангельскимъ, явился всѣмъ человѣкамъ. Не хотѣлъ Я презрѣть образа лежащаго въ тлѣн³и, но хотѣлъ спасти его и въ разумъ истинный привести, и говоришь ты: человѣка не имашь? Азъ быхъ человѣкъ, да Богомъ человѣка сотворю".
   Разслабленный представляетъ собою все ветхое человѣчество, искупленное Спасителемъ. Въ лицѣ его, Онъ говоритъ намъ всѣмъ, Онъ, пришедш³й на землю соединить всѣ народы въ имени людей.
   Другое слово о Вознесен³и. На Элеонскую гору собрались праотцы, патр³архи, пророки, апостолы и всѣ вѣрные.- Небеса и земля готовятся къ торжеству вознесен³я. Все человѣчество въ лицѣ Христа возносится на небо и причащается Божественности. Ангелы, бывш³е на землѣ свидѣтелями страдан³й Искупителя, сопровождаютъ Возносящагося. Въ небесахъ зачинается прен³е между ними и небесными вратниками, которые говорятъ: "Ее врата Господни: никто изъ земныхъ ими ее проходитъ; такъ положилъ самъ Богъ: нынѣ дивимся, зря человѣка, сѣдящаго на Херувимскомъ престолѣ и хотящаго пройти чрезъ врата прежде Серафимовъ". Тогда раздается голосъ Христа: "Отверзите мнѣ врата правды, и, вшедъ въ нихъ, возвѣщу Отцу моему, что сдѣлалъ и какъ пострадалъ на землѣ". Небесные вратники, услышавъ голосъ Божественный, отвѣчаютъ: "Если не видѣли, Владыко, Тебя сходящаго, то поклонимся Тебѣ восходящему въ славѣ".
   Славится поэз³я Данта своими небесными видѣн³ями, по видѣн³е Кириллово своимъ значен³емъ превышаетъ всѣ. Будь оно извѣстно въ Итал³и, уже давно бы кисть живописца изобразила его въ картинкѣ.
   Перейдемъ къ вѣкамъ скорби, Я уже говорилъ о тѣхъ варварскихъ народахъ, которые Аз³я извергла на Росс³ю. Чередныя смѣны ихъ окончились Татарами. Внезапно напали они на Русскую землю. Страхъ этой внезапности переданъ сильно современнымъ лѣтописцемъ. Страхъ нашеств³я поразилъ и всю Европу. Вспомнимъ, что императоры сзывали противъ нихъ крестовый походъ. Папа посылалъ къ нимъ пословъ-мисс³онеровъ, которые подвергались въ ордѣ всѣмъ унизительнымъ услов³ямъ ханскаго обычая. И на югѣ, и на сѣверѣ Русская земля облилась кровью въ двухъ битвахъ при Калкѣ и при Сити. Татары, пируя послѣ кровавыхъ битвъ, клали князей нашихъ полъ доски, и сидя на нихъ, обѣдали. Всѣ прекрасные города наша сдѣлались добычею пламени; 60,000 К³евлянъ погибло, не стало 10 богатырей. Городъ Владим³ръ вознесъ къ небу въ своемъ соборномъ храмѣ жертву всесожжен³я, гдѣ сгорѣли святитель, семейство великаго князя и бояре съ женами и съ дѣтьми. Улицы Москвы обагрились кров³ю ея младенцевъ. Кромѣ лѣтописей, народныя пѣсни до сихъ поръ сохранили память страдан³я народа въ слѣдующихъ стихахъ:
  
   Зачѣмъ мать сыра земля не погнется?
   Зачѣмъ не разступится?
   A и мѣсяцъ, солнце померкнуло,
   Не видитъ луча свѣта бѣлаго,
   A отъ духу татарскаго
   Не можно крещенымъ намъ живымъ быть
  
   Такъ народъ выразилъ тяжесть своихъ страдан³й и свое отвращен³е къ татарскому игу.
   XIII вѣкъ является безплодною пустынею послѣ XII, столь изобильнаго памятниками словесности. Почти одиноко раздается слово Серап³она, епископа Владим³рскаго. Оно начинается по случаю землетрясен³я, бывшаго въ К³евѣ: "Земля, отъ начала утвержденная и неподвижная, повелѣн³емъ Бож³имъ нынѣ движется, грѣхами нашими колеблется, беззакон³я нашего сносить не можетъ. Не послушали мы Евангел³я, не послушали Апостола, не послушали Пророковъ, не послушали Святителей великихъ: Васил³я, Григор³я Богослова, ²оанна Златоуста и иныхъ Святителей Святыхъ, ими же вѣра утверждена, еретики прогнаны и Богъ позванъ всѣми языками"...
   "Тогда Господь навелъ на насъ народъ не милостивый, народъ лютый, не щадящ³й мы красоты юной, ни немощи старцевъ, ни младости дѣтей... Разрушены Божественныя церкви; осквернены сосуды священные, потоплена святыня; святители мечу въ пищу достались; тѣла преподобныхъ иноковъ птицамъ повержены на снѣдь; кровь отцевъ и братьевъ вашихъ, какъ многая вода, напоила землю. Исчезла крѣпость нашихъ князей и воеводъ; храбрые ваши, исполненные страха, бѣжали полки. Большая часть братьевъ и дѣтей вашихъ отведена въ плѣнъ. Села ваши поросли травою и величество ваше смирилось, красота погибла, богатство наше другимъ въ корысть досталось, трудъ вашъ поганые наслѣдовали. Земля наша сдѣлалась достоян³емъ иноплеменниковъ; въ поношен³е стали мы живущимъ вскрай земли вашей, въ посмѣхъ врагамъ нашимъ".
   "Вспомнимъ наибольшую заповѣдь: любить другъ друга... не воздавать зломъ за зло. Нѣтъ ничего ненавистнѣе Господу, какъ человѣкъ злопамятный. Какъ же мы скажемъ: Отче нашъ, остави намъ грѣхи ваши; а сами не оставляемъ?"
   Новгородцы, по грубому суевѣр³ю и фанатизму, сожгли волхвовъ. Грозно возсталъ противъ нихъ проповѣдникъ, обличая все ихъ неразум³е. Такъ дѣйствовала наша церковь въ-то время, когда западная учреждала инквизиц³онные суды противъ волхвовъ, и самъ папа ²оаннъ XXII лично боялся чародѣйства и осуждалъ волшебниковъ на костры и висѣлицы.
   Въ XIV вѣкѣ пустынножитель Серг³й распространяетъ духовную жизнь около Москвы, а ученики его несутъ ее во всѣ концы до предѣловъ самаго отдаленнаго сѣвера. Стефанъ Пермск³й просвѣщаетъ крещен³емъ Зырянъ, сочиняетъ для нихъ грамоту и переводитъ на ихъ языкъ литург³ю и Новый Завѣтъ.
   Одинъ изъ учениковъ Серг³я, Кириллъ Бѣлозерск³й, дѣйствуетъ въ пользу братской любви во время междоусоб³й княжескихъ, возстаетъ противъ губительнаго корчемства и противъ внутреннихъ таможенъ еще въ XIV вѣкѣ, тогда какъ окончательное ихъ уничтожен³е послѣдовало незадолго до учрежден³я Московскаго университета.
   Вотъ отрывки изъ Кирилловыхъ послан³й: "Господине, ни царство, ни княжен³е, ни иная какая власть не можетъ насъ избавить отъ нелицемѣрнаго суда Бож³я, а еже, Господне, возлюбиши ближняго, какъ себя, и утѣшишь души скорбящ³я и озлобленныя, много поможешь на страшномъ я праведномъ судѣ Христовомъ, понеже пишетъ Аи. Павелъ: "Аще имамъ вѣру горы преставляти, и аще имамъ раздати все имѣн³е свое, любве же не имамъ, ни что же польза мы есть".
   "И ты, Господине, внимай себѣ, чтобы корчмы въ твоей вотчинѣ не было; занеже, господине, то велика пагуба душамъ: крестьяне ея, господине, пропиваютъ, а души гибнутъ. Тако же, Господине, и мытовъ {Мыто есть пошлина таможенная, откуда слово мытарь.} бы у тебя не было, понеже, господине, куны (деньги) неправедныя; а гдѣ, господнее, перевозъ, туто, господине, притоже дать труда ради".-
   Утѣшительны были поучен³я къ паствѣ митрополитовъ Moсковскихъ Петра и Алекс³я, избранныхъ въ этотъ санъ волею не только одного князя, но и всей земли Русской. Когда Татары остановили все наше духовное просвѣщен³е, когда пожары, какъ разсказываетъ лѣтописецъ, пожирали громады книгъ, собранныхъ въ храмахъ въ кучу отъ низу до верху, тогда единовѣрная и единоплеменная вамъ Болгар³я прислала въ Москву святителя Кипр³ана, уроженца ея столицы, города Тернова. Онъ возстановилъ у насъ грамоту и духовное просвѣщен³е, привезъ съ собою множество рукописей, уединялся около Москвы въ обитель, при сл³ян³и рѣкъ Сѣтуни и Рамени, и здѣсь самъ переводилъ и писалъ книги, заставляя и другихъ работать около себя. Онъ же, по всѣмъ вѣроят³ямъ, побудилъ великаго князя Димитр³я на подвигъ Донской битвы. Послѣ этого святителя осталось замѣчательное послан³е противъ стяжан³я селъ монастырями. Передъ кончиною онъ написалъ прощальное слово къ князьямъ и къ народу, которое читалось въ Успенскомъ соборѣ при его гробѣ, и заканчивалось слѣдующими словами: "Множество человѣческое, все на землю пришедшее, общее естество наше оплачемъ... О, какъ же лучшее изъ Бож³ихъ создан³й, по образу Его и подоб³ю созданное, безъ дыхан³я зрится, и мертво, и полно червей нечистыхъ!... Какъ исчезло мудрован³е? какъ скрылось слово?... Увы, страсти! Нагъ вышелъ я на плачь младенцемъ, нагъ отойду снова! Что тружусь и смущаюсь всуе, вѣдая конецъ жит³я, видя его дѣйств³е, какъ всѣ мы равнымъ образомъ шествуемъ отъ тьмы на свѣтъ, отъ свѣта же во тьму,- отъ чрева матерняго съ плаченъ въ м³ръ, отъ м³ра печальнаго съ плачемъ во гробъ. Начало и конецъ - плачь! что же въ серединѣ? совъ, тѣнь, мечтан³е, красота житейская". Народъ рыдан³емъ отвѣчалъ на эти слова, которыми оглашались своды храма. Вотъ яркое мгновен³е изъ древней жизни нашего отечества!
   Въ XV вѣкѣ, когда всѣ бѣдств³я обрушились на нашу землю, и Татары, и черная смерть, опустошавшая цѣлые города, и голодъ, моривш³й народъ, Грец³я послала въ вамъ святителя Фот³я. Онъ былъ свидѣтелемъ страдан³й народа Русскаго, самъ едва не погибъ отъ меча татарскаго и оставилъ вамъ книгу поучен³й, въ которыхъ видно, какъ онъ самъ глубоко страдалъ вмѣстѣ съ своею паствою. Ревнуя о нравственномъ просвѣщен³и народа и зная, что оно преимущественно находится въ рукахъ духовенства, онъ обращался къ священникамъ съ такими словами изъ Д³онис³я Ареопагита:"
   "Достойно бо быти, рече, Господню священнику чисту яко свѣту,
   свѣту быти - и тако просвѣщати,
   чисту бытт - и тако очищати,
   святу быти - и тако освящати".
  
   Вотъ какъ святитель Фот³й изображаетъ голодъ и нравственную его причину:
   "Земля, изсохш³й въ конецъ, измѣнилась въ своей красотѣ, неплодная, залядѣвшая; сохнетъ и разсѣдается, и въ глубину ея солнечное с³ян³е входитъ... Земледѣльцы, сидя при бороздахъ и сплетши руки за колѣняхъ, стенаютъ надъ трудомъ рукъ своихъ... плачутся смотря на дѣтей своихъ, рыдаютъ взирая на женъ и изсохшую траву осязая руками... Всѣ окрестныя мѣста одождены, наши же не одождены. Перемѣшались времена года, зной и стужа. Нѣтъ ли въ насъ самихъ причины тому? Неужели же у Бога что отнялось отъ Его власти и силы? Оставимъ такое хулен³е... Нѣтъ, со всѣми дѣлами безмѣстными, мы и братолюб³е затворили: вотъ почему сухи бразды ниши; любовь изсохла и гласъ молящихся всуе воп³етъ на воздухѣ, расходится ниже молищихся слышахомъ".
   Въ другомъ словѣ пастырь сравниваетъ себя съ несчастнымъ кормчимъ, которому ввѣренъ корабль, волнуемый многоразличными бурями. "Не только всяк³й день, но и всяк³й часъ, онъ неусыпно рыдаетъ къ Богу, прилагая весь умъ къ заботамъ о ввѣренныхъ ему душахъ; свою же душу, единородную и безсмертную, въ сихъ превеликихъ волнахъ, однимъ лишь печальнымъ рыдан³емъ временно утѣшаетъ".
   Въ одно время съ Фот³емъ дѣйствовалъ на югѣ Григор³й Цамблакъ, племянникъ Кипр³ана, святитель, котораго послала въ К³евъ та же Болгар³я. Онъ дѣйствовалъ по слѣдамъ своего дяди и былъ краснорѣчивымъ проповѣдникомъ. Множество словъ его на всѣ праздники года дошло до насъ, и они извѣстны подъ именемъ словъ Григор³я, арх³епископа Росс³йскаго. - Приведу изъ нихъ два отрывка. Вотъ изображен³е руки милостиваго человѣка на страшномъ судѣ:
   "Такую руку принявъ Владыка на страшномъ судѣ, покажетъ передъ всѣми, и предстоящимъ небеснымъ силамъ, и святымъ въ славѣ сущимъ, и грѣшнымъ, ожидающимъ муки, и скажетъ: с³я рука напитала меня голоднаго, напоила жаждущаго, одѣла нагаго, обвязала струпы мнѣ больному, въ темницѣ послужила мнѣ, много разъ вводила меня страннаго и промышляла обо мнѣ, ей же и я воздамъ въ награду наслѣд³е моего царства".
   Вотъ другой отрывокъ изъ слова на день Ил³и пророка, гдѣ объясняется взят³е его на небо. Извѣстно, что Ил³я былъ суровъ къ своему народу и не снисходителенъ вы къ какимъ его слабостямъ, жилъ въ пустынѣ одинъ, и воронъ носилъ ему пищу:
   "Если ты, Ил³я, такъ жестокъ, что не можешь терпѣть согрѣшен³й Израиля и никакими человѣческими страстьми не преклоняешься, то не слѣдуетъ тебѣ жить съ человѣками, а взойди ты ко Мнѣ, да Я къ человѣкамъ сниду. Мѣна произойдетъ между нами: взойдетъ человѣкъ и снидетъ Богъ. Не одного Израиля, во и всѣхъ народовъ неправды и беззакон³я видя и долготерпя о нихъ, Я понесу ихъ грѣхи и кромѣ грѣха, во всемъ имъ уподоблюсь.... Взойди ты съ плот³ю, да сниду Я взять плоть, безплотный; взойди ко Мнѣ на колесницѣ огненной, да сниду Я какъ дождь на руно. Ты въ громѣ на небо, Я въ тишинѣ на землю"...
   За вѣками скорби слѣдуютъ вѣка борьбы, начиная съ половины XV. Еще съ Х²Ѵ-го въ Новгородѣ и Псковѣ, по вл³ян³ю Запада, возникла стригольническая ересь, противъ которой дѣйствовали патр³архи Царьградск³е своими послан³ями, писанными вѣроятно Д³онис³емъ Суздальскимъ, который былъ въ Царьградѣ. Ересь эта была тогда подавлена; во въ XV вѣкѣ явилась новая, гораздо опаснѣе, извѣстная подъ именемъ Жидовской. Въ Новгородъ зашла она изъ Литвы, а изъ Новгорода проникла въ Москву, гдѣ заразила духовенство, самого митрополита, бояръ, въ томъ числѣ славнаго дьяка Ѳедора Курицына, и наконецъ допущена была въ чертоги великаго князя и принята его невѣсткою. Учен³е еретиковъ имѣло начало свое, какъ полагаютъ, въ учен³и и посягало на всѣ основы - христ³анства, отвергая Троицу и догматъ воплощен³я. Тогда-то явился противникъ этой ереси, богато вооруженный богословскими познан³ями, необходимыми для борьбы: это былъ ²осифъ Волоцк³й, основатель Волоколамскаго монастыря. Онъ нависалъ книгу въ 16 главахъ противъ этой ереси, извѣстную подъ именемъ Просвѣтителя и только недавно напечатанную ученымъ духовенствомъ Казани. Дѣйствуя противъ не признававшихъ Новаго Завѣта, онъ ссылался только на Ветх³й и долженъ былъ приводить доводы разума. Такъ объясняетъ онъ догмать пресвятой Троицы, выводя его изъ образа человѣка, созданнаго во образу Бож³ю:
   "Слушай, какъ человѣкъ былъ создавъ во образу Бож³ю и по подоб³ю: по образу - не о плоти говорится: плоть покрывало, создана и мертва и видима, а Богъ невидимъ. По образу говорится о невидимомъ въ человѣкѣ, а невидимое въ немъ есть душа, слово и духъ: по образу Бож³ю въ человѣкѣ душа, она же называется и умомъ и подражателемъ бываетъ Богу... Душа умна и называется отецъ; слово же рождается отъ души и называется сынъ. И духъ всходитъ, имѣя общее сопребыван³е, нераздѣльное съ душею и съ словомъ, и какъ Отецъ и Сынъ и Духъ Святый безсмертенъ и безконеченъ, такъ и человѣкъ, по образу Бож³ю созданный, носитъ въ себѣ Бож³е подоб³е, душу, слово и умъ.
   "Еще по образу же разумѣется самовластное и обладательное въ человѣкѣ: какъ Бога никто не выше, такъ и на землѣ никто не выше человѣка: Богъ сотворилъ его обладающаго всѣмъ во подоб³ю Бож³ю, значитъ быть человѣку милостиву, щедру ко всѣмъ, паче же ко врагамъ, какъ Богъ с³яетъ солнцемъ Своимъ на злыхъ и на благихъ".
   Въ XV вѣкѣ начала ослабѣвать у насъ монастырская жизнь. Причиною этого было то обстоятельство, что монастыри были окружены слишкомъ богатыми угодьями и обрядъ монастырской службы осиливалъ слишкомъ жизнь духовную. Этимъ недостаткамъ хотѣлъ пособить питомецъ Кирилло-Бѣлозерской обители Нилъ, прозванный Сорскимъ отъ протекавшей тамъ рѣки Сорки, при которой онъ основалъ свою обитель. Съ Аѳонской горы онъ перенесъ къ намъ жит³е скитское и основалъ первый скитъ для возстановлен³я духовной жизни въ нашихъ обителяхъ. Онъ написалъ книгу объ осьми помыслахъ, подражая творцамъ подобнаго же сочинен³я св. Нилу и Касс³ану. Въ этой книгѣ онъ предложилъ средства для духовной борьбы съ тѣни помыслами, отъ которыхъ рождаются всѣ страсти и пороки человѣка. Онъ изслѣдываетъ страсть въ ея зародышѣ и преслѣдуетъ ее черезъ пять ступеней до полнаго ея развит³я, въ которомъ гибнетъ душа ей преданная. Въ этихъ изслѣдован³яхъ психологъ ногъ бы найти превосходныя для себя указан³я, а писатель, занятый анализомъ души,- вѣрное руководство. Эти глубокомысленныя созерцан³я Нилъ Сорск³й почерпнулъ въ тѣхъ самоуглублен³яхъ души своей, которыя онъ такъ описываетъ:
   "К³й языкъ изречетъ? К³й же ли умъ скажетъ? Кое слово изглаголетъ? Страшно бо, воистинну страшно и паче слова. Зрю свѣтъ, его же м³ръ не имать, посредѣ келл³и на одрѣ сѣдя; внутрь себе зрю Творца м³ру и бесѣдую, и люблю, и ямь, питаяся добрѣ единымъ Боговидѣн³емъ, и соединився Ему, небеса превосхожду: и се вѣмъ извѣстно и истинно. Гдѣ же тогда тѣло, не кѣмъ".
   Замѣчательно, что Нилъ, говоря о другихъ помыслахъ, кромѣ унын³я, выражается или словами Писан³я, или словами отцовъ церкви; когда же говоритъ о помыслѣ унын³я, то по большей части выражается собственными словами: не потому ли такъ, что этотъ помыселъ особенно сроденъ русскому человѣку, и что Нилъ наблюден³я надъ нимъ могъ производить и въ самомъ себѣ, и въ близкихъ ему соотчичахъ. Извѣстно, до какихъ крайностей доводитъ русскаго человѣка этотъ помыселъ. Вотъ слова Нила:
   "Не малъ нашъ подвигъ на духъ скорбный, понеже вметаеть душу въ погибель и отчаян³е. Если скорбь отъ человѣковъ будетъ, подобаетъ благодушно претерпѣвать ее, и молиться за оскорбившихъ, зная, что не безъ Бож³я Промысла все съ нами случается и что все на пользу посылаетъ намъ Богъ... Полезна намъ можетъ быть одна только скорбь - о грѣхахъ нашихъ, и то съ надеждою и покаян³емъ. Скорбь же праздную надобно отметать отъ сердца, наравнѣ съ прочими злыми страстями, потому что она творитъ душу пустою и унылою, и некрѣпкою, и нетерпѣливою къ молитвѣ, и лѣнивою къ чтен³ю".
   "Но если унын³е укрѣпится въ насъ, велик³й подвигъ предстоитъ душѣ: лютъ его духъ, самый тяжелый, сопряженный съ духомъ скорбнымъ. A тѣмъ, которые пребываютъ въ безмолв³и, рать на него належитъ великая. Когда жесток³я его волны встаютъ на душу, въ тотъ часъ и не мнитъ человѣкъ, чтобъ можно ему было когда-нибудь отъ нихъ избавиться. Ему приходитъ на мысль, что и Богъ оставилъ его, и не печется о немъ болѣе, и что его одного только и оставилъ Онъ, и что съ другими того не бываетъ, что съ нимъ, и тогда все благое кажется ему мерзкимъ".
   Такъ въ XV вѣкѣ ²осифъ Волоцк³й представляетъ борьбу съ ересью, а Нилъ Сорск³й - борьбу со страстями; но между XV и XVI вѣками мы встрѣчаемъ дѣятельнаго и трудолюбиваго писателя, митрополита Дан³ила. Будучи рожденъ и воспитавъ для духовной и пустынной жизни, онъ не былъ способенъ къ жизни практической и, рано оставивъ престолъ митропол³и, удалился въ кел³ю Волоколамскаго монастыря, гдѣ написалъ много квитъ, и теперь хранимыхъ въ его библ³отекѣ. Изъ двухъ оставленныхъ имъ огромныхъ книгъ словъ и послан³й, въ первой онъ занимался рѣшен³емъ многихъ догматическихъ вопросовъ православной церкви. Замѣчательный историческ³й методъ, имъ употребляемый при рѣшен³и этихъ вопросовъ,- методъ, изъ котораго видна его огромная начитанность въ Писан³и я въ творен³яхъ св. отцовъ. Обыкновенно онъ ставитъ сначала положен³е, или истину, признанную церковью, и затѣмъ приводитъ все, что къ ней относится, изъ Ветхаго и Новаго Завѣта, изъ богослужебныхъ книгъ, изъ каноновъ и правилъ церковныхъ, изо всѣхъ отцовъ церкви вселенской и русской, слѣдуя историческому порядку. - Въ заключен³е онъ уже собственными словами извлекаетъ сущность изъ всего сказаннаго, присоединяя къ тому иногда и свои доказательства. Такой методъ, конечно, долженъ бы быть правятъ въ любой наукѣ, ибо онъ со всей обширностью историческаго изучен³я вопроса соединяетъ и самостоятельную силу собственнаго изслѣдован³я.
   Такъ въ словѣ о двухъ существахъ въ ²исусѣ Христѣ, Божественномъ и человѣческомъ, Дан³илъ приводитъ отрывокъ изъ извѣстнаго слова Илар³онова вмѣстѣ съ тѣми источниками, откуда оно было заимствовано; самъ же прибавляетъ къ прочимъ изслѣдован³ямъ свое наблюден³е надъ двумя важными событ³ями изъ жизни Спасителя: Преображен³емъ и Геѳсиман³ею. "На Ѳаворѣ, говоритъ Дан³илъ, ²исусъ показалъ Божество свое во всемъ свѣтѣ и велич³и славы; въ Геѳсиман³и - тугою и скорб³ю свое человѣчество, и при обоихъ событ³яхъ свидѣтели были одни и тѣ же: апостолы Петръ, ²оаннъ и ²аковъ".
   Послан³я Дан³иловы были написаны многимъ духовнымъ и свѣтскимъ лицамъ, ему современнымъ, и направлены противъ суеты свѣтской. Въ одномъ изъ этихъ послан³й такъ изображаетъ онъ состоян³е души въ пустынѣ: "Великую пользу приносить пустыня, утишая ваши страсти: молчан³е есть начало очищен³ю души. Ни языкъ не говоритъ человѣческаго, ни очи не видятъ красоты тѣлесной, ни уши, слыша пѣсни, не измѣняютъ душевной силѣ; нѣтъ глаголовъ людей глумящихся и смѣшливыхъ, имѣющихъ обычай разрушать душевную крѣпость. Умъ, не разсыпаемый внѣшними чувствами, въ м³ръ не растекается, а восходитъ къ себѣ, черезъ себя же на помышлен³е о Богѣ и тѣмъ ос³янный и блистающ³й, пр³емлетъ забвен³е самаго естества.... Ни пища, ни одежда, ничто земное его не тревожитъ... Все свое тщан³е устремляетъ онъ на стяжан³е Божественныхъ заповѣдей и вѣчныхъ благъ".
   Несмотря однако на такое влечен³е къ пустынѣ, Дан³илъ сознавалъ уже потребность эпохи новой и признавалъ необходимость заботъ объ обновлен³и гражданскаго строя Росс³и, но отклонялъ отъ себя всякое участ³е въ этомъ. Въ послан³и къ Мятежелюбцу онъ такъ объ этомъ выражается: "И ты со мною, грѣшнымъ и худымъ инокомъ Дан³иломъ, совѣта о семъ не имѣй: еже бы высоту небесную увѣдѣти, и глубину морскую измѣрити, и концы земные обтицати и исчислити, и озерамъ и рѣкамъ каменныя стезя художьствовати, и весь м³ръ строити, и якожъ въ кругъ нѣкый вселенную всю объяти, и всѣхъ въ единъ нравъ привести и отъ всея поднебесныя неправду, и лукавство, и всякое зло хитрьство изгнати не навыклъ есмь: понеже безуменъ и окаяненъ есмь человѣкъ и недѣлатель ни которому благу; но точ³ю божественныя писан³я глаголю слышащимъ и пр³емлющимъ и хотящимъ спастися..."
   Одновременно съ митрополитомъ Дан³иломъ дѣйствовалъ митрополитъ Макар³й. Будучи еще арх³епископомъ въ Новгородѣ, Макар³й воспользовался сланными его писцами, собралъ и переписалъ подъ своимъ руководствомъ Велик³я Чет³и-Минеи, 12 огромныхъ фол³антовъ, содержащихъ въ себѣ полную энциклопед³ю богословскихъ и отеческихъ книгъ съ жит³ями святыхъ вселенской и русской церкви. При каждомъ жит³я находится ежедневный прологъ, или поучен³е, нравственное и душеполезное. Въ немъ благочестивый Русск³й находилъ духовную насущную пишу. Это собран³е Макар³й завѣщалъ новгородскому Соф³йскому собору. Другое подобное и еще болѣе умноженное переписалъ онъ руками тѣхъ же писцовъ и подъ своимъ собственнымъ пересмотромъ для московскаго Успенскаго собора. Это двоякое сокровище показываетъ, какъ богата была уже тогда наша церковь славянскими переводами всѣхъ творен³й отцовъ церкви и оригинальными сочинен³ями.
   Въ XVI вѣкѣ начали вторгаться въ Росс³ю: съ Запада - учен³я иностранныхъ церквей и разныхъ еретическихъ сектъ, астрологическ³е и друг³е предразсудки, съ Востока - учен³е магометанское и разные обычаи, вредные для нравственности народной. Тогда явился у насъ воинъ, вооруженный для побѣдоносной борьбы со всѣми лжеучен³ями, вредившими православной вѣрѣ. То былъ Максимъ Грекъ, уроженецъ Албан³и, питомецъ университетовъ Парижскаго, Падуанскаго и другихъ. Въ Парижѣ онъ учился у славнаго Филолога Ласкариса и воздаетъ Французамъ похвалу за учрежден³е у себя всем³рнаго средоточ³я человѣческаго образован³я. Въ Венец³и онъ зналъ знаменитаго типографщика Альда Мануц³я. Во Флоренц³и онъ бывалъ на проповѣдяхъ ²еронима Савонаролы, отзывался о немъ съ большимъ сочувств³емъ, разсказывалъ о той чудесной перемѣнѣ, которую онъ совершилъ своимъ словомъ въ нравахъ народа, передавая так³я подробности, которыя были неизвѣстны по западнымъ источникамъ. Максимъ предаетъ публичному позору папу Александра VI и его клевретовъ, которые осудили на казнь Савоваролу и двухъ его товарищей. Нашъ инокъ готовъ бы былъ признать ихъ святыми, если бы они не принадлежали Римской церкви.
   Подвизаясь на поприщѣ полемическаго богослов³я, Максимъ оставилъ намъ огромный фол³антъ сочинен³й подобнаго содержан³я. Особенно замѣчательно то изъ нихъ, которое ратуетъ противъ астролог³и. Извѣстно, какъ этотъ предразсудокъ господствовалъ на Западѣ даже въ XVII и XVIII вѣкѣ, какъ величайш³е умы были имъ одержимы, какъ славный герой Тридцатилѣтней войны, Валленштейнъ, благодаря астролог³и, погубилъ свою славу. Позднѣе и у насъ астролог³я появилась при дворѣ; но уже въ XVI вѣкѣ церковь, въ лицѣ Максима и другихъ, обличала это суевѣр³е.
   Превосходно Максимово слово противъ нестроен³я и безчин³я царей и властелей послѣдняго вѣка сего. Извѣстно, какъ Европа страдала повсюду отъ злоупотреблен³й державной власти, сосредоточившейся въ рукахъ отдѣльныхъ лицъ. Еще въ XV вѣкѣ Итал³ю тиранили герцоги, Франц³ю - Людовикъ Х², въ ХѴ² вѣкѣ въ Англ³и славился своею кровожадност³ю Генрихъ VIII, въ Дан³и Христ³ернъ II. Максимъ направилъ сильное слово противъ тиранн³и. Онъ воображаетъ себя путникомъ, встрѣчающимъ по дорогѣ величавую царственную жену, въ траурной одеждѣ, съ печальнымъ видомъ и со слезами на глазахъ. Онъ спрашиваетъ ее: кто она? - и долго, долго не можетъ получить отвѣта; во послѣ многихъ усил³й и настоян³й слышитъ изъ устъ ея, что имя ей Васил³я, царская власть, что она дочь Всевышняго, и что трауръ и скорбь ея - по томъ позорѣ, какому предаютъ ее властители сего вѣка. "Какъ достойно всплакать объ нихъ, говоритъ она, которые больны такимъ безчувств³емъ и прогнѣвляютъ Вышняго Бога, сподобившаго ихъ столь великой чести и славы". Она указываетъ на чашу въ рукѣ Господа, полную вина нераствореннаго, то есть ярости нестерпимой и гнѣва,- чашу, изъ нея же пьютъ всѣ грѣшные земли, которые благочестивый царск³й санъ растлѣваютъ и досаждаютъ Богу всякою своею неправдою и лихоимствомъ, чьи ноги скоры на пролит³е крови въ порывѣ неправеднаго гнѣва и звѣрской ярости.
   Съ особенною скорбью вспоминаетъ она, что нѣтъ у нея теперь обручниковъ по ревности Бож³ей, какихъ имѣла древле. "Не имѣю, говоритъ она, Самуила, ополчившагося со дерзновен³емъ на Саула преслушника. Не имѣю Наѳана, избавившаго Давида отъ паден³я. Не имѣю ревнителей, подобныхъ Ил³и и Елисею, не побоявшихся царей Ассир³йскихъ. Не имѣю Амврос³я, чуднаго арх³ерея Бож³я, который не устрашился высоты царства Ѳеодос³я Великаго. Не имѣю Васил³я Великаго, возс³явшаго въ святынѣ и во всякой премудрости и своими учен³ями ужасившаго гонителя Валента. Не имѣю ²оанна Златаго языкомъ, изобличившаго сребролюбивую царицу Евдок³ю. Не вдовствующей ли женѣ подобная, сижу я при пустомъ пути окаяннаго вѣка нынѣшняго, лишенная такихъ поборниковъ и ревнителей? Участь моя, о путникъ, достойна рыдан³й многихъ".
   Это слово, вѣроятно, написано Максимомъ еще въ то время, когда митрополитъ Филиппъ не претерпѣлъ мучен³я отъ ²оанна за смѣлое слово истины.
   Жидовское учен³е, опровергнутое ²осифомъ Волоцкимъ и подавленное правительствомъ въ XVI вѣкѣ, возникло у насъ съ новою силою и посягало не только на основы вѣры, но даже на основы жизни общественной и семейной. Оно подкапывалось подъ здан³е государства и разрывало всѣ связи нравственныя, соединявш³я дѣтей съ родителями. Это учен³е, извѣстное у насъ подъ имѣемъ ереси Ѳеодос³я Косаго, проникло въ среду простаго народа и дѣйствовало тайно въ глубинѣ народной жизни. Тогда возсталъ противъ этого учен³я инокъ Отенской пустыни Зинов³й, ученикъ Максима Грека. Въ обличен³е ереси Зинов³й написалъ 56 бесѣдъ между людьми простыми; не одни богословск³е доводы находимъ мы въ этомъ сочинен³и, во и логическ³я доказательства быт³я Бож³я и Пресвятой Троицы. Еретикъ, между прочимъ, говорилъ, что разумъ въ первомъ человѣкѣ открылся со времени его паден³я, когда онъ, вкусивъ отъ запрещеннаго древа, сталъ разумѣть добро и зло. Съ этимъ учен³емъ согласна философ³я Гегеля. Но Зинов³й опровергалъ его, говоря, что Адамъ еще до паден³я обнаружилъ велик³й разумъ и премудрость въ изобрѣтен³и языка при созерцан³и животныхъ и призван³и жены.
   Въ XVII вѣкѣ борьба въ вашей церкви еще сильнѣе разрослась. Она имѣла два средоточ³я: одно на югѣ, другое - нa сѣверѣ. К³евъ и Москва подавали руку другъ другу въ соединенномъ дѣйств³и на противниковъ церкви. Еще въ концѣ XVI вѣка явилось въ К³евѣ училище. Его возникновен³е окрѣпло въ политическихъ буряхъ южной Руси. Въ XVII вѣкѣ оно было обязано своимъ процвѣтан³емъ Петру Могилѣ, Волошскому князю, человѣку высокаго современнаго образован³я, принесшему своя огромныя средства, и умственныя и матер³альныя, въ жертву православ³ю. К³евск³я школы дѣятельно сносились съ Западомъ и образовали у насъ множество ученыхъ богослововъ, дѣйствовавшихъ въ XVII и XVIII вѣкахъ. Отсюда вышли: Димитр³й Ростовск³й, Стефанъ Яворск³й, Ѳеофанъ Прокоповичъ и друг³е.
   К³евъ привлекалъ къ намъ и ученыхъ Запада во имя православ³я. Изъ Кёнигсберга вышелъ Пруссакъ Адамъ Черниковъ, послѣ долгихъ странств³й и разыскан³й по университетамъ и библ³отекамъ Запада о догматѣ исхожден³я Святаго Духа, явился къ намъ съ огромнымъ изслѣдован³емъ въ пользу истины, какъ ее исповѣдуетъ православная церковь.
   Религ³озной и нравственной силѣ к³евскихъ школъ мы обязаны присоединен³емъ къ намъ Малоросс³и.
   Москва строго и пристально слѣдила за к³евскою борьбою и устраняла то, что могло быть противно истинѣ, не сродной человѣку возможности заражаться даже и тѣмъ, противъ чего онъ ведетъ борьбу. Но кромѣ того у Москвы было свое широкое поприще для полемической дѣятельности: она должна была бороться съ внутренними расколами, возникшими по случаю исправлен³я церковныхъ книгъ. Сюда относятся творен³я патр³арховъ русской церкви. Независимо отъ внутренней борьбы, Москва должна была вести еще борьбу внѣшнюю, съ римскимъ католичествомъ, которое въ лицѣ ³езуитовъ вторгалось къ вамъ и вносило свои учен³я, волновавш³я народъ. Таковъ былъ споръ при патр³архѣ ²оакимѣ о времени пресуществлен³я Евхарист³и. Спорили даже простолюдины и женщины на рынкахъ московскихъ,- такъ сильна была религ³озная дѣятельность въ русскомъ народѣ.
   Чтобы дать понят³е о томъ, какъ ваши патр³архи разумѣли связь между церковью и народомъ, приведемъ слова изъ творен³я патр³арха ²оакима Цвѣтъ духовный:
   "Есть бо с³я святая церковь, въ ней же едина вѣра во Христа Господа... Въ церкви есть видѣти общ³й смыслъ всего народа и государства, общ³й въ вѣрѣ святѣй разумъ, общее святыхъ Отецъ учен³е, и чинное въ обычаи предан³я содержилище, единъ гласъ... аще ли единъ гласъ, и едино умствован³е".
   Послѣднимъ представителемъ древней Руси въ религ³озномъ отношен³и былъ святитель Ростовск³й Димитр³й. Онъ соединяетъ древнюю Русь съ новою. Строг³й обличитель и противникъ раскола въ его Розыскѣ о Брынской вѣрѣ, онъ вынесъ изъ древней Руси вѣру чистую и правую. Для народа русскаго онъ написалъ любимую его книгу, Чет³и-Минеи или жит³я святыхъ вселенской церкви, гдѣ изобразилъ примѣры христ³анской жизни для людей всякаго зван³я отъ царей до простолюдиновъ. Въ жизни своей онъ выражалъ большое сочувств³е къ искусству, особенно къ музыкѣ и пѣн³ю. По части драматической поэз³и онъ писалъ опыты мистер³й, которыя положили основан³е нашему театру. Въ своемъ Алфавитѣ духовномъ Димитр³й выразилъ полное сочувств³е къ наукѣ природы. Онъ говоритъ, что тотъ, кто хочетъ истинно позвать Бога и себя и съ Нимъ любов³ю соединиться, долженъ прежде познать всю тварь видимую и разумѣваемую, такъ чтобы ни одна вещь отъ него не утаилась и не приводила его въ недоумѣн³е. "Отъ дольняго должно восходить къ горнему. Богъ положилъ всю природу, какъ нѣкое училище, или зерцало, передъ очами вашими, чтобы мы учась восходили отъ земли къ небу. Если дольняго не познаемъ, то какъ уразумѣемъ горнее? Отъ разума и познан³я рождается вѣра, отъ вѣры же заповѣдей Бож³ихъ хранен³е. Поскольку процвѣтаетъ разумъ, постольку процвѣтаетъ и вѣра".
   Такъ духовный учитель умѣлъ согласить духовное начало вѣры, развитое въ древней Руси, съ началомъ разума и науки, котораго требовала древняя Русь.
   Обзоръ хода нашего слова въ древнемъ пер³одѣ показалъ намъ, какъ единая идея церкви проникала жизнь нашу и выражалась въ словѣ. У насъ спрашиваютъ иностранцы, а иногда и Русск³е: гдѣ ваши учрежден³я, или институты? и не замѣчаютъ главнаго, самаго живительнаго для народа, которымъ приготовлено его духовное воспитан³е: это - Церковь.
   Правда, въ древней нашей литературѣ есть и дурная сторона, или изнанка религ³ознаго пер³ода, въ которой видны невѣжество, суевѣр³е и предразсудки разнаго рода. Сюда особенно относятся произведен³я раскола. Отсутств³е н

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа