- очень эффектный ударъ меча по горд³еву узлу, но, къ сожалѣн³ю, узлы ли нынѣ вяжутся изъ болѣе жесткихъ ремпей, мечъ ли худо отточенъ, - только узелъ остался неразрубленнымъ. "Параллельно съ торжествомъ феминизма, - жалуется г. А - тъ, - число бросаемыхъ младенцевъ доходитъ до степеней поразительныхъ; абортная практика врачей совершенствуется; есть уже умы, предлагающ³е кастрац³ю, ради уменьшен³я порочнаго и лишняго человѣчества. Сутенерство... и т. д.". Я не улавливаю связи, почему всѣ эти прелести сопоставляются г. A - томъ съ торжествомъ феминизма (да и гдѣ оно, это торжество?), но думаю, что къ сужен³ю женскаго вопроса въ дѣтск³й и материнск³й онѣ отнюдь не располагаютъ. Число бросаемыхъ младенцевъ и аборты стоятъ въ прямой зависимости отъ экономическихъ причинъ, желѣзную силу коихъ такъ основательно уважаетъ г. A - тъ. Достаточно заглянуть въ отчеты воспитательныхъ домовъ, чтобы видѣть, въ какой строгой посдѣдовательности по недороднымъ годамъ, когда дорожаетъ хлѣбъ, падаетъ "предложен³е" материнскаго самоотвержен³я, къ которому обращается г. А - тъ, и растетъ "спросъ" на воспитательный домъ. Лучшее средство обезпечить ребенку благополучное возрастан³е - это дать его матери свободный и доходный трудъ. Положен³е внѣбрачныхъ дѣтей въ русскомъ народѣ очень плачевно всюду, за исключен³емъ тѣхъ немногихъ уголковъ нашего отечества, гдѣ женская самостоятельность гарантирована необходимостью для мужчинъ-промышленниковъ бабьей рабочей помощи: y Бѣлаго моря, иа Уралѣ, на Дону, на Кубани, въ Кимрахъ. Экономическая необходимость и трудовое равноправ³е женщины очень легко разрѣшаютъ вопросъ о "внѣбрачныхъ, естественныхъ или пусть хотя бы святыхъ (?) дѣтяхъ", - какъ выражается г. A - тъ, остря въ этихъ эпитетахъ, сказать правду, довольно-таки странно. Поморка-артельщица, которую мужики приглашаютъ на сходки, какъ равноправнаго товарища, сама добычница, независимая отъ мужскихъ рукъ въ прокормѣ себя и своего дитяти, ничуть не конфузится внѣбрачнаго ребенка: - Мой "парень". И дѣтство дѣвкина, внѣбрачнаго парня не умаляатся въ обычныхъ правахъ, сравнительно съ ея брачными парнями отъ законнаго супружества. Тамъ, гдѣ полы общественно равны, дѣлен³е дѣтей на брачныхъ и внѣбрачныхъ естественно сводится на-нѣтъ. Въ примѣръ крушен³я феминистической гордости, г. A - тъ напоминаетъ мнѣ, что "Виктор³я Павловна" въ моемъ романѣ была горько наказана за уклонен³е отъ материнскихъ обязанностей къ своему внѣбрачному ребенку. Г. A - тъ забываетъ, что, при услов³и общественнаго равноправ³я половъ, Виктор³я Павловна не имѣла бы и причинъ уклоняться отъ своего ребенка.
Что касается альфонсизма или сутенерства, въ какихъ бы формахъ они ни скрывались - грубыхъ или изящныхъ, низменныхъ или великосвѣтскихъ, то, конечно, тутъ феминизмъ ужъ ровно ни при чемъ. Сутенеръ - прямой и естественный врагъ женской свободы, и развит³е феминизма должно уничтожить сутенерство не только, какъ отвратительное явлен³е общественной безнравственности, но и просто какъ чужеядный видъ экономической эксплоатац³и, протягивающей жадную лапу даже къ единственной, при современныхъ услов³яхъ, доходной статьѣ женскаго труда - къ полу. Я убѣжденъ, что труженицамъ женскаго освобожден³я не страшно принять вызовъ на подвигъ, за цѣну котораго г. A - тъ согласенъ привѣтствовать торжество феминизма:
- Чтобы дряннымъ душонкамъ, позорящимъ человѣческое имя пошлякамъ и тунеядцамъ женщиною сильной и властной былъ положенъ тотъ самый категорическ³й и достойный трутней конецъ, который мы вооч³ю наблюдаемъ въ пчелиныхъ ульяхъ.
Молодо и живо написанная статья г. Владимира Ж. о проституц³и, въ "Руси", вызвала толки и подверглась разностороннему обсужден³ю въ нечати. Мнѣ лично статья эта очень нравится, во-первыхъ, своимъ смѣлымъ тономъ и прямолинейною откровенностью, а, во-вторыхъ, основательнымъ взглядомъ г. Владимира Ж. на вопросъ "борьбы съ проституц³ей", тѣсно сходнымъ съ тѣмъ собственнымъ взглядомъ, изъяснен³ю котораго посвящено большинство статей моей книги "Женское нестроен³е". Нельзя называть борьбою съ проституц³ей современные палл³ативы аболиц³онистическаго движен³я: при всей ихъ симпатичности, этотъ титулъ имъ не по чину. Побѣда общества надъ проституц³ей совершится лишь коренною реформою общаго соц³альнаго положен³я женщины, ростомъ ея образовательныхъ, рабочихъ и гражданскихъ правъ. Современная проституц³я есть проституц³я экономическая въ такомъ подавляющемъ преимуществѣ, что не болѣе десяти процентовъ надо отчислигь въ ея дѣйствующемъ составѣ на проституц³ю по инымъ мотивамъ, чужымъ экономическихъ побужден³й. Для Петербурга, изъ объяснительныхъ категор³й врача A. И. Федорова, такихъ побужден³й, собственно говоря, лишена лишь одна - "На зло любовнику" (5,5%) Остальныя, не исключая "Захотѣла погулять" и "Подруги сманили", - всѣ экономическ³я. На безработицу, по разнымъ причинамъ, падаетъ 43% На откровенное предпочтен³е легкаго заработка - 51,5%. Нарочно выбираю цифры Федорова, врача, пропитаннаго буржуазною моралью и очень суроваго къ проституц³онному классу.
Проституц³я непобѣдима, при современномъ общественномъ соотношен³и половъ, потому, что она - единственный, хорошо оплачиваемый видъ женскаго труда, и быть проституткою настолько выгоднѣе, чѣмъ быть работницею, что, напримѣръ, для Петербурга можно смѣло сказать: заработокъ работницы кончается тамъ, гдѣ начинается заработокъ проститутки. Вотъ цифры А. И. Федорова изъ брошюры "Позорный промыселъ", изданной министерствомъ внутреннихъ дѣлъ (Спб. 1900).
"При 15-18-часовомъ трудѣ плата работницъ различныхъ промысловъ не превышаетъ 30 рублей на своемъ содержан³и. Это мы приводимъ высш³й заработокъ, но бываетъ мвого ниже. Такъ, напримѣръ:
1) Прислуга получаетъ отъ 6 до 12 р. въ мѣсяцъ при хозяйскомъ столѣ.
2) Вязальщицы чулокъ зарабатываютъ отъ 10 до 15 рублей въ мѣсяцъ (на своемъ).
3) Прачка по 60 к. въ денъ, при случайной работѣ, a въ мѣсяцъ 6 руб. на хозяйскомъ столѣ и 15 руб. на всемъ своемъ.
4) Бѣлошвейки - отъ 10 до 20 руб. (на своемъ).
5) Цвѣточницы - отъ 6 (на хозяйскомъ содержан³и) до 15 руб. (на своемъ).
6) Папиросницы - отъ 10 до 20 руб. (на своемъ).
7) Портнихи - отъ 10 до 30 р. въ мѣсяцъ".
Въ промыслѣ же развратомъ - "самая плохая работница можетъ получить въ мѣсяцъ до 40 рублей, a хорошая получаетъ 500-700 р. въ мѣсяцъ". Еще въ 1871 году г. Михаилъ Кузнецовъ высчитывалъ, что женщина, эксплоатируемая въ петербургскомъ первоклассномъ домѣ терпимости, даетъ своей хозяйкѣ ежемѣсячно 1.000 р. и выше "валового дохода". Изъ цифръ этихъ совершенно ясно, что плетью обуха не перешибить, и - покуда экономическое положен³е женщины въ обществѣ построено такъ, что проститутка сыта, a работница голодаетъ, - до тѣхъ поръ ни магдалининск³е пр³юты, ни благочестивыя книжки, ни вразумительные визиты филантроповъ и филантропокъ къ жертвамъ, павшимъ или готовымъ пасть, ни даже ловля разныхъ негодяевъ и негодяекъ, торгующихъ "живымъ товаромъ", и судьбища надъ оными, ни искусственныя организац³и тощаго "честнаго" труда, - словомъ, ничто въ оборонительномъ арсеналѣ аболиц³онизма не въ состоян³и сколько-либо серьезно парализовать развит³е проституц³и. И - ужъ само собою разумѣется - еще менѣе способенъ задержать это развит³е арсеналъ другой парт³и, тоже якобы антипроституц³онной, борьбы: полицейск³й арсеналъ регламентац³и, совершенно разбитый въ наши дни логическими наблюден³ями западной соц³альной науки, съ Ивомъ Гюйо во главѣ. У насъ наиболѣе рьянымъ и громкимъ врагомъ регламентац³и явилась въ послѣднее время г-жа В. Авчинникова: рекомендую читателямъ ея блестящ³й рефератъ, направленный противъ профессора Тарновскаго. Болѣе ранн³е бойцы русскаго аболиц³онизма - Елистратовъ, Ахшарумовъ, Покровская, Окороковъ, Якоб³й, Стуковенковъ, Никольск³й, Жбанковъ и др.
Работница голодна - проститутка сыта; заработокъ работяицы кончается тамъ, гдѣ начинается заработокъ проститутки; быть проституткою выгоднѣе, чѣмъ быть работницею; желѣзный экономическ³й законъ, положивш³й идеаломъ человѣческаго труда "наименьшую затрату силъ съ наибольшею доходностью", оказывается всецѣло на сторонѣ проституц³и и ограждаетъ ее отъ палл³ативныхъ атакъ морали крѣпкою бронею, стѣнами нерушимыми. И дырявится броня эта, и расшатываются стѣны только тамъ, гдѣ трудъ женск³й, въ оплатѣ своей, хоть приблизительно догоняетъ трудъ мужской, гдѣ повышается экономическ³й цензъ "женскаго сослов³я", во взаимодѣйств³и съ расширен³емъ образовательныхъ и гражданскихъ правъ женщины. До торжества правъ этихъ - экономическая проституц³я будетъ могуча, как³я бы мѣры противъ нея ни изобрѣтались. Съ торжествомъ ихъ - она начнетъ гаснуть сама собою, потому что станетъ невыгоднымъ промысломъ. Если мужчина зарабатываетъ рубль тамъ, гдѣ женщина 30 копеекъ, то остальныя 70 копеекъ y нея есть соблазнъ, a гораздо чаще горькая необходимость приработать цѣною своего тѣла. Но, если женщина зарабатываетъ тоже рубль, соблазнъ и необходимость эти исчезаютъ сами собою, и къ услугамъ проституц³и остается только крайне незначительный процентъ "прирожденныхъ проститутокъ". Ихъ генезисъ хорошо изслѣдовали Ломброзо и Ферреро (у насъ Тарновск³й), но - по хорошемъ изслѣдован³и - впали въ ошибку, уничтожившую всѣ плоды ихъ работы: исключен³я возвели въ правило и единицы, въ типъ. Работы Тарда, Лорана, Лакассана, Франца Листа, А. Коха, Бэра разрушили правовѣрныя теор³и о прирожденно-преступной и прирожденно-проституц³онной расахъ, столь модныя лѣтъ двадцать назадъ. Что касается до "прирожденной проститутки", то одна изъ почтеннѣйшихъ русскихъ писательницъ по вопросу, убѣжденная ломброзистка, признается, что "расовые признаки" наблюдала ясно выраженными только на трехъ женщинахъ изъ сотенъ изслѣдованныхъ ею за десятокъ лѣтъ. Словомъ, повторяю, неэкономическ³е привносы въ проституц³ю столь незначительны, что ихъ почти не стоитъ считать въ составѣ "соц³альнаго порока": какъ скоро умретъ экономическая проституц³я, слово проститутка потеряетъ свое позорное значен³е, ибо проституц³я станетъ тогда символомъ уже не антиморальнаго промысла, но просто половой болѣзни, и проститутку общество примется лечить, какъ опасную больную, какъ выродившееся существо съ пониженнымъ самосознан³емъ.
Такимъ образомъ, истинная война съ проституц³ей, для меня, - въ войиѣ за общее экономическое преуспѣян³е "женскаго сослов³я". Исчезновен³е же проституц³и - естественная контрибуц³я, которая сама собою истекаетъ изъ мирнаго договора о равенствѣ труда между вынужденнымъ къ тому Адамомъ и побѣдоносною Евою. Въ царствѣ женскаго равноправ³я проституц³и не будетъ, a если и будетъ она, - то какая-либо иная, изъ новыхъ началъ, уже не экономическая.
Теперь я скажу нѣсколько словъ о томъ, что въ яркой статьѣ г. Владимира Ж. представляется мнѣ непослѣдовательнымъ, - именно при соглас³и его съ взглядомъ на проституц³ю, какъ на органическое зло стараго порядка, должное естественно погибнуть въ порядкѣ новомъ, съ торжествомъ равенства народовъ, сослов³й, половъ, вѣръ, состоян³й. По мнѣн³ю г. Владимира Ж., надежды на новый порядокъ очень прекрасны, но до этого благополуч³я м³ру еще далеко. A покуда намъ надо признать проститутку равноправною работницѣ, снять пятно презрительнаго отчужден³я съ ея личности и промысла, ввести проституц³оный вопросъ въ общую массу рабочаго вопроса, - словомъ, дать всѣ средства жизнеспособности институту, объ исчезновен³и котораго мечтаютъ всѣ, о немъ пишущ³е, начиная съ г. Владимира Ж., и который, по его надеждамъ, обреченъ смерти "въ день, когда не станетъ предразсудковъ и границъ". Г. Владимиръ Ж. требуетъ, чтобы общество заботилось о проституткѣ не до ея паден³я и не послѣ того, какъ проститутка покинетъ свое ремесло, - это, по его совершенно справедливому мнѣн³ю, прекрасныя, но палл³ативныя покушен³я, a я прибавлю: и, увы, съ довольно негодными средствами! - но въ самомъ моментѣ проституц³и, когда женщина барахтается въ ея болотѣ. Вполнѣ понимая чувство жалости, вдохновляющее г. Владимира Ж., я. все-таки, думаю, что отъ болотной трясины женщина можетъ быть спасена лишь тремя способами: 1) или надо не допускать женщину упасть въ трясину, 2) или надо вытащить женщину изь трясины, 3) или надо уничтожить трясину, засыпать и высушить ее, чтобы женщина не могла ввалиться въ нее ни сознательно, ни безсознательно. Двумя первыми спасательствами - въ розницу - усердно занимаются аболиц³онисты. О третьемъ упорно твердятъ тѣ, кто считаетъ проституц³ю логическимъ результатомъ женскаго безправ³я и единственное радикальное лекарство противъ нея видятъ въ утвержден³и и ростѣ женскихъ правъ.
На этомъ упован³и настаиваю я. На немъ держится, въ первой половинѣ своей статьи, и г. Владимиръ Ж. И вотъ почему особенно странно выдѣляется затѣмъ непослѣдовательность его требован³й признать за болотными колон³ями института, антипрогрессивнаго и обреченнаго на смерть, права институтовъ, жизнеспособныхъ и двигающ³хъ прогрессъ. Къ чему же мы будемъ лѣвою рукою спасать то, что правою сознательно. бьемъ на смерть, и въ гибели чего видимъ свой гражданск³й долгъ и идеалъ?!. Если принять сравнен³е г. Владимира Ж. проституц³и съ болотомъ, то бываютъ болота обширныя, зыбуч³я, глубок³я, топк³я, непроходимыя, но, необходимыхъ къ сохранен³ю, болотъ нѣтъ. Единственное, что можетъ сдѣлать человѣческая цивилизац³я съ болотомъ, это - дренажировать его и сушить, дондеже оно не превратится въ годную къ обработкѣ земельную площадь. Гнилая жизнь болота, конечно, при этомъ погибнетъ самымъ жалкимъ образомъ, но зато возникнетъ и разовьется культурная жизнь плодоносной почвы. Если же болото, - въ томъ числѣ и то, о которомъ мы говоримъ, проституц³онное, - не легко подвергается осушкѣ, и судьба ему пятнать собою цивилизац³ю еще долго, - то, въ этомъ случаѣ, береговымъ жителямъ остается лишь принимать мѣры, чтобы м³азмы болота не отравляли людей маляр³ей и прочими недугами отъ дурной воды. То есть, бросая метафоры, приходится человѣчеству сосредоточить свое вниман³е на профилактическомъ надзорѣ за проституц³ей, до прелестей регистрац³и включительно. Къ такому плачевному выводу неминуемо долженъ былъ придти, выйдя изъ ошибочной посылки, и дѣйствителыю, пришелъ г. Владимиръ Ж. въ безспорномъ противорѣч³и съ самимъ собою: проповѣдь аболиц³онизма (въ широкомъ смыслѣ этого слова, какъ освободительнаго движен³я) ему пришлось закончить совсѣмъ нежелательнымъ заключен³емъ о необходимости регламентац³и, лишь смягченной нѣсколько въ формахъ, - при чемъ мног³я смягчен³я, выставляемыя авторомъ, какъ р³а desideria, уже теперь существуютъ, но - что попъ, что батька - отъ нихъ ни проституткѣ, ни обществу иичуть не лучше. Напримѣръ, въ Москвѣ надзоръ за проституц³ей давно уже переданъ изъ рукъ полиц³и въ руки городского самоуправлен³я. Страховка петербургской проститутки, на случай ухода ея изъ професс³и, процентными вычетами изъ заработка введена лѣтъ пять назадъ Клейгельсомъ: къ 1 января 1900 года сберегательная касса проститутокъ петербургскихъ имѣла капиталъ свыше 40.000 рублей, накопленный 25% отчислен³емъ въ течен³е полугода. Передача врачебныхъ осмотровъ въ распорядительство женщинъ-врачей - тоже вопросъ, назрѣвающ³й съ такою положительною скоростью, что его можно считать уже на порогѣ къ разрѣшен³ю; a кое-гдѣ эта надежда, усил³ями аболиц³онистовъ, уже и осуществлена, если не въ видѣ принцип³альной монопол³и, то фактической. Усовершенствован³я регламентац³и даются обществу сравнительно легко, но - bonnet blanc, blanc bonnet - сама-то регламентац³я - антипрогрессивное начало и никуда она не годится.
Сраваивать проституц³онный вопросъ съ рабочимъ не удобно, ибо онъ, относительно, все-таки узокъ: рабоч³й вопросъ - столь широкая сила, что и женск³й-то вопросъ вливается въ него, - хотя и равноправно и равномощно, - какъ Кама въ Волгу. При томъ же рабоч³й вопросъ неразлученъ съ элементами дешеваго производства на спросъ и механическихъ двигателей, каковыхъ элементовъ въ вопросѣ проституц³онномъ не имѣется и имѣться не можетъ.
Если проститутка - рабоч³й, то - лишь кустарь, не только до электричества, но и до Уатта. Рабоч³й вопросъ централизуетъ въ силу заводъ, рудникъ, фабрика. Никак³я преуспѣян³я проституц³и не могутъ создать фабрикъ полового наслажден³я, ибо оно, по самому существу своему, индивидуально и - увы! - шаблонъ машины здѣсь пасуетъ, и потребности въ "половой машинѣ" y человѣчества такъ мало, что ея никто до сихъ поръ не пожелалъ изобрѣсти, - хоть обыщите весь списокъ привилег³й, выданныхъ департаментомъ торговли и мануфактуръ, со дня его основан³я. Стало быть, - даже въ самой растяжимой аналог³и, - проституц³я - только кустарное ремесло, за личный ли страхъ кустаря, въ наемной ли группѣ отъ хозяина, въ той ли наконецъ "ассоц³ац³и", которую мечтала создать съ подругами своими Ирма, героиня г. Владимира Ж. Изъ кустарнаго состоян³я сей промыселъ, волею природы, никогда не выйдетъ, a слѣдовательно, - за исключен³емъ законовъ рыночнаго спроса и предложен³я, - остальныя аналог³и рабочаго уклада терпятъ здѣсь крушен³е. Попытка навязать обществу взглядъ на регламентац³ю, какъ на фабричное законодательство, - старая штука. Въ особенности, усердно смаковали этотъ взглядъ французск³е буржуа, напримѣръ, Мартино въ своей "La Prostitution clandestine", съ самыми трогательными и краснорѣчивыми доказательствами, что каждая проститутка должна быть преслѣдуема со всею неукоснительностью по тому же закону, по которому начальство опечатало утюгъ и нитки y щедринскаго портного Гришки, не оплатившаго "пакентовъ". A затѣмъ - цѣлыя страницы доказательствъ съ точки зрѣн³я профилактики и - даже - охранен³я общественной тишины и спокойств³я. Словомъ, вся забота о томъ, чтобы доброму буржуа были предоставлены всѣ удобства вкушать "предметъ потреблен³я" доброкачественный, съ гарант³ей за физическую безопасность потребителя (въ родѣ пломбы на окорокѣ, свидѣтельствующей о неимѣн³и въ ономъ трихинъ и финновъ) и за комфортъ нравственный - "безъ шкандалу, тихо, смирно, благородно!" Я отнюдь не думаю, чтобы подобный буржуазный кодексъ пользоваться женскимъ тѣломъ удовлетворялъ требован³ямъ не только "половой морали", которую г. Владимиръ Ж. через-чуръ горячо и спѣшно вазываетъ нелѣпостью, но и просто идеѣ равенства человѣческаго, которой г. Владимиръ Ж. врагомъ быть не можетъ. Въ концѣ концовъ, при томъ строѣ, что проповѣдуетъ Мартино, проститутка совершенно лишается человѣческой личности и грубо обращается въ оптовый товаръ... Ну, разъ буржуа нужецъ "товаръ", то его дѣло и блюсти, чтобы попался ему не линюч³й, a добротный ситецъ, свѣж³й, a не подгнивш³й кусокъ мяса. Его и дѣло отстаивать регламентац³ю со всѣми ея взглядами на женское тѣло, какъ иа мясо къ потреблен³ю, Но г. Владимиръ Ж - не буржуа въ такомъ множествѣ своихъ мыслей, что, надо думать, и тутъ y него лишь что-то не вышло въ словахъ, a идейнаго сходства съ Мартино и К° я отъ молодого писателя не ожидаю.
Въ словахъ иногда, бываетъ, что-то не выходитъ. Такъ, я охотно вѣрю г. Владимиру Ж., что онъ или его босякъ совсѣмъ не хотѣли вносить въ учен³е о проституц³и аристократической тенденц³и искуплен³я расою илотокъ цѣломудр³я дѣвушекъ достаточнаго класса. Однако, оно такъ вышло дословно въ поэмѣ босяка. Продолжаетъ такъ выходить и теперъ въ разъяснен³и г. Владимира Ж.: безъ проституц³и - "арм³я спроса, не найдя на рынкѣ арм³и предложен³я, ринулась бы тѣмъ или инымъ путемъ въ наши буржуазные дома" и т. д. И затѣмъ - красивая декламац³я Ирмы о жертвахъ общественнаго темперамента, какъ клапанѣ, устроенномъ, "дабы мощь разврата потокомъ по землѣ не разлилась", a иначе, безъ клапана, "вѣчно алчущая страсть" зальетъ, бушуя, всю вселенную. Со смирен³емъ ли, съ гордостью ли за свою роль, высказываетъ Ирма это исповѣдан³е, - безразлично, потому что идея "живыхъ клоакъ для излишка половой энерг³и", какъ выражается г. Владимиръ Ж., сама уже по себѣ, независимо отъ настроен³я Ирмы, - въ высшей степени, аристократически-буржуазная идея, опять-таки усиленно проповѣдуемая регламентаторами во Франц³и. Изъ послѣднихъ, д-ръ Мирёръ (H. Mireur) даже провозгласилъ торжественно проституц³ю необходимою для поддержан³я порядка и общественнаго строя. "Безъ проституц³и чистота нравовъ исчела бы, и нарушился бы весъ строй. Представимъ себѣ только на одну секунду (!) городъ Парижъ или Лондонъ безъ проституц³и и проститутокъ, чтрбы это сталось? Г. Владимиръ Ж. видигь, что учен³е его Ирмы совпадаетъ со страхами цѣломудреннаго врача марсельской полиц³и нравовъ почти дословно. И - не о смиренной résignation рѣчь, a о томъ, что въ самой основѣ проституц³и лежитъ идея капиталистическаго неравенства, - искуплен³я или, чтобы не употреблять столь "мистическаго" слова, страховки цѣломудр³я богатыхъ развратомъ нищихъ, - которую нельзя скрасить никакими изящными образами и пестрыми словами. Противъ грубой идеи, что проституц³я предохраннтельный клапанъ общественной безнравственности, спасающ³й отъ поруган³я буржуазную семью, съ негодован³емъ возставала еще сатира Огюста Барбье. У насъ отъ нея съ брезгливостью отказываются даже п³этисты, вродѣ пастора Дальтона. Г. Владимиръ Ж. приравниваетъ своихъ гордыхъ илотизмомъ, проститутокъ къ крѣпостнымъ мужикамъ, которые 50 лѣтъ назадъ могли сказать барину для того мы мякинники, чтобы ваша милость могла купать цыганокъ въ шампанскомъ... Если бы была раса, способная провозгласить о себѣ такое "для того, чтобы", ей нечѣмъ было бы гордиться въ себѣ, пропащая бы эта была раса. Потому, что рѣшительно нелестно чувствовать себя скотомъ, сознательно обрекшимся ѣсть мякину, чтобы другой скотъ могъ купать цыганокъ въ шампанскомъ. И никакою гражданскою провиденц³ею тутъ утѣшиться невозможно: нечѣму. И русск³й крѣпостной мужикъ никогда и ничуть не гордился своею крѣпостью, а, напротивъ, ненавидѣлъ ее всѣми силами своей души. И, ужъ если говорить отъ его имени, то формулу, вложенную въ его уста г. Владимиромъ Ж., надо снабдить знакомъ вопроса - и очень рѣзко:
- Развѣ для того мы ѣдимъ мякину по праздникамъ, чтобы ты могъ купать цыганокъ въ шампанскомъ?!
Умные и чутк³е государственные люди слышали этотъ вопросъ, со дней Пугачевщины, черезъ Радищева и декабристовъ, до дней Александра II съ его страшно глубокою и многознаменательною рѣчью къ московскому дворянству: начнемъ раскрѣпощен³е сверху, чтобы оно не началось снизу, - и съ манифестомъ 19 февраля.
Бываютъ ядущ³е и бываютъ ядомые. Ядомые могутъ составить организац³ю противодѣйств³я, чтобы перестать быть ядомыми и воспрепятствовать ядущимъ ясти ихъ. Это понятно, разумно, всѣмъ знакомо. Но организац³я ядомыхъ, направленная къ тому чтобы наиудобнѣйше оставаться жертвами яден³я, облегчаетъ положен³е ихъ не болѣе, чѣмъ бѣлый соусъ положен³е цыпленка, котораго иначе поваръ изжарилъ бы въ соусѣ красномъ. Можно и должно жалѣть проститутку, можно любить ее, можно не только извинять, но и уважать мотивы, которые толкнули въ позорный промыселъ какую-нибудь Соню Мармеладову, но въ самомъ промыслѣ проституц³онномъ уважать рѣшителъно нечего. Никакими софизмами не обратить его изъ силы противообщественной въ силу; работающую на общество, если только не считать соц³альнымъ идеаломъ современный капиталистическ³й буржуазный укладъ, которому она - какъ разъ по Сенькѣ шапка и вѣрная раба. Не знаю, "нелѣпость" ли половая мораль, но знаю, что, напримѣръ, забастовку проститутокъ съ цѣлью уничтожить промыселъ и заставить общество дать имъ честно-доходную работу, я понялъ бы, a ассоц³ац³я проститутокъ, съ цѣлью наиуспѣшнѣйше торговать собою, столь же странна, какъ и тотъ одесск³й трактиръ, о которомъ писали недавно въ газетахъ, что, открывшись на артельныхъ началахъ, онъ съ мѣста въ карьеръ началъ широкую торговлю женщинами. И опять-таки идея давняя, идея расцвѣта буржуаз³и, выношенная во Франц³и конца импер³и. У насъ же еще некрасовск³й Леонидъ провозглашалъ общественнымъ идеаломъ "мысль центральнаго дома терпимости", повторяя собою античнаго Солона, который наполнилъ государственныя диктер³и невольницами, дабы общественный темпераментъ не обращался на гражданокъ. Любопытно, что идея Леонида чуть было не осуществилась лѣтъ шесть назадъ въ Соф³и, и уже было воздвигнуто прекрасное здан³е для этой государственной цѣли, но затѣя рухнула изъ-за негодован³я болгарскихъ женщинъ и... отказа проститутокъ!
"Нелѣпость" ли, нѣтъ ли половая мораль, однако, она очень жива въ падшихъ жеищинахъ. Очень рѣдк³я проститутки, хотя, казалось бы, совершенно утративш³я стыдъ въ печальномъ промыслѣ самопродажи, относятся безъ отвращен³я къ торговлѣ "живымъ товаромъ". Лишь незначительная часть такихъ торговокъ выходитъ изъ среды проститутокъ. Такъ, по даннымъ Кузнецова въ 1870 году изъ 66 содержательницъ домовъ терпииости въ Москвѣ ранѣе были проститутками только 7.
Общественный темпераментъ - сила огромная, но значен³е ея, все-таки, принято весьма преувеличивать. Уже широк³я рамки колебан³й то въ ростѣ, то въ упадкѣ проституц³и (напримѣръ, какъ то наблюдено, для Герман³и и особенно для Берлина, въ соотвѣтств³и отъ большихъ или меньшихъ цѣнъ на хлѣбъ) показываютъ, насколько поддается сокращен³ямъ энерг³я общественнаго темперамента, какъ скоро дешевый спросъ осѣкается о дорогое предложен³е, т. е. какъ скоро экономическое положен³е женщины улучшается настолько, что она можетъ прокормить себя не только тѣломъ своимъ, какъ самка, но и трудомъ, соотвѣтственнымъ достоинству человѣка. Мысль человѣческая энергически работаетъ надъ усвоен³емъ закона этихъ сокращен³й, и недалекъ тотъ день, когда онъ будетъ провозглашенъ громко и проведенъ въ жизнь. Гораздо ближе, чѣмъ думаютъ! Уничтожить проституц³ю, освободить женщину отъ проституц³и - одна изъ благороднѣйшихъ задачъ, которымъ можетъ посвятить себя современный человѣкъ. Упорядочивать же нѣдра проституц³и "на продолжен³е" значитъ лишь мѣнять одну полиц³ю нравовъ на другую, то есть мѣнять цвѣтъ соусовъ, въ коихъ жарятся дыплята. Но объ этомъ я много говорилъ уже въ "Женскомъ нестроен³и" и не хочу повторяться. Прибавлю лишь одно соображен³е, сейчасъ пришедшее мнѣ въ голову: то примирен³е общества съ проституц³онною професс³ею, какъ силою временно-фатальною, которое рекомендуетъ г. Владимиръ Ж., должно зарѣзать сострадан³е къ проституткѣ и свести на нѣтъ борьбу съ ея ремесломъ, какъ общественнымъ порокомъ. Почему? Да потому, что если мы признаемъ проституц³ю нормальнымъ ремесломъ вровень со всякимъ другимъ, то, съ этого момента, проститутка достойна жалости не только не болѣе, но даже менѣе, чѣмъ кто-либо изъ работницъ, ибо экономически она поставлена лучше всѣхъ, a съ соображен³ями "половой морали", заставляющими насъ сожалѣть о ней нынѣ, что же мы будемъ считаться, разъ условились "половую мораль" зачеркнуть? Вмѣсто страдающей, униженной и оскорбленной женщины остается уже наголо лишь "предметъ потреблен³я",которому тѣмъ сытнѣе существовать на свѣтѣ, чѣмъ больше на него спросъ. Теперь это "чѣмъ больше", приводитъ насъ въ yжасъ, смущаетъ нашу совѣсть тяжелыми угрызен³ями, a тогда - чѣмъ же смущаться? Шибко торговля идетъ, - благополуч³е, въ нѣкоторомъ родѣ, горою создается, - ну, стало быть, и хвала сл³ян³ю Венеры съ Меркур³емъ, да здравствуетъ коммерц³я и - все добро зѣло, то-есть безвредно и прекрасно!
Въ "Случайныхъ Замѣткахъ" ³юньской книжки "Русскаго Богатства" (1904) привлекаетъ вниман³е читателя маленькая статья - "Соня Мармеладова на лекц³и г-жи Лухмановой" {Надежда Александровна Лухманова скончалась года два тому назадъ. Отбрасываю, поэтому, полемическ³й конецъ этой статьи, появлявш³йся въ прежнихъ издан³яхъ "Женскаго Нестроен³я (1907).}, подписанная всѣмъ понятнымъ псевдонимомъ Вл. К. Разговаривать о такой квинтъ-эссенц³и надменнаго буржуазно-институтскаго "юродства", сытой безжалостности и глубочайшаго соц³альнаго невѣжества, какъ лекц³и г-жи Лухмановой о проституц³и, не стоило бы, если бы въ Житомирѣ это пустослов³е во всеуслышан³е не вызвало примѣчательнаго протеста: одна изъ женщинъ, обозванныхъ добродѣтельною переводчицею "Дамы отъ Максима" въ порывѣ цѣломудреннаго негодован³я "тварями" и "животными", прислала въ редакц³ю газеты "Волынь" письмо, пытаясь оправдать свое паден³е. Письмо потрясающее, какъ всѣ подобныя письма. Я долго занимался проституц³оннымъ вопросомъ, и въ рукахъ моихъ перебывало много подобныхъ документовъ. Письмо житомирской Сони Мармеладовой отличается отъ нихъ только грамотностью и ясностью слога, вѣроятно, приданными ему въ редакц³и. Какъ истинная Соня Мармеладова, дѣвушка эта пала, чтобы кормить и воспитать двухъ братьевъ и двухъ сестеръ, которымъ она осталась старшею въ семьѣ послѣ смерти матери, потому что отецъ скрылся безъ вѣсти. Три года двѣнадцатичасового "честнаго труда" на табачной фабрикѣ, съ поденщиною по 25 к. въ сутки, что давало около 7 рублей въ мѣсяцъ - на содержан³е пяти человѣческихъ душъ! "прирабатывала": за 50 коп. въ мѣсяцъ таскала воду изъ колодца - послѣ двѣнадцатичасовой-то поденной работы! На четвертый годъ, когда братья и сестры стали подрастать, требуя еще большихъ расходовъ, дѣвушка не выдержала - начала "прирабатывать" къ фабричной поденщинѣ проституц³ей... Ну, и результаты обычные, - сразу сказался "наиболѣе доходный способъ женскаго труда": семья стала на ноги - "одинъ брагь поступилъ въ ученье къ сапожнику, другой дома, a двѣ сестры одѣты, по воскресеньямъ идутъ въ воскресную школу, a въ будни y печки стряпаютъ и моютъ бѣлье".
Исключительный ли это, рѣдк³й ли фактъ? Насколько онъ подлежитъ обобщен³ямъ?
Я недавно имѣлъ случай говорить съ читателями о современной проституц³и, какъ о злѣ, въ подавляющемъ преимуществѣ своего состава, экономическомъ, истекающемъ изъ общаго безправнаго положен³я женщины въ буржуазномъ строѣ общества и безобразно приниженныхъ услов³й женскаго труда. Не повторяясь въ общихъ разсужден³яхъ, я хочу на этотъ разъ освѣтить житом³рск³й случай однѣми голыми цифрами.
Изъ 4.812 проститутокъ, изслѣдованныхъ въ Петербургѣ въ 1893-96 гг. докторомъ П. Е. Обозненко, по даннымъ врачебно-полицейскаго комитета и Калинкинской больницы, паден³е свое въ торговлю тѣломъ объяснили экономическими причинами - прямыми или косвенными:
1.348 - нужда, бѣдность.
364 - неимѣн³е мѣстъ и занят³й.
39 - ссора съ родными или бѣгство изъ семьи по стыду, вслѣдств³е потери невинности.
35 - желан³е нажить деньги.
78 - продажа близкими людьми или своднею.
6 - ради воспитан³я дѣтей.
10 - неимѣн³е паспорта.
9 - неспособность къ труду по болѣзни.
13 - "дали бланку".
Итого - 2.901.
Затѣмъ въ спискѣ г. Обозненко выставляются неопредѣленныя, но, кто хоть сколько-нибудь знакомъ съ проституц³оннымъ м³ркомъ, тому очень хорошо понятныя рубрики: "собственное желан³е", "отрицающ³я занят³е проституц³ей", "причины неизвѣстны". - "Собственное желан³е" - полицейская формула-отмѣтка, которою отдѣлываются проститутки отъ пытливыхъ вопросовъ - "какъ дошла ты до жизыи такой?", когда не хотятъ или не умѣютъ на нихъ отвѣчать. Изъ 765 женщинъ этой рубрики можно ручаться за 500-600, что, участливо и пристально изслѣдуемыя, онѣ, въ концѣ-концовъ, обнаружили бы побужден³я матер³альной нужды, обычныя для большинства жертвъ проституц³и. Въ "скрывающихъ занят³е проституц³ей" этотъ % долженъ быть взятъ еще выше: отсылаю къ книгѣ г. Обозненко искать потрясающ³я картины, какъ голодающал угловая женщина, на днѣ столичнаго населен³я, борется противъ необходимости стать явною проституткою, и какъ ея борьба, при суровыхх притязан³яхъ нашей регламентац³и, оказывается напрасною и беззащитною.
- Что-жъ? Дали бланку - нужно гулять! - слишкомъ частая судьба женщинъ, преслѣдуемыхъ и загоняемыхъ въ проституц³ю регламентац³онною формалистикою, - по словамъ г. Обозненко, - только "за то, что она бѣдна, за то, что она не нашла себѣ мѣста, за то, что живетъ въ грязномъ углу, a не въ первоклассной гостиницѣ". Страшно сказать, но угловая женщина въ Петербургѣ можетъ очутиться въ проституц³онной больницѣ, никогда не бывъ проституткою! Для этого ей достаточно имѣть на тѣлѣ прѣлыя пятна или просто, съ позволен³я сказать, обовшивѣть; "комисс³онныя женщины", - т. е. взятыя полицейскими обходами въ ночлежныхъ квартирахъ за неимѣн³емъ паспорта, за нежелан³емъ объявить постоянное мѣстожительство, за неуказан³емъ опредѣленныхъ занят³й - "комисс³онныя женщины", при обнаружен³и свидѣтельствован³емъ не только слѣдовъ сифилиса, но даже царапинъ и расчесовъ или нечистоплотности, подлежатъ препровожден³ю въ Калинкинскую больницу, гдѣ и формируются выгоднымъ примѣромъ подругъ уже въ явно-поднадзорныхъ проститутокъ. Почти роковая неизбѣжность чернорабочей бабѣ, оставшись въ столицѣ временно безъ труда, пополнить собою проституц³онные кадры настолько понята классомъ этихъ горемычныхъ полунищихъ, "что находятся предусмотрительныя женщины, которыя, приходя въ столицу на заработки, прежде всего идутъ въ в. п. комитетъ и берутъ бланку на всяк³й случай". Какого ужаса, какого паден³я, какого развращен³я среды фатумомъ нужды еще искать! Вотъ как³я формы страхован³я отъ потери труда создала петербургская безработица. Ужъ истина, что голь на выдумки хитра! Вотъ въ как³я унизительныя уловки самопомощи приходится опускаться женской рабочей массѣ, выдѣляющей изъ себя, въ судорогахъ отчаян³я, тѣхъ "тварей" и "животныхъ", которымъ наши пуританки съ зажирѣлыми сердцами объявляютъ лишенными правъ на общественное участ³е.
Итакъ, къ вышеприведеннымъ цифрамъ доктора Обозненко, и безъ того крупно характеризующимъ экономическ³й складъ петербургской проституц³и, надо прибавить еще, по крайней мѣрѣ, тысячу женщинъ изъ трехъ рубрикъ неопредѣленныхъ. Что же остается на факторы посторонн³е - на побужден³я психологическ³я, на случай и т. д.? Нѣсколько сотенъ, при чемъ еще о значен³и одного фактора - "лѣность" (334 женщины) - можно много условливаться и спорить.
Въ процентномъ реестрѣ д-ра А. И. Федорова ("Позорный промыселъ", изд. мин. внутр. дѣлъ) неудачной рубрики "лѣность" нѣтъ вовсе, хотя этотъ изслѣдователь и очень суровъ къ проституц³онному классу и, подобно г-жѣ Лухмановой, отрицаетъ нужду, какъ причину проституц³и. Рубрикѣ "лѣность" y него соотвѣтствуетъ рубрика "легк³й заработокъ", гораздо болѣе выразительная и справедливая. Въ самомъ дѣлѣ, что представляетъ собою "лѣность" чернорабочаго человѣка? Лѣнтяй-поденщикъ заслуживаетъ свою репутац³ю уже тѣмъ, что норовитъ выкрасть на отдыхи и передышки изъ двѣнадцатичасового рабочаго дня, всѣми правдами и неправдами, какихъ-нибудь минутъ сорокъ. Каждый изъ насъ, съ репутац³ей усердныхъ работниковъ на своемъ дѣлѣ, въ недѣлю сдохъ бы, если бы былъ поставленъ замѣнить лѣнтяя-поденщика на его работѣ; о замѣнѣ хорошихъ дѣлателей мзды своея, что ужъ и думать! Лѣнивая работница - это просто та, которая, вмѣсто 15-18 часовъ въ сутки, обычныхъ (по А. И. Федорову) для петербургскаго "честнаго женскаго труда", способна выдерживать его не болѣе 10-12 часовъ, и которую за эту "лѣнь" не держатъ на мѣстахъ. Попробуйте сѣсть - дѣлать папиросы: этотъ заработокъ сравнительно легче другихъ и немножко лучше оплачивается (отъ 10 до 20 р. въ мѣсяцъ на своихъ харчахъ). Вы пяти часовъ этой муки не выдержите, a дѣвушка-папиросница, нелѣнтяйка, должна высиживать 15! За десять-то рублей! Что же удивительнаго, если 9 проц. петербургской проституц³и выходитъ изъ папиросницъ? Не забывайте твердой акс³омы: цифра честнаго заработка рабочей труженицы кончается тамъ, гдѣ починается цифра заработка проститутки. Наилучшая работница-портниха (высш³й заработокъ женскаго ремесленнаго труда въ Петербургѣ) получаеть 30 рублей въ мѣсяцъ, самая плохая неудачница-проститутка - 40 рублей (Федоровъ).
Кто же остается въ спискѣ г. Обозненко за сдѣланными погашен³ями? Дѣвочки, вовлеченныя въ развратъ "по глупости и легкомысл³ю" (81), не владѣющ³я собою, безвольныя алкоголички, пьянствомъ лишенныя трудоспособности (88), больныя нимфоман³ей, которыхъ гонитъ въ развратъ половая потребность (27), и жертвы любовныхъ трагед³й, мстящ³я своимъ срамомъ любимому человѣку (ихъ довольно много - 128; рубрика эта даетъ крупный % и y Федорова: 5,5%). Всѣ эти жалк³я создан³я не даютъ и 10% къ общему контингенту изслѣдован³я и, какъ бы ни было печально ихъ зрѣлище, какъ бы ни владѣлъ ими и ни губилъ ихъ порокъ, y кого же - кромѣ комитетскихъ агентовъ - повернется языкъ обозвать "тварями" и "животными" человѣческ³я существа, загубленныя дѣтскимъ незнан³емъ, природнымъ слабоум³емъ, невѣжествомъ и обманомъ, либо физическими недугами и аномал³ями, по большей части - наслѣдственными? Онѣ ли виноваты передъ обществомъ? Обществу ли, ими пользующемуся, презирать ихъ и клеймить? Тутъ нужны лечебницы и школы, умная трудовая помощь, a не бранныя плачки и надменное фырканье буржуйнаго чистюльства... на этихъ коняхъ давно уже перестали ѣздить даже сочувственники г-жи Лухмановой, - конечно, не вовсе лишенные, какъ эта почтенная писательница, эрудиц³и по темамъ, за которыя берутся, и достаточно умные и добросовѣстные, чтобы не рѣшать соц³альныхъ вопросовъ капризною отсебятиною. Часто ли попадаются Сони Мармеладовы, подобныя житом³рской? Увы! Естььвъ проституц³онномъ м³рѣ и грознѣе явлен³е, еще не изображенное въ полной мѣрѣ своего трагизма никакимъ Достоевскимъ! Не забывайте, что въ проституц³онной средѣ 8% женщинъ, имѣющихъ дѣтей. Возьмите докладъ д-ра Штюрмера "Проституц³я въ городахъ". Вы узнаете о женщинахъ, проституирующихъ, чтобы дѣти ихъ могли воспитываться въ гимназ³яхъ! Вы узнаете о женщинахъ, проституирующихъ, чтобы самимъ достать средства на цѣли самообразован³я! Знаменитый Parent Düchatelet, основатель научнаго изслѣдован³я проституц³и, нашелъ изъ 5.183 парижскихъ проститутокъ - 37, вступившихъ на дорогу разврата съ цѣлью пропитать своихъ престарѣлыхъ родителей, 23 - съ цѣлью поднять на ноги многочисленную семью и 29 - чтобы вывести въ люди сестеръ, братьевъ или племянниковъ. Совсѣмъ уже рубрика для житом³рскаго случая! Г. Вл. К., со справедливымъ уважен³емъ, указалъ на нравственную силу, съ какою житом³рская Соня Мармеладова не позволила "грязному потоку хлынуть за порогъ ея семьи". И это постоянно такъ: старинная мелод³я Густава Надо...
Дитя есть y Адели
Сынъ, жизнь ея души,
Она отъ колыбели
Хранитъ его въ тиши:
Надѣнетъ онъ когда-то
Честной мундиръ солдата
И матери стыдомъ
Ему не поперкнется.
Адель моя! Зачтется
Бѣдняжкѣ все потомъ.
Ломброзо и Карлье группируютъ множество примѣровъ этой самоотвержепной проститутки, въ помощь сестрамъ, братьянъ, сиротамъ-родственникамъ, - проституц³и, губящей собственныя тѣла, чтобы дочери и сестры не стали проститутками, a сыновья и братья нищими или ворами. Мечта Адели, мечта Фантины Виктора Гюго!
- Если бы моя дочь узнала, кто я, я наложила бы на себя руки! - говорила Ломброзо проститутка, которая "работала" сверхъ силъ, чтобы воспитывать дочь въ иногороднемъ панс³онѣ.
Михаилъ Кузнецовъ, авторъ одного изъ старѣйшихъ русскихъ трудовъ о проституц³и, говоритъ съ положительностью, что въ русскихъ городахъ контингентъ "материнской проституц³и" гораздо больше, чѣмъ на Западѣ! Лично могу подтвердить это мнѣн³е на томъ основан³и, что въ маленькомъ архивѣ моихъ собственныхъ опросовъ подобные благородные мотивы къ женскому позору сказались y 13 проститутокъ изъ 91 - по большей части, впрочемъ, тайныхъ, слѣдовательно, еще не перечисленныхъ оффиц³ально изъ общества въ м³ръ "тварей" и "животныхъ", подлежащихъ оплеван³ю г-жами Лухмановыми.
- Кто безъ грѣха, пусть первый броситъ въ нее камень!
Г. Вл. К. хорошо замѣтилъ, что - счастье, что, когда Христосъ судилъ блудницу, въ толпѣ не было г-жи Лухмановой, - иначе роковой камень полетѣлъ бы въ несчастную изъ ея добродѣтельной руки... Но есть арабская пословица:
- Грязь, бросаемая въ страдающаго, прилипаетъ къ рукѣ!...
Къ этому же роду статей о борьбѣ съ проституц³ей относится послѣслов³е мое къ повѣсти "Марья Лусьева", которое не включаю сюда, какъ тѣсно связанное съ дѣйств³емъ повѣсти. Желающ³е могутъ найти его въ третьемъ издан³и "Марьи Лусьевой".
Я такъ много писалъ, въ послѣдн³е годы, по женскому вопросу, что мнѣ распространяться о своемъ отношен³и къ чаемому равноправ³ю женщины и мужчины было бы излишне, если бы не естественное и цѣлесообразное желан³е, свойственное всякому катехизатору: лишн³й разъ прочитать вслухъ свой символъ вѣры. По моему глубочайшему убѣжден³ю, женское равноправ³е - единственное лекарство противъ язвъ сод³альнаго строя, разъѣдающихъ современную цивилизац³ю одинаково и въ хорошихъ, и въ дурныхъ политическихъ услов³яхъ. Нѣтъ политическихъ строевъ, которые не ветшали бы до необходимости обновиться назрѣвшимъ соц³альнымъ переворотомъ. Культура ширится, прогрессъ раздвигаетъ свои рамки, стирая грани между старыми сослов³ями, но соц³альная лаборатор³я неутомима, и глубина жизни поднимаетъ все новые и новые пласты человѣческ³е съ заявлен³ями о законномъ ихъ правѣ на личную свободу, на гражданское равенство, на долю въ контролѣ государственныхъ союзовъ. ХѴII² вѣкъ вошелъ въ жизнь съ двумя политическими сослов³ями, a кончилъ жизнь - съ тремя. Изъ нихъ третье, новое опередило и опустило ниже себя два первыя, старш³я. XIX вѣкъ далъ въ наслѣдство XX четыре сослов³я. Изъ нихъ, опять-таки, новое, четвертое, оказывается наиболѣе жизнеспособнымъ, могучимъ и грозно наступаетъ на три первыя. У насъ въ Росс³и это наступлен³е уже обострилось повсемѣстно въ ярко выраженныя формы разнообразныхъ революц³онныхъ вспышекъ. Въ Европѣ умѣряемое политикою мирныхъ компромиссовъ, оно зрѣетъ, глухо тлѣя и копя тепловую энерг³ю иодъ пепломъ внѣшняго спокойств³я. Историческая побѣда четвертаго сослов³я фатальна. Ее равно безсильны парализовать и пушки, и конституц³и. Можно тормозить - нельзя остановить. Можно затянуть сроки - нельзя уничтожить. М³ръ отбылъ революц³ю правъ человѣка и живетъ въ революц³и труда.
Слѣдующею м³ровою революц³ей прогрессъ выдвинетъ