Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 90, Полное собрание сочинений, Страница 20

Толстой Лев Николаевич - Том 90, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

   N 2. 8 лл. На л. 1 текст отрывка "Но одному из его детей..." Исписаны обе страницы. На лицевых сторонах лл. 2 и 3 рисунки (см. вклейку). На л. 4 текст отрывка "Тогда Алфред..." Исписана лицевая сторона полностью и оборот почти наполовину. На лицевой стороне л. 5 помечена цифра 6 и страница разграфлена тремя чертами. Остальные листы чистые. На внутренней стороне обложки помечено: "(Апрель) Март".
   N 3. 7 лл. На лл. 2-6 рисунки (см. вклейки). Текста нет. На лицевой стороне первого листа обложки написано: семейство Б. Ястребинов[а] Гномы. 1. 2". На лицевой стороне второго листа обложки: "детская Библиотека. Апрель (Февраль) (Март) (Ноябрь)". Возможно, что рисунки, как в первых двух, так и в этой книжечке, были сделаны старшим братом Л. Н. Толстого, Н. Н. Толстым.
   Впервые "Рассказы дедушки" и "Его сын" опубликованы в книге: Н. Н. Гусев, "Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828-по 1855 год", изд. Академии наук СССР, М. 1954, стр. 100-102; третий отрывок публикуется впервые.
  
  
  

"УЧЕНИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ"

  
   Ученические сочинения Толстого, представляющие собой частью переложения небольших рассказов (очевидно, из хрестоматий) и басен Крылова, частью самостоятельные сочинения, написаны в 1839 г. или в годы, близкие к нему (1840-1841). Тетрадь, в которой они были написаны, сшита из бумаги с клеймом 1839 г. Она занимает 10 лл. 4®, исписанных, кроме последнего, с обеих сторон.
   Впервые ученические сочинения Толстого были опубликованы в "Литературном наследстве", N 35-36, М. 1939, стр. 271-275.
  

"ЭПИТАФИЯ А. И. ОСТЕН-САКЕН"

   Публикуемое восьмистишие, написанное Толстым в связи со смертью его родной тетки по отцу, Александры Ильиничны Остен-Сакен, последовавшей 30 августа 1841 г., воспроизведено на боковых сторонах мраморного памятника на ее могиле. А. И. Остен-Сакен похоронена на кладбище монастыря Оптиной пустыни. Калужской губ. В 1929 г., в связи с ликвидацией кладбища, памятник был перевезен в Ясную Поляну, где и хранится в настоящее время.
  
  
  
  
  
   Стихотворение впервые было опубликовано в статье Е. В. "Л. Н. Толстой и Оптина пустынь" ("Душеполезное чтение" 1911, N 1, стр. 21).
   См. также: Г. Волков, "Неизвестное стихотворение Л. Н. Толстого" ("Сборник Государственного Толстовского музея", изд. "Художественная литература", М.-Л. 1937, стр. 162-165).
  
  

"НАЧАЛО НЕОКОНЧЕННОГО РАССКАЗА"

  
   Публикуемое начало неоконченного рассказа представляет собой один из вариантов рассказа или повести, о замысле которой Толстой записал в Дневнике 26 июля 1860 г.: "Мысль повести. Работник из всех одолел девку или бабу. Формы еще не знаю" (т. 48, стр. 27) и далее, 27 июля: (Форма повести: смотреть с точки зрения мужика - уважение к богатству мужицкому, консерватизм. Насмешка и презрение к праздности" (там же, стр. 27).
   Именно в такой форме и начат публикуемый отрывок рассказа.
   1 апреля 1861 г., вспоминая прошедшее с 1 ноября 1860г., Толстой записал в Дневнике: "Попытка писанья Акс(иньи]" (1) (т. 48, стр. 32). Очевидно, в то время и был набросан публикуемый отрывок. Однако Толстой не стал его продолжать и начал рассказ заново. В результате, невидимому, были написаны рассказы "Тихон и Маланья" и "Идиллия". Тематически и по составу, даже в большинстве случаев и по именам действующих лиц все эти рассказы связаны между собой и должны быть рассматриваемы как варианты одного задуманного рассказа из народной жизни.
   Начало неоконченного рассказа впервые было опубликовано в "Литературном наследстве", N 37-38, М. 1939, стр. 598.
   Рукопись этого отрывка представляет собой автограф на согнутом пополам полулисте писчей бумаги.
   (1) Рассказ назван так по имени героини Аксиньи Фоканычевой.
  

"ЗАМЕТКИ К РОМАНУ О РУССКИХ БОГАТЫРЯХ"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ

   Окончив работу над "Войной и миром", Толстой почти два года не принимался основательно ни за какое литературное произведение. В письме к Н. Н. Страхову от 25 ноября 1870 г. он писал, что v него "нет ничего", над чем бы он работал. "Я нахожусь, - сообщал он далее. - в мучительном состоянии сомнения, дерзких замыслов невозможного или непосильного и недоверия к себе и вместе с тем упорной внутренней работы. Может быть, это состояние предшествует периоду счастливого самоуверенного труда, подобного тому, который я недавно пережил, а может быть, я никогда больше не напишу ничего" (т. 61, стр. 242).
   К этому времени, то есть ко второй половине 1869 г. - первой половине 1871 г., относится несколько замыслов Толстого и начал художественных произведений, в большинстве своем оставшихся или неосуществленными или незаконченными; к этому же времени относится и возобновление работы над "Азбукой", первый набросок которой был сделан Толстым еще в 1868 г. Работа эта пока носила только подготовительный характер.
   Толстой обдумывал план, собирал материал, читал, главным образом русские народные сказки и былины.
   Очевидно, в это время, в связи с чтением былин, и возник у Толстого замысел написать роман, героями которого были бы люди, одаренные характерами русских богатырей.
   С. А. Толстая 14 февраля 1870 г., характеризуя душевное состояние своего мужа после окончания "Войны и мира", записывает в дневнике: "Он.... .много думал и мучительно думал, говорил часто, что у него мозг болит, что в нем происходит страшная работа; что для него все кончено, умирать пора и прочее. Потом эта мрачность прошла. Он стал читать русские сказки и былины. Навел его на это чтение замысел писать и составлять книги для детского чтения для четырех возрастов, начиная с азбуки. Сказки и былины приводили его в восторг. Былина о Даниле Ловчанине навела его на мысль написать на эту тему драму. Сказки и типы, как, например, Илья Муромец, Алеша Попович и многие другие, наводили его на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец. Он хотел в своем романе описать его образованным и очень умным человеком, происхождением мужик, и учившийся в университете. Я не сумею передать тип, о котором он говорил мне, но знаю, что он был превосходен". (1)
   В архиве Толстого сохранился черновик заметок к предполагаемому роману, в которых Толстой, с одной стороны, отмечал характеры русских богатырей, которыми он, по-видимому, думал наделить героев своего будущего романа; с другой-излагал некоторые события, рассказанные в былинах и связанные с тем или иным богатырем, придавая этим событиям современный ему смысл и объяснение. Иногда эти объяснения по смыслу трудно согласуются с содержанием былин. Однако Толстой всюду твердо следует этому содержанию и нигде не изменяет его.
   Заметки эти были сделаны Толстым, очевидно до 14 февраля 1870 г., то есть до цитированной выше записи в дневнике С. А. Толстой.
   Рукопись этих заметок представляет собой отрезок листа писчей бумаги, сложенный пополам. Исписаны карандашом три страницы. Текст трудно-читаемый. Имена богатырей и других лиц обозначены, за редкими исключениями, инициалами; слова в большинстве своем написаны сокращенно.
   Следует сказать, что при составлении своих заметок Толстой пользовался не одним каким-либо вариантом былин, а соединял несколько вариантов в одно. Толстому были известны сборники былин П. Н. Рыбникова, П. В. Киреевского и Кирши Данилова.
   К сказанному нужно добавить, что роман о русских богатырях продолжал интересовать Толстого и в дальнейшем. Почти через год после написания заметок к роману, 30 декабря 1870 г., Толстой записал в Записной книжке: "К Илье: С палатой смотрит, и отец его ненавидит. - Спрячет лицо. Всё думает. - Виденье во сне - иди". И далее: "Три брата. Иван - поэт. Кутила.... Илья с первыми товарищами: Добрыней, Данилой Ловчанином и с другими, с тремя братьями. - Илья в суде за детоубийство" (т. 48, стр. 90).
   Таким образом, замысел романа о русских богатырях не был у Толстого вызван каким-то временным, минутным увлечением, а имел серьезные основания и в течение по крайней мере года занимал его воображение.

ПРИМЕЧАНИЯ

ИЛЬЯ

   1. "Приобретение силы" - рассказ о том, как Илья Муромец, будучи до 32 лет по болезни ног лишен возможности передвигаться, вдруг получил исцеление. В одной из былин Илья получил силу от Святогора, в другой - от Иисуса Христа, в третьей - от странников, в четвертой - от калик ("Илья Муромец и Святогор богатырь", "Илья и Соловей", "Получение силы Ильей" и "Святогор и Илья").
   2. "Подвиги на пути в Киев. Снятие осады Чернигова" - здесь Толстой использует известный эпизод из былины "Илья и Соловей разбойник".
   (1) "Дневники С. А. Толстой. 1860-1891", М. 1928, стр. 30.
  
   3. "Илья и прекрасная королевична" - имеется в виду эпизод из былины "Три поездки Ильи", в котором рассказывается, как Илью заманила "премлада Королевична" и хотела убить его и как он перехитрил и сам убил ее и освободил "много сильных-могучих богатырей".
   4. "Битва с богатырем" - первоначально Толстой хотел воспользоваться эпизодом боя Ильи с своей дочерью; затем заменил его эпизодом боя Ильи с сыном ("Илья Муромец и сын","Илья и Сокольник"), оставив, однако, указание на отказ Добрыни и Алеши сражаться с богатырем-женщиной, о чем говорится в былине "Илья Муромец и дочь".
   5. "Илья и Идолище" - рассказ из одноименной былины о бое Ильи с "поганым Идолищем". Илья, на пути в Иерусалим, у Цареграда встречает калику Иванище и спрашивает его: "А всё ли в Царе-граде по-прежнему?"- "Не по-старому в Царе-граде, - отвечает Иванище, - не по-прежнему; одолели поганые татаровья, наехал есть поганый Идолище. Святые образы поколоты, поколоты, в черной грязи потоптаны, в божьих церквах коней, кормят". Илья меняется с Иванищем платьем и одетый каликою идет в Царе-град, где встречает Идолищу. Идолище, не думая, что имеет дело с самим богатырем, расспрашивает об Илье Муромце, каков он собой: велик ли, силен ли и много ли он ест и пьет; и в свою очередь хвалится, как он много может съесть и выпить. Илья смеется над ним: "У нашего у попа Ростовского была корова обжориста, много ела-пила, тут и треснула. А тебе бы, поганому, и так же быть!" - и убивает Идолище.
   Упоминания Митеньки, от которого Илья "получает известие", очевидно, связано у Толстого с именем его брата Дмитрия Николаевича Толстого, тип которого Толстой, отожествляя с былинным каликою Иванищем, по-видимому хотел использовать в своем романе. В дальнейших записях Митенька характеризуется Толстым так же как калика.
   6. "Ссорится с обществом" - очевидно, имеется в виду эпизод из былин "Ссора Ильи с Владимиром" и "Илья и Соловей", в котором говорится, как разгневанный на Владимира Илья призывает "голь кабацкую" "обирать казну княжескую".

"Добрыня"

   1. "Добрыня и Маришка" - использована былина того же названия.
   Эпизодом увлечения Добрыни женщиной легкого поведения Толстой, по-видимому, хотел воспользоваться в романе.
   2. "Борьба с Змеем" - былина "Добрыня и змей".
   3. "Добрыня женат" - былины "Добрыня и Василий Казимиров", "Добрыня в отъезде" и "Бой Добрыни. Добрыня и Алеша".
   Центральным эпизодом этих былин является стремление Алеши Поповича обманным путем завладеть женой (или невестой) Добрыни, во время его отсутствия.

"ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ"

   Сопоставление вольнолюбивого буяна и "пьяницы" новгородского богатыря Василия Буслаева и его любящей матери "честны вдовы" Амельфы (или Мамельфы) Тимофеевны, спасающей сына и ради него попадающей в суд, где ее "крепко разобидели", встречается почти во всех былинах о В. Буслаеве.

"АЛЕША ПОПОВИЧ"

   Толстой отмечает две черты в образе Алеши Поповича: "богатыря храбра" ("Алеша Попович и Тугарин") и "бабьего пересмешника" и лгуна ("Алеша Попович и сестра братьев Петровичей"). Вторую черту (в былинах позднейшую) Толстой отметил, как мы видели, и раньше - в заметках о Добрыне Никитиче.

"МИХАИЛО ПОТЫК"

   Эпизоды соблазнения богатыря Михаила Потыка (или Потока), красавца и охотника, Лебедью Белой, превратившейся в девушку, и затем измены ее с королем (или князем) и усыпления Михаилы, и спасения его Королевичной (или княжной) встречаются во всех былинах о Михаиле Потыке.

"ИВАН ГОДИНОВИЧ"

   Имеется в виду эпизод увоза Иваном Годиновичем из родительского дома дочери скупца Митрищи" Настасьи Митревны (или Марьи Митревны) и измены ее для "царского сына Федора Ивановича" (или Кащея Бессмертного) и ее убийства Иваном Годиновичем, встречающийся во всех былинах, посвященных Ивану Годиновичу.

"ДАНИЛА ЛОВЧАНИН"

   Эта запись представляет собой краткий пересказ содержания былины о богатыре и охотнике Даниле Ловчанине, убившем себя, прежде чем дружина князя Владимира убила его, с целью отнять для князя жену Данилы- Настасью Микуличну, которая в свою очередь убила себя на трупе мужа.

"ЧУРИЛА ПЛЕНКОВИЧ"

   Толстой отмечает эпизоды соблазнения Чурилой жены "старого Бермятина" Катерины Микуличны и убийства Бермятином своей жены (в большинстве былин и Чурилы), встречающиеся во всех былинах, связанных с именем Чурилы Пленковича.
   "Борьба с Дюком" - в былинах о Дюке Степановиче: состязание Чурилы в щегольстве, в быстроте езды на коне и в перескакивании через реку. В последнем состязании Чурила, как говорит сказитель, "пал середи реки", и Дюк вытащил его "за желты кудри". Возможно, что Толстой и имеет в виду этот последний эпизод, говоря, что "Дюк убивает его нравственно."
   Упоминание в данном случае под Дюком "лорда", очевидно, связано у Толстого с иностранным происхождением Дюка, которое отмечают все сказители.
  
  

"ШУТОЧНЫЕ СЦЕНЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО СПЕКТАКЛЯ"

   О работе над "Шуточными сценами" сведений не имеется. Сохранилась рукопись, написанная неизвестной детской рукой (напоминающей руку М. Л. Толстой) на 4 лл. из ученической тетради, исписанных, за исключением последнего листа, с обеих сторон, с большими исправлениями Толстого (особенно во второй половине пьесы). В верху первого листа сделана надпись карандашом рукой С. А. Толстой: "Попытки сцены шуточной для домашней игры детей (диктовано)".
   Судя по почерку Толстого, пьеса писалась в конце 1870-х или в самом начале 1880-х годов. В подтверждение того, что пьеса была написана не ранее конца 1870-х годов, служит и возраст детей - Татьяны (р. 1864) и Марии (р. 1871)-обычно являвшихся главными участниками домашних спектаклей.
   8 июля 1880 г. Толстой писал А. А. Фету: "У нас полон дом гостей. Дети затеяли спектакль, и у них шумно и весело" (т. 63, стр. 19). Об этом же спектакле писала и С. А. Толстая в своей автобиографии "Моя жизнь" (рукопись, стр. 627-629, хранится в отделе рукописей Гос. Музея Л. Н. Толстого).
   Возможно, что для этого спектакля и писалась публикуемая пьеса.
  
  

"ВЕЧЕРНИЕ ПОВЕСТИ"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

  
   О работе Толстого над "Вечерними повестями" сведений не имеется. Предположительно можно сказать, что публикуемый отрывок, судя по почерку, был написан в начале 1880-х гг., во всяком случае не ранее 1879 г., так как описываемая метель датируется Толстым 1879 г. (и потом зачеркивается).
   Повесть "Мятель", очевидно, по мысли Толстого, являлась одной из серии "Вечерних повестей", которые он думал опубликовать под фамилией Главитина. Заметки на полях тематически не связаны с написанным отрывком и, несомненно, относятся к сюжетам следующих повестей, которые Толстой намечал написать, объединив общим заглавием. Однако намерения своего Толстой не выполнил, и повесть "Мятель 12 февраля 18.. года" окончена не была.
   В архиве Толстого сохранилась рукопись публикуемого отрывка "Вечерних повестей". 3 лл. 4®. Первые 2 лл. исписаны с обеих сторон; л. 3 - лишь с лицевой стороны.
   Впервые опубликовано факсимиле первой страницы рукописи в книге "Новый сборник писем Л. Н. Толстого", изд. "Окто", М. 1912, между стр. 48-49; полностью отрывок напечатан в "Записках отдела рукописей" Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ленина, вып. 4, М. 1939, стр. 5-6.
  

"НАЧАЛО НЕИЗВЕСТНОЙ СКАЗКИ"

   О времени написания этого отрывка сведений нет. Написан он на листе из блокнота большого формата. На такой же бумаге были написаны некоторые произведения, относящимся к 1908-1909 гг. Предположительно и относим написание этого отрывка к 1908-1909 гг.
  
  

"НАЧАЛО НЕОКОНЧЕННОЙ ПЬЕСЫ"

  
   В марте-июле 1910г. Толстой работал над комедией для крестьянской молодежи в Телятинках, которая в последней редакции получила заглавие "От ней все качества".
   Текст комедии и варианты к ней см. в т. 38, стр. 216-229; там же см. историю писания комедии и описание сохранившихся рукописей.
   Судя по записям в Дневнике, Толстой 29 марта "набросал комедию" (см. т. 58, стр. 31), а 31 марта "начал писать (комед[ию]) пьесу, не пошло" (т. 58, стр. 32).
   Первый набросок комедии "От ней все качества" был сделан на листах из записной книжки (см. т. 58, стр. 165-166). Набросок носит конспективный характер, но между тем и по содержанию и по составу действующих лиц он очень напоминает комедию в ее окончательном тексте.
   Публикуемый отрывок по содержанию резко отличается от всех вариантов комедии "От ней все качества". Действующие лица в нем совсем иные, и главное лицо, прохожий, в этом наброске отсутствует. Очевидно, Толстой, начав 29 марта комедию в одном плане, решил вскоре изменить его. По-видимому, он это сделал 31 марта. В записи под этим числом Толстой не случайно, начав писать слово "комедию", зачеркнул его и заменил словом "пьесу". Возможно, что 31 марта и был написан публикуемый отрывок. Но работа дальше этого, как это видно из той же записи, не пошла; и вообще к комедии Толстой не приступал до мая того года.
   30 апреля в Ясную Поляну пришел какой-то "странный человек типа мастерового" по фамилии Кочетыгов, который бывал у Толстого и раньше в Москве; (1) 21 мая в Ясной Поляне был другой не менее "странный" человек. (2) Оба эти посетителя поразили Толстого своими рассказами и манерой говорить. Несомненно, эти посетители и послужили до известной степени прототипами прохожего в комедии и дали направление действию.
   Толстой вернулся к своему первому замыслу, а второе начало пьесы, писанное 31 марта, отбросил.
   Рукопись этого начала пьесы представляет собою автограф на 2 лл. поочтового формата, исписанных с обеих сторон.
   (1) См. А. Б. Гольденвейзер, "Вблизи Толстого", М. 1922, т. II, стр. 345; В. Ф. Булгаков, "Лев Толстой в последний год его жизни", М. 1918, стр. 177.
   (2) См. В. Ф. Булгаков, "Лев Толстой в последний год его жизни", М. 1918. стр. 211.
  

"ПРОЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА"

  
   Публикуемый черновик проекта музыкального общества в Москве, написанный Толстым, является, по-видимому, вторым вариантом проекта (первый вариант опубликован в т. 60, стр. 471-472). Написан он был, очевидно, в то же время, что и первый, то есть в конце декабря 1857 г. или в начале января 1858 г. Об устройстве в Москве музыкального общества Толстой писал В. П. Боткину 4 января 1853 г. (см. т. 60, стр. 246-250), а 5 января отметил в Дневнике: "Хлопоты о музыкальном обществе" (т. 48, стр. 3). См. также С. Л. Толстой, "Музыка в жизни Л. Н. Толстого" ("Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник", Госиздат, М.-Л. 1929, стр. 303) и Н. Д. Кашкин, "Русское музыкальное общество по личным воспоминаниям" ("Московский еженедельник" 1908, N 16, стр. 63-64).
   Сохранившаяся рукопись представляет собой автограф на 2 лл. почтовой бумаги, перегнутых вдоль листов пополам. С левой стороны написан русский текст, с правой - французский перевод, который не доведен до конца и занимает лишь правую сторону первой страницы.
   Рукопись находилась среди писем Толстого к Е. Ф. Тютчевой.
  
  

"ОБЩЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ"

  
   Публикуемый проект устава "Общества независимых" был, очевидно, составлен в конце 1860-х гг. Проект этот написан Толстым на третьей (чистой) странице письма крапивенского уездного предводителя дворянства к Толстому- от 2 июня 1868 г.
   Об организации такого общества или о переговорах Толстого с кем-либо по этому вопросу сведений не имеется.
   Впервые выдержки из проекта устава "Общества независимых" были опубликованы в книге Н. Н. Гусева "Жизнь Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой в расцвете художественного гения (1862-1877)", изд. Толстовского музея, б. г., стр. 79-80.

"ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ХРИСТИАНИНУ", "ЦАРСТВО БОЖИЕ" И "ЧЬИ МЫ?"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

  
   О работе Толстого над названными статьями сведений не имеется. Судя по содержанию их, можно предположить, что писались они в конце 1879 г., когда Толстой впервые пытался изложить свои религиозные взгляды, к которым он пришел в результате критического изучения церковного учения.
   Эти статьи явились как бы вступлением к ряду больших работ, посвященных тем же вопросам, как "Исповедь", "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?" и др.
   В Записной книжке 1879 г. Толстой занес ряд мыслей, положенных в основу упомянутых статей (см. т. 48, стр. 323-329; см. также настоящий том, стр. 198).
   Окончательной отделки эти статьи не получили. Впервые опубликованы были в т. Х "Полного собрания сочинений, запрещенных в России", изд. "Свободного слова", Christchurch, Hants, England, 1904, стр. 97-104, 105-112, 122-124).
   Рукописи статей "Царство божие" и "Чьи мы?" не сохранились. К статье "Что можно и чего нельзя делать христианину" сохранился автограф на 3 лл. 4®, исписанных, за исключением л. 3, с обеих сторон. Заглавие Толстого.
   Текст статьи "Что можно и чего нельзя делать христианину", опубликованный в издании "Свободного слова" и во всех последующих, в известной своей части не подтверждается рукописями. Во-первых, в печатном тексте введены все места, отмеченные Толстым для пропуска. Во-вторых, там, где у Толстого сделаны лишь ссылки на Евангелие в подтверждение тех или иных положений, в печатном тексте сделаны цитаты из соответствующих мест Евангелия; а в некоторых местах введены дополнительно некоторые отрывки из Евангелия, на которые в рукописи даже нет ссылок.
   Статья опубликована под заглавием: "Приложение к "Николаю Палкину", заглавие же Толстого дано как подзаголовок. Такое соединение этих двух статей не имеет никаких оснований, и его можно объяснить лишь тем, что первоначально эти статьи распространялись в рукописном виде и, очевидно, были переписаны в одной тетради.
   Все три статьи опубликованы под датой "1886 г.", что также ничем не оправдывается. По-видимому, они датированы лишь по аналогии с "Николаем Палкиным" (см. т. 26).
   В настоящем издании статья "Что можно и чего нельзя делать христианину" печатается точно по рукописи, с учетом последней авторской воли; статьи "Царство божие" и "Чьи мы?" - по первопечатному тексту.
  
  

"СОГЛАСИЕ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА"

   В конце 1887 г. по инициативе Толстого было организовано общество трезвости под названием "Согласие против пьянства". Текст листков с обязательствами вступивших в "Согласие" членов был составлен Толстым.
   В архиве Толстого сохранилось несколько таких листков, под которыми значатся подписи 744 человек.
   Текст первого листка, на котором стоит подпись Л. Н. Толстого, написан рукой Т. Л. Толстой на 1 л. писчего формата. За подписью Толстого следуют еще 16 подписей - его родственников, домашних и знакомых. Одна фамилия (О. А. Баршевой) вписана рукой Толстого; одна подпись (Н. Н. Философовой) вычеркнута.
   Впервые текст "Согласия против пьянства" был опубликован в "Известиях Общества Толстовского музея" 1911, N 3-4-5, стр. 16. Там же приведен список членов "Согласия".
  

"ЗАЧЕМ Я ЖИВУ?"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ

   О работе над статьей, условно озаглавленной по первому параграфу этой статьи, сведений не имеется. Однако можно почти с уверенностью сказать, что статья эта является одним из ранних вариантов начала работы Толстого по составлению христианского "Катехизиса", в результате которой появилась его статья "Христианское учение" (см. т. 39).
   Первые рукописи "Христианского учения", написанные в катехизической форме, то есть в форме вопросов и ответов, начинаются с вопросов, во многом напоминающих заглавия отдельных параграфов данной статьи: "Для чего бог произвел нас?", "Для чего мы живем на свете?", "В чем состоит дело божие?" и т. п.
   Первая стадия работы Толстого над "Катехизисом" протекала с апреля 1894 г. по март 1895 г. По-видимому, этим временем и следует датировать публикуемый отрывок.
   Сохранились две рукописи этой статьи. Первая - автограф, 7 лл. 4®, исписанных с обеих сторон, и 1 л. почтового формата (вставка). Рукопись эта несколько раз просматривалась Толстым и носит на себе следы больших исправлений. Вторая - копия с первой рукописи, рукой С. А. Толстой, 4 лл. 4® (переписан не весь текст первой рукописи), с пропусками, ошибками и изменениями.
  
  
  
  
  
  
   В настоящем издании статья печатается по автографу.
  

"ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ"

   "Письмо в редакцию" было написано в связи с запрещением местными властями шести гимназистам, приехавшим из Харькова в Ясную Поляну, заниматься раздачей муки голодающим крестьянам.
   С. А. Толстая 18 июня 1898 г. записала в дневнике: "Вернувшись, застала Льва Николаевича, диктующего статью газетную Тане, (1) которую, впрочем, раздумали посылать". Далее в ее дневнике изложена сущность дела, как она изложена и в письме Толстого. (2)
   Очевидно, письмо это не было послано для печати ввиду того, что оно до известной степени повторяло содержание посланного в газету "Русь" добавления к статье "Голод или не голод?" (см. т. 29, стр. 215-230 и 422-424).
   Из рукописей "Письма в редакцию" сохранилась лишь машинописная копия без поправок Толстого. По этой копии и печатается письмо в настоящем издании.
  
  
   (1) Т. Л. Толстая.
   (2) См. "Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1897-1909", изд. "Север", М. 1932, стр. 63.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

"ЧТО НУЖНЕЕ ВСЕГО ЛЮДЯМ"

   О времени писания публикуемого отрывка сведений не имеется. Судя по почерку и общему содержанию, можно отнести его к концу 1890-х и началу 1900-х гг.
   Рукопись отрывка представляет собой автограф на 2 лл. Р®. Первый лист исписан целиком с обеих сторон; на втором - три строки. По этой рукописи и печатается отрывок статьи.
  

"О СОЗНАНИИ ДУХОВНОГО НАЧАЛА"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

   5 февраля 1903 г., после месячного перерыва. Толстой, отмечая свои занятия за это время, записал в Дневнике: "Занят тоже философским изложением истинной жизни. Неужели я заблуждаюсь? Очень уж ясно я чувствую, что тут есть что-то новое и полезное" (т. 54, стр. 154).
   В письме к С. А. Толстой от 2 мая 1903 г. Толстой эти занятия над "определением жизни" называет своей "давнишней внутренней работой" (см. т. 84, стр. 363); однако вплотную он приступил к этой работе, по-видимому, лишь с января 1903 г. Записная книжка и Дневник за январь и февраль содержат ряд записей, связанных с этой работой, и мыслей на эту тему (см. записи в Записной книжке 2 января и 15 февраля и в Дневнике - 4 января, 12, 13, 19 февраля, т. 54, стр. 155-156 и 333-334), которые Толстой, очевидно, тогда же пытался развить на отдельных листах в виде связного изложения. Между тем в этом плане работа не пошла, и Толстой, исправив две копии с первого черновика, оставил эту редакцию статьи (см. описание рук., NN 1-3).
   9 марта Толстой записал в Дневнике семь пунктов определения жизни, а 14 марта внес новое определение в двенадцати пунктах (см. т. 54, стр. 158-160 и 164-167). Однако, оставшись недовольным и этим, он пометил последние три пункта "пропустить".
   В апреле - июне Толстой продолжает "обдумывать" свое определение и записывает в Дневнике отдельные мысли (см. записи 29 апреля, 27 мая, 1 и 18 июня, т. 54. стр. 169-170, 174, 176 и 179); и лишь 10 и 11 июня, в продолжение к пункту девятому определения жизни, сделанному 14 марта, вписал в Дневник еще восемь пунктов (см. там же, стр. 182-184).
   Эти семнадцать пунктов "философского определения жизни" были переписаны из Дневника Толстого М. Л. Оболенской под заглавием "О сознании" (см. рук. N 4). Толстой исправил этот список, разбив текст на восемнадцать пунктов. Очевидно, копия с этого исправленного списка и была послана В. Г. Черткову в Англию, где статья и была напечатана в периодическом сборнике "Свободное слово", Christchurch 1903, N. 7 (сентябрь и октябрь), стр. 16-18, в разделе "Мысли Л. Н. Толстого (Из неизданных источников)", под заглавием: "О сознании духовного начала". (1)
   В 1906 г. этот текст без изменений был перепечатан в брошюре: "Лев Толстой. I. О самосовершенствовании. II. О сознании духовного начала", изд. "Посредник", N 633, стр. 9-11.
   В 1906-1908? гг. Толстой вновь вернулся к этой статье и по печатному экземпляру в изд. "Посредник" внес в нее ряд исправлений и сократил количество пунктов до пятнадцати.
   В настоящем издании статья печатается по исправленному экземпляру изд. "Посредник".

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ

   1. Автограф. 2 лл. 8®. Начало: "Жизнь есть сознание отделенности". Конец: "кончается этим сознанием".
   2. Копия рук. N 1 рукой Н. Л, Оболенского с большими исправлениями и дополнениями Толстого. 2 лл. 4®. Начало: "Плотский (материальный) мир". Конец: "есть жизнь существ мира".
   3. Копия рук. N 2 рукой X. Н. Абрикосова с большими исправлениями Толстого. 4 лл. 4®. На первом листе рукой М. Л. Оболенской надписано: "О сознании. Февраль 1903". Начало: "Плотский (материальный) мир". Конец: "есть жизнь существ мира".
   4. Копия, с ошибками, рукой М. Л. Оболенской записей из Дневника Толстого: 14 марта (пп. 1-1Х), 10 июля (пп. Х-XI) и 11 июля (пп. XII-XVII), с исправлениями Толстого. 10 лл. 4®. На п. 1 -заглавие рукой М. Л. Оболенской: "О сознании". Начало: "I. Жизнь есть сознание". Конец "узнает, что он царь".
   5. Экземпляр брошюры: "Лев Толстой. I. О самосовершенствовании. II. О сознании духовного начала", изд. "Посредник", N 633, М. 1906, с исправлениями Толстого в статье "О сознании духовного начала" (стр. 9-11)
  
   (1) В печатном тексте имеются небольшие разночтения с копией М. Л. Оболенской. Очевидно, Толстой внес исправления в отосланную для печати рукопись.
  

"МОЛИТВА ("ХОЧЕТСЯ ПОМОЩИ ОТ БОГА...") "

   Судя по пометам на рукописях, эта "Молитва" была написана в мае - начале июня 1909 г. Последняя редакция датирована 9 июня.
   Сохранились следующие рукописи:
   1. Машинопись с поправками Толстого. 1 л. 4® и 2 отрезка. Начало "Хочется помощи". Конец: "и в делах".
   2. Машинописная копия рук. N 1 с поправками Толстого. 2 лл. тонкой бумаги стандартного формата. Начало: "Хочется помощи". Конец: "и желаю этого".
   3. Дубликат рук. N 2 с поправками Толстого. Начало: "Хочется помощи". Конец: "и желаю этого". В конце дата рукой Н. Н. Гусева: "Май 1909".
   4. Автограф. 1 л. 4®, исписанный с обеих сторон. Заглавие: "Молитва". Начало: "I. Хочется помощи". Конец: "свои силы".
   5. Машинописная копия рук. N 4 с поправками Толстого. 2 л. 4®. В конце рукописи дата рукой Н. Н. Гусева: "9 июня 1909". По этой рукописи печатается текст "Молитвы" в настоящем издании.
  

"ДЕТСКАЯ МОЛИТВА"

   В основу этой молитвы положены мысли, записанные сначала в Записной книжке 10 июня 1909 г. и затем переписанные в Дневник 14 июня (см. т. 57, стр. 83 и 217).
   Сохранились следующие рукописи:
   1. Автограф. 1 л. из блокнота среднего формата, исписанный с обеих сторон. Начало и конец те же, что и в окончательном тексте. Рукой Н. Н. Гусева проставлено заглавие: "Молитва для Сонечки" и дата: "11/VI-09".
   2. Машинописная копия без поправок Толстого с заглавием: "Детская молитва".
   В настоящем издании молитва печатается по рук. N 1, но с заглавием рук. N 2.
  

"МОЛИТВА ("НЕ ЗНАЮ, ДОЖИВУ ЛИ...")"

   Сохранились следующие рукописи этой молитвы:
   1. Автограф. 2 лл. из блокнота среднего формата. Текст л. 1 зачеркнут. Начало: "Не знаю и не могу знать". Конец: "свои силы". На л. 2 написан новый текст. Начало и конец те же, что и на л. 1.
   2. Машинописная копия с л. 2 рук. N 1 с исправлениями Толстого. Под текстом дата рукой Н, Н. Гусева: "17 июня 09". По этой рукописи молитва и печатается в настоящем издании.
  

"МОЛИТВА ("ЕСЛИ Я В ЛЮБВИ...")"

  
   Эта молитва в первой редакции записана в Дневнике Толстого 18 июня 1909 г. (см. т. 57, стр. 85). Из Дневника она была скопирована на машинке на небольшом отрезке листа) и исправлена Толстым.
   В этом исправленном виде она и печатается в настоящем томе.
  

"МОЛИТВА ("ПО УТРАМ...")"

   Первая редакция этой молитвы записана в Дневнике Толстого 5 июня 1909 г. (см. т. 57, стр. 79). Очевидно, вскоре Толстой набросал на отдельном листе (отрезке) молитву в другой редакции. С черновика была снята машинописная копия. Просматривая ее, Толстой перечеркнул текст и начал новый: "Когда один, думать о том, чтобы". Однако продолжать не стал.
  
  

"НЕ УБИЙ"

   Запись сделана на первых трех листах (с одной стороны) альбома ташкентской вегетарианской столовой "Безубойное питание". Альбом этот был прислан Толстому Ю. О. Якубовским. Впервые опубликовано в сборнике "Вегетарианская библиотека. В защиту жизни", изд. "Посредник", М. 1913, стр. 5-6.
  

"ИЗРЕЧЕНИЯ"

  
   Первое изречение было написано Толстым для "Центральной школьной матицы" (чешской). В 1938 г. оригинал этого изречения, написанный на бланке "Центральной школьной матицы", находился в частной библиотеке адвоката Реслера в Праге. Печатается по фотокопии. Опубликовано в "Летописях Государственного Литературного музея", кн. 2, М. 1938, стр. 17.
   Автограф второго изречения, очевидно, был написан Толстым для какого-то определенного лица, которое в автографе не указано. Весьма вероятно, что этим лицом был драматический артист Павел Николаевич Орленев, бывший в Ясной Поляне 8 июня 1910 г. Опубликовано также в "Летописях Государственного Литературного музея", кн. 2, М. 1938, стр. 17.
  
  

"КАЗАКИ"

  
   Публикуемые отрывки представляют собой черновые варианты отдельных глав первых редакций повести "Казаки", по времени написания относящиеся: 1) "Терская линия" - к 1853-1855 гг. и 2) "Письмо офицера" - к 1857-1858 гг.
   Впервые опубликованы в "Литературном наследстве" П. А. Журовым в N 35-36, М. 1939, стр. 276-284.

"О ЖИЗНИ"

  
   Публикуемый отрывок о самоубийстве представляет собою черновое начало гл. 11 шестой редакции трактата Толстого "О жизни". Глава эта была исключена автором при дальнейшей обработке трактата.
   Редактору трактата "О жизни", напечатанного в т. 26 настоящего издания, А. И. Никифорову рукопись эта была неизвестна и поэтому при публикации вариантов гл. 11 (см. т. 26, стр. 608-612) не была учтена.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Текст публикуемого черновика гл. 11 написан Толстым на 1 Л. F® с одной стороны. Верхний левый угол листа оторван. Текст несколько поврежден.
  

"РАБСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

  
   Публикуемый отрывок представляет собой первую редакцию статьи "Рабство нашего времени", начатую с заглавием "Самый дешевый товар". Написан был этот отрывок в конце декабря 1899 г. Подробнее об этом см. в т. 34, стр. 563-567.
  

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ И ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИСТАХ 1877-1909 гг.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1903-1904 гг.

  
   Книжка - в сером коленкоровом переплете с оттиснутой на нем надписью: "0152. Записная книжка на каждый ден

Другие авторы
  • Воскресенский Григорий Александрович
  • Журавская Зинаида Николаевна
  • Крыжановская Вера Ивановна
  • Симонов Павел Евгеньевич
  • Лисянский Юрий Фёдорович
  • Клычков Сергей Антонович
  • Немирович-Данченко Владимир Иванович
  • Лякидэ Ананий Гаврилович
  • Мельников-Печерский Павел Иванович
  • Слепушкин Федор Никифорович
  • Другие произведения
  • Короленко Владимир Галактионович - В дурном обществе
  • Желиховская Вера Петровна - Сон в руку
  • Суворин Алексей Сергеевич - О покойном
  • Неизвестные Авторы - Слово о погибели Рускыя земли
  • Щеголев Павел Елисеевич - Любовный быт пушкинской эпохи
  • Фукс Георг - Революция театра: История Мюнхенского Художественного театра
  • Дан Феликс - Аттила
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - (Статьи о Пушкине)
  • Вяземский Петр Андреевич - Отрывок из письма к А. И. Готовцевой
  • Воровский Вацлав Вацлавович - О "буржуазности" модернистов
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 482 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа