Главная » Книги

Амфитеатров Александр Валентинович - Женское нестроение, Страница 4

Амфитеатров Александр Валентинович - Женское нестроение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

- революц³ю пола. За революц³ями равенства въ государствѣ и обществѣ - революц³я равенства въ семьѣ. Эта революц³я - на очереди, но она не необходима въ смыслѣ острой классовой борьбы, потому что слишкомъ предвидима. Въ злую необходимость борьбы она можетъ вызрѣть только въ томъ случаѣ, если четвертое сослов³е, въ торжествѣ надъ эпохою, пренебрежетъ пятымъ, не подумавъ объ его нуждахъ, какъ, сто лѣтъ назадъ, торжествующее третье сослов³е не подумало о нуждахъ четвертаго. Пятымъ сослов³емъ, ждущимъ равноправ³я государственнаго, общественнаго и семейнаго, являются женщины. И это пятое сослов³е, конечно, - наиболѣе могучее изъ всѣхъ четырехъ, потому что оно проникаетъ всѣ остальныя. Даже оставляя въ сторонѣ убѣжден³я и доводы гуманности, справедливости и прочихъ психическихъ факторовъ и моторовъ прогресса, которые очень хорошо звучатъ, но на большинство изъ нашего брата, мужчинъ, дѣйствуютъ въ женскомъ вопросѣ не сильнѣе, чѣмъ душеспасительное слово на Плюшкина; даже оставаясь на почвѣ сухой логики; даже наблюдая ростъ вѣка только съ эгоистической точки зрѣн³я историческаго практицизма, - эпоха наша должна, во что бы то ни стало, вызвать и привить къ жизни равноправ³е женщины, чтобы гарантировать отъ экономическаго раздора и краха ту самую новую цивилизац³ю, которую она стремптся создать: чтобы революц³я труда, послѣ кратковременнаго торжества, не омрачилась революц³ей пола. Но все это я весьма часто и подробно развивалъ въ статьяхъ, изъ которыхъ составилось мое "Женское Нестроен³е", a по тому умолкаю, дабы не впасть въ многорѣч³е повторен³й.
   Одно лишь замѣчан³е. Удивительно, чудотворно летятъ впередъ событ³я! Когда три года назадъ я печаталъ статьи, доказывая безсил³е всѣхъ современныхъ мѣръ борьбы съ проституц³ей, потому что къ исцѣлен³ю этой глубочайшей соц³альной язвы можетъ быть дѣйствительно лишь одно средство - равенство женщины съ мужчиною въ трудѣ, образован³и, въ семейныхъ, общественныхъ и государственныхъ правахъ, - меня встрѣтили не только ругательства обскурантовъ и стародумовъ, но и недоброжелательная полемика многихъ людей передового образа мыслей. Меня упрекали, что я проповѣдую любовь къ дальнему въ ущербъ любви къ ближнему и чуть-ли не убѣждаю общество къ кв³этизму, отклоняя умы отъ симпат³й къ полезнымъ палл³ативамъ во имя коренныхъ реформъ, невозможныхъ и, во всякомъ случаѣ, чрезвычайно отдаленныхъ. Но вотъ прошло всего два года, и этою коренною реформою, будто бы невозможною и, во всякомъ случаѣ, чрезвычай³ю отдаленвою, кипитъ вся Росс³я. Ею возбуждены всѣ русск³е женск³е умы. Вопросъ о государственномъ представительствѣ, выдвинутый для отечества нашего XX вѣкомъ, внезапно оказался въ такой тѣсной смежности и взаимозависимости съ подспудно назрѣвшими требован³ями женскаго равноправ³я, что, даже получивъ счастливое разрѣшен³е, врядъ-ли онъ въ состоян³и будеть укрѣпить свои устои, не цементируя ихъ удовлетворен³емъ гражданскихъ запросовъ до сихъ поръ безправнаго пола. Десять лѣтъ тому назадъ о половомъ равноправ³и сознательно мечтали въ Росс³и едва-ли не сотни женскихъ головъ, - сейчасъ ихъ уже десятки тысячъ. Изъ городовъ въ столицу летитъ вопль женскихъ митинговъ и адресовъ. И вопль этотъ - совсѣмъ не прежн³й вопль исключительныхъ натуръ женской "эмансиаац³и": кричатъ не "фзминистки", не "син³е чулки", не "семинаристы въ желтой шали и академики въ чепцѣ", - завопила женщина массовая, женщина семьи, потому что - опять повторю одно изъ положен³й "Женскаго Нестроен³я" - женская равноправность есть экономическая необходимость современной семьи, и безъ трудового равенства супружеской пары, семья осуждена на разрушен³е, ибо становится со дня на день роскошью, обществу все болѣе и болѣе недоступною по заработнымъ средствамъ.
   Къ глубокому сожалѣн³ю, въ то время, какъ русск³й женск³й ирогрессъ нашелъ такъ быстро и опредѣленно колею къ массовому дзижен³ю, въ то время, какъ широко пробудивш³йся общественный инстинктъ ведетъ русскую женщину къ вѣрной гражданской побѣдѣ, я вижу, что даже благожелательная къ движен³ю часть нашей печати продолжаетъ пестрѣть тѣми благосклонно оскорбительными "анекдотами о женскомъ умѣ", читая которые, я всегда омрачаюсь непр³ятнѣйшими сомнѣн³ями о наличности и зрѣлости русскаго женскаго вопроса.
   Какъ въ щедринск³я времена, такъ и сейчасъ благожелательныя перья скрипятъ патетическими восклицан³ями: "Развѣ телеграфистки не доказали? развѣ учительницы не доказали? развѣ женщины-врачи не доказали?" По прежнему равенство вымаливается, какъ отлич³е, какъ похвальный листъ за благонрав³е и успѣхи. Все еще нѣтъ сознан³я, что оно - не орденъ, вѣшаемый высшимъ на низшую за интеллигентность и услужливость, но естественное половое право, должное дѣйствовать одинаково во всѣхъ слояхъ общества силою самодовлѣющей справедливости, по законамъ исторической логики, непреложно диктуемымъ экономическими тяготами прогресса.
  

* * *

  
   Среди разсужден³й, порожденныхъ и подкрѣпляемыхъ "анекдотами о женскомъ умѣ", меня поразило неожиданною наивностью одно - судя по газетнымъ откликамъ, имѣвшее, кажется, успѣхъ значительный, хотя и своеобразный. Одна изъ дѣятельницъ русскаго женскаго вопроса внесла къ чаян³ямъ полового равноправ³я поправку необычайной внезапности, - въ полномъ смыслѣ слова законодательный экспромптъ. Формула поправки такова: "Избирательное право должно имѣть въ виду въ качествѣ избирательницы только женщину-матрону, женщину, уже отслужившую роду и закончившую воспитан³е дѣтей, если таковыми наградила ее судьба". Мотивировка формулы: "Кто же изъ молодыхъ женщинъ - будь она хотя семи пядей во лбу - въ состоян³и принять на себя отвѣтственность за участ³е въ веден³и государственнаго корабля въ томъ возрастѣ, когда бьетъ ключемъ личная жизнь, a въ духовной области одно увлечен³е, одинъ порывъ смѣняется другимъ?" Выводъ: "Если избирательницами могутъ быть всѣ женщины, достигш³я 25-лѣтняго возраста, то избранницей можетъ быть именно только женщина-матрона, которая уже была матерью, какъ женщина, уже обладающая полною гармон³ей всѣхъ своихъ силъ и богатствомъ опыта жизни". Подписано, - Авчинникова-Архангельская.
   У насъ на Руси любятъ "звукъ". Зналъ же я поручика, который хотѣлъ ѣхать сражаться за Мадагаскаръ, потому что, говоритъ, - Мадагаскаръ - этакое слово молодецкое! "Матроны" г-жи Авчинниковой-Архангельской звучатъ красиво, и многимъ пришлось удивительно, какъ по вкусу, чтобы въ предполагаемомъ смѣшанномъ парламентѣ росс³йскомъ засѣдали матроны. У!.. Римляне!
   Къ сожалѣн³ю, въ новоявленномъ римскомъ пристраст³и добрыхъ росс³янъ кроются больш³я недоразумѣн³я историко-филологическаго свойства, препятствующ³я мнѣ раздѣлить ихъ восторги къ матронамъ. Дѣло въ томъ, что "матрона" - кличка самой двусмысленной условности. Если мы обратимся къ раннимъ эпохамъ Рима, когда слово "матрона" было окружено благоговѣйнымъ почтен³емъ, то увидимъ, что оно обозначаетъ женщину гинекея, которая, обрѣтаясь "въ мужней рукѣ", смирно "сидатъ дома и прядетъ шерсть" - слѣдовательно, является воплощеннымъ отрицан³емъ всякой общественной дѣятельности, a потому и принцип³ально, и практически не годится рѣшительно ни въ какой парламентъ. Этого мнѣн³я крѣпко держался и старый римск³й сенатъ: вспомните легенду о Претекстатѣ! Матрона республики отрицаетъ женск³й вопросъ. Если мы обратимся къ Риму императорскому, то встрѣтимъ матрону Тацита, Светон³я, Марц³ала, Ювенала; - эту матрону женск³й вопросъ отрицаетъ. Въ "Satyricon" Петрон³я "matrona" далеко не почтенная кличка. Новые языки латинскаго происхожден³я и народы романской цивилизац³и унаслѣдовали "матрону" больше во вкусѣ Петрон³я и Марц³ала, чѣмъ въ духѣ добродѣтельной эпохи, когда грибы воевали, и Лукрец³я пронзала себя кинжаломъ, въ наказан³е всѣмъ будущимъ туристамъ, шатающмся по картиннымъ галлереямъ Европы. Въ Итал³и - особенно на югѣ полуострова и въ Сицил³и - назвать женщину matrona не только неудобно, но даже и небезопасно, ибо, съ позволен³я вашего сказать, этотъ комплиментъ обозначаетъ "сводню". Въ языкѣ французскомъ "matrone" обозначаетъ повивальную бабку-знахарку, ироническое жаргонное ругательство, въ родѣ нашего "эка фря!" и... содержательницу непотребнаго дома! Итакъ, не будемъ обольщаться звукомъ "матроны".
   Какъ видите, историческая эволюц³я перенесла этотъ красивый ярлыкъ на элементы столь антисоц³альные, что уповать на нихъ никакое народное представительство не можетъ, a женское равноправ³е, въ числѣ своихъ ближайшихъ задачъ, къ тому-то и стремится, чтобы истребить подобные элементы изъ цивилизац³и.
   Покончивъ съ "матроною", какъ историко-филологическимъ недоразумѣн³емъ, займемся тѣмъ образомъ, который ошибочно рисуется подъ этимъ именемъ воображен³ю г-жи Авчинниковой-Архангельской, какъ политическ³й идеалъ, и рекомендуется къ исключительному заполнен³ю имъ женской половины въ Росс³йской Государственвой Думѣ. Велик³й русск³й философъ Кузьма Прутковъ говоритъ, "что дѣвицы подобны шашкамъ, каждая изъ нихъ норовитъ выйти въ дамки", къ сожалѣн³ю своему, я усматриваю не только подтвержден³е, но и ноощрен³е этого скептическаго афоризма въ "матрональномъ проектѣ г-жи Авчинниковой-Архангельской, закрывающемъ гражданскую дѣятельность для дѣвицъ, не успѣвшихъ выйти въ дамки. "Выходъ въ дамки", то-есть замужество, такимъ образомъ, полагается въ основу гражданскаго ценза, и свобода женщины дебютируетъ тѣмъ, что женщина должна быть отдана въ опеку мужчины! Столь матримон³альный и матрональный исходъ женскаго равноправ³я приводитъ въ справедливый восторгъ всѣхъ любителей, чтобы хорош³я слова громко топтались на мѣстѣ, не переходя въ дѣло, и, въ то время, какъ прекрасныя мысли звучатъ металломъ звенящимъ, дѣйствительность увязала бы въ болотѣ впредь до грядущихъ намъ на смѣну поколѣн³й, либо даже, подъ шумокъ, сползала бы потихоньку подъ гору, назадъ! Одинъ изъ покловниковъ "матрональнаго проекта" уже успѣлъ договориться до афоризма, что, само собою разумѣется, гражданск³я права должны быть открыты только замужней женщинѣ, такъ какъ сама по себѣ женщина есть пустая форма, a содержан³емъ ее наполняетъ мужчина! Великолѣпно! Еще одинъ шагъ, и мы - въ Коранѣ Могаммеда: "Женщина есть поле для посѣва мужчины", - и въ гостяхъ y визант³йскихъ монаховъ, увѣрявшихъ, будто женщина подобна кошельку съ золотомъ, покуда она беременна, и не стоитъ больше вытряхнутаго кошелька, какъ скоро не носитъ плода. Мудрено серьезно спорить съ подобными откровенностями! "Равноправ³я, такъ равноправ³я, - чортъ возьми!"
   Какъ кричитъ на вдову Попову чеховск³й "Медвѣдь". Разъ бракъ и дѣторожден³е признаются цензомъ для политической дѣятельности, я тоже предлагаю проектъ: избираемъ въ Государственную Думу можетъ быть только мужчина, доказавш³й свои производительныя способности въ количествѣ браковъ, отъ одного до трехъ, дозволенныхъ по закону. И такъ какъ три доказательнѣе одного, то предпочтен³е должно быть оказано, конечно, тѣиъ кандидатамъ, кои, уже уморивъ неумѣреннымъ дѣторожден³емъ двухъ женъ, патр³отически продолжаютъ тотъ же цензовый процессъ съ третьею. Торжеству матронъ да соотвѣтствуетъ торжество pater familias'онъ, и безправ³е дѣвицъ да падетъ и на головы холостяковъ!
   Я недоумѣваю, почему и зачѣмъ, собственно, понравилось г-жѣ Авчинниковой-Архангельской воображать себѣ государственную думу какою-то богадѣльнею для охочихъ поговорить старухъ, истощенныхъ долгимъ дѣторожден³емъ? Историческихъ основан³й для учрежден³я подобной богадѣльни Росс³я не имѣетъ рѣшительно никакихъ. Смѣю взять на себя отвѣтственность, что я занимался истор³ей русской женщины и немножко ее знаю. И - прошу извинен³я y г-жи Авчинниковой: - думаю, что она съ истор³ей этой считается слишкомъ небрежно. Иначе она не упустила бы изъ виду, что исторически засвидѣтельствованный политическ³й интересъ къ жизни отечества былъ въ прошлой женской Росс³и всегда достоян³емъ той именно части женщинъ, которую она отметаетъ отъ роли политическихъ избранницъ, то есть дѣвушекъ и молодыхъ женъ. Такъ было чуть не отъ допотопной Ольги къ Анастас³и, женѣ Грознаго, отъ царевны Соф³и къ княгинѣ Дашковой, отъ Надежды Дуровой къ женамъ декабристовъ, къ тургеневскимъ женщинамъ, къ героинямъ соц³алистическихъ романовъ и политическихъ процессовъ. Я ни мало не сомнѣваюсь, что Росс³я обладаетъ не однимъ десяткомъ женщинъ въ возрастѣ, желательномъ матрональному проекту, въ 40, въ 50, даже въ 60 лѣтъ, которыя, разъ откроется имъ доступъ въ государственную думу, должны быть и будутъ избраны par acclamation: настолько ярки, велики и внушительны ихъ заслуги предъ обществомъ по просвѣщен³ю и развит³ю народа, по всей совокупности службъ своихъ его политическому, соц³альному, экономическому и этическому прогрессу. Для примѣра назову хотя бы M. K. Цебрикову, недавно отпраздиовавшую безъ праздника свой, уже 35-лѣтя³й, юбилей дѣятельности. Но не ясно ли, что именно къ этимъ-то достойнммъ женщинамъ менѣе всего додходитъ мѣрка предлагаемаго ценза матронатомъ, о которомъ съ такимъ умилительнымъ краснорѣч³емъ заговорили теперь въ Росс³и langues bien pendues, какъ о нѣкоемъ спасительномъ компромиссѣ. Неужели, не будь въ жизни Софьи Ковалевскей случайности брака, вы оставили бы ее за стѣнами гоеударственной думы? Я знаю сотни, если не тысячи, юныхъ русскихъ дѣвушекъ и женщинъ, сгорающихъ политическимъ и общественнымъ интересомъ до полнаго забвен³я своей личности. Но - какая рѣдкость донести этотъ священный огонь до пожилыхъ лѣтъ, черезъ мучительныя мытарства брака, дѣторождев³я, дѣтовоспитан³я! Русская культурная лѣтопись крайне рѣдко отмѣчаетъ измѣну женщины передовымъ убѣжден³ямъ, подъ давлен³емъ внѣшнихъ грозъ: подъ тучами, молн³ями и громами наши политическ³я женщины всегда высказывали больше стойкости и отваги, чѣмъ мужчины. Но та же лѣтопись полна унылыми примѣрами внутренняго перерожден³я женщины подъ вл³ян³емъ именно тѣхъ факторовъ, которыми обставляютъ "матроналисты", какъ цензовыми услов³ями, ея допущен³е къ политической дѣятельности, - подъ вл³ян³емъ тяжелаго брака, частаго дѣторожден³я, труднаго дѣтовоспитан³я. И - винить ли этихъ невольныхъ измѣнницъ и забвенницъ молодого идеала? Виноваты ли Тургеневск³я героини, что выродились въ Чеховскихъ обывательницъ?
  
             Богъ на помочь! Бросайся прямо въ пламя
                   И погибай!
             Но тѣхъ, кто несъ твое когда-то знамя,
                   Не проклинай!
             Не выдали онѣ, - онѣ устали
                   Свой крестъ нести:
             Покинулъ ихъ Богъ мести и печали
                   На полпути!..
  
   Это - такъ, но нравственное право устроять благо и порядокъ народовъ принадлежитъ, конечно, не усталымъ и отсталымъ, a тѣмъ, кого тотъ же самый поэтъ привѣтствовалъ, какъ "юныхъ съ бодрыми лицами, съ полными жита кошницами". "Кто работаетъ, тотъ и хозяинъ", - хорошо говоритъ Нилъ въ "Мѣщанахъ" Горькаго. Съ тою молодою женскою Росс³ей, которую формула "матроналистовъ" отстраняетъ отъ правъ избран³я, сдѣлана чуть ли не вся черная работа политической и соц³альной культуры въ нашемъ отечествѣ. Читатель, если знакомъ съ истор³ей нашего просвѣщен³я, знаегь, что это такъ, и, надѣюсь, не посѣтуетъ на меня, если я, краткости ради, оставлю его безъ избитыхъ "анекдотовъ о женскомъ умѣ" и традиц³онныхъ воплей: "развѣ телеграфистки не доказали? развѣ учительницы не доказали? развѣ женщины-врачи не доказали?"
   Всѣ "доказали"; и тѣмъ болѣе дикое впечатлѣн³е производитъ формула, отстраняющая отъ государственнаго представительства доказавшихъ и доказывающихъ, чтобы отдать его поколѣн³ю, фатально обреченному на превосходство узкосемейнаго интереса надъ общественнымъ и политическимх. "Избранной можетъ быть только женщина-матрона, которая уже была матерью, какъ женщина, уже обладающая полной гармон³ей всѣхъ своихъ силъ и богатствомъ опыта жизни". "Другъ мой, Аркад³й Николаевичъ! ради Бога, не говори красиво"!.. Материнство - великое, святое назначен³е, но велич³е и святость его заключены именно въ томъ тайномъ самоотречен³и и самоуб³йствѣ организма, которое оно мистически подразумѣваетъ. Какъ можно говорить о "гармон³и силъ", пр³обрѣтаемой чрезъ дѣторожден³е, когда любой учебникъ физ³олог³и объяснитъ вамъ, что роды - роковыя вѣхи послѣдовательнаго увядан³я женщины, начиная именно съ ея интеллекта? Какъ можно воспѣвать политическое, "богатство опыта", получаемое въ бракѣ, какъ нѣкую политическую силу, когда этотъ опытъ - опытъ Наташи Ростовой - заключенъ въ дѣтской, въ спальнѣ, въ кухнѣ и въ мужниномъ кабинетѣ?
  
             Будь ты проклятъ, растлѣвающ³й,
             Пошлый опытъ, умъ глупцовъ! -
  
   крикнулъ когда-то, измученный жизнью, поэтъ, уже дважды сегодня, кстати, снабдивш³й меня своими стихами. Я очень боюсь, чтобы тотъ богатый опытъ, которымъ довѣрчиво прельщаетъ насъ программа матроналистовъ, не былъ приготовленъ именно по некрасовскому рецепту. Нѣтъ никакого сомнѣн³я, что между русскими замужними женщинами много богатырскихъ натуръ, счастливо пронесшихъ свой молодой политическ³й закалъ сквозь Кавдинск³я ущелья супружества цѣлымъ и невредимымъ. Но это - исключительныя натуры, и возводить ихъ въ иостоянный примѣръ - значитъ опять-таки разсказывать "анекдоты объ умѣ женщинъ", a не иэыскивать матер³алы къ серьезной политической организац³и. Въ общемъ, въ среднемъ, современный русск³й бракъ есть школа не политическая, но антиполитическая, и снабженъ для женщины отнюдь не шпорами къ соц³альной мысли и дѣйств³ю, но, наоборотъ, весьма крѣпкою и ловко приспособленною уздою. Честь и слава тѣмъ будущимъ представительницамъ русскаго народа, которыя, вопреки уздѣ, окажутся достойными своей общественной роли, - и я не сомнѣваюсь, что, благодаря уму, общей талантливости и упорству въ многотерпѣн³и, такъ свойственнымъ русской женщинѣ, число подобныхъ политичсскихъ избранницъ будетъ оченъ велико. Но я не понимаю логики, опредѣляющей испытан³е брачною уздою, какъ мѣрило пригодности къ общественной роли. Хорошо слагалась бы жизнь государствъ, если бы политическая дѣеспособность мужчинъ провѣрялась ихъ "брачнымъ опытомъ"! На этомъ удивительномъ экзаменѣ провалились бы, какъ неучи, Мирабо, Дантонъ, Робеспьеръ, Наполеонъ Бонапарте, Бенжаменъ Констанъ, Берне, Байровъ, Гоголь, Тургеневъ, Гамбетта, - все сквернѣйш³е мужья или закоснѣлые холостяки, но получили бы пальму первенства смотритель богоугодныхъ заведен³й Земляника и Иванъ Антоновичъ Расплюевъ.
   Молодость и дѣвичество тысячъ русскихъ женщинъ увяли въ борьбѣ за русск³й прогрессъ и - часто, увядан³е ихъ было страшное: подъ сибирскими снѣгами, въ тюремныхъ стѣнахъ, въ тифозномъ или холерномъ баракѣ, на полѣ сражен³я - сестрою милосерд³я, въ промерзлой школѣ, на голодномъ пайкѣ сельской учительницы. И теперь, когда русскому прогрессу улыбаются, наконецъ, кое-как³я надежды, вы, господа изобрѣтатели небывалыхъ росс³йскихъ матронъ, вдругъ ставите между этими надеждами и тою женскою арм³ей, которая ихъ завоевала, провѣрочную стѣну "брака честна и ложа нескверна"? Вы требуете метрическихъ свидѣтельсгвъ? Вы отбрасываете политическую роль женщины отъ возраста, когда общественнымъ интересомъ полна и кипитъ жизнь, къ возрасту растраченныхъ силъ, истощенной физической энерг³и и, въ огромномъ большинствѣ случаевъ, семейнаго эгоизма? Женщинѣ предлагаютъ сперва закончить воспитан³е своихъ дѣтей, a потомъ уже претендовать на представительство въ государствѣ. Да когда же "заканчивается" оно, воспитан³е дѣтей, матерью? гдѣ хронологическ³й предѣлъ материнскому общен³ю съ дѣтьми?! Арина Петровна Головлева считаетъ себя уже воспитавшею дѣтей, если они "пораспиханы" по училищамъ, a госпожа Простакова не надышется на Митрофанушку до возраста, когда - "не хочу учиться, a хочу жениться".
   Вы скажете: ну, къ чему тутъ приплетены Арина Петровна Головлева и госпожа Простакова? Что имъ избирательная Гекуба и что онѣ ей?.. Какъ, что, господа?! Да вѣдь это же "матроны", матроны именно по рецепту новой формулы, съ взрослыми дѣтьми, какъ доказательствомъ "гармон³и своихъ силъ". Если бы lapsus calami г-жи Авчинниковой-Архангельской какимъ-либо чудомъ получилъ силу закона, то, по точному его смыслу, г-жи Простакова и Головлева оказались бы предъ избирателями куда болѣе въ выгодныхъ позиц³яхъ, чѣмъ... но удержимся и на сей разъ отъ "старинныхъ анекдотовъ о женскомъ умѣ" и ограничимся первымъ, ближайшимъ къ намъ примѣромъ: чѣмъ... сама г-жа Авчинникова-Архангельская.
   Энергическая и шумная борьба этой писательницы противъ регламентац³и проституц³и, конечно, давала бы ей полную возможность поставить свою кандидатуру, если бы существовало y насъ женское избирательное право. Но вѣдь всего еще годъ тому назадъ г-жа Авчинникова-Архангельская была только г-жа Авчинникова, и я очень сомнѣваюсь, чтобы за одинъ годъ замужества она успѣла обратиться въ пожилую матрону и закончить воспитан³е своихъ дѣтей. A - не въ обиду будь сказано автору матрональной формулы - въ дѣвическихъ рѣчахъ г-жи Авчивниковой противъ названной выше соц³альной язвы было много больше общественнаго значен³я, чѣмъ теперь въ проектѣ замужней г-жи Авчинниковой-Архангельской - обратить женское взбирательное право въ организац³ю поощрен³я къ "выходу въ дамки". Я отнюдь не принцип³альный врагъ семьи и брака, какъ случалось мнѣ читывать въ полемическихъ статьяхъ, обыкновенво дамскаго авторства. Но, по глубочайшему моему убѣжден³ю, современный мужерабоч³й и мужевластный строй, обезсилевъ въ трудоспособности и производительности, довелъ институты эти до столь глубокаго паден³я нравственнаго и матер³альнаго, что коренная реформа ихъ - дѣло столь же насущное и близкое, какъ неожиданно близкимъ и очереднымъ выплылъ наверхъ вопросъ женскаго равноправ³я. Я далеко не принадлежу къ отрицателямъ возможности для женщины успѣшно соединить супружество и материнство съ общественною дѣятельностью. Истор³я и жизнь даютъ намъ слишкомъ много доказательствъ, что тысячи сильныхъ женскихъ натуръ весьма успѣшно соединяютъ плодотворный рабоч³й практицизмъ съ плодотворнымъ же брачнымъ состоян³емъ, - и нѣтъ никакого сомнѣн³я, что женщина въ бракѣ займетъ со временемъ въ народныхъ представительствахъ особенно вл³ятельное положен³е, И всего болѣе увѣряютъ меня въ этомъ славянск³я семейныя женщины въ государствахъ, пользующихся политическою свободою, хотя еще и не распространенною на женск³й полъ: чешки, зарубежныя польки, болгарки - въ родѣ, напр., Екатерины Каравеловой, которой принадлежитъ добрая половина дѣятельности ея знаменитаго мужа, что не воспрепятствовало ей народить весьиа изрядное количество отличеѣйшихъ дѣтей. Но я не вижу никакого резона и не могу отнестись иначе, какъ съ большою антипат³ей, къ мысли внести въ женск³й избирательный цензъ иачало, котораго нѣтъ въ мужскомъ, подчинять политическ³я права женщины экзамену ея половой опытности. Какъ извѣстно всякому, даже не изучавшему курса акушерства, рожден³е политическихъ идей и рожден³е дѣтей имѣютъ совершенно различные источники, и смѣшивать два эти ремесла нѣтъ никакого основан³я. Поэтому я возстаю противъ формулы, пытающейся сдѣлать женское представительство привилег³ей брака и материнства, - одинаково, какъ возсталъ бы, если бы явилась формула, требующая, чтобы женское представительство было привилег³ей дѣвства и бездѣтности, и какъ возставалъ, когда подобныя ограничительныя требован³я предъявлялась къ представительницамъ столь скуднаго въ Росс³и женскаго труда {См. въ "Женскомъ Нестроен³и" статьи противъ обязательнаго безбрач³я городскихъ учительницъ.}. Дѣвство, бракъ, материнство, бездѣтность - это внутренн³е вопросы пола, разрѣшаемые самимъ поломъ, по свободѣ убѣжден³я и совѣсти. Государственнаго положен³я и государственной роли женщины, разъ восторжествуетъ принципъ равноправ³я, они рѣшать не должны, какъ теперь не рѣшаетъ мужской пригодности къ государственной карьерѣ холостое или брачное состоян³е, обильное дѣтопроизводство или бездѣтность мужчины. Политикѣ нужны не матроны, не весталки - ей нужны гражданки. И столько же неудачнымъ и нежелательнымъ цензовымъ критер³емъ, какъ половой опытъ, представляется мнѣ, - повторяю, матрональный возрастъ. М³ръ достаточно натерпѣлся отъ политики, которую вѣками дѣлали старики, чтобы мечтать о политикѣ, которую будутъ дѣлать старухи, Равенство половъ въ государствѣ должно выражаться и равенствомъ правового ценза: образовательнаго ли, имущественнаго ли, возрастнаго ли.
   Въ заключен³е - два слова къ русскимъ женщинамъ, ищущимъ равноправ³я. Милостивыя государыни и будущ³я гражданки! Не заботьтесь, въ вашемъ справедливомъ походѣ за общественными правами, изыскивать компромиссы практическихъ уступокъ и предлагать ограничительные исходы. Будьте увѣрены, что охотниковъ ограничить васъ, вынудить къ практическимъ уступкамъ и навязать вамъ призрачные компромиссы права, вмѣсто его реальности, всегда найдется больше, чѣмъ вы желаете. Ваша задача не сужать, но расширять женск³я требован³я. Кто ищетъ всего - находитъ много. Кто ищетъ "сколько-нибудь" - не находитъ ничего.
  

Старыя страницы.

  

I.

Послѣ лондонскаго конгресса.

  
   Лондонск³й конгрессъ для изыскан³я мѣръ борьбы противъ торговли бѣлыми невольницами торжественно провалился. Впрочемъ, даже и не торжественно. Онъ просто "не расцвѣлъ и отцвѣлъ въ утрѣ пасмурныхъ дней". Спрятался куда-то - въ самый петитный уголокъ газетъ - и измеръ въ немъ тихою смертью. Похоронили его по шестому разряду и почти безъ некрологовъ. Ковгрессъ оказался покойникомъ заурядъ, какихъ отпущено по двѣнадцати на дюжину: ни въ чемъ ни въ дурномъ, ни въ хорошемъ не замѣченъ; ни въ кампан³яхъ не участвовалъ, ни подъ судомъ и слѣдств³емъ не состоялъ; ни орденскими знаками отличаемъ не былъ, ни выговоровъ и взыскан³й по службѣ не получалъ. Просто - потоптался на землѣ, покоптилъ небо и исчезъ. И такъ незамѣтно исчезъ, что даже и слѣдовъ по себѣ не оставилъ. И, когда человѣчество, устами газетъ, спохватилось:
   - Позвольте! куда же, однако, дѣвался конгрессъ?
   Мног³е, съ изумлен³емъ, широко открывали глаза и возражали:
   - A развѣ былъ конгрессъ?
   A между тѣмъ отъ конгресса многаго ждали, и, по идеѣ, онъ стоилъ, чтобы ждали. Нѣтъ государства сколько-нибудь культурнаго, нѣтъ христ³анской страны, гдѣ вопросъ о продажѣ женщинъ съ цѣлями разврата не стоялъ бы на очереди, какъ потребность насущно необходимая, какъ язва общественнаго строя, воп³ющая о немедленномъ излечен³и. И нѣтъ государства, нѣтъ христ³анской страны, гдѣ бы хоть кто-нибудь, кромѣ завзятыхъ идеалистовъ, сентиментальныхъ Эрастовъ Чертополоховыхъ, аркадскихъ пастушковъ соц³олог³и, искренно вѣрилъ въ возможность подобнаго излечен³я. Борьба съ проституц³ей - одно изъ тѣхъ хорошихъ словъ, которыя надо время отъ времени провозглашать во всеуслышан³е, дабы не "засохла нива жизни", но отъ которыхъ - по пословицѣ русской - "не станется". Этимъ знаменемъ, красиво вѣющимъ по вѣтру, много и часто машутъ, призывая къ бою, но никто почти за нимъ не идетъ въ бой, и никто не бываетъ за него убитъ, ни даже раненъ. Если прослѣдить истор³ю общественныхъ мѣръ противъ пороковъ и бѣдств³й, мы - опять-таки всегда и повсемѣстно - увидимъ, что мѣры противъ проституц³и, изъ всѣхъ другихъ, самыя неувѣренныя, измѣнчивыя, кодеблющ³яся, неудачныя. Это мѣры одинаково безплодныя и въ крайней суровости, и въ снисходителыюмъ попущен³и. Гдѣ существуетъ послѣднее, съ невѣроятною быстротою развивается проституц³я открытая; гдѣ примѣняется первая, съ еще вящшею быстротою растутъ проституц³я тайная и домашн³й развратъ. Проституц³я - наслѣд³е первороднаго грѣха, неразрывнаго съ самою природою человѣческою. Борьба съ проституц³ей - христ³анск³й завѣтъ, - почти исключительно христ³анск³й, что и понятно. Лишь общества, признающ³я половое чувство грѣховнымъ и губительнымъ для человѣчества, полагающ³я борьбу съ грѣхомъ этимъ необходимою опорою нравственности, a возможность полной побѣды надъ нимъ ставящ³я краеугольнымъ камнемъ своихъ религ³озныхъ упован³й, - лишь так³я общества могли исторически преслѣдовать и, дѣйствительно, преслѣдовали проституц³ю. Общества, не озаренныя свѣтомъ возвышенныхъ духовныхъ началъ, съ нею мирились, ей даже покровительствовали, а, въ лучшемъ исходѣ, если и искореняли ее въ своей средѣ, то - путемъ компромисса, врядъ-ли болѣе нравственнаго, чѣмъ самая проституц³я: чрезъ дозволенное и узаконенное многоженство или наложничество. Чѣмъ болѣе владѣетъ обществомъ религ³я тѣла, тѣмъ больше власти и мощи имѣетъ надъ тѣми обществомъ и вѣкомъ проституц³я. Чѣмъ сильнѣе развивается въ немъ религ³я духа, тѣмъ меньше терпимости къ проституц³и, тѣмъ ярче ей противодѣйств³е. То общество, которое, дѣйствительно, побѣдитъ первородный грѣхъ, - конечно, освободится и отъ проституц³и. Мыслимо ли такое общество, побѣждающее царство вавилонской блудницы и звѣря не только въ мечтателыюмъ идеалѣ возвышенныхъ и вдохновенныхъ умовъ, но и въ житейской наглядности? Не знаю. Въ прошломъ его не было, нѣтъ его и сейчасъ.
   Провозгласивъ цѣломудр³е высшимъ нравственнымъ идеаломъ, христ³анство воюетъ съ проституц³ей девятнадцать вѣковъ, но все еще далеко до побѣды. Болѣе того: чѣмъ дольше и упорнѣе война, тѣмъ она становится сомнительнѣе и даже порою представляется безнадежною. Чѣмъ чаще и громче заявляетъ о себѣ потребность упразднить проституц³ю, тѣмъ яснѣе и наглѣе подчеркиваетъ эта послѣдняя свою полнѣйшую неистребимость. Это - Лернейская гидра. Когда ей отрубаютъ одну голову, y нея немедленно вырастаютъ двѣ новыя, гораздо опаснѣйш³я прежней. Говорятъ, что одинъ въ полѣ не воинъ. Между тѣмъ, въ войнѣ противъ проституц³и, y современнаго общества - именно лишь одинъ, истинно могуч³й мечъ: нравственный идеалъ, вѣщаемый евангельскимъ словомъ. За проституц³ю же подняты десятки оруж³й, не только явныхъ, но и потаенныхъ, не смѣющихъ часто не только назвать себя, но даже подать голосъ о существован³и своемъ, и все же существующихъ и вредно дѣйствующихъ; десятки пороковъ, низменныхъ и презрѣнныхъ, но тѣсно родственныхъ натурѣ человѣческой, - тѣмъ животнымъ проявлен³ямъ ея, что привились намъ вмѣстѣ съ ядомъ яблока Евы.
   Итакъ, побѣдитъ проституц³ю лишь то чистое, духовное христ³анство, - если возможно оно, - которое окончательно сброситъ съ себя путы животнаго начала и утонетъ въ созерцан³и неизреченной красоты Вѣчнаго Идеала. Такое ликующее, свѣтоносное, безгрѣховвое царство обѣщано въ апокалипсическомъ Новомъ ²ерусалимѣ. О немъ, какъ новомъ золотомъ вѣкѣ на землѣ, мечтали и молились тааъ называемые хил³асты. Но мечты и обѣтован³я - загадки будущаго. Въ прошломъ же и въ настоящемъ чистыя евавгельск³я формы христ³анства оказались достоян³емъ лишь весьма немногихъ избранныхъ, "могущихъ вмѣстить", - настолько немногихъ, что къ общей массѣ именующихъ себя христ³анами они относятся, какъ единицы къ десяткамъ тысячъ. Масса - глядя по вѣрѣ, по вѣку и по настроен³ю эпохи - признаетъ единицы эти или святыми, или безумцами, и либо покловяется имъ, либо учиняетъ на нихъ гонен³я.
   Христ³авская теор³я и въ наши дви царствуетъ вадъ м³ромъ. Но царство ея не автократическое, но конституц³онное. Она царствуетъ, но не управляетъ. Ей присягаютъ, ею клянутся, къ ней, какъ высшей справедливости, летитъ послѣдняя апелляц³я человѣка, осужденнаго жизнью ва горе и гибель, - но живутъ, хотя ея именемъ, не по ея естественному закону, а по закону искусственному, выработанному компромиссами христ³анскаго идеала съ грѣховными запросами жизни. Какъ практическая религ³я, христ³анство - послѣ первыхъ апостольскихъ дней своихъ - являлось въ многочисленныхъ по наименован³ямъ, по всегда крайне тѣсныхъ и немноголюдныхъ по количеству приверженцевъ, общинахъ, которыя, живя во завѣту Христову, свято и цѣломудренно, превращали весь бытъ свой какъ бы въ монастырь труда и нравственваго самоохранен³я. Въ такихъ обществахъ, посвященныхъ всецѣло "блюден³ю себя", разумѣется, и проституц³я становилась невозможною. Но общины эти или были первобытными по самому происхожден³ю своему, какъ, напр., первоначальаая церковь рыбарей-апостоловъ, или же, возникая протестомъ противъ современной имъ культуры, отрывали отъ нея и возвращали прозелитовъ своихъ къ первобытности, какъ, напр., дѣлаютъ это наши толстовцы. Съ численнымъ ростомъ общины, съ расширен³емъ ея границъ, растутъ и ея потребности житейск³я, утягивая ее все далѣе и далѣе отъ того первобытнаго строя, которымъ обусловливалась въ ней чистота и практическая примѣнимость вѣры. Становятся неизбѣжными компромиссы и уклонен³я отъ великой теор³и, - и мало-по-малу, въ молчаливомъ взаимосоглас³и чуть не поголовнаго самообмана, практика жизни начинаетъ слагаться именно изъ уклонен³й этихъ и умѣнья узаконить ихъ, чрезъ искусное толкован³е нарушенной морали, къ своимъ выгодамъ и удобствамъ. Прививка государственности превращаетъ общую "религ³ю" въ мѣстныя "вѣроисповѣдан³я"; ростъ внѣшней культуры разлагаетъ вѣроисповѣдныя законодательства каждымъ шагомъ своимъ, настойчиво заставляя поступаться въ пользу свою суровотребовательный м³ръ духовный, заслоняя свѣточъ вѣчнаго идеала временнымъ, но яркимъ "с³ян³емъ вещества". Культъ тѣла, номинально уступая почтительное первенство культу духа; оттѣсняетъ его фактически на задн³й планъ; въ маскѣ показного христ³анства, жизнь совершаетъ попятную эволюц³ю къ укладу языческому. A языческ³й укладъ былъ не врагомъ, но другомъ и сыномъ первороднаго грѣха; онъ не чуждался разврата, но строилъ ему храмы, воздвигалъ кумиры, апоѳеозируя въ нихъ тѣхъ именно проститутокъ, то именно женское продажное рабство, противъ коего выступилъ неудачный лондонск³й конгрессъ. "Надѣлала синица славы, a моря не зажгла". Увы! Чистое дѣло требуетъ, чтобы за него брались чистыми руками. Не вѣку, который стрѣляетъ въ дикарей пулями "думъ-думъ", раскапываетъ могилы, чтобы осквернить прахъ мертваго врага, изобрѣтаетъ подводныя лодки, навѣрняка пускающ³я ко дну любой броненосецъ съ тысячами людей на немъ, швыряетъ динамитныя бомбы и мечтаетъ объ изобрѣтен³и бомбъ м³азматическихъ, способныхъ отравлять всякими заразами атмосферу чуть не цѣлаго государства, - не этому вѣку, такъ усердно причиняющему смерть и такъ боящемуся смерти, сражаться съ развратомъ - ея дѣтищемъ, спутникомъ и сотрудникомъ.
   Лондонск³й конгрессъ провалился потому, что, при всей симпатичности заявленныхъ имъ цѣлей, былъ втайнѣ плодомъ общественной неискренности. Можетъ ли нападать на проституц³ю тотъ соц³альный строй, котораго она - прямой и необходимый результатъ? Конечно, нѣтъ, - онъ можетъ лишь дѣлать видъ, будто нападаетъ. A если нѣтъ, можетъ ли онъ серьезно и убѣжденно стремиться къ уничтожен³ю страшнаго рынка, на которомъ обращается этотъ грустный товаръ? Конечно, нѣтъ, - онъ можетъ лишь дѣлать видъ, будто стремится. Ему нуженъ этотъ товаръ, и онъ будетъ имѣть его; товару нуженъ рынокъ, и онъ - несмотря на все обил³е честныхъ и хорошихъ словъ противъ его существован³я - будетъ существовать. Быть можетъ, немножко облагообразится, временно надѣнетъ вуаль, но - будетъ! Доколѣ? До тѣхъ поръ, пока новая нравственная реформа не освѣжитъ нашу культуру, начинающую принимать столь разительно схож³я формы съ культурой умершаго Рима - до тѣхъ поръ, пока реформа эта не возвыситъ женщину надъ ея современнымъ соц³альнымъ уровнемъ, не укажетъ ея права на "душу живу", не дастъ ей въ обиходѣ нашемъ мѣста иного, тѣмъ, - говоря языкомъ политико-экономическимъ, - "предметъ первой необходимости". Покуда женщина остается въ одномъ разрядѣ съ виномъ, хлѣбомъ, солью, мясомъ, кофе, чаемъ и тому подобными вещественными потребностями человѣчества, - до тѣхъ поръ и проституц³я, и рабск³е рынки проституц³и незыблемы. Ибо человѣкъ - животное эгоистическое. Привыкнувъ пить кофе, онъ заботится о томъ, чтобы хорошъ былъ кофе, свѣжъ и вкусенъ, a вовсе не о томъ, чтобы хозяева кофейныхъ плантац³й не совершали несправедливостей надъ своими рабочими и были бы люди высоконравственные. И - если y негодяя-булочника окажется хлѣбъ лучшаго качества, чѣмъ y булочника богобоязненнаго и добропорядочнаго, послѣдн³й, вопреки всѣмъ своимъ хорошимъ достоинствамъ, можетъ закрывать лавочку: онъ банкротъ.
   - Но вѣдь это же парадоксы! - возразитъ мнѣ читатель-оптимистъ, - софизмы Богъ знаетъ какой давности... Женщ³на - вещь, женщина - кусокъ мяса, о которой вы говорите, осталась далеко за нами - во мракѣ теремовъ, гаремовъ, гинекеевъ. Мы возвысили семейное положен³е женщины. Мы создали вопросъ о женскомъ трудѣ, выдвинули впередъ стремлен³е къ женской равноправности...
   Возвысили семейное положен³е женщины? Но она до сихъ поръ жена мужа своего фактически - лишь до тѣхъ поръ, пока онъ того хочетъ, и мать - воспитательница дѣтей своихъ - опять-таки, покуда только супругу угодно. Вы имѣете право любить, разлюбить, разстаться съ женою, наградивъ ее отдѣльнымъ паспортомъ и тѣмъ или другимъ денежыымъ содержан³емъ, можете оставить y нея дѣтей, отнять ихъ, можете вытребовать ее къ себѣ по этапу, - она безсильна отвѣтить вамъ подобною же мѣрою; она не властна даже въ личномъ обязательственномъ и имущественномъ своемъ правѣ, и, чтобы вексель жены хоть что-нибудь стоилъ, его долженъ украшать супружеск³й бланкъ. Это - разъ. A затѣмъ: чего стоитъ это мнимое возвышен³е женщины въ семьѣ, при общественномъ курсѣ, дѣлающемъ, съ каждымъ годомъ, все болѣе и болѣе затруднительнымъ возникновен³е, поддержку и правильное существован³е семьи? Мы слышимъ всеобщ³й вопль: "жить нечѣмъ"! Видимъ, какъ недостатокъ средствъ разлагаетъ семью за семьею, какъ быстро растетъ въ брачной статистикѣ процентъ старыхъ дѣвъ, не нашедшихъ себѣ жениховъ, и холостяковъ, уклоняющихся отъ брака, по осторожному принщгау - "одна голова не бѣдна, a ж бѣдна, такъ одна"! Цѣлыя тысячи браковъ, отказавшихся отъ дѣторожден³я или практикующихъ пресловутую Zweikindersystem. Тысяча матерей, заливающвхся слезами при появлен³и "лишней и не входившей въ разсчетъ" беременности, предпочитающихъ перспективѣ въ мукахъ родовъ и въ недостаткѣ и нуждѣ ростить чадо - абортивныя услуги разныхъ секретныхъ акушерокъ и шарлатановъ-докторишекъ... Въ обществѣ, гдѣ женщина вынуждена отказаться отъ дѣторожден³я, гдѣ правительства тщетно изобрѣтаютъ мѣры, чтобы воспитательные дома, предназначенные для незаконнорожденныхъ, не заваливались дѣтьми законнорожденными, - не хвалитесь семейнымъ возвышен³емъ женщины.
   Вы лишили своихъ женъ материнскаго ихъ предназначен³я, a если жена - не мать, то она - по услов³ямъ мужевладычнаго строя - только либо предметъ вашего удовольств³я, либо служанка, трудящаяся на васъ по домашней части. Вы не бьете ее, какъ били ваши предки, - да вѣдь и язычникъ-римлянинъ жены своей не билъ и обращался съ нею изысканно вѣжливо, въ то же время не считая, однако, ее за полнаго человѣка. Быть можетъ, она даже властвуетъ надъ вами, но властвуетъ не силою нравственнаго права "матери семейства", а по тому же закону, по которому васъ подчиняетъ себѣ излюбленная прихоть, пришедшаяся по вкусу игрушка. Въ обществахъ, гдѣ семейныя права женщины стоятъ высоко, былъ бы немыслимъ тотъ настойчивый вопль о свободѣ развода, что гуломъ идегь по всѣмъ государствамъ Европы и громче всего едва-ли не y насъ въ Росс³и, то тяготѣн³е къ гражданскому браку, что замѣчается положительно во всѣхъ слояхъ, слагающихъ современную жизнь. Мужчины исписали сотни томовъ въ улику женъ, бросающихъ мужей своихъ, какъ перчатки, женъ - безсердечныхъ разорительницъ, кокотокъ семейнаго очага. Есть так³я, множество ихъ, и правильно ихъ описываютъ. Но, правильно описывая, забываютъ ту истину, что не растетъ пшеница на незасѣянномъ полѣ... Мы вытѣснили изъ обихода нашего жену-мать, - такъ нечего и плакаться, что семейныя поля покрываются волчцами и терн³ями, пламя домашняго очага гаснетъ, и, во мракѣ и холодѣ бездѣтныхъ и малодѣтныхъ супружествъ, бѣснуется отъ бездѣлья жена-кокотка, которая не заправская кокотка потому только, что - подходящаго случая покуда не выпало. A выпадетъ случай, - и станетъ, ничто же сумняшеся и никого не жалѣя.
   Мы создали вопросъ о женскомъ трудѣ и женской равноправности? Но опять - не условная ли это ложь? Не вопросъ ли это, поставленный въ пространствѣ, даже безъ особыхъ старан³й объ отвѣтѣ? Увы! Если бы имѣлся хоть намекъ на послѣдн³й, исчезла бы сама собою и добрая половина вопроса о проституц³и. Не думайте, что я стану говорить жалк³я слова и рисовать избитыя сентиментальныя картины, какъ бѣдная, но честная дѣвушка тщетно искала работы, чуть не умерла съ голоду, чуть не утопилась отъ безработицы и желан³я остаться бѣдною, но честною, и какъ, все-таки, жажда жизни взяла свое и бросила ее въ гнусное лоно порока. Все это бываетъ, все это очень жалостно, но дѣло-то не въ томъ. Это - исключен³я, это - аристократ³я падшихъ, это - орнаментъ порока, а суть-то - въ общей ихъ массѣ и заманчивомъ общемъ правилѣ, ею властно руководящемъ. Властность же и заманчивость этого правила заключаются въ томъ, что въ нашемъ высококультурномъ обществѣ ни одинъ изъ видовъ честнаго труда, доступныхъ женщинѣ, не даетъ такого щедраго, быстраго и легкаго заработка, какъ злѣйш³й врагъ женскаго труда - развратъ. Награждая женщину самостоятельнымъ трудомъ, мы говоримъ ей чрезвычайно много красивыхъ словъ о сладости честно заработаннаго куска, затѣмъ любезно предлагаемъ:
   - И вотъ вамъ, душенька, прелестная каторга: за 15 рублей въ мѣсяцъ вы будете работать ровно 15 часовъ въ сутки... Сколько счастья!
   Всюду, пока, женск³й трудъ - отбросъ мужского, черная, кропотливая и мучительно скучная работа, которой мы, мужчины, не беремъ по лѣни, высокомѣр³ю и потому, что есть возможность свалить ее на женск³я плечи, за гроши, как³е мужчинѣ получать "даже непристойно". Это - вездѣ: въ банкахъ, въ папиросныхъ мастерскихъ, въ библ³отекахъ, въ магазинахъ, на фабрикахъ, иа телеграфѣ, на полевой уборкѣ - всюду, отъ малаго до большого, гдѣ трудъ мужской мѣшается съ трудомъ женскимъ.
   Требуется съ женщины много, платится мало. Диво ли, что соблазнъ болѣе сладкой и сытой жизни отбиваетъ ее отъ труда и бросаетъ въ разрядъ "продажной красы"? О предпочтен³и перваго второй можно говорить справедливыя и хорош³я слова съ утра до ночи. Ho y справедливыхъ и хорошихъ словъ есть одинъ огромный недостатокъ: какъ голосъ долга, они всѣ требуютъ отъ человѣка подвижничества во имя идеи. Подвижничество же массамъ не свойственно, но лишь единицамъ изъ массъ. Очень хорошо быть Виргин³ей, но, если бы Виргин³и встрѣчались по двѣнадцати на дюжину, ихъ не заносили бы на скрижали истор³и, какъ поучительную рѣдкость. И - когда дѣвочкѣ лѣтъ 17-18 предоставляется выборъ между пятнадцатичасовою ежесуточною каторгою и паден³емъ, она обычно предпоч

Другие авторы
  • Бойе Карин
  • Савин Михаил Ксенофонтович
  • Тетмайер Казимеж
  • Хартулари Константин Федорович
  • Спасович Владимир Данилович
  • Шатобриан Франсуа Рене
  • Чириков Евгений Николаевич
  • Ковалевский Егор Петрович
  • Тютчев Федор Иванович
  • Садовский Ив.
  • Другие произведения
  • Андерсен Ганс Христиан - Муза нового века
  • Печерин Владимир Сергеевич - В. С. Печерин: биографическая справка
  • Лукашевич Клавдия Владимировна - Две сестры
  • Карнович Евгений Петрович - Патриотка
  • Сулержицкий Леопольд Антонович - Воспоминания о Л.А.Сулержицком
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Ластовка. ...Собрал Е. Гребенка... Сватанье. Малороссийская опера в трех действиях. Сочинение Основьяненка
  • Карабчевский Николай Платонович - Речь в защиту потерпевших от погрома в еврейской колонии Нагартов
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Литературная елка
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Записи с 7 ноября 1917 по 22 октября 1918
  • Чарская Лидия Алексеевна - Нуся
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 271 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа