Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 90, Полное собрание сочинений, Страница 9

Толстой Лев Николаевич - Том 90, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

12.
   (7) Ср. Дневник 2 февраля 1904 г. (1), т. 55, стр. 12.
   (8) Ср. Дневник 19 февраля 1904 а. (1), т. 55, стр. 14.
   (9) Ср. Дневник 23 февраля 1904 г. (1), т. 55, стр. 14-16.
  
  

23 февраля 1903 г. Записная книжка 1903-1904 гг.

   Я есмь одно цельное, составленное из меня, прошедшего через время.(1)
  
   К войне:
   Но это когда-то будет? -
   <Когда бы ни было>, это одно средство. Но когда-то будет. Но если одно, то надо делать то, что приближает к нему, а не то, что отдаляет.
  
   Всё великое просто, естественно, незаметно, то, что должно быть.(2)
  
   Свобода не насил[ие]. (3)
   В пробуждении складываются воедино сновидения. (4)
   Мы всегда на границе смерти, т. е. такого переворота, значения к[оторого] мы даже представить себе не можем. (5)
   Этюд о гипнозе. (6)
  
   Когда нет отношения к вечному и обязанностей к нему, то есть только отношения между людьми - выгода индивидуальная или народная, общественная, к[оторой] в сущности и н[ет].
   Да [2 неразобр.).
   Отчего это? От того, что в нашем обществе нет религии. А без религии жизнь не может не быть уродлива и несчастна. (7)
   Иван Матвеев Куркин.
   Селезневск[ий] в д[еревню] Озерки.
  
   Способные люди без своих мыслей, без сердца.
  
   Дневник княгини Метерних.
   (1) Ср. Дневник 23 февраля 1904 г. (1), т. 55, стр. 15.
   (2) Ср. Дневник 27 февраля 1904 е. (4), т. 55. стр. 17.
   (3) Ср. Дневник 10 марта 1904 г. (1), т. 55, стр. 19.
   (4) Ср. Дневник 10 марта 1904 г. (4), т. 55, стр. 1У.
   (5) Ср. Дневник 29 марта 1904 г. (2), т. 55, стр. 23.
   (6) Ср. Дневник 29 марта 1904 г. (10), т. 55, стр. 26.
   (7) Ср. Дневник 3 мая 1904 г. (1), т. 55, стр. 42.
  

Записная книжка 1903-1904 гг.

  28 июля 1903 г.

  
   Alex. Feod. Kaiserin von
   Russland. Grimm.

[1903]

Июнь 10.

  
   Здоровье портится. Писал Николая, обдумывал три вещи: 1) Беса, взывающего к Иисусу, 2) Кто я теперь, 3) В сборник - бал и сквозь строй.(1)
   Нынче вспомнил [1 неразобр.] безносую пару в [1 неразобр.].
  

Июль 8.

  
   Жара. Слабость несколько дней. А (2) желудок хорош. Ничего не писал последнее время.

Июль 27.

   Упал на теннисе.

Июль 28.

  
   Последствий падения, кажется, нет. Pas encore pour cette fois. (3)Поправлял сказки.
  
   (1) Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (1-3), т. 54, стр. 178.
   (2) Зачеркнуто: здоров[ье]
   (3) [Нет еще на этот раз.]
  

* ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г.

   И люди перестанут (1) видеть то, что им казалось, что они видели, (2) а увидят то, [что] действительно есть. Перестанут видеть (3) служение отечеству, военное геройство, самоотвержение войны, патриотизм, а увидят (4) голую в преступность, позорное дело убийства, к[оторое], чтобы скрыть его преступность, называется войной, а не [1 неразобр.). Но как же жить без [1 неразобр.) <войска?>, т. е. как жить разумным, добрым существам без организованного убийства. Думаю, что, как ни сложится жизнь этих существ без признания обязательным убийства друг друга, она сложится лучше, чем при признании убийства обязательным и нужным для каждого человека.
   Вот всё, что я хотел сказать. Оч[ень] буду жалеть, если то, что я сказал, огорчит и оскорбит кого-либо. Но мне 81 лет[нему] старику, всякую минуту ожидающему смерти, нельзя было не сказать ту истину, к[отор]ую я вижу так же ясно, как вижу всех вас, истину, к[отор]ая может и должна избавить человечество от неисчислимых, претерпеваемых им и матерьяльных и духовных бедствий.
   Всё это я высказал по отношению к Гусеву и ко мне, говорил, мож[ет] б[ыть], не спокойно, не добро, слишком резко; может б[ыть], оскорбил, огорчил кого. Если это так, то от всей души прошу простить меня, (6) но я чувствую необходимость сказать и то, что я думаю и чувствую о тех людях, к[оторые], от высших до низших, совершают такие дела. Мы знаем, что совершалось и совершается эти последние года в России. Совершаются не одни высылки, ссылки, заточения, совершаются такие дела, про
   (1) Написало поверх зачеркнутого: увидят то признание, то ч[то]
   (2) Зачеркнуто: и перестанут видеть то, что скрыва[ло] от них истину.
   (3) Зач.: патриотизм, (военное) геройство войны
   (4) Зач.: то, что есть.
   (5) В подлиннике: голое
   (6) Со слова: говорил и до знака сноски обведено чертой с пометой:
   пропустить.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 Г.

  
  ОКТЯБРЬ

  
   к[оторые] страшно и не хочется говорить. И вот по случаю этих дел мне и хочется сказать, как мне ни жаль всех тех тысяч людей, ссылаемых, мучаемых, (1) лишаемых жизни ради воображаемого успокоения, я помню, что, кто делает эти дела, -такие же люди, наши братья, братья те[х], кого они мучают, и мне жаль их (истин[но] от всей души говорю), гораздо больше жаль их, чем тех, кто страдает от них, как бы покойно и приятно ни б[ыло] их телам, как бы ни одобряли, ни восхваляли их такие же, как они, люди, как бы сами они ни уверяли себя, что они делают то, ч[то] делают, для блага людей; они в глубине души знают, что это неправда, знают, что они затворили на себя дверь от всех истинных человеческих радостей жизни, знают, что огром[ное] большинство людей ненавидит и презирает их и что потомство будет вспоминать о них с омерзением, в лучшем случае - только с презрительным состраданием, знают, глав[ное], то, ч[то] они делают самое дурное, для самих себя - губят одно, что есть драгоценного для людей, - губят свои души.
   Вот этим-то жалк[им] людям мне хочется передать то, что я думаю и чувствую о них, хочется сказать им: подумайте о том, на что вы тратите данные вам богом силы телесные и духовные, загляните себе в душу, пожалейте себя.
  
   Вы делаете прекрасное дело. Пьянство великое зло. Но есть другое дело, дело общее.
  
   То, что называется наукой, может быть или самым вредным дел[ом] в жизни, или самым пустым, или самым важным делом, к[аким] только может заниматься человек. Самым вредным она будет тогда, когда под видом истины преподает ложь (к несчастью, в наше время это часто бывает), самым пустым занятием, когда преподаются ни на что не нужные, только забивающие головы учеников [предметы] (и это еще более часто происходит , в наше время). И самым важным делом на свете наука делается тогда, когда она учит детей и людей вообще прожить наилучшим образом, т. е. наиболее нравственно, исполняя (2) свое назначение в мире, свою длинную или короткую жизнь.
  
  
   Отбросим же и вредные и пустые науки и все си[лы] положим на изучение одной истинной и важной.
   (1) Зачеркнуто: развращаемых
   (2) Зач.: не для себя одн[ого]
  
  

* ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

1877-1880

   [Л. 1.] Пословица.
   Без отца матери вырастет, а без божьей милости не вырастет.
  
   1713. Дарья Веденикт[овна]
   крест.
   Серафим Саровский
   Разве в него влезешь
  
   [Л. 2.] Стала отложено тело. Стала душа отряхать с себя бренную плоть. Вылуплялась душа из тела.
   [Л. 3.] В Городне, в Ясной. -
   Самые бедные - дожили в избе дотла. Им и переселяться. - Анисимов Я. П., Герасим[ов] Ефим Гор[деевич]. Петр Тихонов [1 неразобр.)
   Ефрем. Оптина. Тихон под Калугой, Пафнутий (Боровск[ий]). Саввы. Звенигород. Нов[ый] Иерусалим]. Харьков. Сергию. Чернигов.
  
   [Л. 4.] Божеств[енность] учения - в учении, а не в том, что оно от бога.
   Данила Игу[мен], мона[х] Трифон. Кор. Обал (1)
  
   [Л. 5.] Я даже увидал, ч[то] все мы больные в исключительных условиях вне труда. -
  
   [Л. 6.] 10 июля. Мужик молодой. Лето на работе не спит[?] Меня силой [2 неразобр.) От без[делья] озорничает, сам не знает.
  
   (1) Листок оборван.

Записи на отдельных листах

   1877-1880 гг.

   В остроге огни [1 неразобр.]. Баба идет домой: у меня за любовь [?] миленькой. Сгребла. Пастух ходит по дворам, подпасок, баба из двора.
   Рази и побывать еще [?]
   Без руки. Попал в молотилку.
  
   14 июня. Разделение труда потому ложное начало, что человек лишается возможности, делая зло, покаяться. При разделении же труда один человек всю жизнь молится, другой всю жизнь тешит дьявола - плясун, песенник, блудильницы, содержатель.
   18 июля. Ночь. Раст[ается] [?] сел и едет по жел[езной] дороге - газ - говор - табак - вино - она - (стонет) млеет [?] и ужасается - одна в молодом лесу, в лугу, роса, луна.
   Он, как докучную муху отгоняет воспоминания и призывает.
   13 авг[уста]. Баба от печи - красная рожа.
   15 авг[уста). Странник желает умереть в Киеве. Настроено больниц [?].
  
   [Л. 7.] Темы - свое кое-что.(1) Рылянин толстомордый, пьяный, самоуверенный похабник.
  
  
  
  
   Монахи: 1) Солдат черниговский - высокий блондин, статный, кроткий, 2) солдат коротыш, силач, херсонский, кудряш, 3) солдат калужск[ий] - черный, задумчивый. Ходил в Черногорию. 4) Вотяк постник, кроток, тихий, прочный огонь.
  
   25 июня. Покос. В самый жар в обед свиданье в лесу. Покос. - Голубок пестрый спустился пить в луже. Узник из ок[на] глядит.
   Убирают сено: мечут стог там [?] увязывают воз. Прямые ворот[а]. Штаны навыпуск, жилет[ка]-неумело, но весело распутно. Дождик. Пережидаю[т] в сарае. Мужик пощелкивает языком. Денечка на два покоса не управились.
   (2) <Кого> А есть ли охота осудит (3)
   1) нельзя ли (4)
   Сидят все в каморе и судьи, слышно как перо подрагивает по лист[у] [?]
   (1) Написано над зачеркнутым: кое-какие
   (2) Одно слово (может быть, дата) стерто.
   (3) Далее стерто несколько слов.
   (4) Далее стерлось девять с половиной строк.
  

1879-1880 гг.

  Записи на отдельных листах

   1) Жена: а) нечестно - брюх[атая], 6) не... (1) любовь потеряна, с) жалко; 2) сты[дно] а) перед же[ной], перед д[етьми] п[еред] л[юдьми]; 3)...ность, (2) а) фрянка, b) муж, отец, с) погряз в пороке.

1879-1880

   [Л. 8.] Что-то странное: я ищу успокоение своей душе, а мне говорят: вот успокоение др[угих] душ. Я ищу отношен[ие] мое к б[огу], мне говорят: вот наше отношение к б[огу], и ты должен принять его. Я ищу той жизни, дел, к[оторые] меня бы удовлетворили, а мне говорят: вот дела, к[оторые] нас удовлетворяют. Я нахожу то отношение к б[огу], то успокоение, те дела, к[оторые] удовлетворяют меня и к[оторые] я нахожу в др[угих], мне говорят: нет, ты должен так выразить это отношение, как мы. Те выражали как мы. (И правда, они - те выражали, но, пожал[уй], почему и я - п[отому] ч[то] спорить грех, но не могли соглашаться.) Да кто же эти они? Жрецы - слуги дьявола.
  
   Мало того, я читаю Ев[ангелие], я понимаю всё. Всё ясно, я со всем согласен. Нет. Не смей понимать по-своему. Я сердцем чувствую и не хочу формулировать. Они говорят: формулируй, как мы. Да идите вы к отцу своему дьяволу. Вы хулители на св[ятого [дух[а].
  
   [Л. 9.] Вера есть знание жизни - как жить?
   Веры все знают. Не суеверие. Они знают, что хотят. Всякий ученый о мире наде[ется] [?] знать.
   Веры все знают - хо[дить] свечи ставить. Стало быть, и [1 неразобр.) знает. Что же[?] Иверская. Причастие. Хоть отталикивает, но знаю, что зачем. -
   Хочу даже допустить поста[вить] свечи, потому что чутье, воспоминание и на[ука] говорят, что правда любовь, унижение и т. д. Нет, анафема и эвхар[истия].
   Так постоите, посмотрите.
   Учен[ие] богословия - не за что ухватиться.
   (1) Одно слово стерлось.
   (2) Начало слова стерлось.
  

Записи на отдельных листах 1879-1880 гг.

   Ученые исследователи любят говорить о себе [несколько слов стерлось], п[отому] веры выйти не может. Остается взять в истор[ии] Нов[ого] Зав[ета]. -
   Как не верить, что должно что-нибудь выдти из того, что делаешь.
   [Л. 10.] И я вспомнил, ч[то] и я верил в ж... ..... да.(1) Но ее нет давно. Посмотрим, не ошибся ли я [2 неразобр.]. Может б[ыть] я не вник, не так понял ее. - Разум без веры привел меня к отрицанию всего и разума: ибо если разум только и есть, то он и должен объяснить. Но деваться некуда. Меня тянут, привлекают верующие. Признаюсь, я стал делать, что они. Но не мог не истинное делать. Фарисейство. Требования стали [4 неразобр.) и что ж? Чудо [1 неразобр.). Чудо. (2)
  
   Что будет: как зерно горчичное - кажется ничто, а только не судите, не (3) благодетельствуйте, спасайте только душу.
  
   Заповедь малейшая: любит[е] друг друга.
   И кто эту (малейшую) кратчайшую заповедь соблюдет и исполнит, тот в ц[арстве] б[ожием]. А кто одну малую не исполнит...
   В ней всё: люби бога и ближн[его].
  
   Я пришел не нарушить, но исполнить.
   18. Ибо уверяю вас, как земля не прейдет, так не прейдет ничто, если исполнит мою малую запов[едь].
  
   [Л. 11.] Молитва.
   1) Вопр[ос]. Зачем молиться? Б[ог] не может исполнить противное его закону.
   2) Вопр[ос]. Я прошу, как же б[ог] не исполняет моей молитвы?
  
  
  
  
  
   .
   Отв(ет] 1) и 2). Б[ог] сотворил так мир, что всё возможно. А если тебе кажется, что б[ог] не исполняет, то это по времени. А для б[ога] времени нет. Он исполнит, но тебе только кажется, что не скоро, или нет, п[отому] ч[то] для тебя всё представляется во времени. А всё благое для тебя он исполнит. Зло же он не хочет исполнить никогда.
   (1) Два слова стерлись.
   (2) Далее две строки отерлись.
   (3) Зачеркнуто: делайте
  

1879-1880 гг.

  Записи на отдельных листах

   Фарар.
   [Л. 12.] 1) (Как невод, кого зацепит.
   Как семя горчюпное. Мало, но
   2) Как закваска. Основа всего.
   6) (1) Как горчишное с[емя] увеличится.
   5) (2) И не заметишь как.
   6 (3) И оно дорого, как жемчужина. Всё продал.
   4) И его не видать, но надо верить.
   7) И всё выбрасывали, чтоб его принять:
   8) Притча о хозяине, стерег[ущем] дом, о слугах, жд[ущих] хозяина, о управителе. Надо готовиться жизнью для принятия царства.
   9) О смоковнице. Можно подождать, но срубить тоже.
   10) Притча. Зав. на брак. Л. 20.1-19. Л. 24. Надо слушать не пренебр[ег]ать - тоже.
   11) а) О винограднике и плате.
  
  б) о погибшей драхме, овце, блудном сыне. Справедливости нет у б[ога], а есть любовь. Всем равно.
   (12) Пр[итча] о господине отъезжающем. Бог оставил мир с сыном человеческ[им] и дал каждому таланты. Л. 19, 11-28.
   13) Пр[итча] о слугах и убитом сыне. Бог распределяет.
   К притче о плевелах.
   14) Притча о девах: готовиться делала к принятию сына.
   15) Ветвь виноград[ная]. Плевелы. Иоан. 13.
   16) Притча о разделении] добр[ых] от злых по милосердию.
   Главный признак ц[арства] б[ожия] - любовь и милосерд[ие].
   Л. 21, 5-38).
  
   <Совет фарисею. Две заповеди. К проповеди.
   Обличение фарис[еев] [?]. Л. 20, 20-47. К обличению.
   Жертва вдовы. Милостыней - заслугу только личную. Л. 21, 1-4.
   Разрушен[ие] храм[а]. К обличению.
   Притча о девах. Готовиться к спасению.
   (1) Исправлено из: 3).
   (2) Исправлено иа: 4).
   (3) Исправлено из: 5).
  

Записи на отдельных листах

  1879-1886 гг.

   Пр[итча] о талантах. Б[ог] распределяет?] ц[арство) б[ожие].
   Пр[итча] о раздел[ении] добр[ых] от злых за то, что жалели. (к проповеди - плачущие). Л. 21, 5-38.
   Ветвь винограда. Иоа[н.] 13. Плевелы.]
  
   Для чего воскресение, как чудо и подтверждение, когда всё учение установило перманентное чудо существования божестве [н-ного] начала - абсолютного на земле в человеке?
  
   [Л. 13.] Христианские правительство = теплый лед. -
   Филарет - о государстве. Что государство? Или Хр[истос] не догадался сказать о нем.
   Добро оно или зло, б[ог] или дьяв[ол].
  
   Соф[ья] Андр[еевна] говорит: Ну как же церкви не нужно. В чем же будет вера? Как молиться мужикам?
   Признаки - догматы веры? Догматы веры Христ[овой] известны, но никто им не следует - их затирают, выставляя догматы веры требожной с богородицами и святыми.
   Догматы веры Христа.
   Отрицательные (как 2-я заповедь) -
   1) Внешнего богопочитания нет - это фарисейство. Тексты. Храм уничтожить. Поклоняться др[уг] др[угу] и делом.
   2) Постов, лишений - очищений, (Зачеркнуто: исключений) удаления от людей - нет.
   3) Учителей нет.
   Положительные -
   1) Не убий, не противься злу, подставь щеку -значит: не воюй, не ограждай себя, не отмщай.
   2) Не суди, не наказывай (Зач: не учи) - прощай 70 Х 70.
   3) Не отказывай просящему, не собирай именья.
   4) Не думай о завтрашнем дне, если дума эта может помешать делу нынешнего дня.
   [Л. 14.] 5) Не величайся. Унижайся: мой нож, чисти нужники.
   6) Не прелюбодействуй. Не смотри на чужих жен и на зрелища и не устрояй этих зрелищ.
   7) Твори милостыню тайно.
  
  

1879-1880 гг.

  Записи на отдельных листах

   8) Никого не ненавидь. Всех люби или хоть жалей.
   9) Только о своей душе помни.
   Стундисты, молоканы? Да, но у них Ветхий Завет, требожие, послания. Но они ближе всех к Хр[исту].
   Бога никто же не видел - однородный сын во мне и во всех явил. Этого-то явленного в человеке бога одного надо чтить (в духе и делами). На самом деле это надо хорошенько помнить, то, что только один этот вид б[ога] явлен и этот один мы можем чтить. Всякое другое богопочитание как бы не спутало нас.
   Стал объяснять ответы.
   1) В науке двояко получается: 0:0 =0. Разум. (Написано над зачеркнутым: Но где-то есть ответ. Только они глупы.)
   Сам с собою по чувству.
   2) Ищу бога. То не согласен разумом, то нет его.
   3) Опытом вижу, живут ответами - наблюдаю, сливаюсь.
  
   [Л. 15.] 1) Пришел показать сына божия. Что есть бог и сын. В н[ачале] б[ыло] сл[ово].
   2) Он проповедовал ц[арство] б[ожие] и перемену [ 1 неразобр.] духа для того, ч[тобы] войти в н[его].
   3) В чем перемена внутренняя. Никодим. Силою берется.
   4) В чем перемена внешняя. Проповедь на горе. Жизнь настоящая вне пространства.
   5) Что же такое ц[арство] н[ебесное]. Оно не храм, не пост - ничто из отношения к людям. Обличен[ие] фарисеев. И нет середины.
   6) Оно духовное. Самарянка. Я творю волю отца. Притчи. Пища.
   7) Как оно придет. Как молния внутри вас. Притчи.
   8) Что от него будет? Не зло. Как птицы н[ебесные].
   9) Вечная жизнь. Единение меня накормит и любовь, и будет легко бремя.
   10) Если и это неясно, то вот вам моя жизнь: а) пост; б) некуда голен[и] прекло[нить], в) бросил семью, г) обличал и помогал, д) пострадал и е) и тем показал, что ваш порядок жизни - космос - зло.
   [Л. 16.] Бог не мог сотворить людей такими, чтобы они грызлись и были несчастны, сознавая свое несчастье.
   Он сотворил их такими, что им приятнее всего любить друг друга, и, зная это, они были бы счастливы.
   Они знали это, но забыли. Христос напомнил им это.
   Денисова - волость. Тульск.
   Митюшина. Финеровы.
   Не дают билетов. Землю отняли.

* ЛИСТОК ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1905 г.

   Воинск[ому] начальнику].
   Фома Иванов Новиков - жена и 5 детей: 14, 9, 8, 5, 2. Просит, чтобы освободить.
   Крапив[енская] земс[кая] упр[ава].
   В сентябре он ушел в больницу и ему не выдавали с сент[ября] по апрель.
  
   Я только начат оболван[ен].(1)
   Без религии-живот[ное].(2)
   Сначала для себя, потом для славы людской (массы), потом для славы (из) лучших, потом для себя - совести, бога. (3)
   Духовное и материальное - коромысло весов.(4)
  
   Память, ее работа. Настоящая жизнь в воспоминании. (5)
   Сознание останавливает движение, т. е. иллюзию. (6)
  
   (1) Ср. Дневник 6 июня 1906 г. (1), т. 55, стр. 144.
   (2) Ср. Дневник 6 июня 1906 г. (2), т. 55, стр. 144.
   (3) Ср. Дневник 21 апреля 1905 е. (3), т. 55, стр. 135.
   (4) Ср. Дневник 21 апреля 1905 г. (4), т. 55, стр. 135-136.
   (5) Ср. Дневник 21 апреля 1905 г. (5), т. 55, стр. 136.
   (6) Ср. Дневник 21 апреля 1905 г. (8-16), т. 55, стр. 136-137.
  

* ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.

   4 с[ентября). 1) Человек весь в грязи и не лезет из нее, а других учит, как им очищаться.
  
   2) Faites ce que je dis, mais ne pas ce que je fais.(1)
  
   3) Заставлять силой людей (2) переставать делать худое, всё равно ч[то] запрудить реку и радоваться, что река на время мелеет.(3)
  
   Можно насилием на время заглушить му[дрость] божию и в себе и в других, но добра нельзя сделать насилием.
  
   4) Отчего револю[ции] и жестокос[ть] их - оттого, что насилие властвующих учит (4) суевер[ию] устройства насилием.(5)
  
   6) Только тот, к[отор]ый не верит в бога, может верить в то, что насилием можно заставить человека делать не то, ч[то) он хочет. (6)
  
   7) Суеверие устройства насил[ием] тем ужасно, ч[то] оно преемственно. (7)
  
   8) Если человек верит в бога в себе и людях, он не может насилием устраивать жизнь люд[ей]. (8)
   (1) [Делай, что я говорю, но не то, что я делаю.] Ср. "На каждый день", 16 мая, 2, т. 43, стр. 270.
   (2) Зачеркнуто: жить
   (3) Ср. "На каждый день", 16 мая, 2, т. 43, стр. 270.
   (4) Зачеркнуто: глупости
   (5) Ср. ".На каждый день", 16 мая, 5, т. 43, стр. 870-271.
   (6) Ср. "На каждый день", 16 июня, 1, т. 43, стр. 330.
   (7) Ср. "На каждый день", 16 июня, 2, т. 43, стр. 330-331.
   (8) Ср. "На каждый день", 17 июня, 2, т. 43, стр. 338.
  

4 СЕНТЯБРЯ

  
  ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 Г.

   9) Как только устраивать жизнь других насилием, непременно устраивать ее для своей выгоды. (1)
   10) Устроить всегда сначала только оправдание, а потом уж выставляется цель.(2)
   11) Только освободись люди от суеверия устройства, и государство станет невозможностью. (3)
   12) Была бы любовь, не могло бы быть государственного насилия. Не было бы государственного насилия, была бы любовь. (4)
   13) Главный соблазн устроительства в том, ч[то], будучи поставлено выше всех законов, он освобождается от (5) личного совершенствования.
   14) Если бы был поставлен вопрос, как сделать так, чтоб человек совершенно освободил себя от нравственной ответственности? то нельзя придумать другого средства, как суеверие о том, ч[то] человек может силою устраивать жизнь других людей.(7)
   15) Суевер[ие] это тем ужа[сно], что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.(8)
   16) Хуже всего то, ч[то] это суеверие требует заглушения или извращения нравственного закона.
   17) Отчего так извращено христианство и все веры, отчего так пала нравственность? Одна причина: вера в благодетельность насильнического устройства.
   18) Суеверие это, как всякое суеверие, делает то, что то, во ч[то] верят, уже считается не подлежащим обсуждению. Так в государ[стве] говорят о свободе, не позволяя себе касаться вопроса государственного] устройства.
   (1) Ср. "На каждый деньи, 16 ноября, 9, т. 44, стр. 290.
   (2) Ср. "На каждый день", 15 сентября, 6, т. 44, стр. 157.
   (3) Ср. "На каждый день", 15 сентября, 8, т. 44, стр. 168.
   (4) Ср. "На каждый день", 15 сентября, 9, т. 44, стр. 188.
   (5) Зачеркнуто: внутреннего
   (6) Ср. "На каждый Зень", 16 декабря, 9, т. 44, стр. 366.
   (7) Ср. "На каждый день", 16 августа, 6, т. 44, стр. 99.
   (8) Ср. "На каждый день", 17 февраля, 10, т. 43, стр. 91.
  
   19) Смерт[ные] каз[ни], война признаю[тся] необходимыми людьми, не могущими перенести мысль об мучительстве животных. Как это могло случиться? Одно средство - суеве[рие] устройства.(1)
   20) Суеверия разрушают только страдания мучеников за правду. Так и в разрушении суеверия устроительства они могут, должны быть и есть. Но как ни страшны и жалки их страдания - их страдания 1/1000 тех, к[оторые] вызывают суеверия.
   21) Не револю[ции], не союзы, не трактаты, не социалисты спасут людей от их главных бед государственного суеверия, а только признание суеверия суеверием и потому освобождение от него.
   22) Про какое ни подумайте матерьяльное бедствие людей нашего времени, поищите его корни: оно в суеверии государственного устройства.(2)
   23) Как много нужно для разрушения государственного устройства извне и как мало изнутри. Только признание суеверия суеверием.(3)
   24) Всякое суеверие разрушается истинной верой. То же и с суеверием государственного устройства.(4)
   25) Как, казалось бы, трудно думать, что оттого, что я выпью вина и хлеба, я получу святость, а люди верят. Но еще страннее думать, ч[то], если я заставлю людей (6) под страхом насилия исполнять то, ч[то] я хочу, то они станут луч[ше], но люди верят и в это.
   (1) Ср. "На каждый день", 16 августа, 2, т. 44, стр. 98.
   (2) Ср. "На каждый день", 16 декабря, 6, т. 44, стр. 356.
   (3) Ср. "На каждый день", 16 декабря, 7, т. 44, стр. 355.
   (4) Ср. "На каждый день", 15 сентября, 7, т. 44, стр. 158.
   (5) Зачеркнуто: притворяться, ч(то] они не хот[ят] добр. то
  

6 СЕНТЯБРЯ

  
   ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 Г.

   26) Заставить людей силой делать то, ч[то] мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.(1)
  
   Всякий человек знает, что всякое насилие зло. И вот, чтобы отучить людей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, ч[то] мы - люди, требующие к себе высш[его] уважения, - делаем для этой цели самые ужасные насилия: тюрьмы, казни.(3)
  
   27) Человек, совершающий насилие, менее свободен, чем тот, к[оторый] терпит его.(3)
  
   5 с[ентября]. Всё дело в том, чтобы переделать любовь к себе в любовь к богу, ко вс[ему].
  
   Если бы в человеке не было любви, не к себе, а ко всему, он бы был хуже скот[ины].
  
   Ты говоришь: я не могу любить всех. Да ты попробуй. Скажи себе, что это можно. Всем
  
   Если жизнь в настоящем, то какая же смерть? Умирая, я в том же положении, как и в продолжение всей жизни.
  
   6 сент[ября]. 1) Как ни странны суеверия о том, что есть люди, к[оторым] бог открыл всё (4) о жизни в этом мире и о невидимом мире после смерти, или о том, ч[то] для блага людей им нужно как можно больше подробностей о вещественном мире и об его происхождении и о том, ч[то] с ним будет, или о том, что людям нельзя иначе жить, как только разделяясь на разные государства, т. е. что для их блага им необходимо выделяться с одной частью людей от всех остальных и враждовать со всеми остальными, и для этой цели нести самые тяжелые лишения, - как ни странны все эти суеверия, едва ли не страннее их всех то, по которому люди, не могущие знать каждый про себя, что с ним будет в каждый будущий год, день, час, верят, что они могут знать, что (Зачеркнуто: с ними будет) если они, многие, сойдутся вместе, [то, что] с ними будет в будущем, и, ради этого воображаемого будущего, несут величайшие лишения, бедствия и совершают величайшие преступления.
  
   (1) Ср. "На каждый день", 16 октября, 6, т.. 44, стр. 222.
   (2) Ср. "Да каждый день", 16 октября, 7, т. 44, стр. 222.
   (3) Ср. "На каждый день*, 16 октября, 8, т. 44, стр. 222.
   (4) Зачеркнуто: что нужно знать людям
  
   2) Ты говоришь, что если мы все поступим так - перебьем всех революционеров или всех властителей и установим такие или такие законы, то всё будет прекрасно. Но ведь когда ты устраиваешь одну свою жизнь, жизнь твоя никогда не складывается так, как ты хотел; а ты б[ыл] властен в ней, как же ты хочешь устроить жизнь тысяч, миллионов людей, к[оторые] все живут по своей, а не по твоей воле?
   3) Ты устраиваешь жизнь людей силою, потому силою, ч[то] есть много и много людей, иногда и большинство людей, к[оторые] считают твое устройство ложным, дурным, как же ты можешь надеяться, что оно удержится? А для установления этого устройства ты губишь счастье людей и свою душу.
   4) Понятно, ч[то] есть люди, к[оторым] выгодно суеверие власти и к[оторые] поэтому верят в возможность насильнического устройства жизни людей. Но ты подчиняешься этому устройству, как же ты не веришь голосу совести, бога, к[оторый] говорит тебе, ч[то] не надо выделять себя из друг[их] людей, не надо судить, казнить, воевать, давать на дурные дела деньги, - а делаешь всё это, п[отому] ч[то] веришь, ч[то] то, что делают люди для устройства твоей жизни, неизбежно, необходимо, а сам и понятия не имеешь о том, в чем это устройство.
   Какое удивительное суеверие.
   5) Одни люди верят в то, ч[то] насилием можно устроить благую жизнь людей, п[отому] ч[то] другие люди верит в это. А почему все верят? Никто не знает. Стоит одному сказать: зачем? - и все скажут то же.
   6) Понятно, что сильный человек покоряет слабого и двое покоряют одного, но отчего сильные люди и многие покоряются слабым и немногим? А только оттого, ч[то] они не сознают себя людьми, не сознают своей божественной природы и ее требований.
  
  

8 СЕНТЯБРЯ ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 Г.

   7) Не слушаешься отца матери, послушаешься барабанной шкуры, говорит пословица. Надо бы только заменить слова: отца матери словом: бога.
   8) Всякое суеверие разрушается истинной верой. Так это особенно ясно видно в суеверии насильнического устройства....(1)
   9) Все бедствия революции только от суеверия насильнического устройства. Вы хотите так устроить, а мы этак. Оба действуют по суеверию, и пока оба служат одному суеверию,
   нельзя убедить ни того, ни другого.(2)
   10) Люди придумывают всё, как им кажется, всё лучшее и лучшее устройство своей жизни, а им

Другие авторы
  • Стахович Михаил Александрович
  • Анненский Иннокентий Федорович
  • Барятинский Владимир Владимирович
  • Репнинский Яков Николаевич
  • Башуцкий Александр Павлович
  • Ростопчина Евдокия Петровна
  • Дьяконов Михаил Александрович
  • К. Р.
  • Третьяков Сергей Михайлович
  • Покровский Михаил Николаевич
  • Другие произведения
  • Добролюбов Николай Александрович - От дождя да в воду
  • Игнатьев Алексей Алексеевич - А. А. Игнатьев: биографическая справка
  • Бедный Демьян - Стихотворения, басни, поэмы, повести (1941-1944)
  • Фурманов Дмитрий Андреевич - Автобиография
  • Грот Николай Яковлевич - Библиография
  • Островский Александр Николаевич - Правда - хорошо, а счастье лучше
  • Андреев Леонид Николаевич - Покой
  • Короленко Владимир Галактионович - За иконой
  • Жулев Гавриил Николаевич - Любовь - пагуба, доля горькая
  • Чехов Антон Павлович - К чеховскому юбилею
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа