обмановъ, недостойныхъ сплетенъ, насил³я, она всюду чужой человѣкъ во враждебномъ лагерѣ, она только и дѣлаетъ, что страдаетъ и тоскуетъ. Разумѣется, не монстры - въ родѣ описаннаго Герценомъ - вдохновляли Марлинскаго и его школу на подобныя идеализац³и, и въ общемъ житейскомъ положен³и институтки было, какъ видно, и впрямь что-то способное вызывать искреннее сочувств³е доброжелательныхъ людей. Для институтокъ, трижды въ поэмѣ, измѣнилъ сатирическому смѣху своему авторъ "Мертвыхъ душъ". Онъ долженъ былъ хорошо знать ихъ, потому что самъ былъ преподавателемъ истор³и въ Патр³отическомъ институтѣ и, очевидно, сохранилъ о нихъ доброе воспоминан³е, такъ какъ, за исключен³емъ жены Манилова, институтки Гоголя написаны съ какою-то жалостливою симпат³ей; въ нихъ чувствуются "голубки въ черной стаѣ вороновъ".
Политическая ошибка императрицы Мар³и Ѳедоровны, которою сломались результаты ея педагогическихъ плановъ, заключалась въ томъ, что, въ качествѣ образованной и офранцуженной нѣмки, она не умѣла вообразить себѣ современное ей росс³йское дворянство во всей его первобытной прелести. A потому и не предчувствовала роковой пропасти, какую щегольское институтское воспитан³е выроетъ между ея духовнымя дочерями и столбовою дворянскою семьею, куда этимъ заложницамъ суждено рано или поздно возвратиться. Она не приняла въ разсчетъ глубокаго и мрачнаго невѣжества рабовладѣльческой Росс³и. Сотни дѣвушекъ, получившихъ въ строго-охраняемыхъ институтскихъ стѣнахъ - какого бы тамъ ни было направлен³я, но европейское, идеалистическое и сантиментальное воспитан³е, по окончан³и курса выбрасывались въ дикую, полуграмотную, чувственную, жестокую, пьяную орду родни, которая, даже при самыхъ лучшихъ и добродушныхъ своихъ намѣрен³яхъ, возмущала дѣвушку органическимъ несоотвѣтств³емъ со всѣми добрыми чувствами и мудрыми правилами, непреложно воспринятыми ею изъ институтской морали. Сотни дѣвушекъ чувствовали себя въ родительскихъ семьяхъ не лучше, чѣмъ Дан³илъ во рву львиномъ. Чуть не каждый бракъ повторялъ старинную истор³ю дикаря Ингомара и его греческой плѣнницы - съ тою лишь разницею, что y насъ не плѣнница возвышала до своей культуры влюбленнаго Ингомара, какъ разсказываетъ красивая легенда, а, наоборотъ, росс³йск³й Ингомаръ мало-по-малу низводилъ плѣнницу до своего звѣринаго уровня скукою барскаго бездѣлья, a то и просто благословенгымъ дворянскимъ кулакомъ. Царствован³е Николая I - классическая пора несчастныхъ браковъ и "непонятыхъ" женскихъ натуръ. Въ стонахъ семейныхъ трагед³й зачались мног³е будущ³е борцы женскаго вопроса, и, въ числѣ ихъ, на первомъ мѣстѣ надо вспомнить Некрасова, всю жизнь неразлучнаго съ страдальческимъ образомъ "Матери". Женское недовольство разлилось по семьямъ кр³постниковъ волною справедливаго возмезд³я; жены чувствовали себя выше мужей, рабыни брака презирали своихъ повелителей и роптали. Никто изъ русскихъ классиковъ не оставилъ болѣе яркихъ и потрясающихъ картинъ брачнаго разлада въ дореформенномъ дворянствѣ, какъ А. Ѳ. Писемск³й. "Боярщина", "Богатый женихъ", "Масоны", "Люди сороковыхъ годовъ", "Тюфякъ", даже первая, автоб³ографическая часть "Взбаломученнаго моря" - сплопшой, непрерывяый вопль за русскую женщину, принижаемую и оскорбляемую въ неравномъ бракѣ. Нигдѣ знамя жеяской свободы, поднятое вдохновенною Жоржъ Зандъ, не было встрѣчено съ такою радостью, какъ въ Росс³и. Все, что было сильнаго въ русскомъ литературномъ и научномъ м³рѣ, видѣло въ Жоржъ Зандъ свою пророчицу и примкнуло къ неи словомъ и духомъ. Послѣ Байрона не было иностраннаго писателя съ болѣе нагляднымъ вл³ян³емъ на русскую литературу, чѣмъ Жоржъ Зандъ. Бѣлинск³й, Герценъ, Тургеневъ, Салтыковъ, Писемск³й, Достоевск³й, при всѣхъ своихъ индивидуальныхъ и групповыхъ различ³яхъ, одинаково сходились въ жоржъ-зандизмѣ, съ одинаковою энерг³ей проводя въ жизнь принципы великой французской проповѣдницы. Такой успѣхъ, конечно, объясняется, прежде всего, хорошо подготовленною почвою, обил³емъ русскихъ сердецъ, накипѣвшихъ горькими слезами брачнаго разлада. Начиняя своихъ питомицъ въ житейск³й путь-дорогу всѣми добродѣтелями, не прикладными къ русской дворянской современности, вѣдомство императрицы Мар³и безсознательно готовило крахъ дворянской семьи и, тяжкими разочарован³ями, накопляло горюч³й матер³алъ для приближающихся шестидесятыхъ годовъ: воспитывала рекрутовъ отчаян³я въ будущую арм³ю женской эмансипац³и.
Всякая деспотическая школа заключаетъ въ себѣ уже то самоуб³йственное начало, что она - школа: лаборатор³я политической тенденц³и. Истинно-спокойно и безопасно для себя деспотизмъ можетъ управлять только совершенно безразличнымъ политическимъ человѣческимъ стадомъ. Пресловутый девизъ николаевской цензуры, что правительства нельзя ни порицать, ни одобрять, для насъ звучитъ дикимъ абсурдомъ, но, съ самодержавной точки зрѣн³я, онъ - очень дѣльный, логически правильный и практичный девизъ. Обращая институтокъ въ фанатичекъ самодержав³я и православ³я, Мар³я Ѳедоровна и ея послѣдователи, опять-таки, безсознательно нарушали этотъ девизъ: онѣ привили русской дѣвушкѣ нѣчто, - до институтовъ, ей совершенно чуждое, - опредѣленныя политическ³я убѣжден³я и, главное, потребность въ политическихъ убѣжден³яхъ, привычку и жажду имѣть ихъ. Разумѣется, политическ³я убѣжден³я институтокъ были въ пользу самодержавнаго режима, но, во-первыхъ, гдѣ убѣжден³я, тамъ и критика, а, во-вторыхъ, гдѣ убѣжден³я, тамъ и позывъ дѣйствовать. Столкновен³е съ наглядностями крѣпостной Росс³и обостряло критическ³й процессъ въ сотняхъ молодыхъ, отзывчивыхъ на добро и правду, сострадательныхъ душъ, и ложные кумиры падали, a истинные боги приходили. Мы видѣли Герценову каррикатуру патр³отической институтки, но - нѣсколькими страницами ниже тотъ же Герценъ съ любовью и восторгомъ говоритъ о другой институткѣ изъ Смольнаго монастыря, потому что этой умной и энергичной особѣ онъ обязанъ свободолюбивымъ воспитан³емъ своей жены - этой прелестной Натальи Александровны, чей поэтическ³й образъ навсегда останется въ русской литературѣ такимъ же грустно благоуханнымъ цвѣткомъ, какъ въ нѣмецкой - дѣвушка Гейне. Безцеремонное въ насил³яхъ надъ личностью человѣка, царствован³е Николая I вело къ монархическимъ разочароваи³ямъ тысячи матерей, женъ, сестеръ, дочерей, невѣстъ, оскорбленныхъ и обездоленныхъ государственнымъ Молохомъ. Одна изъ любопытнѣйшихъ вспышекъ тайной женской оппозиц³и, инстинктивнаго отвращен³я къ правительсгву, - стихотворен³е "Насильный бракъ", совершенно неожиданно, почти непроизвольно сорвавшееся изъ-подъ патр³отическаго пера графини Е. Ф. Растопчиной и больно уязвившее Николая, какъ прозрачный и обидный памфлетъ на его политику въ Польшѣ. Въ "Людяхъ сороковыхъ годовъ" Писемск³й, въ лицѣ Мари, очень просто и правдоподобно уясняетъ намъ превращен³е институтки-монархистки въ передовую женщину пятидесятыхъ и шестидесятыхъ годовъ. Передовыя писательницы эпохи - Хвощинская, Жадовская, Марко Вовчекъ - бывш³я институтки. Страшный севастопольск³й разгромъ самодержав³я ускорилъ и обострилъ процессъ разочарован³я. Его можно считать эрою, когда слово "институтка" принимаетъ обидное значен³е существа, безнадежно отравленнаго искусственно привитою патр³отическою слѣпотою, сословнымъ чванствомъ, идеалистическимъ сантиментализмомъ - всѣми нравственными тормозами изъ педагогическаго арсенала старинной реакц³и. Но, собственно-то говоря, Герценовы монстры были уже далеко не правиломъ, a скорѣе исключен³емъ, и репутац³я институтскаго цѣлаго терпѣла за часть. Институтки, въ родѣ гувернантки Натальи Александровны, и развитыя ими ученицы звали и вели свой вѣкъ къ совсѣмъ другому берегу. Именно десятилѣт³е пятидесятыхъ годовъ показало, что, потерявъ одну половину своего воспитан³я: дутый политическ³й идеалъ, русская дѣвушка развила въ себѣ другую, драгоцѣнную половину: политическ³й характеръ, - способность, потребность и готовность къ общественной работѣ, огромную статическую энерг³ю будущей политической дѣятельности. Если мы обратимся къ изящной литературѣ того времени, - то любимая, общая, истинно злободневная и глубоко волнующая общество, схема ихъ почти неизмѣнно одна и та же y всѣхъ корифеевъ эпохи: y Typгенева, y Гончарова, y Писемскаго. Дѣвушка, сильная характеромъ, но слабая знан³емъ, ищетъ выхода изъ эгоистическаго сытаго прозябан³я въ самоотверженную дѣятельность на благо общее и проситъ помощи y краснорѣчиваго мужчины. богато одареннаго талантами и знан³емъ, но слабаго характеромъ и безъ настоящаго аппетита къ политическому труду. Это - Ольга и Обломовъ въ "Обломовѣ", это - Шаликовъ и Вѣра въ "Богатомъ женихѣ", это - Настенька и Калиновичъ въ "Тысячѣ душъ", это - Саша и баринъ въ "Сашѣ" Некрасова. это - знаменитыя "тургеневск³я женщины" и тургеневск³е же "лишн³е люди". Отрицательно покаянное отношен³е къ мужскимъ характерамъ образованнаго барства, начатое Пушкинымъ, продолженное Лермонтовымъ, достигло своего апогея y реалистовъ пятидесятыхъ годовъ и, въ особенности, y Писемскаго, пропитавшаго свой стих³йный талантъ глубочайшимъ благоговѣн³емъ къ современнымъ ему новымъ женщинамъ и ядовитѣишимъ презрѣн³емъ къ мужчинамъ. Жалѣть "лишнихъ людей" началъ лишь Тургеневъ, но вывести ихъ изъ этого плачевнаго зван³я, все-таки, не могъ. Чтобы соединять энергическихъ русскихъ дѣвушекъ любовными узами съ достойными ихъ людьми, русскимъ реалистамъ приходилось прибѣгать къ пр³емамъ совсѣмъ не реалистическимъ: выписывать изъ Болгар³и фантастическихъ заговорщиковъ (Елена и Инсаровъ въ "Наканунѣ"), или выдумывать какихъ-то сверхъ естественно-дѣловитыхъ нѣмцевъ (Ольга и Штольцъ въ "Обломовѣ").
Севастопольскимъ разгромомъ кончился дворянск³й пер³одъ русской культуры. Буря всколыхала русское море до дна, во всѣхъ слояхъ его. Непочатыя глубины пошли наверхъ. Крѣпостное право зашаталось и рухнуло. Росс³я не могла и не хотѣла болѣе оставаться государствомъ ни военнымъ, ни дворянскимъ. Кличъ всесословности проносится надъ страною, вызывая къ жизни рядъ либеральныхъ, уравнительныхъ реформъ Алексавдра II. Развит³е ихъ непродолжительно. Чѣмъ далѣе, тѣмъ болѣе самодержавное правительство чувствуетъ себя на пути ложномъ, - едва дана реформа, какъ въ ней уже раскаиваются и пытаются ограничить ее попятными мѣрами. Къ концу шестидесятыхъ годовъ маски сброшены: правительство Александра II повернуло къ открытой реакц³и. Но было поздно да и никогда не было рано: время требовало своего, выросшее и огромно расширенное общество искало правъ, и когда монарх³я отказалась довершить реформы, ихъ взялась дать Росс³и революц³я. Для нея кончился легендарный пер³одъ романтической красоты, начатый декабристами и продолженный лондонскими изгнанниками. Революц³я изъ литературы перешла въ жизнъ и потребовала къ отчету и въ свои ряды всѣхъ, кто въ нее вѣрилъ. Она кипитъ полвѣка, тяжкими героическими жертвами слагая свои мученическ³я побѣды и все, что сохранилось и вновь выростаетъ порядочнаго въ политическомъ строѣ Роес³и, обязано своимъ происхожден³емъ ей, потому что вынуждено страхомъ предъ нею. Мы живемъ въ самый обостренный ея пер³одъ, наиболѣе мученическ³й и наиболѣе побѣдоносный. Хочется вѣрить, что близко берегъ. Хочется вѣрить, что всѣ частичныя побѣды революц³и скоро сольются въ одной великой общей побѣдѣ, которая освѣтитъ наше отечество солнцемъ народнаго правительства, свободно сложеннаго всѣми расами, нац³ями, исповѣдан³ями, сослов³ями и професс³ями великой русской громады, въ равномъ представительствѣ обоихъ половъ.
Оглянемся на колоссальную роль женщины въ воинственномъ пятидесятилѣт³и русской революц³и. Дворянск³й политическ³й крахъ заставилъ искать другихъ общественныхъ слоевъ, куда бы перемѣстить надежды Росс³и, не только тѣхъ великихъ "кающихся дворянъ", которымъ русск³й народъ обязанъ первыми программами и кодексами своея свободы, - необходимость устремиться въ глубь отчасти понимали и люди правительства. Пятидеслтые годы - счастливая пора изучен³я русской народности. Литературная группа беллетристовъ-этнографовъ, покровительствуемая великимъ княземъ Константиномъ Николаевичемъ, славянофилы "Русской Бесѣды", побѣдоносные семинаристы и разночинцы прогрессивныхъ группъ равно ищутъ вародныхъ слоевъ, годныхъ подъ фундаментъ новаго общественнаго здан³я.
Ищутъ народности географически, ищутъ ея сословно и, по пути, открываютъ женщину низшихъ русскихъ классовъ - забытую чуть не съ вѣчевыхъ временъ. Островск³й находитъ ее въ купечествѣ и пишетъ "Грозу", привѣтствуемую Добролюбовымъ, какъ "лучъ свѣта въ темномъ царствѣ". Писемск³й - въ крестьянствѣ и создаетъ "Горькую судьбину", которую, и сорокъ лѣтъ спустя, невозможно смотрѣть безъ волнен³я. Марко Вовчекъ пишетъ протестующую поповну. Мельниковъ-Печерск³й одною рукою, чиновичьею, беретъ взятки съ раскольниковъ и ломаетъ старообрядческ³я часовни, a другою, литераторскою, славитъ игумен³й и скитницъ той самой двуперстной вѣры, которую онъ гонитъ, какъ богатырск³я кряжевыя натуры, полныя нетронутой почвенной силы: как³я-то Марѳы-посадницы будущаго! Помяловск³й бросился съ "Молотовымъ" и "Мѣщанскимъ счастьемъ" въ мелкое чиновничество, выбранился по пути "кисейною барышнею", но и здѣсь нашелъ и Надю, и Леночку, свѣж³я, дѣвственныя силы большого характера, ищущ³я новой жизни. Сразу всплыла со всѣхъ угловъ русская женская жизнь, таившаяся подъ спудомъ, и всюду, на всѣхъ пунктахъ жизни, оказалась она одинаково полною громкаго протеста, одинаково ищущею выхода изъ мрака къ свѣту, одинаково враждебною насил³ямъ старины и алчущею свободы, знан³я и самостоятельной дѣятельности. Сводя счеты съ царствован³емъ Николая I, наблюдатели съ изумлен³емъ видѣли, что на 7.000 крѣпостныхъ, сосланныхъ въ Сибирь по волѣ помѣщиковъ, было болѣе трети женщинъ. Въ 1819 г., въ чугуевскомъ бунтѣ, женщины вели возставшихъ казаковъ. 29 изъ этихъ воительницъ были брошены подъ розги и ни одна не попросила пощады. Когда одного изъ зачинщиковъ запороли на смерть, старуха-мать его - въ присутств³и генераловъ-палачей - подвела внуковъ къ трупу отца:
- Учитесь, хлопцы, y батька умирать за громаду!
Въ севастопольскомъ бунтѣ 1830 г. 375 женщинъ приговорены къ гражданской смерти: онѣ шли на пушки и несли, и вели предъ собою своихъ дѣтей. Новгородск³й бунтъ военныхъ поселянъ былъ также вдохновляемъ женщинами. Въ судебныхъ дѣлахъ о неповиновен³и крѣпостныхъ помѣщичьей власти - женщинъ 25%. Могуч³я настроен³я свободы всегда находили откликъ въ сердцахъ русскихъ женщинъ на всѣхъ общественныхъ ступеняхъ и, однажды выйдя на защиту какихъ-либо попранныхъ правъ, русская женщина далеко опережала мужчинъ энерг³ей и стойкостью своего святого фанатизма.
Учиться и освобождаться - стих³йный женск³й потокъ, смутивш³й своею широкою волною даже тѣхъ, кто его будилъ къ жизни. Жоржъ-зандисты сороковыхъ годовъ очень сплоховали, когда русская женщина взялась добиваться эмансипац³и рѣшительно и серьезно. Даже Тургеневъ, съ грустною ревностью "лишняго человѣка", закрылъ глаза на Лизу, Наталью и Елену, когда онѣ, не дождавшись на свои "проклятые вопросы" отвѣта отъ Рудиныхъ и Лаврецкихъ, пошли искать учителей въ Добролюбовѣ, Чернышевскомъ, въ молодой редакц³и "Современника", въ Писаревѣ, Некрасовѣ, Салтыковѣ. Тургеневъ уклончиво отдѣлался отъ новыхъ женщинъ каррикатурами Евдокс³и Кукшиной и Матрены Суханчиковой и только въ "Нови" попробовалъ найти для освобождающейся дѣвушки симпатичныя краски Мар³анны. Но и то было поздно: картина устарѣла и "не вышла". Писемск³й грязно плевался фельетонами Никиты Безрылова и "Взбаламученнымъ моремъ". Гончаровъ сокрушался о грѣшной строптивой Вѣрѣ и возводилъ на пьедесталъ, какъ богиню "женственности", красивую двуногую телку, кроткую Марѳиньку. Если прослѣдить въ литературѣ 1860-1870 годовъ отношен³е авторовъ къ женскому вопросу, то наблюдается слѣдующее странное дѣлен³е: противъ новыхъ женщинъ всѣ крупные беллетристы эпохи, но ни одного сколько-нибудь талантливаго публициста; за новыхъ женщинъ - всѣ первоклассные публицисты въ прозѣ и стихахъ, но ни одного крупнаго беллетриста. Чернышевск³й взялся поправить пробѣлъ и, въ стѣнахъ Петропавловской крѣпости, написалъ "Что дѣлать": романъ соц³алистическихъ грезъ, лишенный художественнаго значен³я, но опредѣляющ³й цѣлую эпоху въ русскомъ женскомъ вопросѣ своимъ громовымъ успѣхомъ, котораго вполнѣ заслулшла его дидактическая энерг³я, строгая ясность силлогизмовъ, стойкость и логическая доказательность программы. Вѣра Павловна - эта Елена изъ тургеневскаго "Наканунѣ" въ демократическомъ вар³антѣ, наконецъ нашедшая себѣ русск³й идейный бракъ и русское идейное дѣло, - стала идеаломъ для сотенъ образованныхъ дѣвушекъ и женщинъ, a мастерская ея - откровен³емъ ихъ и руководствомъ къ практической работѣ. Участвуя въ недавней газетной кампан³и въ пользу разрѣшен³я "Что дѣлать" къ обращен³ю въ Росс³и, я долженъ былъ изучиль полемическ³я нападки на романъ и перечитать всѣхъ, кто сему яду пытался дать противояд³е. Ничто не возмущало ихъ больше стремлен³я женщинъ сложиться въ рабоче-образовательныя ассоц³ац³и. Свободные трудъ и общежит³я, коммуны женщинъ, сбросившихъ съ себя зависимость отъ мужней власти и отцовской опеки, вызывали ярое озлоблен³е, цѣлые томы клеветъ и доносовъ по начальству. Особенно знаменита осталась въ лѣтописи женской эмансипац³и петербургская коммуна, организованная Слѣпцовымъ, не потому, что она была удачна, но потому, что ее атаковали съ нарочитымъ бѣшенствомъ. Противъ нея направлены два романа: "Некуда" Лѣскова и часть "Кроваваго пуфа" Всеволода Крестовскаго. Это эпоха трагическихъ воплей объ угнетенныхъ дочерями родителяхъ и обиженныхъ женами мужьяхъ. Въ дѣйствительности же, patria potestas стояла на фундаментѣ своемъ столь прочно и такъ мало разсчитывала поступиться своими правами, что десятки дѣвушекъ, чтобы вырваться изъ-подъ семейнаго гнета, вступали въ фиктивные браки съ мужчинами одинаковыхъ съ ними убѣжден³й, получая отъ мужа немедленно вслѣдъ за обрядомъ вѣнчан³я отдѣльный видъ на жительство, съ полною свободою дѣйств³я. Въ концѣ шестидесятыхъ и въ первой половинѣ семидесятыхъ годовъ фиктивный бракъ становится въ русской интеллигенц³и только что не институтомъ обычнаго брака. Особенно усердно прибѣгали къ нему дѣвушки, желавш³я получить заграничный паспортъ, чтобы учиться въ Цюрихѣ, Парижѣ, Гейдельбергѣ. Политическ³е процессы семидесятыхъ годовъ провели предъ глазами русской публики десятки фиктивныхъ женъ и фиктивныхъ мужей. Интересно въ этомъ отношен³и "дѣло пятидесяти" (1877 г.), гдѣ фиктивный бракъ, вообще, то и дѣло является, какъ излюбленное и очень удачное оруд³е совсѣмъ не брачныхъ цѣлей. Въ частности же имѣлся въ немъ такой эпизодъ, очень полно характеризующ³й смыслъ и цѣль этого освободительнаго компромисса. Свидѣтель священникъ Ансеровъ обвинялъ подсудимыхъ сестеръ Субботиныхъ въ томъ, что онѣ сбивали дочь его, гимназистку, на выѣздъ за границу съ цѣлью получен³я высшаго образован³я: y дѣвушки были болъш³я математическ³я способности. Такъ какъ Ансеровъ не соглашался отпустить дочь ранѣе, чѣмъ она выйдетъ замужъ, то Субботины не замедлили подыскать подругѣ фиктивнаго жениха, въ лицѣ Кардашева, тоже подсудимаго по дѣлу пятидесяти. Ho Ансеровъ прозрѣлъ хитрость, и бракъ не состоялся. Въ семьѣ не безъ урода, и впослѣдств³и мног³е изъ фиктивныхъ браковъ стали очень фактическимъ несчаст³емъ для сторонъ, ихъ заключившихъ; были мужья, которые, измѣнивъ принципамъ идейнаго братства, нагло порабощали своихъ номинальныхъ женъ предъявлен³емъ супружескихъ правъ по закону; были и жены, которыя, старѣя, болѣя, утомлялись жизнью, очень безцеремонно садились на шею своихъ условныхъ супруговъ. Но несравненно больше примѣровъ, что фиктивный бракъ обращался въ фактическ³й и иногда очень счастливый - съ течен³емъ времени, по взаимному уважен³ю и сознательной любви ознакомившихся супруговъ. Вѣдь и бракъ Вѣры Павловны съ Лопуховымъ, собственно говоря, сложился въ бракъ такимъ образомъ, a въ началѣ онъ тоже фиктивный, ради законнаго бѣгства отъ папеньки съ маменькой. И наконецъ, nomina sunt odiosa, но можно бы указать примѣры фиктивныхъ браковъ, тянувшихся десятки лѣтъ, при строгомъ сохранен³и мужемъ и женою дружескихъ отношен³й, съ честнымъ соблюден³емъ обоюдной свободы во всѣхъ отношен³яхъ. Достоевск³й бросилъ очень черныя краски на нигилистическ³й фиктивный бракъ въ "Бѣсахъ" (чета Шатовыхъ). Какъ всяк³й компромиссъ, и этотъ обычный институтъ семидесятыхъ годовъ заключалъ въ себѣ самоуб³йственныя противорѣч³я, которыя своими неудобствами и свели его на нѣтъ. Но грязно клеветали тѣ, кто, какъ впослѣдств³и Дьяковъ и Цитовичъ, старались изобразить фиктивные браки "нигилистовъ" уловкою для распутныхъ людей разнуздать свои прихоти и похоти. Здѣсь не тѣло выходило за тѣло, a документъ за документъ. Насколько мало значен³я придавали фиктивно брачущ³еся, не говоря уже о половомъ интересѣ, просто вопросу личности, можетъ служить примѣромъ опять-таки "дѣло пятидесяти": княгиня Циц³анова, рожденная Хоржевская, вышла замужъ (фиктивно) за князя Александра Циц³анова въ городѣ Одессѣ и вѣнчалась съ нимъ 13-го ³юля 1875 г., т. е. въ тотъ же самый день когда князь Александръ Циц³ановъ присутствовалъ въ качествѣ свидѣтеля въ г. Москвѣ при бракосочетан³и (тоже фиктивномъ) супруговъ Гамкрелидзе.
"Много, очень много обвинен³й сыпалось на насъ со стороны г. прокурора. Относительно фактической стороны обвинен³й я не буду ничего говорить, - я всѣ ихъ подтвердила на дознан³и, но относительно обвинен³й меня и другихъ въ безнравственности, жестокости и пренебрежен³и къ общественному мнѣн³ю, относительно всѣхъ этихъ обвинен³й я позволю себѣ возражать и сошлюсь на то, что тотъ, кто знаетъ нашу жизнь и услов³я, при которыхъ намъ приходится дѣйствовать, не броситъ на насъ ни обвинен³я въ безнравственности, ни обвинен³я въ жестокости".
Эти спокойныя, скромныя слова русской дѣвушки-революц³онерки были произнесены почти что подъ висѣлицею: это послѣднее слово подсудимой Софьи Перовской въ отвѣтъ на обвинительную рѣчь Муравьева, по дѣлу 1-го марта. Въ половинѣ девяностыхъ годовъ я имѣлъ случай познакомиться съ старымъ свитскимъ генераломъ, который допрашивалъ Перовскую. Этотъ человѣкъ пропустилъ сквозь свои руки сотни, если не тысячи, борцовъ русскаго освободительнаго движен³я, смотрѣлъ на нихъ съ чиновнаго высока, равнодушно-злобно, какъ на беззащитнаго врага, подлежащаго, сколько онъ тамъ ни барахтайся, роковому, непремѣнному растоптан³ю. Но Перовскую онъ уважалъ.
- За что?
Генералъ долго молчалъ, потомъ признался:
- Ужъ очень она насъ презирала. Друг³я ненавидѣли, a эта презирала.
Мужество сознательнаго энтуз³азма борьбы и презрѣн³я къ врагу не оставило Перовскую до роковой петли. Ужасный экзаменъ смертной казни былъ ею выдержанъ съ безпримѣрнымъ мужествомъ. Почти неслыхавная вещь произошла: всѣ казнимые, какъ бы храбро ни встрѣчали конецъ свой, блѣднѣютъ на эшафотѣ, a Софья Перовская вдругъ загорѣлась румянцемъ, точно невѣста предъ алтаремъ.
Софья Перовская - заключительное по энерг³и слово того политическаго энтуз³азма, въ которомъ жила и которымъ жила женщина семидесятыхъ годовъ. Лучшую характеристику этого энтуз³азма дала въ 1874 году записка испуганнаго врага - знаменитый докладъ министра юстиц³и гр. Палена. Этотъ докладъ приписываетъ главный успѣхъ революц³онной пропаганды "имѣющимся въ ея средѣ въ немаломъ количествѣ молодымъ женщинамъ и дѣвушкамъ", содѣйствовавшимъ "покрыть сѣтью революц³онныхъ кружковъ большую половину Росс³и". Изъ 23 пунктовъ пролаганды, поименованныхъ Паленомъ, 6 находились подъ руководствомъ женщинъ: ²ешернъ фонъ Герцфельдъ, Субботиной, Цвѣтковой, Андреевой, Колесниковой, Брешковской, Охременко. Паленъ съ нескрываемымъ ужасомъ отмѣчаетъ факты многочисленныхъ побѣдъ революц³и въ семейныхъ нѣдрахъ самыхъ, казалось бы, благонадежныхъ и монархическихъ очаговъ. "Такъ, - жалуется онъ, - жена оренбургскаго жандармскаго полковника Голоушева не только не отклоняла сына своего отъ участ³я въ дѣлѣ, а, напротивъ того, помогала ему совѣтами н свѣдѣн³ями. Такъ, весьма богатая и уже пожилая женщина, курская помѣщица Софья Субботина, не только лично вела революц³онную пропаганду среди ближайшаго крестьянства, но склонила къ тому же свою воспитанницу Шатилову и дочерей, даже несовершеннолѣтнихъ, посылала доканчивать образован³е въ Цюрихъ. Такъ, дочери дѣйствптельныхъ тайныхъ совѣтниковъ., Наталья Армфельдъ, Варвара Батюшкова и Софья Перовская, дочь генералъ-ма³ора Софья Лешернъ фонъ Герцфельдъ и мног³я друг³я шли въ народъ, занимались полевыми поденными работами, спали вмѣстѣ съ мужиками, товарищами по работѣ, и за всѣ эти поступки, по-видимому, не только не встрѣчали порицан³я со стороны своихъ родственниковъ и знакомыхъ, а, напротивъ, сочувств³е и одобрен³е". По счету Палена, на 620 мужчинъ, привлеченныхъ въ 37 губерн³яхъ по политическимъ дѣламъ, приходится 158 женщинъ. Это отношен³е 1:4, очень характерно, - болѣе того: оно нац³онально, если мы вспомнимъ указанное выше 25%, 30%-ное отношен³е женщинъ къ мужчинамъ въ простонародныхъ бунтахъ николаевскаго времени и въ ссылкѣ за неповиновен³е помѣщичьей власти.
Женщины чайковцевъ, женщины долгушинцевъ, женщины нечаевскаго дѣла... Но первымъ политическимъ процессомъ, который потрясъ общество зрѣлищемъ именно женской революц³онной готовности, остается все-таки "дѣло пятидесяти", съ шестнадцатью обвиняемыми женщинами. Изъ нихъ шесть пошло на каторгу, двѣ - въ рабоч³й домъ, a остальныя - въ Сибирь на поселен³е.
Глазамъ не вѣрю -
На казнь идти и гимны пѣть
И въ пасть некормленному звѣрю
Безъ содроган³я глядѣть!
Это мрачное нзумлен³е майковскаго Дец³я охватило всю старую Росс³ю, когда предъ нею, какъ восторженно разсказываетъ Степнякъ, "лучезарныя фигуры дѣвушекъ, съ спокойнымъ взоромъ и съ дѣтски безмятежной улыбкой на устахъ, прошли туда, откуда нѣтъ возврата, гдѣ нѣтъ мѣста надеждѣ". Умирающ³й Некрасовъ послалъ участницамъ дѣла стихотворен³е - последн³й стонъ своей измученной души. Потрясенный, растерянный Полонск³й явился простодушнымъ выразителемъ общественнаго смущен³я, написавъ чуть ли не лучшую и самую страстную свою вещь:
Что мнѣ она? Не жена, не любовница
И не родная мнѣ дочь;
Такъ, отчего жъ ея доля проклятая
Спать не даетъ мнѣ всю ночь?
и т. п.
A Тургеневъ глубоко задумался и пр³ѣхалъ въ Петербургъ, чтобы присутствовать на политическомъ процессѣ Южно-русскаго рабочаго союза, отдѣленномъ отъ "дѣла пятидесяти" двумя мѣсяцами. И въ высшей степени знаменательно, что сербск³й переводчикъ "Нови" не нашелъ лучшаго способа комментировать этотъ политическ³й романъ, какъ - приложивъ къ нему предислов³емъ послѣднее слово С. И. Бардиной. Впослѣдств³и Тургеневъ посвятилъ памяти Софьи Перовской свой знаменитый "Порогъ".
У каждаго политическаго движен³я есть свои мистики. Одинъ изъ нихъ, въ глухомъ сибирскомъ городкѣ, увѣрялъ меня, что для русской женской эволюц³и вообще, a для революц³и въ особенности, апокалипсическое имя - Софья. Оно, дѣйствительно, чрезвычайно часто повторяется и въ боевыхъ революц³онныхъ реляц³яхъ: Софья Перовская, Софья Лешернъ, Софья Бардина, Софья Гинсбургъ, и въ лѣтописяхъ научнаго женскаго движен³я: Софья Кавелина, Софья Ковалевская. Софьѣ Перовской, какъ террористкѣ, суждено было взять самую высокую ноту революц³оннаго д³апазона. Софьѣ Бардиной - выпало на долю суммировать причины, сдѣлавш³я русскую женщину душою революц³и. Ея знаменитое послѣднее слово на судѣ - евангел³е той "мирной культурной пропаганды", которою дышало русское освободительное движен³е до перелома, ознаменованнаго выстрѣломъ Вѣры Засуличъ. Я позволю себѣ напомнить два мѣста изъ этой общей программы, гдѣ Софья Бардина, какъ женщина, говоритъ за женщинъ:
- Относительно семьи я также не знаю: подрываетъ ли ее тотъ общественный строй, который заставляетъ женщину бросать семью и идти для скуднаго заработка на фабрику, гдѣ неминуемо развращаются и она, и ея дѣти; тотъ строй, который вынуждаетъ женщину, вслѣдств³е нищеты, бросаться въ проституц³ю и который даже санкц³онируетъ эту проституц³ю, какъ явлен³е законное и необходимое во всякомъ благоустроенномъ государствѣ; или подрываемъ семью мы, которые стремимся искоренить эту нищету, служащую главнѣйшей причиной всѣхъ общественныхъ бѣдств³й, въ томъ числѣ и разрушен³я семьи?
И - конецъ рѣчи, который хорошо и справедливо звучитъ еще и для нашихъ дней:
- Наступитъ день, когда даже и наше сонное и лѣнивое общество проснется и стыдно ему станетъ, что оно такъ долго позволяло безнаказанно топтать себя ногами, вырывать y себя своихъ братьевъ, сестеръ и дочерей и губить ихъ за одну только свободную исповѣдь своихъ убѣжден³й! И тогда оно отомститъ за нашу гибель... Преслѣдуйте насъ - за вами пока матер³альная сила, господа; но за нами сила нравственная, сила историческаго прогресса, сила идеи, a идеи - увы! - на штыки не улавливаются!
Бардина, безъ ложной скромности, могла бы прибавить:
- A не улавливаютея идеи на штыки потому, что мы идемъ на штыки за идеи! И идемъ не однажды, не случайно, не мгновеннымъ порывомъ и вдохновен³емъ страсти, но изо дня въ день, годъ за годомъ, всю свою жизнь!
Для всѣхъ этихъ женщинъ, покуда онѣ въ Росс³и, жизнь дѣлится на тюрьму и дѣятельность. Если онѣ не въ тюрьмѣ, значитъ - онѣ агитируютъ. Если онѣ не агитируютъ, значитъ, онѣ въ тюрьмѣ. Какой фантастическ³й романъ можетъ сравниться съ б³ограф³ей Перовской, съ ея арестами, побѣгами, переодѣван³ями, отчаянною работою въ подкопахъ, тюрьмами и перелетами изъ конца въ конецъ по Росс³и? Но вѣдь Перовская - только наиболѣе типическая индивидуальность, болѣе или менѣе такъ жили всѣ ея подруги по дѣлу. Ихъ фанатизмъ къ работѣ свободы страшенъ въ своей несокрушимой гибкости, какъ клинокъ толедской стали. Когда, въ 1878 г., не удалась вооруженная попытка отбить y жандармовъ Войнаральскаго, участники покушен³я гораздо больше, чѣмъ полиц³и, боялисъ: что скажутъ женщины парт³и? что скажетъ Перовская? Гартманъ съ товарищами рѣшили - въ случаѣ обыска, не отдаваться живыми, похоронить себя вмѣстѣ съ жандармами подъ разваливами дома. Ho y кого не дрогнетъ рука произвести самоуб³йственный взрывъ? Общимъ рѣшен³емъ выбираютъ Перовскую. Софьѣ Лешернъ смертная казнь замѣнена пожизненною каторгою. Она впала въ истерику и рыдала весь день, оскорбленная, что y нея отняли честь умереть съ товарищами - Браднеромъ, Антоновымъ и Осинскимъ. Лешернъ была взята при вооруженномъ сопротивлен³и. Гдѣ женщины революц³и, тамъ, послѣ выстрѣла Засуличъ, почти всегда и вооруженное сопротивлен³е. Онѣ не боялись ни боя, ни тюрьмы, ни казней. Онѣ - "неисправимыя". Кутиновская бѣжитъ изъ Нерчинска. На свободу? Нѣтъ - только, чтобы стрѣлять въ генералъ-губернатора Ильяшевича. Имя Вѣры Засуличъ впервые мелькаетъ мимоходомъ еще въ нечаевскомъ процессѣ! Кто разъ появился ва роковомъ красномъ фонѣ, остается на немъ вѣчно, лишь перемѣщаясь, какъ свѣтящаяся муха. Мужчины устаютъ, мужчины мѣняютъ мнѣн³я, мужчины иногда просятся на отдыхъ и сдаются на капитуляц³ю подъ милостивыя услов³я частныхъ амнист³й. Въ женской революц³и процентъ сдающихся до того ничтоженъ, что даже не легко припоминаются имена. Въ организаторскихъ съѣздахъ 1879 года, рѣшившихъ судьбу Александра II, участвовали равно мужчины и женщины, но женская группа ихъ не выдѣлила впослѣдств³и ни Тихомирова въ кофточкѣ, ни Гольденберга въ юбкѣ. Когда женщина старой русской революц³и устаетъ и не надѣется на свои силы, чтобы далѣе нести свой крестъ мести и печали, y нея одинъ выходъ - въ могилу. Бывали годы, наполненные такимъ отчаян³емъ женскимъ, что самоуб³йства повторялись чуть ли не эпидемически. Ужасенъ въ этомъ отношен³и некрологъ 1883-ro года, въ течен³е котораго въ Женевѣ застрѣлилась Софья Бардина, въ Бернѣ отравилась Евген³я Завадская, въ Красноярскѣ отравиласъ Колотилова, въ Енисейскѣ - Лид³я Клейнъ, въ домѣ предварительнаго заключен³я повѣсилась Настасья Осинская, сестра знаменитаго Валер³ана Осинскаго, повѣшеннаго въ К³евѣ въ 1879 году - и рабоч³й Бочинъ въ Якутской области задушилъ Елену Южакову, въ развязкѣ романической истор³и, что, собственно говоря, слѣдуетъ отнести тоже къ разряду нравственныхъ самоуб³йствъ. И, все-таки, опять надо сказать: женск³е нервы выдерживали борьбу съ большею выносливостью, чѣмъ мужск³е. Просматривая въ книгѣ Бурцева некрологи революц³и съ 1875 года по 1896 годъ, я насчиталъ 48 мужскихъ самоуб³йствъ на 15 женскихъ. Количество женскихъ сумасшеств³й относится къ мужскому, какъ 5:12. Цифры эти, конечно, далеки отъ точности и, при томъ, говорятъ только о вождяхъ, такъ сказать, объ аристократ³и движен³я: масса отъ нихъ ускользнула и врядъ ли поддается подсчету, - но схему отношен³й онѣ, во всякомъ случаѣ, даютъ - и съ достаточною выразительностью. Наоборотъ, выносливость физическая, какъ и слѣдовало ожидать, несравненно дольше сохраняетъ мужчинъ въ тюрьмѣ и ссылкѣ и дѣлаетъ болѣе удачными ихъ побѣги. Для женщины Восточная Сибирь и каторжная тюрьма - смертный приговоръ, растянутый не болѣе, какъ на два, на три года, много - на пять лѣтъ. Поразительный примѣръ Вѣры Фигнеръ, которую не могли ни заморить, ни измѣнить двадцать лѣтъ шлиссельбургской кельи, своею исключительностью только подчеркиваетъ общее правило. Уходя въ революц³ю, женщина твердо знала, что обрекаетъ себя на смерть скорую и неминуемую - отъ правительственной ли кары, отъ своей ли руки, что революц³онная работа есть самый быстрый и вѣрный способъ украсть y себя жизнь. Но рѣдко кого смущало это сознан³е. Сильные женск³е характеры встаютъ одинъ за другимъ непрерывною цѣпью - и не только по одиночкѣ, a очень часто цѣлыми группами. Революц³я имѣетъ свои женск³я династ³и: сестры Фигнеръ, сестры Любатовичъ, Субботины. Разсматривая женск³я революц³онныя самоуб³йства, не трудно видѣть, что большинство ихъ создано или, дѣйствительно, такою безысходностью положен³я, что только и остается - перерѣзать себѣ осколкомъ стакана сонную артер³ю, какъ Гинсбургъ въ Шлиссельбургѣ, или вполнѣ понятнымъ отчаян³емъ ранней юности. Въ 1881 году въ Красноярскѣ повѣсилась семнадцатилѣтняя Виктор³я Гуковская, осужденная на поселен³е по одесскому дѣлу въ 1879 году, когда ей было всего 14 лѣтъ. Не то удивительно, что ребенокъ лишилъ себя жизни, - удивительно, что онъ терпѣлъ жизнь два года!
Система "просвѣщеннаго абсолютизма" оказалась не по плечу русской монарх³и, и въ 1887 году императоръ Александръ III написалъ на докладѣ графа Делянова свою знаменитую резолюц³ю:
- Прекращай образован³е!
Резолюц³я опоздала: Александръ III, съ обычною ему откровенностью, только прямо приказалъ и назвалъ по имени процессъ, дливш³йся уже 15 лѣтъ. Для мужского образован³я рѣшительною эрою прекращен³я была побѣда толстовской классической системы. Для женскаго - одновременное правительственное сообщен³е, направленное противъ русскихъ студентовъ въ Цюрихѣ, отъ 21 мая 1873 года. Этотъ замѣчательный документъ, сохранившись для потомства, будетъ возбуждать въ грядущихъ вѣкахъ такое же печальное изумлен³е, съ какимъ мы читаемъ "Молотъ на вѣдьмъ" какого-нибудь Спренглера или "Демономан³ю колдун³й" Бодена: несокрушимый мавзолей человѣческаго самодурства и лукаваго суевѣр³я! Извѣстно, что въ документѣ этомъ русск³я учащ³яся женщины приравнены къ проституткамъ, a дѣвушки обвинены въ изучен³и акушерства съ спец³альною цѣлью дѣлать выкидыши. За неимѣн³емъ другого авторитета къ подтвержден³ю этихъ сплетенъ, правительственному сообщен³ю пришлось ссылаться на квартирныхъ хозяекъ города Цюриха: Марта Швердлейнъ приглашена въ судьи и законодательницы нравственности! Въ политической части своей документъ гласитъ чистосердечно: не желаю студентокъ за границею, потому что ими держится революц³овная почта и создается вихрь политической агитац³и. "Правителъство не можетъ допустить мысли, чтобы два-три докторск³е диплома могли искупить зло, и потому признаетъ необходимымъ положить конецъ этому ненормальному движен³ю".
Такимъ образомъ государство не постѣснилось оклеветать своихъ образованныхъ женщинъ предъ цѣлымъ м³ромъ. Правда, что, мимоходомъ, оно и себя не пожалѣло въ этомъ правительственномъ сообщен³и, торжественно и буквально провозгласивъ себя "отставшимъ отъ другихъ европейскихъ государствъ". Клевета эта русскимъ учащимся женщинамъ, что называется, сокомъ вышла - даже и за границею, не говоря уже объ отечественныхъ нѣдрахъ. Невѣроятный цинизмъ правительственнаго сообщен³я важенъ и любопытенъ еще и тѣмъ, что онъ санкц³онировалъ почти дословно литературнуюттравлю и полемическ³я идеи Лѣскова, Клюшникова, Всеволода Крестовскаго, Болеслава Маркевича, Авенар³уса, отчасти Достоевскаго и другихъ борцовъ противъ женскаго просвѣтительнаго движен³я, всуе призывавшихъ имя "семейнаго начала". Въ будущемъ же правительственпое сообщен³е приготовило полную программу для публицистической порнограф³и Цитовича, для пасквилей Дьякова Незлобина и для фельетонной дѣятельности гг. Мещерскаго и Буренина, благополучно длящейся даже и до сего дня. Недостаетъ въ программѣ только пагубнаго вл³ян³я инородцевъ и, въ особенности, евреевъ. Какъ ни дико правительственное сообщен³е, все же оно датировано царствован³емъ Александра II, когда государство не усовершенствовалось еще до взаимотравли гражданъ своихъ кишиневскими и бакинскими погромами. Но и этотъ малый пробѣлъ государственнаго акта былъ успѣшно пополненъ усерд³емъ частныхъ добровольцевъ - ташкентцовъ слова, ташкентцовъ печати, ташкентцовъ дѣйств³я. Два свойства поражаютъ безпристрастнаго человѣка, когда онъ читаетъ плоды двадцатииятилѣтней литературно-государственной войны съ женскимъ умомъ: откровенный ирреализмъ ея - совершенное отсутств³е фактическаго наблюден³я, да и нежелан³е наблюдать, и головной развратъ всѣхъ этихъ отсебятинъ, преподносившихъ обществу, подъ видомъ семейной сатиры и морали, безудержную и вычурную порнограф³ю. Больше всего претерпѣвали отъ этихъ половыхъ извращен³й общественной мысли женщины-врачи. Не только отдаленные потомки, но уже и молодые люди ХХ-го вѣка съ трудомъ повѣрятъ, что, всего пятнадцать лѣтъ назадъ, можно было изображать сельскую школу уютнымъ и чуть не бархатами обитымъ гнѣздышкомъ устарѣвшей полудѣвицы на содержан³и вл³ятельнаго земца; въ школѣ говорятъ по-французски, смакуютъ Арманъ Сильвестра и пьютъ тонк³е ликеры. Между тѣмъ, это лишь одна изъ невиннѣйшихъ фантаз³й, которыми угощалъ свою публику покойный и, я думаю, тогда уже полубезумный Житель. Инородческое вл³ян³е на женск³й вопросъ въ Росс³и опредѣляется соприкосновен³емъ русскаго прогресса съ польскимъ освободительнымъ движен³емъ и еврейскимъ равноправ³емъ. Польское вл³ян³е сказывалось на русскихъ дѣвушкахъ болѣе отвлеченно, - какъ общ³й примѣръ неутомимаго нац³ональнаго стремлен³я къ свободѣ. Первый русск³й политическ³й процессъ, въ которомъ участвуетъ женщина, - въ 1855 году, Возницкаго съ дочерью, за распространен³е въ Тамбовской губерн³и прокламац³й о возстановлен³и Польши. Въ 1863 году русск³я образованныя женщины стояли нравственно на польской сторонѣ, какъ, впрочемъ, и большая часть тогдашней интеллигенц³и. Было много участницъ повстанья не только мыслью и словомъ, но и дѣломъ. Знаменитая Анна Пустовойтова тутъ не примѣръ, потому что она была полька по матери, получила польское воспитан³е, жила и вращалась исключительно въ польскомъ обществѣ, такъ что русскаго въ ней - только фамил³я. Но были русск³я сестры милосерд³я въ польскомъ лагерѣ, были свѣтск³я женщины, энергично собиравш³я деньги для повстанцевъ. На это въ одинъ голосъ жалуются всѣ художественные и фактическ³е лѣтописцы-патр³оты той эаохи: Лѣсковъ, Всеволодъ Крестовск³й, въ особенности, Клюшниковъ, выбравш³й для своего "Марева" героинею русскую амазонку въ польской бандѣ. Но гораздо серьезнѣе этихъ единичныхъ явлен³й оказалось то сердечное сочувств³е и участ³е, съ какимъ русск³я женщины встрѣтили плѣнныхъ польскихъ бойцовъ за свободу послѣ муравьевскихъ проскрипц³й. Вл³ян³е ссыльныхъ поляковъ на русскую интеллигенц³ю началось еще съ Екатерининскихъ временъ, но никогда не получало большей интенсивности, чѣмъ послѣ 63-го года. Учениковъ и, въ особенности, ученицъ польскихъ ссыльныхъ колон³й мы видимъ въ той "молодой Сибири", которая неизмѣнно оказывается ыа передовыхъ постахъ каждаго русскаго освободительнаго движен³я. Помимо теоретическихъ средствъ культурнаго воздѣйств³я, громадное значен³е имѣли, конечно, смѣшанные польско-русск³е браки. Матери-полькя подарили русскому обществу много доблестныхъ сыновей и дочерей. Мать Некрасова была полька. Съ 1896 года я, съ постояннымъ вниман³емъ, слѣжу за процессомъ, покуда еще очень отвлеченнымъ и теоретическимъ, такъ называемаго польско-русскаго примирен³я. Никто не вноситъ въ него столько доброжелательной страстности, какъ женщины смѣшанныхъ польско-русскихъ семей, переживающихъ личнымъ, домашнимъ надрывомъ глубокую скорбь проклятаго "спора славянъ между собою". Будемъ надѣяться, что наступающ³я велик³я времена принесутъ успокоен³е и этимъ удрученнымъ сердцамъ: дѣло свободной Росс³и - понять свободную Польшу, дѣло свободной Польши - подать братскую руку свободной Росс³и.
Всесословныя учебныя заведен³я, развитыя эпохою реформъ Александра II, сблизили русскую дѣвушку съ дѣвушкою-еврейкою. Польское вл³ян³е на русскую женщину парализовалось нѣсколько аристократичностью польской интеллигенц³и и ярко выраженнымъ нац³онализмомъ ея стремлен³й. Русск³я передовыя движен³я всегда демократичны по существу, и, кажется, нѣтъ на земномъ шарѣ мастеровъ, болѣе искусныхъ освобождаться отъ нац³ональныхъ привязокъ для всем³рнаго гражданства, чѣмъ мы, русск³е "всечеловѣки". Космополитическ³й идеалъ входитъ въ насъ вмѣстѣ съ западнымъ образован³емъ, a Достоевск³й даже проговорился, что мы съ нимъ родимся. Надежды нац³ональной свободы всегда сливались y насъ съ мечтою международнаго братства. Русская свобода всегда грезится намъ, какъ ступень къ переустройству соц³альнаго строя во вселенной, какъ сигналъ къ свободѣ всего м³ра. И нѣтъ въ цѣломъ м³рѣ движен³я свободы безъ участ³я русскихъ бойцовъ. Необыкновенно типическая и яркая тѣнь Бакунина безсмертна въ русской революц³и, и женщины отзываются ея призывамъ едва ли не съ большею живостью, чѣмъ мужчины. Русск³я сестры милосерд³я перевязывали раны гарибальд³йцевъ и герцоговинскихъ повстанцевъ. Онѣ были всюду, гдѣ мужчины дрались за свободу. Баррикады парижской коммуны имѣли русскую представительницу, въ лицѣ Корвинъ-Круковской (Жакляръ), a въ организац³и миланскаго возстан³я 1897 г. на первомъ планѣ стоитъ русская соц³алистка, женщина-врачъ Анна Кулишова. Этотъ природный демократизмъ и космополитизмъ русской натуры дали широкое поле къ сближен³ю нашихъ дѣвушекъ съ еврейками. Несмотря на всѣ ужасы и массовыя преступлен³я, направленныя противъ евреевъ въ Росс³и послѣднихъ двухъ десятковъ лѣтъ, въ настоящее время ясно, что антисемитизмъ не есть наше органическое зло и никогда имъ не былъ. Это преходящ³й наносъ. Онъ вспыхиваетъ въ русскомъ народѣ, какъ скверная историческая привычка, поощряемая и подстрекаемая еще болѣе скверною политикою самодержавной бюрократ³и Игнатьевыхъ, Плеве и Булы