Главная » Книги

Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1831-1849), Страница 29

Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1831-1849)



рмонического общества в пользу вдов и сирот, при участии П. Виардо и Рубини. 25 февраля ст. ст. П. Виардо ("наш соловушко", "наша любимица") дала последний концерт перед отъездом, обещая вернуться через шесть месяцев. Был ли на этих концертах Тургенев, сказать трудно, так как он, получив 14(26) февраля отпуск, вскоре уехал к матери в Москву и, заболев там воспалением легких, вернулся в Петербург лишь 5(17) мая 1844 г. О выступлениях П. Виардо на петербургской оперной сцене см.: Вольф, Хроника, ч. I, с. 106-107; ч. II, с. 104-105; Яхонтов А. Н. Петербургская итальянская онера в 1840-х годах.- Рус Ст, 1886, No 12, с. 733-745; Розанов, с. 31-45.
   Сама П. Виардо в письме к Жорж Санд от 18(30) ноября 1843 г. так писала о своих выступлениях на петербургской сцене: "Вы знаете, что мой успех здесь так велик, как только вы могли бы желать для вашей Консуэло, - но чего вы не знаете, это - что он растет с каждым представлением и что я сама чувствую, какие успехи делаю каждый вечер... Когда я вышла на сцену в прошлый понедельник в "Цирюльнике", аплодисменты были так бурны и так продолжительны, что я несколько минут не могла начать. Я была поистине тронута столь теплым приемом. Я отблагодарила их во втором действии маленьким сюрпризом, от которого чуть но обрушился зал, - я им спела русскую народную песню - по-русски, разумеется. Никогда я не слышала такого шума" (Marix-Spire, p. 192-193).
  

55. К. С. Аксакову

  
   Печатается по подлиннику; ГЛМ, ф. 17, ед. хр. 2076.
   Впервые опубликовано: Т, ПСС и Л, Письма, т. 1, с. 23,6. Датируется предположительно на основании следующих соображений. Почерк записки соответствует почерку Тургенева начала 40-х годов. Кроме того, из ее содержания можно заключить, что еще недавно Тургенев был серьезно болен, а, как известно (см. письмо 56), находясь в Москве, он был болен в течение двух месяцев и только 5 (17) мая смог возвратиться в Петербург. О серьезной и продолжительной болезни Тургенева писала M. M. Карповой и мать писателя из Москвы 31 марта и 25 апреля ст. ст. 1844 г. В последнем из этих писем В. П. Тургенева сообщала: "Ванечке моему полегче стало", но "когда он выедет <в Петербург>, не знаю еще" (ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 15, л. 13). Комментируемая записка Тургенева относится, по-видимому, к последним дням пребывания его в Москве, когда он был уже в состоянии выходить из дому, - вероятно, к концу апреля ст. ст. 1844 г.
  
   1 По-видимому, речь идет о третьей книжке "Современника" за 1844 г., где за подписью "Т. Л." (т. е. "Тургенев-Лутовинов") были напечатаны два стихотворения Тургенева: "В. Н. Б." и "Заметила ли ты..." .
   2 С Ю. Ф. Самариным Тургенев часто обшался, приезжая в Москву в 1843-1844 тг. (см. письма Ю. Ф. Самарина к К. С. Аксакову: Рус. Арх, 1880, No 2, с. 300). В свою очередь, К. С. Аксаков в недатированной записке, относящейся, возможно, к концу апреля ст. ст. 1844 г., писал Тургеневу: "Самарин сказал мне вчера, что вы с ним собирались нынче ко мне..." (ГПБ. ф. 705, No 72).
   3 Н. А. и А. П. Небольсины считались дальними родственниками В. П. Тургеневой, которая писала сыну 20 сентября 1841 г.: "Это быть непросвещенным но бывать у Небольсиных. Первые балы. Это же наши родные" (ГПБ, ф. 795, No 94, л. 10). О встречах с Тургеневым у Небольсиных см. в воспоминаниях К. И. Менгден {Звенья, VIII, с. 262-263).
  

50. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Рус Вед, 1911, No 173, 28 июля (не полностью); во французском оригинале - Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 3-5.
   Ошибочно датировано самим Тургеневым мартом 1844 г., что Специально оговорено в примечании к публикации этого письма во французском оригинале. Письмо, как явствует из его содержания, написано Тургеневым по возвращении из Москвы в Петербург в мае 1844 г. .....
  
   1 "Allgemeine Theater-Zeitung" ("Всеобщая театральная газета") издавалась в Вене.
   2 П. Виардо приехала вновь в Петербург в конце сентября 1844 г. (Сев Пчела, 1844, No 217,25 сентября). Первое выступление певицы состоялось 2 октября в опере Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
   3 Т. е. ближайший кружок почитателей П. Виардо, собиравшийся у нее в сезон 1843/44 г.; сюда входили, кроме Тургенева, Матв. Ю. Виельгорский, П. В. Зиновьев, С. А. Гедеонов, А. М. Гулевич и др.
   4 Последняя сцена Ромео - в опере В. Беллини "Капулетти и Монтекки", исполнявшейся с заменой третьего действия четвертым действием оперы Н. Ваккаи Джульетта и Ромео". Партию Ромео (контральтовую) исполняла П. Виардо.
   5 Романс Шуберта на слова Гейне из сборника "Schwanengesang" ("Лебединая песня").
   6 Какое музыкальное произведение цитирует Тургенев, не установлено.
   7 Имеется в виду сборник романсов П. Виардо, изданный в Париже в 1843 г. (Album de M-me Viardot-Garcia. E. Troupenas et C-ie, editeurs. Paris, 1843). В нем содержатся 8 романсов и песен на слова французских поэтов или переведенных на французский язык, а также народных, в том числе и названные Тургеневым три романса: "La chapelle" ("Часовня") на слова Л. Уланда, с посвящением Жорж Санд; "L'ombre et le jour" ("Мрак и свет") на слова Э. Тюркети, впоследствии переведенный Тургеневым на русский язык под названием "Ночь и день"; "Adieu les beaux jours" ("Прощайте, ясные дни") на слова неизвестного автора, с посвящением Д. Оберу. В библиотеке Ленинградской филармонии хранится экземпляр "Альбома" П. Виардо (из архива Придворного оркестра) с ее надписью: "Au general Maestro Alexis Lvoff. Souvenirs affectueux de Pauline Viardot. St.-Petersbourg 1-er Janvier 1844" ("Генералу-маэстро Алексею Львову, на добрую память о Полине Виардо. С.-Петербург 1 января 1844 г."). В сценах из оперы А. Ф. Львова "Бьянка и Гвальтьеро" П. Виардо выступала в Петербурге, например в концерте, данном 19 февраля 1844 г.
   8 О каком из братьев идет речь, установить не удалось. Возможно, имеется в виду С. А. Волков.
   9 Лето 1844 г., с июня по сентябрь, Тургенев жил на даче в Парголове под Петербургом.
   10 Тургенев служил в Министерстве внутренних дел с июня 1843 г. по 18 (30) апреля 1845 г., тогда вышел в отставку в чине коллежского секретаря. В звании "отставного коллежского секретаря" Тургенев пребывал всю остальную свою жизнь.
  

57. А. В. Никитенко

  
   Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 18718, л. 12-13.
   Впервые опубликовано: Лит Арх, ч. 4, с. 183, с предположительной датировкой - 1844 г.
   Датируется по содержанию, из которого следует, что речь в письме идет о поэме "Разговор", Тургенев, очевидно, имеет в виду не дошедшую до нас рукопись поэмы, о которой С. Н. Кривенко пишет: "Находящаяся у нас рукопись представляет, по всем вероятиям, черновик, потому что переполнена множеством помарок и поправок... Участвующий в разговоре старик везде называется монахом и отшельником и преобразился в старика, вероятно, исключительно в видах цензурных... В начале рукописи написано рукою И. С: "Разговор. Стихотворение Ив. Тургенева (Т. Л.) 777 стихов", а в конце сделана пометка: "20 августа 1844 г. С. Парголово"" (Т, Стих, 1891, с. 253). Таким образом, письмо к Никитенко не могло быть написано раньше конца августа ст. ст. 1844 г. С другой стороны, оно написано до выхода октябрьской книжки "Отечественных записок" за 1844 г., получившей цензурное разрешение 25 сентября ст. ст. 1844 г.
  
   1 А. В. Никитенко цензуровал в этот период "Отечественные Записки". В октябрьском номере журнала за 1844 г. поэма "Разговор" не была напечатана. Она вышла отдельным изданием в самом начале 1845 г.
   2 Слово "монах" Тургенев изъял. Вместо стихов печатного текста поэмы
  
   Стоял пустынник... наконец,
   Он вышел медленно на свет
  
   в черновой рукописи было:
  
   Вздохнул задумчиво монах...
   И, четки стиснувши в руках
  
   (см.: Т, Стих, 1891, с. 253; Т, ПСС и П, Сочинения, т. 1, с. 104, 480).
  

58. В. Г. Белинскому

  
   Печатается по копии А. Н. Пыпина: ИРЛИ, No 3361, с. 307.
   Впервые опубликовано: Белинский, Письма, т. 3, с. 347, с приблизительной датировкой - осень 1844 г.
   Подлинник неизвестен.
   Датируется на основании цензурного. разрешения отдельного издания поэмы "Разговор", последовавшего 13 (25) декабря 1844 г.
  
   1 Замечания Белинского были изложены на обратной стороне записки Тургенева, который исправил корректуру в соответствии с этими замечаниями (см.: Белинский, т. 12, с. 247-248; наст. изд., Сочинения, т. 1, с. 469).
  

59. А. А. Бакунину

  
   Печатается по подлиннику:. ИРЛИ, ф. 16, оп. 9, No 484, л. 12.
   Впервые опубликовано: Корнилов, c.: 28Д.
  
   1 Это письмо неизвестно.
   2 Тургенев намекает на свой разрыв с Т. А. Бакуниной.
   3 Тургенев выехал в Париж в мае ст. ст. 1845 г.
   4 9 (21) февраля 1845 г. Тургенев получил двухмесячный отпуск по службе (см. Офиц. письма и делов. бумаги, No 13), провел его в Москве и затем, выйдя в апреле в отставку, в мае уехал за границу.
   5 Другие письма Тургенева к А. А. Бакунину за этот период неизвестны.
   6 Очевидно, речь идет об отдельном издании поэмы "Разговор", вышедшем в начало января ст. ст. 1845 г. (Сев Пчела, 1845, No 9, л2 января).
  

60. В. Г. Белинскому

  
   Печатается по подлиннику: ГБЛ, М.5184.26, л. 1.
   Впервые опубликовано: Белинский, Письма, т. 3, с. 350-351.
  
   1 "Помещик" был напечатан в "Петербургском сборнике", материал для которого в это время собирал Н. А. Некрасов. Как видно из настоящего письма, первоначально у Тургенева, Белинского; и Некрасова была мысль напечатать эту поэму отдельно, как незадолго перед этим были выпущены поэмы "Параша" и "Разговор".
   2 Речь идет о статьях И. В. Киреевского "Обозрение современного состояния словесности" (Москв, 1845, No 1) и "Обозрение современного состояния литературы (статья вторая)" (Москв, 1845, No 2-3). Статья Тургенева не была написана.
   3 "Недолгая любовь" - первоначальное название поэмы "Андрей", напечатанной впоследствии в "Отечественных записках" (1846, No 1).
   4 Очевидно, уже в это время Белинский вынашивал план издания альманаха "Левиафан". Между тем П. В. Анненков приурочивает этот план лишь ко времени, непосредственно предшествовавшему разрыву Белинского с "Отечественными записками" Краевского, т. е. ко второй половине 1845 г. (см.: Анненков, с. 296; Ванюшина М. А. Белинский в работе над организацией альманаха "Левиафан" в 1846 г. - Уч. зап. Саратов. гос. ун-та, 1952, Т. ХХХТ, с. 263). О задуманном альманахе Белинский неоднократно; писал впоследствии А. И. Герцену, сообщая ему, между прочим, что Тургенев для альманаха дает "повесть и поэму" (Белинский, Т. 12, с. 254).
  

61. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и. А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано в русском переводе - ВЕ, 1911, No 8, с. 184; во французском оригинале - Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 5-7.
   Датируется по содержанию и по связи с письмом 62, написанным через несколько дней. В обоих письмах речь идет о недавних гастролях П. Виардо в Петербурге, которые проходили в последний раз в сезон 1845/46 г. и окончились в начале февраля 1846 г. В письме 62. Тургенев упоминает о том, что уже скоро три месяца, как П. Виардо уехала из Петербурга, и сообщает ей, что пишет накануне своего отъезда в деревню. Этот отъезд состоялся в начале мая ст. ст. 1846 г., так как около 7 мая Тургенев уже был в Москве, где виделся с Белинским (см.: Белинский, т. 12, с. 276), а затем отправился в Спасское и пробыл там до октября.
  
   1 Приезд П. Виардо в Петербург на оперный сезон 1846/47 г. не состоялся.
   2 П. Виардо уехала из Петербурга 14 февраля ст. ст. 1846 г.; 2 февраля состоялся ее бенефис в опере "Сомнамбула" (Сев Пчела, 1846, No 29, 33, 35, 5, 9, 13 февраля). 9 февраля 1846 г. П. Виардо обратилась с письмом к директору императорских театров А. М. Гедеонову, в котором просила немедленно отпустить ее из Петербурга вследствие болезни (ИРЛИ, ф. 123, оп. 3, No 27; опубликовано: Советская музыка, 1960, No 8, с 92). 12 февраля в No 35 "Северной пчелы" появилось "печальное известие" о том, что "любимица нашей публики г-жа Виардо-Гарция уже не будет петь в нынешний сезон. После ее бенефиса открылся у нее злокачественный кашель, называемый коклюшем, и медики решили, что единственное верное средство к исцелению этого опасного недуга есть перемена места, т. е. климата". В "Русском инвалиде" от 13 февраля 1846 г., No 36, напечатано было объявление об отъезжающих заграницу, в числе которых "Луи Виардо с женою Паулиною, урожденною Гарция".
   3 По всей вероятности, речь идет о рецензии на историческую драму "Смерть Ляпунова" С. А. Гедеонова - см.: наст. изд., Сочинения, т. 1.
   4 Куртавнель - усадьба Л. и П., Виардо в 50 км к востоку от Парижа, близ местечка Розе-ан-Бри в департаменте Сеиы-и-Марны. Тургенев бывал в Куртавнеле летом 1845 г., когда впервые после знакомствах Л. и П. Виардо выехал за границу (см. "Мемориал" - наст. изд., Сочинения, т. 11). Описание усадьбы см.: Розанов, с. 45-46.
   6 Поездка Тургенева в Одессу, не состоялась.
  

62. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). На первой странице письма (в левом верхнем углу) помета рукой П. Виардо: "non" ("нет" - франц.).
   Впервые опубликовано: в русском переводе - ВЕ, 1911, No8, с. 179; во французском оригинале - Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 7-9.
   Обоснование датировки см. в примеч. к письму 61.
  
   1 См. письмо 61, примеч. 3.
   2 См. примеч. (обоснование датировки) к письму 61.
   3 Имеется в виду решение П. Виардо относительно гастролей в Петербурге зимой 1840/47 г. Гастроли эти не состоялись. Причины, побудившие певицу отказаться от поездки в Петербург, были изложены ею в письме к Матвею Ю. Виельгорскому от 3 мая 1840 г. (см.: Муз Наcл, т. 2, ч. 2, с. 30-31); см. также: Розанов, с. 64-65.
   4 Вероятно, речь идет о повести "Бретёр", появившейся в No 1 "Отечественных записок" за 1847 г.
   5 С сыном Жорж Санд Морисом Тургенев познакомился, вероятно, тогда же, когда и с самой Жорж Санд, - летом 1845 г. в Куртавнеле (см. "Мемориал" - наст. изд., Сочинения, т. 11).
   8 Брат П. Виардо - Мануэль Гарсиа.
   7 Если речь идет о рецензии на драму С. А. Гедеонова "Смерть Ляпунова" (см. письмо 61, примеч. 3), то Тургенев мог из-за нее ожидать для себя цензурных и служебных неприятностей потому, что резко отзывался о произведении сына крупного чиновника, директора императорских театров.
   8 Как полагает А. Звигильский, речь идет о статье Л. Виардо "Пасхальная ночь в Московском Кремле" (Иллюстрация, 1846, 11 апреля, с. 86-87; 18 апреля, с. 106), в которой цензурой был исключен отрывок, касавшийся социального устройства крепостной России (Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 8-9).
   9 Что подразумевает Тургенев, неясно; возможно, он ошибается, имея в виду 1 ноября - годовщину своего знакомства с П. Виардо в 1843 г.
  

63. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Рус Вед, 1911, No 173, 28 июля, (не полностью); во французском оригинале - Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 9-12.
  
   1 П. Виардо гастролировала в Берлинской опере с октября 1846 г. Тургенев мог знать об этом как, из русских, так и из берлинских газет, - в частности, из "Allgemeine Preussische Zeitung", внимательно следившей за ее выступлениями (см. следующие письма к П. Виардо).
   2 Эти письма Тургенева неизвестны.
   3 "Норма" - опера В. Беллини,(1831). Партию Нормы пела и П. Виардо, прославленная исполнительница каватины "Casta diva" ("Непорочная богиня" - обращение жрицы Нормы к луне). В Петербурге в сезон 1846/47 г. "Норма" шла при новом составе исполнителей, вызывавшем сомнения и критическое отношение со стороны поклонников П. Виардо. "Многие, узнав, что г-жа Виардо не будет петь в настоящий сезон, предсказывали опере совершенное падение, - писала "Иллюстрация". - Первые спектакли, казалось, оправдывали их предсказание"(1846, т. 3, No 38,12 октября, с. 602-604). Но эти опасения оказались преждевременными: рецензент отмечает далее успех Т. де Джули-Борси и других исполнителей, называемых Тургеневым. К. Гуаско пел партию Поллиона, Виола - Адальджизы.
   4 "Любовный напиток" ("Elisir d'amoro") - комическая опера Г. Доницетти, текст Ф. Романи (1832); П. Виардо пела в ней партию Адины.
   5 "Храмовник" ("Il Templario", 1840) - опера О. Николаи на сюжет романа В. Скотта "Айвенго",
   6 "Эрнани" ("Ernani") - опера Дж. Верди на сюжет одноименной драмы В. Гюго, текст Ф.-М. Пьяве (1844).
   7 "Лючия ди Ламмермур" i"Lucia di Lammerrooor") - опера Доницетти на сюжет роману В. Скотта "Ламмермурская невеста", текст С. Каммараво, (1835).
   8 "Лукреция Борджиа" ("Lucrezia Borgia") - опера Доницетти на сюжет одноименной драмы Гюго, текст Романи (1833).
   9 В 1845 г. была поставлена историческая драма С. А. Гедеонова "Смерть Ляпунова"; о какой какой драме его, идет речь - неизвестно.
   10 Тургенев выехал, однако, за границу во второй половине января ст. ст. 1847 г. и в июле приехал в Париж (см. следующие письма). Сомнения в возможности поездки были вызнаны, очевидно, денежными соображениями, вследствие зависимости Тургенева от матери, по сочувствовавшей его поездкам за границу и особенно - его дружбе с П. Виардо.
  

64. Луи и Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании M. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано (с пропусками и неточностями): во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1898, No 43, 24 septembre, p. 469-472; в русском переводе - Моск Вед, 1898, No 256, 17(29) сентября. Перепечатано: в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с. 7-11, I; Письма к Виардо, с. 3-10, I; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardot, p. 1-6, I.
   Полностью публикуется впервые.
  
   1 Это письмо неизвестно.
   2 Opem-Haus - Королевская опера в Берлине, где П. Виардо выступала с 5 октября по 2 декабря н. ст. 1846 г. в итальянской опере, ас 1 января 1847 г. - в составе немецкой оперной труппы (см. письмо 65, примеч. 9).
   3 Берлинская официозная газета "Allgemeine Preussische Zei-tung", которую читал Тургенев, поместила ряд восторженных, хотя и кратких рецензий на выступления П. Виардо в Берлинской опере - в роли Амины в "Сомнамбуле" Беллини (1846, No 278, 7 октября), Адины в "Любовном напитке" (No 290. 19 октября; No 315, 15 ноября) и Норины в "Дон Паскуале" Доницетти (No 322, 20 ноября), Нормы в одноименной опере Беллини (No 306, 4 ноября). Рецензенты неизменно именовали Виардо "гениальной артисткой", "гениальной женщиной" и т. п. В рецензии на оперу "Норма" отмечались драматизм, правдивость и выразительность исполнения П. Виардо.
   4 Партия Амины в опере "Сомнамбула" считалась едва ли не высшим достижением П. Виардо во время ее петербургских гастролей 1843/44 и следующих годов. В Берлине опера также шла при участии П. Виардо.
   5 "Гугеноты" и "Лагерь в Силезии" - оперы Мейербера, из которых первая заслужила длительную и прочную европейскую славу, вторая же была вскоре забыта.
   6 "Ифигения", т. е. "Ифигения в Тавриде",- опера Глюка (1779) на сюжет трагедии Еврипида того Же названия. Трагедия Гёте "Ифигения в Тавриде" (1786) написана, на тот же Древнегреческий сюжет. Тургенев говорит об "Ифигении" в связи с постановкой оперы (на немецком языке) в Берлине, осуществленной позднее - весной 1847 г.- с участием П. Виардо в заглавной партии (см. письмо 65, примеч. 9). В письме к гр. Матв. Ю. Виельгорскому от 12 декабря 1846 г. П. Виардо писала: "Так как позднее мне придется играть в "Ифигения в Тавриде", Глюка, то я хочу составить себе истинное представление о величественных и грандиозных образах античности. Как много надо трудиться, чтоб быть артистом! Но как это в то же время прекрасно!" (Муз Наcл, т. 2, ч. 2, с. 40; подлинник по-французски).
   7 Речь идет, очевидно, о романсах П. Виардо.
   8 Тургенев, вероятно, имеет в виду "Souvenirs de chasses" ("Охотничьи воспоминания"), выпущенные в 1846 г. Часть этих очерков, относящуюся к России, он мог читать раньше, в двух изданиях 1845 г. (см. письмо 54, примеч. 1).
   9 Роман Жорж Санд "Лукреция Флориани", написанный в 1846 г., тогда же, еще до окончания работы над ним, стал печататься в фельетонах газеты "Le Courrier francais", и в литературных кругах тотчас заговорили о том, что романистка в лице героя романа князя Кароля Росвальда изобразила композитора Фр. Шопена, а в отношениях между Росвальдом и героиней - актрисой Лукрецией Флориани - отразились длительные отношения Шопена с самой писательницей, Ж. Санд впоследствии решительно отрицала эти сближения, но ряд данных показывает несомненное сходство - если не в фактах, то в чертах характера - между князем Каролем и Шопеном (см.: Karenine Wladimir. George Sand, sa vie et ses oeuvres, 1838-1848. Paris, 1912. T. 3, p. 513-537; русское издание: Каренин Владимир. Жорж Санд, ее жизнь и произведения. Пг., 1916. Т. 2, с. 497-524).
   10 Журнал "Современник", с начала 1847 г. ставший органом Белинского и его круга, выходил под редакцией Н. А. Некрасова, И. И. Панаева и (формально) А. В. Никитенко. Осенью 1846 г. были закончены переговоры с владельцем его П. А. Плетневым о переходе журнала к новой редакции.
   11 Вероятно, мисс Блэквуд.
   12 1 (13) ноября 1846 г. исполнилось три года со дня знакомства Тургенева с П. Виардо.
  

65. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится: в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе - Рус Вед, 1911, No 173, 28 июля; во французском оригинале - Т, Lettres ined, P. 3-5.
  
   1 Тургенев имеет в виду письмо от 8 (20) ноября 1846 г.
   2 "La gazza ladra" ("Сорока-воровка") - опера Россини на сюжет мелодрамы Кенье и д'Обиньи, текст Геральдики (1817). Заглавную партию Нинетты1 Пела также П. Виардо.
   3 См. письмо 63 примеч. 6.
   4 "Дочь полка" - комическая опера Г. Доницетти (1840) на текст Ж.-Ф.-А. Байара и Ж. Сен-Жоржа. Отзыв об этой постановке дан в "Иллюстрации" (1846, No 46, 7 декабря),
   5 "Linda di Chamounix" ("Линда ди Шамуни"), опера Доницетти, текст Н. Росси (1842).
   6 Вольф говорит о ней: "Место Виардо заняла Марра, золотая посредственность, потерпевшая торжественное фиаско в "Любовном напитке" и в "Дочери полка"" (Вольф, Хроника, ч. I, с. 122-123).
   7 Граф Матвей Юрьевич Виельгорский, так же, как и его старший брат Михаил Юрьевич, принадлежал к высшему петербургскому свету. Он был талантливым дилетантом-музыкантом, поклонником итальянской оперы" и в течение многих лет состоял в переписке с Полиной Виардо; письма П. Виардо к нему см.: Муз Наcл, т. 2, ч. 2, с. 5-134 (публикация А. С. Розанова); певица посвятила ему один из своих романсов - "Un jour de printemps" ("Весенний день") на слова Тюркети. См.: 10 melodies par Pauline Viardot. Album do chant pour 1850. Brandus et C-ie, editeurs, Paris.
   8 В рецензии "Allgemeine Preussische Zeitung" (1846, No 336, 4 декабря) на последнее представление (2 декабря) "Сомнамбулы" с участием "синьоры Гарсиа" было написано: "Нужно ли говорить о том, как мастерски разрешила синьора Гарсиа свою музыкальную задачу, несмотря на заметное недомогание?" ("trotz merklicher Indisposition" - эти слова в тексте газеты подчеркнуты).
   8 Речь идет о выступлении П. Виардо в Берлине в составе немецкой оперной труппы по окончании гастролей в итальянской опере. Первое ее выступление на немецком языке состоялось 1 января 1847 г. в роли Розины в "Севильском цирюльнике" Россини (см. рецензию: Allgemeine Preussische Zeitung, 1847, No 3, 3 января). 30 апреля 1847 г. П. Виардо спела - также по-немецки - партию Ифигении в онере Глюка "Ифигения в Тавриде". Выступления Виардо вызвали ряд отзывов немецкой печати, восторженно хваливших ее немецкое произношение. Выдержки из этих отзывов были перепечатаны и "Библиотеке для чтения" (1847, т. 83, No 8, отд. VII, с. 161-162). В то же время П. Виардо выступала в концертах, например 17 марта в концерте пианистки Клары Шуман, жены композитора. На всех этих спектаклях с начала февраля мог присутствовать Тургенев, приехавший из Петербурга в Берлин в конце января - первых числах февраля п. ст. и проживший здесь до 13 (25) мая 1847 г.
   10 Имеется в виду "Современник" Н. А. Некрасова и И. И. Панаева. См. письмо 64, примеч. 10.
  

66. А. В. Никитенко

  
   Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 18718, л. 7.
   Впервые опубликовано: Лит Арх, т. 4, с. 185, с предположительной датировкой - конец 1846 - начало 1847 г.
   Эта датировка принимается в настоящее издании с некоторым уточнением: конец 1846 - первая половина января ст. ст. 1847 г., так как во второй половине января ст. ст. 1847 г. Тургенев выехал за границу. Очевидно, письмо относится к этому периоду, когда А. В. Никитенко был официальным редактором "Современника", только что перешедшего к И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову. Так как Никитенко не знал английскою языка, он мог направить присланный ему перевод на отзыв Тургеневу, принимавшему деятельное участие в редакционных делах "Современника".
  
   1 Перевод "Сна" Байрона не появлялся в "Современнике" ни в этот период, ни в последующие годы. Автор перевода неизвестен.
  

67. О. С. Одоевской

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, архив В. Ф. Одоевского, No 1411, л. 5.
   Впервые опубликовано: Т, ПСС и II, Письма, т. 1, с. 255, с предположительной датировкой, которая принимается и в настоящем издании.
   Датируется на основании двух хранящихся в архиве ИРЛИ записок В. Ф. Одоевского к П. А. Плетневу с упоминанием о сдаче внаем загородного дома Одоевских - в Выборгской части, на Черной речке. В записке от 16 февраля 1847 г. Одоевский пишет: "Не услышите ли желающего иметь нашу лесную дачу. Мы ее отдаем. Сами отправляемся в Финляндию". В записке от 17 февраля - уточнение: "Дачу мы отдаем, любезный Петр Александрович, за 30 руб. серебром с мебелью и со всеми хозяйственными причудами... Очень бы хотели отдать в хорошие руки и избежать публикации в газетах" (Т, ПСС и П, Письма, т. 1, с. 564).
   Познакомившись с Одоевским еще в 1838 г. (у Плетнева), Тургенев, по-видимому, и в 40-х годах бывал у Одоевских, с кругом которых он был связан литературными и музыкальными интересами, хотя сведения о его встречах с Одоевскими относятся в основном к 50-м и 60-м годам (см. письма Тургенева к Одоевской: наст. изд., Письма, т. 2; "Дневник В. Ф. Одоевского 1859-1869 гг.": Лит Наcл, т. 22-24, с. 178, 197, 229, 244).
   Во второй половине января ст. ст. 1847 г. Тургенев уехал за границу, но до отъезда из Петербурга он мог знать о хлопотах Одоевских по сдаче внаем загородного дома. Выражения "сей дом продается" и "внаймы отдается" поставлены в кавычки, очевидно, потому, что автор иронически повторял форму продажных и арендных объявлений, превратившуюся в штамп.
  

68. Н. А. Некрасову (?) и И. И. Панаеву (?)

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 230. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. I, с. 256, с предположительным установлением адресатов, которое принимается и в настоящем издании.
   Это - начало письма, которое, вероятно, закончено и отправлено не было. Оставшийся свободным лист занят черновым автографом рассказа "Русский немец" (см.: Mazon, p. 54; наст. изд., Сочинения, т. 3, с. 520).
  
   1 Начиная с ноября 1856 г. Тургенев в письмах к Л. и П. Виардо (No 64, 65) сообщал, что он усиленно работает для перешедшего к повой редакции журнала "Современник". Уже в первых трех книжках "Современника" за 1847 г. были напечатаны его два очерка, вошедшие впоследствии в книгу "Записки охотника", рецензия на трагедию Н. В Кукольника "Генерал-поручик Паткуль", фельетон "Современные заметки", "Письма из Берлина" и ряд стихотворений.
   Начатое Тургеневым письмо должно было явиться ответом на неизвестное (возможно, коллективное, т. е. подписанное Некрасовым и Панаевым), письмо к нему да редакции "Современника", датирующееся, по упоминанию "четверга на Страстной", 20 марта (1 апреля) 1847 г. В письме В. Г. Белинскому от 21 апреля (3 мая) 1847 г. Тургенев признавался: "Я не смею сам писать к Некрасову" (см, письмо 70, примеч. 6).
  

69. В. Г. Белинскому

  
   Печатается по подлиннику; ЦГАЛИ, ф. 52, оп. 1, ед. хр. 7, л. 1.
   Впервые опубликовано в сб.: В пользу голодающих. Лепта Белинского. М., 1892, с. 31.
  
   1 Оба письма Тургенева Белинский получил, но они до нас не дошли (см.: Белинский, т. 12, с. 353).
   2 У Белинского умер сын Владимир.
   3 Белинский выехал из Кронштадта 6(18) мая 1847 г. (см.: Белинский, т. 12, с. 362).
   4 В Штеттин Тургенев не поехал и Белинского не встретил; встретились они в Берлине, на квартире Тургенева (см. письмо 71).
  

70. В. Г. Белинскому

  
   Печатается по подлиннику: ГБЛ, М. 5184.26, л. 2.
   Впервые опубликовано: Белинский, Письма, т. 3, с. 370.
  
   1 В письме к Тургеневу из Петербурга от 12 (24) апреля 1847 г., говоря о скором своем отъезде в Германию, Белинский писал: "Вот когда я, Ваш Фингал, обниму Вас, мою Моину, если Вы сдержите Ваше обещание - ждать меня В Штеттине" (Белинский, т. 12, с. 353). Фингал и Моина - персонажи трагедии В. А. Озерова "Фингал" (1805).
   2 Это письмо неизвестно. Говоря далее о "компании", Тургенев имеет в виду компанию, содержавшую пароходство между Петербургом и Штеттином.
   3 В письме Белинского к жене от 10 (22) мая 1847 г., написанном в Берлине, читаем: "Пишу к тебе в комнате Тургенева" (Белинский, т. 12, с. 362).
   4 В "Литературных и житейских воспоминаниях" Тургенев писал: "Летом 1847 года Белинский попал, в первый и последний раз, за границу. Я прожил с ним несколько недель в Зальцбрунне, небольшом силезском городке, славящемся своими водами, будто бы излечивающими чахотку...". См. также: Белинский, т. 12, с. 363-369.
   5 См.: Белинский, т. 12, с. 353.
   6 Тургенев не прислал обещанную Некрасову статью о немецкой литературе и поэму "Маскарад", ранее предназначавшуюся для альманаха "Левиафан" (см.: Некрасов, т. 10, с. 61-62, 70; Ванюшина М. А. Белинский в работе над организацией альманаха "Левиафан" в 1846 г.- Уч. зап. Саратов, гос. ун-та, Саратов, 1952. Т. 31, с. 268). Между тем о последней уже было помещено объявление в "Современнике" (1846, No 11, с. 241).
  

71. М. В. Белинской

  
   Печатается по подлиннику: ГБЛ, М. 5183.3.38, л. 39.
   Впервые опубликовано: Белинский, Письма, т. 3, с. 371.
   Письмо является припиской к письму В. Г. Белинского к жене ОТ 10(22) мая 1847 г.
  
   Стр. 221. "Мейер и К0" - Беренштрассе, No 44, для передачи г-ну Белинскому... "Мендельсон и К0" (нем. и франц.),
  
   1 В Дрезден Белинский и Тургенев приехали 14 (26) мая 1847 г. и пробыли там шесть дней (см.: Белинский,т. 12, с. 366-367).
   2 В Зальцбрунн Белинский и Тургенев приехали 22 мая (3 июня) 1847 г. (см.: Белинский, т. 12, с. 363) и пробыли там до начала июля ст. ст.
   3 Сестра жены Белинского - А. В. Орлова.
   4 "Маленькая" - дочь Белинского Ольга, родившаяся в 1845 г.
  

72. Полине и Луи Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 12-15.
  
   1 "I Masnadieri" ("Разбойники") - опера в 4-х действиях Дж. Верди на либретто Ф. М. Пьяве, дополненное А. Маффеи, по одноименной трагедии Ф. Шиллера. Впервые была поставлена самим композитором на сцене лондонского Театра Королевы в летний итальянский сезон 1847 г. Первое представление оперы, на котором присутствовал Тургенев, состоялось под управлением автора 22 июля 1847 г.
   2 Драма Шиллера "Разбойники" в 5-ти действиях.
   3 Речь идет об опере Верди "Ломбардцы в первом крестовом походе" ("Lombardi alla prima crociata", 1842) на либретто Т. Солеры по одноименной поэме Т. Гросси (1826). В этой опере П. Виардо, согласно контракту с дирекцией петербургских императорских театров, должна была петь в сезон 1845/46 г. Однако по каким-то причинам она от этого отказалась, уступив свою партию Т. Мольтини.
   4 Опера Мейербера "Роберт-Дьявол" (1830) на текст Э. Скриба и К. Делавиня шла на берлинской сцене в марте и апреле 1847 г. с участием П. Виардо, певшей: партию Алисы. В спектакле 28 марта и. ст. она спела две партии - Алисы и Изабеллы. О берлинских выступлениях П. Виардо Тургенев упоминает в "Письме первом" начатого и незавершенного цикла "Писем из Берлина", датированном 1 марта н. ст. 1847 г.: "Я с большим удовольствием увидел и услышал снова Виардо. Голос, ее не только не ослабел, напротив, усилился; в "Гугенотах" она превосходна и возбуждает здесь фурор" (Совр, 1847, No 3, отд. "Смесь", с. 48; см. также: наст. изд., Сочинения, т. 1, с. 293).
   5 Эти письма неизвестны.
   6 Сведениями об этой поездке Тургенева в Булонь мы не располагаем, за исключением упоминания о ней в "Мемориале" (см. наст. изд., Сочинения, т. 11).
  

73. М. Ф. Корш

  
   Печатается по подлиннику: ГБЛ, М. 5184.40.
   Впервые опубликовано: ГБЛ, Сб, 1940, с. 83, с предположительной, датировкой, - август 1847 г.
   Судя по содержанию и адресу на обороте письма, оно написано в Париже, в пору пребывания там В. Г. Белинского. Тургенев обещал Белинскому проводить его на родину - от Парижа до Штеттина. Предполагалось, что их совместный отъезд состоится 3(15) сентября 1847 г. Но Белинский, наблюдая неоднократные отлучки Тургенева в Куртавнель, досадовал на него за это и сомневался в реальности его обещаний. В настоящем письме речь идет об очередной поездке, в Куртавнель, из которой Тургенев надеялся возвратиться через две недели, чтобы 3 (15) сентября ехать с Белинским. Поэтому всего вероятнее, что письмо написано около 20 августа ст. ст. 1847 г. Это предположение подкрепляется письмом Белинского к жене от 22 августа (3 сентября) 1847 г., в котором говорится, что Тургенев "показался было на несколько дней в Париже, да и опять улизнул в деревню к Виардо" (Белинский, т. 12, с. 396).
  
   Стр. 225. Милостивой государыне мадемуазель Марии Корш, аллея Мариньи, No 9, во втором этаже, у г-жи Герцен (франц.).
  

74. В. Г. Белинскому

   Печатается по подлиннику: ГБЛ, М. 5184.26, л. 3.
   &

Другие авторы
  • Измайлов Владимир Васильевич
  • Бажин Николай Федотович
  • Розенгейм Михаил Павлович
  • Бунин Иван Алексеевич
  • Руссо Жан-Жак
  • Маяковский Владимир Владимирович
  • Гаршин Всеволод Михайлович
  • Максимов Сергей Васильевич
  • Грановский Тимофей Николаевич
  • Касаткин Иван Михайлович
  • Другие произведения
  • Маяковский Владимир Владимирович - Стихотворения (1924 - первая половина 1925)
  • Достоевский Федор Михайлович - Братья Карамазовы. Часть 3.
  • Мориер Джеймс Джастин - Похождения Хаджи-Бабы из Исфагана
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Вечевой колокол. Русский роман Xv столетия
  • Волконский Михаил Николаевич - Гамлет Xviii века
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович - Эсфирь, трагедия из священного писания...
  • Гончаров Иван Александрович - Переписка с великим князем Константином Константиновичем
  • Страхов Николай Николаевич - Простая речь о мудреных вещах. Сочинение Михаила Погодина
  • Курицын Валентин Владимирович - В. В. Курицын: краткая справка
  • Венгерова Зинаида Афанасьевна - Кок, Поль
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа