Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Художественная проза 1840-1855 гг., Страница 27

Некрасов Николай Алексеевич - Художественная проза 1840-1855 гг.



л
   19 Действительный / Действительного
   26 велел принести / велел подать
   27 Вот я и заговорил... / [Вот я и заговорил и заплакал старичок даже]
   27-28 c Измайловым был знаком / с Измайловым коротко был знаком <>
   29 У Яковлева / У Я[ковлева] <>
   31 и водку-то / и водку
   32 После; какие ученики есть...- Не дворовый брат
   33-34 кликну, бывало, сторожа, да и ну / а. велю поднять рубашонку да и засыплю ему б. позову сторожа... да и того...
   35 смеемся / смеется
   38 * сует / сунул
   С. 346.
   2 * сочинял / писал <>
   5-6 частица и правды / частица правды
   6 После: лет сорок назад - зачеркнуто: окончив курс в семинарии
   8-9 Правда, любил подчас выпить / Любил подчас выпить
   11 Снисходительное начальство училища / Снисходительный содержатель училища
   11-12 ценившее / ценивший
   12-13 старалось / старался
   14-15 Но страсти могущественнее ~ и снисходительно. / Но страсть могущественна. <>
   19-20 не только без задних ног / не только, что называется, без задних ног <>
   20 После: без задних ног - как говорится
   21 главному лицу училища / содержателю училища <>
   21-22 которое вошло в класс и село / который вошел и сел
   26 Его отставили / Ему отказали
   30-33 Зеленого господина отставили ~ небольшой пенсион. / Зеленого господина [отставили] отпустили, [но не хотели пустить]. Далее вписано: Ему пришлось бы ходить по миру без куска хлеба, если б один богатый человек, которому он часто подносил хвалебные гимны, не назначил ему от себя небольшого пенсиона. {Рядом с этим текстом помета на полях: NB} <>
   35 до того положения / до [того] положения
   35-36 * мы с ним познакомились / я застал его
   С. 347.
   1 товарищей по службе / товарищей [по службе]
   4 где же / где
   8 в русском государстве / у нас
   9-10 нет запрета / нет помехи
   12 * тощенькие лоснящиеся / тощенькие
   14-15 со строки на строку / по строкам
   20-21 Я, брат, не дворянин / Я брат
   23 * вот ты / вот братец <>
   24 потерял али подарил / потерял, запамятовал, где положил, али подарил <>
   28 с меланхолической грустью / меланхолически
   33 * Между тем я взглянул / Я взглянул
   34 день тезоименитства / а. Как в окончательном тексте б. день именин <>
   С. 348.
   22-26 Теперь уже за листок дурных виршей ~ звание поэта! / ...какой-нибудь собачки можно было схватить порядочный денежный куш, получить хорошее место и еще в придачу составить себе громкую известность в литературе. {Конец варианта, начало которого находится в утраченном фрагменте рукописи (с. 347-348, строки 36-30: заключали в себе похвалы ~ было лучше, чем теперь).}
   32 Охота вам руки марать! вписано
   34-35 поскорей взглянуть ему в лицо / а. Начато: поднять голову и взглянуть б. поспешно посмотреть ему в лицо <>
   36 * его превосходительству, его превосходительство / его сиятельству, его сиятельство
   37 После: с собой на диван - зачеркнуто: и велел прочесть
   39 Не нюхаю / а. Как в окончательном тексте б. Сроду не нюхивал <>
   40 * вашего превосходительства / вашего сиятельства
   С. 349.
   2-3 * его превосходительства / его сиятельства
   3 написал / а. Как в окончательном тексте б. сочинил
   4-5 После: только хохочут.- Всякий к себе приглашение делает
   7 с поднятою рукою / с поднятою кверху рукою
   10 * забвения / забвения всему прошедшему
   10 "Налей, брат, мне / "Налей мне
   12 Дворовый человек / Егорушка
   14 * коснувшимся / коснувшейся
   23 приговаривая / приговаривал
   23 лихо! / лихо! знатно! <>
   26 долил вином / долил стакан вином
   26-27 * одне стало страшно. / Начато: Испуганный
   28-29 страшного эликсира / а. вина б. этого страшного эликсира, который для него, очевидно, изготовлялся <>
   29 он / зеленый господин <>
   30 После: пьян! - а. Вот те раз, пьян! Так ли бывает человек пьян? Пьян! Пляшет и хоть бы раз шлепнулся, б. Начато: Не плясал бы кабы в. Шутишь, барин! - возразил дворовый человек, продолжая размешивать.- Как же пьян, когда пляшет?
   31 * от девок/от баб
   31 отвечал / возразил
   39 выпили / а. выпил б. выпили еще по стакану <>
   С. 350.
   4 непосредственно следующей / которая непосредственно следует
   5 После: когда икнется - зачеркнуто: да еще дикими вскрикиваньями
   34 * Как ни шумно пировали мы / Как ни шумно было у нас
   34-43 пронзительный, нечеловечески дикий крик ~ человек, которого вешают / а. [дикий] крик нечаянно послышавшийся извне, который мы тотчас услышали, несмотря на шум, происходивший у нас. Вне комнаты раздались дикие всхлипывания и крики, в которых отозвалось всё - и старый глухарь-тетерев когда он <...> {Далее переписчиком оставлено место для не разобранного им слова.} и жеребец, спущенный с аркана и гончая, которая гонит зрячего и человек, которого вешают б. крик, нечаянно раздавшийся вне комнаты, был тотчас нами услышан - так он был дик и громок. Странное сочетание звуков, которым, казалось бы, никогда не суждено встречаться, придавали [ему] этому крику особенную резкость, раздиравшую уши. Тут сказывалось всё - и кошка в ночном весеннем разгуле, и токующий глухарь-тетерев, и молодой бойкий конь, спущенный с аркана и завидевший свободу и поля, и поросенок, которого палят живьем [и человек, которого вешают]
   44 до того испуганным / испуганным
   46 - Что такое? / - Что сделалось?
   47 - Ничего,- отвечал / а. Как в окончательном тексте б.- Что?- сказал <>
   С. 351.
   1 у рту / у рта
   8 * полсотни / полторы сотни <>
   10-11 похоронить не на что будет / хоронить мне, горькой вдове, на свои кровные деньги придется <>
   18 загорожены / огорожены
   20 чтением "Северной пчелы", которою / а. чтением [одной] ежедневной газеты, которою б. чтением газет, которыми
   24-25 * сцена ее искусного описания / сцена, достойная кисти художника, который вам ее представляет
   25 в полном цвете ~ кричала / Начато: в полном цвете бальзаковской молодости, рябая, одутловатая, и диким, то отрывочным, то пронзительно-завывательным голосом, задыхаясь на каждом слове <> вписано на полях
   30 * изо рта ~ пена / рот был в пене
   32 * руки беснующейся / руки ее
   31-33 * их кусала / искусала
   35 * кликуши / беснующейся <>
   35 * отскакивали / отодвигались
   С. 352.
   3 Нож!.. нож!.. нож!.. / Нож!
   4 * кликуша / старуха
   6 Дворовый человек / Егор Харитоныч
   13 После: ничего не слыхал.- а. Поди сюда поскорей... надобно бешеную собаку... б. Поди сюда, [голова], я один с ней не слажу.
   14 плюнул / а. остановился б. плюнул, не торопясь, продолжая смотреть на кликушу "сычом" <>
   18-20 * и бешеное выражение ~ кроткому и молящему / и бешеное выражение лица сменилось страхом и кротостью
   21 жалобно / жалобным голосом
   21 * запросила пощады... / застонала: Не буду, вот те бог не буду, отец родной, кормилец, не буду.
   23 После: трагический жест рукою.- вписано: "Молчать!" - крикнул [дворовый] торжествующий укротитель [повелительно].
   24-25 метко выражается русский человек вписано
   35-36 была весьма склонна к белой горячке / была одержима припадками белой горячки <>
   37 * каждых десяти суток / нескольких дней
   37-38 После: беспробудного пьянства - и утихала при магическом слове дворового человека "вязать".
   38-39 * неоднократно / несколько раз
   39 на выручку / на выручку ее
   39-42 и каждый раз при помощи ~ хмель / и каждый раз слово "вязать" усмиряло бешеную бабу и даже вышибало из нее хмель <>
   С. 352-353.
   43-4 Происходило ли то в самом деле ~ и ее постоялок. / Происходило ли то от страха, или от магнетического влияния глаз и голоса дворового человека, как бы то ни было,- но [дворовый человек] пользовался большим уважением хозяйки и ее постоялок. <> вписано на полях
   С. 353.
   4 * он / дворовый человек
   13-14 подобно прочим жилицам подвала / которая также [подобно трем женщинам окружавшим кликушу]
   15 - Отчего ~ беременны? / а.- Отчего [они все] беременны? б.- Отчего тут собрались все беременные? <>
   16 в комнату / в свою комнату <>
   19-20 прибыль дает / даст прибыль
   20 сами знаете / известно
   22-23 "Поживи, мать моя! ~ на время и к ней. / "Живи, мать моя... я тебя не обижу! Всякое уважение тебе сделаю!" Вот месяц-другой и проживет... <>
   24 и опять / а там и опять
   25 * А умрет, не вынесет / А умрет
   26-27 Вор-баба! ~ в душу влезет... / а. Ух какая шельма, то есть существенная! б. Вор-баба!
   33-34 * ничего себе ~ чужое добро / ничего не беру куда уж мне... чужой кусок и в горле станет
   35 * всё мальчишки, девчонки / всё мальчишек да девчонки
   37 * да у них же и украла / да и украла
   39-40 где платок покупать / а. где платок [покупать] б. Начато: хороший взять <>
   41 Он подошел / Дворовый человек подошел
   42 Выругавшись, дворовый человек /Он <>
   44 среди / посреди
   44 не шелохнулся / а. Как в окончательном тексте б. не поднимался в. как мертвый
   С. 354.
   1-2 стихами из брошюры на тезоименитство, полными благословений / а. стихами из брошюры [на тезоименитство] полными благословений б. стихами из поздравительной брошюры
   10 Лучше же / Лучше уж
   20 * незатейливой драмы / скромной драмы
   22 отрывистый / отрывочный
   34-35 Тростникова / г<осподина> Тростникова
  

Варианты авторизованной копии ЦГАЛИ

   15 После: гробы - вписано: троура напрокат отпускают
   15-16 После: из иностранцев Трофимов - начато: военный
   29 тоже / также
   31 После: стояла лужа - начато: распространявшая на дворе множество ручьев, которые
   С. 334.
   40 да не стыдно / да стыдно
   С. 335.
   1 значило/значит
   16 усмирить / а. Как в АК ГИМ б. угомонить
   18-18 сообразив ~ она, верно, пойдет жаловаться / подумал, что она верно будет жаловаться
   20 рассудил за лучшее / и рассудил, что лучше
   С. 336.
   2 щели огромные / щели были огромные
   11-13 впрочем невинные, пятна, носившие на себе следы пальцев ~ остовами погибших жертв вписано на полях
   12 остовами / остатками
   28-29 самоуправством жильца / таким самоуправством
   29 отзывалась о нем / о жильце обнаружившем отзывалась
   С. 337.
   6-8 перехватывая зубами ~ безжалостно кусала свои грязные ноги / с жаром кусала свои грязные ноги
   18 я счел нужным отвечать / я не знаю почему ответил
   16-17 но занимаюсь собачьей промышленностью / не фальшивый монетчик
   17 и продолжала / продолжала
   22 После: тварь, как и человек - только что не говорит
   23-24 После: сами изволите знать: язык...- зачеркнуто: А на собаке какой грех...
   32-34 Квартирка чем не квартирка ~ и простор... / Квартирка чистая зимой тепло и просторно...
   С. 338.
   6-7 Когда, сопровождаемый ~ с узелком и чубуками / Когда я вошел с чемоданом и чубуками <>
   10-15 Старуха немного прихвастнула ~ был когда-то и ящик, вписано
   22-23 в остальное время / в остальное время жизни
   23 После: не думают.- зачеркнуто: Верьте мне: сужу по себе.
   25-27 Мухи, сбираясь роями ~ для ночлега. / Мухи, словно добрые пчелы, собирались в <стада?> и садились на <стены?>.
   31 Дверь скрипнула / Я взглянул, когда дверь скрипнула
   35 прищелкивать пальцем об палец / прищелкивать пальцами об палец
   С. 339.
   3-5 промаха ли по зайцу дашь ~ да так прямо с лошади вписано на полях
   5 А заехал сюда / Да заехал в Петербург
   10 Я не знаю ~ я сам Тростников. / Как а. в АК ГИМ
   11 Тэк-с!.. Извинтите-с... / - Так-с! Извините-с...
   11-12 господский / крепостной
   12-13 я три недели только еще из деревни... / Я три недели только еще в Петербурге...
   13 кабы / уж кабы
   20 Расейской империи / Российской империи <>
   21 я сюда и махнул / я и махнул в Петербург
   25 После: сапоги новые истаскал - Барин давал, да смотри, говорит: "Два целковых сверх оброка за сапоги вышли!"
   С. 340.
   6-7 решительно не соблюдая никакого приличия в выражении своего негодования вписано
   6-7 никакого приличия ~ негодования / никакой экономии в бранных словах, которые у него были в запасе
   27-29 Нечего попусту ее разогнать грусть-тоску... / Что бобы разводить... четвертачок бы теперь [протащить - скуки ради].
   33 словно сиротинка / словно сиротинушка
   33 голова вписано
   34 С голоду умереть неохота, вписано
   34 После: умереть неохота. Ну может я как добуду.
   - Подставляй карман! Знаю я... Питенбург город хороший... С голоду умирать придется - помешать некому!
   - Даст бог день, даст и пищу, глаголет писание.
   - Толкуй.
   35-36 у пятерых попусту был / у пятерых был
   С. 341.
   1 Тэк-с / Так-с
   4 После: грабить нагих" - говорю
   5-6 толстый, рожа лопнуть хочет, красная вписано
   6 Мне самому / Мне
   10 вот и всё / вот и всё почитай. Далее: <нрзб>
   14 на плечо / на плечи
   14-15 рожи строит, кукиш показывает вписано
   15 "Так уж любит меня / "Так уж привязан ко мне
   16 и тебе / тебе
   20 много довольны вписано
   27-31 Толкуй,- сказал Кирьяныч ~ совсем в носу завалило... / Какие тут, голова, деньги? Остальную гривну даве на харчах проел... совсем дело дрянь моченьки нет... понюхать хочется... совсем в носу залегло...
   32-33 сказал дворовый человек горестно / сказал дворовый человек отпущенный по оброку и глубоко вздохнул
   44 ежовая голова / голова
   С. 342.
   1-2 Пять, едят те мухи ~ помню, что пять! вписано
   29-31 - Вона! - воскликнул ~ И пословица говорит / Начато:- Эх, барин <нрзб> и пословица говорит
   29-30 воскликнул дворовый человек в каком-то странном испуге / сказал дворовый человек с изумлением
   30 Гусь, и тот нынче пьет / Начато: а. Да кажется гусь б. Да ведь гусь в. Это вы не изволите пить? Да кто же нынче не пьет?
   37 Но я опять отказался. / Я решительно отказался.
   С. 343.
   39 и запах бывает / а запах бывает
   С. 344.
   32-33 можно было бы / можно было
   40 неизбежных / какие не изобретены
   С. 345.
   11 украдкой налил / украдкой налив
   26 велел принести / велел поднести
   27 После: Вот я и заговорил - заплакал старик даже...
   27-28 с Измайловым был знаком / с измалолетства был знаком
   32-33 вот один... у, какой туз!.. / надворный, брат
   33-34 кликну, бывало ~ не принимал / а. велю поднять рубашонку да и засыплю ему б. никакими рыданиями не тронусь
   С. 346.
   31-32 но по ходатайству ~ прежних заслуг / но не хотели пустить по миру без куска хлеба
   С. 347.
   12-13 брошюры / брошюру
   С. 348.
   8 крестин дитяти / крещения
   34 заставил меня уронить брошюру / заставил меня поднять голову
   40-41 ученому / ученому человеку
   С. 349.
   1 как меня принимали / как принимали
   7-8 посреди / среди
   28-29 страшного эликсира / Как а. в АК ГИМ.
   30 После: пьян! - так ли бывает человек пьян? пляшет и хоть бы раз шлепнулся
   31 отвечал / продолжал
   35 не дышит / не движется
   С. 350.
   3 икотою / икоткой
   10 И, гулявши / И гуляла
   21 на него / на его
   34-35 пронзительный, нечеловечески дикий ~ вне комнаты / дикий крик, послышавшийся извне
   35-37 был тотчас нами услышан ~ языки и движения / тотчас услышали, несмотря на шум, происходивший у нас
   37-43 это был крик ~ человек, которого вешают. / В комнате раздались дикие всхлипывания и крики, в которых отзывалось всё - и старый глухарь-тетерев, когда <2 нрзб> и жеребец, спущенный с аркана <4 нрзб> и человек, которого вешают.
   С. 351.
   25 По полу / На полу
   25-28 каталась женщина ~ визгливо-пронзительным голосом кричала / каталась женщина и кричала
   30-31 которая клочьями падала / пена клочьями падала
   36 вскрикивали / вскрикивая
   39-42 немецкую песенку ~ Alles ist weg! вписано
   С. 352.
   10 поди же сюда / поди же сюда поскорей
   10 Надо / Надобно
   11 Но Кирьяныч в ту минуту / а. Кирьяныч с минуту б. Но Кирьяныч с минуту
   14-18 плюнул, не торопясь развязал ремень ~ произнес / остановился, развязал ремень и произнес
   22-25 - На место! ~ метко выражается русский человек.) вписано на полях
   25 прибавил он, топнув ногою вписано
   29-30 смотрел на нее, как говорится, сычом / грозно смотрел на нее
   31 "Цыц! цыц! цыц!" / "Цыц!"
   34-35 как зовут у нас на Руси ~ баб вписано
   37-38 После: беспробудного пьянства - и утихала при магическом слове "вязать"!
   40-41 при помощи того же ~ возвращал вписано на полях.
   40-42 при помощи ~ к покорности / словом "вязать" усмирял бешеную бабу
   41 за минуту / в минуту
   42 к покорности / к рассудку
   С. 352-353.
   43-2 Происходило ли то ~ как бы то ни было, но вписано на полях
   С. 353.
   1 особенная воля судеб / особенное произволение судеб
   3 за магнетическую способность свою вписано
   5 из влияния / из магнетического влияния <>
   13-14 подобно прочим жилицам подвала / подобно трем женщинам, окружавшим кликушу
   19 или так / или так себе
   20 сами знаете - держать не станут / ее вестимо держать не станут
   22-24 "Поживи ~ и опять место найдет... вписано
   26-27 Вор-баба! ее в душу влезет... / Как а. в АК ГИМ
   28 хоть кого / хоть как
   30 Она инда в слезы вписано
   30-31 всё прибрала / прибрала
   43-44 заснувшего сном невинности среди полу, но зеленый господин вписано на полях
   С. 354.
   2-3 и радостных пожеланий вписано

КОММЕНТАРИИ

  
   В седьмой том вошли прозаические повести и рассказы Некрасова, опубликованные при жизни автора. Хронологические границы тома - 1840-1855 гг.- охватывают период жизни писателя от первого неудачного выступления в литературе (поэтический сборник "Мечты и звуки") до несомненного признания, когда имя его утвердилось в истории русской поэзии (выход в свет "Стихотворений" 1856 г.). Таким образом, время большой и упорной работы Некрасова-прозаика стало и временем роста и совершенствования его поэтического таланта.
   Чем же объясняется обращение Некрасова к прозе? В статье "Русские второстепенные поэты" (1849) он писал: "...проза, более доступная по форме, представляет более простора <...> уму, взгляду на вещи и наблюдательности <...> писателя" (ПСС, {Список условных сокращений см. в т. 1-4, 6, 8 наст. изд.} т. IX, с. 191). Расцвет русской прозы в 1840-1850-е гг. и заметное ослабление интереса к поэзии имели и социально обусловленные причины. Все более значительную роль в обществе к тому времени начинают играть "средние классы": разночинцы, купечество, городское мещанство. Эти растущие группы населения состоят в большинстве своем из грамотных людей. Появление массового читателя породило массовую литературу, основным проводником которой стали журнал и газета. Издатели и редакторы периодики, представлявшие разные литературные направления, включились в конкурентную борьбу за подписчиков. Неудивительно поэтому, что в начале 1840-х гг. в журналах господствовала общедоступная по форме занимательно-развлекательная новеллистика, во многом опиравшаяся на традиции романтической школы. Сотрудничая в "Литературной газете" и "Пантеоне", редактируемых Ф. А. Кони, Некрасов в своих "экзотических" повестях ("Певица", "В Сардинии") отдал дань уходящему романтизму. В поэтике этих ранних его прозаических произведений заметно влияние поздних романтиков: А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого, П. В. Кукольника, А. В. Тимофеева и их эпигонов. Оно выразилось в мелодраматичности сюжетов, в искусственной остроте конфликтов, в выспренности "романтической" фразеология.
   Одновременно все большее влияние приобретало развивавшееся в русской литературе начиная с В. Т. Нарежного и особенно уверенно заявившее о себе в творчестве Гоголя сатирическое и реалистическое направление - "новая школа в искусстве и литературе" (Белинский, т. VI, с. 212). Эстетическую программу этой школы, впоследствии получившей определение "натуральная школа", теоретически обосновал Белинский. Художественная проницательность Некрасова проявилась в том, что еще до знакомства с Белинским, в процессе самостоятельных творческих поисков, он сумел уловить новые тенденции, что сказалось в ироничности стиля, гротескности портретов, колоритности бытовых картин, социально-определенной очерченности типов, гуманистической направленности его пародийно-юмористических рассказов ("Без вести пропавший пиита", "Капитан Кук", "Несчастливец в любви, или Чудные любовные похождения русского Грациозо") и повестей, ставящих своей целью исследование определенной социальной среды: чиновничества ("Макар Осипович Случайный", "Двадцать пять рублей"), провинциального дворянства ("Опытная женщина"), низов общества ("Жизнь Александры Ивановны").
   Опыт скитаний автора по "петербургским углам", жизненные наблюдения, отразившиеся в первых рассказах, станут сюжетообразующими элементами зрелых произведений Некрасова ("Петербургские углы" и "Тонкий человек..."). Проза его, таи же как и позднейшие стихи, проникнута сочувствием к беднейшим слоям населения столичного города. Ведущие темы Некрасова в эти годы - противопоставление богатства и нищеты, имущих и неимущих, тема денег и зачастую связанная с ней тема тяжелого литературного труда. Бедствующий литератор - образ, к которому постоянно возвращается Некрасов в своем творчестве. Этот образ автобиографичен, что делает его в глазах читателей и исследователей особенно интересным и ценным. Но вместе с тем литератор-рассказчик из "Без вести пропавшего пииты", поэт-неудачник из "Двадцати пяти рублей", восторженный поэт в "Помещике двадцати трех душ", "задумчивый сотрудник" в "Необыкновенном завтраке" - образы собирательные, в них отразились черты молодых писателей-современников, которых Некрасов хорошо знал и которые, так же как и он, трудно пробивали себе дорогу в большую литературу.
   Одна из характерных особенностей некрасовской прозы 1840-х гг.- неоформленность, зыбкость жанровой специфики; границы между очерком, фельетоном, рассказом и даже романом ощущались поэтом и его современниками нечетко. Поэтому в жанровом отношении произведения Некрасова 1840-х гг. трудноопределимы. Очевидно, здесь сказалась и его напряженная, спешная работа в одно и то же время над повестями и рассказами, фельетонами и водевилями. Зачастую глава из романа становилась самостоятельным произведением, как это произошло с "Петербургскими углами" и "Необыкновенным завтраком", анекдот переливался в драматическую форму, а затем вставлялся в роман как диалогическая сцена (эпизод "За стеной" из романа "Тонкий человек..."), отступления от основного сюжета приобретали характер самостоятельных зарисовок в духе физиологического очерка, по своей тональности подчас дисгармонирующих с основным характером повествования (см., например, описание петербургской весны в главе IV "Жизни Александры Ивановны"). Жанровая неопределенность в известной степени обусловила разнородность стиля ранних прозаических произведений Некрасова.
   Дружба и сотрудничество с В. Г. Белипским имели решающее значение для развития идейно-художественных взглядов и формирования литературного таланта Некрасова в соответствии с принципами революционно-демократической эстетики. В незавершенном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" (начат в 1843 г.) нашли отражение суждения Белинского - пропагандиста гоголевской школы. При жизни Некрасова из этого романа были опубликованы только две главы: "Петербургские углы" и "Необыкновенный завтрак". "Петербургские углы", как известно, стали значительным произведением "натуральной школы". С этим новым направлением Некрасов был связан не только своей писательской работой, но и как издатель явившихся манифестами "натуральной школы" "Физиологии Петербурга" (1844-1845) и "Петербургского сборника" (1846), а затем как редактор журнала "Современник". Благодаря Некрасову "натуральная школа" оформилась как литературное направление, провозгласившее новую эстетику и поэтику. Сам термин "натуральная школа" появился в связи с оценкой очерка Некрасова "Петербургские углы", и это не случайно. "Петербургские углы" - типичный физиологический очерк. Он не только отвечал требованиям этого жанра: рисовать жизнь с натуры, давать детальное, "дагерротипное" описание нравов и быта простонародья - но и выражал суть программы новой школы. Его злободневность, социальная заостренность, высказанный в нем "верный взгляд на общество", по словам Белинского, обусловили то, что само название "Петербургские углы" стало символическим и неизменно ассоциировалось с новым направлением в литературе.
   "Поворот к правде, явившийся отчасти от писания прозой" (ПСС, т. XII, с. 23),- так определил Некрасов значение этого периода своей творческой жизни. Обращение к прозе помогло ему овладеть реалистическим методом и наметило пути к освоению эпических жанров в поэзии.
   Произведения, вошедшие в настоящий том, печатаются по текстам первых публикаций, с устранением явных опечаток. При жизни Некрасова они не перепечатывались. В автобиографических записях 1877 г., подводя итог своей писательской работы, Некрасов требовательно и сурово оценивал ранние опыты: "Прозы моей надо касаться осторожно. Я писал из хлеба много дряни, особенно повести мои, даже поздние, очень плохи - просто глупы; возобновления их не желаю, исключая "Петербургские углы" (в "Физиологии Петербурга") и, разве, "Тонкий человек" (начало романа в "Современнике")" (ПСС, т. XII, с. 24).
   В советское время некоторые рассказы выходили отдельными изданиями, перепечатывались в литературно-художественных журналах и сборниках. {"Двадцать пять рублей" (перепечатан сначала в статье: Горбов Д. О новонайденном рассказе Некрасова.- 30 дней, 1926, No 7, с. 44-46; затем в издании: Некрасов Н. А. Двадцать пять рублей. (Неизданные рассказы). М.-Л., 1927 (Б-ка сатиры и юмора)); "Капитан Кук" (перепечатан в последнем из названных изданий); "Макар Осипович Случайный" (отдельное издание: М., "Огонек", 1930); "Как опасно предаваться честолюбивым снам" (перепечатан в издании: Фельетоны сороковых годов. М.-Л., 1930, с. 317-367).} В Собр. соч. 1930 (т. III) были включены: "Без вести пропавший пиита", "Необыкновенный завтрак", "Петербургские углы", "Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и Ко". Наиболее полно прозаические произведения были представлены в ПСС (т. V), но "Необыкновенный завтрак", "Петербургские углы" и первые четыре главы романа "Тонкий человек..." печатались там в составе незавершенных и неопубликованных романов. В настоящем издании такой перепечатке (см. т. VIII) предшествует отдельная публикация этих произведений (в данном томе), поскольку их самостоятельное значение в литературной жизни 1840-1850-х гг. неоспоримо. Разночтения рукописных редакций этих глав представлены в разделе "Другие редакции и варианты". Коллективный фарс "Как опасно предаваться честолюбивым снам" печатается в полном объеме, об атрибуции отдельных глав Некрасову, Григоровичу и Достоевскому см. ниже, с. 616-617. Повесть "Антон", о которой Некрасов сообщал в письме к Ф. А. Кони от 25 ноября 1841 г.: "Есть у меня готовая повесть "Антон", но она слишком велика - листов пять печатных <...> разве в будущий год годится", - до сих пор остается ненайденной. {"Рассказ, который не может не понравиться читателю", опубликованный в "Современнике" (1852, No 10, отд. VI) за подписью: "Н. Н.", неоднократно ошибочно приписывался Некрасову (см.: Некрасовский сборник. Пг., 1918, с. 213; Мустангова Е. [Перечень художественных прозаических произведений Некрасова].- Собр. соч. 1930, т. III, с. 20; Зимина, с. 183). Рассказ принадлежит Н. Немишевичу (см.: Боград Совр., с. 206, 513).}
  
   Тексты и варианты подготовили и комментарии к ним написали: В. В. Мельгунов ("Макар Осипович Случайный", "Без вести пропавший пиита", "Певица", "Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и Ко", "Как опасно предаваться честолюбивым снам"); Н. Н. Мостовская ("Необыкновенный завтрак", "Петербургские углы", "Очерки литературной жизни", "Психологическая задача", "Тонкий человек, его приключения и наблюдения"); Т. С. Царькова ("Двадцать пять рублей", "Ростовщик", "Капитан Кук", "Карета", "Жизнь Александры Ивановны", "Несчастливец в любви, или Чудные любовные похождения русского Грациозо", "Опытная женщина", "В Сардинии", "Помещик двадцати трех душ"),
  

МАКАР ОСИПОВИЧ СЛУЧАЙНЫЙ

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: П, 1840, No 5 (ценз, разр.- 5 июля 1840 г.), с. 36-61, с подписью: "Н. Перепельский" (в оглавлении: "Н, А. Перепельский").
   В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. V,
   Автограф не найден.
  
   Датируется по первой публикации.
   Первое печатное прозаическое произведение Некрасова, опубликованное после поэтического дебюта - сборника "Мечты и звуки". Написано для журнала "Пантеон русского и всех европейских театров". Попробовать свои силы в прозе предложил Некрасову редактор "Пантеона" Ф. А. Кони. "На совет Кони писать прозою,- вспоминал бывший сотрудник "Пантеона" В. П. Горленко,- Некрасов отвечал, что он решительно не умеет и но знает, о чем писать. "Попробуйте на первый раз рассказать какой-нибудь известный вам из жизни случай, приключение",- советует ему Кони. Предложение принято, изобретается для прозы псевдоним Перепельский (им подписана большая часть повестей и рассказов Некрасова <...>), и в No 5 "Пантеона" 1840 г. появляется первый прозаический опыт Некрасова - повесть "Макар Осипович Случайный", где со всеми заурядными романическими приемами того времени рассказывается действительная история некоего чиновника Сл-ского, наделавшая в то время некоторого шуму в Петербурге" (Горленко, с. 151; см. также: Измайлов А. Беллетристика Н. А. Некрасова.- Биржевые ведомости, 1902, 10 дек., No 345).
   В одной из автобиографических заметок Некрасова 1877 г. описан эпизод, имеющий, по-видимому, п

Другие авторы
  • Пумпянский Лев Васильевич
  • Курганов Николай Гаврилович
  • Ваксель Свен
  • Мещерский Владимир Петрович
  • Рони-Старший Жозеф Анри
  • Тургенев Александр Иванович
  • Аксенов Иван Александрович
  • Цомакион Анна Ивановна
  • Клейнмихель Мария Эдуардовна
  • Анзимиров В. А.
  • Другие произведения
  • Житков Борис Степанович - Повести и рассказы
  • Михайлов Михаил Ларионович - Стихотворения А. И. Плещеева
  • Баранцевич Казимир Станиславович - Рождественский сон
  • Минаев Дмитрий Дмитриевич - Минаев Д. Д.: биобиблиографическая справка
  • Козлов Павел Алексеевич - Козлов П. А.: Биографическая справка
  • Боткин Василий Петрович - Литература и театр в Англии до Шекспира
  • Фонвизин Денис Иванович - М. И. Назаренко. Типы и прототипы в комедии "Недоросль"
  • Иловайский Дмитрий Иванович - Марина Цветаева. Дом у Старого Пимена
  • Короленко Владимир Галактионович - А. Серафимович. - Очерки и рассказы
  • Леонтьев Константин Николаевич - Враги ли мы с греками?
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа