Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 90, Полное собрание сочинений, Страница 10

Толстой Лев Николаевич - Том 90, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

для их блага нужно одно, ч[то] им нужно, - не насил[ьническое] устройство, а ясное сознание того, что жизнь их будет только тогда хорошая, когда, сложится свободно.
   11) Говорят: отказаться от насилия, будет беда, пострадаешь от насилия. Давно это можно бы б[ыло] говорить, если бы теперь люди не страдали от насилия, и так, ч[то] трудно себе представить больше.(3)
   12) Но что же будет, если не будет насильнического устройства?
   Не знаю, так же, как не знаю и при насильническом устройстве, но знаю наверное, ч[то] не буду участвовать в насилии.
   13) Все суеверия изживают[ся], т. е. люди страдан[иями] приведены к (4) освобождению от суеверия: Так это совершается теперь с суевер[ием] насильнического устройства.
   14) Хорошо б[ыло] вер[ить] в неизбежность насильнического устройства, когда люди знали одно свое государство, как это
   (1) Ср. "На каждый день", 16 октября, 9, т. 44, стр. 222.
   (2) Ср. "Да каждый день", 16 декабря, 4, т. 44, стр. 353.
   (3) Ср. "На каждый день", 15 июня, 6, т. 43, стр. 330.
   (4) Зачеркнуто: сознанию ложности
  
  
   б[ыло] в Риме, как это (1) б[ыло] в средн[ие] века, теперь же, когда все знают всё, ч[то] делается вез[де], и на других народах видят то, ч[то] делается в своем, трудно верить, ч[то] то насильническое устройство, к[оторому] я подчиняюсь, самое лучшее и необходимое.
   15) Из К(руга] Ч[тения], 6 сент[ября], 6.
   Есть ли в отд[еле] собл[азн] возм[ездия] из К(руга] Ч[тения] 4 июля?
   16) Из К(руга] Ч[тения] нед[ельное] чт[ение] Ламене 15 июля.
  
   7 сен[тября]. 1) Всё неосновательно: а) как устроится, когда власть будет в ру[ках] народа? б) как разделить землю по работникам; в) нехор[ошо] ненависть, хорошо только то, ч[то] хорошо для всех.
   2) Всё можно, п[отому] ч[то] насил[ие]. Если вы можете, то и они могут. Почему вы лучше? После Луд[овика] б[ыл] Марат потом Нап[олеон].
   3) Главное же то, что вы хотите делать то самое,ч[то] вас возмущает. Вы в том же суеверии - устройства.
   4) Лишаете себя могущества и дает[е] справедливый повод репрессиям.
   В прелюб[одеяние] из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 2 сентября.
   В правд[ивость] из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 4 сент[ября].
   В мысль из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 5 сен[тября].
   В недоброжелательство] [из] М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 6 сен[тября].
  
   8 сен[тября].
  

1

   От гр[еха] самоотречение, от соблаз[на] смирение, от суеверия правдивость.

2

   Нельзя быть безгрешным, но можно быть всё меньше и меньше грешным.(2)
   (1) Зачеркнуто: теперь только в самых редких глухих местах. Вообще же
   (2) Ср. "На каждый день", 7 июня, 1, т. 43, стр. 315, и 7 декабря, 1, от. 44, стр. 337.
  

3

   Не б[ыло] бы грехо[в], не б[ыло] жизни. Не б[ыло] бы освобождения от грехов, тоже не б[ыло] бы жизни.(1)

4

   Подумай, ч[то] ты безгрешный, и нет жизни.

5

   Грехи сладки, но слаще всех грехов сознание греха и возможность освобождения.
  

6

  
   Сознание своих грехов самое нужное дело. Перебирать свои
   грехи - в этом молитва.

7

   Разница челове[ка] хорошей жизни от дурной не в том, ч[то] у одного много, а у другого мало грехов, а в том, ч[то] один знает, а другой не знает свои грехи, один борется, а другой не борется с ними. (2)

8

   Только тот, кто испытал это, знает, какое радостно-восторженное чувство испытывает человек, когда в первый раз поймет, ч[то] его дело в борьбе с собой,

9

   Как всё трудно, когда полагаешь все беды вне себя, и как всё легко, когда поймешь, что всё в тебе.
   (1) Ср.а каждый день", 7 января, 3, т. 43, стр. 14.
   (2) Ср. "На каждый день", 7 декабря, 2, т. 44, стр, 337.
  

10

   Только тот, кто понял, ч[то] всё дело жизни в освобождении от г[рехов], с[облазнов] и с[уеверий], не подпадает под новые г[рехи], с[облазны] и с[уеверия], не зам[еняет] одни другими, как это делает человек, непонимающий жизни.(1)

11

   Грехи сразу видны, но трудно отвыкать; соблазны труднее увидать, особенно п[отому], ч[то] они заменяются один другим, но зато освобождение от них легче, чем от грехов. Суеверия труднее всего познаются, но зато, когда познали, уже навсегда уничтожаются.(2)

12

   Если человек говорит: сколько ни бейся с грехами, грехи всё будут, то он говорит то же, ч[то] говорил бы человек: что пахать, и сеять, и кормиться, сколько ни хлопочи, опять надо кормиться. (3)
  

Государство.

1

   Нельзя слушаться бога и государя и всякое начальство. Нельзя, п[отому] ч[то] бог велит всех любить, всем прощать, ни у кого ничего не отнимать, всех людей считать равными братьями. Государь и всякое начальство велят судить, наказывать людей, велят отбирать от людей их имущество и на эти деньги строить крепости, пушки, устраивать военные команды, велят самим идти в солдаты, учат убивать и убивать людей, велят одних людей почитать сверх всего, а других считать ни за что, а третьих вовсе считать врагами.
   Стоит подумать об этом, чтобы видеть то, что нельзя быть слугой бога и царя. Мы не видим этого только п[отому], ч[то] не хотим видеть; а не хотим видеть п[отому], ч[то] боимся царя, а не боимся бога.
   (1) Ср. "На каждый день", 7 февраля, 4, т. 43, стр. 72.
   (2) Ср. "На каждый день", 7 декабря, 8, т. 44, стр. 338.
   (3) Ср. а каждый день", 7 декабря, 3, т, 44, стр. 337.
  

2

   Оттого, ч[то] нельзя верить в бога и в начальство, а хочешь не хочешь надо верить в одн[ого] из двух - того или другого, все люди во всех государствах придумали себе такую веру, к[оторая] скрыв[ает] зак[он] бога, не согласный с законом правителей, а вместо закона поставлены чудеса рождения человек[а]-бога, воскресения, искупления и разные обряды.

3

   Люди хлопочут о том, чтобы освободиться от г насилия государей, делают союзы, стачки, революции, но ничто не помогает и не может помочь, п[отому] ч[то] всё дело в том, ч[то] люди не верят в бога и закон его. Стоит людям только поверить в закон бога настоящий, тот, к[оторый] пря[мо] противен всем законам государства, и без стачек, союзов и революций люди тотчас же станут свободны. Познаете истину, и истина освободит вас.
  
   10 сентября.

1

   Большая бывает разница между жизнью такого человека, к[оторый] считает себя отделенным от всех людей, и такого, к[оторый] понимает, что все люди одно, ч[то] один бог живет во всех.

2

   Тот, кто знает, ч[то] то же самое, ч[то] живет в нем, живет во всех, знает, ч[то] когда умирает он сам или другой человек, то это не значит то, ч[то] уничтожается человек, а только то, ч[то] то, [что] жило в умирающем, покинуло то тело, в к[отором] жило, но, как и прежде жило, так и теперь живёт во всём.

3

   (2) Как различны кажутся нам, когда мы (3) думаем только об их вкусе и виде: мелкое, зеленое, жесткое лесное яблоко и крупное, румяное, нежное садовое.
   (1) Зачеркнуто: власти
   (2) Зач.: Яблоки, груша, всякий плод
   (3) Зач.: срываем
  

Листы из записной книжки 1908 г. 15 сентября

   А то, что и в том и другом яблоке (1) не умрет, то, от чего взялось и то и другое яблоко, одно и то же и в том и другом: яблочное зернышко. То же и в людях и во всем живом.
  
   Суев[ерие] устр[оителъства].

1

   Спасать людей - спасай себя.

2

   Какое безумие.
  
   Извращение вер.
   Анекдот о гор.
  
   15 сент[ября). 1) Суеверие наук[и] в том, ч[то] предполагают особенный способ и отдел знания, называемый наукой, и особые люди, занятые этим знанием, и непогрешимые. (2)
   2) Суеверие руководительства других людей. -
   (1) Зачеркнуто: вечно то
   (2) Ср.а каждый день", 18 сентября, 3, т. 44, стр. 164.
  
  

* ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1909 г.

  
   [Л. 1.] Движение мож[ет] б[ыть] только тогда, когда есть что-либо в покое. Также и вещество. Понятие вещества возможно только при понятии духовного, невещественного.(1)
   Трудно любить обидевшего, но могу, но люб[ить] доволь[ного], гордого - мне трудно ужасно.(2)
  
   Мы отстали. Слава богу, что отстали, т. е. народ отстал, не развратился и мо[жет] вывести нас на новую, верную дорогу. Этого-то нам и не хочется, и мы всячески стараемся развратить его и кафешантанами, [Л. 2.] и школами с зак[оном] бож[иим], и, главное, двумя кита[ми], каждый по 700 миллионов - одно: приходу-кабак[и]; другое-расход солдатства. Собирая доход с развращенных, приучают их к пьянству и расходуют на развр[ащение] их, приучая к убийству.(3)
   Важно не то, что вы обираете его, а то, ч[то] вы развращаете его.
  
   Дет[ская] Мудр[ость].
  
   Этим-то,мы и плохи, что [1 неразобр.) из патриотиз[ма].
   [Л. 3) Мужик хозяин (говорит 6-летнему сыну). Ну, брат Алешка, моли бога за то, что меня не было, как ты с матерью подрался, я б тебе так вихор надрал, ч[то] до сватьбы не забыл.
   Алешка. Да как же она Васька резаку отдать хотела. - Я не дал.
   (1) Ср. Дневник 10 ноября 1909 г. (1), т. 57, стр. 168.
   (2) Ср. Дневник 10 ноября 1909 г. (2), т. 57, стр. 168.
   (3) Ср. Дневник 11 ноября 1909 г. (2), т. 57, стр. 169-170.
  
   От[ец]. Вот то - не дал. Какую ты имеешь праву матери перечить. Она знает, что надо.
   Ал[ешка]. Да ведь она В[аська] резать хотела.
   [Л. 4]. От[ец]. Она знает, что надо...
   Ал[ешка]. За что ж его резать?
   От(ец). А за то, что мы его выкормили.
   Послать Ч. о р. п.
   Письмо в
   Анарх[изм.]
   С. одно изречение.
   Не собира[йте]... М. VI, 19-21.
   [Л. 5.] Стаховичу.
   Гол[ь]денв[ейзеру].
  
   Оч[ень] важно знать про себя, когда ты физически в раздраженном, взволнованном, беспокойном состоянии, и, находясь в этом состоянии, не приписывать приходящим мыслям, вопросам, затруднениям того значения, к[отор]ое они не
  
   Человек в мир послан. [ 1 неразобр.] тщеслав[ие], не рождающее основу [?] мысли.
  
   Жениться только, когда перестаешь видеть сестер и когда чувствуешь себя в силах взрастить и воспитать.(1)
  
   [Л. 6.] К Андрееву. Как только входите в область духовную, так путаетесь. Можете только подходить к ней.
   На том, что ваш недостаток, вы строите все ваши позднейшие произведения.
  
   Послать 18 из июн[я] на 3 вопроса.
   (1) Ср. Дневник 4 ноября 1909 г. (3), т. 57 стр. 166-166.
   Ein Spielzeug einen Kind.
  
   [Л. 7.] Деменский Самсон.
   В богадельню Болхин.
   В Туле судиться желает Сергей Вас.
  
   [Л. 8.] Полож. Мужик.
  

СЕРИЯ ТРЕТЬЯ

ПИСЬМА

1840-1910

  

1. Т. А. Ергольской.

   1840 г. Июля 20. Я. П.
   Chere Tante,
  
   Je baise vos mains, je me porte bien, et M-r Miller (1) nous a permis d'aller demain nous promener.

Leon Tolstoy.

   Дорогая тетушка,
   Я целую ваши руки, я чувствую себя хорошо и г-н Миллер (1) разрешил нам завтра погулять.

Лев Толстой.

  
   Приписка к письму М. Н. Толстой.
   Впервые опубликовано факсимильно в книге: Н. Н. Гусев, "Лев Николаевич Толстой, Материалы к биографии с 1828 по 1855 год", изд. Академии наук СССР, М. 1954, между стр. 112-113.
   Ергольская Татьяна Александровна (1792-1874) - троюродная тетка Толстого (см. т. 59, стр. 12-13).
   (1) Г. В. Миллер - тульский врач, знакомый Н. И. Толстого.

* 2. Т. А. Ергольской.

   1845-1855 ? гг.
  
   J'ai garde pendant trois jours la chamber et je le garde encore jusqu'a present quoique j'aille un peu mieux. J'ai eu un mal de gorge affreux avec la fievre, d'horties et une fluxion. J'espere que vous ne vous inquieterez plus a mon sujet une foi que je vous dis que je vais mieux.

Leon.

  
   На обороте: Ее высокоблагородию Татьяне Александровне Ергольской.
  
   Я три дня не выходил из комнаты и не выхожу до сих пор, хотя мне немного лучше. У меня ужасно болело горло с жаром, лихорадкой и воспаление. Надеюсь, что вы больше не будете обо мне беспокоиться, раз я вам говорю, что мне лучше.

Лев.

   Датируется предположительно, по почерку.
  

* 3. П. Ф. и В. С. Перфильевым.

   1856 ?г. Мая 14? Петербург.
   Я пробуду до четверга или пятницы. Приезжайте скорей или отвечайте, потому что иначе я обещал свою квартиру М. Иславину. (1) Васинька! -L'argent, il n'ya a pas (2) - теперь. И мне стыдно и еще будет стыдно месяца два. Приезжайте поскорее, милые друзья. Целую вас. До свиданья.
   Как выедете, дайте знать по телеграфу. Я и квартиру задержу и встречать вас выеду.

Л. Толстой.

  
   Датируется предположительно по почерку и содержанию. Письмо написано в период наиболее близких отношений Толстого с В. С. Перфильевым. В Дневнике 14 мая 1856 г. Толстой отметил: "Написал письмо Васиньке Перфильеву" (т. 47, стр. 71).
   Василий Степанович Перфильев (1826-1890) - близкий знакомый Толстого, женатый на его троюродной сестре Прасковье Федоровне Толстой (1831-1887). Подробнее о них см. т. 47, стр. 249-250.
   (1) Михаил Александрович Иславин (1819-1905), дядя С. А. Толстой. Письмо написано из Петербурга, где Толстой снимал квартиру в доме Якобса на Офицерской улице.
   (2) [Денег нет]

* 4. Е. Ф. Тютчевой.

   1859 г. Апреля 9. Москва.
   Моя повесть кончена, (1) и я намерен теперь весной так или иначе ее напечатать. Поэтому будьте так добры дайте мне нынче ответ: желает ли Катков (2) приобресть ее по 250 за лист и не читая ее, или нет?
   Я, после того как вы мне передали ответ Каткова, вспомнил, что решительно невозможно и неприлично отдать ему на суд и рисковать получить ответ, что не 250, а 215 р. и 36 к. дать можно. - Главное, мне бы хотелось ответ поскорее, чтобы перед отъездом в деревню распорядиться печатаньем. - Ежели бы вы не так далеко жили я бы сам зашел к вам.

Ваш Гр. Л. Толстой.

  
   9 апреля.
  
   Год в дате определяется по содержанию (см. прим. 1).
   Екатерина Федоровна Тютчева (1835-1889) - дочь поэта Ф. И. Тютчева, камер-фрейлина. О ней см. т. 47 к стр. 408-409.
   (1) Речь идет о повести "Семейное счастье", оконченной 5 апреля 1859 г.
   (2) Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - публицист, редактор "Московских ведомостей" и с 1856 г. издатель "Русского вестника". Повесть Толстого "Семейное счастье" была напечатана в "Русском вестнике" 1859, апрель, кн. 1, стр. 435-473; кн. 2, стр. 595-634 (см. т. 5).

* 5. А. А. Фету.

   1856-1859 гг.
   Ежели вы не примете мой подарок - билет и мольбы употребить его, то вы меня ни крошечки не любите, и я вас ненавижу.

Л. Толстой.

  
   Написано карандашом на клочке бумаги. Датируется временем начала сближения Толстого с Фетом и по почерку.
   Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892).
   Об обстоятельствах, вызвавших настоящее письмо, сведений не имеется.

* 6. Ю. Ф. Самарину.

   1862? г. Июля 1.
   Первобытность первобытностью, а признаюсь, мучаюсь нетерпением получить письма и журналы. В случае, ежели нельзя прислать с сим посланным, пошлите нарочного. Я расхворался последнее время, и, не будь у меня затеянных дел с здешними молоканами, у кот[орых] мне надо побывать в воскресенье, я бы приехал 2 недели допивать в Самаре, что я, хоть на неделю, намерен сделать. Ежели вы знаете, напишите мне: от кого и как происходит распоряженье не выпускать молокан за 30 верст из их жительства. Не приехал ли Замятин? (1)
   Еще бессовестные просьбы:
   ваксы,
   спичек,
   и свечей.
   Прошу еще раз у вас извинения за хлопоты, очень благодарю за помощь.

Преданный Вам

Л. Толстой.

   1 июля.
  
   Год в дате определяется предположительно, по почерку и на том основании, что письмо Толстой отправил с посланным в Самару, где в то время находился Ю. Ф. Самарин. Судя по письму Толстого к Т. А. Ергольской от 27 мая 1862 г., Толстой тогда вел свою корреспонденцию через Самарина (см. т. 60, стр. 427).
   Юрий Федорович Самарин (1819-1876) - общественный деятель и публицист, славянофил. В 1858-1864 гг. Самарин работал в Самарском комитете по улучшению быта крестьян.
   (1) О ком здесь идет речь, не установлено.

* 7. И. И. Орлову.

   1864 г. Декабря 7.
   Иван Иванович!
   Деньгами я очень нуждаюсь, но знаю, что в замедлении, кроме погоды, никого винить нельзя. Теперь прошу вас прислать мне остальные, т. е. с дров, частью до праздника, частью после.
   Цену за кучи вы назначили, мне кажется, слишком дорогую. Лучше отдавать дешевле, но чтобы продажа была верная. Не пропустите, пожалуйста, время для продажи ржи. Молотите и готовьте. Я намерен продать ее всю разом по наилучшей цене. Если будет близко к 5 р. мукою на месте, то известите меня поспешнее.
   Посылаю 15 коров. Прошу вас их кормить велеть особо - соломой, хоботьем и придавать сена или пойла, только если очень похудеет. Лучше бы им устроить помещение потеплее, так как они привыкли. Когда отелятся, то телят поить как можно лучше, на племя, а их (разумеется, не одну и две) прислать в Ясную.
   Еще с посланным прошу прислать валухов - баранов или овец старых на мясо, около 10.
   Мне опять нужно будет овса до 100 четв[ертей]. Прошу теперь насыпать на подводы, чтобы не шли пустые, да в продолжение зимы прислать до 100 четв[ертей].
   Возите ли вы навоз? Пожалуйста, вывозите. Когда расчет за картофель?
   Желаю вам всего лучшего.

Гр. Л. Толстой.

   7 декабря.
  
   Год в дате определяется в соответствии с письмом Толстого к И. И. Орлову от 8 января 1865 г. (см. т. 61, стр. 67-68), которому оно по содержанию предшествует.
   Иван Иванович Орлов - в 1863-1889 гг. управляющий имением Толстых Никольское-Вяземское, Тульской губ.

* 8. Г. Ф. Келеру.

   1863-1864 гг.
   Любезный Густав Федорович!
   Серг[ей] Ник(олаевич] (1) мне предлагал деньги, а я не взял, а теперь очень нужно. Нет ли у вас около ста (100) рублей на несколько дней.
   Что вы к нам не приедете.

Гр. Л. Толстой.

  
   Датируется по содержанию: у С. Н. Толстого Г. Ф. Келер жил в 1863-1864 гг.
   Густав Федорович Келер (1839-1904) - немец-учитель, приехавший из Германии весной 1861 г. вместе с Толстым в Ясную Поляну, где до ноября 1862 г. преподавал в школе. В 1863-1864 гг. был воспитателем сына С. Н. Толстого Григория Сергеевича, а с 1865 г. преподавал в Тульской мужской гимназии.
  
  
   (1) С. Н. Толстой (1826-1904), старший брат Толстого.

* 9. А. А. Фету.

   1863 г., конец-1865? г.

Никольское.

   В ответ на ваше посланье - вот он я, милый друг. Как бы нам увидаться. Я здесь с женой и пробуду, пожалуй, неделю (1).
  
   Датируется приблизительно, временем женитьбы Толстого и наиболее близких отношений с Фетом.
   Письмо Фета, о котором упоминает Толстой, неизвестно.
   (1) К письму сделана приписка И. П. Борисова, с приглашением Фету приехать в Новоселки.

* 10. Е. В. Львову.

   1965 г., конец. Я. П.
  
   Посылаю двух поликовских [?] поросят, любезный князь. Они у меня с воскресенья, и были кормлены хорошо. Японского поросенка не могу послать. Все японцы захворали - 4 издохли и оба последние больны. Ежели они выдут, то один из них - вам, а теперь везти опасно.
   Душевно кланяюсь и желаю вам всего лучшего.
   Что ж вы меня не зовете к себе? А я все-таки приеду.

Ваш гр. Л. Толстой.

  
   На обороте: Его сиятельству князю Евгению Владимировичу Львову.
  
   Датируется на основании упоминания о японских свиньях: Толстой получил их в начале октября 1865 г. (см. письмо к А. Е. Берсу от 13-15 октября 1865 г., т. 61, стр. 109-110).
   Евгений Владимирович Львов (1817-1896) - помещик Тульской губ.

* 11. Г. Ф. Келеру.

   1865-1870? гг. Я. П.
   Любезный Густав Федорович!
  
   Попросите, пожалуйста, Якова Ивановича (1) приехать к нам нынче по железной дороге на Козловку, куда будет за ним выслана лошадь в 11 часов вечера.
  

Ваш Л. Толстой.

  
   На обороте: Его высокоблагородию Густаву Федоровичу Келеру.
  
   Датируется предположительно, на основании упоминания о железной дороге (Г. Ф. Келер с 1865 г. служил в Туле) и по почерку.
   (1) Очевидно, приказчик Л. Н. или С. Н. Толстых.
  

* 12. Н. А. Чаеву.

   1870-е гг., начало.
   Многоуважаемый Николай Александрович!
   Увлекаемый своей работой, на днях только раскрыл вашу книгу (1) и... не отрываясь прочел ее всю с великим наслаждением. Особенно меня поразило богатство и разнообразие правдивых и поэтических и, главное, русских образов. Посылаю ее вам и благодарю вас за нее и вашу супругу за разрешение взять ее. (2)
   Le Brun (3) я прочел, но хотелось бы еще подержать; если нельзя, то напишите, и я с первой почтой пришлю.

Ваш Л. Толстой.

  
   Датируется предположительно, временем выхода упоминаемого романа Чаева (см. прим. 1) и письмом Н. А. Чаева от 14 апреля 1895, в котором он, вспоминая посещение его Толстым, писал, что Толстой тогда "говорил ужаснейшую чепуху о размере русских былин". Очевидно, это было в пору работы Толстого над "Азбукой".
   Николай Александрович Чаев (1824-1914)-драматург и романист.
   (1) Судя по помете Н. А. Чаева на письме Толстого, речь идет о романе Чаева "Подспудные силы" (начало - "Русский вестник" 1870 и окончание там же, 1897).
   (2) Как отметил на том же письме Чаев, Толстой взял экземпляр романа, принадлежавший жене Чаева, так как у автора не оказалось своего.
   (3) Очевидно, речь идет о французской художнице портретистке Елизавете-Луизе Лебрен (1755-1842), бывавшей в Петербурге при дворе и оставившей свои воспоминания. Возможно, что Чаев прислал их Толстому в связи с работой Толстого над историческим романом.

* 13. Г. Ф. Келеру.

   1870-е гг., начало. Я. П.
  
   Густав Федорович!
   Вчера человек забыл отдать кучеру рамки, и кучер уехал без них. Боюсь, что это вам доставило лишние хлопоты. Прошу извинить меня. Нынче же я нарочно посылаю за этим делом. Будьте так добры передайте всё посланному. Очень благодарю за хлопоты и жму руку.

Ваш Л. Толстой.

  
   На обороте: Его высокоблагородию Густаву Федоровичу Келеру. Спросить в мужской гимназии.
  
   Датируется на основании адреса: "в мужской гимназии" и по почерку.
  

* 14. Н. Н. Страхову.

   1872 г. Октябрь, середина. Я. П.
   Забыл ответить на вопросы об оглавлении и затерял листок вашего письма, где было написано. Мне кажется, что я помню всё.
   Волк в пыли - с индейского.
   Цапля, лягушка и рак - тоже.
   <Волга и Вазуза - Даля.>
   Шат и Дон - народное предание (мною записано).
  

Моё

   Две лошади
  
   Собаки и повар
   Перепелка
  
   Топор и пила
  
   Извините, если забыл еще что-нибудь.
   Нашел ваше письмо.
   Мышь под амбаром - с индейского.
   Судома - из хрестоматии Перевлесского.
   Лев и лисица - Эзопа.
  

Моё

   Заяц и гончая собака
   Равное наследство
  
   Теленок на льду
  
   Сова и заяц
  
  
   Датируется по содержанию (см. т. 21.- "История писания. И печатания "Азбуки").
   Николай Николаевич Страхов (1828-1896) - философ-идеалист и литературный критик, близкий по взглядам к славянофилам. С Толстым был знаком лично с 1871 г. (см. т. 61, стр. 234).
   Ответ на несохранившееся письмо Страхова, в котором он, очевидно, просил указать источники некоторых рассказов, помещенных в "Азбуке"" в то время печатавшейся. Подробнее об этом см. в т. 21.
  

* 15. А. А. Фету.

   1864-1870-е гг., начало. Я. П.
  
   Спасибо хоть и за то, что известили; а грустно было, что не заехали. Вы светский человек - летаете по столицам - не знаете, как наш брат деревенщина ценит таких друзей, как вы. Хоть бы Марья Петровна (1) обрадовала нас с Соней.(2)
   Пожалуйста, пожалуйста.

Ваш Л. Толстой.

  
   Датируется приблизительно, по содержанию и почерку.
   (1) Мария Петровна Фет (1828-1894), жена А. А. Фета.
   (2) С. А. Толстая.

* 16. П. В. Морозову.

   1874 г. Февраль. Я. П.
   Петр Васильевич,
   Разумеется, более всего занимайтесь с слабейшими. Тем более, что старшие - те, кот[орые] могут читать одни, имеют самое полезное для них занятие - чтение по порядку по книгам Азбуки. Не делайте никаких групп, а твердо держитесь моего наставления. Если нельзя спарить, то занимайтесь отдельно, а потом давайте самостоятельное занятие списывать слова- это самое лучшее.
   Удивляюсь и не понимаю, как это на 3-ю неделю ученики есть, не знающие букв. Решительно не понимаю. На 3-ю неделю читать все бы должны, нешто очень малы. Пожалуйста, держитесь строго порядка, изложенного в Азбуке, и моих наставлений. Вы, наверно, делали не то, иначе я не могу объяснить вашего неуспеха. Пожалуйста, перечтите всё и делайте так. Да, пожалуйста, пишите мне так: 1) с старшими делал то[-то] и то-то, встречалась трудность та-та и та-та, с вторыми, с 3-ми то-то и трудность; а-то вы мне не пишете по две недели, а когда пишете, то так, что я ничего не могу узнать из ваших писем.
   Пожалуйста, строго держитесь порядка Азбуки и идите по ней вперед, не задерживаясь. Проделали 13 упражнений, идите дальше и дальше.
   Я бы приехал сейчас, но очень занят. На 3-й неделе (1) непременно буду.

Гр. Л. Толстой.

  
   Печатается по машинописной копии. Датируется по содержанию.
   Петр Васильевич Морозов (ум. 1906) - один из учителей в основанных Толстым школах в 1860-1862гг.; автор "Воспоминаний учителя толстовской школы" ("Русское слово" 1912, N 257, от 7 ноября). См. о нем в т. 8, стр. 510-511, и т. 17, стр. 593-606.
   В конце января 1874 г. Толстой поручил Морозову обучение детей грамоте по своему методу в школе при фабрике С. В. Ганешина, которое производилось по постановлению Московского комитета грамотности от 17 января 1874 г., с целью выяснения преимущества метода Толстого -слухового - перед звуковым (по звуковому методу обучение детей производил педагог М. А. Протопопов). Обучение производилось семь недель. Результаты этого опыта обсуждались на заседании комитета 17 апреля 1874 г. (подробнее об этом см. в "Истории писания и печатания "Азбуки", т. 21).
   Сохранилось семь писем Толстого к П. В. Морозову, связанных с обучением грамоте в школе Ганешина. Два из них опубликованы в т. 62, стр. 75-76 и 87 (NN 60 и 71). Письма П. В. Морозова к Толстому неизвестны.
   (1) Имеется в виду третья неделя великого поста.

* 17. П. В. Морозову.

   1874 г. Февраль - март, до 15. Я. П.
   Петр Васильевич!
   Забыл вам сказать и написать об арифметике. Старайтесь поскорее дойти до деления включительно, и когда они поймут деление, то каждый день упражняйте в делении и делении (я всегда так делал с своими, и результаты хорошие были, так как деление включает все четыре правила). Задачи деления надо задавать двух родов: с малыми делителями, 18375 : 5 или на 7 и т. п., и с большими делителями, 18375 : 786. Жалею, что не успел проделать с вами деления. Ясно ли вам, как надо учить задавать. Если вам вполне ясно, то сделайте деление и умножение с 141 стр., т. е. с начала, пропуская излишнее, если ученики поняли, но в особенности пройдите умножение с 166 и деление с 169 стр. и заставляйте делать точно так, как показано.
   Ожидаю с нетерпением от вас писем. Пишите поподробнее.
   Держите порядок строже, посредством переписывания, диктовки и более длинных уроков.

Гр. Л. Толстой.

  
   Старшим счетов больше не нужно. Нетто когда запутались и забыли вычитание.
  
  
   Печатается по машинописной копии. Датируется по содержанию.

* 18. П. В. Морозову.

   1874 г. Февраль - март, до 15. Я. П.
   Петр Васильевич!
   Пожалуйста, не робейте. Одно, что, я думаю, нужно переменить, - это парные занятия.
   Рассадите всех порознь и подальше друг от друга и задавайте подлиннее работы: для маленьких списывать, для больших читать, и рассказывать, и писать, как мы говорили, и сверх того диктовать.
   Как только сделался сумбур одних (маленьких или больших), берите к доске - чтение или арифметика, - а другим (маленьким или большим) диктуйте.
   Если идут самостоятельные занятия, то хорошо, как нет, сейчас диктуйте - хоть целый урок. С большими читайте дальше скорее и делайте упражнения (как говорено было) на правописанье. Умножение начинайте и пишите мне, как будет идти.
   С маленькими счисление и сложение делайте, но с счетами и доской вместе.
  
  
   Печатается по машинописной копии. Датируется по содержанию.

* 19. П. В. Морозову.

   1874 г. Марта 18-19? Я. П.
  
   Петр Васильевич,
  
  
   Получил еще одно письмо, и всё мне мало известий и коротко. Как читают маленькие? Могут ли рассказывать? Скоро ли без складов? Получили ли вы мое длинное письмо, писанное рукою Ясенского учителя? Налегайте на маленьких, чтобы могли читать без складов к экзамену, - это главное.
   Напишите же подробнее обо всем, что я писал вам. Считаете ли возможным исполнить всё, что я советовал вам в последних письмах, и что исполняете и как?
   Теперь два дела: Первое, узнайте у своего товарища, (1) будет ли он учить в Благовещенье. Если нет, то после субботнего урока приезжайте сюда. Вы повидаетесь с семейством, и я переговорю с вами. Я плачу за дорогу.
   Другое дело, сходите в типографию Каткова на Страстном бульваре и узнайте, пожалуйста, как идет печатание рукописи, которую я туда отдал, (3) да еще скажите там фактору, что место в рукописи, которое там замарано и замарка вымарана вот так (3), место это не набирайте. Если там готовы листы к отправлению перед вашим отъездом, то возьмите их с собой.

Гр. Л. Толстой.

  
   Печатается по машинописной копии. Датируется по содержанию и на основании упоминания о празднике благовещения (25 марта). В 1874 г. благовещение приходилось на понедельник. Письмо Толстого было написано, как это видно из письма, незадолго до субботы, предшествовавшей благовещению, т. е. до 23 марта, но не позднее 18-19 марта, так как до 23 марта было написано еще одно п

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа