p; Безумству храбрыхъ поемъ мы славу!
Безумство храбрыхъ есть мудрость жизни...
A что касается добрыхъ людей съ идеалами "можнаго", они тоже поступаютъ отлично, очень благородно, дѣлая свое "можное" какъ умѣютъ наилучше и со всякимъ тщан³емъ, потому что вреда отъ того нѣтъ, a многимъ даже можетъ быть и существенная польза. Ибо, за неимѣн³емъ гербовой, пишутъ на простой, и палл³ативы далеко не безполезны. Если, скажемъ для примѣра, въ глухой деревнѣ повальный дифтеритъ, то, разумѣется, нѣтъ никакого резона оставлять больныхъ вовсе безъ лѣчен³я, покуда не пр³ѣдетъ изъ города врачъ съ противодифтеритною сывороткою. Хорошо дѣлать больнымъ припарки, компрессы, инголяц³и бензойнымъ натромъ, спринцован³я известковою водою и многое другое, рекомендуемое "Домашнею Медициною" Флоринскаго. Похвальные труды эти успѣшно вознаграждаются, когда изъ сотни больныхъ души двѣ-три возьмутъ, да и поправятся при участ³и собственной крѣпкой натуры. Честь и хвала тѣмъ, кто поставилъ ихъ на ноги, - ну, a безъ противодифтеритныхъ прививокъ эпидем³и все-таки не сломить, a безъ радикальной дезинфекц³и ея изъ деревни не выжить.
Г. Зѣньковск³й, заимствуя красивое mot у H. K. Михайловскаго, находитъ y меня порокъ "любви къ дальнему вмѣсто любви къ ближнему". Собственно говоря, mot это - не Михайловскаго, a Достоевскаго, изъ "Братьевъ Карамазовыхъ", но г. Зѣньковск³й нашелъ его y Михайловскаго въ самостоятельной разработкѣ и ссылается на Михайловскаго. Весьма уважая Н. К. Михайловскаго, я долженъ, съ нѣкоторымъ стыдомъ, сознаться, что не помню, въ какомъ своемъ произведен³и, какъ и къ какому именно случаю онъ это эффектное mot примѣнилъ, a собран³я его сочинен³й, живя въ глуши, для справки достать не могу. Поэтому я не въ состоян³и судить, въ томъ ли смыслѣ повторилъ онъ свой каламбуръ, какъ понимаетъ г. Зѣньковск³й. Но, думаю, что, должно быть, тутъ есть недоразумѣн³е, - и mot сказано не въ томъ смыслѣ. Апоѳеозъ сужен³я мысли, чувства и дѣятельности къ предѣламъ "можнаго" совершенно не въ характерѣ знаменитаго публициста. Въ толкован³и цитаты г. Зѣньковскимъ каламбуръ звучитъ довольно остро, но нельзя сказать, чтобы мѣтко и мудро. Безъ любви къ дальнему не можетъ быть разумной любви къ ближнему. И вообще примѣнять къ любви линейныя мѣры разстоян³я отъ ея предмета - способъ довольно двусмысленный и опасный. Вѣдь прилагательныя, какъ извѣстно, имѣютъ степени сравнен³я, и если любовь къ ближнему (не къ евангельскому "ближнему" вообще, a къ ближнему, какъ противопоставлев³ю дальняго) должна торжествовать надъ любовью къ дальнему, то любовь къ болѣе близкому, по этой логикѣ, выше любви къ просто близкому, a прелестнѣйшею и самою желанною любовью окажется любовь къ ближайшему, т. е. любовь животнаго инстинкта, семейная интимность и та близорукая сентиментальность, которой, въ вопросахъ общественнаго зла, по хорошей русской пословицѣ, "изъ-за деревьевъ не видать лѣса". Дѣятельная любовь слагается изъ вѣры въ общественный идеалъ и стремлен³я приблизить къ нему явлен³я реальной жизни. Я высказалъ свой идеалъ реформы женскаго вопроса и говорю: осуществите его въ реальномъ явлен³и, - иначе борьба съ проституц³ей, вами предпринятая, никогда не увѣнчается рѣшительнымъ успѣхомъ. Ложный ли идеалъ провозглашаю я? Нѣтъ: г. Зѣньковск³й соглашается, и едва-ли кто не согласится, что истинный... Такъ въ чемъ же дѣло? Откуда негодован³е г. Зѣньковскаго, что я возглашаю истину - и очень не новую вдобавокъ? Какимъ образомъ моя "дальняя" истина можетъ приглушить его "ближнее" дѣло, a тѣмъ паче отвлечь отъ него сочувственниковъ и содѣятелей, на что именно г. Зѣньковск³й и жалуется? Развѣ задачи аболиц³онизма противорѣчатъ идеѣ женскаго равенства? Конечно, нѣтъ. По какому же тогда случаю шумъ и попреки, будто я сыгралъ въ руку какимъ-то врагамъ аболиц³онизма? Напротивъ: я говорилъ о дѣятеляхъ движен³я въ самыхъ почтительныхъ выражен³яхъ, которыя только г. Зѣньковскому почему-то угодно принимать за скрытыя насмѣшки. Между нами вышло въ данномъ случаѣ нѣчто въ родѣ комическаго qui pro quo на провинц³альномъ балу. Кавалеръ говоритъ хорошенькой дамѣ:
- Ольга Ивановна, вы сегодня свѣжи, какъ роза.
A Ольга Ивановна, глядь, вдругъ ни съ того, ни съ сего обидѣлась, надулась и огрызается:
- Оставьте, пожалуйста, ваши насмѣшки. Вы думаете, я не понимаю, что вы мнѣ это въ шпильку? Довольно даже вамъ должно быть стыдно.
- Помилуйте! Ей-Богу, отъ чистаго сердца!..
- Да ужъ, пожалуйста! Знаемъ мы васъ, знаемъ...
- Ей-Богу же, мои комплименты шли оть чистаго сердца, - о, подозрительная и сердитая аболиц³онистская роза!
Итакъ, мой идеалъ признается истиннымъ, но, по мнѣн³ю г. Зѣньковскаго, призывать къ нему нельзя, потому что его провозглашен³е, какимъ-то непостижимымъ образомъ, мѣшаетъ аболиц³онистамъ "дѣлать, что можно". Очень это курьезно, что идеалъ препятствуетъ практической дѣятельности во имя идеала; но, куда ни шло, допустимъ такое невѣроят³е. Однако... кто же, въ такомъ случаѣ, оказывается дурного мнѣн³я объ аболиц³онизмѣ? Кто умаляетъ (чтобы не сказать: уничтожаетъ) его общественное значен³е? Кто вынимаетъ изъ-подъ ногъ его идейную опору и, чрезъ то, сводитъ роль его къ красивому самообману и игрѣ въ хорош³я чувства? Я или г. Зѣньковск³й? Похоже, что не я...
Бываютъ средства радикальныя. Аболиц³онистское движен³е - палл³ативъ, которымъ общество пытается подлѣчить свою проституц³онную язву. И отлично. Пусть подлѣчиваетъ, сколько можетъ: все, что оно сдѣлаетъ, пойдетъ, конечно; на плюсъ, a не на минусъ. Никто и не сомнѣвается, что "аболиц³онизмъ сражается не съ вѣтряными мельницами, когда собираетъ конгрессы, учреждаетъ общества, издаетъ брошюры и книги, создаетъ течен³е". Прекрасно, прекрасно. Покуда нѣтъ радикальнаго средства, пусгь общество лѣчится отъ проституц³и палл³ативами конгрессовь, брошюръ, книгъ и "течен³я". Чѣмъ больше палл³ативовъ будетъ найдено и примѣнено къ дѣлу, тѣмъ лучше для человѣчества. Но странно успокаиваться совѣстью на лѣчен³и дифтерита бензойнымъ натромъ, зная, что существуетъ противодифтеритная сыворотка, или лѣчить укушевнаго бѣшеною собакою прижиган³ями вмѣсто Пастеровыхъ прививокъ. И рѣшительно не могу уяснить себѣ, почему такъ гнѣвается на меня г. Зѣньковск³й, когда я, отдавая должное бензойному натру и прижиган³ямъ, позволяю себѣ мечтать о противодифтеритной сывороткѣ и Пастеровыхъ прививкахъ.
Общество больно дроституц³ей. Аболиц³онизмъ - наша первая домашняя помощь при наиболѣе острыхъ и явныхъ припадкахъ болѣзни. Этой роли y него никто не отнимаетъ, да, кажется, никто и не думалъ и не думаетъ отнимать. Г. Зѣньковск³й намекаетъ, что противъ аболиц³онистовъ дѣйствуютъ как³я-то реакц³онныя силы, равно какъ реакц³онная печать. Находясь далеко отъ центровъ, я не знаю, какъ относилась реакц³онная печать къ движен³ю аболиц³онизма въ послѣднее время, но не помню, чтобы ранѣе она враждовала съ нимъ остро и рѣзко. Напротивъ: въ то время, какъ положительво прогрессивные шаги русскаго вѣка, въ родѣ пересмотра законодательства о внѣбрачныхъ дѣтяхъ, либо публицистической агитац³и за свободу развода, были встрѣчаемы реакц³онною печатью криками яраго гнѣва, или злобнымъ шипѣн³емъ, аболиц³онистамъ неоднократно расточались ею даже кисло-сладк³е комплименты, a мног³я, уже совсѣмъ не либеральныя, силы охотно принимали участ³е въ молодыхъ начинан³яхъ аболиц³онизма и даже брали ихъ подъ свое руководство и покровительство. И это симптомъ не изъ лестныхъ, - особенно, при той лютой враждѣ, которую проявляетъ реакц³онная печать къ женскому образовав³ю, къ женскому труду, къ расширен³ю женской гражданской и семейной правоспособности, т. е. ко всѣмъ положительнымъ и общимъ оруд³ямъ женскаго прогресса и освобожден³я. Симптомъ этотъ доказываетъ, что реакц³онныя силы не видятъ въ аболиц³онизмѣ, съ его спец³ально запретительною и узко ограниченною дѣятельностью, серьезнаго врага и даже охотно поддерживаютъ легкое возбужден³е имъ, какъ бы давая тѣмъ нѣкоторую идейную взятку общественной энерг³и, ищущей себѣ исхода. Г. Зѣньковск³й произвелъ меня въ тайные реакц³онеры за то, что, проповѣдуя общую и коренную реформу женскаго вопроса, я мѣшаю будто бы частичнымъ успѣхамъ аболиц³онизма. Есть другая, гораздо болѣе частая и успѣшная уловка реакц³и. Когда назрѣваетъ въ обществѣ слишкомъ крупный и нежелательный реакц³и вопросъ, - его спѣшатъ размѣнять съ рублей на гривенники, т. е. общественное вниман³е стараются разсѣять, отвлекая его отъ огромной "дальней" сути вопроса къ второстепеннымъ "ближнимъ" частностямъ, отъ "невозможныхъ" корней къ красивымъ вѣтвямъ со столь симпатичнымъ для г. Зѣньковскаго девизомъ "что можно"... Маленькихъ "можностей" открывается цѣлая куча, и изъ-за деревьевъ становится не видать лѣса. Въ самомъ скоромъ времени огромная суть вопроса оказывается искусственно загроможденною множествомъ декоративныхъ частностей, изъ которыхъ ни одна не въ состоян³и подвинуть вопросъ къ разрѣшен³ю, a между тѣмъ каждая какъ будто свидѣтельствуетъ, что вопросъ не умеръ, что ему дано жить и развиваться. Помилуйте, молъ! Какъ же вы жалуетесь, будто прогрессъ бездѣйствуетъ? Неужели вы не слышите, какъ онъ топочетъ ногами? A топочетъ-то онъ, стоя на одномъ мѣстѣ, и плачевнѣе всего то, что, топоча, доходитъ иногда и самъ до лестнаго самообмана, будто и впрямь идетъ впередъ, "какъ можно". Хотя опять-таки "долгъ платежемъ красенъ", однако я не позволю себѣ обзывать реакц³онерами поклонниковъ мнимо-прогрессивнаго топан³я на мѣстѣ. Но сознаюсь, что не могу безъ улыбки наблюдать, какъ дешево стоющая идейная взятка можетъ довести росс³йскаго интеллигента до умиленнаго состоян³я, въ которомъ онъ безсознательно лобызается съ природными своими врагами и радъ хоть на ножи противъ скептиковъ, не желающихъ дѣлить его восторговъ.
На мѣстѣ г. Зѣньковскаго, я не отчаявался бы такъ въ скорой достижимости коренныхъ реформъ, которыми должна уничтожиться экономическая проституц³я. "Невозможное" часто оказывается ближе и прекраснѣе самыхъ пылкихъ "возможныхъ" чаян³й. Тысячи либеральныхъ людей въ сороковыхъ и пятидесятыхъ годахъ, стоя на почвѣ "возможныхъ" ожидан³й, пр³искивали палл³ативы, для упорядочен³я отношен³й между крѣпостными крестьянами и помѣщиками-душевладѣльцами. Мног³е изъ палл³ативовъ были полезны, остроумны и красивы, какъ полезенъ и красивъ аболиц³онизмъ, вдохновляющ³й г. Зѣньковскаго. И много горькихъ жалобъ со стороны этихъ искренно либеральныхъ, но черезчуръ ужъ умѣренно-аккуратпыхъ искателей палл³ативовъ вызывали крайне немногочисленные охотники "смотрѣть въ корень", находивш³е единственнымъ разумнымъ и дѣйствительнымъ выходомъ изъ вѣковыхъ историческихъ золъ рабовладѣльческаго вопроса "невозможную" реформу освобожден³я крестьянъ съ землей. A между тѣмъ, кремлевская рѣчь Царя Освободителя и манифестъ 19 февраля 1861 года были уже куда какъ не за горами. Какой московитъ вь концѣ семнадцатаго вѣка предвидѣлъ Петербургъ и полную перестройку стараго государства? Когда вопросы созрѣваютъ и времена ихъ исполняются, они заставляютъ общество давать отвѣты прямые, быстрые, рѣшительные. A развѣ мы не чувствуемъ, что женск³й вопросъ назрѣваетъ не по днямъ, а по часамъ? Развѣ устроить для женщины точныя и болѣе выгодныя трудовыя нормы не становится неугомонною, крикливою необходимостью, столь же важною для мужчинъ, какъ и для самихъ женщинъ? Быстрое вздорожан³е культурной жизни во всѣхъ странахъ европейской цивилизац³и неуклонно ведетъ къ банкротству современнаго семейнаго мужевластительства. Однѣхъ мужскихъ силъ дѣлается уже недостаточно, чтобы оправдывать семейный расходъ; подспорье женскаго труда, жена и мать-добычницы сейчасъ уже настойчиво желательны, вскорѣ будутъ необходимы. A разъ трудъ женщины станетъ необходимымъ и для мужчинъ (какъ подспорье, безъ котораго нельзя жить въ довольствѣ), то придется нормировать его такими услов³ями, чтобы онъ окупалъ себя наравнѣ съ мужскимъ: иначе какой разсчетъ женщинѣ ему отдаваться? И, какъ скоро нормы женскаго труда сравняются съ нормами мужского, женщинѣ не станетъ нужды себя продавать, и экономической проституц³и - конецъ и вѣчная память.
Г. Зѣньковск³й увѣряетъ, будто, въ качествѣ мечтателя о коренныхъ реформахъ, я оказываю "своими краснорѣчивыми строками громадную услугу всѣмъ тѣмъ силамъ, для которыхъ движен³е аболиц³овистовъ угрожало смертью". Увы, г. Зѣньковск³й! Аболиц³онизмъ въ тѣхъ формахъ и рамкахъ, какъ вы его понимаете, съ девизомъ "что можно", рѣшительно никакимъ темнымъ силамъ смерти нанести не въ состоян³и. При всей своей симпатичности, онъ слишкомъ ограниченъ и въ компетенц³и, и въ средствахъ дѣйств³я. Спасибо ему и за то уже, если ему удается иной разъ временно парализовать вредное вл³ян³е нѣкоторыхъ темныхъ силъ на нѣкоторыя (хотя бы и считаемыя въ тысячахъ, какъ увѣряетъ г. Зѣньковск³й) жертвы, избранныя, счастливымъ случаемъ, чтобы привлечь вниман³е аболиц³онистской полиц³и. Спасибо аболиц³онизму уже и за то, если ему удастся сдѣлать извѣстныя гражданск³я и уголовныя непр³ятности нѣсколькимъ (хотя бы считаемымъ въ десяткахъ и сотняхъ) представителямъ темныхъ силъ, которые окажутся настолько наглы или неловки, что не успѣютъ скрыть своихъ грязныхъ и жестокихъ дѣлъ отъ бдительности аболиц³онистской полиц³и. Рогатый силлогизмъ о томъ, сколько надо снять волосъ съ головы человѣка, чтобы его было можно считать плѣшивымъ, становится еще рогатѣе, когда приходится приложить его мѣрку къ буйно-косматой и тучно обрастающей головѣ спроса на развратъ. Внѣшн³е, рознично-количественные успѣхи въ борьбѣ со зломъ, если и бывали иногда рѣшен³емъ вопроса, то столь медленнымъ, что и хронологическое терпѣн³е г. Зѣньковскаго, пожалуй, устанетъ ожидать. Обил³е волковъ было очень острымъ зломъ въ средневѣковой Европѣ. Англичанамъ удалось истребить волковъ на своемъ островѣ, волчьяго вопроса въ Англ³и не существуетъ болѣе. Но, чтобы погибъ послѣди³й британск³й волкъ, Англ³и надо было ждать отъ Альфреда Великаго до королевы Виктор³и...
Выше я употребилъ выражен³е "аболиц³онистская полиц³я", потому что аболиц³онистское движен³е, какъ полезная попытка массовой самообороны отъ злоупотреблен³й полового торга, есть, конечно, прежде всего, приглашен³е обществу превратиться въ полиц³ю нравовъ для самого себя. Это - нѣчто въ родѣ общественнаго самоуправлен³я въ примѣнен³и къ одной изъ вреднѣйшихъ и прочнѣйшихъ сторонъ соц³альнаго строя. Цѣль прекрасная, истинно "ближне" практическая и чреватая многими благими послѣдств³ями частнаго, розничнаго характера. Я вполнѣ понимаю, почему множество добрыхъ и честныхъ людей бросились къ ней съ пылкимъ энтуз³азмомъ: хорошо это съ ихъ стороны, что бросились, и дай Богъ, чтобы они нашли себѣ многихъ подражателей и прододжателей. Трудъ ихъ полезенъ и достоинъ благодарности. Но было бы жестокою, до ман³и велич³я ошибкою воображать себя, при работѣ въ услов³яхъ аболиц³онистской программы, a тѣмъ болѣе съ подчинен³емъ девизу "что можно", радикальными цѣлителями проституц³оннаго недуга. Прекрасно удержать дѣвушку отъ проституц³и; прекрасно возродить падшую женщину къ честной жизни, прекрасно истребить торговца живымъ товаромъ; прекрасно отмѣнить регистрац³ю проститутокъ съ ея живодерными нравами и послѣдств³ями; прекрасно переработать къ лучшему общую регламентац³ю злополучнаго института; прекрасны сотни проектовъ, - какъ я писалъ уже, часто получающихъ осуществлен³е, - вызванныхъ аболиц³онистскимъ движен³емъ. Но всѣ эти мѣры - самодовлѣющ³я, живущ³я въ самихъ себя. Онѣ создаютъ нравственныя удобства настоящаго, a не свободу будущаго. Онѣ не прекращаютъ проституц³и, но упорядочиваютъ ея внѣшн³я проявлен³я такъ, чтобы гнуснымъ зрѣлищемъ и запахомъ своимъ она не оскорбляла щекотливой морали и не раздражала впечатлительныхъ нервовъ буржуазнаго общества, потребностями котораго и для потребностей котораго она живетъ. Это - санитарно-полицейское оздоровлеше института примѣнительно къ наиудобнѣйшему, наиприличнѣйшему и наигуманнѣйшему онымъ пользован³ю, a отнюдь не уничтожен³е женскаго бѣлаго рабства. И вся эта общественная работа - для себя, на насъ самихъ, каковы мы сейчасъ, на общественный строй съ подавляющимъ преобладан³емъ мужского права, интереса и первенства. Для женщины же мы не дѣлаемъ въ ней почти что ничего, такъ какъ причинъ, толкающихъ ее въ самопродажу, не уничтожаемъ, a иногда, какъ оказывается, даже и негодуемъ на дерзающихъ мечтать объ уничтожен³и причинъ, потому что таковое-де - "невозможная умеренная реформа". A покуда существуетъ причина, будетъ неукоснительно проявляться и слѣдств³е.
Если въ странѣ голодъ, никак³я мѣры надзора и пресѣчен³я не могутъ воспрепятствовать развит³ю въ ней добывающихъ пороковъ и преступлен³й. Удержать быстро падающую нравственность края можно тогда только энергичною хлѣбною, денежною, трудовою помощью, т. е. накормивъ народъ. Въ той странѣ, которая имѣетъ больше безработнаго и голодающаго люда, больше и голодныхъ пороковъ. Сослов³я, экономически обездоленвыя и приниженныя, осуждены давать процентъ добывающей преступности больш³й, чѣмъ сослов³я, матер³ально обезпеченныя.
"Женское сослов³е" - называютъ женщинъ шуточною кличкою русск³е мужики, купцы, мѣщане. Въ этой народной остротѣ много невольно сказавшейся правды... Женщины въ современномъ обществѣ дѣйствительно уже не только второй полъ разныхъ сослов³й, но именно самостоятельное назрѣвающее экономически, отдѣльно, новое сослов³е. Это "пятое сослов³е" слишкомъ обдѣлено благоденств³емъ всюду, a ужъ y насъ на Руси въ особенности. Оно бываетъ сыто лишь любовною милостью или семейною обязанностью мужскихъ сослов³й. Само по себѣ безправное, оно предано нуждѣ и, слѣдовательно, обречено выдѣлять проституц³онный контингентъ, въ формѣ ли скитан³й Сони Мармеладовой по Невскому проспекту, въ формѣ ли законнаго супружества Марьи Андреевны съ Максимомъ Беневоленскимъ. Г. Зѣньковск³й распространяется о противодѣйств³и проституц³онному наплыву течен³ями религ³озной, нравственной и умственной жизни. Все это очень хорош³я воздѣйств³я до тѣхъ поръ, покуда аболиц³онизмъ работаетъ въ розницу, по частнымъ случаямъ, но совершенно невл³ятельныя, какъ скоро аболиц³онистская партизанская война изъ частной борьбы за такихъ-то и такихъ-то проститутокъ превращается въ общую борьбу противъ проституц³и. Г. Зѣньковск³й считаетъ меня ярымъ фанатикомъ экономической вѣры, не желающимъ, глядя изъ-за ея катехизиса, какъ изъ-за каменной стѣны, признавать серьезными психологическ³я и соц³альныя надстройки нашего быта и важность ихъ для проституц³оннаго вопроса. И это г. Зѣньковск³й отъ себя на меня взводитъ. Въ силу боковыхъ течен³й сказаннаго порядка и во вл³ян³е "надстроекъ" я вѣрю настолько, что въ моей же статьѣ г. Зѣньковск³й можетъ найти мнѣн³е, что если бы честный трудъ давалъ женщинѣ хоть одну треть того заработка, который даетъ проституц³я, то дѣло послѣдвей было бы уже надломлено. "Надстройки", о которыхъ говоритъ г. Зѣньковск³й, достаточно сильны, чтобы удержать на честномъ пути женщину, зарабатывающую рубль, отъ перехода яа путь позорный, хотя бы онъ сулилъ заработокъ въ три рубля. Но когда путь позорный сулитъ, какъ ему свойственно, три рубля, a путь честный едва вознаграждается черствымъ хлѣбомъ, тутъ вл³ян³е "надстроекъ" совершенно парализуется несоотвѣтств³емъ общественной морали съ дѣйствительностью, и, на мой взглядъ, даже прибѣгать-то къ нему не всегда великодушно, потому что - сперва накормите, a потомъ уже и проповѣдуйте, учительствуйте. Заповѣдь заботиться не объ единомъ хлѣбѣ огромно велика, но заповѣди сидѣть безъ хлѣба никогда не было дано.
Русск³й мужикъ Бондаревъ, сочинивш³й замѣчательную книгу о земледѣльческомъ трудѣ, изданную только во французскомъ переводѣ ("Le Travail"), предлагаетъ своему читателю:
- Если ты собираешься критиковать мою книгу, обѣщай мнѣ, что сперва не будешь ѣсть три дня.
Этотъ своеобразный пр³емъ подготовки къ критикѣ вопроса о хлѣбѣ насущномъ, пожалуй, годится и для писателей о женскомъ воаросѣ, старающихся умалить въ проституц³онномъ недугѣ значен³е экономическаго фактора и уповающихъ побороть проституц³ю "чѣмъ можно", порицая мечтателей о невозможныхъ коренныхъ реформахъ.
Вотъ и все, - хотя довольно длинное все, - что я долженъ былъ изъяснить по существу замѣчан³й г. Зѣньковскаго. Рго domo sua говорить не буду. Совершенно излишн³я въ идейной полемикѣ, патетическ³я грубости г. Зѣньковскаго меня не трогаютъ. Упрекъ въ сочувств³и реакц³онерамъ, какъ попавш³й ужъ черезчуръ не по адресу, доставилъ мнѣ нѣсколько веселыхъ минутъ. Да! между прочимъ, г. Зѣньковск³й называетъ мой фельетонъ "очень умнымъ, но глубоко его возмутившимъ". Вотъ ужъ этого противопоставлев³я я никакъ не могу себѣ уяснить. Если фельетонъ "очень уменъ", то чѣмь же въ немъ глубоко возмущаться? Если онъ глубоко возмутителенъ, то какъ же онъ можетъ быть "очень умнымъ"? Что-нибудь одно. A то странно какъ-то: истинный идеалъ мой г. Зѣньковск³й воспрещаетъ провозглашать; a "очень умныя" слова мои его возмущаютъ... Что за "Велик³й Инквизиторъ" такой, желающ³й осчастливить человѣчество, закрывая ему глаза на правду и доводы разсудка?
Еще отмѣчу негодующ³я восклицан³я почтеннаго оппонента: неужели г. Иксъ не понимаетъ, кому въ руку онъ играетъ? Неужели г. Иксъ не понимаетъ, съ кѣмъ въ одинъ голосъ онъ поетъ?
Я никому не играю въ руку, потому, что не привыкъ играть вопросами общественной важности вовсе - ни одинъ, ни съ партнерами. Я ни съ кѣмъ не пою въ одинъ голосъ, потому что я - не хористъ и пою свою парт³ю solo, самъ отъ себя. A кто, слыша меня, хочетъ и будетъ мнѣ подпѣвать, это меня не касается и мнѣ рѣшительно безразлично, если только припѣвъ не испортитъ моей пѣсни. Во всякомъ случаѣ, это будутъ люди, которые не боятся истины и ея слова. Важна же только истина, a не люди и ихъ клички. Сила въ своемъ, свободно и логически выработанномъ мнѣн³и, a не въ хоровыхъ символахъ.
Слышалъ я стараго сойотскаго шамана. Долго онъ пѣлъ и причиталъ, тряся своимъ разрисованнымъ бубномъ. И, когда я попросилъ знакомаго инородца перевести мнѣ смыслъ пѣсни, - вотъ что, оказалось, пѣлъ шаманъ:
- Я стою одинъ на высокомъ холмѣ и пою въ снѣжную степь свою громкую пѣсню. Меня слышитъ пустыня, я не слышу никого. Слова мои замерзаютъ въ воздухѣ, потому что стоитъ жестокая зима. Когда настубитъ лѣто, они растаютъ, разольются съ холма шумными ручьями, и пустыня отвѣтитъ имъ...
Хорошо думалъ и пѣлъ старый сойотск³й шаманъ. Съ удовольств³емъ принимаю пѣсню его своимъ девизомъ...
(Г. A - ту въ "Нов. Времени")
* Владимиръ Карловичъ Петерсенъ. Скончался въ 1904 году.
Прочиталъ я вашъ фельетонъ "Понемногу о многомъ", a въ немъ отдѣлы "Бѣлыя невольницы" и "Правда ли это?" со слѣдующими строками по моему адресу:
"Нашелся какой-то очень краснорѣчивый Иксъ (побоялся выступить безъ забрала, несчастный!), который дерзнулъ сказать, что бѣлыя невольницы попадаютъ въ веволю не по роковому предназначен³ю, a потому, что это выгодно женщинѣ въ экономическомъ отношен³и. Конечно, такая дерзость безнаказанной пройти не могла, и явились горяч³е протестанты, предавш³е Икса растерзан³ю по всѣмъ правиламъ благонамѣренныхъ прописей и чувствительной филантроа³и.
"Увы! Иксъ струсилъ и пошелъ на компромиссы и сталъ каяться и божиться, что онъ и не думалъ нападать и оскорблять бѣлыхъ невольницъ, но что онъ хотѣлъ тодько подчеркнуть, какъ можно рѣзче, что всѣ пр³юты, создаваемые для реабилитац³и и спасен³я кающихся Магдалинъ, суть палл³ативы и что, пока женщинъ не сравняютъ вполнѣ въ правахъ съ мужчинами на экономическомъ ристалищѣ труда и заработка, до тѣхъ поръ проституц³я неизбѣжна, такъ какъ, несомаѣнно, женщинѣ она выгодна, какъ професс³я.
"Ахъ, какъ я огорчился такому выпаду несомнѣнно умнаго, но, вѣроятно, еще несомнѣннѣе, трусливаго человѣка! И ты, благородный Брутъ, за уравнен³е правъ? И вы за нѣчто невыполнимое и немыслимое? - думалъ я, стараясь въ то же время выяснить себѣ экономическое неравенство трудящихся мужчинъ и женщинъ. Вѣдъ сколько объ этомъ неравенствѣ сказано жалкихъ словъ - и перечислить немыслимо"!..
Чувствительнѣйше благодаря за комплименты моему уму, я долженъ, однако, замѣтить, что статьи мои о борьбѣ съ проституц³ей вы прочитали, вѣроятно, изъ пятаго въ десятое, потому что приписываете мнѣ мысли, которыхъ я не имѣлъ, и поступки, которыхъ не совершалъ. A именно:
1. По вашему мнѣн³ю, я "дерзнулъ сказать, что бѣлыя неволъницы попадаютъ въ неволю не по роковому предназначен³ю, a потому, что это выгодно".
Не знаю, что вы хотите выразить словами "роковое предназначен³е", въ качествѣ противоположен³я "выгодѣ". Моя мысль была такова: въ деспотически мужскомъ строѣ современнаго общества женщина - безправная и дурно оплаченная работница, въ которой наивысшую цѣну имѣетъ ея полъ; поэтому, покуда строй мужского преобладан³я будетъ управлять обществомъ, женщинѣ выгоднѣе промышлять своимъ поломъ, чѣмъ инымъ трудомъ: поэтому, въ современной цивилизац³и торговля поломъ есть именно роковое предназначен³е жеящины, отъ котораго честному, самостоятельному труду удается отбивать для себя только натуры выдающ³яся - героинь и мученицъ; масса обречена кормиться своимъ поломъ, въ формѣ ли брака, въ формѣ ли проституц³и, за милость мужчины... Торговля собою - единственный настояще выгодный промыселъ, оставленный женщинамъ мужскою опекою. Какого же вамъ еще рокового предназначен³я угодно?
2. "Иксъ струсилъ и пошелъ на компромиссы и сталъ каяться и божиться, что онъ и не думалъ нападать и оскорблять бѣлыхъ невольницъ" и т. д. Я не могъ ни въ чемъ подобномъ каяться - тѣмъ паче съ божбою, - прежде всего потому уже, что изъ оппонентовъ моихъ, мнѣ извѣстныхъ, никто меня въ этомъ не обвиняль, да, полагаю, и не могъ обвинить, потому что тезисы мои быть можетъ, непр³ятны для мужского самолюб³я и лицемѣр³я, a ужъ никакъ не для женщинъ, которыхъ эти милыя силы нашей культуры держатъ въ физическомъ и нравственномъ рабствѣ, вяжутъ по рукамъ и по ногамъ. Я же зову женщину къ свободѣ, къ равноправ³ю съ мужчиною. Равенство половъ во всѣхъ правахъ и отношен³яхъ общественныхъ опредѣлитъ новую культурную эру, о которой взываетъ наша дряхлѣющая цивилизац³я. A зарею такого равенства является для меня все болѣе и болѣе наростающая потребность въ экономическомъ уравнен³и женщинъ и мужчинъ.
3. Да, я - за уравнен³е правъ, что отнюдь не значитъ - "за нѣчто невыполнимое и немыслимое". О невыполнимости и некыслимости я уже достаточно сказалъ, отвѣчая г. Зѣньковскому на его теор³ю "можности". Есгь слово:
- Необходимость.
И... гдѣ оно раздается, тамъ нечего говорить о можномъ и неможномъ, о выполнимомъ и невыполнимомъ, о мыслимомъ и немыслимомъ. Необходимо, - и должно быть. Вопросъ о равенствѣ общественныхъ правъ мужчины и женщины уже близокъ къ этой принудительной грани.
4. Въ качествѣ "человѣка, несомнѣнво, умнаго, но, еще несомнѣннѣе, трусливаго" я спрошу г. A - та, какъ человѣка, несомнѣнно, храбраго:
- Потребность въ женскомъ добычливомъ трудѣ наростаетъ для общества съ каждымъ днемъ. Семья уже не въ силахъ кормиться заработкомъ одвого мужчины. Вы признаете, что наивыгоднѣйш³й способъ заработать деньги для женщины - проституц³я. Предположимъ, что такъ. Какую же будущность готовятъ обществу этя положен³я?
Полагаю что, когда потребность въ женскомъ трудѣ насущно необходима, a способовъ къ удовлетворен³ю потребности нѣтъ, могутъ быть предложены только два исхода:
Или широкое изыскан³е новыхъ формъ и областей женскаго труда, которое завершится полнымъ равенствомъ его съ мужскимъ.
Или признан³е существующихъ способовъ правомѣрными и согласными съ нравственностью общества
То есть, попросту говоря, либо надо дать женщинѣ выгодный выходъ изъ области полового труда во всѣ остальныя трудовыя сферы, либо признать половой трудъ, т. е. проституц³ю, законнымъ, честнымъ, нравственнымъ, равнымъ всякому другому.
Первый выборъ - мой. Второй неминуемо вытекаетъ изъ разсужден³й г. A - та о неисполнямости и немыслимости коренной реформы женскаго вопроса. Полюсы женскаго будущаго: или равноправ³е съ мужчиною, или общественное торжество проституц³и. И... какъ бы ни поддразнивалъ меня г. А - тъ трусостью, я сознаюсь откровенно, что не имѣю достаточно храбрости, чтоби утѣшаться второю перспективою, какъ соц³альнымъ идеаломъ. Belle, oneste e stimatissime cortigiane di Venezia ("прекрасныя, благородныя и высокопочтенныя венец³анск³я проститутки") очень хороши на картинахъ Бордоне, Тиц³ана, Веронезе, но сомнѣваюсь, чтобы и г. A - тъ желалъ видѣть этотъ почетный классъ воскреснувшимъ къ жизни.
Г. A - тъ, сомнѣваясь въ малоцѣнности женскаго труда, приводитъ въ примѣръ высок³е заработки пѣвицъ, актрисъ, талантливыхъ художницъ, модистокъ и мамокъ.
На это я отвѣчу:
а) Доказывать, чго женщинамъ хорошо и заработно живется, именами Самокишъ-Судковской, Бемъ, М. Фигнеръ, Дузе, Сарры Бернаръ, Савиной, столько же логично, какъ - если бы я сталъ, напр., дѣлать выводы о зажиточности русскаго мужика по состоян³ямъ Кокорева, Губонина, a о степени его развит³я по ген³ю Ломоносова, по талантамъ Кольцова, Никитина, Сурикова. Ген³й не имѣетъ пола, большой талантъ также. Женщины, названныя г. A - томъ - "выдающ³яся": онѣ возвысились, въ дарован³яхъ своихъ, одинаково надь мужскою и женскою массою. Удача исключительной личности не можетъ быть мѣриломъ благополуч³я общественной единицы. Впрочемъ, за развит³емъ этой части моего возражеи³я я попрошу г. А - та обратиться къ "Послѣслов³ю" моего публицистическаго романа "Виктор³я Павловна : тамъ оно изложено подробно.
б) Въ этомъ же романѣ г. A - ть найдетъ главу о доходности женскаго сценическаго труда, о соотношен³и въ немъ заработной платы съ расходами производства и т. д. Здѣсь же я отмѣчу только, что женск³й сценическ³й трудъ - очень недавнее завоеван³е женской эмансипац³и: ему всего 150-200 лѣтъ... При томъ лишь весьма немнго лѣтъ тому назадъ, - y насъ, въ Росс³и, пожалуй, нѣтъ еще и полувѣка, - трудъ актрисы и пѣвицы очистился отъ обязательной проституц³онной примѣси. Этому герофскому завоеван³ю женской эмансипац³и гг. мужчипы покорились не съ большею радостью, чѣмъ, напр., крѣпостники - освобожден³ю крестьянъ. И процессъ этого завоеван³я до сихъ поръ нельзя считать совершенно законченнымъ, что доказывается закулиснымъ обил³емъ негласной и привилегированной проституц³и добровольной. Въ обществѣ, обладающемъ столь поучительною пьесою, какъ "Таланты и поклонники", актриса - честная труженица только для лучшихъ мужчинъ его, для Мелузовыхъ; для массы она - добыча, приманка, соблазнительная кандидатка въ половой развратъ.
в) Оставляя въ сторонѣ сценическ³й трудъ исключительно талантливыхъ, успѣвшихъ стать внѣ пола величинъ, разсматривая услов³я его для средней работницы, надо опять-таки съ грустью отмѣтить, что доходность сцены для женщины растетъ постольку, поскольку амплуа ея соприкасается съ половыми особенностями. Г. A - тъ взялъ въ примѣръ огромнаго заработка г-жу Бяльцеву: какъ пѣвица, эта сценическая дѣятельница - совершениое ничтожество, но она, какъ никто, умѣетъ дѣйствовать голосомъ и интонац³ями своими на чувственность публики; это - талантъ половой, и успѣхъ его половой. Здѣсь огромныя суммы платятся не за вдохновен³е, трудъ и искусство, a за упразднен³е, такъ сказать, вокальнаго стыда. То же самое Отеро, Кавальери е tutte quante. Насколько публика предпочитаетъ половыя сценическ³я впечатлѣн³я чистому искусству, насколько въ актрисѣ женщина милѣе ей, чѣмъ талантъ, разительное и трагическое доказательство явилъ Петербургъ осенью 1902 г., въ отвратительной истор³и самоуб³йства антрепренера Морева изъ-за нарушившей контрактъ Кавальери. Труппа, собранная изъ лучшихъ артистовъ Европы, не могла утѣшить публику въ потерѣ наслажден³я видѣть очень красивую женщину съ ореоломъ скандала вокругъ головы, съ тѣнью кафешантана за спиною. Толпа "плевать хотѣла" на Маркони, Баттистини, Баронатъ и требовала деньги назадъ {Сравните ниже этюдъ "О дѣвицѣ Торсъ и господахъ Кувшинниковыхъ".}. Антрепренеръ прогорѣлъ и застрѣлился... А истор³я русской драмы, которую 25 лѣтъ держала въ черномъ тѣлѣ оперетка, покуда полового владычества послѣдней не сломилъ уже совсѣмъ откровенно половой кафешантанъ? Сейчасъ Мельпомена какъ будто возрождается. Но въ преуспѣян³и ея тоже приходится поставить не малую долю на счетъ тому новшеству, что строгая богиня очень смягчила свой былой пуризмъ, и о платонической любви декламируетъ нынѣ "Принцесса Греза" съ разрѣзомъ платья, какъ y "Прекрасной Елены"; учить супружеской вѣрности приходитъ "Монна Ванна", въ чемъ мать родила; цѣломудр³е проповѣдуютъ "Рабыни веселья", a семейное начало читаетъ публикѣ проститутка "Заза".
г) Трудъ мамки есть чисто половая функц³я, взятая въ наймы. О немъ не къ чему и упоминать въ числѣ доходностей женскаго самостоятельнаго труда. Менѣе противный, a потому и болѣе благосклонно принимаемый обществомъ трудъ мамки, по существу своему, - такая же соц³альная болѣзнь, какъ и проституц³я, и, подобно ей, также представляетъ собою "торговлю поломъ".
д) Трудъ модистки имѣетъ хорошую цѣну только тогда, когда ставитъ конечною цѣлью половое украшен³е женщины. Маши, шьющ³я женскую одежду, зарабатываютъ 30-50 копеекъ въ день. Бѣшеныя деньги платятся работницамъ не одеждъ, но туалетовъ, доводящихъ мужск³е умы до восторга. Такимъ образомъ цѣнцость труда модистки исходитъ изъ полового же источника, и опять-таки растетъ постольку, поскольку модистка содѣйствуетъ половому успѣху:
Не одѣнешься лучше камел³й
И богаче французскихъ актрисъ.
е) Г. А - тъ обмолвился дивною характеристикою женскаго труда въ фразѣ: "кухарки, въ самомъ дѣлѣ за повара, оплачиваются выше плохихъ поваровъ". Совершенно вѣрно. Нельзя быть болѣе мѣткимъ и правдивымъ! Но г. A - тъ врядъ-ли когда-нибудь видалъ, чтобы кухарка въ самомъ дѣлѣ за повара оплачивалась, какъ въ самомъ дѣлѣ поваръ. То же самое, - прошу дамъ не обижаться на сравнен³е, - надо сказать о беллетристкахъ, художницахъ, переводчицахъ; очень хорош³я изъ нихъ удостаиваются цѣниться наравнѣ съ очень плохими беллетристами, художниками, переводчиками или даже немного выше. Прекрасная работница стоитъ въ одной цѣнѣ съ никуда негоднымъ работникомъ: это справедливо! По мнѣн³ю г. А - та, это - благополучная постановка женскаго вопроса?!
Одна фраза въ статьѣ г. A - та очень непр³ятно меня удивила и даже покоробила. Это - упрекъ за подпись псевдонимомъ: "побоялся выступить безъ забрала, несчастный!" Знаете ли, счастливый безъ забрала, - старому литератору, къ тому же также пишущему подъ псевдонимомъ, испускать так³я восклицан³я какъ будто и неловко бы.
Проработавъ въ журналистикѣ чуть не четверть вѣка, пора бы знать, что авторъ часто "опускаетъ забрало" не потому, что "боится". Иногда забрало столько же пр³ятно опускать, какъ надѣвать желѣзную маску...
Въ "Новомъ Времени" (No отъ 30 апрѣля 1903 г.) я нашелъ фельетонъ г. A - та, отвѣчающ³й на мое возражен³е.
Г. A - тъ подвергаетъ критикѣ мое положен³е, что необходимое возможно. "Чтобы спасти женщинъ отъ бѣлаго невольничества, необходимо сравнять ихъ экономически съ мужчинами, а, если необходимо, то это и возможно". Разбивая мою "счастливую идилл³ю" по механическимъ законамъ спроса и предложен³я, г. A - тъ оставляетъ женщинѣ только двѣ дѣятельности, въ коихъ она необходима и незамѣнима: рожать дѣтей и кормить ихъ грудью. То-есть - признаетъ женщину существомъ исключительно и фатально половымъ, что я и выяснялъ о г. A - тѣ въ возражен³и своемъ, изобличая присутств³е полового элемента во всѣхъ женскихъ професс³яхъ, выставленныхъ г. A - томъ въ примѣръ успѣшвыхъ и хорошо оплаченныхъ.
Затѣмъ: "необходимо сравнять женщинъ экономически съ мужчинами". При такой формѣ императива, г. A - тъ, стоящ³й на мужской точкѣ зрѣн³я, пожалуй, остался бы правъ, сомнѣваясь въ необходимости, мною утверждаемой. Потому что необходимо не сравнять женщинъ, но необходимо равенство женщинъ съ мужчинами, которое будетъ достигнуто, конечно, не столько потребностью мужчинъ сравнять съ собою женщинъ, сколько стремлен³емъ женщинъ сравняться съ мужчипами. Я говорю не о равенствѣ, которое дадутъ мужчины, a o равенствѣ, которое возьмутъ женщины. Полагаю, что оттѣнокъ ясенъ, и онъ совершенно мѣняетъ дѣло.
Слово "необходимость" подразумѣваетъ вопросъ: для кого? Отрицая необходимость женскаго равенства въ современномъ обществѣ, г. A - тъ, - повторяю, - по-своему, по сурово, узкомужскому, правъ, потому что современный строй общества - мужевладычный, и, въ соображен³и спец³ально мужскихъ интересовъ, экономическое равенство женщины - не выигрышъ, что г. A - тъ, со свойственною ему прямотою, и отмѣчаетъ. Сейчасъ повелительная необходимость равенства громко говоритъ о себѣ лишь очень немногимъ изъ мужчинъ, охочимъ пытливо заглядывать въ будущее. Но равенство уже необходимо женщинамъ, и женщины развиваютъ движен³е къ нему. A развит³е движен³я, толкуя смыслъ и укрѣпляя практику равенства, сдѣлаетъ его мало-по-малу сперва выгоднымъ, a потомъ необходимымъ уже и для мужчинъ. Женск³й воггросъ переживаетъ въ этомъ направлен³и ту же эволюц³ю, что пережилъ и переживаетъ еще вопросъ рабоч³й, который, за XIX вѣкъ, перестроилъ соц³альную систему Европы. Давно ли рабоч³й вопросъ почитался злѣйшимъ врагомъ и разрушителемъ государственности? A теперь государства ищутъ заключить съ нимъ союзъ, стараются нормировать ходъ его подъ своимъ знаменемъ, предлагаютъ ему опору и просятъ y него опоры для себя. Родился "государственный соц³ализмъ", доктрина коего, иногда не безъ успѣха, пытается сочетать, казалось бы, несочетаемое. A совершилось это потому, что необходимости рабочей силы расширились въ необходимости обществъ, построенныхъ на взаимоотношен³яхъ хозяевъ съ рабочими, и, проникая въ законъ и обычай, медленно, но послѣдовательно и упорно преобразили культурный укладъ. И творятся подобныя реформы-самоцвѣты, именно, "дѣйств³емъ одного только чисто механическаго закона спроса и предложен³я", который признаетъ г. A - тъ, безъ примѣси нравственныхъ соображев³й, которыя онъ, по девизу "les affaires sont les affaires", изъ разсужден³й о женскомъ трудѣ удаляетъ.
Что касается необходимости для женщинъ въ мужскомъ трудѣ и въ мужскихъ размѣрахъ заработной платы, я, хотя и не люблю отступать отъ общихъ доказательствъ логическаго построен³я къ частнымъ примѣрамъ, позволяю себѣ на этотъ разъ, краткости ради, указать г. A - ту на одио весьма достопримѣчательное, хотя и мало замѣченное, явлен³е современной русской жизни. Въ течен³е одного 1902 года газетная хроника огласила нѣсколько судебныхъ дѣлъ о трудящихся женщинахъ, жившихъ по мужскимъ паспортамъ либо, вообще, выдававшихъ себя за мужчииъ съ цѣлью получать мужской заработокъ, пока случай не разрушалъ ихъ невиннаго обмана и ве возвращалъ ихъ на бабье положен³е. Одинъ изъ этихъ курьезныхъ процессовъ возникъ потому, что баба-рабоч³й осмѣлѣла въ самозванствѣ до рѣшимости "жениться". A жениться надо было затѣмъ, чтобы избавить товарку-односелку отъ мужскихъ приставан³й. Подъ К³евомъ желѣзнодорожный сторожъ оказался - давно уже пропавшею безъ вѣсти, напрасно разыскиваемою... гимназисткою!
Г. A - тъ энергически возстаетъ противъ мужчинъ, живущихъ за счетъ женскаго труда, тѣмъ паче полового: сутенеровъ, альфонсовъ и т. д. Нечего и говорить, какъ справедливо его негодован³е. Но врядъ ли законны его обобщен³я, изъ негодован³я истекающ³я:
- Какъ позоренъ тотъ мужъ, y котораго жеиѣ приходится искать отхожихъ промысловъ, конечно, при наличности дѣтской семьи! Какъ позорно то общество, гдѣ женщина обречена на трудъ поденщицы!
Первое восклицан³е попадаетъ совершенно незаслуженнымъ плевкомъ, прежде всего, въ огромную часть русскаго крестьянства и мѣщанства, въ которыхъ сотни тысячъ женщинъ ссуждены на поиски отхожихъ промысловъ вовсе не по лодырничеству мужей, a потому, что только совмѣстный заработокъ мужа и жены окупаетъ, съ грѣхомъ пополамъ, цѣну жизни и позволяетъ выростить новое поколѣн³е, хотя бы и на хлѣбной соскѣ. Поднимаясь въ область трудящейся интеллигенц³и, предлагаю г. A - ту вспомнить очеркъ Салтыкова о супругахъ Чемезовыхъ, лучшее изображен³е столичной четы мучениковъ бѣлаго труда, какое мнѣ извѣстно въ русской литературѣ. Не думаю, чгобы y кого-либо поднялась рука бросить камень въ Чемезова, какъ въ "позорнаго мужа", хотя супруга этого бѣдняги - въ тяжкомъ отхожемъ промыслѣ съ утра до вечера. A Чемезовы - не единичный случай, но типъ и, при томъ, наиболѣе распространенный.
Второе восклицан³е я измѣнилъ бы такимъ образомъ: - Какъ позорно то общество, гдѣ женщина обречена на трудъ поденщика за плату поденщицы!
Въ томъ, что женщина трудится хотя бы и поденщицею, нѣхъ ничего позорнаго ни для нея самой, ни для общества, въ которомъ она живетъ. A вотъ, что общество, управляемое мужскимъ строемъ, норовитъ воспользоваться женскимъ трудомъ какъ можно болѣе на даровщинку, - это, дѣйствительно, чрезвычайно позорно. И напрасно г. A - тъ старается увѣрить читателя, будто "говорить и работать въ этомъ направлен³и (къ поднят³ю женской заработной платы), право, не стоитъ". Всяк³й, кто платитъ за трудъ одинаковаго достоинства женщинѣ меньше, чѣмъ мужчинѣ, тѣмъ самымъ отбиваетъ ее отъ труда, закрѣпляетъ ее половой силѣ и является безсознательнымъ, неумышленнымъ, но, все-таки, подстрекателемъ къ проституц³и. Если хозяенъ хорошо платитъ женской прислугѣ и не мучитъ ее чрезмѣрною работою, онъ - уже борецъ противъ проституц³и, хотя бы не состоялъ членомъ ни въ какомъ аболиц³онистскомъ кружкѣ. Если хозяинъ платитъ дурно, a работы требуетъ каторжной, онъ толкаетъ служанку въ проституц³ю, онъ факторъ проституц³и, хотя бы имя его значилось въ спискахъ всѣхъ обществъ предупрежден³я, охранен³я, спасен³я, возрожден³я и возвращен³я. Всяк³й, не пустословно сантиментальничающ³й, но намѣревающ³йся искренно и послѣдовательно свое дѣло дѣлать, союзъ аболиц³онистовъ долженъ, по-моему; начинаться круговою порукою, что участники союза будутъ оплачивать трудъ женщинъ, работающихъ y нихъ или для нихъ, не по дешевизнѣ "женскаго сослов³я", но по соотвѣтственвгымъ цѣнамъ мужского рынка.
По мнѣн³ю г. A - та, нѣтъ вопроса женскаго или мужского, но есть вопросъ дѣтск³й и матери³³ск³й. Это