Главная » Книги

Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1831-1849), Страница 31

Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1831-1849)



ерепечатано: Halp.-Kam., -Viardot, p 48, VIII (как начало письма от, 5 (17) января 1848 г.); в русском переводе впервые опубликовано: Рус Вед, 1911, No 177, 2 августа (с пропусками и неточностями,; а также с воспроизведением начала письма (см. выше) во французском оригинале). Впервые полностью во французском оригинале, опубликовано: Т, Nouv corr ined, t. 1, p. 18-23.
  
   1 Своего намерения Тургенев, по-видимому, не осуществил так как его портрет работы Леона Виардо неизвестен.
   2 П. Виардо приехала в Берлин 25 декабря и. ст. 1847 г. Сообщение об этом помещено в "Journal des Debatы" 1 января п. ст. 1848 г.
   3 "Жидовка" - опера Ж. Галеви на текст Э. Скриба, поставленная в Париже в 1835 г. Во время гастролей в Берлине весной 1847 г., о которых и вспоминает далее Тургенев, П. Виардо исполняла в ней главную партию - Рахили.
   4 Супруги Pillo-au-Nid (Пиль в гнезде) - очевидно, юмористически-охотничье прозвище.
   5 В доме своей русской поклонницы и приятельницы, гр. Каменской, П. Виардо останавливалась в Дрездене, во время своих гастролей там в ноябре-декабре 1847 г.
   6 Сестра Луи-Филиппа, Евгения-Аделаида-Луиза, принцесса де Бурбон-Орлеан умерла 31 декабря н. ст. 1847 г.
   7 Абд-эль-Кадер в 1832 г. провозгласил "священную войну" против французов и вел ее с переменным успехом более 15 лет. В конце 1847 г. он вследствие неравенства сил потерпел ряд неудач и после окончательного поражения в ночь на 22 декабря н. ст. был захвачен генералом К. Л. Ламорисьером и генерал-губернатором Алжира герцогом Омальским. Сообщение о взятии его в плен было опубликовано парижскими газетами 1 января н. ст. 1848 г. и воспринято как политическое событие величайшей важности, способное укрепить правительство Луи-Филиппа, подвергшееся критике со стороны либеральной оппозиции.
   8 Открытие сессии палат на 1848 г. (последней сессии перед февральской революцией) состоялось 28 декабря н. ст. 1847 г.; сессия началась тронной речью короля, вызвавшей сильнейшее недовольство оппозиции. 29 декабря, на первом деловом заседаний, был избран председатель Палаты депутатов - кандидат консервативной (правительственной) партии Созе; выборы показали безусловное преобладание в палате сторонников правительства, что резко противоречило настроениям в стране.
   9 Курс лекций историка Ж. Мишле был прекращен приказом министра народного просвещения за якобы вредное направление и возбуждение молодежи к антиправительственным демонстрациям. 7 января Мишле опубликовал в газетах открытое письмо, обращенное с благодарностью к молодым людям, его слушателям, где он объяснял задачу своего курса: "Весь курс этого года рассматривает один, существеннейший теперь вопрос: моральный и социальный разрыв (между образованным меньшинством и народом, "высшим" и "низшим" классами. - Ред.)к способы его преодоления" (Journal des Debats, 1848, 10 января).
   10 "Любовный напиток" - опера Доницетти, поставленная в Париже в 1839 г. П. Виардо выступала в ней во время гастролей в Петербурге, Берлине и других местах, исполняя партию Адины; Неморино - герой оперы.
   11 "Haydee, on le Secret" ("Гаиде, или Секрет") - комическая опера на текст Скриба, поставлена впервые 28 декабря 1847 г. Отзыв о ной дай в фельетоне "Journal des Debats" от 4 января 1848 г.: здесь, в отличие от мнения Тургенева, отмечается легкая, изящная музыка Обора.
   12 Критик "Journal des Debats" (4 января 1848 г.), умалчивая о певице Гримм, отмечал резкий и прерывистый голос А.-Л. Лавуа, неумелую игру и другие недостатки исполнения.
   13 По-видимому, Тургенев говорит" русской актрисе А. М. Каратыгиной, 22 октября 1843 г. исполнившей на сцене петербургского Большого театра партию Марселины (Берты) в опере "Севильский цирюльник", дебютом спектакле П. Виардо в ее первый приезд в Россиию.
   14 Вероятнее всего, имеется в виду известный труд Ж. Дюлора "Физическая, гражданская и нравственная история Парижа" (Dulaure J. Histoire physique, civile et morale de Paris. 7 volume. Paris, 1821-1822), который в конце 1847 г. вышел в новом однотомном издании, пересмотренной и дополненном Л. Батисье.
   15 Эго письмо неизвестно,
   16 Тургенев в шутку испанизирует имя дочери П. и Л. Виардо Луизы.
  

84. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано (не полностью): во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1898, No 44, 1 octobre, p. 32-36; в русском переводе - Моск. Вед, 1898, No 266, 27 сентября (9 октября). Перепечатано: в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с. 31-35, VII; Письма к Виардо, с. 61-68, VII; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardot, p. 32-38, VII.
   Впервые полностью во французском оригинале опубликовано: Т, Quelques lettres, p. 53-56.
  
   1 Мнение Тургенева о политическом положении во Франции высказано было, по-видимому, в неизвестном письме к Л. Виардо. Не раз возвращался Тургенев к этому вопросу в письмах к П. Виардо. Ряд признаков и событий, общественной жизни указывали в и то время на усиливающееся недовольство народных масс, на обоcтрение классовой борьбы и приближение революции. Ср. позднейший очерк Тургенева "Человек в серых очках" (1879).
   2 "Мои рассказы" - очевидно "Заметки охотника", из которых в 1847 г. были напечатаны в "Современнике": "Хорь и Калиныч" (No 1), "Петр Петрович Каратаев" (No 2), "Мой сосед Радилов", "Однодворец Овсяников", "Льгов", "Ермолай и мельничиха" (No 5), "Бурмистр", "Контора" (No 10); в то же время написаны рассказы "Малиновая вода", "Уездный лекарь", "Бирюк", "Лебедянь", "Татьяна Борисовна и ее племянник", "Смерть", напечатанные в "Современнике" позднее (1848, No 2). Противопоставление этих рассказов галантно-пасторальным новеллам Флориана имеет иронический смысл.
   3 "Сеньор Луи" (и ниже "великий охотник") - Л. Виардо. Намерение его перевести на французский язык "Записки охотника" не осуществилось, но позднее он перевел, с помощью Тургенева, ряд его повестей.
   4 "Держи вора!" - известная цитата из комедии Мольера "Смешные жеманницы", не раз вспоминаемой Тургеневым в письмах к Виардо; Тургенев приводит слога из пародийного мадригала-экспромта Маскариля (в сцене X), кончающегося четырехкратным восклицанием "Au voleur!" ("Держи вора!").
   5 Цитата (в переводе) из третьей песни "Полтавы".
   6 Партия Ромео в опере Беллини "Капулетти и Монтекки" была написана для низкого женского голоса и исполнялась П. Виардо.
   7 Речь идет о парижской читальне, аналогичной той, которая существовала в Берлине.
   8 Опера Россини "Дева озера" (1819) написана на сюжет одноименной поэмы В. Скотта.
   9 Брат П. Виардо - Мануэль Гарсиа.
   10 Имеется в виду контракт, подписанный П. Виардо в Берлине в феврале 1848 г. на исполнение роли Фидес в опере Дж. Мейербера "Пророк" с ноября 1848 по май 1849 г., на чем настаивал сам композитор. Постановка оперы задержалась из-за политических событий и состоялась в апреле 1848 т. (см. письмо П. Виардо к Ж. Санд от 12 февраля 1848 г.: Marix-Spire, p. 242.)
  

85. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии, из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано (не полностью): во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1898, No 44, 1 octobre, p. 36-40; в русском переводе - Моск Вед, 1898; No 266, 27 сентября (9 октября). Перепечатано: в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с. 35-39, VIII; Письма к Виардо, с. 71-77, VIII; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardot, p. 38-43, VIII.
   Полностью публикуется впервые.
   Во французских изданиях к этому письму присоединен в начале отрывок, принадлежащий письму 83 (см. примеч. к нему).
   Часть письма, начиная со слов "Сегодня, во вторник", очевидно, написана не 5 (17) января, а на следующий день, на который и приходился вторник.
  
   1 Тургенев имеет в виду представление оперы Глюка "Ифигения в Тавриде" во время гастролей П. Виардо в Берлине в начале января 1848 г. Об ее исполнении партии Ифигении писал постоянный сотрудник газеты "Vossische Zextung", Л. Рельштаб. В десятом номере газеты за этот год он высоко оценил талант певицы, которая обычно, успешно представляла "все языки и стили", однако отметил, что по роду дарования ей ближе роли романтического плана, а не сдержанный характер античной героини. Рельштаб и в дальнейшем подробно откликался на каждое выступление певицы во время ее берлинских гастролей.
   2 См. примеч. 1.
   3 О ком идет речь, установить не удалось.
   4 Речь идет о статье Е. Крссака, посвященной исполнению П. Виардо партии Ифигении 11 января 1848 г. (Berliner Zeitungs Halle, 1848, No 12).
   5 Речь идет о статье Ф. И. Труна в "Berliner Zeitungs-Halle" (1848, No 10).
   6 Концерт в Парижской консерватории был посвящен памяти Ф. Мендельсона, умершего 4 ноября н. ст. 1847 г.
   7 Тургенев имеет в виду одного из героев исторической драмы Гёте 1773 г., повествующей о событиях кануна Великой крестьянской войны.
   8 О чем идет речь, не ясно.
   9 "Зимний сад" - предприятие, вызвавшее большие толки в обществе и в парижской печати - выставка цветов и растений, магазин цветов, семян и садовых орудий, а также предметов роскоши и искусства, ресторан, зал для праздников и балов и т. д. Был устроен на акционерных началах и открыт 20 декабря 1847 г. в специальном здании на Елисейских полях.
   10 Роман Ж. Санд из крестьянской жизни, один из ее "деревенских" романов, очень ценимых Тургеневым за их правдивость и народность. Роман публиковался в фельетонах "Journal des Debats" начиная с 31 декабря 1847 г., в течение всего января и начала февраля 1848 г.
   11 В 1841-1848 гг. П. Леру вместо с Ж. Санд и Л. Виардо издавал журнал социально-утопического направления "Revue independante" (о возможности участия в нем Тургенева - в виде сообщения материалов о русской литературе в 1847-1848 гг.- см.: Ланский Л. Отзывы о Белинском в "La Revue independante".- Лит Наcл, т. 56, с. 497-500). П. Леру был в дружеских отношениях и переписке с Ж. Санд и как критик современного общества и католицизма оказал на ее творчество известное влияние (см.: Karenine Wladimir. George Sand, sa vie et ses oeuvres, t. III. Paris, 1912, главы III и IV). Тургенев скептически относился к социально-утопическим симпатиям Ж. Санд и видел в ее "деревенских" романах здоровую реакцию против теоретизирования и утопизма, характерных для ее творчества начала 40-х годов. Показательным было и то, что роман печатался в "Journal des Debats" - консервативном правительственном органе, ведшем ожесточенную полемику с буржуазно-республиканской и социалистической оппозициями.
   12 Вступление к "Франсуа-Найденышу" начинается описанием осеннего вечера: "Мы возвращались с прогулки при лунном свете, который слабо серебрил тропинку среди потемневших полей. Это был осенний вечер, теплый и подернутый дымкой; мы заметили, как звучен воздух в это время года и какая таинственность царствует в природе..."
   13 Жарриель - местность близ Куртавнеля.
   14 Ш. Монталамбер 14 января н. ст. 1848 г. произнес в Палате пэров демагогическую речь, которая вызвала одобрение всей правой части Палаты. Оратор указал на недавнее поражение католической партия (Зондербунда) в Швейцарии как на поражение "порядка" и "истинной свободы" и победу "радикализма", худшего, чем анархия. "Радикализм" из Швейцарии готов был, по мнению Монталамбера, перекинуться во Францию и мог охватить всю Западную Европу (Journal des Debats, 1848, 15 января),
   15 "Жиль Блас" ("Histoire de Gil Blas", 1715) - роман А.-Р. Лесажа. Тургенев читал его в испанском переводе для практики в этом языке.
   16 "Манон Леско" ("Histoire du chevalier des Grieux et de Manon Lescaut", 1733) - повесть аббата А.-Ф. Прево. Тургенев переводил, "Манон Леско" на испанский язык для практики в этом языке.
   17 Этот "ученик" испанского учителя Тургенева (Кастелара?), так же как и переписка с ним Тургенева на испанском языке, нам неизвестны.
   18 Комедия - "Нахлебник", в которой центральная роль Кузовкина предназначалась для М. С. Щепкина.
  

86. Георгу и Эмме Гервег

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 795 (И. С. Тургенева), No 37, л. 6.
   Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. 1, с. 294. Датируется по упоминанию о событиях В Берлине, см. примеч. 2.
  
   1 О ком из сотрудников, французского временного правительства идет речь - неизвестно.
   2 Февральская революция во Франции ускорила развитие революционных событий в Германии, где уже в марте начались народные волнения. 18 марта 1848 г. берлинские рабочие, поддержанные всем народом, подняли вооруженное восстание и- после героической борьбы на баррикадах заставили королевское правительство вывести войска из Берлина, произвести перемену министерства, дать амнистию заключенным и конституцию.
   3 Шпандау - немецкая крепость в 14 км от Берлина в сторону Потсдама. Слухи о бегстве Фридриха Вильгельма IV были ошибочны. Король думал о бегстве, но своего намерения не осуществил (Tagebucher von К,. A. Varnbagen von Ense, Bd. VI. Leipzig, 1862, S. 81). В крепости укрылся 19 марта брат короля, наследный принц Вильгельм, которого ненавидел народ. Из Шпандау он перебрался в Гамбург, а оттуда бежал в Англию. Возможно, что его бегство послужило поводом , для распространения слухов о бегстве короля.
   4 Тургенев жил в этот период в Париже в одном доме ("на углу улицы Мира и Итальянского бульвара" - см. очерк "Наши послали!") с поэтом Гервегом, к которому он часто заходил.
  

87. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано (не полностью): во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1898, No 44, 1 octobre, p. 40-46; в русском переводе - Моск Вед, 1898, No 266, 27 сентября (9 октября). Перепечатано: в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с. 39-46, IX; Письма к Виардо, с. 81-93; IX; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardot, p. 43-52, IX.
   Впервые полностью во французском оригинале опубликовано: Т, Quelques lettres, p. 59-64.
  
   1 "Выставка" - ежегодный весенний "Салон" в Париже - была первой после февральской революции и, по мнению Тургенева, должна была в чем-то отразить происшедшую перемену. Выставка открылась 15 марта 1848 г. в залах Лувра и была громадной по количеству экспонатов - 5180 картин, скульптур, рисунков и т. д. Названия двух картин Э. Делакруа указаны Тургеневым неточно, подлинные их названия: "Le lion devorant une gazelle" ("Лев, пожирающий газель") и "Le Christ au tombeau" ("Христос в гробнице"). "Смерть Валентина" изображает сцену из первой части "Фауста" Гёте. На выставке были также другие картины Делакруа - "Арабские актеры", "Смерть Лары" (из Байрона), "Лев в логовище". Газеты очень сдержанно отозвались о картинах Делакруа (как и обо всей выставке вообще, признанной самой слабой за многие годы) и вовсе не отметили той, которая понравилась Тургеневу ("Лев, пожирающий газель").
   2 "Griseldis, ou les Cinq sens" ("Гризельда, или Пять чувств") - балет в трех действиях (либретто Ф.-Ф. Дюмануара и Ж. Мазилье, музыка А. Адана), поставленный за несколько дней до февральской революции. Сюжет, (восходящий к знаменитой новелле Боккаччо) заключается в том, что богемский, принц Эльфрид (М. Петипа), отличающийся полной бесчувственностью, отправлен отцом к невесте, дочери молдавского господаря; но пастушка Гризельда (Карлотта Гризи) вызывает в нем любовь и постепенно пробуждает все его чувства, кроме зрения; прозревает он лишь тогда, когда видит свою невесту, и она оказывается Гризельдой. Сцену магнетизма, иронически отмечали рецензенты, Ж. Жанен в "Journal des Debats" (1848, 21 февраля) и Т. Готье в "La Presse" (1848, No 4302, 21 февраля).
   3 См. письмо 63, примеч. 7.
   4 Тургенев пародирует стиль Гюго, построенный на антитезах.
   5 "Провинциальные письма" ("Lettres provinciales", точнее: "Lettres ecrites par Louis de Montalte a un provincial de ses amis et aux RR. PP. jesuites sur le sujet de la morale et de la politique de ces peres" - "Письма, писанные Луи де Монтальтом другу-провинциалу и преподобным отцам иезуитам на предмет морали и политики этих отцов") - красноречивый и блестящий памфлет Б. Паскаля (1657) против иезуитского мракобесия, которое, однако, Паскаль критиковал с позиции "обновленного" янсенистами католицизма, что и отмечает Тургенев, называя его книгу "произведением раба". Цитируемые Тургеневым строки (два двустишия, почти точно приведенные) взятые из одиннадцатого письма, адресованного "преподобным отцам иезуитам" под датой "18 августа 1656", где Паскаль с иронией приводит отрывки из сочинения в стихах и в прозе одного из иезуитов - отца Лемуана "Нравственные картины" ("Peintures morales"). Это сочинение Паскаль с возмущением называет "шутовством". Об отношении Тургенева к философии Паскаля и ее отражении в его творчестве см. в кн.: Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972 с. 60-90.
   6 Выставка проектов скульптурного символического изображения Республики была открыла с 25 по 30 апреля н. ст. и явилась результатом конкурса, объявленного в марте 1848 г., временным правительством. На выставке было представлено более 700 произведений, но все они оказались настолько слабы, что конкурс был признан несостоявшимся (см. фельетон в "Journal des Debats", 1848, 2 мая).
   7 А. А. Тучков, вместе с семьей (женой Натальей Аполлоновной и дочерьми Натальей и Еленой) приехав в Париж из Рима вскоре после февральской революции, прожил здесь весну и лето 1848 г., часто встречаясь с П. В. Анненковым, и Тургеневым (см.: Тучкова-Огарева, с. 64-68, 279-283):
   8 "Путешествие вокруг моей комнаты" Ксавье де Местра, напечатанное в 1794 г.,- ряд размышлений и замечаний, вызванных предметами, находящимися в комнате автора, но в большинстве не связанных с ними. Замечание Тургенева о подражании Кс. де Местра Л. Стерну вполне обоснованно и высказывалось в критик". Р. Тёпфер был лично близок к Кс. де Местру, содействовавшему его литературной карьере, и сближение этих имен является совершенно справедливым.
   9 В марте 1848 г. Гервег задумал организовать поход вооруженной рабочей колонны в Германию для возбуждения там революции. Несмотря на противодействие немецких эмигрантов, участники похода - 640 человек из рабочей эмигрантской молодежи, возглавленной Гервегом и его другом А. Борнштедтом,- 24 апреля н. ст. перешли границу Франции, но 27 апреля были встречены и разбиты вюртембергскими войсками; Гервег едва не попал в плен и спасся лишь благодаря находчивости и энергии его жены. Они скрылись в Швейцарию, а позднее вернулись в Париж. Сообщаемое Тургеневым известие о гибели Борнштедта оказалось ложным. Говоря о "Короле Лире", Тургенев имеет в виду 4-ю сцену III акта трагедии Шекспира:
   10 При временном правительстве Жорж Сайд принимала активное участие в редактировании "Bulletins de Га Republique" ("Бюллетеней Республики").
   11 На всеобщих выборах в Национальное собрание в конце апреля 1848 г. Жюль Бастид был избран депутатом от департамента Сены (Парижа), получив 110 228 голосов я заняв в списке избранных 30-е место (см.: Journaldes Debats, 4848, 29 апреля).
   12 С конца апреля н. ст. 1848 г. П. Виардо с дочерью, X. Гарсиа и А. Сичес находилась в Лондоне, куда была приглашена на летний итальянский оперный сезон в театр Ковёнт-Гарден. 5 мая она выступила в роли Валентина в "Гугенотах" Мейербера. Певица постепенно переходила от колоратурных партий к драматическим, к Мейерберу, Гуно, а позднее - к Верди.
   13 На выражение "etre dans son assiette ordinaire" ("быть в своей тарелке") обратил также внимание Пушкин и писал о нем в одной заметке 30-х годов: "...assiette значит положение от слова asseoir, но мы перевели каламбуром - в своей тарелке: - Любезнейший, ты не в своей тарелке. Горе от ума" (Пушкин, т. XII, с. 181).
   14 Фр. Леметр особенно прославился исполнением роли Робера Макера в мелодраме E. Антье, Ж. Сент-Амана и Полианта "Адретская гостиница" (1823) и в её продолжении, пьесе "Робер Макер" 1834), написанной самим Леметром совместно с Антье и Сент-Аманом. Из мелодраматического и сентиментального злодея первой пьесы Леметр создал гротескную и страшную фигуру современного героя - цинического и беспринципного дельца-авантюриста, способного на любое преступление,- сатирическое обобщение пороков буржуазного общества. Благодаря его игре имя Робера Манера сделалось, нарицательным.
   15 Шутливый намек на распространенную тогда лженаучную систему френологии Ф. Галля, согласно которой свойства и способности человека определяются по соответствующим им выпуклостям на черепе.
   Открытие Национального учредительного собрания, избранного в конце апреля, состоялось 4 мая н. ст. 1848 г. О своей неудавшейся попытке попасть на одно из заседаний собрания Тургенев писал Л. Виардо (см. письмо 89).
  

88. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собраний М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано: во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1898, No 45, 8 octobre, p. 181-186; в русском переводе - Моск Вед, 1898, No 271, 2 (14) октября. Перепечатано: в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма; с. 46-52, X; Письма к Виардо, с. 97-106, X; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardol, p. 52-59, Х.
   "Отчет" представляет собой, вероятно, приложение к неизвестному нам письму; он написан в ближайшие дни после событий 15 мая 1848 г., что определяет датировку "отчета", помеченного датой описываемых событий, а не написания.
  
   1 События 15 мая 1848 г., неполно и тенденциозно представленные в парижских газетах должны были волновать таких близких к левым политическим кругам людей, как Л. и П. Виардо. Естественно, что Тургенев: поспешил дать им подробный "отчет".
   Майские события важным этапом французской революции 1848 г. На 15 мая была назначена демонстрация парижского населения перед Национальным собранием под лозунгом поддержки Польши, где нарастало, в это время национально-освободительное движение. Но демонстрация извратилась в выступление рабочего класса Парижа против буржуазного правительства и реакционного Национального собрания, Буржуазия Провокационно использовала этот день для расправы 6 рабочими и их руководителями. День 15 мая явился преддверием восстания рабочих 23-25 июня. Краткий, но яркий рассказ о событиях 15 мая оставил Герцен: им начинается "Письмо девятое" в "Письмах из Франции и Италии", помеченное "Париж, 10 июня 1848" (Герцен, т. 5, с. 132-133). Здесь дана оценка событий 15 мая как торжества буржуазного "порядка" над революцией и крушения республиканских идеалов. Тургенев не мог делать подобных выводов, что особенно сказывается в последних строках письма (о смысле истории), а также в том, что он считал разумным торжество буржуазного порядка. Но его резко отрицательная оценка Национального собрания не разнится с оценкой, данной Герценом (там же, с. 134 и сл., 379-381).
   2 Тургенев вспоминает о появлении М.-Ж. Лафайета среди народа, во главе Национальной гвардии, в июле 1830 г.
   3 "О" в слове "Польша" (франц. Полонь), "И" в слове "республика" (франц. репюблик).
   4 Мобильная (подвижная) гвардия образована была временным правительством в составе 24 батальонов по 1000 человек в каждом "из молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет"; они "принадлежали большей частью к люмпен-пролетариату" (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М., 1956, т. 7, с. 23). Мобильная гвардия использовалась буржуазией против рабочих 15 мая и особенно в июньские дни.
   5 По существовавшей традиции, председатель Национального собрания, надев шляпу, тем самым прервал бы заседание.
   6 По рассказу Тита Ливия, когда в 390 или 387 г. до н. э. галльские войска взяли Рем и ворвались в Сенат, сенаторы встретили их молча, сидя неподвижно, завернутыми в тоги; галлы приняли их за изваяния, но затем, обнаружив, что это живые люди, всех перебили.
  

89. Луи Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж). Впервые опубликовано: Т, Nouv corr ined, т. 2, p. 4-7.
  
   1 Л. Виардо с начала мая находился в Лондоне, где в это время выступала П. Виардо. См. письмо 87, примеч. 12.
   2 См. письмо 88.
   3 Празднество Братства, Согласия в честь Национальной гвардии департаментов Франции было устроено 21 мая 1848 г. и происходило по образцу празднеств Федерации (14 июля 1790 г.) и Верховного существа (8 июня 1793 г.). Парад гооруженных делегатов из провинций принимали члены Исполнительного комитета и Национального собрания. Подробный отчет об этом празднике был помещен в ".Tournai des Debat?" от 22 мая 1848 г.
   4 Газета "Journal des Debats" от 20 мая цитировала "Le Courrier de Lyon" от 18 мая: "Этим утром наш город пришел в волнение от новости, что пригород Бресс был покрыт баррикадами и что государственные строительные рабочие, вооруженные и снабженные патронами, выступили против представителей Республики". Та же газета, цитируя местную газету Лилля "L'Echo du Nord" от 20 мая, сообщала о волнениях среди рабочих, происходивших 18 и 19 мая на Большой площади у здания почты.
   5 В отчете о празднестве 21 мая в "Journal des Debats" говорилось: "Ночью Марсово поле, Елисейские поля, площадь Согласия, сад Тюильри, общественные здания были иллюминированы. Иллюминация Елисейских полей, представлявшая собою гирлянды огней, развешанных по обеим сторонам большой аллеи, в середине освещенной фонарями из цветного стекла, была очень богата, хотя ее уже видели на других празднествах. Иллюминация площади Согласия была не менее блестяща".
   6 Об этой статуе в упомянутом выше отчете сообщалось: "В центре площади была поставлена огромная статуя Республики во фригийском колпаке. Левая рука опиралась на жертвенник, а правая держала корону и мечь. Эта статуя, работы Клезенже, вообще говоря, не вызвала особого восхищения".
   7 На заседании Национального собрания 10 мая 1848 г. Л. Ф. М. Воловский, поляк по национальности, поднял вопрос о вооруженном выступлении Франции за независимость Польши. Дебаты по этому вопросу состоялись 15 и 23 мая 1848 г. На заседании 23 мая Л. де Ламартин выступил против оказания военной помощи восставшим полякам в княжество Познанском и Галиции, из-за неспособности вооруженных сил Франции противостоять объединенным войскам России и Пруссии (см.: "Journal des Debats" от 24 мая 1848 г.). Передовые круги восприняли позицию Ламартина как предательство по отношению к польскому народу. Так, М. А. Бакунин писал Ж. Санд 10 декабря 1848 г.: "Что касается поляков, великого герцогства Познанского, то тут измена г-на Ламартина очевидна. Он их уничтожил, он всегда выступал против них, он сторонник и поклонник Николая. В марте он отправил в Германию всю польскую эмиграцию, заверив ее на основании будто бы последних официальных сообщений, что перед ней широко распахнут ворота герцогства Познанского и Галиции. Поляки поверили ему на слово и тут же им пришлось раскаяться" (Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1977. М., 1979, с. 179).
   8 Под "искусственной войной" Тургенев подразумевает Познанское восстание под руководством Л. Мерославского, начавшееся 20 марта в городах Курник и Бнин и охватившее все Познанское княжество. Однако стремление лидеров консервативной шляхты, занявшей руководящее положение в национальном комитете восставших, лояльной тактикой убедить прусское правительство согласиться на предоставление Познанскому княжеству автономии привело к расколу среди восставших. Восстание было подавлено, и 9 мая в деревне Бардо был подписан акт о капитуляции.
   9 Первое представление оперы "Гугеноты" Мейербера состоялось в театре Ковент-Гарден 2 августа 1848 г.
  

90. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.
   Впервые опубликовано: в русском переводе (с небольшими сокращениями) - Рус Вед, 1911, No 177, 2 августа; во французском оригинале - Т, Lettres ined, p. 10-12.
  
   1 Поездка Тургенева из Парижа на юг Франции не преследовала, по-видимому, определенной цели (кроме перемены обстановки), и не нашла прямого отражения в его творчестве. Выехав из Парижа утром 12 октября н. ст. дилижансом, он посетил Лион, Баланс,, Авиньон, Ним, Арль, Марсель, Тулон и Иер (Гиер), куда прибыл: 19 октября и где провел около 10 дней. Из Иера Тургенев вернулся в Париж 6 ноября 1848 г.
   2 Речь идет о парижских рабочих, участниках июньского восстания 1848 г. Улица Кюльтюр Сент-Катрин (позднее названная улицей Севинье) находилась в Париже, в предместье Сент-Антуан и была одним из главных центров июньских событий.
   3 "Между небом и водой" - вероятно, картина или рисунок работы П. Виардо, которая была и одаренной художницей, либо исполнявшийся ею неизвестный нам романс.
  

91. Полине Виардо

  
   Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании М. и А. Ле Сен (Париж).
   Впервые опубликовано (не полностью): во французском оригинале - Revue Hebdomadaire, 1898, No 45, 8 octobre, p. 186-189; в русском переводе - Моск Вед, 1898, No 271, 2 (14) октября. Перепечатано: в русском переводе - Гальп.-Кам., Письма, с 52-55, XI; Письма к Виардо, с. 109-116, XI; во французском оригинале - Halp.-Kam., Viardot, p. 60-65, XI.
   Полностью публикуется впервые.
  
   1 Письмо Тургенева к П. Виардо из Марселя, написанное, вероятно, 4 (16) октября 1848 г., неизвестно.
   3 Наполеон Бонапарт, возвращаясь из Египта во Францию, сел на фрегат "Мюирон" 5 фрюктидора VII г. (22 августа 1799 г.); счастливо избегнув преследования английским флотом, он высадился у мыса Фрежюс на французский берег и 24 вандемьера (16 октября) явился в Париж, чтобы возглавить подготовку государственного переворота 18 брюмера (9 ноября).
   3 Каторжная тюрьма в военно-морском порту Тулона была основана в 1682 г. и существовала до 1873 г. Она издавна заслужила мрачную известность и вызывала протесты гуманистов и прогрессивных политических деятелей. В литературе оставила память как место заключения героя романов О. Бальзака Жака Коллеги (Вотрена), несомненно известного Тургеневу. Позднее В. Гюго изобразил тулонскую каторгу в романе "Отверженные".
   4 Комедия "Нахлебник".
   5 "Иоанна Безумная" - опера А.-Л. Клаписсона, текст Э. Скриба; впервые поставлена в парижской Большой опере в ноябре 1848 г. П. Виардо в ней не выступала. Мрачная музыка не понравилась публике, и опера скоро сошла со сцены.
   6 "Пророк" - опера Дж. Мейербора, текст Скриба; впервые поставлена в Большой опере 16 апреля п. ст. 1849 г. Сюжетом оперы является свободно интерпретированная история Иоанна Лейденского, который объявил себя пророком и пытался возродить раннехристианский коммунизм, но был побежден феодально-католической реакцией, взят в плен и казнен (1536). Бопере выдвинут на первый план трагический конфликт между "пророком", его матерью Фидес и невестой Бертой. Партия Фидес была написана Мейербором для П. Виардо; это - одна из ее лучших партий в период совершенной зрелости дарования, в которой развернулись в полной море ее вокальные и драматические данные. См.: Розанов, с. 77-79; Coubes Fr. Pauline Viardot dans "La Prophete".- Cahiers Ivan Tourgueniev, Pauline Viardot, Maria Malibran. Paris, 1978, No 2, octobre, p. 109-116.
  

92. Эмме Гервег

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 795 (И. С. Тургенева), No 37, л. 2.
   Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. 1, с. 310.
   Записка, по-видимому, написана по приезде из Иера, откуда Тургенев сообщал П. Виардо, что будет у нее в Париже 24 октября (5 ноября) (см. письмо 91). Помета на письме "понедельник" указывает на то, что Тургенев приехал 6 ноября н. ст. А. И. Герцен упоминает о нем и о его болезни в письме к Т. Н. Грановскому, Е. Ф. и М. Ф. Корш, Н. X. Кетчеру и H. M. Сатину от 7 ноября н. ст. (см.: Герцен, т. 23, с. 113).
  
   1 Герцен приехал со своим семейством в Париж 23 апреля (5 мая) 1848 г. и поселился сначала в одном доме с Тучковыми на Елисейских полях. В начале ноября н. ст. 1848 г. Герцены переехали на новую квартиру - на бульваре Мадлен, 17 (см.: Герцен, т. 5, с. 378; т. 23, с. 97, 114; Тучкова-Огарева, с. 297), Тургенев, в ноябре и декабре очень часто посещал Герценов. Г. Гервег с конца ноября - начала декабря 1848 г. стал близким человеком в семье Герцена (см.: Герцен, Летопись, 1812-1850, с. 470-477).
   2 "Воинственным Горацием" Тургенев, вероятно, называет сына Гервега Горация, которому в это время было 5 лет.
  

93. М. С. Щепкину

  
   Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 306, картон No 2, оп. хр. 102, л. 1.
   Впервые опубликовано: Т и его время, с. 303-304.
  
   1 И. Л. Огарева вспоминает об И. В. Селиванове: "В 48 году мы виделись с ним часто в Париже. Тургенев уверял, что С<еливанову> опасно ехать в Россию, потому что он был в Париже во время баррикад" (Русские пропилеи. М., 1916, т. 2, с. 145).
   2 М. В. Станкевич 11 декабря 1848 г. писала родным из Москвы: "...Михайло Семенович <Щепкин> с детьми приехал прочесть нам комедию Тургенева "Нахлебник", которая будет дана в его бенефис... "Нахлебник" - чудная пьеса. Михайло Семенович расплакался, читая ее и воображая, как хороша она будет на сцене... До сих пор она еще в цензуре. В ней на сцене богатые помещики и мелкопоместные бедняки, над которыми первые потешаются, и тут-то выходит настоящая трагедия. Может быть, эта пьеса будет напечатана, в "Современнике"" (Лит Наcл, т. 58, с. 720)
   3 Говоря о приятелях, Тургенев имеет в виду прежде всего Л. И. Герцена, который 8 ноября н. ст. 1848 г. в письме к московским друзьям просил сообщить М. С. Щепкину, что "драма, которую пишет Тургенев,- просто объеденье" (Герцен, т. 23, с. 113, 114; см. также примечания к письму 92). Другими "приятелями" могли быть Н. А. Мельгунов, члены семейства Тучковых и пр.
   4 О том, что "Нахлебника" предполагалось впервые исполнить 31 января 1849 г. в бенефис М. С. Щепкина, Тургенев позже писал Л. А. Краевскому (см. письмо 99).
   5 С. А. Гедеонов, автор драмы "Смерть Ляпунова", которую Тургенев резко критиковал в своей рецензии (Отеч Зап, 1846, No 8; наст. изд., Сочинения, т. 1), был сыном директора императорских театров А. М. Гедеонова. С этим обстоятельством и были связаны опасения Тургенева за судьбу "Нахлебника", которые целиком оправдались. Несмотря на хлопоты Щепкина, комедия в то время не была пропущена цензурой ни на сцену, ни в печать. Только в 1857 г. ее удалось напечатать (Совр, No 3); постановка же ее впервые осуществилась в январе 1862 г. в Москве, в бенефис Щепкина, боровшегося в течение тринадцати лет за возможность играть в этой пьесе. Подробнее см.: наст. изд., Сочинения, т. 2, с. 589-600.
  

94. Эмме Гервег

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 795 (И. С. Тургенева), No 37, л. 4.
   Впервые опубликовано: Т, ПСС и П, Письма, т. 1, с. 312.
   Письмо датируется на основании упоминания о гонораре доктору Рейе и пометы о том, что оно написано в понедельник.
   О болезни Тургенева после возвращения его из поездки на юг Франции см. письмо 92 и примеч. к нему. Очевидно, Тургенев, тогда впервые обратившийся к Рейе, домашнему врачу семей Герцена и Гервега, не знал, сколько ему следует платить за леченье. Так как Тургенев приехал в Париж в понедельник 25 октября (6 ноября), то настоящее письмо следует датировать, скорее всего, неделей позже, т. е. 1 (13) ноября 1848 г. Более подробное обоснование датировки см.: Т, ПСС и II, Письма, т. I, с. 593.
  
   1 В период революции 1848 г. слово "братство" (fraternite) употреблялось как приветствие. Так, Жорж Санд писала Полине Виардо: "Maurice vous dit salut et fraternite" - "Морис вам говорит привет и братство" (Marlx-Spire, p. 254).
  

95. А. А. Краевскому

  
   Печатается по подлиннику: ГПБ, ф. 391 (А. А. Краевского), л. 156.
   Впервые опубликовано: Письма к Краевскому, с. 1.
  
   Стр. 277. Улица Фронше (франц.).
  
   1 Более ранние письма Тургенева к Краевскому неизвестны.
   2 В письме от 8 (20) декабря 1848 г. Краевский отвечал Тургеневу: "Не для чего было... спрашивать о том, нужны ли мне ваши статьи. Конечно, нужны, и вы вдвое утешили бы меня, если б при письме прислали и ту готовую статью, о которой пишете, не удерживаясь неуместным вопросом: в каких отношениях мы находимся?" (ИРЛИ, ф. 7, No 144). "Вещи", которые Тургенев намеревался отдать Краевскому,- повесть "Дневник лишнего человека" и, возможно, комедия "Вечеринка".
  

96. М. С. Щепкину

  
   Печатается по подлиннику: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, No 84, л. 1-2.
   Впервые опубликовано: Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып. 4, 1898, с. 118-119. Факсимиле, л. 1 и 2, воспроизведено: Лит Арх, т. 4, с. 377, 379.
  
   1 Письмо Тургенева, которое, вероятно, было послано вместо со вторым актом комедии "Нахлебник", неизвестно.
   2 Бенефис М. С. Щепкина предполагался 31 января 1849 г. Однако "Нахлебник" был запрещен тогда к постановке на сцене. О том, что актер высоко ценил комедии Тург

Другие авторы
  • Доде Альфонс
  • Житков Борис Степанович
  • Буринский Владимир Федорович
  • Багрицкий Эдуард Георгиевич
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Озаровский Юрий Эрастович
  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна
  • Радищев Николай Александрович
  • Беляев Александр Петрович
  • Лелевич Г.
  • Другие произведения
  • Кронеберг Андрей Иванович - А. И. Кронеберг: биографическая справка
  • Чехов Антон Павлович - Рассказы и повести 1894-1897 гг.
  • Дружинин Александр Васильевич - Полное собрание сочинений Ивана Козлова. Спб. 1855.
  • Дорошевич Влас Михайлович - Дело Каласа
  • Хаггард Генри Райдер - Ледяные боги
  • Дорошевич Влас Михайлович - Забытый драматург
  • Львов-Рогачевский Василий Львович - Символ
  • Васильев Павел Николаевич - Стихотворения
  • Григорьев Аполлон Александрович - Взгляд на книги и журнальные статьи касающиеся истории русского народного быта
  • Соколовский Александр Лукич - Из "Песни о Беовульфе"
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 334 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа