л постарше - вероятно, лет за сорок. У всех лица были худые, рабочие, но не отличающиеся от обыкновенных рабочих лиц. Одно отличие только бросалось в глаза - это было выражение взгляда. Глаза были усталые, сонные. Тот красивый рабочий, с которым я с первым стал говорить, особенно поразил меня этой особенностью взгляда. Могли бы подумать, что он был выпивши, если бы не такая спокойная речь. Полагая, что такое страшное напряжение труда в продолжение 36 часов можно поддерживать только вином, я спросил его: не выпил ли он нынче?
- Я не пью,-сказал он, как всегда, если не пьют, отвечают на этот вопрос и быстро и с некоторым удовольствием.
- Не пьет и не курит, - подтвердил мне Агеев.
Я выразил удивление.
- Другие пьют понемногу - сюда приносят. Всё крепости прибавит, - сказал более пожилой работник. Он и нынче выпил, но это было совершенно незаметно. Из расспросов моих оказалось, что все они деревенские, большей частью земляки - тульские, есть орловские, воронежские. Живут они некоторые с семьями, большая же часть отсылают заработанное домой. Харчатся все порознь у хозяев. Харчи обходятся по 10 р. в месяц. Едят мясо всегда, постов не соблюдают. Вырабатывают рублей по 30 в месяц. Многие не выдерживают этой работы и уходят. На вопрос мой: зачем они работают такую каторжную работу? - отвечали, улыбаясь:
- А что же поделаешь?
- Да зачем в три упряжки подряд? Разве нельзя бы было так, чтобы работать посменно?
- Видно, нельзя. Куда же денешься? А не хочешь - ступай. Не то что... а опоздаешь на час, и то сейчас ярлык, и ступай.
Я видел людей, которые работали 36 часов, и все-таки не верил, потому что не видел их в работе - это на нагрузке, в эту минуту не было работы - и, чтобы осязательно убедиться, пошел с Агеекым на платформу, где выгружали. Мы пошли в другие и третьи ворота мимо целых улиц всякого рода туш, снятых с платформ и поднимаемых извозчиками, и подошли к рабочим, которые перекатывали на себе вагоны с одного места на другое - туда, где свободная платформа.
Работают вообще грузчики сдельно по 1 рублю с 1000 пудов, но работу такую, как очистка платформы, они обязаны делать бесплатно. Я разговорился с этими рабочими; все подтверждали то же. Эти работали с утра, но будут тут же работать ночь и пойдут еще на нагрузку завтра утром на целый день. Отдых дается только один час на обед и столько же на ужин, но и то не в определенное время, а как придется, по надобности. Так, например, в этот день рабочие, накатывавшие вагоны, только что пообедали, а было 5 часов;
- А ужинать когда? - спросил я.
- А когда отпустят, другой раз и до 10 часов.
На этих платформах несколько рабочих собралось около меня, видя, что я интересуюсь их положением, они рассказали мне то, что, очевидно, было им особенно неприятно и что, им казалось, легко может быть поправлено, а именно их ночное помещение. Оказывалось, что между концами дневной упряжки и началом ночной иногда выпадало время, часа полтора, когда можно было отогреться и соснуть в теплой горнице. Но горница эта была так тесна, что 100 человек, которые собирались там, не могли помещаться иначе, как половина под нарами. Я пошел посмотреть это помещение. Это 10-аршинная изба с печкой и местом для топки ее, занимающая часть пространства, так что на нарах едва ли есть место для 40 человек. О том же, сколько есть воздуха для дыханья, и говорить нечего. Вероятно, пребывание тут измученных работой людей особенно тяжело отзывается, потому что все с каким-то ужасом и озлоблением говорили про это помещение. Посмотрев несколько еще партий на их ужасной работе и взяв у одного из них печатные листки его книжки, я поехал домой, уверившись тому, что правда то, чему нельзя и не должно верить; правда то, что положение русского. крестьянина таково, что ему нужно продавать свою жизнь за те копейки и рубли, которые ему необходимы, чтобы удержать для своих детей корову, которую угрожают увесть от него за подати, и что есть люди, которые берут эту жизнь человеческую и пользуются ею для того, чтобы насытить свои зверские, извращенные аппетиты роскоши, люди, спокойно сосущие лучшую кровь народа для того, чтобы покупать шелки, бархаты и бриллианты своим женам или любовницам.
Железная дорога берет за выгрузку вагона в 600 пудов 3 рубля, платя за выгрузку 60 копеек этим рабочим, которые отдают на это свои жизни и живут на 20, 30, 40 лет меньше, чем они должны бы жить. Позволит ли какой-нибудь разумный человек морить лошадь 36 часов, наверное губя ее, позволил ли бы рабовладелец своим рабам губить свою нужную ему жизнь? Беда в том, что жизнь эта никому не нужна, кроме ему самому, его матери, жене, детям. А они все такие же рабы; так же загнаны в то безличное рабство, которое в тысячу раз хуже самого жестокого личного.
И пусть не возмущаются этим известием наши либеральные газеты и либеральные господа, живущие господской жизнью. Ведь они, мы все не переставая делаем то же. Не говоря уже о тех золотарях, рабочих на сахарных, зеркальных, карточных, спичечных, табачных фабриках, производством которых мы пользуемся и для которых нужна погибель жизней человеческих, только стоит нам оглянуться хорошенько на нашу жизнь, чтобы увидать золотарей, лакеев, кучеров, дворников, банщиков, почтальонов, которые прямо для нас губят свою жизнь, кровь которых мы сосем прямо непосредственно. Мы довольны тем и успокоивали свою совесть, что нет рабов. Да это ужасно, что нет определенных рабов у определенных господ. Разве не в тысячу раз ужаснее это рабство безличное, при котором мы безжалостно губим жизни человеческие, не только не чувствуя своей ответственности, но и чувствуя себя не в силах прекратить эту ужасную погибель человеческих жизней?
Так что же делать?
Ответ простой. Прежде всего сознать то, что мы - рабовладельцы и что быть рабовладельцами неопределенными неопределенных рабочих - хотелось сказать - так же дурно, как было быть рабовладельцем крепостных, но это было бы неправда - гораздо хуже и потому, что это зло скрытое, в котором люди не каются, и потому, что бедственность, до которой это неопределенное рабство доводит людей, во много раз больше той, до которой доводило личное рабство. Прежде всего сознать свою вину, как ее сознавали в мое молодое время в 40, 50-х годах рабовладельцы, и искать выхода из него: посредством и освобождения рабов и устранения себя от участия в рабовладельчестве.
Я считаю только это последнее действительным. Стоит только людям стараться как можно меньше пользоваться трудами других людей и в виде предметов производства и прямой прислуги, и само собой распутается и самое положение рабства.
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ
* ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1903-1904 гг.
Единение отдельных существ есть закон - процесс жизни. Если он не совершается сознательно, он совершается бессознательно - синдикаты, стачки, пресса. Следовать закону сознательно - счастье; быть вынужденным следовать ему против воли - несчастье.
Что-то очень важное думал и забыл.
27 фев[раля). Человек неисправимый эгоист - нельзя не думать, помнить, заботиться о себе. Одно средство: сделать заботу о себе полезной другим. Средство это совершенствование для бога. (1)
Замечаю, что некоторые вещи помню из тучи забытых. Отчего? Нынче вспомнил свой вчерашний разговор с Щ. и подробности - мес[то], где я был. Отчего это выделилось? Оттого, что, говоря про это, именно про Горького, про незаслуженную славу, я спросил себя, хорошо ли я делаю? т. е. вызвал сознание.
Вывод: Мы помним то, когда при действии возникает вопрос, хорошо ли я делаю?
Видел во сне: меня спрашивают: как мы узнаем чужую жизнь? Я говорю: мы узнаем тем духовным существом, которое составляет нашу жизнь, и узнаем не только себе подобных, но самого себя.
Помнится то, когда сознаешь свое бож[еское].
(1) Ср. Дневник 1 марта 1903 г. (1), т. 54, стр. 157.
[Март.] Главные изменения в нашей душе: воспоминания, грусть, озлобление...
Различие социализма и анархии. (1)
Мережк[овский] ненавистник.
От любви - зависть.
Окошечки, в к[оторые] смотришь на бога. (2)
Эволюция во врем[ени] - атомы, эфир. (3)
Ищи милосердия, тогда будет justice.4
<Сознание-окошечки.>
Жизнь старик[а] больше. (6)
Книга произведение типографии, симфония произведение оркестра. (6)
[Апрель.] Цивилизованный и дикий равны. Человечество идет вперед только в любви, а от технического усовершенствования прогресса нет и не может быть. (Как поверхно[стная] вода.) (7)
Руководство историческое. В частной жизни? (8)
Старику несвойственно следить за улучшением. (9)
Рукавицы, марганц[евый] ка[ли].
Жизнь есть только сознание. То, что физиологи считают жизнью, есть только предположение о сознании. Сознание может быть высшее и низшее.(10)
(1) Ср. Дневник 11 марта, 1903 г. (3), т. 64, стр. 161.
(2) Ср. Дневник 13 марта 1903 е. (2), т. 54, стр. 162-163.
(3) Ср. Дневник 13 и 14 марта 1903 г. (3), т. 54, стр. 163-164
(4) Ср. Дневник 14 марта 1903 г. (4), т. 54, стр. 164.
(5) Ср. Дневник 20 марта 1903 г. (1), т. 64, стр. 167.
(6) Ср. Дневник 20 марта 1903 г. (2), т. 64, стр. 167-168.
(7) Ср. Дневник 14 апреля 1903 г. (1), т. 64, стр. 169.
(8) Ср. Дневник 14 апреля 1903 г. (2), т. 64, стр. 169.
(9) Ср. Дневник. 14 апреля 1903 г. (3), т. 64, стр. 169.
(10) Ср. Дневник 29 апреля 1903 г. (1), т. 64, стр. 169-110.
Записная книжка 1903-1904 гг.
1 мая 1903 г.
Когда говорят: факты, то говорят только то, что говорит человек: вертится солнце, горит свеча и т. п.(1)
Расширяется до возможных пределов, потом разрывается. (2)
[Май.] Мы не узна[ем] организмов слишком малых и слишком больших.(3)
Как молод[ым] свойственно и радостно рас[ти], так стар[ым] свойственно и радостно уничтожать пределы. (4)
Игра - важное дело. От этого торжественность варений мира - царск[ие] выходы. А то ничего не останется. (5)
Неизвестно, что лучше: Ник[олай] Пав[лович] или отпропагандированные рабочие. (6)
Времени нет. Это только ограниченные пределы растут и разрушаются для всех одинаково. Мудрость только в том, чтобы жить в неизменном, в духовном. В этом благо. (7)
Происхождение организмов от клеточки есть <пространственное> временное, нереальное объяснение, как эфир, атом, пространство - нереальные объяснения. (8)
Пора понять, что дело не в том, в чьих руках власть, а в самой власти. Лудов[ик] XVI, Комитет Salut public, директория, Наполеон, Лудов[ик] XVIII. Люди научатся [?] только, когда перестанут бороться.
Если вы точно хотите служить народу, не пишите прокламаwий, не ходите (9) к фабричным, не устраивайте стачки, не пишите из-за границы статейки, а определите свое мировоззрение и боритесь с обманом и проповедуйте истину.
(1) Ср. Дневник 29 апреля 1903 г. (2), т. 54, стр. 170.
(2) Ср. Дневник 29 апреля 1903 е. (3), то. 54, стр. 170.
(3) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (4), т. 54, стр. 170.
(4) Ср. Дневник 1 мая 1903 а. (5), т. 54, стр. 170.
(5) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (6), т. 54, стр. 170.
(6) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (7), т. 54, стр. 170.
(7) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (8), т. 54, стр. 170-171.
(8) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (10), то. 54, стр. 171.
(9) Зачеркнуто: в нар [од]
записная книжка 1903-1904 гг.
Правда, это труднее, чем прочесть хоть не Маркса, а о Марксе, и Энгель[са] или [?] речи Бебеля. Надо прежде много и упорно над собой поработать.
Это трудно, но зато и плодотворно.
Феминизм ложен, п[отому] ч[то] женщины отличаются от мужчин, и потому их совершенствование должно быть иное. (1)
Для того, чтобы существо было отделено от другого, нужно, чтобы оно не могло слиться с ним, а это возможно только при непроницаемости тел в пространстве. (2)
Судьба от человека или человек от судьбы?
Чем больше живешь для души, тем меньше судьбы, и наоборот. (3)
Трудно. Главное, трудно п[отому], ч[то] нельзя сделать этого нарочно, что надо привести себя к такому состоянию, в котором не можешь не сделать.
Рёскин сказал, что нужно соблюдать красоту. А то мы, как бабы: когда есть говядина и водка, то надо доесть и допить всё, хотя бы и во вред себе. Так и мы. Если есть техническое усовершенствование, хотя оно и портит жизнь, надо пользоваться им. (4)
Ненаучность науки. (5)
Они правы и в том, что только созн[ание] уничтожит власть, и потому они стоят впереди всех социальных учений и занимают то место, к[оторое] десять лет тому назад занимали социалисты, но, к сожалению, держась матерьялист[ического] мировоззрения, они не могут найти достаточных мотивов для того, чтобы (честные) люди могли бороться с властью. Одни хотят основать борьбу на сознании общественного блага (Годвин), другие - справедливости (Прудон), третьи - прогресса и личного интереса.
(1) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (11), т. 64, стр. 171.
(2) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (12), т 64, стр. 171.
(3) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (13), т. 54, стр. 171.
(4) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (14), т. 64, стр. 171-172.
(5) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (15), т. 64, стр. 172.
Записная книжка 1903-1904 гг.
1 мая 1903 г.
Но все эти мотивы недостаточны для борьбы. Кроме того всего, они не имеют никакого права предполагать, что, устран[ив] власть, люди с материалистическим мировоззрением сложатся в формы лучшие, чем теперешние.
Долго, но что же делать. Скоро -будет только подобие, как и делает государство.
Нехорошо и то, что обман[ывают], и то, что развращают.
Сознание жиз[ни], но когда начинаемся] ж[изнь] [?] (1)
Аналогия с сном: проснуться с страданием или нет.(2)
Обман времени во сне. (3)
Не время наполняется событиями, а смена событий дает понятие времени. (4)
Множество дает понятие времени и движения. (5)
Не то христианство формальное, кот[орое] требует, не изменяя жизни, только исполнения внешних обрядов, и не то сентиментальное христианство, к[оторое] довольствуется, не отрицая существующего порядка, верой и проповедью искупления, а то единое истинное христианство, к[оторое] становится руководством всех поступков жизни и неизбежным условием своего исповедания ставит не только неучастие в делах правительства, но неповиновение требованиям их, так как все требования правительств, начиная от судов и податей и до полиции и войска, противны христианскому учению.
А если это так, то очевидно, что не на установление новых форм должна быть направлена деятельность людей, а на внутреннее изменение их мировоззрении и свойств. - Причем, не надо думать, что можно одновременно усовершенствовать и формы жизни и свойства людей. Формы жизни вытекают из свойств и мировоззрений людей.
(1) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (16), т. 84, стр. 172.
(2) Ср. Дневник 1 мая 1903 з. (17), т. 54, стр. 172.
(3) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (18), т. 54, стр. 172.
(4) Ср. Дневник 1 мая 1903 а. (19), т. 54, стр. 173.
(5) Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (20), т. 54, стр. 173.
Записная книжка 1903-1904 гг.
Мировоззрения не изменяются, вследствие изменения форм. Изменять формы, надеясь этим изменить свойства людей, всё равно что.....
Естественно, что люди думают, что изменение форм изменит свойства людей, п[отому] ч[то] изменять свойства людей трудно и незаметно, изменять же формы легко и дает славу. Но думать так - ужасное, зловредное заблуждение <, сделавшее и продолжающее делать величайшее зло людям,> более всего другого задерживающее приближение человечества к тому идеалу, кот[орый] уже выяснил[ся] перед ним.
У каждого есть незатрогиваемые [2 неразобр.) противоречия. Чем он[и?] больше, тем тяже[лее] жизнь.
25 мая. Нынче много обдумывал.
1) Движение (во мне, мое) моего я есть необходимое условие отделенности. Не двигайся я, я бы не был отдельное существо.
2) Я - существо духовное, следовательно неограниченное; будучи отделенным, стремится разорвать эти ограничения, от этого - движение.
3) Всякое движение: питание желудком, легкими, кожей и, главное, полового акта есть стремление захватить в себя другие существа, сделать другие существа собою. Это совершается всем живым от инфузорий до человека.
4) Сознание себя живым проявляется в этой жизни, или, скорее, эта жизнь есть одно из проявлений сознания.
5) Зачем проявляется в этой жизни раздробленное, отделенное друг от друга и от всего и стремящееся к соединению сознание? Не дано знать человеку.
(1) Но это расширяющееся сознание делает какое-то нужное дело.
7) И жизнь эта не есть иллюзия, а вечная жизнь, совершающаяся сознаниями в этой отделенности.
(1) Зачеркнуто: 6)
Записная книжка 1903-1904 гг. 18 июня 1903 г.
8) Так что человек, умирая, т. е. уходя из этой отделенности, переходит в другую форму отделенности или сливает[ся] со Всем; жизнь же это объединяющая, или скорее формы жизни,- остается.
25 мая.(1)
Жизнь эта не иллюзия, а только одна из бесчисленных форм жизни.
[Июнь.] Всякая власть чует, что она существует только благодаря невежеству, и потому более всего боится просвещения. Но есть условия, при которых власть должна делать сделки с просвещением. Но есть условия - такие силы власти, что этих уступок не нужно. В таких условиях б[ыл] Ник[олай]. Он понял это и так и действовал.(2)
Ник[олай] считал всех людей такими же, как те, к[оторые] окружали его. А т[ак] к[ак] те, к[оторые] окружали его, б[ыли] подлецы, то он всех людей считал подлецами.(3)
Надо жить перед богом не только при встрече с людьми, а и когда один: воздержание, труд.(4)
Он б[ыл] злодей, сотни тысяч жизней погублены им. Он развратил людей жестокостью, он извратил религию. Но он ли сделал всё это? - Он, кажет[ся], один ответствен. Но зато и готовили его. Вся жизнь его была приготовлением к этому.
Любовь есть проявление в этой жизни стремления, к[оторое] имеет осуществиться в той.
Средство же воздействия на добрую жизнь людей есть только одно: своя добрая жизнь.
Расширение сознания совершается любовью. Любить естественно легче существа наиболее подобные себе. Так мы и любим людей своих, чужих, потом животных,
(1) Ср. Дневник 27 мая 1903 г. (1-8), т. 84, стр. 174-175.
(2) Ср. Дневник 3 июня 1903 г. (1), т. 54, стр. 176-177.
(3) Ср. Дневник 3 июня 1903 г. (2), т. 54, стр. 177.
(4) Ср. Дневник 3 июня 1903 г. (3), т. 64, стр. 177.
Записная книжка 1903-1904 гг.
смотря по большему или меньшему сходству с нами. (1)
К Корейшу. Вы думаете, что я навсегда получил отвращение к телесн[ому] наказан[ию]. (2)
Разговор с Никитиным. Отчего христиане не следуют идеалу, а материалисты исповедуют?
Два сознания: отделяющее и соединяющее.(3)
Jgnorabimus [Мы не будем знать]. Мудрость = знать, что мы не знаем, чего не знаем и не можем знать.(4)
Разделение всех людей.(5)
[1 нерозобр.)
[Июль.) 1) Медицина, две крайности: утонченность и грубость.
2) Лучше самый неприятный человек 999 раз, но раз вполне до конца человек, чем всегда приятный и никогда до конца не отдающийся.(6)
3) Любовь последствие, а не причина.
Причина-сознание духовности.(7)
Жизнью мы называем: 1) Сознание духовного начала и проявление его во времени и пространстве, наблюдаемое нами. Первое - действительность, второе - иллюзия.
Основа жизни - это третье - это бог.(8)
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, но счастливы все вместе.(9)
(1) Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (1), т. 54, стр. 178.
(2) Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (2), т. 64, стр. 178.
(3) Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (3-4), т. 64, стр. 178-180.
(4) Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (6), т. 64, стр. 180.
(5) Ср. Дневник 19 июня 1903 е. (1), т. 64, стр. 180.
(6) Ср. Дневник 12 июля 1903 г. (2), т. 64, стр. 183.
(7) Ср. Дневник 16 июля 1903 г. (4), т. 64, стр. 186.
(8) Ср. Дневник 17 июля 1903 г. (1), т. 64, стр. 186-187.
(9) Ср. Дневник 26 июля 1903 г. (3), т. 64, стр. 188.
Записная книжка 1903-1904 гг. 8 сентября 1903 г.
[Ноябрь.] Человек, исповедующий самую грубую религию, но признающий бога и не конечность этой жизни, без сравнения просвещеннее самого ученого профессора матерьялиста.(1)
Здоровье недурно. Чудный солнечный день. Бутурлин.
На Свинской Николаев сошел с ума.
Donatienne - R. Bazin.
Бордашев солдат Ламинцов[ский].
Мясновские крестьяне об усадьбе.
[Август.] Как прививается, самовнушается любовь.(3)
Свобода воли. Области матерьяльная и духовная.(4)
Макарий Николаевич Волков.
[Сентябрь.] Вижу ящик, а не колпак, слышу колок[ольчики], а не индюшки, обоняю труп, а не яйцо, ощу[щаю или пываю?] - два шарика, а не один, чую (5) вкус мяты, а не --.(6) Всё зависит от того, чего ждешь. В моей жизни я приготовил свое представление. Его хватает на 80 лет жизни. Заблуждения же в этой жизни разрушаются тотчас.(7)
Непредвидение.(8)
(1) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (2), т. 54, стр. 193-194.
(2) Эта запись, сделанная под печатной датой Запиской книжки, обведена чертой. Она перебивает текст предыдущей записи между слов: "религию" и "но".
(3) Ср. Дневник 9 августа 1903 г., т. 54, стр. 189.
(4) Ср. Дневник 27 августа 1903 г. (1), т. 64, стр. 190.
(5) Надписано над зачеркнутым: слышу.
(6) В подлиннике проведена черта.
(7) Ср. Дневник 8 сентября 1903 г. (1), т. 54, стр. 191-192.
(8) Ср. Дневник 8 сентября 1903 а. (3), т. 54, стр. 192.
Записная книжка 1903-1904 гг.
Ночью боль груди. Погода теплая.(1)
[Октябрь.] Тростить соединение того, что ожидаешь, с тем, что есть.(2)
[Ноябрь.] Одна награда, одно счастье - любовь людей. (3)
Тело - орган общения.(4)
Здоровье хорошо, дождь, пишу послесловие.
Ездил верхом к М[арии] А[лександровне].
Спал хорошо. Дождь. Писал хорошо послес[ловие].
[Октябрь.] Безнравственно жить только п[отому], ч[то] сейчас хочется; высшая нравственность - жить в виду вечной жизни.(5)
[Ноябрь.] Желез[ная] дор[ога], игрушка, к[оторую] нельзя давать детям. (6)
1) Лампочка.
2) Старуха - бог.(7)
3) Прогресс только в уяснении.(8)
(1) Эта запись, сделанная под печатной датой, перебивает текст предшествующей записи (от сентября) между словами: "Всё зависит от" и "того, чего",
(2) Ср. Дневник 6 октября 1903 г. (1), т. 64, стр. 192.
(3) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (8), т. 64, стр. 196.
(4) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (7), т. 54, стр, 196.
(5) Ср. Дневник 6 октября 1903 г. (2), т. 64, стр. 192-193.
(6) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (1), т. 54, стр. 193.
(7) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (2), т. 64, стр. 193-194.
(8) Ср. Дневник 14 ноября 1903 а. (3), т. 64, стр. 194.
Записная книжка 1903-1904 гг.
14 апреля 1903 г.
1) Гёте также безнравственный.
2) Мозаика-Ше[кспир] [?]
3) Старость и болезнь делают легким спуск к смерти.(1)
Как только сознаешь свою духовность, так постоянный рост.(2)
Жизнь не прекращается смертью.
Военных научает умирать смерть.(3)
Ходил на Козл[овку]. Приехала Тан[я] сестра.
Погода чудная, березки распустились.
[Ноябрь.) Отчего нельзя умирать в жизни, служа?
Как насмешка разрушает духовное понимание.
Насморк.(5)
[Ноябрь.] Два треугольника (6)
Дурно спал. Жар 37,3.
Вопрос уже не в том, хорош ли он и что хор[ошо]? а в том, почему он хорош.
Приехали две Тани.
(1) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (4), т. 54, стр. 194.
(2) Ср. Дневник 14 ноября 1903 а. (5), т. 54, стр. 194-195.
(3) Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (6), т. 54, стр. 195.
(4) Ср. Дневник 24 ноября 1903 г. (2), т. 54, стр. 197.
(5) Эта запись перебивает текст предыдущей записи между словами: "духовное" и "понимание".
(6) Ср. Дневник 24 ноября 1903 г. (3), т. 64, стр. 197.
Далее следует рисунок.
Записная книжка 1903-1904 гг.
[Декабрь.] Могу (1) перенестись в самого ужасного злодея, но не в дурака.(2)
Как нам кажется без борьбы жизнь животных, так существам выше нас кажется без борьбы наша жизнь.(3)
Нет большего безбожия" как упоминание бога без сознания его.
Погода чудная. Здоровье хорошо.
[Декабрь.] Всякая победа доброго в одном человеке сама собой помогает другому.
Художник и математик, вообще ученый. У первого нет задерживающих центров. (4)
Чистая девушка.(5)
Машинист Сухотиных. (6)
Из окт. Wegweiser.
Фома Кемп[ийский[.
Ходил на Козлов[ку]. Жара. Тяжелый спор с Левой.
[Декабрь.] Низшая ступень: отдаваться чувству.
Вторая: подчиниться внушению.
Третья, высшая, - жить по разуму.
Вся жизнь борьба между тремя. (7)
Евангелие читает по складам.
(1) Зачеркнуто: представить
(2) Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (2), т. 54, стр. 201.
(3) Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (3), т. 54, стр. 201.
(4) Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (4), т. 54, стр. 201.
(5) Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (6), т. 64, стр. 201.
(6) Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (6), т. 64, стр. 201.
(7) Ср. Дневник 30 декабря 1903 г. (2), т. 64, стр. 203.
Записная книжка 1903-1904 гг. 23 февраля 1904 г.
Что легко дается, то редко стоит брать [?].
Араб[ская] погов[орка].
Кто хочет узнать радость доброго дела, тот пусть делает его тайно - только для бога или для своей души.(1)
Смерть.
Сначала думал, что надо прежде разобраться, что удержать из прогресса, но теперь вижу, что удержать сущность прогресса и установить добрую жизнь - невозможно. Одно из двух.(2)
Только тогда мы начинаем понимать нашу жизнь, когда подумаем о том, что нас не было.(3)
Проповедь и мужику и царю, что он человек. (4)
Трудолюбие следствие от [?] человечности [?].(5)
Долг государства.(6)
Как трудно жить религиозно.(7)
Ребенок плачет, рожаясь.
Старик печалится, умирая.(8)
Как соединить то, что разделено временем?
Мы соединяем это сознанием в себе. Я - то, что был 70 и 65 и 60...... лет тому назад. - Я всё это вместе. Для высшего существа не только я разных времен одно существо, но одно существо я, и мои дети, и мои предки. (9)
(1) Ср. Дневник 30 декабря 1903 г. (1), т. 64, стр. 203.
(2) Ср. Дневник 3 января 1904 г. (1), т. 55, стр. 4.
(3) Ср. Дневник 28 января 1904 г. (1), т. 56, стр. 11,
(4) Ср. Дневник 28 января 1904 г. (2), т. 55, стр. 11.
(5) Ср. Дневник 38 января 1904 г, (3), т. 55, стр. 11-12.
(6) Ср. Дневник 28 января 1904 г. (4), т. 65, стр.