Главная » Книги

Амфитеатров Александр Валентинович - Женское нестроение, Страница 15

Амфитеатров Александр Валентинович - Женское нестроение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

   Сказать по-нашему: при царѣ Горохѣ!
   Любить и быть любимою - весь смыслъ жизни для французской женщ³шы буржуазнаго строя. Она обожаетъ житейск³й комфортъ, но жажда богатства въ ней очевь невелика, и пр³обрѣтательный инстинктъ умолкаетъ, какъ скоро она видитъ своихъ любимыхъ близкихъ обезпеченным на безбѣдное существован³е, на возможность жить, что называется, не хуже людей: bons bourgeois. Октавъ Мирбо очень умно и тонко поставилъ въ своей пьесѣ "Les affaires sont les affaires" рядомъ съ ненасытнымъ хищникомъ-милл³онеромъ, Изидоромъ Леша, фигуру его жены, которую въ ужасъ приводитъ почти машинальное наростан³е ихъ несмѣтныхъ богатствъ - замки, земли, кредитныя побѣды... Во французѣ-мужчинѣ вѣчно живъ темнераментъ воина: за упраздзен³емъ "великихъ Конде", Тюренней, Неевъ, Наполеоновъ, этотъ темпераментъ, приспособляясь къ духу времени, бросаетъ Леша и Саккаровъ въ биржевыя кампан³и, съ битвами, хоть и безъ холоднаго и огнестрѣльнаго оруж³я, но тоже на жизнь и смерть, со всѣми ужасами и отвѣтственностями человѣческой взаимоненависти. Если живъ, хоть и перерядился на новый ладъ, исконный французск³й боецъ - истинный галльск³й пѣтухъ - весельчакъ, любезникъ, драчунъ и каналья, то нѣтъ мудренаго сохраниться въ неприкосновенности и женѣ этого заб³яки, la belle châtelaine - прекрасной, немножко игривой, но, въ концѣ концовъ, все-таки очень цѣломудренной блюстительницѣ средневѣкового замка, и невѣстѣ, которая пряла въ башнѣ на золотой прялкѣ серебряныя нитки, въ влюбленномъ ожидан³и своего рыцаря: "Иль на щитѣ, иль со щитомъ вернусь къ тебѣ изъ Палестины"!.. Тѣмъ болѣе, что къ наилучшему консервирован³ю сихъ антиковъ и общество, и школа приложили, какъ мы видѣли, замѣчательно дружныя усил³я.

1905.

  

Прошлое гражданскаго брака.

  
   Въ настоящее время довольно много шума въ печати дѣлаетъ письмо г-жи Несторъ и г. Огузъ, торжественно огласившихъ черезъ газеты свой гражданск³й бракъ, за невозможностью или за нежелан³емъ вступить въ бракъ церковный. Поступокъ г-жи Несторъ и г. Огузъ вызвалъ цѣлый рядъ интервью съ писателями, изъ которыхъ самыя умныя и дѣльныя мнѣн³я высказали Леонидъ Андреевъ и г. Розановъ. Первый - объ идейной сторонѣ публикац³и: что не стоило такъ много шума дѣлать, чтобы похвалиться практическимъ примѣнен³емъ института, который въ русской интеллигентной средѣ давнымъ давно уже упрочился и процвѣтаетъ, при безмолвномъ признан³и его фактической необходимости со стороны общества, формально скованнаго запретными традиц³ями церкви. Второй - о христ³анскомъ оправдан³и брака простымъ соглас³емъ двухъ сторонъ, даже и съ церковой точки зрѣн³я. По компетентному мнѣн³ю такого знатока церковныхъ вопросовъ, какъ В. В. Розановъ, таинство брака осуществляется именно общественнымъ оглашен³емъ желан³я сторонъ быть мужемъ и женою. Самый же обрядъ вѣнчан³я религ³озно не обязателенъ, такъ какъ онъ лишь результатъ и форма государственнаго захвата брачныхъ отношен³й подъ свой контроль. Эру захвата этого В. В. Розановъ относитъ къ Х-му вѣку, то есть къ проникновен³ю въ Росс³ю христ³анства въ визант³йскихъ его формахъ.
   Эра, конечно, правильная. Но она слишкомъ рѣшительна, такъ какъ можетъ опредѣлять собою лишь начало претенз³й церкви, внесшей въ удѣльно-вѣчевую Русь вѣян³я визант³йской государственности и ея властное каноническое право, подчинить себѣ институтъ свободнаго брака, столь характерный для зари всѣхъ славянскихъ народовъ. Но было бы ошибкою думать, чтобы институтъ этотъ сдался визант³йскому новшеству безъ борьбы. И борьба была не только упорная, но и долгая. Въ каждой новообращенной славянской странѣ христ³анство начинало свое вл³ян³е епископскими судами, въ компетенц³ю которыхъ, въ первую очередь, входили дѣла о неправильныхъ (съ церковной точки зрѣн³я) бракахъ. Задачею судовъ этихъ было лишить гражданскихъ правъ браки, которые возникали, существовали и прекращались, такъ сказать, въ явочномъ порядкѣ, обходя пришлый епископск³й авторитетъ.
   Многоженство - не коренной славянск³й институтъ, - наносный отъ тюркскихъ кочевниковъ, но христ³анство застало славянъ въ многоженствѣ, не только укоренившемся, но и обычномъ, юридически признанномъ. Церковные суды объявили многоженству рѣшительную борьбу. Однако, уничтожить гражданскую сторону полигамическаго брака христ³анство не смогло даже на первыхъ порахъ своихъ, даже въ семьѣ такого благочестиваго человѣка, какъ креститель Руси, Владимиръ Святой. Онъ разстался съ своимъ языческимъ гаремомъ, но его новый христ³анск³й бракъ не погасилъ законности прежнихъ браковъ, и дѣти отъ Анны греческой не получили въ надѣлахъ своихъ преимуществъ предъ дѣтьми отъ Мальфриды, Рогнѣды, плѣнной инокини, вдовы Ярополка. Духъ рода еще торжествовалъ надъ силою церковнаго обряда, и актъ условленно-открытаго плотскаго сожительства и дѣторожден³я былъ властнѣе мистическихъ понят³й и словъ. Очень можетъ быть, что Борисъ и Глѣбъ погибли жертвами именно церковной попытки провести преимущество первородства въ христ³анской семьѣ надъ родовымъ старшинствомъ въ свободномъ языческомъ бракѣ. Но и затѣмъ славянск³й обычай отстаивалъ свое право соединять христ³анство съ полигам³ей цѣлыми столѣт³ями. Иногда же оно охватывало славянск³е края съ новою силою, какъ вспышка угасающаго пожара. Такъ было, напримѣръ, въ Польшѣ, въ XVI-мъ столѣт³и. Учащен³е многоженства стало замѣтнымъ еще въ началѣ вѣка, - въ концѣ же его (1573) краковск³й епископъ Францискъ Красинск³й жалобно характеризуетъ полигам³ю, какъ обычай всеобщ³й. Тутъ надо очень помнить, что дѣло идетъ не о наложничествѣ, но именно о законномъ бракѣ, получавшемъ юридическую силу черезъ обычай, помимо церкви, - "кромѣ сея вѣры нашея и греческое благовѣрьство жит³я", какъ типически жалуются на русскихъ многоженцевъ правила митрополита ²оанна. Такъ что одноженство, то есть лишен³е гражданскихъ правъ всѣхъ женщинъ, съ которыми живетъ мужчина, кромѣ одной, церковно обвѣнчанной, признавалось на Руси чужимъ, греческимъ, духовнымъ вторжен³емъ, подобно тому, какъ чехи почитали его насил³емъ нѣмецкаго католическаго духовенства. Что касается наложничества, оно представляло собою институтъ особый, и еще Несторъ умѣлъ различать "водимыхъ женъ" отъ наложницъ. И эти послѣдн³я также не были совершенно безправны предъ лицомъ церковнаго брака. Владимиръ Святой былъ "робичичъ" - сынъ наложницы, равно какъ и мног³е князья и именитые люди удѣльно-вѣчевого пер³ода. Московск³е вѣка сурово гнали конкубинатъ, но петровская реформа и екатерининъ вѣкъ умягчили нравы. XVIII столѣт³е - эпоха возникновен³я дворянскихъ фамил³й, возникшихъ изъ знатнаго конкубината: Репнины, Бецк³е, Бобринск³е, одна вѣтвь Татищевыхъ, Лицыны, Рапцовы и пр. Что въ сознан³и множества даже очень религ³озныхъ людей обрядъ вѣнчаи³я, и въ XVIII вѣкѣ, оставался скорѣе повинностью внѣшняго суевѣр³я и прилич³я, чѣмъ сознательною потребностью вѣры, свидѣтельствуютъ до комизма легкомысленныя многоженства, которыми необычайно богата сказанная эпоха. Когда скончался одинъ изъ дядей знаменитаго Вигеля, къ испугавному племяннику явились просить помощи восемь овдовѣвшихъ тетокъ, потому что "честность правилъ дяди была видна даже среди волнен³й его страстей; слово "наложница" пугало его добродѣтель, и всяк³й разъ онъ, влюбясь въ какую-нибудь простую дѣвку, спѣшилъ соединиться съ нею законными узами".
   Вторымъ дѣломъ, церковь наложила руки свои на свободу и порядокъ заключен³я брака по соглас³ю сторонъ. Всѣмъ извѣстна старинная языческая форма славянскаго брака черезъ "умыкан³е", т. е. похищен³е невѣсты женихомъ по взаимному съ ней соглашен³ю. Похищен³е безъ соглас³я дѣвицы даже въ самыхъ древнихъ славянскихъ памятникахъ разсматривается, какъ наглый разбой, влекущ³й за собою жестокую родовую месть и смертную расправу. И, опять-таки, церковные суды на Руси оказались безсильны справиться съ такъ называемыми "уволочскими" дѣлами ("аще уволочеть кто дѣвку") въ течен³е восъми вѣковъ: въ 1722 году Петръ Велик³й передалъ эту компетенц³ю свѣтской власти. Въ Польшѣ разгаръ воскресшаго брака чрезъ умыкан³е относится къ XVII вѣку. Въ сербскихъ земляхъ онъ держался до XIX вѣка, - быть можетъ, держится и сейчасъ. Вообще, въ концѣ ковцовъ, "умыкан³е", въ эволюц³онвыхъ своихъ метаморфозахъ, оказалось непобѣдимымъ для церкви, и она должна была примириться съ нимъ въ рядѣ компромнссовъ, вынужденныхъ необходимостью выбора, чему торжествовать - или карѣ за брачное своевол³е, или принципу нерасторжимости брака, хотя бы заключеннаго черезъ своевол³е. Принципъ нерасторжимости былъ дороже для церкви. И, такимъ образомъ, вся истор³я умыкан³я сводится къ скачкѣ съ препятств³ями двухъ захватовъ, которые справедливо отмѣтилъ г. Розановъ въ дѣлѣ Несторъ и Огузъ: если брачущ³еся опережали церковно-государственный захватъ ихъ брачнаго права своимъ захватомъ воли побрачиться, то церкви и государству не оставалось ничего иного, какъ признать бракъ, заключенный противъ ихъ воли.
   Церковное вѣнчан³е было и не по вкусу, и не по карману новокрещенному народу. Да и разстоян³я въ древней Руси быля такъ огромны, a пути сообщен³я такъ трудны и опасны, что попа достигнуть и ханжѣ представлялось серьезнымъ странств³емъ. Люди же, религ³озно безразличные, спокойно брачилисъ фактически, такъ сказать, въ кредитъ будущаго таинства: набѣжитъ, молъ, попъ - такъ обвѣнчаемся, не набѣжитъ - такъ и безъ попа хорошо. Такъ и до сихъ поръ ведется y сибирскихъ инородцевъ, съ ихъ номинальнымъ христ³анствомъ: оптовые браки post factum и оптовыя крестины. Обычай неблагословенныхъ свадебъ вокругъ ракитоваго куста благополучно дожилъ въ народѣ до XIX вѣка. Стенька Разинъ, который зналъ, какъ потрафлять на народную психолог³ю, совсѣмъ отмѣнилъ церковное вѣнчанье въ пользу старинныхъ лѣсныхъ браковъ y свящеянаго дерева. Окраины Московскаго государства, въ особенности восточныя, всегда были пр³ютомъ гражданскаго брака, съ которымъ тщетно вело борьбу духовенство, хотя и усердно покровительствуемое царями. За неблагословенные браки били батогами, сажали въ тюрьмы, ссылали, a они, знай себѣ, держались и процвѣтали. Гражданск³й бракъ даже и сейчасъ еще извѣстенъ во многихъ заволжскихъ углахъ подъ типическимъ назван³емъ сибирскаго. Дѣйствительно, Сибирь и была; и осталась классическимъ пр³ютомъ безцерковныхъ союзовъ, что объясняется тамъ не только рѣдкостью церквей и религ³ознымъ индифферентизмомъ сибиряковъ, но с безумною дороговизною мѣстныхъ свадебныхъ гулянокъ {См. мои "Сибирск³е этюды", изд. 2-е, или повѣсть "Побѣгъ Лизы Басовой" въ "Фантастическихъ правдахъ". (Москва, y Сытина).}. Расколъ получилъ благословен³е на гражданск³й бракъ еще отъ протопопа Аввакума: "аще кто не имать ³ереевъ да живетъ просто". Государственное отрицан³е гражданскихъ правъ за внѣцерковными браками старообрядцевъ началось лишь съ тридцатыхъ годовъ XIX в., когда воинствующ³й николаевск³й Сѵнодъ открыто принялъ подъ защиту свою сотни ренегатовъ, воспользовавшихся буквою свирѣпаго закона, чтобы покинуть и разорить своихъ не вѣнчанныхъ женъ. Но, за всѣмъ тѣмъ, старообрядческ³й гражданск³й бракъ устоялъ противъ преслѣдован³й не только въ рац³оналистическихъ сектахъ, каковы молокане, или y мистиковъ, какъ духоборы, но даже и въ пр³емлющихъ священство торговыхъ группахъ старой вѣры, и даже y городскихъ безпоповцевъ не нашлось большой охоты, ради формы, сгибать голову "подъ больш³е колокола". Народная совѣсть честно замѣнила законъ обычаемъ, и подлости противъ семьи, не огражденной закономъ, въ старообрядчествѣ очень рѣдки. Расколъ выдержалъ характеръ и заставилъ-таки признать свой бракъ. Еще недавно вся сановная Москва то и дѣло угощалась и пировала въ домѣ знаменитаго фабриканта-старообрядца (впослѣдств³и застрѣлившагося) и очень почтительно лобызала ручку красивой и образованной супруги его, и никого изъ этихъ превосходительствъ, свѣтлостей и с³ятельствъ нисколько не смущало соображен³е, что милл³онеръ обвѣнчанъ со своею супругою - лишь трижды объѣхавъ съ нею въ саняхъ вокругъ священнаго озера. Но вѣдь съ равнымъ правомъ можетъ считать себя обвѣнчаннымъ съ нею и кучеръ, который тогда ихъ возилъ, - острила Москва. Странность перваго вѣнчан³я не помѣшала впослѣдств³и одному изъ самыхъ вл³ятельныхъ превосходительствъ даже жениться на вдовѣ покойнаго капиталиста, какъ скоро она унаслѣдовала милл³оны. "Тако, по надобности, и закону премѣна бываетъ".
   Обѣднѣн³е, недороды всегда сказываются въ народѣ учащен³емъ гражданскихъ браковъ въ ущербъ церковнымъ, которые, вслѣдств³е алчности иныхъ поповъ съ таксами, становятся крестьянству недоступными. Толкаетъ крестьянъ въ гражданск³й бракъ и совершенная уже недостижимость для нихъ развода - едва-ли не самаго дорогого процесса русскаго. Въ мѣстностяхъ, гдѣ мужчины живутъ отхожимъ или морскимъ промысломъ, a бабы эманципировались оддночествомъ и монопол³ей домохозяйства, гражданск³й бракъ быстро пускаетъ корни и начинаетъ предпочитаться церковному. Еще недавно я имѣлъ письмо изъ Архангельской губерн³и о безцерковномъ брачномъ союзѣ въ знакомой крестьянской семьѣ, который такъ и характеризовался - "гражданск³й бракъ". То же самое въ пр³исковыхъ мѣстностяхъ, на заволжскихъ солеварняхъ, на Поморьи. Во множествѣ мѣстностей русскихъ, въ особенности на сѣверныхъ, былыхъ новгородскихъ земляхъ, - церковному браку обязательно предшествуетъ долгое внѣбрачное "пробное" сожительство невѣсты съ женихомъ, при чемъ, въ случаѣ появлен³я на свѣтъ потомства, фактическ³й авгоръ его обязанъ выдавать матери извѣстное содержан³е, даже если-бы разошелся съ нею, и бракъ не состоялся бы. Такъ называемое "привѣнчиван³е" дѣтей, теперь съ 1902 года утвержденное очень запоздалымъ закономъ, въ обычаѣ русскомъ держится уже десятки десятилѣт³й. Самъ Петръ Велик³й подалъ примѣръ тому, "привѣнчавъ" въ бракѣ съ Екатериною I дочерей своихъ Анну и Елизавету, впослѣдств³и императрицу.
   Что касается современнаго интеллигентнаго общества русскаго, то, конечно, Леонидъ Андреевъ совершенно правъ, находя, что гг. Несторъ и Огузъ не стоило устраивать такой громкой помпы изъ-за такого обыденнаго дѣла, какъ интеллигентный гражданск³й бракъ. Однажды, въ Петербургѣ, на юбилейномъ обѣдѣ М. Г. Савиной, гдѣ собрался весь цвѣтъ столичной интеллигенц³и, я и художникъ К., между томительными рѣчами, отъ скуки стали считать, кто изъ присутствующихъ за столомъ можетъ похвалиться, что онъ прожилъ жизнь свою въ едннобрач³и по церковному правилу и обряду. Обѣдало человѣкъ 300, но врядъ ли мы насчитали даже 30. У Лѣскова даже, который былъ ханжа, и то есть разсказъ о "Дамѣ и фефелѣ", въ высшей степени сочувственный гражданскому браку въ литературной средѣ и очень мрачно рисующ³й неразрывныя узы незадачи въ бракѣ церковномъ; о лѣвыхъ писателяхъ - нечего и упоминать: ихъ протесты противъ брачныхъ закрѣпощен³й безсчетны. Въ литературныхъ организац³яхъ взаимопомощи гражданск³й бракъ имѣетъ такое же юридическое признан³е, какъ церковный, и даже больше, потому что подобнымъ организац³ямъ не разъ приходилось отстаивать, напримѣръ, наслѣдственныя права фактической гражданской семьи покойнаго литератора противъ претенз³й семьи по законнымъ документамъ давно прекратившагося, но формально нерасторгнутаго брака. Очень часто подобныя претенз³и возникали на почвѣ бывшихъ когда-то въ модѣ, фиктивныхъ церковныхъ браковъ, значительная часть которыхъ изъ-за того и заключалась, чтобы стороны нашли свободу для фактическаго гражданскаго брака съ третьими лицами, не обладающими наличностью правъ къ супружеству. Сближен³е народностей русскихъ, потребности запретныхъ церковью союзовъ съ лицами не православнаго и даже не христ³анскаго исповѣдан³я являются частыми факторами и гражданскаго брака и - какъ вспомогательеой ступени къ нему - фиктивнаго. Особенно часты гражданск³е браки между евреями и русскими женщинами и, обратно, между еврейками и русскими мужьями. Вообще - сейчасъ, вопросъ о томъ, вѣнчана или не вѣнчана въ церкви жена литератора, художника, артиста, адвоката, словомъ, интеллигента свободныхъ професс³й, - въ городской жизни - врядъ ли очень интересуетъ кого-либо посторонняго, кромѣ участковаго пристава, прописывающаго ихъ паспорта. И немногочисленные ригористы, "зубры" своего рода, пытающ³еся "лѣзть не въ свое дѣло", частенько попадаютъ въ глупѣйш³я положен³я. Церковью женатый X. встрѣчаетъ граждански женатаго Z. и снисходительно освѣдомляется о семьѣ его, но "женою" и м-мъ Z. назвать не хочетъ, a "дамою сердца" или тому подобнымъ милымъ прозвищемъ не смѣетъ. Поэтому мямлитъ и мычитъ:
   - Ме-ме-ме-ме... Ну, какъ поживаетъ ваша прелестная.... ме-ме-ме-ме?.....
   - Недурно, благодарю васъ, - съ хладнокров³емъ отвѣчаетъ Z., - a драгоцѣнное здоровье вашей очаровательной бе-бе-бе-бе?
   У гражданской жены Y. трудное, длинное имя. Нѣкоторый писатель, святоша и фатъ, бесѣдуя съ нею о мужѣ, тонко даетъ ей догадаться, что супругами ихъ не считаетъ. Подслащая пилюлю, онъ, въ разговорѣ, учащенно величаетъ г-жу Y. по имени и отчеству.
   - Зачѣмъ вы даете себѣ столько труда? - спокойно остановила его молодая женщина. - Зовите меня, какъ всѣ: м-мъ Y.... этого довольно!
   Князь N. - плодъ гражданскаго брака очень знатной особы съ гувернанткою. Отецъ, человѣкъ очень порядочный, узаконилъ его. Молодой человѣкъ, на высотѣ, заважничалъ, забылся, сталъ заносчивъ и дерзокъ. Однажды, ухаживая за не весьма уже молодою актрисою V., о которой весь Петербургъ знаетъ, что она давнымъ давно - гражданская жена художенка Ѵ., князекъ упорно, подчеркнуто, вызывающе зоветъ ее не мадамъ, но мадемуазель V., съ растроганнымъ лицомъ, благодарно беретъ его за обѣ руки.
   - Милый! Вотъ когда я вѣрю, что вы, дѣйствительно, любите меня, какъ... свою родную мать!
   - Мадемуазель?!
   - Да, да. Вы не замѣчаете даже, какъ вы меня съ нею смѣшиваете....
   Всѣ эти три случая - съ петербургской натуры.
   Свобода брака опредѣляется двумя моментами его: заключен³емъ и прекращен³емъ - одинаково по волѣ брачущихся сторонъ. Начиная съ IX вѣка, повсемѣстно въ славянскихъ земляхъ восточная и западная церкви борются съ усвоенною обычаемъ свободою развода. Такъ называемый "отпускъ" женъ былъ распространенъ и въ удѣлахъ, и въ Московскомъ государетвѣ, къ нему не стѣснялись прибѣгать даже недовольиые своими супругами князья, вѣрные союзники и опорные столпы церкви: Симеонъ Ивановичъ Московск³й, Всеволодъ Александровичъ Холмск³й. Отпускъ жены не препятствовалъ вторичному браку ни жены, ни мужа, - только съ XVI вѣка священнослужителямъ запрещено благословлять вторые браки лицъ, произвольно разрушившихъ свой первый бракъ: "на тотъ бракъ не ходи, иже двоеженець, или (!) треженець, или мужъ жену пуститъ безъ вины. Если же съ виною пуститъ, то, значитъ, можно вѣнчать: дѣло сводилось къ взаимодовѣр³ю между попомъ и прихожаниномъ. Въ Польшѣ знаменитый Болеславъ отпустилъ послѣдовательно двухъ женъ, пока не нашелъ счастья въ третьей. Въ концѣ XVI вѣка Генрихъ Валуа, избранный въ короли польск³е, еще долженъ былъ присягать, что онъ не разведется съ женою иначе, какъ въ церковномъ порядкѣ. Отпуску женъ мужьями соотвѣтствовало такое же произвольное оставлен³е женами мужей, слѣды котораго доходятъ въ русскихъ памятникахъ также до XVI вѣка. Въ восемнадцатомъ вѣкѣ съ отпускомъ супруговъ не церемонились ни знатные мужья, въ родѣ Ягужинскаго, либо Ганнибала (прадѣдъ Пушкина), ни знатныя жены, въ родѣ графини Бутурлиной или графини Апраксиной, устраивая безцерковные разводы или по собственному произволу или съ одобрен³я свѣтской власти.
   Петръ поддержалъ разводъ Ягужинскаго, Елизавета, несмотря на свое ханжество, была также терпима къ разлучен³ю супруговъ, Екатерина, по себѣ знавшая, что за радость жизнь съ противнымъ мужемъ, дала разводу фактическую свободу. Катонъ вѣка ея, кн. Щербатовъ насчитываетъ разошедш³яся пары въ Москвѣ и въ Петербургѣ цѣлыми сотнями. Ман³ю развода высмѣивали Фонъ-Визинъ и молодой Крыловъ.
   Что произволъ односторонняго развода искони былъ сильнѣе церковнаго закона, свидѣтельствуетъ ранн³й компромиссъ церковнаго происхожден³я, которымъ разводу этому, въ качествѣ faute de mieux, придавалась, по крайней мѣрѣ, хоть внѣшняя каноническая окраска: пострижен³е одного изъ супруговъ въ монашество, - дѣйствительное или фиктивное, ибо "клобукъ не гвоздемъ ко лбу прибитъ", острили русск³е люди. Этотъ способъ отдѣлываться мужьями отъ женъ и женами отъ мужей, со временемъ, сталъ лютою язвою семейной жизни въ царствѣ Московскомъ. Сотни отвратительнѣйшихъ злоупотреблен³й заставили въ XVII вѣкѣ выступить противъ развода чрезъ пострижен³е ту же самую церковь, которая въ Х²-мъ и Х²²-мъ вѣкахъ дала это обоюдоострое оруж³е въ руки недовольныхъ супруговъ. Было запрещено постригать женатыхъ молодыхъ людей, безъ соглас³я женъ и родителей (1667 г.). Однако запрещен³е, должно быть, плохо дѣйствовало, потому что въ 1681 году патр³арху ²оакиму пришлось его подтвердить особымъ предписан³емъ. На патр³арш³я предписан³я не предвидѣли Петра, который монашество ненавидѣлъ, но сестру и первую жену свою постригъ. Разведенную жену Ягужинскаго онъ тоже вынудилъ постричься. Царевичъ Алексѣй самъ просился отъ него въ монастырь. Вообще, Петръ, человѣкъ. еще полный отголосками старой Москвы, находилъ монастырь очень удобнымъ видомъ безкровной гильотины, тихимъ способомъ гражданской смерти.
   Еще менѣе властна была церковь надъ разводомъ двустороннимъ, по мирному соглашен³ю желающихъ разлучитъся супруговъ. Такъ называемыя разводныя письма, упоминаемыя еще Герберштейномъ, благополучно дѣйствовали въ Росс³и, вопреки соборнымъ воспрещен³ямъ и патр³аршимъ грамотамъ, до второй половины XVIII вѣка: только въ 1769 году, т. е. въ Екатерининъ вѣкъ, былъ изданъ законъ, рѣшительно воспретивш³й такое, уже совершенно гражданское, погашен³е брака. Но мы видѣли, что, противодѣйствуя разводу de jure, фактически Екатерина была на его сторонѣ, и потому власти смотрѣли сквозь пальцы, a самовольные разводы практиковались почти открыто и свободно до воцарен³я Павла. Ему, мстительному сыну несчастнаго брака, въ которомъ взяли верхъ самостоятельность и ген³й женщины, принадлежатъ тѣ рѣзк³я ограничен³я свободы брака вообще и, въ частности, по разводу, которыя вошли впослѣдств³и въ николаевск³й сводъ законовъ. Извѣстно, что ограничен³я эти суровѣе, чѣмъ требуетъ даже Кормчая книга, и Павелъ выдержалъ изъ-за нихъ цѣлый богословск³й споръ съ президентомъ Сѵнода, митрополитомъ Гавр³иломъ, который, несмотря на свой высок³й духовный санъ и преклонный возрастъ, оказался гораздо либеральнѣе. Вообще, духовенство не было противъ разводныхъ грамотъ - настолько, что еще въ 1730 году понадобился указъ противъ священниковъ, которые, по просьбѣ духовныхъ дѣтей, скрѣпляли своими свидѣтельскими подписями самовольныя разводныя письма. Шестьдесятъ лѣтъ спустя Павелъ бросилъ Сѵноду въ упоръ обвинен³е, что духовенство потворствуетъ и разводамъ, и новымъ бракамъ разведенныхъ. Образцы разводныхъ грамотъ сохранились въ достаточномъ количествѣ, чтобы судить о силѣ и характерѣ этого правового обычая. Въ одной изъ нихъ, отъ 1697 года, особо оговорено разрѣшен³е мужу жениться на другой. Такъ было на верхахъ общества. Въ народѣ разводъ осуществлялся еще того проще. Старинный, языческ³й бракъ заключался y воды, разорвать его также можно было лишь y воды, и языческ³й разводъ на много вѣковъ пережилъ языческую свободу. Мужъ и жена становились по двумъ сторонамъ ручья и тянули черезъ него тонкое полотенце, покуда оно не разрывалось пополамъ. Кусокъ сииволическаго холста оставался въ рукахъ мужа, кусокъ въ рукахъ жены, и бракъ объявлялся уничтоженнымъ, a супруги - вольными идти, куда имъ угодно, и жить - каждому по своей волѣ и съ кѣмъ хочетъ. Въ Черногор³и очень схож³й обрядъ существовалъ еще въ XIX вѣкѣ, при чемъ, если расторгаемый бракъ продолжался болѣе десяти лѣтъ, мужъ обязанъ былъ выдавать женѣ пенс³ю въ размѣрѣ, опредѣляемомъ м³рскою сходкою.
   Итакъ, мы видимъ, что процессъ закрѣпощен³я русскаго брака закончился не такъ ужъ безнадежно давно, и что въ вопросѣ о раскрѣпощен³и его современностъ колеблетъ совсѣмъ не тысячелѣт³я и даже не вѣковыя традиц³и, a просто-напросто сводъ законовъ Николая I, который санкц³онировалъ пылк³е запреты Павлова trop de zèle. Только конецъ XVIII ж первая половина XIX вѣковъ объявили безповоротными преступлен³ями - какъ произвольное вступлен³е въ бракъ, такъ и произвольное его прекращен³е, a церковное бракосочетан³е и церковный разводъ обставили узкими ограничен³ями, которыя превратили гражданск³й бракъ, какъ естественный суррогатъ, изъ случая въ постоянное явлен³е и изъ возможности въ необходимость. Даже въ вѣкѣ Ярослава умѣли уважать психологическ³я и экономическ³я причины къ разводу. Такъ - супруги имѣли право разойтись; если: одна сторона убѣждалась, что другая промышляетъ воровствомъ, если мужъ, обремененный долгами, грабилъ имущество жены. Въ московск³й пер³одъ - если мужъ былъ настолько тяжело боленъ, что пришлось совершить падъ нимъ обрядъ соборован³я, то, по выздоровлен³и, воля жены была жить съ нимъ дальше или покинуть его, какъ заживо мертваго, и выйти за другого (Маржеретъ). Вообще, старая Русь, при всѣхъ деспотическихъ недостаткахъ ея брачнаго уклада, имѣла на вопросъ о брачной устойчивости взглядъ довольно трезвый. Его превосходно выразилъ послѣдн³й человѣкъ старой Москвы и первый человѣкъ новой Росс³и, Петръ Велик³й, когда уговаривалъ Ягужинскаго развестись съ женою, одержимою припадками меланхол³и: "Богъ установилъ бракъ для облегчен³я человѣка въ горестяхъ и превратностяхъ жизни, дурное супружество прямо противно волѣ Бож³ей, и потому столько же справедливо, сколько и полезно, расторгнуть его; продолжать же его крайне опасно для спасен³я души". Лишь XIX вѣкъ, создавш³й государственную и духовную бюрократ³ю, постарался, въ союзѣ этихъ двухъ страшныхъ силъ, обратить церковный бракъ въ пожизненную тюрьму безъ просвѣтовъ и щелочекъ на свободу, съ довѣчными кандалами обрядовой формалистики, нерасторжимой между двумя существами, даже когда между ними расторгнуто все и по душѣ, и по плоти. Такъ что въ ²Х-мъ и X вѣкахъ, о которыхъ помянулъ г. Розановъ, гг. Несторъ и Огузъ, пожалуй, еще никого не удивили бы, да и не нуждались бы въ громкомъ оглашен³и своего гражданскаго союза: онъ былъ бы въ порядкѣ вещей. "Бунтъ" ихъ - гораздо современнѣе. Онъ идетъ далеко не противъ глухой старины, а, напротивъ, воюетъ лишь съ результатами тѣхъ, еще не столѣтнихъ даже, новшествъ, что внесены въ русск³й семейный строй бюрократическимъ дыхан³емъ Павловщины и Николаевщины. Росс³я успѣла уже столько изъ наслѣд³й эпохъ этихъ переработать на новое, что неприкосновенными святыни ихъ почитаться болѣе нигдѣ не могутъ. Росс³я сняла безобразные николаевск³е мундиры съ сослов³й, суда, войска, науки, литературы, - пора ей снять старый заношенный мундиръ и съ брачнаго института. Или - не удивляться, что общество, выросшее изъ брачнаго мундира, вовсе перестаетъ его добиваться, и союзъ мужчины и женщины все чаще и чаще находитъ осуществлен³е самъ по себѣ, по взаимнымъ довѣр³ю и совѣсти, равнодушно обходя и угрозу церкви - грѣхомъ, и угрозу государства - семейнымъ безправ³емъ.

1907.

  

Насильники.

  
   Прочиталъ я объ отвратительномъ преступлен³и на Николаевской желѣзной дорогѣ, разоблаченномъ, благодаря студенту Феликсу Борецкому....
   - Опять!... Когда же этимъ свинствамъ конецъ будетъ?
   Въ то время, какъ мы, передовые росс³яне ХХ-го вѣка, жуемъ и пережевываемъ вопросъ о женскомъ политическомъ равноправ³и, съ тѣмъ, чтобы, въ конечномъ результатѣ жеван³я, выплюнуть постыдное "нѣтъ", - нравы милаго отечества нашего весьма замѣтно и увѣренно пятятся къ вѣку Х-му: къ древлянской патр³архальности, которая умыкала женъ y воды, жила обычаемъ звѣринымъ и срамословила предъ матерями и снохами своими. Тонъ этому восхитительному попятному движен³ю общественнаго темперамента дали, конечно, безстыдства разнузданныхъ хулигановъ, на службѣ y погромной политики, воинствующей подъ знаменемъ "Все позволено". Пресловутое паломничество черной сотни за оптовою индульгенц³ей отъ ³ерусалимскаго патр³арха сѣло на мель. Но оно, собственно говоря, и не нужно было, - лишняя роскошь. Они, паломники эти, давнымъ-давно само себѣ все позволили. Сейчасъ по Руси мечется, будто стая бѣшеныхъ волковъ, не одна сотня, быть можетъ, даже не одна тысяча, сполоумленныхъ проклятымъ девизомъ этихъ человѣкоподобньтхъ пав³ановъ - Карамазовыхъ, которымъ карамазовщину прививаетъ политика не только ласкательной и заигрывающей, но даже взяточной безнаказанности. Все позволено, - лишь бы "мѣтк³й твой кистень" пребылъ съ нами во всѣ дни, всегда наготовѣ засвистать надъ враждебнымъ станомъ "погибающихъ за великое дѣло любви"! Росс³я переживаетъ сейчасъ времена, очень похож³я на тѣ, когда по Итал³и бродили стада двуногаго сброда, которыя народъ выразительно называлъ "сволочью Бурбона". Встрѣча съ сими человѣкообразными несла для мужчины грабежъ и смерть или увѣчье, a для женщины - непремѣнное изнасилован³е. И на нихъ не было никакого суда - ни человѣческаго, ни божескаго. Потому что re Bomba авансировалъ имъ уголовную амнист³ю, a папа П³й IX отпущен³е грѣховъ прошлыхъ, настоящихъ и будущихъ. При всей своей гуманности, при всемъ своемъ отвращен³и къ пролит³ю крови, Гарибальди разстрѣливалъ "сволочь Бурбона", именно какъ бѣшеныхъ волковъ.
   "Сволочь Бурбона", въ Итал³и, была арьергардомъ и отражен³емъ арм³и и полиц³и деспотическаго королевства, развивавшихъ тѣ же нравы. Русскимъ, пережившимъ 1905-1907 годы: ужасы черносотенныхъ погромовъ и усмирительныхъ экспедиц³й, тутъ комментар³и излишни: sapienti sat!.. ...Позволю себѣ напомнить читателямъ маленьк³й эпизодъ изъ истор³и еще первой Думы, навѣрное, забытый ими, - такъ мимолетно скользнулъ онъ въ отчетахъ, да и приключился-то онъ чуть ли не въ предпослѣднее засѣдан³е покойнаго "парламента". Кто-то изъ депутатовъ требовалъ интерпелляц³и по поводу отчаянныхъ телеграммъ изъ Подольской губерн³и, что "солдаты насилуютъ дѣвушекъ и разбиваютъ сундуки". Противникомъ интерпелляц³и выступилъ Михаилъ Стаховичъ. Онъ съ жаромъ доказывалъ, что Думѣ незачѣмъ отвлекаться отъ очередныхъ занят³й, такъ какъ запросъ, возбуждаемый по поводу подольской телеграммы, не принадлежитъ къ числу спѣшныхъ.... До какого отчаян³я въ странѣ своей надо дойти, чтобы провозгласить вопросомъ второстепенной категор³и и неспѣшнымъ къ разрѣшен³ю протестъ противъ изнасилован³я женщинъ: есть, молъ, y насъ счеты кое съ чѣмъ поважнѣе!... На чувствѣ русскаго человѣка, уже нѣсколько лѣтъ одержимаго, изо дня въ день, чудовищными впечатлѣн³ями совершенно сказочной дѣйствительности, набился претолстый мозоль, который болитъ только въ томъ случаѣ, если на него наступаютъ прямо и непосредственно.
   Когда вся Росс³я полна была шумомъ по дѣлу Спиридоновой, пр³ятель, возвративш³йся изъ Ниццы, разсказывалъ мнѣ разговоръ, случайно слышанный имъ на Promenade des Anglais, между двумя няньками, завезенными изъ Росс³и катать вдоль моря въ колясочкахъ какихъ-то высокопоставленно-рахитическихъ дѣтей. Русск³я Ѳетиньи чрезвычайно интересовались участью Спиридоновой, ужасались ея жестокими страдан³ями, ругали ея палачей и очень одобряли лицъ, энергически развивающихъ ея защиту. Но и критиковали.
   - Вишь! - сказала одна изъ Ѳетин³й - какъ господа крѣпко взялись, когда это самое дѣло дошло до своей сестры...
   Стрѣла простодушная, несомнѣнно неумышленная, но тѣмъ болѣе болѣзненно ранящая нашего брата, интеллигента, прямо въ сердце. Вѣдь, вѣрно, правда это, господа. До того прочно рабство, столѣт³ями воспитаннаго въ насъ и не успѣвшаго еще перевоспитаться, стараго классоваго чувства, со всѣми натертыми мозолями его симпат³й и безразлич³й, что даже для такой примитивной эмоц³и, какъ возмущен³е нарушен³емъ женской чести, русскому обществу необходимо было дождаться, чтобы это дѣло, какъ выражается ниццская Ѳетинья, "дошло до своей сестры". Дѣло Спиридоновой всколыхнуло негодован³емъ всю Росс³ю, a потомъ Европу и Америку, потому что была опозорена интеллигентка, гимназистка, революц³онерка. Сколько исключительныхъ услов³й, отягчающихъ вину, чтобы мерзости Жданова и Аврамова произвели должное впечатлѣн³е. Все, что пережила Спиридонова, безпредѣльно ужасно. Но, увы, не одна Спиридонова въ Росс³и. - Какъ водится y насъ, затрепавъ своимъ внимаы³емъ единичный актъ насил³я до того, что онъ сталъ нарицательнымъ, общество гипнотизировалось имъ, почти не отвѣчая на тѣ видѣн³я, однородныя и еще болѣе чудовищныя, которыя клубятся позади этой гипнотизирующей точки. Спиридоновыхъ въ Росс³и была не одна, a сотни. Но эти, сотнями исчисляемыя Спиридоновы, не учились въ гимназ³яхъ, не участвовали въ политическихъ парт³яхъ, не стрѣляли въ чиновниковъ, - словомъ, для интеллигенц³и, для образованныхъ людей, пишущихъ въ газетахъ и проповѣдующихъ съ трибунъ и каѳедръ, онѣ не были "своими сестрами". И вотъ бѣда ихъ, къ стыду общества, оказалась - какъ-будто - въ полъбѣды. Она оставалась предметомъ теоретическихъ негодован³й, безъ всякаго перехода въ практическ³й протестъ дѣйств³емъ. Эги несчетныя, темныя Спиридоновы страдали, гибли, позорились не за борьбу, не за войну съ правительствомъ, a просто потому, что онѣ женщины, что y нихъ есть женская честь, которую можно отнять, и есть достаточно вооруженныхъ скотовъ, охочихъ до этого занят³я, которымъ женская честь предавалась въ наградное пользован³е - въ родѣ прибавки къ пайку, что ли, или приварка какого-нибудь.
   Мы возмущались Спиридоновскимъ бѣдств³емъ. Но много ли въ Росс³и женщинъ были гарантированм отъ того, что вся спиридоновская истор³я не будетъ продѣлана съ ними, при томъ, съ гораздо большею легкостью, быстротою и удобствомъ, такъ сказать, въ упрощенномъ издан³и, чѣмъ продѣлывали господа Аврамовъ и Ждановъ, все-таки, хоть сколько-нибудь да стѣсненные - ну, просто хотя бы соображешями о томъ, что ввѣрена имъ не какая-нибудь случайная, заурядъ преступница, a важная политическая арестантка, которая и въ тюрьмѣ не беззащитна, потому что за ея судьбою слѣдятъ глаза многихъ... Изъ того, что Аврамовъ и Ждановъ посягнули на Спиридонову, слѣдуетъ, что эти господа, не тѣмъ будь помянуты, были исключительно дерзкимн и безстрашными по части какой бы то ни было отвѣтственности. Эти господа, - что называется, о двухъ головахъ. Но надъ тѣми злополучными сестрами Спиридоновой, которыя "не свои сестры", издѣвались и ругались совсѣмъ не исключительные изверги рода человѣческаго, a просто сѣрая солдатская блажь, одурѣвшая отъ крови, пожара, бойни по командѣ и любезной терпимости начальства ко всякому пороку.
   Безчисленныя, безъотвѣтныя, беззащитныя женск³я жертвы солдатскаго разврата - быть можетъ, самый большой русск³й ужасъ нашего времени, страшнѣйш³й даже массовыхъ уб³йствъ, которыя одѣваютъ трауромъ города и села нашей родины.
   Семья въ Росс³и не естъ соц³альное правило, но лишь своеобразное государственное отлич³е, даруемое за политическую благонадежность и отнимаемое за сомнительность оной. Еще въ тѣ дни, когда Оболенск³й, послѣ знаменитыхъ безпорядковъ въ Харьковской и Полтавской губерн³яхъ, положившихъ начало русской аграрной революц³и, сѣкъ и истязалъ усмиренныхъ крестьянъ, генералъ, начальствовавш³й экзекуц³оннымъ отрядомъ, по окончан³и сѣкуц³и, безцеремонно говорилъ выпоротымъ мужикамъ: "Теперь вы больше намъ не нужны, ступайте, хохлы, въ степь, a казаки позабавятся съ вашими бабами".
   И хохлы, подъ берданками, шли въ степь, a деревня наполнялась воплемъ преслѣдуемыхъ бабъ... Мнѣ разсказывали очевидцы, что несчастныхъ позорили всенародно, въ солдатскомъ кругу, a вельможное начальство, укрывшись для прилич³я въ избу получше и почище, смотрѣло изъ оконъ, попивая шампанское, хохотало и отпускало каламбуры... А мужики, безоружные, стояли въ степи, подъ дулами берданокъ... Вотъ тема беллетристу-психологу, не боящемуся натуралистическихъ картинъ...
   Читая газетные отчеты и частныя писъма объ усмирен³яхъ солдатами и, въ особенности, казаками русскихъ окраинъ, можно подумать, что тамъ дерутся съ крестьянами не люди и даже не черти, a полки переодѣтыхъ въ сѣрыя шинели и въ черкески сладострастныхъ обезьянъ. Что же? Въ инд³йской миѳолог³и былъ и такой случай. У Вишну былъ союзникомъ обезьян³й царь Гануманъ, онъ командовалъ обезьяньей арм³ей и даже благополучно побѣдилъ кого-то. Ну, такъ вотъ, я думаю, что въ моментъ своей побѣды эта обезьянья арм³я вела себя, все-таки, лучше, чѣмъ казаки въ Закавказьи, и ни о какомъ Гануманѣ нельзя разсказать того, что вытерпѣла бумага оффиц³альнаго отчета по слѣдств³ю о злоупотреблен³яхъ казаковъ-усмирителей, произведенному г. Вейденбаумомъ въ Шушинскомъ уѣздѣ. Если бы эти вещи не были засввдѣтельетвованы оффиц³альнымъ дознан³емъ, всегда склоннымъ смягчать происшеств³я, непр³ятныя для правительственной репутац³и, до минимумовъ дѣйствительности, эти строки можно было бы принять за отрывокъ изъ романа какого-либо сумасшедшаго эротомана, въ родѣ знаменитаго маркиза де-Садъ. Отчетъ г. Вейденбаума заключаетъ въ себѣ так³я грязныя подробности, что прочитать ихъ вслухъ съ эстрады или съ каѳедры не поворотится самый смѣлый языкъ. А это уже не "революц³онная сказка", но оффиц³альный отчетъ!
   "Командированная кавказскимъ намѣстникомъ слѣдственная комисс³я, подъ предсѣдателъствомъ Г. Д. Вейденбаума, объѣхала пострадавш³я армянск³я селен³я, свыше пятнадцати. Удостовѣрены факты грабежа и насил³й; изнасилована родильница. Г. Вейденбаумъ лично посѣтилъ эту несчастную женщину. Въ Гюнэ и въ Чертазѣ констатированы многочисленные факты физическаго насил³я, грабежи и поджоги. Въ Сусѣ обнаруженъ большой грабежъ и фактъ поголовнаго изб³ен³я крестьянъ, изнасилован³я одиннадцати женщинъ и растлѣн³я параличемъ разбитой двѣнадцатилѣтней дѣвочки, которую изверги вырвали изъ объят³й старика-дѣда. Разслѣдован³е фактовъ произвело на комисс³ю невыносимо тяжелое впечатлѣн³е. Сообщен³я епископа Ашота объ ужасахъ не только подтверждаются, но блѣднѣютъ предъ дѣйствительностью. Нѣтъ селен³я, гдѣ бы не были сожжены дома со всѣмъ имуществомъ. Въ Тугѣ сожженъ двухъэтажный домъ Муселяенца, съ хлѣбнымъ амбаромъ и складомъ мануфактурныхъ товаровъ. Вездѣ казакамъ давалась полная свобода. Въ нѣкоторыхъ селен³яхъ нѣсколько дней грабили, избивали, истязали, изнасиловали женщинъ и дѣвицъ, вырывая ихъ подъ часъ изъ рукъ отцовъ, братьевъ и мужей, ловя ихъ въ горахъ, въ садахъ и въ лѣсахъ, Рѣдко кто избавился отъ побоевъ, истязан³й, ограблен³я, a изъ женщинъ спаслась отъ позора лишь часть убѣжавшихъ или скрывшихся въ секретныхъ мѣстахъ домовъ. Въ селен³и Сосъ умеръ отъ побоевъ Аванесъ Аирапетянцъ. Товарищу прокурора было заявлено объ этомъ, но слѣдств³я и вскрыт³я произведено не было до сихъ поръ. Мать Аванеса, семидесятилѣтняя старуха, изнасиловава пятью казаками. Въ селен³и Азохѣ казаки требовали отъ Хосрова Карапетянца отдать жену. Получивъ отказъ, они повалили ее и изнасиловали. Одна азохская женщина изнасилована на глазахъ дѣтей, затѣмъ ее заставили цѣловать половые органы. Уничтожено казаками многое, чего не могли они взять. Награбленныя же вещи, навьючивъ ими лошадей, они отвезли въ переселенческое селен³е Скобелевку, частью же продавали дорогой. Пострадали преимущественно тѣ селен³я, которыя подвергались раньше нападен³ю татаръ. Въ селен³и Чертазѣ саблей казака раненъ священникъ, y другого священника ограбленъ сосудъ со Св. Тайнами. Есть при смерти избитые, неизлечимые, изувѣченные, преждеврменные роды, выкидыши, случаи смерти новорожденныхъ. Въ горахъ мног³я женщины сдѣлались истеричными. Паника настолько сильна, что, когда комисс³я подъѣзжала къ селен³ямъ, женщины, несмотря на предупрежден³я быть спокойными, бѣжали въ горы и въ сады. Названныя селен³я окончательно разорены и опустошены на глазахъ мѣстныхъ военныхъ и административныхъ властей. Отрядъ былъ подъ начальствомъ полковника Веверна, офицеровъ Бирюлкина, Гадж³ева, въ сопровожден³и уѣзднаго начальника Фрейлиха, мирового посредника Ермолаева, пристава Фота. Ермолаевъ по свидѣтельству многихъ, поощрялъ казаковъ, a нѣкоторые дома самъ обливалъ керосиномъ и поджигалъ".

(No 76 "Тифл. Листка").

   Прудонъ говорилъ, что изнасилован³е женщинъ - неизбѣжное зло всѣхъ войнъ и осадъ: во всякой цивилизац³и, все равно, женщины побѣжденныхъ - добыча побѣдителей. Но даже въ городахъ, взятыхъ самымъ дикимъ штурмомъ, гнусности, подобныя описаннымъ въ отчетѣ Вейденбаума, бывали только какъ отвратительныя исключен³я. Солдаты Суворова не болѣе свирѣпствовали въ Измаилѣ и сволочь Бурбона во взятомъ съ боя Римѣ, чѣмъ русское казачество среди мирнаго населен³я шушинскихъ армянъ. Комментировать тутъ нечего. Отчетъ говоритъ самъ за себя. Пьянство виномъ и кровью свело съ ума толпу людей. И вотъ - мы свидѣтели эпидем³и какого-то повальнаго садизма, насильническаго щегольства развратомъ не нормальнымъ, противнымъ, на зло и на перекоръ естественному инстинкту, - rien n'est sacré pour un sapeur! - нѣтъ, молъ, ничего такого, на что казакъ не смѣетъ посягнуть! Двѣнадцатилѣтняя дѣвочка, семидесятилѣтяяя старуха, родильница, паралитическ³й уродецъ - всѣхъ въ одну кучу!.. Надругательство утонченное, фокусническое, именно садистическое, - не только порывъ къ грубому наслажден³ю, но и злорадное, бѣсовское желан³е унизить, насладиться страдан³емъ, позоромъ, оплеван³емъ жертвы... Еще Достоевск³й отмѣтилъ, что садизмъ - частое явлен³е въ русскомъ старчествѣ. Ну, судя по отчету Вейденбаума, хороша бываетъ и воинственная молодежь. О такихъ фактахъ, какъ изнасилован³е параличныхъ, семидесятилѣтнихъ старухъ, цѣлован³е половыхъ органовъ и т. п., до сихъ поръ м³ръ узнавалъ только изъ психопатологическихъ наблюден³й Крафтъ Эбинга, Маньяна, Тарновскаго, по лечебницамъ нервныхъ и психическихъ больныхъ. Это сумасшедш³й домъ, адъ половой психопат³и, вырвавш³йся на волю!
   Ну, да ужъ хорошо. Кавказъ, - край, такъ сказать, экзотическ³й, a армяне суть "бунтовщики", съ коими христолюбивому воинству предписывается поступать, какъ съ воюющей стороной, и даже хуже, ибо войны имѣютъ хоть как³е-нибудь свои международные законы, a войны гражданск³я подъ наблюден³емъ Женевской конвенц³и не состоятъ. Обратимся внутрь Росс³и, въ тихую украинскую ночь. "Знаете ли вы украинскую ночь? Нѣтъ, вы не знаете украинской ночи!"
   Городъ Конотопъ. Десять часовъ вечера. Молодая телеграфистка Ц. возвращается со службы домой.
   На Дворцовой улицѣ ее встрѣтили два донскихъ казака и остановили ее грубыми окриками: "куда идешь? Пропускъ есть?" Зная, что подобные вопросы предлагаются казаками всѣмъ встрѣчнымъ, г-жа Ц. совершенно спокойно отвѣтила, что пропуска y нея нѣтъ, но что, если они сомнѣваются въ ея личности, то могутъ дойти вмѣстѣ съ ней до почтово-телеграфной конторы, гдѣ начальникъ и удостовѣритъ, что она служащая. Казаки долго молчали. Тогда Ц. снова повторила свою просьбу отпустить ее домой или же, въ крайнемъ случаѣ, отправиться въ полиц³ю и не держать на улицѣ. Казаки переглянулись, и одинъ изъ нихъ, сходивъ за чѣмъ-то въ ближайш³й дворъ, заявилъ своему товарищу:
   - Теперь можемъ расправляться, какъ хотимъ!..
   Предчувствуя что-то недоброе, дѣвушка снова начала упрашивать отпустить ее. Тогда одинъ изъ казаковъ, обнаживъ свою шашку и приложивъ ее къ шеѣ перепуганной Ц., крикнулъ:
   - Вы знаете, что намъ дано право рубить! Идите за нами, a тамъ скажутъ, какъ съ вами поступить.
   Само собой, что послѣ такихъ аргументовъ дѣвушка пошла за ними безпрекословно. Казаки повели ее въ пустую чайную, но, убѣдившись, что она заперта, повернули на базаръ и стали подыскивать соотвѣтствующ³й ихъ намѣрен³ямъ торговый навѣсъ. Въ это время проходжлъ какой-то человѣкъ, и y дѣвушки появилась надежда на спасен³е, но казаки ударили этого незнакомца палкой, и онъ пустился бѣжать. Теперь все было кончено и потеряно. Безлюдная площадь, темная, глухая ночь, слабая дѣвушка - два вооруженныхъ звѣря-казака. Ц. бросилась на колѣни и стала умолять казаковъ пощадить ее, но одинъ изъ донцевъ, побуждаемый своимъ товарищемъ "работать быстрѣй", ударилъ ее обнаженной шашкой по головѣ, схватилъ за шейный платокъ и бросилъ на уже разостланную шинель...
   Казаки чередовались...
 &nb

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа