го темперамент художника порождался и_д_е_я_м_и с_и_н_т_е_з_а, ж_а_ж_д_о_й г_а_р_м_о_н_и_и ф_о_р_м_ы и с_о_д_е_р_ж_а_н_и_я в и_с_к_у_с_с_т_в_е с_о_в_р_е_м_е_н_н_о_г_о т_е_а_т_р_а. К этой задаче он блестяще подготовил себя всем предшествующим опытом. Он уже начал утверждать этот синтез, когда мы потеряли его. В этом особый трагизм его ранней смерти.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД МХАТ 2-го1
1 Отрывок из стенограммы доклада труппе МХАТ 2-го. Публикуется впервые (ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).
Послереволюционный этап жизни Студии связан с именем Вахтангова, с его лозунгом л_и_ц_о_м к ж_и_з_н_и. Это были мечты, большие мечты художника безграничной фантазии, мечты о театре для нового зрителя. Л_и_ц_о_м к жизни - это значит - лицом к действительности, лицом к революции.
В чем видел Вахтангов задачи революционного искусства? Прежде всего в новых темах, в новом революционном звучании всего, что создает художник. В спектакле "Чудо св. Антония", поставленном ранее Вахтанговым в плане "душевного реализма", в новой его трактовке в 1921 году воинственно прозвучала тема о_б_л_и_ч_е_н_и_я м_е_щ_а_н_с_т_в_а. Вторая тема - к_р_у_ш_е_н_и_е ц_а_р_и_з_м_а - "Эрик XIV", и третья тема, которая не могла не волновать Вахтангова,- это тема а_н_т_и_р_е_л_и_г_и_о_з_н_а_я - "Архангел Михаил".
В эти годы Вахтангов впервые провозгласил требование выразительной театральной формы. Нельзя играть (переживать), не думая о выразительных средствах. Нужно искать выразительную форму. "Эрик XIV" является первым в нашем театре спектаклем новых режиссерских исканий. В этих поисках новой формы мы начали с р_е_ж_и_с_с_е_р_с_к_о_г_о плана, не рассматривая вопросов актерского исполнения. Действующие лица были разбиты на три группы - мир мертвых, мир живых, мир Эрика и Персона, которые между этими двумя мирами не могут найти себе места.
Это разделение, подчеркнутое внешними приемами, придавало необычный вид спектаклю: сцена Монса игралась со всеми деталями, реалистично, а наряду с этим - условная установка, странно окрашенные лица, необычное построение мизансцен.
Таким образом, характеризуя "Эрика", я должен сказать, что это был первый революционный спектакль Студии, первое воплощение Вахтанговым своего лозунга - л_и_ц_о_м к ж_и_з_н_и.
В чем значение Вахтангова? Он провозгласил закон формы и ее оправдания, закон, который, в сущности говоря, является основным в нашем театре. Он поднял борьбу за осуществление этого закона и тем самым двинул театр вперед. Вахтангов был нужен нашему театру, может быть, больше, чем кто-либо другой, потому что двинуть дело мог только он и его авторитет, выросший в эти годы, его одаренность, его фантазия могли повести за собой театр. Я не знаю, на какой высоте был бы сейчас театр, если бы был с нами Вахтангов.
Никогда не звучали актеры так, как зазвучали они у Вахтангова. И Чехов в "Эрике" был новым, не таким, каким был до тех пор. Актеры увидели, что новые формы дают им новые возможности для раскрытия роли, новые приемы, новые художественные краски, способствуют их росту. В дальнейшем в самых разнообразных спектаклях применялись законы Вахтангова, и это дало ряд блестящих актерских побед.
1932 г.
ПОВЕСТЬ О ТЕАТРАЛЬНОЙ ЮНОСТИ1
1 Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 257-260.
Формирование Вахтангова-художника происходило на моих глазах, я всегда высоко ценил Вахтангова и считал его крупнейшим сценическим деятелем. Но в отличие от большинства писавших о нем я несколько иначе расцениваю его судьбу. Когда я думаю о творчестве Вахтангова, мне хочется сказать: блаженны завершившие свой путь - им обеспечен справедливый суд потомков; и как жаль, что это не относится к Вахтангову.
Есть художники, которые находят сразу, есть и такие, которые тратят жизнь на то, чтобы добраться до истины, которые долго и талантливо блуждают, прежде чем окончательно обретут себя в искусстве. Таким искателем был Вахтангов.
Ему было 39 лет, когда безжалостная болезнь свела его в могилу, и все-таки я убежден, что Вахтангов так и не успел стать до конца самим собой, что мы настоящего Вахтангова не знаем. Неправы те, кто видит в "Турандот" посмертный творческий манифест Вахтангова, кто приемлет без критики его "фантастический реализм" и подводит "идеологическую базу" под его учение о гротеске.
[...] Меньше всего я хочу отрицать ценность самих поисков Вахтангова. Я только не хочу признавать за ними значение истины в "конечной инстанции". Вахтангов был художником в процессе становления, и этот процесс растянулся на всю его жизнь.
Грубо говоря, идеи Вахтангова, развиваемые им в практике Студии, пережили две стадии. Вахтангов, самый ревностный из учеников Станиславского, с огромным энтузиазмом воспринял его лозунг о "правде чувств". Он все театральные идеи, когда-либо его волновавшие, принимал с энтузиазмом и доводил до апогея, до крайнего выражения. Отсюда и возник его тогдашний лозунг "изгнать из театра театр", добиться высшей "натуральности" чувств актера в сценическом представлении. Не надо забывать, что "Праздник мира", спектакль наиболее показательный в плане "психологического натурализма" Студии, был поставлен именно Вахтанговым.
Потом наступила реакция. Вахтангов, первый "переживальщик" в Студии, столь же энергично отказался от бесформия, от "я в предлагаемых обстоятельствах", сколь категорически настаивал когда-то на них. "Студия вступает в период искания театральных форм",- постоянно твердил он нам, встречавшимся с ним в работе. Восторженно восприняв революцию, мечтая о ревностном служении народу (факт общеизвестный), Вахтангов увидел способ отражения революции в театре в новаторстве формы прежде всего. Для передачи духа эпохи "просто реализма" показалось Вахтангову недостаточно. Ему мерещились грандиозность, масштабы, то, чего до сих пор не видели, что ломает привычные рамки сцены, устраняет из театра реальность и быт. Отсюда и мысли Вахтангова о том, что "бытовой театр должен умереть", а пьеса - лишь "предлог для представления", что нужно раз навсегда убрать у зрителя возможность подсматривать, и многое другое.
В этом было верное и неверное, законный протест против психологических "излишеств" Студии и явный "перебор" в оценке активной роли формы в театре. Вахтангов был художником-мыслителем. Он смотрел в корень явлений искусства и видел их часто с удивительной глубиной. Мне лично он говорил в пору своего позднейшего "отхода" от сонма правоверных сторонников "системы", как ее понимали в Художественном театре: "Жаль, что я не могу поставить спектакль со "стариками" в Художественном театре. Они же пользуются "системой", как хищники, берут из нее только то, что лежит на поверхности, не учитывая, как безграничны возможности закона переживания, какой это верный ключ к творческому многообразию в театре, к искусству различных жанров и форм".
Эти слова я запомнил крепко и в дальнейшем не раз убеждался в том, как они справедливы. В вахтанговской критике натурализма и бесформия заключалось начало глубоко прогрессивное. А в то же время Вахтангов путался, впадал в экспрессионистические крайности, ставил "Эрика" в конструктивных декорациях, увлекался слабой пьесой "Архангел Михаил" и боролся с эстетизмом при помощи "Турандот", сам отдавая в том же спектакле известную дань эстетизму.
Я глубоко убежден, что экспрессионистические увлечения Вахтангова были временными, преходящими. Постоянной у Вахтангова была тяга к искусству правды, к сути творческих идей Станиславского. В юные годы мы считали Вахтангова "сугубым" реалистом. Таким он в сущности и оставался всю жизнь, как ни далеко отходил иногда от принципов театра, его воспитавшего. (Я имею в виду Московский Художественный театр.)
Вахтангов шел к высшему синтезу. Из его первоначального "отрицания театра" и последующего увлечения творчеством театральных форм должно было родиться уверенное мастерство реалистической режиссуры, где высокая правда содержания всегда находила бы свой точный сценический эквивалент. Вахтангов весь был в будущем. Стоило ему прожить еще несколько лет - и его влияние на советский театр могло бы оказаться и куда более значительным и совсем иным, чем мы представляем себе сегодня.
Догадываюсь, что, изложив свои мысли о Вахтангове, я немедленно ставлю себя под удар как тех, кто до сих пор принимает Вахтангова некритически, так и тех, кто еще недавно искал способ низвергнуть с пьедестала этого большого художника, как "скрытого" путаника и формалиста. Мне могут сказать: "Позвольте. Значит, по-вашему, Вахтангов так и не создал ничего художественно и общественно ценного? Значит, мы не можем судить его по достоинству на том основании, что он будто бы весь в будущем? А "Потоп", а "Эрик", а "Чудо святого Антония", а "Гадибук", наконец, "Турандот"?"
Разумеется, можем и должны судить. Вообще нигде не сказано, что противоречивые явления оценке не подлежат. Но оценивать Вахтангова нужно, мне кажется, непременно с поправкой на этот незавершенный путь, на нереализованные творческие искания. И, вероятно, думая так, я справедливее к Вахтангову тех, кто пытается выдать за "абсолют" промежуточные звенья его учения, и тех, кто рвется опорочить задним числом этого большого художника и большого человека.
1 Речь на гражданской панихиде. См. примечание 1 на с. 452.
Я всегда принадлежал к числу самых нежных поклонников таланта Евгения Богратионовича и считал его самым выдающимся, самым обещающим художником театра.
Незадолго до того дня, когда мы узнали о кончине Евгения Богратионовича, в конце спектакля "Принцессы Турандот" я получил маленькую записочку, где Вахтангов просил меня сказать свое мнение о его работе в "Гадибуке". Он спрашивал у меня: почему я ни слова не сказал ему при нашем свидании по окончании этого спектакля. Это было в вечер первого спектакля "Принцессы Турандот". Мне было ужасно больно, что я тогда ему ничего не сказал,- а не говорил я потому, что буквально не находил слов. Я до такой степени был потрясен достижениями Вахтангова, что мне казалось невозможным высказывать какие-нибудь восторги или рассыпаться в похвалах. Я тогда написал Евгению Богратионовичу ответ, я сказал ему не только от своего имени, но и от имени многих, какой замечательный дар он нам принес и как много он мог еще дать.
Огромное разнообразие вносил Вахтангов в свои творения. По-видимому, и в будущем работа его должна была быть столь же многогранной. Но он не принадлежал к числу тех, кто постоянно жаждет обязательно "нового". В критике и в публике иногда встречаются люди, которые говорят: "Поставил новую пьесу, но, в сущности, ничего нового технически она не представляет, в сущности говоря, все то же". Вот эта жажда в каждом спектакле видеть что-то новое может загнать в такое манерничанье, заставить так прыгать через себя самого, что в конце концов приведет художника к настоящему взрыву. Вот это модничанье, это желание сказать что-нибудь новое - оно было Евгению Богратионовичу чуждо. Но еще более чужд был ему консерватизм.
Это был человек определенной, установившейся школы, но это был художник, которому подчинены все качества и все элементы сцены, который мог сочетать их наиболее оригинально и в каждом произведении найти своеобразный удачный момент.
Меня глубоко трогало благоговейное отношение к Вахтангову со стороны его учеников. Это была настоящая влюбленность целого коллектива в талантливую личность. Влюбленность эта - огромнейшая сила, которая, вероятно,- если бы беспощадная смерть не похитила Вахтангова,- сделала бы его одним из величайших полководцев во имя красоты искусства, ибо он не только объединял своим талантом и огромной любовью людей - он умел увлекать их сердца...
29 ноября 1922 г.
Вл. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО
1 Речь Вл. И. Немировича-Данченко перед спектаклем памяти Вахтангова в МХАТ публикуется по статье Ю. Соболева "День Вахтангова" ("Театр и музыка", 1922, 5 декабря). Спектакль состоял из отдельных актов постановок Вахтангова - первый акт "Эрика XIV", второй акт "Гадибука", последний акт "Принцессы Турандот". Утром в этот день в помещении Третьей студии состоялась гражданская панихида по Вахтангову в память полугодовщины его смерти. Ю. Соболев писал: "Собрались ученики и друзья Евгения Богратионовича. И то, что они говорили о своем учителе, вожде и друге, было живым и волнующим свидетельством неумирающей к нему любви. Это было залогом содружественного творчества во имя тех высоких целей искусства, которыми жил Вахтангов. Ряд воспоминаний о нем открыл глубоко взволнованной речью Нарком по просвещению А. В. Луначарский. Затем выступили: от имени студии "Габима" Н. Л. Цемах, от Второй студии Е. В. Калужский, от Первой студии Б. М. Сушкевич, от Третьей студии П. Г. Антокольский.
Мне бы хотелось вскрыть, что такое режиссер Вахтангов, и чем был он для Художественного театра.
Что такое вообще режиссер? Он не только постановщик, как называют его те, которые этим определением исключают из понятия о режиссере все остальные элементы, слагающие подлинную природу и сущность режиссуры. Но режиссер не только тот, кто дает внешнюю форму и тон спектаклю. Нет. Режиссер, в том смысле слова, которое создалось впервые именно в Художественном театре,- это вдохновитель всех частей, являющих спектакль. Даже больше: это создатель актерских образов, и он же - зеркало для актерского творчества. Это и учитель, и друг, и помощник, и царь, и организатор всего спектакля.
Такие режиссеры очень редки. А еще более редки те, кто дает толчок, кто приобщает театр к новому движению. Ведь сдвиг и в искусстве совершается вообще не часто. Но таким режиссером и был покойный Вахтангов.
Вахтангов вырос из Художественного театра.
Каким же был Художественный театр, когда пришел к нему Евгений Богратионович?
Это было в тот период, когда наш театр, сыграв Чехова, уже мог ясно показать, в чем состояло его искусство.
Оно было в жизненности на сцене, в том, что эта жизнь, изображаемая на сцене, казалась правдоподобной, и главное, в том, что она была показана в атмосфере мечты о более красивой, более свободной жизни.
И здесь - в Художественном театре, Вахтангов учился его основному закону:
З_а_к_о_н_у в_н_у_т_р_е_н_н_е_г_о о_п_р_а_в_д_а_н_и_я.
Такой закон говорит, что ничто не может быть сделано на сцене только лишь по техническим соображениям или в силу актерских требований красивости. Напротив: этот закон убеждает в том, что каждый шаг актера должен быть внутренне оправдан. Это "внутреннее оправдание" было названо плохим словом "переживание".
Вот этот закон внутреннего оправдания сохранил для себя Вахтангов на всю жизнь. Он руководствовался им даже при всех своеобразных трюках, которые он так искусно изобретал. И "Турандот" - последняя работа Вахтангова - работа, построенная на остроумных комбинациях таких трюков, нисколько этому основному закону, воспринятому Вахтанговым от корней Художественного театра, не противоречит.
Но в своей работе Художественный театр, всячески укрепляя закон внутреннего оправдания, должен был прибегать к различным приемам,- даже в создании как бы закулисной этики и к внедрению строгой дисциплины,- и естественно впадать в крайности.
Наверное, мы тяжелили искусство. А Вахтангов это "отяжеление" отбрасывал. Ведь у него было природное органическое свойство во все вносить красивую легкость. Таким он пришел к нам еще учеником, таким он был тогда,- с легкостью распевающий шансонетки и умеющий почти анекдотически говорить о вещах, в сущности, трагических. Но эта легкость не свидетельствовала о легкомыслии. Нет - она была в умении передачи легкости. Вот почему начал он бороться с тяжеловесностью Художественного театра, хотя и был самым пламенным приверженцем системы Станиславского, навсегда оставшийся лучшим ее передатчиком.
Но он долго никогда ни на чем не задерживался - отбрасывал то, что казалось ему ненужным для нового театра, о котором он мечтал и который он создавал.
И потом еще: с очень ранних пор, с первых его режиссерских опытов сказалась в нем одна черта, по которой можно было распознать в нем подлинного режиссера. Это обнаруженное им уже в "Празднике примирения" и в "Росмерсхольме", пьесах, им поставленных, умение доводить спектакль до конца.
В гауптмановской драме он отдал дань почти натуралистическим принципам, но уже Бренделя в ибсеновском "Росмере" он сыграл с такой удивительной легкостью, что были отчетливо ощутимы те формы трагедии, которые он набрасывал для нового театра.
И вот "Эрик XIV" стал спектаклем, в котором впервые оформление пьесы нашло себя вне стен Художественного театра.
Но и в трагедии Стриндберга, и глубоко мистической постановке "Гадибука", и в самой своей легкой и изящной работе - в "Турандот" - сохранил Вахтангов одну из существеннейших традиций Художественного театра: убеждение, что подход к пьесе должен быть свободен. Ни одна пьеса не должна быть своей постановкой похожей на другую. Но в каждой должен быть проявлен такой режиссерский подход, который наиболее данному произведению соответствует.
Вот таким режиссером и был Вахтангов.
Корнями своими выросший из Художественного театра, он с удивительной чуткостью ловил черты нового театра и умел их синтезировать, сочетая их с тем лучшим, что было в Художественном театре. Новый же театр предугадывался им настолько ярко, что Художественный театр явственно ощущает, что именно Вахтангов оказал сильный сдвиг в его искусстве.
Россия богата и нефтью, и лесом, и хлопком, и сырьем. Тем, из-за чего могут вести с нею войны. Но не в меньшей, а, может быть, и в еще большей мере, богата она сокровищами искусства, из-за которых не может быть войн, но которые в грядущем увенчают объединенное братство народов.
Одни из созидателей подобных ценностей украшают историю театра, другие совершают его сдвиги. Но таких мало. За десять - двадцать лет - найдется один, который такой сдвиг произведет.
Вот почему и был для Художественного театра такой огромной величиной режиссер Вахтангов...
Даты жизни и творчества Е. Б. Вахтангова
1883
1 февраля. Родился во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе).
1893
Август. Поступил в приготовительный класс I Тифлисской гимназии.
1894
Август. Поступил в I класс Владикавказской гимназии.
22 января. Участвовал в домашнем спектакле учеников VI класса Владикавказской гимназии: "Женитьба" Н. В. Гоголя, роль Агафьи Тихоновны.
1903
Май. Окончил Владикавказскую гимназию.
Август. Держал конкурсный экзамен в Рижский политехникум. Принят не был.
Сентябрь. Поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
1904
15 августа. Первая режиссерская работа на любительской сцене - спектакль Владикавказского студенческого кружка в г. Грозном "Больные люди" ("Праздник примирения") Г. Гауптмана. Роль Вильгельма. {Указаны основные работы Е. Б. Вахтангова на любительской сцене.}
1905
12 января. Первая режиссерская работа в кружке Смоленско-Вяземскjго землячества Московского университета. Спектакль "Педагоги" О. Эрнста в г. Вязьме. Роль учителя Флахсмана.
Август. Перешел на юридический факультет Московского университета. 9 октября. Женился на Надежде Михайловне Байцуровой.
1906
29 июня. Первый спектакль музыкально-драматического кружка Владикавказского студенческого общества. "Сильные и слабые" Н. Тимковского. Режиссер спектакля и исполнитель роли Георгия Претурова. Октябрь. Организация драматического кружка студентов Московского университета.
15 декабря. Спектакль Драматической группы студентов Московского университета "Дачники" М. Горького. Роль Власа.
1907
1 января. Родился сын Сергей.
Июль - август. Напечатан ряд очерков Б. Б. Вахтангова во владикавказской газете "Терек".
1908-1910
Председатель Смоленско-Вяземского землячества. Организация студенческих спектаклей и концертов в Вязьме и Сычевке.
1908
30 июля. Спектакль "На дне" М. Горького во Владикавказском музыкально-драматическом кружке. Режиссер спектакля и исполнитель роли барона.
1909
28 июня. Открытие спектаклей Владикавказского художественно-драматического кружка. "Зиночка" С. Недолина. Режиссер спектакля и исполнитель роли студента Магницкого.
Июль. Напечатаны две статьи Е. Б. Вахтангова во владикавказской газете "Терек".
19 июля. Спектакль "У царских врат" К. Гамсуна во Владикавказском художественно-драматическом кружке. Режиссер спектакля и исполнитель роли Ивара Карено.
30 июля. Спектакль "Дядя Ваня" А. П. Чехова во Владикавказском художественно-драматическом кружке. Режиссер спектакля и исполнитель роли Астрова.
Август. Поступил в Школу драмы А. И. Адашева.
1910
27 декабря - 29 января 1911. Поездка с Л. А. Сулержицким в Париж.
1911
30 января - 8 февраля. Возвращение из Парижа в Москву через Лозанну, Женеву, Берн, Цюрих, Мюнхен, Вену.
4 марта. Первая беседа с Вл. И. Немировичем-Данченко при поступлении в Московский Художественный театр.
11 марта. Первая встреча с К. С. Станиславским в Московском Художественном театре.
12 марта. Окончил Школу драмы А. И. Адашева.
15 марта. Зачислен сотрудником Московского Художественного театра. 19 мая - 30 июля. Поездка в Новгород-Северск во главе труппы молодых актеров.
30 мая. Первый спектакль в Новгород-Северске - "Огни Ивановой ночи" Г. Зудермана. Режиссер спектакля и исполнитель роли Плеца. Август. Начал вести занятия по системе К. С. Станиславского с группой молодежи МХТ.
3 сентября. Начал преподавать на курсах драмы С. В. Халютиной. 23 сентября. Первая роль в МХТ - цыган в "Живом трупе" Л. Н. Толстого.
1912
26 марта - 31 мая. Первая гастрольная поездка с Московским Художественным театром: Петербург - Варшава - Киев. Участие в спектаклях "Живой труп" Л. Н. Толстого (цыган), "Гамлет" В. Шекспира (актер-королева).
15 июня - [1?] августа. Вторая поездка за границу. Летний отпуск в Швеции. Обратный путь в Москву через Норвегию и Данию. 19 декабря. Первая постановка в Михайловском драматическом кружке - "Сильные и слабые" Н. Тимковского.
1913
15 января. Первый спектакль студии МХТ "Гибель "Надежды" Г. Гейерманса. Постановка Р. В. Болеславского.
15 апреля - 31 мая. Гастрольная поездка МХТ: Петербург - Одесса.
Участие в спектакле "Мнимый больной" Мольера (доктор).
Июнь - июль. Летний отпуск на Княжей горе под Каневом, Киевской губернии, вместе с Л. А. Сулержицким, артистами Московского Художественного театра и Студии МХТ.
15 ноября. Открытие Студии МХТ. Премьера пьесы Г. Гауптмана "Праздник мира". Первая режиссерская работа в Студии МХТ.
23 декабря. Первое собрание Студенческой драматической студии с участием Е. В. Вахтангова. Начало работы над пьесой Б. Зайцева "Усадьба "Паниных".
1914
17 марта. Роль Крафта в пьесе Л. Андреева "Мысль" в МХТ. 26 марта. Спектакль Студенческой драматической студии "Усадьба Паниных" Б. Зайцева.
7 апреля - 1 июня. Гастрольная поездка МХТ: Петербург - Киев. Участие в спектаклях "Мысль" Л. Андреева (Крафт), "Мнимый больной" Мольера (доктор), "Николай Ставрогин" Ф. М. Достоевского (гость на балу).
Июнь - июль. Летний отпуск на Княжей горе с Л. А. Сулержицким, артистами Московского Художественного театра и Студии МХТ.
24 ноября. Премьера "Сверчка на печи" Ч. Диккенса в Студии МХТ. Роль Текльтона.
1915
26 апреля. Первый исполнительный вечер в Студенческой драматической студии: "Егерь" А. Чехова, "Женская чепуха" И. Щеглова, "Страничка романа" М. Прево, водевили - "Спичка между двух огней" и "Соль супружества".
4 мая - 2 июня. Первая гастрольная поездка Студии МХТ в Петроград. Играл Текльтона в "Сверчке на печи" Ч. Диккенса. Июль - август. Летний отпуск в Евпатории и на Княжей горе вместе с Л. А. Сулержицким, артистами МХТ и Студии МХТ.
14 декабря. Премьера пьесы Г. Бергера "Потоп" в Студии МХТ. Режиссерская работа Е. Б. Вахтангова. В последующих спектаклях играл роль Фрэзера.
1916
Декабрь. Второй исполнительный вечер в Студенческой драматической студии: "Великосветский брак" и "При открытых дверях" Сутро, "Страничка романа" М. Прево, "Егерь" А. Чехова, "Гавань" Мопассана.
1917
Март. Студенческая драматическая студия переименована в Московскую Драматическую студию под руководством Е. Б. Вахтангова. Третий исполнительный вечер в Студии Е. Б. Вахтангова: инсценировки рассказов А. Чехова - "Егерь", "Рассказ г-жи NN", "Враги", "Иван Матвеич", "Длинный язык", "Верочка", "Злоумышленник", "Гавань" Г. Мопассана.
1918
13 апреля. Генеральная репетиция пьесы Г. Ибсена "Росмерсхольм" в
Первой студии МХТ. Режиссерская работа Е. Б. Вахтангова. Исполнял роль Бренделя.
26 апреля. Премьера пьесы Г. Ибсена "Росмерсхольм" в Первой студии МХТ.
15 сентября. Первое представление пьесы М. Метерлинка "Чудо святого Антония" в Студии Е. Б. Вахтангова.
8 октября. Открытие студии "Габима". Режиссерская работа Е. Б. Вахтангова "Вечер студийных работ" - "Старшая сестра" Ш. Аша, "Пожар" Л. Переца, "Солнце" И. Кацнельсона, "Напасть" И. Берковича.
17 декабря. Открытие Народного театра (у Каменного моста). Спектакль Студии Е. Б. Вахтангова: "Гавань" Мопассана, "Вор" О. Мирбо, "Когда взойдет месяц" И. Грегори.
1918-1919
Руководитель Драматической студии А. О. Гунст. Работа во Второй студии МХТ.
1919
23 марта. Напечатана статья Е. Б. Вахтангова "Пишущим о "системе" Станиславского" в журнале "Вестник театра".
Июнь - июль. Шишкеево, Пензенской губернии. Работа с группой актеров Второй студии МХТ над "Сказкой об Иване-дураке и его братьях" Л. Н. Толстого. Участие в спектаклях "Потоп" (роль Фрэзера) и "На дне" (роль Сатина) в Шишкееве и Рузаевке.
Август. Симбирск. Участие в спектаклях актеров Второй студии МХТ. Роль Фрэзера в "Потопе".
6 сентября -14 октября. Гастрольная поездка Первой студии в Петроград. Участие в спектаклях "Сверчок на печи" Ч. Диккенса (Текльтон), "Потоп" Г. Бергера (Фрэзер), "Двенадцатая ночь" Шекспира (шут). Преподаватель драматической студии имени Ф. И. Шаляпина, Армянской студии, Киностудии Б. В. Чайковского.
1920
Июнь. Гастрольная поездка Первой студии МХАТ в Харьков. Участие в спектаклях "Сверчок на печи" Ч. Диккенса, "Потоп" Г. Бергера. Сентябрь. Постановка "Свадьбы" А. П. Чехова в Студии Е. Б. Вахтангова (первый вариант).
13 сентября. Студия Е. Б. Вахтангова включена в состав Московского Художественного театра и переименована в Третью студию МХАТ.
1921
29 января. Премьера второго варианта "Чуда святого Антония" в Третьей студии МХАТ.
29 марта. Премьера постановки Е. Б. Вахтангова "Эрик XIV" А. Стриндберга в Первой студии МХАТ.
7 апреля. Празднование десятилетнего юбилея работы Е. Б. Вахтангова в МХАТ и в Первой студии.
Сентябрь. Второй вариант "Свадьбы" А. П. Чехова в Третьей студии МХАТ.
13 ноября. Открытие театра Третьей студии МХАТ на Арбате, 26. Спектакль "Чудо святого Антония". Концерт с участием К. С. Станиславского, А. И. Южина, Е. Б. Вахтангова, М. А. Чехова и других.
1922
Январь. Занятия в студии "Культур-лига".
31 января. Премьера постановки Е. Б. Вахтангова "Гадибук" С. Ан-ского в театре-студии "Габима".
27 февраля. Генеральная репетиция "Принцессы Турандот" К. Гоцци в Третьей студии МХАТ.
28 февраля. Премьера "Принцессы Турандот" К. Гоцци в Третьей студии МХАТ.
29 мая. Скончался в 9 часов 55 минут вечера.
31 мая. Похороны на Новодевичьем кладбище.