Главная » Книги

Вахтангов Евгений Багратионович - Художник и время, Страница 15

Вахтангов Евгений Багратионович - Художник и время


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

еделен мой день, и посмотришь внимательно, сердцем прочтешь ее - только тогда ты поверишь и увидишь, как я не по-человечески занят.
   Вот, например, вчерашний день (а все дни один в один):
   от 12-3 - Габима,
   3-5 1/2 - урок,
   6-10 - "Праздник мира",
   10 1/2 - час ночи - репетиция спектакля празднеств.
   Взгляни когда-нибудь, когда забежишь к Надежде Михайловне, на мой календарь, и ты увидишь это проклятое расписание, вперед дней на 10-12; мне некогда поесть: даже за те 15 минут, которые идут на обед, я умудряюсь делать прием.
   Когда я иду на работу или возвращаюсь, меня почти всегда провожают те, с которыми надо говорить о деле.
   Первая Студия,
   Вторая Студия,
   Моя Студия,
   Габима,
   Студия Гунста,
   Народный театр,
   Пролеткульт,
   Художественный театр,
   урок,
   спектакль Ноябрьских торжеств.
   Вот 10, так сказать, учреждений, где меня рвут на части.
   Скажи, где та минута, которую я могу отдать себе?
   Вот уж месяц, как я не могу осуществить желания поиграть на мандолине...
   И всю эту колоссальную ношу тащу скрючившись, пополам сложенный своею болезнью... И не могу, не имею права хоть одно из дел оставить: надо нести то, что я знаю, надо успеть отдать то, что есть у меня (если оно есть).
   Со всеми я так морально связан, что оставить кого-нибудь - преступление. А меня зовут и зовут в новые и новые дела, которые я же должен создавать... Слава богу, что в дне 24 часа - и я могу им отказывать хоть на этом основании.
   И можешь себе представить - почти ничего не зарабатываю, то есть ежемесячно у меня образуется долг, и он от месяца к месяцу увеличивается... Это потому, что я везде очень мало беру. Почему? Не знаю, не знаю... Единственная надежда на режиссерские, когда начнутся спектакли в Народном... Слов много, цифры прыгают, подсчитаешь - страшно, а на деле - ничего. А может, я не умею... Жить, может, не умею.
   Вот и бьюсь.
   Вот и не ругайте меня, ты и Маргарита Ивановна, что так давно не поднимался к Вам. {Вахтанговы и Леонидовы жили в одном доме в Денежном пер. (ныне ул. Веснина), No 12.}
   А надо бы. Хотя бы для того, чтоб спросить, как живут мой Сергей и Надежда Михайловна. Вы видите их больше. Ты думаешь, я шучу - спроси Сергея.
   Итак, дорогой мой, верь мне, верь и ничем другим не объясняй, что мы давно не видимся.
   Об авансе я помню и верну тебе его на днях. Если у тебя есть дело - не стесняйся разбудить меня утром. Целую тебя.
   Кланяюсь низко Маргарите Ивановне.

Твой Е. Вахтангов.

   Сегодня в 4 буду дома. В 4 3/4 уже уйду.
  

Р. М. Старобинец1

1 Р. М. Старобинец ушла из студии "Габима" по семейным обстоятельствам. Письмо написано в связи с ее уходом.

1 ноября 1918 г.

   Простите,- я не могу назвать вас по имени и отчеству, ибо я не помню отчества. Поэтому пусть будет так:

Хорошая Старобинец!

   Если Вы хоть сколько-нибудь мне доверяете, если Вам хоть чуть дорого искусство сцены, то Вы отнесетесь к словам моим серьезно и сами с собой наедине продумаете то, что я скажу Вам, и ответите себе определенно, ясно до конца и решительно. Это нужно сделать, ибо то, в чем мы с Вами работаем, требует этой определенности.
   Подумайте хорошо над вопросом: любите ли Вы сцену настолько, чтоб служить ей, чтоб сделать это служение главным, самым важным жизни своей, той земной жизни, которая дается только раз? Или у Вас есть что-либо другое, ради чего Вы находите нужным жить, ради чего стоит жить, что оправдывает Ваше земное существование, перед чем сцена отходит на второй план и обращается в лишнее, чудесное украшение дней Ваших, которые радостно Вы отдаете главному своему?
   Если на первый вопрос Вы ответите утвердительно, если искусство сцены для вас главное, то продумайте: отдаете ли Вы этому главному столько, сколько нужно для того, чтоб оно оправдывало свое место в Вашей жизни. Главное всегда требует многого. Главное всегда требует жертв. Ради главного - все остальное. Отнимите главное, и все, что дополняло его,- удобства жизни, любовь, книги, друзья, мир весь - становится ненужным, и человек чувствует себя лишним.
   Если утвердительно Вы ответите на второй вопрос и скажете, что у Вас есть кое-что другое, что Вам дороже сцены, то продумайте: можно ли, даже если занятие искусством стоит у Вас на втором плане, отдавать ему так мало, как даете Вы, можно ли такому большому и радостному делу как театр, как создание театра, отдавать так мало, как даете Вы? Вот смотрите, бог дал Вам много. Вы легко и свободно усваиваете. Вы сценичны. У Вас хороший темперамент. У Вас есть обаяние. Если Вы будете работать, через одну - две пьесы, через немного лет Вы можете стать хорошей артисткой, художником. А если Вы будете много работать, то можете, у Вас есть на это данные, стать большой артисткой. Я считаю это своим долгом сказать, как своей ученице, как полюбивший в Вас талант, как работающий в театре, как радующийся свету одаренных. Вам повезло на первых же шагах Вашего пути. Это бывает редко (когда-нибудь попозже Вы вспомните и эти шаги, и это мое письмо). Нельзя останавливаться, нельзя пропускать ни одного дня. Если я что-нибудь знаю, если у меня есть, что дать другим,- так этим я обязан громадной работе ежечасной - она у Вас на виду.
   Не делайте греха перед богом, не коверкайте своей жизни, принесите в жертву большому свои личные, может быть, сейчас и значительные для Вас интересы. Запомните: все можно вернуть, если упустишь, но нельзя вернуть молодости; а молодость не надо тратить на проходящее. С искренним, теплым расположением к Вам, с полным пониманием Вашей женской души, чудесной и открытой, с незлобивым отношением к Вашему легкомысленному отношению к самой себе я решаюсь писать Вам это. Если Вы не продумаете это теперь же - будет поздно. И мы будем свидетелями того, как небрежно и легковерно растоптан божий дар, как высохло и погибло прекрасное, как нерасчетливо растрачено и разменено на мелочи то, что могло бы радовать людей. Это говорю Вам со скорбью, на какую только способно мое сердце.

Любящий Вас Е. Вахтангов.

  

Во Вторую студию МХТ.

Группе слушателей "системы"1

   1 Письма во Вторую студию МХТ от 8 ноября и 19 декабря 1918 года публикуются впервые (Музей МХАТ им. М. Горького). Студия открылась 7 декабря 1916 года пьесой З. Гиппиус "Зеленое кольцо". Руководитель Студии и режиссер спектакля В. Л. Мчеделов. Вахтангов вел в Студии занятия по системе Станиславского.

8 ноября 1918 г.

   Вы видели, Вы чувствовали, Вы должны были почувствовать, как радостно, как охотно и с какой готовностью я стал делиться тем скромным знанием, которое есть у меня. Мне хотелось стройно и последовательно открыть Вам и основы того, что мы называем "системой" Константина Сергеевича, и психологическую сущность ее, философию ее, практическую и методическую части ее, и ее поэзию, и ее искания, ее этику. Мне хотелось шаг за шагом, незаметно для Вас подвести Вас к пьесе и пройти таким образом весь прекрасный путь, найденный Константином Сергеевичем и театром. Это трудно и долго, но это чудесно и много.
   Болезнь моя прервала нас на первых шагах. Я не стал бы лечиться, если б на мне не лежала большая и ответственная работа, в частности, работа у Вас. Я потому только и лег в больницу, чтоб потом довести все, что мне поручено, до возможного для меня конца.
   Мне хочется, чтоб Вы не остыли, чтобы Вы не отказались от своей мысли, чтобы Вы приняли меня, когда я вернусь к Вам, чтобы мы вместе сделали то, что так нужно и Вам, и Вашим руководителям, и театру, и тем новым, которые придут к Вам. Кланяюсь Вам всем сердечно и искренне. Вы были очень внимательны и я не могу не быть благодарным Вам и признательным. " л

Е. Вахтангов.

  

Вторая студия!1

1 Письмо написано в связи со второй годовщиной Студии. А. А. Стахович - актер МХТ - исполнял роль дяди Мики в спектакле "Зеленое кольцо".

19 декабря 1918 г.

   В день такой для Вас торжественный, я прошу принять и мой привет. Поздравляю юбиляров, поздравляю Алексея Александровича [Стаховича] и Вахтанга Левановича [Мчеделова].
   Не могу удержать себя от желания поздравить Вас и с успехом "Младости". {"Младость" Л. Андреева. Второй спектакль Студии. Режиссеры Н. Н. Литовцева и В. Л. Мчеделов. Премьера 13 декабря 1918 года.}
   Я слышал о волнительных и трудных репетициях. Слышал и о дне, когда присутствовал Театр.
   Вы победили. Зная путь Ваш к этой победе, зная о переживаниях последних дней, я тем более понимаю Вашу радость и разделяю ее искренне. Да будет прекрасным Ваш праздник, как прекрасна Ваша молодость.
   Вы сделаете мне одолжение, если передадите уважаемой Нине Николаевне [Литовцевой] мой почтительный поклон.

Е. Вахтангов.

  

В Студию А. О. Гунст1

1 Драматическая студия А. О. Гунст была организована в 1917 году. В 1918 году Гунст пригласил Вахтангова руководить Студией.

3 ноября 1918 г.

   В дни торжеств, устраиваемых 6 и 7 ноября, в дни, когда мобилизованы все артистические силы, мне кажется, ученикам театральных школ выгоднее всего (если они не принимают участия) видеть эти торжества близко. Это даст больше, чем два урока. Каждый, кто художник, почерпнет в эти дни много. В эти дни (6-го и 7-го) занятий в Студии не будет.

Е. Вахтангов.

  

H. H. Бромлей1

1 H. H. Бромлей преподавала в Студии А. О. Гунст.

4 ноября 1918 г.

   Дорогая Надежда Николаевна!
   Если Вы хоть чуть-чуть пожелаете посчитаться со мной как с руководителем группы, где Вы мне так чудесно помогаете, то Вы исполните мою просьбу: непременно в урок вызвать на сцену всех из своей группы, а остальных - как Вам угодно. Это необходимо, ибо во всех других группах дело поставлено так. У Вас могут оказаться обездоленные.
   Очень, очень прошу об этом.
   Надя, не смейте нарушать созидающийся порядок.
   Кланяюсь Вам и желаю.
   Лежу. Поправляюсь по капельке.

Ваш поклонник Е. Вахтангов.

  

Письма в студию Л. О. Гунст

  

8 ноября 1918 г.

Класс пластики

   Я лежу; я не могу прийти к вам; я не увижу вас долго, а мне надо рассказать вам, как важно заниматься пластикой и как важно уметь заниматься ею, чтобы понять сущность "пластичности" как необходимейшего свойства актера. Надо научиться чувствовать лепку, скульптуру роли, сцены, пьесы, а без такого свойства сделать это нельзя. Приобрести это свойство без умелого занятия пластикой почти невозможно.
   Так в двух словах.
   А подробно и увлекательно вы прочтете в чудесной книге С. Волконского "Человек на сцене", изд. "Аполлон". Прочтите, и вы будете ходить на пластику так же, как ходите теперь на дикцию и сценические упражнения.
   О сольфеджио в следующий раз.

Е. Вахтангов.

  

20 ноября 1918 г.

   К общему сведению По приглашению Анатолия Оттовича я взял на себя обязательство сорганизовать в течение двух лет Студию, путь которой после этого времени определится самой жизнью. Образование Студии пойдет по определенному плану, который неизменно, без всяких уступок чему бы то ни было будет осуществляться. План этот - единственно возможный, подсказанный мне и опытом и искренним желанием создать новую группу ищущих настоящего в искусстве, объединенных одним стремлением и подчиненных одной дисциплине, основание которой - уважение друг в друге художника. Для того чтобы я мог выполнить этот план, необходимо соблюдение некоторых условий. Вот эти условия:
   1. Преподаватели по предметам внутренней сценической техники (сценические упражнения, отрывки) приглашаются исключительно мною. Они помогают мне осуществлять цель и ведут свои занятия в последовательности в пределах программы, выработанной мною.
   (В приемах преподавания каждый преподаватель, разумеется, свободен и действует так, как умеет и как находит нужным.)
   2. Все ученики, как бывшие раньше в школе, так и принятые по экзамену, зачисляются в одну группу.
   3. К рождеству и весной совершается проверка работ по предметам внутренней сценической техники по программе, объявляемой мною в начале каждого полугодия. (Проверка по остальным предметам во всех отношениях производится так, как этого желают преподаватели: и срок, и программа, и самая необходимость проверки решаются каждым преподавателем по его усмотрению. По дикции проверка, естественно, обязательна.)
   4. Малейшее несоблюдение этих условий лишает меня возможности осуществить план, по которому должно идти образование Студии, а следовательно, освобождает меня от обязательства ее организовывать.

Е. Вахтангов.

  

18 декабря 1918 г.

Ко всем ученицам и ученикам Студии

  
   Если вам не чуждо чувство изящного, если искусство, к которому вы готовите себя, пробуждает в вас благородство вкуса, если вы хотите, чтобы каждый, пришедший в дом ваш, вынес от вас впечатление чистоты, воспитанности, деликатности и чутья к красоте - непременнейших черт группы художников,- вы все немедленно соберетесь и решите, как быть с тем, что ученицы курят в Студии.
   У меня должна быть гарантия, что ни я, ни Анатолий Оттович, ни те, кого я позову к вам, больше не увидим этого пятна никогда. Соберитесь, решите, вынесите ваше постановление, повесьте на доску это первое ваше неизменное требование друг к другу, и пусть дерзнут тогда не считаться с волей коллектива те, которым не дорога благопристойность.
   То, что мы с вами любим,- хрупко. Нужно проявить мужество, чтобы бережно охранять его.
   Если я прав, утверждая, что в большинстве вы проявите это мужество, источник которого - любовь к Прекрасному, то я и Анатолий Оттович будем иметь доказательство тому теперь же.

Е. Вахтангов.

  

Из "Дневника самостоятельных работ"

Студии А. О. Гунст1

   1 Кроме занятий с преподавателями, ученики Студии самостоятельно занимались сценическими упражнениями. Дневник самостоятельных работ давался па просмотр Вахтангову, который делал в нем свои замечания о проделанной работе.

18 октября 1918 г.

   Я внимательно прочел все записи. Ведите занятия и дальше по плану, который я вам дал. Через несколько времени опять дайте мне на просмотр. Ничего грубого в смысле ошибок в пути не вижу. Мне радостно и приятно, что вы занимаетесь, что так хорошо и подробно записываете. Я чуть-чуть поверил вам. Дальше, дальше, не уставайте побеждать шаг за шагом, а победить надо много. Вы увидите, вы почувствуете, какая будет радость.
   Вместо присутствующих лучше отмечайте тех, кто не был на уроках.
  

27 октября 1918 г.

   Что значит "недостаточно общения"? Или оно есть - это достаточно. Или его нет совсем - это вот недостаточно.
  

3 ноября 1918 г.

   Что значит "много общения"? Или оно есть, или его нет совсем.
  

6 ноября 1918 г.

   Над этюдами надо работать до тех пор, пока они не станут выходить у вас свободно, легко, остроумно - "художественно закончено". Я не приму этюда, если он не сдан виртуозно.
  

10 ноября 1918 г.

   Еще немножко поверил. Хорошо научились давать темы. Мне думается, что еще не научились смотреть этюд. Надо так изощрить глаз, чтобы он тонко видел.
   Следите главным образом за тем, есть ли "театр" и почему; пользуются ли законом свободы мышц, сосредоточиванья, общения, вспоминают ли об этих приемах внутренней актерской техники в минуты, когда нехорошо чувствуют себя на сцене.
   Не этюд важно хорошо сыграть, а важно прибегать и как можно чаще и как можно (как это ни странно) сознательнее ко всем положениям нашей системы воспитания. Это нужно для того, чтобы воспитать в себе бессознательную привычку пользоваться всеми способностями, какие мы в себе "культивируем".
   Это все равно, что учиться иностранному языку.
   Пока идете правильно, и я опять не увидел ошибок. Я только увидел, что постоянно занимается только маленькая группа из большого числа записавшихся... Дальше.
  

15 декабря 1918 г.

   Когда двое (или несколько) лиц говорят о своем, интересующем их и важном им деле у себя в комнате,- они "в кругу".
   Когда портной в одиночестве делает нужную ему работу у себя в мастерской - он "в кругу".
   Перенесите все это на сцену, то есть произведите это все на глазах у публики со всем тем, что характерно для "круга",- и вы поймете, что значит "публичное одиночество" (одиночество на публике). На публике я (мы) занят(ы) тем, что для меня (нас) важно, нужно и интересно.
   В этюдах, где участвует более чем один,- не вводите условием "физическое действие по памяти" - это всегда мешает и отвлекает...
   Красным карандашом я пометил этюды, тема которых удачна для упражнений. Я предложил бы повторить их и распределить между собой. На экзамене я предложу их.
  

В Студию Е. Б. Вахтангова

  

29 ноября 1918 г.

Студия!

   Дела с Народным театром затягиваются. Со стороны Секции будут справедливые упреки. Все должны понять, насколько важно ускорить открытие. Когда я выйду из больницы - определить нельзя. Я обращаюсь к Константину Сергеевичу с просьбой просмотреть отрывки. Возможно, что это будет 9-го. Кроме того, я прошу его просмотреть "Святого Антония". Нам немедленно надо быть готовыми играть "Антония" в театре. Для декораций я прошу художника В. Е. Егорова. {Художник В. Е. Егоров приглашен не был. Спектакль шел в декорациях Ю. А. Завадского.}
   Если вы сделаете быстро, смело и энергично - тогда вы будете чисты перед Секцией и тогда мы успеем все сделать. Репетиции "Потопа" надо вести как можно острее.

Е. Вахтангов.

  

К. С. Станиславскому

[Декабрь 1918 г.]

   Глубокоуважаемый Константин Сергеевич!
   В совет Народного Художественного театра поступила через посредство В. В. Лужского Ваша просьба разъяснить, почему этот театр носит такое название и кто состоит в его управлении.
   По постановлению совета театра, настоящим сообщаем Вам вкратце интересующие Вас сведения и первоначальный план образования этого театра. Театр организуется Театрально-музыкальной секцией Отдела просвещения Совета Рабочих Депутатов. На первых порах было решено не набирать постоянной труппы, а обратиться к молодым группам, имеющим готовые спектакли. С предложением принять участие в деле обратились к следующим группам: Первой и Второй студиям МХТ, к группе, играющей "На дне" (представитель Д. А. Зеланд), к группе, играющей "На всякого мудреца" (представитель И. Н. Берсенев) и к группе учеников Е. Б. Вахтангова. Каждая из перечисленных групп дала свое принципиальное согласие. Был снят и отремонтирован театр у Каменного моста с небольшой сценой, вместимостью на 500 человек. Были организованы хозяйственный и художественный советы, куда вошли представители: от Театрально-музыкальной секции делегирован В. И. Орлов, от Первой студии МХТ совет ее уполномочил Е. Б. Вахтангова, от Второй студии МХТ - И. Я. Судаков, от группы Е. Б. Вахтангова - Н. О. Тураев, от рабочих городского района .......... {Вахтангов оставил в письме место для не известной ему фамилии.} Председатель художественного совета и зав. художественной частью избран и секцией утвержден Е. Б. Вахтангов. Каждое постановление совета поступает на утверждение Театрально-музыкальной секции через заведующего ее К. Н. Малинина. Репертуар этого года намечен из обещанных упомянутыми группами пьес. Мы не перечисляем их, так как представители групп заявили, что, прежде чем дать ту или другую пьесу для спектаклей организующегося театра, каждый из них об этом Вам доложит. Что касается названия, то краткая история его такова.
   Исходя из сущности, ради которой учреждается театр (спектакли исключительно для трудящихся), остановились на понятии "народный", как выражающем эту сущность. Исходя же из цели - дать трудящимся художественное наслаждение,- представители секции внесли предложение присоединить к этому названию - "художественный". Комбинация этих двух понятий вполне выражает и сущность, и цель, и назначение театра.
   Кроме того, название "художественный" указывает, в каком направлении должен работать театр, чтобы, вырастая из маленького и скромного начинания, он в будущем держался пути, к которому обязывает его название. Участие в спектаклях театра групп, воспитанных Московским Художественным театром, дает возможность положить начало осуществлению этой цели. Итак, назначение театра для трудящихся и художественные цели, им преследуемые, выразились в общем названии: "Народный Художественный театр".
   Если наши объяснения недостаточно ясно сформулированы, или если Вы, Константин Сергеевич, пожелаете сделать какие-либо указания или предложения, как по поводу наших объяснений, так и вообще по организации театра, то мы готовы дать Вам подробные справки по всем отделам и с благодарностью примем каждое Ваше указание.
   Секретарь (подпись)
   Председатель Театрально-музыкальной секции В. И. Орлов.
   Член художественного совета К. И. Котлубай.
  
   Я нахожу, что этих подписей достаточно; если это не так, то я согласен, чтобы были подписи и членов хозяйственного совета, заведующего художественной частью. Только это не нужно. Для К. С. важна подпись официальных для него лиц.

Е. В.

   Отправить надо за номером, с курьером и с разносной книгой.

Е. В.

   На конверте: Гражданину Константину Сергеевичу Станиславскому.

Е. В.

   (Линиями не подчеркивать ничего.) {Текст письма был послан в Студию для передачи Станиславскому. Приписки адресованы Студии.}
  

Н. О. Тураеву

[Декабрь 1918 г.]

   Дорогой Натан Осипович, я обращаюсь со многим к К. С. Открытие Народного театра должно быть приближено. Я прошу Вас не оставлять театра, ибо с новыми людьми я работать не могу до тех пор, пока все не налажу и со студиями, и с К. С., и с Художественным театром.

Е. Вахтангов.

  

В Театрально-музыкальную секцию

9 декабря 1918 г.

   Как заведующий художественной частью организуемого секцией театра под названием "Художественный Народный театр", настоящим довожу до сведения секции о нижеследующих обстоятельствах, связанных с предстоящим открытием театра. Все группы, давшие свое согласие принять участие в спектаклях, дали это согласие до того, как театр стал называться "Художественный Народный театр". Организующие театр, вместе с секцией, думали, что они организовывают именно "Художественный театр". Название было дано, когда почти все уже было организовано. Теперь, когда приблизилось время открытия, почувствовалось, что все группы (Первая студия, Вторая студия, группа, играющая "На дне", группа, играющая "На всякого мудреца", группа учеников Е. Б. Вахтангова) поставлены в безвыходное положение. Без разрешения Московского Художественного театра и К. С. Станиславского группы играть не могут.
   Разрешение не будет дано, если слово "Художественный" будет в заголовке афиши. С этим столкнулись только теперь, потому что только теперь выяснилось время открытия. До того группы и К. С. Станиславский не запрашивались, ибо ход предварительных работ по ремонту и декорациям не давал повода обращаться к ним. Мечта К. С. Станиславского создать в будущем настоящий Художественный Народный театр. У него есть впечатление, что его обошли при таком большом деле, и он не может быть не оскорбленным. Между тем, дело обстоит совсем не так, ибо в самом начале никто не задавался целью создания такого великого театра. Нашими группами он не мыслим без такого художника, как К. С. Станиславский.
   Дабы не входить в конфликт с Московским Художественным театром, дабы провести весь намеченный план, дабы работать спокойно, положительно необходимо изменить название театра. Кроме того, группы знают и чувствуют, что они не могут по своим силам и репертуару (в настоящий момент) оправдать требования, вытекающие из названия: это слишком ответственно и не по скромным силам групп. Группы не хотели бы вводить трудящихся, которые придут в театр, в заблуждение. Одно изменение названия даст возможность довести до конца работу, то есть создать хороший театр, куда молодежь принесет то, что у нее есть продуманного, срепетированного, проверенного и любимого.

Е. Вахтангов.

   Прошу Вас, Натан Осипович, прочесть на заседании за меня. Лежу, потому мне трудно переписать для секции.
  

Ю. Соболев. Народный театр театрально-музыкальной секции М.С.Р.Д. "Чудо св. Антония"

  
   Постановкой "Чуда святого Антония" М. Метерлинка, молодое дело Школы Вахтангова (так называемая Третья студия Художественного театра), основавшееся в "Народном театре" у Б. Каменного моста, осуществляет очень приятный спектакль.
   Чрезвычайно удачен самый подход студийцев к этой прекрасной пьесе, быть может, несколько неожиданной по своей реалистической и даже явно сгущенно "бытовой" окраске в творчестве автора "Пелеаса и Мелисанды". Подход этот, естественно, вытекает из характера и стиля комедии, если, повторяю, и не в обычном плане маленьких драм Метерлинка ("Втируша", "Там внутри", "Слепые" и т. п.), то все-таки во внутреннем своем содержании, в душевном своем тоне, столь характерном именно для Метерлинка с его мистическим чувствованием чуда, чуда, оправдывающего реальную жизнь, но благостное постижение которого дано лишь душам смиренным, душам кротким, наивным и мудрым, как дети. Отсюда, то есть из внешне реальной формы, в которой заключено "видимое" пьесы, взятое в очень земных очертаниях быта косного и циничного, и из той символической сердцевины, ^которая таит в себе сокровенное для Метерлинка учение о сверхчувственном, по этой концепции строится и план работы режиссера (Вахтангова), осуществившего спектакль. Четко, но без излишней резкости, ярко, но без тенденциозного подчеркивания, изображен буржуазный уклад жизни людей, мещански-добродетельных и тупо-равнодушных. Но неким отсветом "миров иных" дано тут появление святого Антония Падуанского. И вот, как бы два начала борются здесь - просветляющее - ирреальное, которое постигается лишь болтливой, но мудрой сердцем служанкой Виржини, и видимое - земное, представителями которого являются все эти господа Гюставы и Ашилли.
   Должно, однако, заметить, что театрально-бытовая часть пьесы нашла в постановке более рельефное очертание, чем сторона мистическая. Поэтому все второе действие, на протяжении которого происходит самое чудо, не производит достаточно сильного впечатления. Думается, что лежит здесь доля вины и на исполнителе роли святого Антония (Ю. А. Завадский), которому не хватает проникновенности и убеждающей силы именно для сцены воскрешения из мертвых м-ль Гортанс. Появление же его в первой картине превосходно: верный тон и самая манера трактовки вполне соответствуют внутреннему заданию автора.
   Одну из самых трудных ролей пьесы - роль служанки Виржини, которой единственной дано мудрое видение чуда,- эту роль играет молодая артистка Е. А. Алеева.
   Я подчеркиваю молодость исполнительницы, чтобы указать на то, что технически роль сделана еще далеко не законченно; вместо очень старческого тона порой чувствуется какое-то ненужное акцентирование. Но то, что сделано Е. А. Алеевой, метко и верно схватившей весь, так сказать, стиль роли, заслуживает всяческих похвал.
   В большой группе "родственников" очень хороши Н. О. Тураев и в особенности Г. В. Серов. Яркими штрихами набросан доктор у Б. Е. Захавы. Спектакль, во всяком случае, приятный, дающий обильную пищу для размышлений о том "чуде", которое в наши дни становится лишь достоянием "дневника происшествий". Именно эту лукавую мысль и таит в себе рассказ Метерлинка о святом Антонии Падуанском.

"Вестник театра",

1919, No 1.

  

Из дневника

  

5 января 1919 г.1

   1 Январь 1919 года Вахтангов провел в санатории "Захарьино" в Химках, где ему была сделана операция.
  
   Завтра будут делать операцию. Случилось это для меня неожиданно немножко. Врач Гар определенно сказал, что у меня сужение выходного отверстия желудка и что рано или поздно все равно надо оперировать. Я спокоен. Мне кажется, слишком спокоен. Мыслей о дурном для меня конце нет, поэтому ничего не пишу "завещательного". А если он и случится, то ведь я не буду этого знать. Надя и Сергей простят мне тогда эту операцию: я не известил их только потому, что не хочу их тревожить. Врачи говорят, что операция легкая. Здоровым мне хочется быть: надо много работать и дни свои на земле кончить хорошо, а если можно, то и талантливо.
  

В Студию Е. Б. Вахтангова1

1 Письмо в Студию написано на следующий день после операции.

7 января 1919 г.

   Дорогие и любимые!
   Кланяюсь вам.
   Думаю о вас радостно.
   Скоро вернусь.
   На душе тишина и полная вера в вас.
   Мы еще поработаем, черт побери.
   Растите, да так, чтобы за вами не угнаться.
   Поправляюсь.

Ваш Е. Вахтангов.

  
  

Полное собрание сочинений гениального автора, из скромности пожелавшего остаться неизвестным1

   1 Перед операцией Вахтангов шутя завещал свою зажигалку ученице своей Студии К. Г. Семеновой, находившейся в это время в том же санатории. Когда после операции Вахтангов пришел в сознание, первыми его словами были: "А зажигалочка-то наша!" Через несколько дней он подарил Семеновой тетрадку с шуточной поэмой "Язва".

Химки. 1919 г.

   Издано в ограниченном количестве экземпляров (в одном).
  

No 1

(и единственный)

  

Необычайная библиографическая редкость

  

"Язва"

   поэму в 13 геньяльных стихах Ксюне Георгиевне

с болью в кишке посвящает

  

АВТОР

  

В ночь на 6 января 1919 г.

Что мне открылось

  
             1
  
   Крестя коварными перстами
   И трубкой губ целуя в лоб,
   Вы жили тайными мечтами -
   Послать в Москву заказ на гроб.
  

На рассвете дня 6 января 1919 г.

Итог предсмертных размышлений

  
             2
  
   О, померкшая княжна,
   О, греховная весталка,
   Знаю, знаю, Вам нужна -
   Очень просто - зажигалка.
  

10 ч. утра 6 января 1919 г.

В операционной

Первое впечатление

             3
  
   Узкий, длинный белый стол.
   Резкий свет огромных окон.
   Щиплет пятку плитный пол.
   Врач мизинцем чешет локон.
  

10 ч. 1 м. 6 января 1919 г.

В операционной

Мое мужество

             4
  
   Броским лётом вскинул тело.
   Щегольнул скульптурой форм.
   Гибко лег на стол и смело
   В ноздри принял хлороформ.
  

От 10 ч. 1 м. до 11 ч. 1 м.

6 января 1919 г.

Под ножом

             5
  
   Что-то... где-то...
   То-то... Лето...
   Луг... луна... луна и кот...
   Вот и вот... и вот... живот.
  

11 ч. 1 м. 6 января 1919 г.

На носилках

             6
  
   Повязка.....
   Коляска.....
   Аляска......
   Тряско......
  

От 11 ч. 1 м. до 2 ч. 1 м.

6 января 1919 г.

На кровати

             7
  
   Райские птицы...
   Шприцы... укол...
   Мне бы водицы...
   Сестрицы...
   Убийцы...
   Пиши протокол...
  

2 ч. 1 м. 6 января 1919 г.

Первая фраза

             8
  
   А зажигалочка-то наша...
  

От 2 ч. 1 м. до 8 ч. веч.

6 января 1919 г.

Сон

             9
  
   Мне снится
   Праздничная Ницца,
   Bataille de fleurs.
   Пучок фиалок...
   И горы... горы зажигалок...
  

8 ч. веч. 6 января 1919 г.

Пробуждение

             10
  
   Прощайте, пестрая Ницца,
   Устал от вашего звяка.
   Над ухом что-то вертится.
   Сопит какая-то бяка.
  

8 ч. 1 м. 6 января 1919 г.

Что первое увидел

и что первое почувствовал

             11
  
   Все та же противная рожа,
   Все тот же противный халат...
   Мое неподвижное ложе...
   Я рад неподвижности, рад.
  

9 ч. веч. 6 января 1919 г.

Всем, всем, всем

             12
  
   Не верьте ей, люди, не верьте!
   Казните Нахалку!
   Ждала получить после смерти
   Мою зажигалку.
  

12 ч. ночи 6 января 1919 г.

Крик в жизнь

             13
  
   Довольно рыдать надо мной,
   Довольно, о Дщерь Мракобесий!
   Звоните скорее отбой
   В бюро похоронных процессий!
   

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 417 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа